Научно-исследовательская работа для городской НПК.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota2doshnyrkovaa_.rar | 78.97 КБ |
I городской научно–практический марафон «Шажок в науку»
III этап
Секция ВАЛЕОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Посещение учащимися объединений дополнительного образования и его влияние на успешность их обучения в школе.
2 класса средней школы № 222
г. Заречного
Шнырковой Александрой Сергеевной
Научный руководитель -
учитель начальных классов
СОШ №222 г. Заречного
Сазнова Татьяна Евгеньевна
г. Заречный, 2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
Заключение…………………..……………………………………………….…………..9
Библиографический список……………………………………………………………11
Приложения…………………………………………………………..…………………..12
Приложение 1. Результаты анкетирования учащихся СОШ № 222…………………13
Приложение 2. Вопрос 1 - 7……………………………………………...….…………..14
Приложение 3. Результаты анкетирования родителей учащихся СОШ № 222……18
Приложение 4. Вопрос 1 – 6…………………………………………………………….19
Приложение 5. Сводная таблица и диаграмма……….……………………………..22
Приложение 6. Фотографии…………………………………………………………..23
Введение
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.(…)
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
А. Барто.
В городе Заречном, как и во многих городах России, существует множество различных кружков и секций, которые посещают дети всех возрастов. Некоторые ребята посещают одновременно несколько объединений дополнительного образования. Никто не сомневается в пользе такой организации досуга учащихся. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно способствует реализации их сил, знаний, полученных в ходе учебных занятий. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Актуальность: В настоящее время при всей очевидной необходимости и пользе дополнительного образования, возникают проблемы, препятствующие посещению детьми различных кружков и секций. Один круг проблем связан с успешностью обучения детей в школе. Родители и педагоги опасаются, что посещение объединений дополнительного образования может приводить к уменьшению времени, которое затрачивают дети на учебные занятия. Вторая проблема – увеличение нагрузки на учащихся. Это может грозить переутомлением и снижением интереса к учебным занятиям со стороны школьников. Данная работа призвана помочь разрешить указанный круг проблем и доказать положительное влияние посещения кружков и секций на успешность обучения в школе.
Поэтому тема нашей работы - «Посещение учащимися объединений дополнительного образования и его влияние на успешность их обучения в школе».
Гипотеза: Мы предположили, что посещение учащимися учреждений дополнительного образования положительно влияет на их успеваемость в школе и активность во внеурочной деятельности.
Цель – Выяснить влияние посещения школьниками объединений дополнительного образования на успешность их обучения в школе и активность во внеурочной деятельности.
Задачи:
Организационная база исследования: Исследование проводилось на базе МОУ «Школа № 222» и МОУ «СОШ № 218». В исследовании принимали участие обучающиеся (124 человека), родители (91 человек) и педагоги (13 человек).
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в работе по пропаганде посещения учащимися кружков и секций на классных часах и родительских собраниях.
Предмет исследования: Посещаемость учащимися учреждений дополнительного образования.
Объект исследования: Влияние посещения школьниками учреждений дополнительного образования на успешность их обучения в школе и активность во внеурочной деятельности.
1. Дополнительное образование и его роль в жизни ребенка
Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование – неотъемлемая часть общего образования детей. Что же она нам даёт?
Система дополнительного образования является важным условием для развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Дополнительное образование обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным образованием.
1. Быстрое реагирование на изменение интересов общества.
2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания занятий.
3. Индивидуальный подход в обучении.
4. Возможность быстрого практического применения полученных знаний в результате взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения является формирование умения использовать приобретённые знания.
5. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности.
6. Возможность свободного выбора ребенком видов и областей деятельности. Занятия по интересам создают условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями.
Дополнительное образование детей разнообразно. Наиболее выбираемые направления связаны с техническим моделированием, танцевальным и прикладным искусством, музыкой, спортом, туризмом, художественным творчеством, краеведением…
Дополнительное образование обеспечивает сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности. В условиях становления информационного общества необходимо много знать и уметь. В кружках и секциях дети
Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к учащемуся. Мы выделили положительные моменты посещения объединений дополнительного образования:
1. Занятия в кружке или секции – это:
– смена вида деятельности. Если ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой. В кружках прикладного творчества – двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом;
– смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине;
– смена круга общения;
– смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами.
Переключение поможет ребенку отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.
