Научно-исследовательская работа для городской НПК.
Вложение | Размер |
---|---|
rabotacelitelnayasilaradostidop_.rar | 178.66 КБ |
I городской научно–практический марафон «Шажок в науку»
III этап
Секция ВАЛЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Целительная сила радости.
2 класса средней школы № 222
г. Заречного
Овчаровой Надеждой Владимировной
Научный руководитель -
учитель начальных классов
СОШ №222 г. Заречного
Сазнова Татьяна Евгеньевна
г. Заречный, 2012 год
Содержание
- Этимология слова «радость»…………………………………….......….…4
- Радость и творчество………………………………………………...…….6
Приложение 2. Результаты анкетирования. Вопрос 3……………….…..15
Приложение 3. Результаты анкетирования. Вопрос 6…..…………..…...16
Приложение 4. Исследование энергетики человека………………….…..17
Приложение 5. Мысли о радости……………………………..…………..19
Приложение 6. Выставка рисунков детей «Радость в моей жизни»…….20
Введение
Актуальность темы. Сегодня мы живем в беспокойном и суетном мире. На улицах городов так мало радостных, улыбающихся лиц. Еще меньше людей, которые стараются принести радость другому человеку. Радостью называют веселье, внутреннее чувство удовольствия. Она относится к сфере человеческих чувств, характеризует состояние души человека. В основном, мы радуемся своим успехам и, к сожалению, огорчаемся, когда у других получается что-то лучше. Чтобы излечить мир от суеты и уныния, нужно исцелить его с помощью радости.
Поэтому, тема нашего исследования – «Целительная сила радости».
Цель: на основе мудрых мыслей человечества, опроса учащихся и их родителей убедиться, что чувство радости положительно воздействует на человека, на его окружение, меняет его и мир в лучшую сторону.
Задачи:
- выяснить этимологию слова «Радость»;
- познакомиться с мифами, сказками, рассказами, описывающими данную тему;
- провести опрос среди учащихся школы (2,3 и 4 классы) и их родителей по данной теме;
- организовать выставку рисунков по данной теме;
- сделать вывод о целительной силе радости.
Методы: описание, анкетирование, анализ, обобщение.
Объект изучения: чувство радости человека.
Предмет изучения: способность человека радостью исцелять мир вокруг себя от уныния и горестей.
Гипотеза. Когда наш взгляд встречает добродушное, улыбающееся лицо, то на сердце становится теплее. А когда человек сам радует других людей своим вниманием и заботой, рад помочь им, то рядом с таким человеком хочется побыть подольше. Мир вокруг него становится добрее, светлее, а окружающие люди способны исцелиться от уныния, обиды, раздражения, исцелиться от горестей. Сам же человек радуется вдвойне: его радость усиливается радостью другого.
Практическое применение:
- Дарить радость миру и людям.
Целительная сила радости.
Этимология слова «радость»
Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. В толковом словаре В. И. Даля «РАДОСТЬ» - это веселье, услада, наслажденье, утеха, внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; || событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства. Сказать вам радость? т. е. радостную весть. «Радость» имеет общий корень с «радеть» - «заботиться», который, в свою очередь, может быть связан с «родить». Возможно, «рад» - тот человек, который или испытал на себе заботу, или сам о ком-то позаботился.
Основу слов «радость», «радеть», «рад» составляет слог «ра». РА – древнейший Арийский Бог. Олицетворяет собой Солнце, как первопричину всего сущего, неся в себе понятие, как Бога, так и Звезды. Дату возникновения культа бога РА учёные и археологи, почти единодушно, относят к 50-ти тысячам лет до нашей эры. Это подтверждается и мифологией. В мифах Древних Славян «Ра» – это Бог Солнца, который, состарившись, стал небесной рекой, отделявшей Явь от небесного царства. В мифах Древнего Египта «Ра» – это также Бог Солнца, царь Богов и людей, плывущий по небесной реке Нил. Он изображался с солнечным диском на голове и олицетворял вечно горящий свет. Таким образом, слог «Ра», входящий в слово «Радость», обозначает Солнце, Свет.
