В последнее время проблема отклоняющегося поведения человека является весьма актуальной для российского общества и исследуется в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является зависимое поведение, когда жизнь человека и его поведение начинают жестко зависеть от различных факторов. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Их можно классифицировать по специфическому объекту зависимости: вещества, процессы, отношения. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей, что-то отнимает у человека. [16.18] Попадая в асоциальную компанию, подросток соблюдает ее «понятия», то есть развлекается так, чтобы не быть «белой вороной», а не в соответствии с другими факторами, например самочувствием, как это делают взрослые. Поскольку в таких компаниях приветствуется максимализм, например, пьянка до отключения, то у подростка, соблюдающего соответствующие правила и понятия, контроль организма за количеством выпитого подавляется с самого начала. Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может перейти в процесс, который настолько захватывает личность, что начинает управлять ее существованием. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Данная исследовательская работа - это попытка ответить на вопросы: почему некоторые подростки могут отказаться от зависимых форм поведения, а некоторые принимают её как норму? От чего это зависит? Зависит ли это от разного личностного ресурса?
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_kramarenko_1__v_kray.docx | 193.34 КБ |
| Дистанционный этап муниципальной НПК «Шаг в науку» |
Полное название темы работы | «Аддиктивное (зависимое) поведение и дефицитарность (избыточность) личностных ресурсов» |
Название секции форума | Психология и педагогика |
Тип работы | Исследовательская работа |
Возрастная номинация | 9-10 класс |
Фамилия имя отчество (полностью) | Крамаренко Кирилл Андреевич , 11.01.1995 года рождения |
Домашний адрес автора | 662710, Шушенское, ул.Щетинкина, 37 662710, Шушенское, ул.Победа, 3а |
Место учебы: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа № 3 |
Класс | 10 «А» |
Место выполнения работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа № 3 |
Руководитель | Борисова Наталья Николаевна Шушенская СОШ № 3 учитель искусства, педагог-психолог |
Научный руководитель | - |
Ответственный за корректуру текста работы | Борисова Наталья Николаевна Шушенская СОШ № 3 учитель искусства, педагог-психолог |
e-mail (обязательно) |
телефон автора: сот. 89232981140 телефон руководителя: сот 89024684765, bornat09@mail.ru |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выполнил
ученик 10 «А» класса
Крамаренко Кирилл
Руководитель
Борисова Наталья Николаевна
учитель искусства, педагог-психолог
п. Шушенское, 2011-2012 год
Содержание
Аннотация
2.7. Описание результатов исследования.
2.8. Результаты, полученные по методике «Уровень притязания» (Шварцландера, модифицированной Бороздиной)
2.9. Результаты анкеты «Жизненные ценности и проживаемый опыт»
2.10. Результаты, полученные по методике «Несуществующее животное»
III. Заключение.
IV. Список литературы
V. Приложения.
АННОТАЦИЯ
Крамаренко Кирилл Андреевич,
МБОУ Шушенская средняя общеобразовательная школа № 3, 10 «А» класс
«Аддиктивное (зависимое) поведение и дефицитарность (избыточность) личностных ресурсов»
Руководитель: Борисова Наталья Николаевна, учитель искусства, педагог-психолог
Цель нашей работы:
Методы: анкетирование, психологическое тестирование, проективная диагностика, сравнительный анализ.
Основные результаты научного исследования (научные, практические):
научная - определена закономерность между ресурсным состоянием подростка и его подверженностью к зависимым формам поведения (Приложение № 4,5);
практическая - разработаны практические рекомендации для подростка, с целью сбалансированного формирования ресурсного состояния (Приложение № 6).
Результаты представлены в табличном виде, в виде диаграмм и практической рекомендации. Работа представляет практический интерес.
I . ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее время проблема отклоняющегося поведения человека является весьма актуальной для российского общества и исследуется в широком контексте медицинского и психологического познания. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является зависимое поведение, когда жизнь человека и его поведение начинают жестко зависеть от различных факторов. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, пища. Их можно классифицировать по специфическому объекту зависимости: вещества, процессы, отношения. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей, что-то отнимает у человека. [16.18] Попадая в асоциальную компанию, подросток соблюдает ее «понятия», то есть развлекается так, чтобы не быть «белой вороной», а не в соответствии с другими факторами, например самочувствием, как это делают взрослые. Поскольку в таких компаниях приветствуется максимализм, например, пьянка до отключения, то у подростка, соблюдающего соответствующие правила и понятия, контроль организма за количеством выпитого подавляется с самого начала. Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может перейти в процесс, который настолько захватывает личность, что начинает управлять ее существованием. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Меня привлекла эта тема своей масштабностью, так как постоянно соприкасаюсь с подростками, которые считают нормой поведения в свободное от школьных занятий время принять алкогольные напитки, покурить, иногда за компанию, а иногда для получения быстрых ярких впечатлений.
Мне захотелось понять, откуда произрастает «зерно» этой глобальной проблемы, которая «сжирает» огромное количество людей, и самое страшное, что она угнетает несовершеннолетних детей и подростков.
Проблема: Почему некоторые подростки могут отказаться от зависимых форм поведения, а некоторые принимают её как норму? От чего это зависит? Зависит ли это от разного личностного ресурса?
Разработанность темы:
Актуальность аддиктивной проблематики очевидна в силу неуклонного увеличения количества людей с различными видами зависимого поведения.
Последние десятилетия XX и начала XXI века породили как особую проблему подростковое распитие алкоголя и курение, когда этот феномен приобрел формы и широту, значимые для общественной и научной его оценки. Курение и алкоголемания оказались настолько сильным социально-психологическим феноменом, что вызвало систему изменений в жизни людей и сделало необходимым психологически исследования по данной проблеме.
Новизна работы заключается в том, что в нашей школе данная проблема не исследовалась, нет определённых выводов о зависимости между сформированности ресурсного состояния подростка и его предрасположенностью к зависимым формам поведения.
Цель исследования:
Объект исследования: подростки, учащиеся МБОУ Шушенская СОШ № 3 (7,8,9 классы, 40 человек)
Предмет исследования: индивидуальные особенности и ресурсное состояние подростков
Гипотеза исследования: для подростков, подверженных зависимости наиболее характерны особенности - избыточность или дефицитарность внутренних ресурсов, также свойственны тревожность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность и постоянные страхи, впервые об этом было сказано, ведущим психологом Хасаном Б.И. Попробуем в этом разобраться.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Теоретические задачи:
Эмпирические задачи:
Объект исследования: 40 человек в возрасте от 13 до 17 лет, учащиеся МБОУ Шушенская СОШ № 3.
Для определения ресурсного состояния личности использовался тест «Уровень притязания Шварцландера» (модифицированный Бороздиной). С целью изучения ценностной сферы использовалась анкета «Жизненных ценностей и прожитого опыта». С целью изучения личностных особенностей испытуемых применялась проективная методика «Несуществующее животное».
Методы исследования: анкетирование, психологическое тестирование, проективная диагностика, сравнительный анализ
План исследования:
I I . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях. В литературных источниках, датируемых V веком до н. э., встречается упоминание о том, что скифы сыпали коноплю на раскаленные камни с целью получения дыма, вызывающего восторженное состояние. Древние племена Средиземноморья бросали в костер подгнившие гроздья винограда (то есть такие, в которых уже начался процесс брожения) и от запаха сжигаемых плодов приходили в состояние опьянения. Шаманы использовали наркотические вещества во время ритуальных действий. Позже наркотики использовали служители культа и прорицатели, чтобы вызвать у верующих нарушение сознания и чувство особого психического подъема во время богослужений. В Древнем Египте, Древней Греции и Риме были известны наркотические свойства опийного мака и индийской конопли. Однако во всех ситуациях химический психотропный эффект играл лишь вспомогательную роль; главным фактором изменения сознания были магические ритуалы, маски, символические действия, танцы, заклинания, сильно воздействующие на психику человека.
Таким образом, одним из первичных глубинных факторов употребления человеком психоактивных веществ является желание периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы личности.
Особым элементом употребления алкоголя славянами было испытание человека «на прочность». Например, казаки Запорожской Сечи, в качестве одного из испытаний, для желающего стать запорожцем предлагали ему выпить кварту горилки. После этого наблюдали за поведением новичка: станет ли он болтливым, распущенным, потеряет ли над собой контроль, или, наоборот, будет сопротивляться действию алкоголя, не подавать виду, что опьянел, что плохо себя чувствует.
