Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Мценска
Дисциплина: «Технология»
Творческий проект
на тему: «Анализ профессии «математик, системный программист» и пути ее получения».
Выполнил: Дозоров Артем учащийся 11 класса.
Учитель: Дозорова О.Ю.
Содержание
1. Определение потребностей и краткая формулировка задач | 3 |
2. Выбор профессии – дело серьёзное | 4 |
2.1. web-дизайнер | 4 |
2.2. web-программист | 5 |
2.3. Системный администратор | 6 |
2.4. Математик, системный программист | 8 |
3. Психологический портрет успешного работника | 9 |
3.1. Оценка профессионально важных качеств программиста | 9 |
3.2. Анализ собственных профессиональных качеств | 11 |
4. Основные факторы, которые повлияли на мой выбор профессии | 13 |
4.1. Знания о профессии и ее востребованность | 13 |
4.2. Склонности | 14 |
4.3. Способности | 14 |
4.4. Мнение родителей, семьи | 15 |
4.5. Мнение сверстников | 16 |
4.6.Позиция учителей, профессионалов | 17 |
4.7. Личный профессиональный план | 18 |
5. Как сделать выбор | 20 |
5.1. «Хочу» | 20 |
5.2. «Могу» | 20 |
5.3. «Надо» | 31 |
5.3.1.Перспективные направления развития экономики и связанные с ними специальности (2007г.) |
31 |
5.3.2.Профессии с устойчиво сформировавшимся спросом на рынке труда г. Орла и области |
32 |
6. Пути получения профессии | 34 |
6.1. Мотивация выбора специальности | 34 |
6.2. Орловскийгосударственный техническийуниверситет | 34 |
6.3. Мценский филиал Орел ГТУ | 40 |
6.4. Орловский государственный университет | 41 |
6.5. Орловская региональная академия государственной службы при президенте российской федерации. |
42 |
7. Самооценка | 43 |
Определение потребностей и краткая формулировка задач.
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займет профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут относиться с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.Профессиональная принадлежность — одна из значимых характеристик любого человека.
Работа и всё, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.
В настоящий момент для меня наступает время выбора дальнейшего пути. Я заканчиваю 11 класс, и поэтому решил познакомиться с современными профессиями, связанными с программированием, с которыми решил связать свою жизнь.
Огромную роль в выборе темы проекта сыграли следующие факторы:
· Любовь к информатике.
· Желание познакомиться со спецификой работы и возможными трудностями.
· Постоянная востребованность данной профессии на рынке труда.
Анализируя данную тему, я пришел к выводу, что она даст мне более широкий кругозор о моей профессии. Углубившись в изучение моей будущей профессии, я узнаю о преградах и трудностях её получения, о её достоинствах и недостатках. Любая профессиональная деятельность предъявляет требования к личным качествам специалиста, и, для того чтобы не ошибиться в выборе профессии, у меня возникла необходимость соотнести свои качества и возможности с требованиями к будущей профессии. В своём проекте я хочу при помощи различных тестов и заданий проверить свои интересы, склонности, интеллектуальные и коммуникативные способности, характер, ценностные ориентации, чувства, т. е. те индивидуальные качества личности, которые являются определяющими в выборе моей профессии. Я очень заинтересовался предстоящей работой и думаю, что справлюсь с поставленной задачей.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ -ДЕЛОСЕРЬЁЗНОЕ
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Знакомство с профессиями.
Выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.
Новые информационные технологии активно вошли в жизнь современного человека. Персональные компьютеры находят применение, чуть ли не во всех сферах жизни, динамично развиваются новые средства связи и коммуникации.Неслучайно именно в этой области появляются всё новые и новые профессии, такие, как web-дизайнер, web-программист,специалист в области информационной безопасности и многие другие.
Сегодня большинство организаций и фирм стремятся иметь свои сайты или хотя бы странички в Интернете. Как будет выглядеть будущий сайт, решает web-дизайнер.Прежде всего, сайт должен привлекать внимание, отличаться от множества других, запоминаться. Но наравне с красотой и оригинальностью необходимо, чтобы сайт в первую очередь отражал специфику того материала, который на нём расположен. Используя стандартные возможности цветовой гаммы и графических элементов, меняя стили, опытный web-дизайнер способен добиться фантастических эффектов.
Немаловажную роль играет и размещение информации. Сайт может содержать тексты, иллюстрации, ссылки, программы, и всё это необходимо расположить так, чтобы создавалось впечатление общей картины. Значит, web-дизайнер обязан продумать расположение текста, его компоновку и оформление,а также удобствоиспользования сайта и получения информации. Понятной и чёткой должна быть и карта сайта, т. е. его содержание.
В эту профессию приходят люди, как с художественным, так и с техническим образованием. Для успешной работы web-дизайнерунеобходимо владеть графическими программами, желательно знать основы программирования, иметь представление о механизмах восприятия и памяти и, конечно, творческие способности.
Web-дизайнеробщается не только с компьютером. Нередко он занимается поиском заказов (особенно если специалист трудится в одиночку), работает с заказчиком — выслушивает пожелания, обсуждает рабочие варианты.
В своей работе мне предстоит попробовать себя в этой профессии. Моя практическая часть как раз и связана с созданием слайдовой презентации по данной теме проекта с помощью программы MicrosoftPowerPoint.
Ни одна компьютерная система не сможет функционировать без программного обеспечения. Да и значительная часть современных бытовых приборов, таких, как телефон (особенно мобильный), телевизор, плеер, фотоаппарат и т. д., требуют собственной операционной системы и набора прикладных программ. Существуют прогнозы, что очень скоро каждый холодильник будет иметь доступ в Интернет и сам заказывать через него нужные продукты.
Поэтому ещё одна очень важная профессия для Всемирной паутины — это web-программисты,которые превращают замысел web-дизайнера в готовые страницы на языке разметки HTML(Flash, JavaScriptи др.). Хороший сайт должен не просто открывать всем желающим свои страницы, но и обеспечивать оперативное обновление данных, обратную связь с пользователями, организовывать общение посетителей друг с другом и с создателями сайта и т. д. Реализацией этих сервисных функций также занимаются web-программисты.
В последнее время актуальными стали задачи безопасности, возникающие в связи с несанкционированным проникновением в компьютерную сеть. Создание программ, способных поставить барьер для вирусов, защитить информацию, становится основной заботой программистов, занимающихся электронной безопасностью.
Чтобы систематизировать и облегчить поиск необходимых сведений в огромном информационном пространстве, создаются базы данных. Пользователям совершенно не интересно, как работает та или иная поисковая система, главное, чтобы был получен качественный ответ на запрос. Создание программ для поисковых систем — работа специалистов по базам данных.
Часто программисту приходится не только писать программы, но и работать над всеми этапами её разработки - формулировкой технического задания,обсуждением его с заказчиком, выбором средств реализации, тестированием, отладкой, написанием документации, внедрением программного продукта.
Постепенное, «по кубикам», выстраивание искусственного мира лежит в основе работы любого программиста. Какие бы задачи он ни решал — это захватывающее, но при этом трудоёмкое и непростое занятие. Недаром говорят, что программист — «человек, который точно знает, что каждая последняя ошибка является предпоследней, и относится к этому спокойно».
