Изучение истории собственной страны особенно интересно, когда оно тесно соприкасается с рассмотрением вопросов краеведения.Для авторов данной работы понятие «Малая Родина» связано с любимым районом нашего города - Кедровкой и родной школой №52.
Вложение | Размер |
---|---|
portret_odnogo_direktora_mbou_sosh_no_52_kemerovo.docx | 42.6 КБ |
VII городское научное соревнование
«Юниор - 2012»
Направление «Социальные и поведенческие науки»
(краеведение)
Портрет одного директора
Авторы:
Мещерякова Ангелина,
ученица 7В класса
МБОУ «СОШ №52»
г. Кемерово;
Вегнер Мария,
ученица 6А класса
МБОУ «СОШ №52»
г. Кемерово
Научный руководитель:
Фёдорова О.К.,
учитель истории
МБОУ «СОШ №52»
г. Кемерово
Кемерово, 2012
Содержание
Введение ......................................................................................................3
1. Профессиональное становление………………………………………...5
2. Результаты работы в Кедровской школе №52………….………...........7
Заключение……………………………………………………………........10
Список использованных источников и литературы…………………….11
Приложения………………………………………………………………...12
Введение
Одной из актуальных проблем современного образования является его гуманизация - внимание к интересам человека. Как сказано в ст. 2.1 закона РФ «Об образовании» - «государственная политика РФ в области образования основывается на следующих принципах: воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [1, с.1]. В связи с этим особое значение приобретают вопросы, связанные с изучением истории своей семьи и малой Родины. Для авторов данной работы понятие «Малая Родина» связано с любимым районом нашего города - Кедровкой и родной школой №52. Изучение истории собственной страны особенно интересно, когда оно тесно соприкасается с рассмотрением вопросов краеведения.
С исторической наукой очень важно быть в ладу
Где кого короновали, кто рождён, в каком году.
Мы историю учили – древнюю и наших дней,
А теперь её продолжить время нам рукой своей.
По интересующей теме удалось обнаружить интересные источники. Нами было рассмотрено методическое пособие «Нравственность – это разум сердца» [2], авторская воспитательная программа «Древо жизни» [3,4], а также статьи в газетах регионального уровня [5,6]. Эти источники дали возможность рассмотреть работу нашей школы в период с 1994 по 2010 год.
Целью данной работы является представление биографии директора школы Тамары Викторовны Данильченко. Основные задачи исследовательской работы:
- систематизировать биографические факты профессионального становления Т.В. Данильченко;
- показать результативность работы Данильченко Т.В. в качестве директора школы.
Для написания данной работы использовался метод интервьюирования. Всего при написании работы было проинтервьюировано 18 человек (Приложение 1). Это, прежде всего, учителя нашей школы, работавшие под руководством Тамары Викторовны, выпускники разных лет, а также коллеги Тамары Викторовны, работающие в Кемеровском Научно-методическом центре и Департаменте образования Администрации Кемеровской области.
Использование историко-сравнительного метода способствовало раскрытию вопроса о значимости результатов профессиональной деятельности Тамары Викторовны на региональном уровне.
Профессиональное становление
Думала ли одна из лучших выпускниц кемеровской школы №16 Тамара Королёва, которой директор школы советовала поступать на истфак Кемеровского университета (тогда ещё пединститута), что ей когда-нибудь придётся взять на свои плечи нелёгкий крест директора школы?
Юность проходила в творческом поиске: рукоделие, танцы, хоровая студия - интересы постоянно менялись. Но всё-таки Тамару Викторовну тянуло к общественной деятельности, работе в коллективе. Поэтому она и поступила на исторический факультет Кемеровского педагогического института, второй специальностью на котором была методика комсомольской работы. Свои студенческие годы- с 1970 по 1974 год – Тамара Викторовна вспоминает всегда с удовольствием. Самое яркое впечатление – это участие в археологической практике на территории Мариинского района. Во время раскопок Михайловского кургана была найдена диадема и ремень с бронзовой бляшкой, которые сейчас находятся в нашем областном краеведческом музее [7].