В исследуемой мной проблеме, встречаются основные понятия (термины), для дальнейшего исследования необходимо прийти к единому пониманию терминов.
Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.
Аддикция – это биосоциопсихическое расстройство, характеризующееся специфическими патофизиологическими изменениями нервной системы, тягой и повторной тягой к чему-либо контрпродуктивному, гедонистическим оттенком на ранних стадиях, а также изменением поведения и образа жизни человека.)[14]. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.
Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции.
Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Следовательно, существует классификация форм поведения, рассмотрим её более подробно.
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2)алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы. В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
Для дальнейшего изучения необходимо рассмотреть существуют ли теории по данному вопросу.
В области подверженности аддиктивным формам поведения существует несколько основных теорий, хотя однозначного ответа и мнения до сих пор не существует. [6]
Наименование | Автор теории | Суть теории |
Теория социального научения | А. Бандура | Личность человека изменяется под воздействие социальной среды, в результате чего происходит обучение определённым формам поведения. (Bandura A.,1977) |
Транзакциональная теория стресса и копинга | Р. Лазарус | Развитие различных форм поведения , приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса (Lazarus R.S.? 1980,1981) |
Теория эмоционально-ролевого проживания | Х. Дженер | При формировании личности необходимо проживание как положительных ролевых позиций, так и отрицательных. (Международная конференция, г. Красноярск, Великобритания, 2007 ) [14] |
Мы выдвигаем свою теорию формирования зависимого поведения, суть которой заключается в следующем: если у подростка несформированные нормальные адекватные внутренние ресурсы (сбалансированные), то есть у него либо избыточность либо недостаток ресурсного состояния, то он подвержен аддиктивному поведению. Исходя из этого, необходимо изучить вопрос о личностном потенциале. [7]
Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С.Мадди (1998) понятие «жизнестойкость» (hardiness), которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, в определенной мере поддающихся формированию и развитию, как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и заболеваний до социальных условий. Жизнестойкость определяется автором как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека. [6]
В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:
- вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);
- уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);
- принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта.
Мы в своей работе предлагаем исследовать связь между внутренними ресурсами подроста через уровень притязания и подверженностью влиянию различным аддикциям.
Вникая в эту проблему, я решил провести свое собственное исследование с подростками в возрасте с 14 до 17 лет ( 7,8,9 классаы). В ходе работы были использованы методики, направленные на всестороннее изучение личности испытуемых. Применялись методики, направленные на изучение ценностной сферы (анкета «Жизненные ценности и проживаемый опыт»), уровня притязания методика Шварцландера (модифицированная Бороздиной). Также использовалась проективная методика («Несуществующее животное»), позволяющая выявить качественные особенности личности. В исследовании приняли участие 40 учащихся, у которых первым шагом по методике «Уровень притязания» определили ресурсное состояние, вторым шагом была запущена анкета «Жизненные ценности и проживаемый опыт», а завершающий шаг был сделан только для 33 учащихся, которые по результатам были определены в 1 или 3 группы.
А. Методика «Уровень притязания» Шварцландера (модифицированная Бороздиной, Приложение 2). Учасники эксперимента были тщательно ознакомлены с инструкцией выполнения теста «УП», после чего приступили к его заполнению. За 20 секунд подросток должен запланировать какое количество он поставит плюсов (Упл- уровень планируемого), затем, запланированное число сравнивается с достигнутым (Уд- уровень достигнутого).
Б. В анкете «Жизненные ценности и проживаемый опыт» (Приложение 1) испытуемому предлагается ответить на 13 вопросов, характерных для различных людей. Эти стили жизни соответствуют ряду ценностей.
После прочтения вопросов, описывающих стиль жизни, предпочитаемые увлечения и ролевые позиции, ценности в семье, уровень образования членов семьи, качественный и количественный состав семьи, а так же приверженность к вредным привычкам, испытуемому предлагается выбрать один, который больше всего сходен с его собственным.
В. Проективная методика «Несуществующее животное» (Приложение 3).
Респонденту дается задание придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Исходя из изображения, можно дать интерпретацию личностных особенностей респондента.
Более точная достоверность гарантируется неперсонифицированным проведением этого эксперемента. На каждой анкете и тесте подросток писал свой «код отличия» - одинаковый набор символов ( буквы, цифры, другие знаки), а не фамилию.