Для успешной работы требуются терпение, аккуратность, устойчивость к неудачам, упорство в достижении цели, высокий уровень концентрации внимания, логический склад ума и творческие способности.
Высших учебных заведений, готовящих специалистов по компьютерным специальностям, в настоящее время достаточно много. Существуют также курсы, дающие азы обращения с техникой и обучающие, чаще всего уже на базе существующих знаний (например, курсы web-дизайнеров), выполнению отдельных задач. Кроме того, многиеорганизации проводят так называемое дистантное обучение, позволяющее с помощью Интернета получать знания, не выходя из дома. При этом появляется возможность оканчивать зарубежные курсы, не выезжая из страны. Однако, как показывает практика, полученное образование ещё не гарантирует успешной работы. Для этого требуются немалый практический опыт, упорная самостоятельная работа и стремление к постоянному самообразованию.
Сегодня ни одно предприятие не обходится без компьютеров и компьютерной сети. Спору нет, электронное чудо значительно облегчает работу. Однако обращаться с умными машинами умеют далеко не все. Для одних компьютер — диковинный аппарат, включать который может только крупный специалист. Другие знают одну-две программы и стараются больше ничего не трогать — мало ли что... Самые храбрые героически сражаются со всеми компьютерными «глюками», мало-мальски сносно работают, приобретая бесценный опыт путём бесконечных проб и ошибок.
А если компьютер только что доставили? «Свежеприобретённую машинку» важно сначала укомплектовать всеми жизненно необходимыми программами, наладить её связь с «соседями» и Всемирной паутиной, а потом ещё и следить за её «здоровьем», спасая от рук пользователей, которые наверняка сделают всё возможное, чтобы каким-то образом испортить дорогую вещь.
Кто же должен всё это делать? Кто говорит на одном языке со строптивым компьютером? Кому без боязни доверяют самые сложные операции по комплектации, установке программного обеспечения и отслеживанию работы ценной машины? Это системный администратор (сисадмин) — человек, незаменимый в любой организации, где есть хотя бы один компьютер.
Чтобы работать системным администратором, необходимо, прежде всего любить общение с компьютером. Можно быть гениальным специалистом-компьютерщиком, на «пять с плюсом» владеющим программированием, и не уметь поладить с непокорной машиной. Надо помнить, что компьютер «чувствует», как относится к нему тот или иной человек. Многие системные администраторы со стажем имеют к машине свой подход. Кто-то любит поговорить с компьютером, кто-то, ещё не включив его, протирает специальной салфеткой, после чего компьютер просто «летает»...
Системный администратор должен не только обладать специальными знаниями о работе и устройстве компьютера, но и хорошо ориентироваться в новинках виртуального рынка. Как правило, руководство фирмы имеет смутное представление о компьютерных новациях и готово «заплатить сколько нужно, чтобы получить самое-самое лучшее». Специалист должен уметь объяснить, что «лучшее» и «дорогое» — отнюдь не синонимы. А компьютер нужно комплектовать исходя из его назначения. Глупо, например, тратить деньги на «суперскую» видеокарту, если на машине не будут обрабатываться иллюстрации, ведь для компьютерного набора, элементарной вёрстки и игры в карты не принципиально, какая стоит видеокарта. Не надо покупать и новейшее записывающее устройство, которого больше ни у кого нет, — в таком случае данные, записанные с компьютера, на любом другом будут просто «нечитабельны» из-за отсутствия соответствующего «дисковода».
С другой стороны, прижимистые работодатели нередко склонны экономить на мелочах вроде оперативной памяти, готовы купить подержанную клавиатуру и самую дешёвую «мышку», полагая, что ничего нет страшного, если машина будет работать помедленнее. Тут снова вступает в игру системщик, которому придётся объяснять, что морально устаревший компьютер чаще «виснет» и быстрее ломается; что же касается подержанных элементов, то они совершенно непредсказуемы, и вообще — скупой платит дважды...
В крупных фирмах системные администраторы никогда не сидят без дела. Если в компании работает, скажем, 50 компьютеров, то какой-то из них, как правило, «капризничает» и трудиться не желает. Поэтому специалисту приходится курсировать «по сети», исправлять мелкие и крупные огрехи установки программ и сборки, не позволяя пользователям окончательно расправиться с техникой. Редкие свободные минуты обычно отводятся беседам с начальством, до его сведения необходимо довести информацию о том, что половина техники безнадёжно устарела и требует новых деталей, пора бы заменить пару мониторов и провести с персоналом разъяснительную лекцию о вреде отключения сервера, к которому всё время тянутся чьи-то руки, и т. д. и т. п.
В небольших компаниях постоянного присутствия сисадмина не требуется. Если в офисе стоит до 20 компьютеров, специалисту нет никакой необходимости сидеть за спинами сотрудников и следить, как работает техника. От него требуются первоначальная комплектация машин, наладка сети и установление связи с головным компьютером (где он есть) — сервером, а также периодическая профилактика, связанная с вылавливанием различных вирусов, которые заводятся, как тараканы, и кочуют от пользователя к пользователю с завидным постоянством. Поэтому системные администраторы небольших компаний обычно имеют возможность трудиться на нескольких рабочих местах. Это относится и к так называемым «вольным» сисадминам. Но, компенсируя свободу посещения, работодатель имеет право в любой момент призвать системщика на помощь. Если из строя вдруг выходит сервер или по сети начинает гулять какой-то вирус, сотрудник обязан бросить все свои дела и мчаться к «приболевшему» страдальцу. Это может случиться в выходной день, под вечер или даже ночью (работодатели обожают трудиться по ночам, особенно в авральный период).
В общем, хороший системный администратор — это настоящий кудесник, умеющий поладить не только с любым компьютером, но и с любым человеком. Профессионализм, корректность, готовность всегда прийти на помощь и чувство юмора обеспечат такому специалисту постоянную занятость.
В современном представлении системный программист это программист самого высокого класса, готовый эффективно решить прикладную задачу из любой предметной области, умеющий обоснованно выбрать из множества существующих инструментальных средств самые подходящие, а в случае необходимости, создать собственные.
Системные программисты решают широкий спектр задач, связанных с разработкой современных информационных систем, созданием компьютерных телекоммуникаций, использованием локальных, корпоративных и глобальных сетей, созданием языков программирования различных классов: от языков ассемблера до объектно-ориентированных, визуальных и логических. Разработка операционных систем (в том числе распределенных), драйверов, утилит это также их работа, ведь по первоначальному определению классиков программирования, системными называются программисты, знающие до тонкости все нюансы системного программного обеспечения, архитектуры компьютера и вычислительных комплексов.
Системный программист- это специалист, который даст наиболее квалифицированную консультацию по поводу аппаратных и программных средств.
Проблем с трудоустройством не бывает!Умение выпускников без затруднений разрабатывать модели задач любой предметной области, легко ориентироваться в новых программных и технических средствах давно ценится на рынке труда. Необычайно большой спрос на программистов с высоким рейтингом (известно, что эффективность работы программистов разного класса может различаться в 10-20 раз).
Студенты ВУЗов работают по специальности, как правило, уже с третьего курса. На кафедру информатики постоянно поступают заявки на разработку программных продуктов и предложения о рабочих местах для программистов от различных организаций, предприятий, фирм. Таким образом, к пятому курсу это уже опытные, самостоятельные, знающие себе цену специалисты, хорошо осведомленные о ситуации на рынке труда, имеющие тесные контакты с ведущими специалистами и организациями в своей области.
