Данная работа приурочена к 200-летию со дня Бородинской битвы. Автору исследования интересен вопрос о том, как это событие отразилось в одном из самых ярких и замечательных патриотических произведений русской литературы – стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». В ходе исследования Валерия проанализировала стихотворение, в качестве приложения создала "Словарь терминов", кроссворд, календарь, каждая страничка которого проиллюстрирована репродукциями известных художников, посвященными Бородинской битве. К этим репродукциям подобраны соответствующие цитаты из стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Работа Валерии получила высокую оценку на окружном Фестивале "Стратегия победы. Гроза 1812 года", проходившем в феврале 2012 года в Москве и была отмечена грамотой ГОУ МЦ СУО "За новизну освещения проблемы".
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_rabota_odincovoy_v..doc | 99 КБ |
crossword_odincova_v..pdf | 425.66 КБ |
kalendar_borodino.pdf | 1010.37 КБ |
«Недаром помнит вся Россия…»
Отечественная война 1812 года в отечественной литературе
(Бородинская битва в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»)
Работу выполнила
ученица 6 класса «А»
ГБОУ СОШ №215
САО г.Москвы
Одинцова Валерия
Научные руководители:
Михеева Олеся Игоревна,
учитель русского языка и литературы,
Типаева Елена Владимировна,
учитель истории
г.Москва - 2012
Содержание работы:
1.Введение с.2
2.Основная часть:
1.О роли Бородинской битвы в Отечественной истории с.3-4
2.История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» с.4
3.Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» с.5-8
3.Выводы с.9
4.Список литературы с.10
Приложение
I.ВВЕДЕНИЕ
Тема работы - «Недаром помнит вся Россия…» (Бородинская битва в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»).
Актуальность и обоснование выбора темы. Данная тем выбрана по нескольким причинам. Во-первых, близится одна из самых значительных дат в отечественной истории – двухсотлетие со дня Бородинской битвы. Во-вторых, автору исследования интересен вопрос о том, как это событие отразилось в одном из самых ярких и замечательных патриотических произведений русской литературы – стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». В-третьих, в работе сочетаются две дисциплины – история как одна из общественных наук, и литература как форма искусства, каждая по- своему, они отражают жизнь общества в его развитии.
История и литература рассказывают об одном и том же: они говорят о людях, которые жили, и об эпохе, в которую эти люди жили.
История - фактами, датами, документами, а литература - образами, характерами, типами.
«Прошлое,- писал историк В. Бернадский,- может быть изображено не только пером ученого - оно может быть представлено в живых, ярких образах мастером художественного слова».
И вот таким мастером художественного слова был, конечно же, Михаил Юрьевич Лермонтов, чье произведение и было выбрано для исследования.
Цель - сформировать представление о том, как исторические события отражаются в литературе, способствовать воспитанию гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире.
Основная проблема исследования - проследить изображение Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» и выяснить, насколько достоверно автор отобразил битву в своем произведении.
Задачи работы:
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. О РОЛИ БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
В отечественной и всемирной истории очень мало битв, которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям.
Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошел в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после Бородина и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю.
Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.
Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” В 125 км от Москвы, близ Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва - одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен.
Самым кровавым сражением всей наполеоновской эпопеи считалась до Бородина битва при Эйлау 8 февраля 1807 г., и ни с какой другой битвой Бородино современники вообще и не сравнивали. Но очевидцы даже и этого сравнения не допускали. Вот что писалось через три дня после Бородина: “Все говорят, что сражение при Прейсиш-Эйлау не может иметь с ним (Бородинским боем) никакого сравнения, потому что все поле покрыто трупами”.