В 1974 году, сразу после окончания института, Тамара Викторовна начинает свою трудовую биографию в небольшой школе деревни Красный Ключ Крапивенского района, что неподалёку от Кемерова. Её почти сразу назначили на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, оценив незаурядные организаторские способности молодого педагога. И ей снова пришлось учиться, осваивая азы руководящей работы. Тамара работала, училась, а по выходным спешила домой в Кемерово, где жила её мама и любимый парень. Ещё студенткой она вместе с подругой случайно попала на вечеринку в политехнический институт, где и встретила своего будущего мужа Владимира [8].
После свадьбы молодые уехали в город Березовский по месту распределения мужа. Здесь у молодой семьи родились сыновья Александр и Денис. Мальчишки подросли, и мама вновь пошла на работу в школу, где ей предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. Тамара Викторовна до сих пор с любовью вспоминает школу №16 г. Берёзовский. Именно там она стала настоящим педагогом и руководителем.
Пришлось поработать и за границей, в Монголии. Вот что об этом времени пишет ученица Тамары Викторовны Нина Тельцова, ведущий специалист территориального управления ж/р Кедровка: «С Тамарой Викторовной Данильченко мы познакомились в далеком 1986 г. Я - ученица 6-го класса, приехала с родителями в Монгольскую Народную Республику. Тамара Викторовна преподавала у нас в советской школе историю. Мне она сразу очень понравилась: во-первых, она была моей землячкой (из Березовского), а во-вторых, оказалась очень открытым, жизнерадостным и интересным человеком. Ее обожали ученики, с ней можно было разговаривать на любые темы, а ее оптимизм заряжал всех вокруг. Несмотря на это, на уроках у Тамары Викторовны была строжайшая дисциплина, никаких вольностей она не допускала» [5, С.1].
Процесс профессионального становления Тамары Викторовны проходил в разных школах, но её работа в качестве учителя и заместителя директора всегда носила яркий индивидуальный, а самое главное творческий характер.
Результаты работы в Кедровской школе №52
В 1988 году семья Данильченко переезжает в Кедровку по новому назначению мужа. А жена - вновь в школу, на этот раз в школу №52, на должность учителя истории и заместителя директора по воспитательной работе. Было это в перестроечные 90-е года.
Именно в эти годы Тамара Викторовна создает целую воспитательную программу под названием «Древо жизни», которая получила высокую оценку и опубликована в сборнике «Историческое краеведение в школе и вузе», в альманахе «Родословие [3-4]. Главное назначение программы «Древо жизни» - помочь ребенку увидеть себя в зеркале, но не простом, а в зеркале истории, истории его семьи, его рода. Программа рассчитана на два года обучения. Содержание первого года – изучение личности и семьи. Но без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности, утеряв Родину и национальность, человек теряет себя, свое лицо, поэтому содержание второго раздела программы – изучение истории народа, начиная с истории школы и заканчивая народными традициями, фольклором. Данная программа успешно используется до сих пор в школах Кузбасса, ведь в её основе те простые человеческие ценности, которые являются приоритетными направлениями в государственной политике нашей страны (Приложение 3).
Благодаря усилиям Тамары Викторовны в нашей школе в 1990 году появился музей имени Н.С. Дорофеева, стали зарождаться школьные традиции - ежегодные вечера встреч школьных друзей, встречи выпускников «Сто дней после детства», «Осенний калейдоскоп». Именно в эти годы создаётся школьное самоуправление - совет школьной ассоциации, в который входят ребята среднего и старшего звена. Ребята - старшеклассники принимают участие в педсоветах, в Совете школы, участвуют в планировании воспитательной работы, в обсуждении Устава школы, разрабатывают законы школьной жизни и Декларацию сотрудничества. Сложная политическая жизнь конца 90-х годов требовала новой корректировки в школьном самоуправлении, и Тамара Викторовна поддерживает смелые эксперименты [8]. Ребята сами решили провести деловые игры по выдвижению кандидатур в органы самоуправления, по защите предвыборных программ, предложили новую структуру самоуправления. Вот что по этому поводу пишет Тамара Викторовна: «Сегодня главное – удовлетворить естественное желание ребят самим решать, каким должно быть содержание их жизни, возложить на них ответственность за школу, товарищей, предоставить им реальные, а не формальные права в решении школьных дел» [2, С.34]. В 1995 году Тамара Викторовна становится победителем городского конкурса «Творческий портрет заместителя директора по воспитательной работе».