РАДОСТЬ… Какой образ возникает у вас, когда звучит это слово? Праздник, салют, подарок – скажет Малыш; пятёрка, каникулы, переменка – скажет Школьник; семья, здоровье, отдых – скажет Взрослый… Но это внешняя оболочка РАДОСТИ, ее проявление. А ведь сама Радость живет внутри человека. Вспомним А.Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь». Представим себе цвет, возникающий пред внутренним взором, при звучании слова «РАДОСТЬ». И Ребёнок и Взрослый скажут – жёлтый, золотой, да это не цвет вовсе, а свет, вернее Свет – такой, как Солнце, но не обжигает. Как интересно: где-то в глубине души мы все знаем одно и то же. Почему? Попробуем заглянуть в глубины самого слова и понять, какой смысл вкладывали наши предки, сотворяя его: РА+ДОСТЬ = СВЕТ+ДОСТАТЬ. Достать Свет – проявить лучшие качества человеческой души; увидеть и почувствовать частицу Великого Света, разлитого в пространстве Космоса.
В словах «Расея, Русь» тоже есть слог «Ра». Эти слова имеют смысл общечеловеческий, космический. РА – солнце, СЕЯ – сеять, значит, «народ, сеющий свет». Именно Мы РАССЕЯНЕ – дети РА (дети Солнца). Мы говорим: «Человек рождается!» Правда, в те далекие времена это звучало несколько иначе: не рождать, а РА-ЖДАТЬ! Чувствуете разницу? Слово наполняется высшим смыслом, Светом, Солнцем! Мы ждём не просто ребёнка, а частицу Солнца! Именно поэтому мы говорим: в каждом человеке Бог, каждый человек – это микрокосмос! Дети РА – ЖДАЮТСЯ и РА – С – ТУТ! Слышите? РА-С-ТУТ – Солнце тут! Там, где дети, всегда солнечно и РА-достно! Дети растут, и у взрослых возникает вопрос: как же сберечь, сохранить, воспитать их достойными людьми. И опять здесь на помощь приходит ключевое слово, при помощи которого находим ответ в самом слове: СОХ-РА-НИТЬ! Храните солнечную нить, изначальную связь человека с Солнцем, Светом и у вас непременно вырастет замечательный человек. В тоже время, это ключевое слово помогает нам понять, чего мы должны опасаться больше всего. «Ра» звучит предостережением в словах РА-З-БОЙ, РА-З-РУШИТЬ. Слышите? Солнце в сердце разрушить, разбить! Вот что опасно для человека – потерять связь с Солнцем. Не страшны материальные потери, страшно потерять Веру в добро, в Свет. И тогда лишь КРАСОТА спасёт мир. К Ра с ОТ а - к Солнцу (Свету) с Семьи (ОТ – ОТец, ОТечество) восхождение... Вот в чём смысл Жизни: помочь родившемуся маленькому Солнышку сохранить и укрепить свои связи с Солнцем, помочь самому почувствовать себя Его частицей, делающей только добрые, светлые и красивые дела. Только зная, что «РА» - это Солнце, становится понятным, почему наши отцы и деды шли в бой с криками «У-РА!». Они всегда боролись «За Солнце», «За Свет»! Более того, думается, не зря в давние времена на Руси была не армия, а РА-ТЬ. И дела, и подвиги были РА-ТНЫЕ(!) – светлые. И нынешние города раньше назывались не городом, а Г-РА-ДОМ. Сколько Солнца в слове! И, наконец, РАЙ (Слышите?) РА-Й, где судя по слову, все заполнено Солнцем и Светом! [13]
Радость является одним из важнейших культурных понятий. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия — вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых). Учёные тоже вначале рассматривали понятие «радость» в основном применительно к поэтической картине мира. Радость – это «прекрасное женственное существо, живущее на грани двух миров, земного и небесного, с лицом неземной красоты, с глазами-очами, излучающими небесный свет, с несущим тепло «легким дыханием», с добрыми теплыми руками, с легкими ногами-стопами, на которых радость приходит и уходит, и с легкими, но мощными крыльями-крылами, на которых она улетает и прилетает, окрыляя человека и одаряя его способностью лететь на крыльях радости. Две составляющие основы Радости: радости души и радости сердца.