“Под Бородином русских выбыло из строя около 58 тысяч человек, половина сражавшейся армии. От гренадерской дивизии Воронцова из 4 тысяч человек уже к трем часам дня осталось 300 человек. В Ширванском полку из 1300 человек осталось 96 солдат и трое офицеров”. Были батальоны и роты, истребленные почти целиком. Были и дивизии, от которых осталось в конце концов несколько человек. Были корпуса, больше походившие по своей численности уже не на корпуса, а на батальоны. Но у нас все-таки, повторяем, есть ряд показаний, что вечером 7 сентября, когда ночная темнота оборвала бой, а русская армия осталась стоять на поле битвы, никто ни среди солдат, ни среди командного состава не считал сражение проигранным. Напротив, громко говорили о победе, о завтрашнем наступлении на французов... и тут лишний раз оправдалось старое изречение: побежденным бывает только тот, кто чувствует и признает себя побежденным.
Русская армия, половина которой осталась лежать на Бородинском поле, и не чувствовала и не признавала себя побежденной, как не чувствовал и не признавал этого и ее полководец. Он видел то, чего никакие Винценгероде, Клаузевицы и Жомини видеть и понять не могли: Бородино окажется в конечном счете великой русской победой.
Не чувствовал себя побежденным и русский народ, в его памяти Бородино осталось не как поражение, а как доказательство, что он и в прошлом умел отстоять свою национальную независимость от самых страшных нападений, умеет это делать в настоящем и сумеет это сделать и в будущем. (См. об этом подробнее в кн. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. – М.: Гиз, 1941).
2.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО».
Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Поэт рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях - Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинской битве. Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным, и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”. Опубликовано оно было в журнале «Современник» в 1837 году. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Алексея Афанасьевича Столыпина, ветерана Отечественной войны, который находился в родственных отношениях с поэтом.
3.АНАЛИЗ СТИХОТОРЕНИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»
Знаменитое стихотворение Лермонтова " Бородино " делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром …"), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам бой с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения.
О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны — народ. О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении. Тут и ночь перед сражением, и утро великой битвы, и призыв полковника умереть под Москвой, и наступление французов. И, наконец, победа:
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, — целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры1 о русские штыки2» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой». Первая из трех строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая («Вам не видать таких сражений!...») — самому напряженному моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…» М.Ю.Лермонтов показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!» Мы словно слышим призыв:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Москва — вот слово, вобравшее в себя весь смысл сражения, подчинившее себе все помыслы бойцов. Эта патриотическая идея –погибнуть за родную столицу - освещает весь рассказ солдата, дает содержание и смысл происходящему.
Будучи рассказом рядового участника событий о великом историческом свершении, «Бородино» Лермонтова является автобиографией народного подвига. Стихотворение показывает, как возросло народное самосознание, как глубоко и верно осмысливает народ историю. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи.
Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей натяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.
Солдат-рассказчик Лермонтова говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени страны. Это закреплено еле уловимыми переходами от «я» к «мы», что относится к высшим художественным достижениям поэта и поэзии:
Забил снаряд я в пушку туго,
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй, к бою...
И в эту же секунду произошло чудесное перевоплощение: «я» рассказчика слилось с массой атакующих:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
И в этом ощущается единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для народной освободительной войны.
В этом произведении замечательно все — как целое, так и любая частность.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз...
Здесь в одном слове вся история наполеоновской армии, все психология наполеоновского солдата, привыкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра, — и в этом слове «ликовал» уже чувствуется, как поведут себя наполеоновские солдаты в Москве.
Радостным восклицаниям наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего:
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Поэт создал яркую картину состояния солдата перед смертным, неотвратимым боем.
Необходимо еще сказать о чуткости поэта к характеру войны. В стихотворении поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. В произведении не раз повторяется слово «русский»: «русские штыки», «русский бой удалый, наш рукопашный бой»; слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.
Старый солдат говорит, что русская армия так стремилась к скорейшей и полной победе, что
…Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Этот непобедимый дух русского войска и сокрушил нашествие Наполеона.
