Данный материал представляет собой часть научно-практической работы, которая была проделана при подготовке к выступлению на конференции на английском языке, посвященная 70-летию битвы под Москвой. Это практическая часть, состоящая из сочинения, которое было написано от имени солдата, защищавшего столицу в далеком 41-м году, который выстоял и заклинал потомков сберечь Родину.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.doc | 31.5 КБ |
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений.
Елена Леонидовна Зацепина, учитель-логопед МДОУ «Колосок»
Ольга Михайловна Пылихина, музыкальный руководитель МДОУ «Колосок»
Если говорить вам сложно –
Музыка всегда поможет!
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию
слухового внимания и слуховой памяти;
оптико-пространственных представлений;
зрительной ориентировки на собеседника;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
темпа и ритма дыхания и речи;
орального праксиса;
просодики;
фонематического слуха.
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовали различные методы и приемы. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей часто изменен тонус. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп в детском саду.
Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка! Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой. У таких детей реже наблюдаются случаи логоневроза.
Целью проведения занятий по логопедической ритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций.
Логопедическая ритмика создает благоприятные условия для развития нейрофизиологических процессов у детей с речевой патологией благодаря точной дозировке раздражителей, темпу, ритму, динамике музыки и слова. Этому также способствует коллективное выполнение заданий, когда отдельным детям за счет подражания другим удается правильно выполнять ритмическое упражнение.
Дополнительно к основной Программе обучения и воспитания детей в детском саду в нашем дошкольном учреждении в качестве эксперимента используется оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» Михаила Львовича Лазарева. Своим содержанием и направленностью она очень тесно переплетается с музыкальными и логопедическими занятиями. Цель занятий по темам «Чудо-нос» и «Целебные звуки» научить ребенка петь и хорошо говорить, улучшить функцию внешнего дыхания ребенка. Основное в занятиях – игровые приемы, постоянно звучащая музыка и положительный настрой детей. На занятиях применяются такие упражнения, как: гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения, массаж и самомассаж (спины, рук, ног), фонопедические упражнения, коммуникативные игры, пальчиковые игры, речевые игры с музыкальными инструментами, психогимнастические этюды, физкультминутки, дыхательные упражнения. Музыка выступает в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребенка. С детьми проводятся вокально-речевые упражнения. Дыхательная музыкотерапия направлена на формирование здоровья здоровых детей и на профилактику бронхолёгочных заболеваний. Ребенок начинает заниматься дыхательной гимнастикой через приятные, эмоционально окрашенные виды деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Это формирует у него дыхательное удовольствие, которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. При проведении занятий следует помнить следующее.
1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, так как не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме. Часто приходится занижать требования: с детьми старшей группы заниматься по материалу средней или даже младшей группы.
2. Занятия должны строится с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению.
3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагоги добиваются не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке мимики.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям пробудить его мысль и фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние малышей, а значит помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
В качестве вспомогательных средств в своей работе мы широко используем диски Екатерины и Сергея Железновых: «Аэробика для малышей», игровой массаж, пальчиковые игры «Десять мышек», развивалочки «Пять веселых поросят». Забавные тексты песенок-упражнений являются подсказкой для предлагаемых движений, а веселая и красивая музыка создает нужное настроение, помогает ритмичному и выразительному исполнению. Игры способствуют развитию мелкой моторики, внимания, памяти и мышления малышей, предполагают тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют тёплые взаимоотношения. Такие игры особенно важны для коррекционной и логопедической работы.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу специалистов. В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а образовательное – подчиненным. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.
Работа педагога – это искусство.
Свое выступление я хочу закончить словами Уолтера Пейтера:
«Любое искусство стремиться к тому,
чтобы стать музыкой»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – М.:ТЦ Сфера, 2009.
2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,1999.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
5. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. Образоват. Учреждений. – М.:Мнемозина, 2004.
6. Нищева Н.Н Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
7. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. – СПб.: КАРО, 2006.
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Пчёлки на разведках
Под парусами
Цветок или сорняк?
На берегу Байкала