В религиозных учениях, в философских размышлениях, в произведениях искусства обращался человек к этой теме. У христиан «радость» понималась как благожелательность, доброта, спокойствие. В Евангелиях радость упоминается в связи с Благой Вестью о рождении Иисуса Христа и имеет божественную природу, ибо это Господь нам завещал радость. Поэтому, не радоваться, то есть унывать, - значит грешить. В христианстве даже есть иконы, заповедующие радость: «Всем скорбящим Радость», «Нечаянная Радость». Житие Преподобного Серафима Саровского рассказывает нам о том, что батюшка Серафим обращался ко всем, кто с ним встречался: «Радость моя!» Он видел в человеке частицу Божественного Света.
В «культурной памяти» слова радость и его производных есть представление не только о причине этого чувства, но и о его цели. Косвенным свидетельством этому являются опять-таки этимологические данные. В русском языке есть целевой предлог ради (Христа ради, ради детей). Важным «параметром» христианской радости является также ее деятельный характер. Рассуждая об этом, мы вновь обращаемся к истории языка. По данным этимологии, первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию». Современный русский язык сохраняет это значение: «Я рад Вам помочь».
Таким образом, эта эмоция имеет не только душевно-телесную природу, но и духовную.
Радость и творчество
В разных произведениях для взрослых и детей (стихах, рассказах, сказках, мультфильмах) говорится о Светлой Радости, обладающей целительной силой. Таких произведений много. Мы познакомились с некоторыми и попробовали отследить, что же приносит нам радость, исцеляя.
Воспевали радость жизни поэты: Ф.И.Тютчев («Песнь радости»), А.А.Фет («Это утро, радость эта»), М.И.Цветаева («На радость»), К.И.Чуковский («Радость»), С.Я.Маршак («Круглый год. Август»), А.Л.Барто («Радость»)…
Русская народная сказка «По щучьему велению», рассказ Г. Гребенщикова «Материнский свет», М. Пришвина – «Лицо, озаренное улыбкой», В. Сухомлинского «Вол и Садовник», А. де Сент-Экзюпери «Праздненство души», мультфильм «Просто так» - все они говорят об исцеляющей силе от радости любви, красоты природы, свободного творческого труда, доброй улыбки, помощи знакомым и незнакомым людям, любого подарка, сделанного от души…
Тайна удивительной улыбки Моны Лизы волнует многих людей. Д.Мережковский в рассказе «Улыбка Джоконды» предполагает, что Леонардо да Винчи, написавший ее портрет, изобразил на нем свою улыбку, раскрыл свою радость – радость прекрасного творчества. Такой радости неподвластно время.
Хочется чуть подробнее остановиться на сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и рассказе Д. Мережковского – «Улыбка Джоконды». Маленький принц говорит: «Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…» Он ощущал радость от того, что любил свой единственный цветок – розу, с которой он общался и о которой он заботился: «Если любишь цветок, смотришь на небо, звезды – чувствуешь себя счастливым». Маленький принц сожалел о том, что не сразу понял это: «Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться… Надо было судить не по словам, а по делам. Она [роза] дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. ... надо было угадать нежность. …То, что человек ищет, глазами не увидишь. Искать надо сердцем». В этой же сказке рассказывается о скучной жизни Лиса без друга: «Скучная у меня жизнь… Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится… ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Дружба, верность, забота о другом человеке доставляют радость.
Исчезает радость от обид. Они мешают человеку думать и заботиться о других. Общаться с обидчивым человеком – неинтересно.