С 1999 года Тамара Викторовна инициирует проведение ежегодной школьной научно-практической конференция «Родник знаний», являющейся стартовой площадкой для многих юных исследователей нашей школы [8].
Говорят самые хорошие директора школ получаются из заместителей по воспитательной работе. Тамара Викторовна подтверждает это на собственном примере. За годы её работы директором (с 1997 по 2004 год) наша школа очень преобразилась. В 1994 году школа начала отрабатывать модель профильной школы. В 1996 году, 9 декабря, Департаментом образования Администрации Кемеровской области была выдана лицензия на статус многопрофильной школы. Школа стала активно работать по углублению таких предметов, как физика, математика, литература, химия, биология, история, русский язык. Работа школы по нравственному воспитанию была обобщена в методическом пособии «Нравственность – это разум сердца» (из опыта работы школы №52) [2].
За всем этими изменениями нелегкий труд, бессонные ночи и головная боль директора школы. «Школа – это не только стены и кабинеты, это прежде всего ученики и учителя», - не устаёт повторять Тамара Викторовна. Вот что вспоминает об этих годах Н.В. Крестьянникова, руководитель городского методического объединения учителей физики: «В кабинете Тамары Викторовны всегда кто-то был: ученики, родители, педагоги. Одних выслушивала, других успокаивала, третьим помогала решить проблему. В сфере деятельности школы прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это самые главные качества характера Тамары Викторовны» [8] .
Тамара Викторовна всегда занимала активную жизненную позицию. Она была членом совета директоров школ города, членом избирательной комиссии, активно сотрудничала с областной лицензионно-аттестационной службой (ГЛАСКО), являясь её экспертом с 2000 по 2010 год. Будучи председателем аттестационной комиссии этой службы она объездила многие города нашей области: Таштагол, Новокузнецк, Прокопьевск, Киселёвск, Белово и т.д.
Заслуги Тамары Викторовны отмечены Почетными грамотами, Благодарственными письмами и правительственными наградами. В 1991 году награждена знаком «Отличник народного просвещения», в 1993 году медалью «За веру и добро» (Приложение 5).
Уйдя на заслуженный отдых в 2010 году, Тамара Викторовна продолжает активно участвовать в общественной жизни нашего города, работая в Совете ветеранов жилого района Кедровка, Промышлёновский.
Деятельность Тамары Викторовны в нашей школе оставила неизгладимый след. Рождение школьного музея, создание ученического самоуправления, инициирование проведения ежегодных научно-практических конференций, осуществление работы школы как профильной, издание собственной воспитательной, использующейся до сих пор, программы – всё это активно действует в нашей школе.
Заключение
Есть судьба людей, которых, кажется, фортуна осенила своим крылом. О таких говорят: счастливчики! Вот так счастливо сложилась и судьба Тамары Викторовны Данильченко, директора средней школы, учителя с большой буквы, заботливой дочери, матери двух сыновей и бабушки замечательных внучек.
«Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле. Потому идеальный учитель - это такой, для которого учительство - смысл жизни. Его высшая корысть - быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен», - так говорит о роли учителя сама Тамара Викторовна Данильченко [7]. Её слова не расходятся с делом. Вся её трудовая биография – это бескорыстное служение детям, родной школе №52.
Деятельность Тамары Викторовны в нашей школе оставила неизгладимый след. Рождение школьного музея, создание ученического самоуправления, инициирование проведения ежегодных научно-практических конференций, осуществление работы школы как профильной, издание собственной воспитательной, использующейся до сих пор, программы – всё это активно действует в нашей школе.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что деятельность Тамары Викторовны Данильченко является значимой не только для нашей Кедровской школы, но и для образовательной системы города Кемерово в целом.
Данная работа может быть использована в работе школьного музея, на уроках истории, посвященных изучению вопросов краеведения.
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
Вопросы для интервью:
1. Какие личные качества Т.В. Данильченко Вы цените больше всего?
2. Расскажите о Тамаре Викторовне как о директоре?
3. Какие наиболее яркие моменты Вы можете вспомнить из совместной работы с Тамарой Викторовной?
Приложение 3
«Авторская воспитательная программа «Древо жизни»
Что общего у травы и собаки?
Мороз и заяц
Девчата
О чем поет Шотландская волынка?
Притча о гвоздях