Математическая эрудиция, способность анализировать информационные потоки и составлять надежные алгоритмы, позволяют также многим выпускникам стать отличными специалистами в банковском деле, занять руководящие посты в различных организациях. В последние годы студенты практически каждого выпуска организуют собственные фирмы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УСПЕШНОГО РАБОТНИКА
Даже хорошо зная внешнюю сторону профессии, её основные функции и обязанности, человеку достаточно сложно примерить данную профессию на себя. Как же определить, какие качества обеспечивают успешность? Ведь зная их, можно реально представить свои перспективы в данной профессии, а не строить воздушные замки. Для этого используется описание психических качеств личности профессионала — психограмма, отражающая разную степень важности психических функций и способностей, необходимых для достижения успеха в выполнении профессиональных задач.
При этом речь идёт не о личности конкретного человека, работающего в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.
Составление психограммы, как правило, оказывается итогом тщательной исследовательской работы.
Составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессионально важные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
ПСИХОГРАММА В ДЕЙСТВИИ
Составляя профессиограмму, я познакомился с требованиями, предъявляемыми изучаемойпрофессии к работнику,его знаниям, умениям, способностями описал психограмму личности успешного профессионала, его ПВК.
Следующим этапов является составление психограммы успешного программиста. В таблице представлены оценки ПВК для этой профессии.
Название ПВК | Оценка уровня ПВК в баллах | |||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Зрительное восприятие. |
| + |
|
2 | Слуховое восприятие. | + |
|
|
3 | Память. |
|
| + |
4 | Воображение. |
|
| + |
5 | Технический интеллект. (логические действия) |
|
| + |
6 | Словесно – логический интеллект. |
|
| + |
7 | Социальный интерес, организаторские способности. | + |
|
|
8 | Общительность. | + |
|
|
9 | Устная речь. | + |
|
|
10 | Внимательность. |
|
| + |
11 | Эмоционально – волевая регуляция. (самоконтроль) |
|
| + |
12 | Психомоторика. (Двигательные действия) | + |
|
|
ПРАВИЛА ПРИСВОЕНИЯ БАЛЛОВ В ОЦЕНКЕ ПВК
При выборе профессии в первую очередь важны отклонения от средней оценки (2 балла) вниз (1 балл) и вверх (3 балла).
Средняя оценка ставится в том случае, если данное действие не ведёт к достижению основных профессиональных целей, а только обслуживает их выполнение.
Нагрузка на данный вид психического процесса ПВК оценивается как максимальная (3 балла), если соответствующие им действия совпадают по результату с целью профессиональной задачи.
Низкая оценка (1 балл) отражает тот факт, что успешно выполнить профессиональные задачи возможно даже при слабом уровне развития данных качеств, способностей, психических функций.
Конечно, в рамках ограниченного перечня базовых психических функцийтрёхбалльная система оценка даёт лишь поверхностную информацию. В реальности каждая из двенадцати позиций может быть многократно детализирована. Но для начала полезно отвлечься от деталей и научится вычленять в конкретной профессиональной деятельности те психические функции, которые обеспечивают её наилучшее выполнение.
Допустимые уровни развития ПВК:
Зона АВ – низкий уровень (1 балл);
Зона ВС – средний уровень (2 балла);
Зона СD – высокий уровень (3 балла).
Анализ собственных профессиональных качеств.
Название ПВК | Оценка уровня ПВК в баллах | |||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Зрительное восприятие. |
|
| + |
2 | Слуховое восприятие. |
|
| + |
3 | Память. |
|
| + |
4 | Воображение. |
|
| + |
5 | Технический интеллект. (логические действия) |
|
| + |
6 | Словесно – логический интеллект. |
| + |
|
7 | Социальный интерес, организаторские способности. | + |
|
|
8 | Общительность. |
|
| + |
9 | Устная речь. |
|
| + |
10 | Внимательность. |
| + |
|
11 | Эмоционально – волевая регуляция. (самоконтроль) |
|
| + |
12 | Психомоторика. (Двигательные действия) |
|
| + |
Выделенные в первой психограмме стороны психики, необходимы для успешной работы. Во второй – те качества, которыми я обладаю на данный момент. Проанализировав их, я понял, что такие профессиональные качества как память, воображение, технический интеллект, воля у меня биологически заданы, а общительность, устную речь и внимательность — надо развивать и тренировать.
Далее яоценил уровень развития своих психических качеств (как высокий, средний или низкий) и отметил их на круговой диаграмме. И наконец, у меня появляется возможность сравнить требования профессии, предъявляемые к психике работника, и свои данные, а также наметить программу тренировки качеств, которые, возможно, пока не соответствуют нужному уровню.
Основные факторы, которые повлияли на мой выбор профессии:
1. Знания о профессии и ее востребованность.Один из возможных способов обзорного ознакомления — изучение профессиограмм, которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются.
Профессиограмма.
ПРОГРАММИСТ-ИНЖЕНЕР
Умение программировать, то есть способность выразить любой процесс средствами, доступными для передачи машине, становится второй грамотностью каждого образованного человека.
· Общая характеристика профессии
Работает в системах «человек - знак» (решение сложных задач с использованием вычислительной техники) и «человек - техника» (работа со сложными техническими предметами).
В чем заключается работа программиста? Предположим, что для решения какой-либо задачи необходимо применить ЭВМ. Программист должен выполнить следующую последовательность действий: ясно и точно установить, что же должно быть сделано; составить алгоритм, то есть точно определенную последовательность действий, ведущую к желаемому результату, выразить алгоритм в таком виде, в котором его могла бы воспринять машина, иначе - написать и отладить программу. Так как машина понимает только числа, то написать такую программу для человека довольно сложно. Для преодоления этого барьера были изобретены языки программирования, служащие средством связи между программистом и ЭВМ. Они позволяют человеку в удобной для него форме записать задание для машины (например, в виде привычных алгебраических соотношений или слов на английском языке) и ввести эту программу в ЭВМ с помощью клавиатуры, почти такой же, как у обыкновенной машинки. Заранее введенная в память ЭВМ специальная программа - транслятор передает все это на понятный машине язык.
· Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Квалифицированным программистом может стать человек, обладающий способностью к абстрактному логическому мышлению, аккуратностью, проницательностью, богатым воображением, имеющий вкус к коллективной работе, понимающий интересы пользователя. Немаловажное значение имеют аналитический ум, развитая интуиция, способность всеохватывающего видения, распределенное и быстро переключаемое внимание, способность к концентрации внимания в условиях помех, оперативное мышление, пространственное воображение, склонность к работе с техникой,терпение, аккуратность, устойчивость к неудачам, упорство в достижении цели, творческие способности, долговременная и оперативная память.Для успешной работы требуются: нормальная острота зрения и слуха, точная зрительно - моторная координация (на уровне движения рук).
· Условия труда.
Работает в помещении. В отдельных случаях выполняет работы в вынужденном быстром темпе. Подвергается воздействию электромагнитного излучения.
· Медицинские противопоказания
Заболевания органов зрения, центральной нервной системы, деформация пальцев рук и костно-мышечного аппарата, препятствующие ручной работе.