Читая книги, я задумалась о том, а как мы относимся к радости. Мы провели анкету среди учащихся и родителей нескольких классов начальной школы. Всего было опрошено 88 человек – 44 школьника и 44 взрослых. (Приложение 1)
На вопрос 1: «От чего возникает радость?» ответы детей и их родителей были созвучными: человек радуется успеху, празднику, другу, когда любуется красотой природы, когда увлечен творческим занятием. То есть, для радости существует множество причин.
На вопрос 2: «Почему люди редко радуются?» все ребята и их родители считают, что люди не умеют радоваться, потому что сильно заняты, устали, больны или обижены. Таким образом, человеку нужно захотеть научиться радоваться.
На вопрос 3: «Можно ли научить человека радоваться и как?» большинство (78 человек из 88чел., или 89% из 100%) отвечают - «можно». Можно искать радость в мелочах, в каждом моменте жизни, стараясь видеть хорошее в плохом, дружить с жизнерадостными людьми, делать хорошие добрые дела, дарить улыбки, подарки, заниматься любимым делом. Таким образом, если человек хочет научиться радоваться, у него есть для этого огромное количество возможностей. (Приложение 2)
На 4 вопрос «Кто больше радуется жизни – дети или взрослые?» ответ был единодушным – дети (87 человек из 88 чел., или 99% из 100%). То есть, взрослые в суете жизни забывают о Свете Радости, а дети помнят- с чем они родились.
На 5 вопрос: «Можно ли исцелить радостью другого человека и от чего?» 71 человек из 88 человек (или 81% из 100%) ответили – «можно». Все 71 человек считают, что исцелить можно от грусти, скуки, уныния, обиды. Значит, на собственном опыте взрослые и дети убедились, что душевные недуги излечить можно.
На 6 вопрос: «Каким образом можно исцелить человека?» мнения детей и взрослых распределились следующим образом: дети считают, что исцелить можно весельем, поделившись радостью, улыбкой, сделав подарок. Взрослые считают, что исцелению поможет проявленная забота, подаренная улыбка, надежда на лучшее и воспоминание о радости, зов ее к себе. Таким образом, хотя ответы детей и взрослых различны, они все же имеют общее: радость может исцелить с помощью чего-то Светлого и Доброго. (Приложение3)
Мы предложили ребятам своего класса выполнить рисунок на тему «Радость в моей жизни» и провели выставку творческих работ. На выставке творческих работ ребята, педагоги и родители улыбались, оживленно и радостно обсуждали рисунки. Глаза юных художников светились от радости – радости совместного труда. Их рисунки своими разноцветными красками сразу же украсили школьный класс.
Не случайно, в некоторых больницах на стенах развешены красивые картины, которые могут облегчить пациентам их состояние. Радостное настроение — могучий лечебный фактор. Именно от него, а так же от внимательного отношения к больному зависит успешность выздоровления человека.
Ученые России Е.И. и В.П.Ануфриевы на специальных приборах проводили исследования энергетики школьников и студентов. На основе своих экспериментов они пришли к выводу, что здоровье человека тесно связано с его нравственностью, с его искренними и сердечными чувствами. На полученных снимках излучений человека, или как их сейчас называют «аура», можно видеть, что из-за уныния возникают нарушения её целостности, а от чувства радости эти нарушения исчезают. Аура становится здоровой, равномерной и служит защитой от заболеваний. Чувство радости вызывает потоки энергии, и эти потоки усиливаются, если человек радуется за кого-то другого. Радость живет и среди болезней, и среди тяжких трудностей: есть люди без рук, которые рисуют, без ног - занимаются спортом. Такая радость жизни - особенно ценна!
Так же благотворно влияет на человека и красота произведений искусства – картин, музыки, поэзии, которые восстанавливают наши энергии, наполняют нас новой силой. Свет красоты, излучающийся с произведений великих мастеров, Свет красоты нерукотворной имеет Высшую природу.
