Исследовательская работа по общесвознанию на НИК "Диалог -2012" (КемГУ)
Цель работы: изучение особенностей использования сети Интернет для общения подростков 12-13 лет.
Задачиработы:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_internetu_artamohin_ozhogova.doc | 308.5 КБ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Центр довузовской подготовки
I Научно-практическая конференция «ДИАЛОГ»
Интернет как средство общения подростков 12-13 лет
Авторы: Артамохин Павел Алексеевич,
Ожогова Алена Олеговна
Класс: 7
МБОУ «Заринская СОШ им. М.А. Аверина»
пос.Плотниково Промышленновского района
Научный руководитель: Астапенко Марина Викторовна, учитель истории и обществознания
КЕМЕРОВО 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Основная часть………...……………………………………………………….5
Заключение ……………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………14
Приложение ………………………………...………………………………...15
Введение
В последние годы в числе пользователей Интернета становится все больше подростков 10-15 лет. Детский Интернет – вполне состоявшееся явление, существующее уже не первый год.
Это очень актуальная тема в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации в том числе и через Интернет.
Для чего подростки используют Интернет? В первую очередь их привлекает возможность узнавать много нового. Интернет используется в качестве справочного источника, помогает в выполнении домашних заданий. Современные подростки увлекаются он-лайн играми, пользуются электронной почтой, посещают web-ресурсы, связанные с их увлечениями, а также общаются в чатах, форумах, пробуют себя в различных видах творчества, находят друзей по интересам. На специальные «молодежные» сайты подростки присылают стихи, отзывы о фильмах, телевизионных программах, свои наблюдения и комментарии о событиях школьной и общественной жизни, создают собственные web-странички. Подростки активно используют он-лайн режим в просмотрах телепередач, играх общении [2].
Все это позволяет выдвинуть гипотезу: у детей среднего школьного возраста существует Интернет-зависимость, которая выражается в постоянном влечении в Интернет, не только по школьной необходимости, но и для того, чтобы приятно провести время, общаясь со сверстниками.
Мы решили провести исследование в форме анкетного опроса, целью которого было изучение отношения учеников нашего 7а класса к компьютеру и Интернету.
Таким образом, объект нашего исследования: всемирная сеть Интернет.
Предмет исследования: ученики 7а класса МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина», использующие Интернет для общения.
Методы исследования: анкетирование, анализ, статистическая обработка результатов опроса.
Цель работы: изучение особенностей использования сети Интернет для общения подростков 12-14 лет.
Задачи работы:
На предварительном этапе было опрошено 27 учеников 7а класса, в возрасте 12-13 лет. Для этого мы составили анкету из 10 вопросов, которая представлена в Приложении.
Основная часть
В результате анкетирования мы выяснили, что большинство подростков нашего класса имеют возможность выйти в сеть Интернет с домашних компьютеров, собственных или у друзей. Возможности выйти в Интернет в клубе или Интернет- кафе в нашем поселке нет (рис.1).
Рис.1
Мы считаем, что причиной обращения к Интернету как инструменту межличностного общения может быть:
1.Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. Интернет становится доступным способом расширения круга общения, образования новых связей и знакомств. Подобного рода общение особо увлекает людей, испытывающих по тем или иным причинам трудности при первоначальном контакте в обыденной действительности. В подобных случаях ребята быстро теряют интерес к Интернет- общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.
2.Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам отсутствующих в реальной жизни, то есть самореализоваться в новом качестве, не свойственном привычным социальным ролям в реальной жизни.
Большинство респондентов проводят в Интернете более 2 часов в день (63%), однако есть и те, которые используют Интернет более 5 часов в день (4%) (рис.2).
Рис.2
В 7а классе самые посещаемые игровые, развлекательные сайты:
38% (wow-game.ru, gameport. net ru.), на втором месте сайты знакомств 33% (Мой мир, В контакте, Одноклассники), на третьем месте поисковые сайты 25% (google, яндекс, mail.ru, нигма), а на четвёртом месте сайты, где есть чат- комнаты 4% (рис.3).
Рис.3
Особое место при общении в Интернете занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным [4]. Об этом свидетельствует также близкий к телеграфному синтаксис, отказ от заглавных букв, знаков препинания, использование большого количества остроумных сокращений. Автор, чье мнение было воспринято «на ура», удостаивался одобрения «Аффтар жжот!», «Ржунимагу», а тот, чьи слова вызывали возмущение, получал окрик: «В Бобруйск, жывотное!» Удивление выражалось словом «Ватэтада», негодование – «Убейсибяапстену», «Выпей йаду», безвыходная ситуация получила определение «коттострофа» и т.д. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.
При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился [3]. Изначально эмограммы (термин, рожденный Интернет-средой) обозначались при помощи букв и знаков препинаний:
:-) Основная улыбка. Используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения, т.к. мы не можем слышать интонации голоса в Интернете.
;-) Подмигивающая улыбка. Заигрывающая и/или саркастическая улыбка. Скорее означает «Не бейте меня за то, что я только что сказал».
:-( Мрачная улыбка. Вам не понравилось последнее утверждение или вы огорчены чем-либо.
:* Поцелуй
%-6 Мозг умер
:Р Показывающий язык
:-Х Нет слов
В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки (рис. 4, 5).