· Требования к профессиональной подготовке
Должен знать: математику, информатику и вычислительную технику, программное обеспечение, устройство ЭВМ.
Должен уметь: отладить программу, найти в ней ошибки.
· Родственные профессии.
Программист, оператор ЭВМ, оператор станков с числовым программным обеспечением, контролёр радиоаппаратуры и приборов.В некоторых случаях может занять место системного администратора или системного программиста.
· Пути получения профессии
Специальность программиста можно получить в техникумах, а повысить свою квалификацию на факультетах вычислительной математики и кибернетики соответствующих вузов.
Другой путь — беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.
Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.
2.Склонности (интересы, мотивы труда).Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, я обратил внимание на то, чем мне интересно заниматься, что доставляет удовольствие.
3.Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности.
4. Мнение родителей, семьи.Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование, помогает материально в период обучения.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:
ДОЗОРОВОЙ ОЛЬГИ ЮРЬЕВНЫ
И ДОЗОРОВА МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА.
На жизненном пути каждому человеку приходится решать множество задач, отвечать на разные вопросы. Нам хочется, чтобы наш сын правильно сориентироваться в выборе профессии, которой решил посветить значительную часть жизни. Наблюдая за своим ребенком, мы убедилась в том, что у него математический склад ума. Кроме того в последнее время он увлеченно занимается информатикой. Мы, как родители полностью одобряем выбор Артема. Однако учитывая престижность профессии «программист», мы обратили внимание Артема на возможные трудности при поступлении в ВУЗ на интересующий его факультет. А для того, чтобы его планы стали реальными надо достойно закончить 11 класс и успешно сдать выпускные экзамены.
Мама ___________ / Дозорова О.Ю./
Папа ____________ /Дозоров М.А./
5. Мнение сверстников.Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализусвоих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий.
ЖИРЯКОВ АРТЕМ
Я считаю, что выбор профессии Артема правильный, т.к. он увлекается математикой и информатикой. Кроме того, у профессии «математик – системный программист» большое будущее. Со стремительным развитием новых информационных технологий, специалисты «компьютерщики» будут всегда востребованы.
Ученик 11 класса
МОУ СОШ № 8
Жиряков А.____________
НИКАНОРОВ ИВАН
Я учусь с Дозоровым Артемом с первого класса. У него всегда были хорошие оценки по математике, а в старших классах наша учительница Черепанова Валентина Сергеевна стала отмечать его прогресс в изучении точных наук. На уроках информатики Артем показывает не только знания по программе. Он самостоятельно изучил целый ряд программ:CoffeeCupHTMLEditor9.7;
Photoshop; Auto CAD; Corel Draw. Я считаю, что Артем правильно сделал свой выбор.
Ученик 11 класса
МОУ СОШ № 8
Никаноров И.____________
Прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это мой и только мой личный выбор.
6. Позиция учителей, профессионалов.Выбирая профессию, мне полезно учесть мнение школьных учителей о моих возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за нами в течение нескольких лет и неплохо знают наши индивидуальные способности.
Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий.
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ:
ЧЕРЕПАНОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА
Дозоров Артем с 5 класса учится у Черепановой Валентины Сергеевны. Как учитель, я хотела бы отметить, что Артем очень активно занимается математикой, увлеченно и с интересом. У Артема наблюдаются склонности к изучению математики. Начиная с пятого класса, Артем участвовал не только в школьных, но и в городских олимпиадах по математике. Он обладает нестандартным мышлением. Мальчик очень часто представлял оригинальное решение тех или иных моих задач.
В 9 классе Артем выбрал элективные предметы по математике «решение текстовых задач» и «Задачи с параметром».
В 10-11 классах Артем обучался в классе с физико – математическим профилем. В 10 классе им проведена исследовательская работа по теме: «тригонометрические уравнения».
Я считаю, что Артем способен освоить профессию с использованием математических знаний.
Учитель Iкатегории
МОУ СОШ № 8
Черепанова В.С. ___________
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
ПОТАПОВА СВЕТЛАНА ИЛЬИНИЧНА
Дозоров Артем изучает информатику с 8 класса. Имеет логическое мышление, занимается исследовательской деятельностью. У Артема наблюдается склонность к изучению информатики. Он интересуется программированием. Наряду с языком Pascal Артем самостоятельно изучает язык С++ и объектно-ориентировочный курс VusialBasic.
Артем разрабатывает свой музыкальный сайт, имеет свою страничку в интернете.
Учитель I категории МОУ СОШ № 8
Потапова С.И. ___________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ
УЧАЩЕГОСЯ 11 КЛАСА
ДОЗОРОВА АРТЕМА МИХАЙЛОВИЧА.
Дозоров Артем был продиагностирован на предмет выявления склонностей и предпочтений в выборе будущей профессии.
Была применена методика «Профиль», которая подразумевает выявление возможных направлений будущей профессиональной деятельности. По результатам этого исследования стало ясно, что у Артема очень высокий интерес к изучению точных наук (физики и математики). Ему необходимо выбирать профессию с физико – математическим профилем.
Был проведен тест по Е. Климову «как выбрать профессию», который показал, что у Артема склонность к профессиям «знаковой системы». К этой группе относятся профессии экономиста, математика, программиста, нотариуса. Профессии этой группы предъявляют особые требования к типу мышления, памяти и внимания человека.
Следующим нашим шагом было проведение методики «определение типа мышления», которая показала, что у Артема абстрактно – символическое мышление. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций.
Таким образом, по результатам всех диагностических методик, можно сделать вывод, что у Дозорова Артема Михайловича доминируют склонности к точным наукам. Его выбор будущей профессии «математик, системный программист» очень удачен, т.к. отражает все его предпочтения. Склад его ума отвечает всем требованиям, которые предъявляет данная профессия к специалисту.
Социальный педагог
МОУ СОШ № 8
Титова О.Н.__________
7. Личный профессиональный план (ЛПП).Этопредставления о том, чего я хочу достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперёд. Но чтобы принять какое-либо решение, я постарался ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Мечтая о карьере программиста,следует знать, что для этого необходимо поступить и успешно закончить вуз, получить начальный профессиональный опыт, найти место работы и т.д.
Мой личный план рассчитан на длительную перспективу и содержит также сведения о путях его реализации.Представленный профессиональный план — это результат трезвого взвешенного решения, а не «замок на песке».
1 | Главная цель. | Стать специалистом по защите информации. |
2 | Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. | Успешно окончить школу, сдать ЕГЭ с максимально – возможными баллами. Поступить в ОГУ на специальность «системный программист». Получить второе высшее образование по специальности «Комплексная защита объектов информации». |
3 | Пути и средства достижения цели. | Заниматься самообразованием, изучать справочную литературу, поступить в ВУЗ. |
4 | Внешние сопротивления на пути достижения цели. | Из-за сложного финансового положения семьи, постараться поступить на бюджетной основе. |
5 | Внутренние условия достижения цели. | Считаю, что состояние моего здоровья, способности к обучению, а так же терпение и склонности к выполнению данного вида работы у меня присутствуют в полной мере. |
6 | Запасные варианты и пути их достижений. | Поступление в ОГТУ на специальность "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем". Тульское Высшее военное артиллерийское училище на специальность «математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники». |
КАК СДЕЛАТЬ ВЫБОР.