Лермонтов не только изобразил битву так, как её мог увидеть и запомнить рядовой участник сражения — человек из народа, но и рассказал о ней простым языком. В стихотворении звучат народные выражения и прибаутки: «постой-ка, брат, мусью», «ну ж был денёк», «у наших ушки на макушке», «полковник наш рождён был хватом», «спит в земле сырой», «отступили басурманы». О неприятельской армии «дядя» говорит в единственном числе (Лермонтовым используется прием метонимии) — по-народному: «французу отдана», «ликовал француз».
Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение,
но и «услышать» его. «Звучал булат1, картечь2 визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль.
Завывание орудий слышится во фразе «слились в протяжный вой»…
Так поэт передает нам звуки боя.
В стихотворении «Бородино» изображена самая гуща боя, показан ратный труд. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.
В заключении хочется отметить, что, несмотря на подробное, детальное изображение Бородинской битвы, это стихотворение – все-таки не воспроизведение хронологии сражения, а творчески переосмысленное, художественное отображение исторических реалий, с долей авторского вымысла.
III. ВЫВОДЫ
История не дает оценок: хорошо или плохо, она не су дит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях, не приукраши вая, не преувеличивая и не преуменьшая значение того или иного факта.
Художественная литература в описании какого-либо исторического факта может позволить себе снисходительность или строгое отношение, вымысел, вос хваление, иногда неточности, которые необходимы для более глубокого эмоцио нального восприятия содержания произведения.
Но не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.
В истории нашей Родины есть немало событий, о которых мы помним все гда. Они - наша гордость и честь. Именно к таким событиям относится и Бородинская битва. И, пожалуй, одним из лучших поэтических памятников Бородинскому сражению стало стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино".
Значение стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозможно. «Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые по многу раз в жизни перечитывают взрослые люди и в то же время понимают и любят самые юные. И поэтому «Бородино» – это своего рода литературный памятник русским солдатам.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь терминов (по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»), составлен по материалам Большого советского энциклопедического словаря и материалам Википедии:
Басурманы – здесь: враги.
Бивак - бивуак, франц. Расположение войск для ночлега или отдыха под открыт. небом.
Драгуны - (франц. dragon, от лат. draco — дракон, изображение которого было первоначально на знамёнах драгун), вид кавалерии, предназначенной для действий как в конном, так и в пешем строю. Наименование "Драгуны", возможно, происходит от драгона (короткого мушкета). Появились во Франции в 16 в., где первоначально Д. называлась пехота, посаженная на коней и спешивавшаяся при встрече с противником. В 1-й половине 17 в. стали использоваться в бою и как кавалерия. В 18—20 вв. существовали в большинстве европейских армий и относились к тяжёлой (иногда — к средней) кавалерии, составляя до 1/3 всей конницы. На вооружении имели пистолеты, мушкеты (позже — карабины, винтовки), сабли, палаши, шашки.
В России 1-й драгунский полк сформирован в 1631. В 1681 было 25 копейно-рейтарских полков, близких по назначению к драгунам. В начале 18 в. вся кавалерия формируется по драгунскому типу, в 1700—1708 создано 34 драгунских полка. С 1712 формируются гарнизонные драгунские полки для несения полицейской службы. В середине 18 в. количество драгунских полков резко сокращается и увеличивается лишь в начале 19 в. (18 полков в 1825). К концу 19 в. различия между отдельными видами кавалерии стираются, и в 1882 все армейские кавалерийские полки были переименованы в драгунские. В 1907 были восстановлены гусарские и уланские полки, принципиально не отличавшиеся от драгун. К 1917 существовали 1 гвардейский и 21 армейский драгунские полки. Упразднены в начале 1918.
Картечь - польск. kartecza < нем. Kartätsche < англ. cartage < фр. cartouche < ит. cartoccio < греч. chartes лист бумаги]. 1. Артиллерийский снаряд, начиненный круглыми пулями для массового поражения живых целей на близком расстоянии. || Ср. шрапнель. 2. мн. нет. Крупная дробь для охотничьего ружья. Стрелять картечью. Карте́чный — относящийся к картечи(в 1-м и 2-м знач.).