2. Занятия в кружке, секции – это способ организации досуга. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время ребёнка после школы для работающих родителей. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить или пристраститься к игре на автоматах).
3. Занятия в кружке, секции – это общение. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений. Необходимость достижения общей цели помогает развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.
4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если хочешь посещать любимый кружок, значит, должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Необходимо запомнить расписание занятий и вовремя на них прийти; принести все необходимое для занятий; выполнить данные руководителем домашние задания; организовать свое время так, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.
5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей.
6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Эта победа укрепит веру в себя, в свои силы. А это очень необходимо в жизни.
Есть, конечно, и отрицательные моменты:
1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Однако вряд ли можно заниматься учебой весь день, необходим отдых. Занятия в кружке – один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, сложность учебного материала растут. И это нужно учитывать.
2. Исследование влияния посещения учащимися объединений дополнительного образования на успешность их обучения в школе
Исследование проводилось на базе МОУ «Школа № 222» и МОУ «СОШ № 218». В исследовании принимали участие обучающиеся (124 человека), родители (91 человек) и педагоги (13 человек). Исследование включало в себя анкетирование учащихся, родителей и педагогов. (Приложения 1 – 5)
В результате исследования нами были получены следующие данные: большинство детей (от 85% в начальной школе до 65% в старших классах) посещают кружки и секции, причем не по одному году (от 2-3 лет в начальной школе и более 5 лет в старших классах), занимаясь в неделю в основном по 4 – 8 часов. 71 – 92 % учащихся занимается с удовольствием всегда, и лишь малый процент ответил «бывает по-разному». Многие дети достигли определённых успехов, довольны собой (87 – 79 %). Многие ребята, которые никуда не ходят, хотели бы определиться с выбором.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
– занятия в спортивных секциях помимо укрепления здоровья и физического развития помогают развивать такие необходимые в школьной жизни качества как: терпение, выносливость, настойчивость, самоконтроль и т.п.;
– занятия в творческих объединениях дополнительного образования помимо развития фантазии способствуют развитию таких качеств, как: выдержка, умение доводить начатое дело до конца, внимание, память, мелкую моторику, др.
При этом стоит отметить, что влияние посещения кружков и секций на успешность обучения в школе снижается с увеличением возраста детей.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии посещения детьми объединений дополнительного образования на их обучение в школе и активность во внеучебной деятельности, а также способствуют всестороннему развитию ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторые могут недооценивать влияние дополнительного образования на развитие детей и считать его лишней тратой времени. Мы можем сделать вывод, что это не так. Дополнительное образование расширяет возможность развития творческих способностей, приобретения дополнительных знаний, умений и навыков.
Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.
Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Укрепляются навыки общения с разными людьми. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.
И, наконец, ребенок получает те дополнительные знания, которые расширяют его кругозор. А в случае спортивных секций – идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор, способствующий успешности обучения в школе, и способствуют активному участию в жизни школы и класса. (Приложение 6)
Итак, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что посещение учащимися учреждений дополнительного образования положительно влияет на их успеваемость в школе и активность во внеурочной деятельности. Особенно данные выводы характерны для учащихся начальной школы.
Таким образом, цель нашей работы была достигнута.
Библиография.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1.
Результаты анкетирования учащихся СОШ № 222
Вопрос анкеты | Начальная школа | Среднее звено | Старшее звено |
1. Посещаете ли Вы какие-либо кружки, секции | Да – 85% Нет – 15% (много уроков, не отпускает мама и папа, нет времени) | Да – 74% Нет – 26% (нет времени) | Да – 65% Нет – 35% (нет времени, нет желания) |
2. Сколько лет посещаете данные объединения? | До 1 года – 17% 2-3 года – 54% Более 3 лет – 29% | До 1 года –7% 2-3 года – 41% 3-5 лет – 15% Более 5 лет – 37% | До 1 года –26% 2-3 года – 23% 3-5 лет – 10% Более 5 лет – 41% |
3. Сколько часов в неделю проводите в кружках, секциях? | 2-4 часа – 21% 4-8 часов – 50% 8-12 часов – 29% | 2-4 часа – 7% 4-8 часов – 48% 8-12 часов – 45% | 2-4 часа – 8% 4-8 часов – 56% 8-12 часов – 36% |
4. Нравится ли Вам заниматься в кружках, секциях? | Да – 71% Нет – 0% Бывает по-разному – 29% | Да – 82% Нет – 0% Бывает по-разному – 18% | Да – 92% Нет – 3% Бывает по-разному – 5% |
5. Есть ли у Вас достижения, успехи? | Да – 87% Нет – 4% Не знаю – 9% | Да – 78% Нет – 22% | Да – 79% Нет – 21% |
6. Хотели бы Вы посещать кружки, секции? (для тех, кто не посещает) | Да – 67% Нет – 0% Не знаю – 33% | Да – 50% Нет – 40% Не знаю – 10% | Да – 47% Нет – 47% Не знаю – 6% |
7. Нужно ли детям посещать кружки, секции? | Да – 88% Нет – 8% Кто как хочет – 4% | Да –92% Нет – 0% Кто как хочет –2% Нужно для обучающихся начальной школы – 6% | Да –93% Нет – 0% Кто как хочет – 5% Нужно для обучающихся начальной школы – 2% |
Приложение 2
Диаграмма 1
Вопрос 1 - Посещаете ли Вы какие-либо кружки, секции
Диаграмма 2
Вопрос 2. Сколько лет посещаете данные объединения?