Анкета и тесты дают информацию о личностных особенностях подростка, которые позволяют более точно определить группу ресурсного состояния (избыточная, дефицитарная или группа сбалансированного планирования и оценки своего ресурсного состояния).
2.8. Результаты, полученные по методике «Уровень притязания» (Шварцландера, модифицированной Бороздиной)
Результаты показали , что явно выражены две группы – избыточность ресурса (1 гр) и дефицитарность ресурса (3 гр). В первую группу попали 48% подростков, из этих 48% , 52% употребляют алкоголь. В третью группу с дефицитарностью определены 14 человек, что составляет 35%. К норме или сбалансированному ресурсному состоянию относятся только 7 человек (2 гр,17%) из 40 обследуемых. Для того, чтобы определить какая из групп может быть определена как рискующая проведём ещё анкетирование.
2.9. Результаты, полученные по анкете «Жизненные ценности и проживаемый опыт»
Данные, полученные по анкете «Жизненные ценности и проживаемый опыт» показали, что подростков больше всего интересуют компьютерные игры, разрушающие психику человека «убийство», «агрессивные, направленные на военные или террористические действия» (73%). Больше половины испытуемых (55%) вообще не посещали и не посещают секции дополнительного образования, а остальные (45%) занимаются спортом, музыкой и искусством (65%). Подростки вообще не интересуются культурной жизнью (не посещают театры, музеи, различные выставки) и не выезжают на каникулах в летние детские лагеря или санатории. (68%) подростков пробовали курить, а (48%) курят, и (25%) употребляют алкоголь. Анализируя успеваемость опрашиваемых, можно отметить, что среди них совершенно нет отличников (0%), ударников 35%, а 65% составляют троечники. Из (100%) испытуемых (48%) подростков проживают в неполных семьях. При сопоставлении и анализе результатов двух методик, можно с уверенностью сказать, что более подвержены зависимым формам поведения 1 и 3 группы. Поэтому следующая методика «Несуществующее животное» будет проведена только для учащихся, которые определены по результатам методики «Уровень притязания» к 1 и 3 группам, с целью изучения наиболее характерных личностных качеств.
2.10. Результаты, полученные по методике «Несуществующее животное»
Данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых находятся в состоянии стресса, они весьма импульсивны и раздражительны (36,4%), готовы принимать решения, руководствуясь эмоциями (33,3%). Почти половина испытуемых находятся в состоянии тревожности, беспокойства (42,4%), неуверенности (36,4%). Также многие находятся в состоянии либо физической, либо вербальной агрессии (60,6%), испытывают чувство страха (39,4%).
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что испытуемые не удовлетворены наличной ситуацией (стрессовой), они находятся в состоянии напряженности, нуждаются в признании, желают обрести независимость.
Результат эксперимента показал взаимосвязь между ресурсным состоянием подростка и готовностью принять зависимое поведение как норму для самореализации. Явно выражены две группы – избыточность ресурса (1 гр) и дефицитарность ресурса (3 гр). В первую группу попали 48% подростков, из этих 48% употребляют алкоголь 52%.
Для первой группы мы бы рекомендовали специально выстроенную социальную среду: постоянно наполненную яркими визуальными образами, повышенной рискованностью, привлечением к открытым состязаниям, самоактуализации, самореализации через приобретение социально значимых навыков. Во вторую группу попало (35%) подростков и из этого числа зависимых употребляют алкоголь меньше половины (35%). Для второй группы необходима комфортная и благоприятная для самовыражения среда, близкие по духу и восприятию друзья, не способные воспользоваться его слабостью и неумением сказать «нет».
Таким образом, проведенное исследование связи между ресурсным состоянием подростков и подверженностью его зависимым формам поведения, подтвердило выдвинутую гипотезу.
Вывод по резульатам исследования:
Зависимость человека с дефицитарными ресурсами заключается в том, что он не может противостоять психологическому давлению со стороны его сверстников, и он начинает делать то, что ему навязывают, если даже ему этого не хочется делать (употреблять табачные, спиртные, наркотические изделия).