Рис.4. Смайлики, обозначающие действие, эмоции, героя мультфильма
Рис.5. Анимированные смайлики-аватарки
Вообще 63% учеников 7а класса считают Интернет полезным открытием, есть ученики, которым все равно (33%), а некоторые вообще считают Интернет бесполезной тратой времени (4%) (рис.6).
Рис.6
Большинство учеников при этом утверждают, что относятся равнодушно к Интернету (61%), но есть и такие ученики, которые испытывают ежедневную потребность в Интернете (8%), а у остальных 31% учеников потребность выйти в Интернет и пообщаться со сверстниками возникает периодически (рис.7).
Рис.7
Отвечая на вопрос «Как Интернет влияет на учебу?», 71% респондентов отметили, что Интернет вообще не влияет на учебу, а 29% респондентов ответили, что Интернет, наоборот, помогает в учебе (рис.8).
Рис.8
У большинства учеников (96%) Интернет вообще не влияет на общение. И лишь 1 ученик сказал, что из-за Интернета он стал меньше общаться с друзьями (рис.9).
Рис.9
Опрошенные ученики 7а класса не видят для себя никакой опасности при пользовании Интернетом. По их мнению, Интернет не влияет на здоровье у 63% опрошенных, влияет – 29%, а у оставшихся 8% здоровье значительно ухудшилось и это они связывают именно с использованием Интернета (рис.10).
Рис. 10
При этом 46% учащихся пользуются Интернетом больше года, 42% меньше года, а остальные 12% больше 3 лет (рис.11).
Рис.11
Заключение
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Что же делать, если подросток все же имеет интернет-зависимость?
Вернуть ребёнка в реальность могут в первую очередь сами родители, которым, по результатам исследования, подростки доверяют.
Что же можно посоветовать родителям, что бы предотвратить компьютерную зависимость у подростков?
1. Родителям необходимо выяснить, что побудило подростка уйти в виртуальный мир. Возможно, подростку не хватает информации, у него дефицит общения и родителям стоит больше уделять время своему ребенку. Совместное посещение музеев, театров, отдых на природе, общение с интересными людьми - все это поможет подростку стать гармоничной личностью.
2. Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром тоже имеет свои причины и кому, как не родителям легче понять это. Если подросток не очень успешен в учебе, возможно, лучше не говорить ему в очередной раз, что он «двоечник и ни на что не годится» (опуская при этом его самооценку), а помочь ему наверстать упущенный материал и лишний раз похвалить его, пусть даже за маленькие успехи.
3. Не нужно критиковать подростка за то, что он слишком много проводит время за компьютером, акцентируя тем самым внимание на проблеме. Лучше найти способ ненавязчиво оторвать его от этого занятия. Нужно подумать, что может быть интересно ребенку, и заняться этим вместе с ним. Так можно ненавязчиво контролировать время проведенное за компьютером.
4. Нужно договориться с подростком о времени, которое он может проводить за компьютером. Например, после десять часов вечера компьютер должен быть выключен. Контроль должен быть обязательным. Если подросток «заигрался», нужно переключить его внимание.
5. Не нужно резко отнимать или запрещать компьютерные игры подростку, который уже втянулся. Этим вы вызовите еще большее отстранение от вас подростка.
6. И самый важный совет. В любой ситуации, нужно принимать ребенка таким, какой он есть, слушать и слышать его [3].
Хотелось бы продолжить данное исследование через несколько лет, чтобы проследить, как изменится отношение к Интернету и общению в нем ребят, когда они станут более взрослыми
Литература
1. История о смайлике и его создателе. http://prointernet.narod.ru/smile.htm
2. Подросток и компьютерная (интернет) зависимость http://www.trasluz.ru/articlepsy/internetmania
3. Поколение Рунета. Подростковая интернет зависимость. http://moymalysh.info/podrostki/35-pokolenie-runeta-podrostkovaya-internet-zavisimost.html
4. Что же такое «Смайлик»? http://www.smailiki.com/
Приложение
Анкета
1. Где вы пользуетесь компьютером?
а) дома; б) у друзей; в) в клубе.
2. Сколько времени вы проводите в Интернете?
а) менее двух часов в месяц; б) более двух часов в месяц; в) более двух часов в день; г) более пяти часов в день.
3. Какова ваша потребность в Интернете?
а) отношусь равнодушно; б) периодически возникает потребность выйти в Интернет; в) испытываю ежедневную потребность в Интернете; г) не представляю свою жизнь без Интернета.
4. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими?
а) никак не влияет; б) с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями; в) Интернет заменяет мне реальное общение;
5. Влияет ли Интернет на вашу учебу (работу)?
а) не влияет; б) Интернет помогает мне учиться (работать); в) мешает учебе (работе);
6. Какие сайты в Интернете вы посещаете чаще всего?
а) сайты знакомств; б) игровые, развлекательные сайты; в) поисковые сайты; г) сайты, где есть чат-комнаты.
7. Приведите примеры ________________________________________________________________
8. Как вы считаете, Интернет влияет на ваше здоровье?
а) не влияет; б) влияет незначительно; в) здоровье значительно ухудшилось.
9. Ваше отношение к Интернету.
а) считаете полезным открытием; б) вам все равно; в) считаете, бесполезной тратой времени;
10. Сколько времени вы пользуетесь Интернетом?
а) меньше года; б) больше года; в) больше трех лет.
Весенние чудеса
Самый богатый воробей на свете
Под парусами
Солдатская шинель
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?