Взаимодействие с Красотой невозможно без чувства Радости. Иными словами, Красота - это Радость. Радости мелкие, не связанные с высшими ценностями, с Красотой, не дают ощущения полета человеческому духу. Лишь Радость о прекрасном наполняет наше сердце теплом, окрыляет душу, изменяет к лучшему нас и весь мир. Поэтому, Красота-Радость есть космическое явление. Ее Свет, или энергия, помогает продвижению и дальнейшему развитию человечества. (Приложение 4)
Заключение
Подводя итог, мы можем утверждать, что умение радоваться жизни, красоте, получать радость от помощи другим людям и от собственного творчества не зависит от возраста, придает человеку дополнительную силу, уверенность в преодолении трудностей. Свет радости, свет красоты исцеляет нас от уныния, горестей, помогает быть здоровыми и – таких разных – объединяет. Объединяет для сохранения мира вокруг себя и на всей нашей планете Земля. (Приложение 5)
Радость
Радуюсь, радуюсь в жизни всему:
Солнышку, звездам, живому огню,
Зелени нежной, деревьям в снегу,
Всему, что я видеть и слышать могу,
Музыке, добрым словам и улыбке,
И исправляемым мною ошибкам.
Радость – особая мудрость для тех,
Чье сердце открыто, направлено вверх,
Кто Знания Вечные в разум впустил,
Законы судьбы на века уяснил.
Список литературы:
1. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Новосибирск, «Согласие», 2003г.
2. Ф.Брокгауз, И.Ефрон «Энциклопедический словарь», М., «Эксмо», 2003г - «Этимологический словарь», Изд. группа «Весь», С-Пб, 2010г.
3. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка», М., «Эксмо», 2005г.
4. А.Лопатина, М.Скребцова «Вершина мудрости. 50 уроков о смысле жизни», М., «Амрита-Русь», 2006г.
5. А.Лопатина, М.Скребцова «Искусство видеть мир», М., ИПЦ «Русский Раритет», 1997г
6. А.Лопатина, М.Скребцова «Сказки о буквах и словах», М., «Сфера», 1998г.
7. Мультфильм «Просто так», автор сценария Ж.Витензон, киностудия «Союзмультфильм», 1976г.
8. «Русские народные сказки в обработке А.Н.Толстого», М., «Советская Россия», 1986г.
9. Энциклопедия «Мифы народов мира», М., «Большая Российская энциклопедия», 2000г.
10. «Материалы международной научно-общественной конференции. 2006г.», М., Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2007г. С.172.
11. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3: Бытие и быт. СПб., 2004. С. 239.
12. Никулина С.О. Добрый батюшка Саровский (Житие Преподобного Серафима Саровского для детей). Изд. «Зерна», Рязань, 2002г.
13. Шапошникова Л.В. «Весть Красоты – предисловие к сборнику «С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному», М., Международный Центр Рерихов, 1993г.
14. Интернет-ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://www.uralsky-missioner.ru/doc/91
http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
http://www.aphorism.ru/647.shtml
http://fb2.booksgid.com/content/B8/marina-cvetaeva-pisma-chast-1/40.html
http://www.proza.ru/2011/02/11/11
http://tvsh2004.narod.ru/astr1/sun_bogy.html
http://knowledge.kamrbb.ru/?x=read&razdel=14&tema=31
Приложения
Приложение 1. Результаты анкетирования. Вопрос 1
Таблица 1
Вопрос: «От чего возникает радость?» | Ответы детей | Ответы родителей |
- праздник, успех, мечты | 28 чел. - 32% | 32 чел. - 37% |
- красота природы | 18 чел. - 21% | 17 чел. - 20% |
- дружба | 25 чел.- 28% | 16 чел. - 19% |
- творческие увлечения | 17 чел. - 19% | 13 чел. - 15% |
Диаграмма 1
Успех | Природа | Дружба | Творчество |
Приложение 2. Результаты анкетирования. Вопрос 3
Таблица 2
Вопрос: «Как научиться радоваться?» | Ответы детей и их родителей |
- дарить подарок | 10 чел. - 12% |
- радоваться мелочам, каждому моменту жизни, в плохом видеть хорошее | 26 чел. - 30% |