Труд по обязанности — это работа,
а работа по склонности — это досуг.
Бернард Шоу
В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат три компонента — желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).
Под понятие «хочу»попадают, с одной стороны, интересы человека к каким-то видам работы (написание текстов, произведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.), а с другой — профессиональные мотивы (т. е. то, что заставляет человека работать). К ним относятся желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, поиск новых ощущений, стремление сохранить здоровье и не утруждать себя излишним трудом, потребность в творчестве, самовыражении, желание служить не только конкретным людям, но человечеству в целом и т. д.
Сама история развития компьютеров очень интересна и увлекательна, а их внутреннее строение, их программное обеспечение -просто искусство. Моё знакомство с программным обеспечением началось давно, с появлением в моём доме персонального компьютера. Я окунулся с головой в его программное обеспечение. Программному обеспечениюи работе с ним. Всё это предопределило моё стремление получить специальность «программист». С появлением персонального компьютера у моих друзей мы стали обмениваться опытом, и это всё больше затягивало меня, я уже не мог остановиться, читал литературу, извлекал информацию из других источников. В этом проекте я хочу представить Вам свои знания, которые систематизированы, и попробовать показать свои начальные навыки в данной сфере деятельности. Я самостоятельно изучил такие программы как: Adobe Photoshop, AutoCAD, CorelDRAW, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excelи другие офисные программы. А так же, хорошо знаю язык HTML.
«Могу»— любые способности человека, т. е. особенности, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. Определённые личностные особенности, черты характера также помогают человеку в профессиональной деятельности.
Многие психологи используют в своей работе рисуночные тесты. Всё чаще стали применять практические методы исследования способностей — тренинги, коммуникативные игры и тесты.
Для того чтобы определить личные качества, которые являются профессионально – важными качествами программиста (память, мышление, внимание и т.д.) я выполнил ряд тестов.
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)
Из двух предложенных видов деятельностинеобходимо выбрать вариант (а или б), который для меня более привлекателен.
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток | 3б. Следить за состоянием и ростом растений
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6а. Выращивать животных (молодняк) | 6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством — подъёмным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке спектаклей, концертов)
|
9а. Ремонтировать различные изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчёты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.) |
12а. Разбирать споры и ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | 13б. Изучать микроорганизмы
|
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь |
15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать и осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать туристические походы, экскурсии, групповые выходы в театры, музеи | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
|
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Чертить, копировать чертежи, карты
|
20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (на компьютере, телетайпе и др.) |
| Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х |
| 1а 3б 6б
10а 11а 13б 16а
20а | 1б 4а
7б 9а
11б 14а
17б 19а | 2а 4б 6б 8а
12а 14б 16б 18а | 2б 5а
9б 10б 12б 15а
19б 20б | 3а 5б 7а 8б
13а 15б 17а 18б |
Итог | 0 | 5 | 1 | 8 | 5 |
Полученные данные представлены в графическом виде.Диаграмма отражает мою индивидуальную направленность на конкретные области профессиональной деятельности. «Пики» на этой диаграмме соответствуют тем группам профессий, которые более подходят для меня, а «провалы» — которые не подходят. Так, оценив результаты тестирования, отображённые на диаграмме, можно сказать, что зону поиска профессионального пути мне следует сузить рамками профессий типа «Человек — Знаковая система», «Человек - Техника» и «Человек – Художественный образ».
Безусловно, даже самые хорошие опросники не дают результатов, объективно отражающих ситуацию. И это вполне нормально, ведь любой человек — сложная многосторонняя личность со своими особенностями и характеристиками, для которых не существует единой шкалы измерений. Поэтому всегда лучше использовать не одну, а несколько разных методик, чтобы полученная картина была более полной.
Опросник, разработанный Дж. Холландом позволит мне определить преобладающий тип личности, а, следовательно, понять, какие направления деятельности для меня более эффективны.
ОПРОСНИК Дж. ХОЛЛАНДА
Их двух предложенных вариантов деятельности выбирать тот, который мне больше нравится.
1а. Инженер-механик | 1б. Физик-экспериментатор |
2а. Социальный работник | 2б. Управляющий гостиницей |
3а. Художник по интерьеру | 3б. Чертёжник-копировщик |
4а. Биохимик | 4б. Фармацевт |
5а. Политический лидер | 5б. Писатель |
6а. Портной | 6б. Оператор ЭВМ |
7а. Адвокат | 7б Историк-правовед |
8а. Воспитатель детского сада | 8б. Художник по керамике |
9а. Вязальщик | 9б. Телефонист справочной службы |
10а. Нотариус | 10б Менеджер по снабжению |
11а. Переводчик зарубежной поэзии | 11б. Логик |
12а. Детский врач | 12б. Специалист по медицинской статистике |
13а. Маркетолог | 13б. Пчеловод |
14а. Научный работник музея | 14б. Менеджер по персоналу |
15а. Аудитор | 15б. Художник-реставратор |
16а. Строитель-монтажник | 16б. Металловед |
17а. Школьный учитель | 17б. Следователь |
18а. Столяр-краснодеревщик | 18б. Оператор станков-автоматов |
19а. Математик | 19б. Бухгалтер |
20а. Директор мебельной фабрики | 20б. Дирижёр |
21а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры | 21б. Секретарь-референт |
22а. Главный зоотехник | 22б. Генетик |
23а. Консультант «телефона доверия» | 23б. Парикмахер-модельер |
24а. Водитель троллейбуса | 24б. Медсестра |
25а. Делопроизводитель | 25б. Брокер на бирже |
26а. Архитектор | 26б. Искусствовед |
27а. Инспектор дорожного движения | 27б. Счетовод |
28а. Издатель газеты | 28б. Электрик |
29а. Биолог | 29б Телеведущий |
30а. Архивариус | 30б. Художник-рекламист |
31а. Повар | 31б. Официант |
32а. Банковский служащий | 32б Заведующий магазином |
33а. Криминалист | 33б. Юрисконсульт |
34а. Корректор | 34б. Литературовед |
35а. Звукооператор | 35б. Физик-акустик |
З6а. Экскурсовод | 36б. Дипломат |
37а. Киноактёр | 37б. Кинооператор |
38а. Археолог | 38б. Товаровед |
39а. Закройщик-модельер | 39б. Театральный художник |
40а. Часовой мастер | 40б. Контролёр ОТК |
41а. Менеджер по продажам | 41б. Редактор научного журнала |
42а. Психотерапевт | 42б. Драматург |
КЛЮЧКМЕТОДИКЕДж. ХОЛЛАНДА
Подсчитайте сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведённый ниже ключ. Если ваш ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов.
Типличности | Пунктыопросника | Суммабаллов |
Реалистический | 1а, 3б,6а, 9а, 13б, 16а, 18б, 21а,24а, 28б, 31а, 35а, 37б,40а | 11 |
Социальный | 2а, 8а, 9б,12а, 14б, 17а,23а, 24б, 27а, 29б, 31б,33б, З6а,42а | 6 |
Артистический | За, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б,34б, 37а, 39б, 42б | 4 |
Конвенциальный | 4б,6б, 10а, 12б, 15а, 19б,21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а,38б, 40б | 5 |
Предприимчивый | 2б,5а,7а,10б,1За,17б,20а, 22а, 25б,28а, 32б, 36б, 39а, 41а | 8 |
Интеллектуальный | 1б,4а, 7б, 11б, 14а, 16б,19а, 22б,26б, 29а, 33а,35б, 38а, 41б | 8 |
Люди реалистического типаориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.