Зависимый человек, но с избыточными ресурсами, постоянно нуждается в систематической подпитке яркими острыми ощущениями. И он, подобно прогрессии, с каждым разом пытается восполнить свои ресурсы за счет новых ощущений. («Я могу объять всё»).
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема нашей работы многогранна, она не укладывается в одно исследование, так как постоянно меняющаяся социальная среда приобретает новые рычаги воздействия и векторы развития новых инновационных технологий ярких и неизученных на ресурсное состояние подростка. Аддиктивное, зависимое поведение в данной работе понималось как одна из форм деструктивного поведения. Оно выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, страх перед обыденной, наполненной обязательствами жизнью, неспособность быть ответственным за свои поступки и склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний даже ценой риска для жизни.
Данное исследование было направлено на изучение зависимости от сформированных внутренних ресурсов. Анализ литературы показал, что подростки, подверженные формированию того или иного зависимого поведения, до развития аддикции страдают нарушениями функции «Я». Им свойственна низкая самооценка, плохая переносимость фрустрации, слабый контроль над эмоциями, импульсивность, повышенная тревожность и чувство страха.
В результате эмпирического исследования были сформулированы наиболее существенные, с нашей точки зрения, следующие выводы:
- у первой (избыточность внутренних ресурсов) - увеличена потребность в поиске новых ярких сиюминутных ощущений, в новом опыте, поиск приключений, скука восприятия и растормаживание. Соперничество, стремление к реализации своих идей любыми средствами, одержимость, преступность, авантюризм, а также конфликтность и мстительность;
- у второй (дефицитарность внутренних ресурсов) - наиболее характерны черты: тревожность, неуверенность либо повышенная возбудимость и стремление к социальной активности через демонстрационное поведение, чаще всего ведомые, слабые психологически. Выражена эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, навязчивое расширение контактов, отрицание проблем.
2. Испытуемые, относящиеся к 1 или 2 группе, не удовлетворены существующей ситуацией, они находятся в состоянии стресса, напряженности, нуждаются в признании, желают обрести независимость и самостоятельность.
Полученные данные подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Область применения:
- представленные результаты о закономерной связи психологических особенностей личности и зависимых форм поведения, мною будут использованы для работы в роли модератора - посредника в школьной переговорной площадке при урегулировании конфликтных ситуаций;
- так же я всё больше задумываюсь о Ювенальной юстиции как о будущей профессии.
2. для социума:
- разработанные практические рекомендации для подростков, желающих изучать свои ресурсы и учиться противостоять аддиктивным формам поведения, буду распространять среди учащихся школы;
- информация, полученная в ходе исследовательской работы в виде лекции, будет предложена в качестве классных часов для классных руководителей и учащихся школы;
- рекомендации и информация исследовательской работы будут предложены администрации школы для обсуждения на родительских собраниях.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире.// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – №7.
2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2.
3. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1991
4. Малыхина Я.В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома». Автореферат канд. дис. – СПб.: РПГУ, 2004.
5. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ.// Журнал социологии и социальной антропологии.1998г
6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. «Профилактика наркомании у подростков», Генезис, Москва 2011г
7. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Кемерово, 1999.
8. Ципоркина И., Кабанова Е. «Психологическая зависимость: как не разориться, покупая счастье», Москва, ООО«АСТ-пресс», 2006
9. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Минск: Харвест, 2004.
10. Хасан Б.И. «Зависимые формы поведения», методические пособия из архива проекта, г. Красноярск, 2004 г
Интернет ресурсы.
11. «Почему подростки начинают употреблять наркотики», статья, Д.Еникеева, http://www. narcom.ru›parents/parents/29.html
12. http://www .tulasex.ru›index.php
13. «НарКом - на вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте», статья , http://www .narkotiki.ru›research_215.html
14. «Личность и культура. Аддиктивное поведение подростка», статья, С.Ф. Смагин http://www .lichnost-kultura.narod.ru›2005/20054/2005418/
1. Приложение. Анкета «Жизненны ценности и проживаемый опыт»
2. Приложение. «Уровень притязания» Шварцландера
3. Приложение. «Несуществующее животное»
4. Приложение. Результаты, полученные по методикам (таблица)
5. Приложение. Практические рекомендации для подростка
6. Приложение. Результаты, полученные по методике «Несуществующее животное»
Приложение 1
Анкета «Жизненные ценности и проживаемый опыт»
Приложение 2
Тест Шварцландера (модифицированный Бороздиной)
Фамилия__________________________имя_________________классс_____
П1 | |||||||||
Д1 | |||||||||
П2 | |||||||||
Д2 | |||||||||
П3 | |||||||||
Д3 | |||||||||
П4 | |||||||||
Д4 | |||||||||
К (УП) =__(Уп2-Уд1) +_ (Уп3-Уд2 ) + (Уп4-Уд3) _
3
Приложение 3
Методика "Несуществующее животное" - Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.
Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.
Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Теоретические основы
Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
Процедура проведения
Инструкция
"Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем".
Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)
"Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.
В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.
Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).
Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.
Желаем Вам творческих успехов!"
Приложение 4
Результаты, полученные по методикам
Таблица 1
Результаты по Анкете
параметры | ||||||||||||
№ | к | П | А | о | У | т | увл | ком | об | И,Г | неп | |
1 | + | + | - | - | - | + | - | + | - | - | + | |
2 | - | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | |
3 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
4 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
5 | - | - | - | - | + | - | + | + | + | + | - | |
6 | - | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | |
7 | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | ||
8 | - | + | + | - | - | + | + | + | + | - | - | |
9 | + | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + | |
10 | - | - | - | - | + | - | - | - | + | + | - | |
11 | - | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | |
12 | - | - | - | - | + | - | - | + | + | + | - | |
13 | - | + | - | - | + | - | - | + | + | + | - | |
14 | - | - | - | - | + | - | - | + | + | + | - | |
15 | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | |
16 | + | + | + | - | - | + | - | + | _ | - | + | |
17 | + | + | + | - | - | + | - | + | _ | - | + | |
18 | + | + | - | - | - | + | - | + | _ | - | - | |
19 | - | - | + | - | + | - | + | + | + | + | + | |
20 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | + | + | |
21 | - | - | - | - | + | - | + | - | + | + | - | |
22 | - | + | + | - | - | + | + | + | - | + | - | |
23 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
24 | - | - | - | - | + | - | + | - | + | + | - | |
25 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
26 | - | - | - | - | + | - | + | + | + | + | - | |
27 | + | + | + | - | - | + | - | - | - | - | + | |
28 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
29 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
30 | - | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | |
31 | - | - | - | - | + | - | + | - | - | + | - | |
32 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
33 | - | + | + | - | + | - | + | - | + | + | + | |
34 | - | - | - | - | + | - | + | - | + | + | - | |
35 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
36 | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | |
37 | - | - | - | - | + | - | + | - | + | + | - | |
38 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | |
39 | - | + | + | - | - | + | - | - | - | + | - | |
40 | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | - | |
% | 48 | 68 | 25 | 0 | 35 | 65 | 55 нет 45 | 72 | 65 нет 35 да | 57 агр | 58 |
Обозначения к таблице:
К – курят
п – пробовали курить
а – употребляют алкоголь
о – отличник
у – ударник
т – троечник
ув -увлечения
ком – компьютерные игры
об – общественная жизнь
И,Г – игры в детстве, герои
Неп – неполные семьи
Таблица 2
Результаты по методике «Уровень притязания» (Шварцландера)
И | Уровень притязания ( группы) | ||||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | ||||
1 | + | - | - | 14 | + | - | - | 27 | + | - | - | 40 | - | + | - | ||||
2 | - | + | - | 15 | + | - | - | 28 | + | - | - | И | 15 | 7 | 13 | ||||
3 | + | - | - | 16 | - | + | - | 29 | + | - | - | А 10 | А 5 | ||||||
4 | - | + | - | 17 | - | - | + | 30 | - | - | + | ||||||||
5 | + | - | - | 18 | + | - | - | 31 | - | + | - | ||||||||
6 | - | - | + | 19 | - | - | + | 32 | - | - | + | ||||||||
7 | + | - | - | 20 | - | + | - | 33 | - | - | + | ||||||||
8 | - | - | + | 21 | - | - | + | 34 | + | - | - | ||||||||
9 | - | + | - | 22 | - | - | + | 35 | - | + | - | ||||||||
10 | - | - | + | 23 | - | - | + | 36 | - | + | - | ||||||||
11 | + | - | - | 24 | + | - | - | 37 | - | + | - | ||||||||
12 | + | - | - | 25 | - | - | + | 38 | - | - | + | ||||||||
13 | + | - | - | 26 | - | + | - | 39 | - | + | - |
Приложение 5
Результаты, полученные по проективной методики «Несуществующее животное».