- заниматься любимым делом | 11 чел. - 13% |
- совершать хорошие, добрые дела | 14 чел. - 16% |
- дружить с позитивными людьми | 10 чел. - 12% |
Диаграмма 2
подарок | оптимизм | творчество | добро | дружба |
Приложение 3. Результаты анкетирования. Вопрос 6
Таблица 3
Вопрос: «Каким образом можно исцелить человека?» | Ответы детей | Ответы родителей |
- развеселить | 13чел. - 15% | 5чел. – 6 % |
- подарить улыбку, подарок | 17 чел. - 20% | 13 чел. - 15% |
- вспомнить о радости, притянув ее к себе | 0 чел.- 0 % | 1 чел. – 2 % |
- отвлечь от уныния, вселить надежду | 6 чел. – 7 % | 9 чел. - 11% |
- сделать что-то хорошее, приятное, проявить заботу | 3 чел. – 4 % | 12 чел. – 5 % |
Диаграмма 3
Развеселить | Улыбка, подарок | Оптимизм | Беседа | Забота |
Приложение 4. Исследование энергетики человека
Исследование энергетики человека
Метод Кирлиан, который используют в работе ученые России В.П.Ануфриев (доктор технических наук, доцент кафедры «Энергосбережение» Уральского государственного технического университета (УГТУ) и Е.И.Ануфриева, (кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории Института физики металлов Уральского отделения РАН, доцент кафедры «Энергосбережение» УГТУ) позволил впервые увидеть, насколько состояние уныния губительно для здоровья человека! А именно: прерывается ток энергии, многие места в ауре становятся незащищенными, т.е. мы сами снижаем потенциал своей энергии. Организм в таком состоянии ослаблен и физически и эмоционально. Результаты эксперимента помогают задуматься о необходимости контроля над своими чувствами.
а) б)
Рис.1. Кирлиановский снимок энергетики молодого человека ("Корона-ТВ"):
а) чувство радости;
б) чувство уныния.
Таблица 4
Аура людей до и после просмотра картин Н. К. Рериха.
Относительная площадь свечения сектора сердца | Испытуемый 1 | Испытуемый 2 | Испытуемый 3 | Испытуемый 4 |
Исходное состояние | 4,45 | 0,97 | 0,95 | 3,13 |
После просмотра картин Н.К.Рериха | 7,79 | 2,69 | 1,71 | 3,64 |
Конечно, реакция индивидуальна: очень важна сонастроенность человека, то есть готовность воспринимать и созвучать тем высоким вибрациям, которые запечатлены в картинах. Не смотря на это можно сделать вывод о том, что прекрасные картины оказывают благотворное влияние на нервную систему и энергетику человека: аура становится более равномерной, усиливается излучение, идущее от сердца. Наблюдается залечивание некоторых дефектов ауры.
Приложение 5. Мысли о радости
Мысли о радости
- Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. (В.А.Сухомлинский)
- Доставляй радость другим! И ты увидишь, что радость радует. (Фишер)
- Человек имеет высший дар познать радость. Высокое чело дано, чтобы увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка все предлагает людям радость. (Е.И.Рерих)
- Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль. Радость в жизни - то же самое, что масло в лампе. Как только масла становится мало, сжигается фитиль и, сжигаясь, перестает светить и только дымит черным, вонючим дымом. (Л. Н. Толстой)
- Лучшее наслаждение, самая высшая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (Карл Маркс)
- В жизни нужно прежде всего радоваться мелочам, тогда жизнь может доверить человеку большое. (Лууле Виилма)
- Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. (Мать Тереза)
- В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться; есть кого любить; и есть на что надеяться. (Виктор Франкл)
Приложение 6. Выставка рисунков детей «Радость в моей жизни»
Выставка рисунков детей «Радость в моей жизни»
Снежный всадник
Ласточка
Северное сияние
И тут появился изобретатель
Серебряное копытце