Определенные черты характера в большей или меньшей степени способствуют или, наоборот, препятствуют профессиональному росту. Но и профессиональное становление также вносит свой вклад в изменение характера человека.
По мере совершенствования мастерства нередко незаметно для самого человека профессия начинает оказывать на него воздействие. Одни черты характера становятся более выраженными, другие, напротив, почти исчезают.
Основными требованиями к индивидуальным особенностям программиста является хорошая память, внимание. Я выполнил ряд тестов.
ПАМЯТЬ
Задание 1. Выявление типа памяти.
1.Прочитать вслух приведенный ряд слов (интервал между словами 3с).
Закрыть слова и письменно их воспроизвести, стараясь сохранить порядок слов. Проверить количество правильно воспроизведенных слов.
Слова для запоминания на слух:
а) ЛИПА, НОЖНИЦЫ, ЛАМПА, ЯБЛОКО, КАРАНДАШ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ЛИСТОК.
Количество правильно запомненных слов - 10
б) СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, ОЧКИ, РЕКА, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, ЛОЖКА, ПТИЦА, ОГОНЬ.
Количество правильно запомненных слов - 10
Объем слуховой памяти на слова (Псс) находят по формуле:, где а и б - результаты выполнения пунктов а и б задания.
Объем слуховой памяти =10
Выполнить аналогичную работу с числовым рядом.
Числа для слухового запоминания:
в) 43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74, 46.
Количество правильно запомненных чисел - 10
г) 84, 72, 15, 44, 83, 37, 6, 18, 56, 47.
Количество правильно запомненных чисел - 10
Объем слуховой памяти на числа (Псч) находят по формуле:,
Объем слуховой памяти (Пс) находят по формуле
Объем слуховой памяти на числа=10
2.В течение 10 с. Смотреть на слова для зрительного запоминания:
д) СТРЕКОЗА, СОВА, ЧАЙНИК, ПИРОГ, БАБОЧКА, ХОМУТ, СВЕЧА, ТАЧКА, ЖУРНАЛ, МАЛИНА.
Количество правильно запомненных слов - 10
е) ШУТКА, ДУБ, КУРИЦА, ОКНО, ГАЗЕТА, СОЛНЦЕ, РЫБА, НОГИ, ВОДА, ГОЛОВА.
Количество правильно запомненных слов -10
Объем зрительной памяти на слова (Пзс) находят по формуле
Объем зрительной памяти на слова=10
Проделать то же самое с числовым рядом, приведенным ниже.
Числа для зрительного запоминания:
ж) 34, 15, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39.
Количество правильно запомненных чисел - 10
з) в течение 10 с. внимательно рассмотреть фигуры, вписанные в 10 квадратов, затем фигуры закрыть и воспроизвести изображение в том же порядке.
Объем зрительной памяти (Пз) находят по формуле
Количество правильных ответов - 10
Задание 2.
Исследование логической памяти.
1. Прочитать ряд пар логически связанных слов с интервалом 5 секунд. Записать запомнившиеся слова пар.
1-й ряд.
солнце - луна
ученик - тетрадь
портфель - замок
почка – лист
голова - шея
кошка - мышка
слива - вишня
герой - медаль
груша - компот
лампа - вечер
бабочка - муха
поезд - движение
лошадь - сани
снег - дождь
гриб – корзина
Пл - показатель для первого ряда,
а = 15 - зачитанные слова
в - количество правильно воспроизведенных слов.
Пл - показатель механической памяти.
2-й ряд. Пары слов, не имеющие логической связи.
жук - мыло
очки - песок
чашка - воротник
барабан - свеча
телефон - крыло
облако - свисток
сумка - нос
тень - волна
сено – линейка
песня - ложка
мухомор - диван
компас - клей
вода - трамвай
Интервал между читаемыми словами 10с., как и в первой части работы
Пм - показатель механической памяти.
посылка - сон
колокольчик - болезнь
3. Проверка образной памяти.
Перед чтением третьего ряда следует представить себе картину, которая включала бы называемые предметы и явления, зрительно объединяла бы их.
3 ряд.
самолет - волк
чайник - лампа
яблоко - коньки
карандаш - сапоги
гроза - пила
хлеб - весло
свеча - загадка
мельница - гриб
журнал - прогулка
малина - утка
золото - хомут
нож - зеркало
шубка - облако
пожар - лента
рябина - вилка
Высокий показатель при проверке образной памяти может говорить о своеобразном, “художественном”складе познавательной сферы.
Показатель образной памяти. Результат высчитывается так же, как и в предыдущих упражнениях.
После выполнения всех трех упражнений составляются результаты, и выявляется преобладающий тип памяти.
Ответы на эти задания интерпретируйте следующим образом:
1. Слуховая память –10
2. Зрительная память – 10
3. Логическая память – 1
4. Механическая память – 1.08
5. Образная память – 1.7
6.
ВНИМАНИЕ.
Задание 4. Определение особенностей переключаемости внимания (перестройки внимания с одного объекта на другой).
7 | IV | 10 | VI | 22 | 24 | XII |
11 | XIII | 19 | 8 | II | XVI | XIX |
IX | I | 20 | XV | 21 | XXIII | 3 |
17 | 6 | XVII | VIII | 18 | 12 | XXIV |
XIV | 25 | 13 | X | XX | 1 | VII |
XXI | III | 23 | V | 15 | 5 | 14 |
16 | XVIII | XI | 2 | XXII | 9 | 4 |
а) показать на таблице арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25;
б) показать на таблице цифры в убывающем порядке от XXIV до I;
в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские в убывающем порядке: 1 - XXIV, 2 - XXIII, 3 - XXII ...
Переключаемость внимания определите по формуле,
где а, б, в - время ответов на соответствующие пункты задания.
Чем меньше результат, тем лучше развита переключаемость внимания.
Задание 5. Определение особенности концентрации своего внимания (степень сосредоточенности внимания на одном только объекте).
В предложенном тексте, просматривая строку за строкой слева направо, в течение 2 мин. вычеркнуть как можно более быстро и без ошибок буквы “а” перед “л” и “о” после “м”. По истечении 2 мин. поставьте вертикальную черту.
“Каждый, кто посетил город-герой Минск и намерен продолжить свое путешествие, заблаговременно выбрал нужный маршрут. Если посмотреть на карту автомобильных дорого республики, то можно обратить внимание, что самые главные дороги разбегаются, словно лучики, от белорусской столицы к областным городам: Бресту, Гродно, Могилеву, Гомелю, Витебску. На этих шоссе, пролегающих по живописнейшим местам Белоруссии, вы можете сделать кратковременную остановку для отдыха, пообедать в одном из многих придорожных ресторанов, заправить машину бензином, произвести ремонт автомобиля, если в том будет необходимость.