Кивер - (от польск. kiwior) — военный головной убор цилиндрической формы, обычно из фетра, кожи, сукна. С конца 18 до середины 19 в. являлся принадлежностью военного костюма армий многих государствв мира. В России появился в 18 в. как элемент форменного костюма чинов гусарских полков. В дальнейшем, в 1802—1814, постепенно стал деталью военной одежды чинов егерских (1802), мушкетерских (1803), артиллерийских. (1803), гренадерских (1807), конно-егерских (1814), драгунских (1817) частей русской армии. В 1846 киверы в русской армии были отменены.
Лафет – (нем. Lafette, от франц. l'affut), станок, на котором закрепляется ствол артиллерийского орудия. Предназначен для придания стволу необходимого положения перед выстрелом (с помощью механизмов наводки), для поглощения (противооткатными устройствами) энергии отдачи при выстреле и передачи возникающих при этом усилий на грунт (или основание установки), а также для передвижения орудия. Различают лафеты: подвижные (у полевых орудий — на колёсном или гусеничном ходу), полустационарные (на подвижном основании — у танковых, самоходных, корабельных, авиационных и др. орудий) и стационарные (на неподвижном основании — у крепостных и береговых орудий). Бивак – стоянка войск под открытым небом.
Редут - (от итал. redotto — убежище, опорный пункт) — полевое сомкнутое фортификационное укрепление в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к круговой обороне. Редут состоял из наружного рва, вала с земляной ступенью (банкетом) для размещения стрелков и орудий, а также внутреннего рва для укрытия обороняющихся. Редуты появились в 16 в., широко применялись в 17—19 вв. в качестве самостоятельных опорных пунктов, прикрывающих отдельные направления (например, северная граница России в нач. 18 в.), а также как элемент пограничных укрепленных линий (Украинская, Кавказская и др.). В 18—19 вв. редуты возводились в полевом бою (Полтавское, Бородинское и др. сражения) и при осаде и обороне крепостей. В середине 19 в. редуты имели 60—70 м по фронту и 30—40 м в глубину. Утратили свое значение после 1-й мировой войны.
Сражен булатом – то есть булатным (стальным) оружием, саблей.
Уланы – вид легкой кавалерии, предназначавшийся для преследования отступающего противника, рейдов в тыл противника, патрульной и разведывательной службы.
Название восходит к татарскому "оглан" - благородный юноша из ханской семьи. На рубеже XV–XVI вв. "огланами", или уланами называли отряды татарской конницы, служившей Великим князьям Литовским. Постепенно уланские полки приобретают единообразный вид регулярной
конницы, в которой служили уже не только татары, но и литовцы, поляки. В России первый уланский полурегулярный полк был сформирован в конце XVIII в. в Новороссийской губернии в основном из венгерских и сербских переселенцев. В 1803 г. в уланские были переименованы три легкоконных полка, им была дана новая форма. К 1812 г. было уже шесть уланских полков (из них один - гвардейский). В это время русские уланы носили темно-синие мундиры, которые имели лацканы, обшлага и выпушки по швам спины; гарусные (шерстяные) эполеты; темно-синие рейтузы с двухрядными лампасами; шапки с четырехугольным верхом и белым султаном.
Вооружение состояло из сабель и пистолетов. Бойцы первых шеренг были вооружены пиками, а задние шеренги (лучшие стрелки) - кавалерийскими штуцерами (нарезными карабинами) по 16 штук на эскадрон. В начале Отечественной войны 1812 г. уланы часто выполняли функции разведки и входили в арьергарды отступающих русских армий. Уланские полки участвовали в Бородинском сражении, а после него уланские эскадроны вошли в состав многих армейских партизанских отрядов.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Плавает ли канцелярская скрепка?
"Морская болезнь" у космонавтов
У меня в портфеле
Барсучья кладовая. Александр Барков