№ | А | Т | Э | И | Н | С | № | А | Т | Э | И | Н | С |
1 | + | + | + | + | 18 | + | + | + | |||||
2 | + | + | + | 19 | + | + | |||||||
3 | + | + | 20 | + | + | ||||||||
4 | + | + | + | + | 21 | + | + | + | |||||
5 | + | + | 22 | + | + | + | |||||||
6 | + | + | + | 23 | + | + | + | ||||||
7 | + | + | + | 24 | + | + | + | ||||||
8 | + | + | + | 25 | + | + | + | + | |||||
9 | + | 26 | + | + | |||||||||
10 | + | + | 27 | + | + | ||||||||
11 | + | + | + | + | 28 | + | + | + | |||||
12 | + | 29 | + | ||||||||||
13 | + | + | 30 | + | + | ||||||||
14 | + | + | + | 31 | + | + | |||||||
15 | + | 32 | + | ||||||||||
16 | + | + | + | + | 33 | + | + | ||||||
17 | + | 60,6 | 42,4 | 33,3 | 36,4 | 36,4 | 39,4 |
А- агрессия Т – тревожность Э – эмоциональность И – импульсивность
Н – неуверенность С – страхи
Приложение 6
Практические рекомендации для подростков
Отдавайте своей мечте хотя бы час Вашего времени, но каждый день.
Ежедневная работа – залог Вашего успеха!
Любые «хорошие времена» — всегда результат вашего упорного
труда и постоянной самоотдачи в прошлом. То, что вы делаете сегодня, —
залог завтрашних результатов. Если хотите и завтра пожинать плоды,
сейте семена каждый день! Если вы хоть на минуту ослабите концентрацию, то неизбежно начнете откатываться назад.
Дональд Трамп
Рекомендации для подростков «Как не стать созависимым»
Психологи полагают, что созависимое поведение разрушительно и приводит к отношениям, которые не работают. Созависимые бессознательно выбирают себе проблемных партнеров, такие отношения помогают им чувствовать себя «псевдо хорошо» и создают у них иллюзию нужности и осмысленной жизни.
Созависимый как правило:
Приложение № 7
Психологический словарь терминов
Созависимость - Больной, страдающий химической зависимостью, редко живет в полной изоляции. Обычно он живет с родственниками. Химическая зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. Химическая зависимость является семейным заболеванием. Одно из определений созависимости: «Созависимый человек – это тот, кто поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важный потребностей».
По определению Мелоди Питии (из книги "Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости"), "созависимый человек - это тот, кто позволил поведению другого человека сильно воздействовать на него, и кто одержим попытками контролировать поведение этого человека". Но мы все зависим от окружающих и пытаемся как-то влиять на их поведение… Ключом к пониманию этого определения, являются слова "сильно" и "одержим", т.е. весь внутренний мир созависимого полностью замыкается на другом человеке, на попытках насильно изменить его. Другая важная вещь, которая вытекает из этого определения – истинная причина созависимости находится не вне, а внутри созависимого человека, в нём самом. Если вы действительно хотите помочь своему близкому, вам тоже, скорее всего, придётся меняться.
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди c реалистическим уровнем притязаний отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей и большей продуктивностью.
Психологи рассматривают зависимое поведение как одну из категорий отклоняющегося поведения личности. Это не только психологическая, но и социальная проблема, поскольку любое зависимое поведение неизбежно влияет не только на жизнь того, у кого оно наблюдается, а и на жизнь окружающих его людей. Нередко зависимое поведение ведет к деградации личности, неприятию человекам окружающих, многочисленным конфликтам и даже преступлениям.
Аддиктивное поведение- от англ. addiction – склонность, пагубная привычка. лат. addictus – рабски преданный – форма деструктивного поведения, обусловленная соответствующей аддикцией и направленная на уход от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Ср. Девиантное поведение.
Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.
Рисуем подснежники гуашью
Сочини стихи, Машина
Белый лист
Растрёпанный воробей
Хризантема и Луковица