Первые десятки километров шоссе плавно спускаются со склонов Минской возвышенности. Справа и слева вспаханные поля, сосновые рощи, на вашем пути встретится город Борисов, возникший в XIIвеке на левом берегу реки Березины. Вы минуете небольшой районный центр Крупки, а отсюда недалеко и до Орши - города Витебской области. Эта дорога ведет на Москву и Витебск. Но в Витебск можно попасть и по другому пути, проходящему через города и городские поселки Логойск, Плещеницы, Богемль, Лепель, на этой же магистрали находится и мемориальный комплекс Хатынь.
Посчитайте:
а) сколько знаков успел просмотреть; - все
б) сколько знаков вычеркнуто правильно; - все
в) сколько знаков пропущено. - 0
Сосредоточенность внимания определите по формуле:,
где а, б, в - результаты по соответствующим пунктам.
Задание 7. Можете ли вы быстро и внимательно работать?
Начертить в тетради 25 фигур.
Обратите внимание на фигуры с цифрами. Как можно быстрее впишите в приготовленные 25 фигур цифры следующим образом: в квадраты - 2, в треугольники - 5, в круги - 8, в ромбы - 1. Вписывать цифры необходимо во все фигуры подряд, а не в разбивку. Зафиксируйте в секундах время выполнения задания.
30 сек. – это отличный результат,
30 – 35 – хороший,
35 – 40 – средний,
более 40 с., то это считается низким результатом.
Мой результат 34 сек.
Здание 8. Определение особенностей произвольного внимания (внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием в контроле собственной активности).
Начертите в тетради прямоугольник и разбейте его на 25 квадратиков. В течение 1, 5 мин. перепишите в них цифры в порядке их возрастания, внесенные в таблицу.
14
|
5 |
31 |
27 |
37 |
|
|
|
|
|
40
|
34 |
23 |
1 |
20 |
|
|
|
|
|
19
|
16 |
32 |
13
|
33 |
|
|
|
|
|
2
|
6 |
8 |
25 |
9 |
|
|
|
|
|
12
|
26 |
36 |
28 |
39 |
|
|
|
|
|
Таблица Бланк
Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.
Учитывается количество правильно вписанных цифр до первой ошибки.
более 14 цифр, результат высокий,
11 - 14 - средний,
менее 11 - низкий уровень развития произвольного внимания.
Мой результат 21 сек.
1. По результатам практических работ 1 - 8 составил общую характеристику своего внимания:
а) распределение – 34 сек – хороший результат;
б) переключаемость – 38 сек – хороший результат;
в) концентрация – 1 – высокий результат;
г) произвольность – высокий результат.
«Надо»— это востребованность конкретной профессии на рынке труда.
Бурное развитие с середины 90-х гг. информационных технологий, в связи с чем увеличился спрос на программистов, инженеров-электронщиков, математиков и др.
Перспективные направления развития экономики и связанные с ними специальности (2007г.)
Направления | Специальности |
1. Продвижениетоваров иуслугнарынке | Специалистпосвязямсобщественностью Специалистпотехнологииидизайну Специалистпооформлениюпечатнойпродукции Специалистпокоммерческойлогистике Менеджерпоуправлениюматериальнымиресурсами иоптовойторговле Менеджерпоработесклиентами Менеджерпопродажам Сервис-инженервторговыхфирмах |
2. Созданиекомпьютерных информационныхсистем, обеспечениетехническими средствамииканаламиинформации | Инженер-технологтелекоммуникационныхсистем Системныйаналитик Специалистпокомпьютернымсетям Специалистпозащитеинформации WEB-дизайнер Системныйпрограммист Администраторбазданных Менеджерпроектавобластиинформационныхтехнологий |
3. Инвестиционнаяполитика иправоваязащита | Экономист-менеджерпоуправлениюнаучнымиисследованиямиипроектированию. Экономист-менеджерпоуправлениюинновациями. Экономист-менеджерпоуправлениюэкономической иинформационнойбезопасностью. Экономист-менеджерпоуправлениюконкурентоспособностью. Экономист-менеджерпоуправлениюкачеством. Экономист-менеджерпоуправлениюинвестиционнымипроектами. Юрист: предпринимательскоеикоммерческоеправо. Охранаинтеллектуальнойсобственности. Специалистпоэкономикеприродопользования. Специалистпоантикризисномууправлению. |
4. Модернизацияпромышленного производства | Инженеры-конструкторымашиностроительногопроизводства Инженеры-технологи, инженеры-механикихлебопекарной, табачной, пивовареннойпромышленности Инженеры-гидравлики, теплотехники, энергетики, инженерысантехническихивентиляционныхсистем Специалистыпоматериаловедению Специалистыполазернойтехникеилазернымтехнологиям Инженерыпотехническойэксплуатациитранспорта |
Профессии с устойчиво сформировавшимся спросом на рынке труда г. Орла и области.
Специалисты | |
Агроном | 2 |
Акушерка | 1 |
Архивариус | 1 |
Бухгалтер | 21 |
Биохимик | 1 |
Воспитатель | 17 |
Врач ветеринарный | 5 |
Врач | 70 |
Инженер | 69 |
Инженер-конструктор | 29 |
Инженер-проектировщик | 4 |
Инженер-технолог | 22 |
Инженер-электроник | 16 |
Инженер-программист | 4 |
Инженер линейных сооружений связи | 10 |
Лаборант | 19 |
Логопед | 2 |
Мастер | 45 |
Менеджер | 28 |
Механик | 7 |
Микробиолог | 1 |
Преподаватель | 5 |
Провизор | 4 |
Программист | 5 |
Прораб | 4 |
Психолог | 2 |
Рентгенолаборант | 3 |
референт | 1 |
Сестра медицинская | 28 |
Специалист | 24 |
Техник | 6 |
Технолог | 6 |
Товаровед | 2 |
Учитель | 6 |
Фармацевт | 2 |
Художник | 3 |
Энергетик | 5 |
Юрист | 2 |
Итак, совершая выбор, я соотнес три фактора: «хочу», «могу», «надо». Мне стало понятно, что мой выбор во-первых – мне интересен,во-вторых — не вызывает у меня особых затруднений, в-третьих, полезен обществу и хорошо оплачивается.
Пути получения профессии.
Мотивация выбора специальности.
Развитие компьютерной техники получило широкое распространение с появлением мощных персональных компьютеров. С этого периода началась компьютеризация и информатизация всех сфер науки и производственной деятельности. Это послужило появлению широкого спроса на специалистов в компьютерной технике. Многие ВУЗы стали выпускать специалистов в этой области, и меня это очень привлекло.
Знакомство с учебными заведениями г. Орла и г.Мценска.
Получить интересующую меня специальность или смежные профессии можно практически во всех ВУЗах нашего города и области, а также в других регионах страны. Я подробно изучил их:
ОГТУ
Орловский государственный технический университет
Любой вуз - это живой организм, который развивается и действует по своим законам. Вбирая и аккумулируя в себе все новое, передовое, прогрессивное, он являет единение умов и рук, сосредоточение сил и знаний, что позволяет не просто идти в ногу со временем, но и на полшага-шаг опережать его. Такое поступательное движение характерно и для нашего Орловского государственного технического университета
На его базе сформирован учебно-научно-производственный комплекс, куда входят филиалы, институты, колледжи, факультеты, научные и производственные подразделения, предприятия с технологическими и конструкторскими бюро, экспериментальными и опытными производствами, испытательными центрами, лабораториями. Это позволило создать единую мощную научно-производственную, экспериментальную и инновационную базу, открывающую уникальную возможность использовать объединенный потенциал ученых, аспирантов, студентов и инженерно-технических работников для решения актуальных образовательных, научно-технических и экономических проблем университета, области, региона.
Теория проверяется практикой, а практика опирается на взвешенную теорию. Вся работа ВУЗа направлена на то, чтобы достичь качественно нового уровня подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, активизировать и интегрировать фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационную деятельность, образовательный процесс и производство.
В университете осуществляется полный цикл создания наукоемкой высокотехнологичной продукции: от научных исследований до внедрения ее в производство и высшее образование. Он ищет и находит выходы на внутренний и внешние рынки, привлекает зарубежные инвестиции через совместные научно-производственные и образовательные предприятия. Внедряет новейшие образовательные и информационные технологии и тем самым способствует формированию широко образованной и гармоничной личности, интересы которой адекватны современным тенденциям общественного развития.
Общая информация
Реализация образовательного процесса на факультете новых технологий и автоматизации производства осуществляется на уровне бакалавра, специалиста и магистра.
В настоящее время на факультете осуществляется:
подготовка студентов по 8 различным специальностям и направлениям:
специальность 140610 - "Электрооборудование и электрохозяйства предприятий, организаций и учреждений";
специальность 150204 - "Машины и технология литейного производства";
специальность 150201 - "Машины и технология обработки металлов давлением";
направление 150400 "Технологические машины и оборудование"
направление 150600 - "Материаловедение и технология новых материалов";
специальность 150301 - "Динамика и прочность машин";
специальность 220301 - "Автоматизация технологических процессов и производств";
направление 220200 "Автоматизация и управление"
подготовка магистров по 3 направлениям:
150400.68.05 - "Технологические машины и оборудование";
150400.68.04 - "Машины и технология литейного производства";
150400.68.12 - "Автоматизация технологических машин и оборудования".
Все образовательные программы реализуются в течение четырех (бакалавры), пяти - шести (специалисты) и одного - двух (магистры) лет соответственно.
Факультет Электроники и приборостроения. Перечень направлений и специальностей по подготовке инженеров
Специализации:
Специализации:
Специализации:
Специализации: · Специальность 230105 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" Специализации:
Специализация
Специализация
Специализация Перечень кафедр факультета
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Учебный процесс по изучаемым дисциплинам для всех специальностей факультета обеспечен основной и дополнительной литературой, имеющейся в достаточном количестве в научной библиотеке ОрелГТУ и на кафедрах факультета. При ОрелГТУ функционирует издательско-полиграфический центр, в котором выпускаются учебно-методические пособия, монографии, и сборники научных трудов. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ. О качестве подготовки студентов свидетельствует их активное участие в конкурсах и олимпиадах, по учебной и научно-исследовательской работе. Регулярным являются участие студентов, аспирантов и сотрудников факультета в Олимпиаде стран Балтии по автоматическому управлению среди студентов и молодых ученых. Студенты старших курсов традиционно участвуют в профессиональном конкурсе студентов радиотехнических специальностей. Несмотря на то, что по численности студентов факультет электроники и приборостроения далеко не самый крупный в ОрелГТУ, традиционно самое большое количество именных стипендий получают студенты именно этого факультета. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ И ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВО. Факультет электроники и приборостроения ОрелГТУ давно и плодотворно сотрудничает с рядом промышленных предприятий города по подготовке квалифицированных кадров для них. Распределение выпускников производится на основе писем и запросов организаций, заинтересованных в выпускаемых специалистах. Как правило, количество заявок на специалистов превышает контингент выпускников. Все окончившие университет по специальностям факультета трудоустроены. Выпускники специальностей 220400 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" и 351400 "Прикладная информатика" работают практически на всех предприятиях города системными администраторами, специалистами по разработке специализированного программного обеспечения по управлению техническими процессами. Мценский филиал Орел ГТУ Факультет новых технологий Материально-техническая база ФНТ: учебный корпус площадью около трех с половиной тысяч кв. метров с оснащенными современной техникой и оборудованием аудиториями, лабораториями и мастерскими. На ФНТ применяются новейшие образовательные технологии — дистанционные методы обучения, независимая работа по индивидуальной траектории, внедрение образовательных методик, ориентированных на европейские образовательные стандарты.
Специальности СПО, реализуемые на факультете НТ: Контактная информация: 303000 г. Мценск ул. Мира, 21 Орловский государственный университет
Физико-математический факультет (срок обучения - 5 лет) При обучении по специальностям 010101 Математика, 010501 Прикладная математика и информатика, 010701 Физика, 020201 Биология, 020401 География, 020701 Почвоведение, 030201 Политология, 030501 Юриспруденция, 031401 Культурология, 032101 Физическая культура и спорт, 080101 Экономическая теория, 080507 Менеджмент организации университет предоставляет право студентам получить, кроме основной квалификации, дополнительную квалификацию Преподаватель.
|
форма обучения - очная (5 лет)
Квалификация: информатик (в менеджменте).
Вступительные испытания:
- информатика (бланковое тестирование),
- русский язык (диктант).
Обучение осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и на основе договоров с оплатой стоимости обучения (20 тыс. руб)
Я остановил свой выбор на Орловском Государственном Университете, где меня заинтересовала специальность 010501 «Прикладная математика и информатика».
Квалификация:
- математик, системный программист
САМООЦЕНКА
Проблема выбора профессии для многих людей является довольно сложной. Ведь столько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь! И нужно понять, какая профессия твоя и именно твоя. Чтобы не совершить ошибку, необходимо, прежде всего - разобраться со своими стремлениями и желаниями. В своем проекте я довольно глубоко познакомился с профессиями, с которыми решил связать свою жизнь.
Не исключено, что, даже выбрав профессию, соответствующую своим интересам и способностям, через несколько лет я в ней разочаруюсь или пойму, что исчерпал себя в этой деятельности и захочу чего-то нового. Вполне нормально на каком-то жизненном этапе поменять профессию и с энтузиазмом заняться новым делом.
Даже если профессию выбирать несколько раз, каждый выбор должен быть осознанным и продуманным. В этом случае больше шансов, что он окажется верным.
Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо, потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Ещё Л. Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся». Я считаю, что мой творческий проект и есть этот первый шаг. В нем я познакомился со спецификой работы и возможными трудностями.Соотнес свои качества и возможности с требованиями к будущей профессии. При помощи различных тестов и заданий проверил свои интересы, склонности, интеллектуальные и коммуникативные способности, характер, ценностные ориентации, чувства, т. е. те индивидуальные качества личности, которые являются определяющими в выборе моей профессии. Многое из того, что я узнал, изучая эту тему проекта мне пригодиться в дальнейшем, предостережет от неудач, от несмелых и неумелых действий, поможет в подготовке к поступлению, и в дальнейшей учёбе, а также в дальнейшем трудоустройстве. Мои знания, накопленные в ходе работы над проектом, могут быть использованы последующими поколениями в процессе выбора жизненного пути. Я думаю, что справился с поставленной задачей.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Аэродинамика и воздушный шарик
Лиса-охотница
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Любили тебя без особых причин...