Диаграмма 3
Вопрос 3. Сколько часов в неделю проводите в кружках, секциях?
Диаграмма 4
Вопрос 4. Нравится ли Вам заниматься в кружках, секциях?
Диаграмма 5
Вопрос 5. Есть ли у Вас достижения, успехи?
Диаграмма 6
Вопрос 6. Хотели бы Вы посещать кружки, секции? (для тех, кто не посещает)
Диаграмма 7
Вопрос 7. Нужно ли детям посещать кружки, секции?
Приложение 3
Таблица 2
Результаты анкетирования родителей учащихся СОШ № 222
Вопрос анкеты | Начальная школа | Среднее звено | Старшее звено |
1. Посещает ли Ваш ребенок кружки, секции | Да – 89% Нет – 11% (нет времени, некому водить) | Да – 74% Нет – 26% (нет времени) | Да – 68% Нет – 32% (нет времени) |
2. Сколько лет посещает данные объединения? | До 1 года – 8% 2-3 года – 42% Более 3 лет – 50% | До 1 года – 28% 2-3 года – 20% 3-5 лет – 24% Более 5 лет – 28% | До 1 года – 17% 2-3 года – 28% 3-5 лет – 5% Более 5 лет – 50% |
3. Сколько часов в неделю проводит в кружках, секциях? | 2-4 часа – 25% 4-8 часов – 63% 8-12 часов – 12% | 2-4 часа – 16% 4-8 часов – 36% 8-12 часов – 48% | 2-4 часа – 5% 4-8 часов – 61% 8-12 часов – 34% |
4. С удовольствием ли Ваш ребенок занимается в кружках, секциях? | Да – 79% Нет – 0% Бывает по-разному – 21% | Да – 88% Нет – 0% Бывает по-разному – 12% | Да – 78% Нет – 5% Бывает по-разному – 17% |
5. Есть ли у Вашего ребенка достижения, успехи? | Да – 100% Нет – 0% | Да – 86% Нет – 14% | Да – 82% Нет – 18% |
6. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок посещал кружки, секции? (для тех, кто не посещает) | Да – 67% Нет – 33% | Да – 100% Нет – 0% | Да – 76% Нет – 24% |
Приложение 4
Диаграмма 8
Вопрос 1. Посещает ли Ваш ребенок кружки, секции
Диаграмма 9
Вопрос 2. Сколько лет посещаете данные объединения?
Диаграмма 10
Вопрос 3. Сколько часов в неделю проводит в кружках, секциях?
Диаграмма 11
Вопрос 4. С удовольствием ли Ваш ребенок занимается в кружках, секциях?
Диаграмма 12
Вопрос 5. Есть ли у Вашего ребенка достижения, успехи?
Диаграмма 13
Вопрос 6. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок посещал кружки, секции? (для тех, кто не посещает)
Приложение 5
Таблица 3
Успеваемость | Активная жизненная позиция, включенность в жизнь школы | |||
Посещают УДО | Не посещают | Посещают УДО | Не посещают | |
Начальная школа | ||||
(+) динамика | 79% | 29% | 74% | 14% |
(–)динамика | 21% | 71% | 26% | 86% |
Среднее звено | ||||
(+) динамика | 62% | 42% | 76% | 27% |
(–)динамика | 38% | 58% | 24% | 73% |
Старшее звено | ||||
(+) динамика | 94% | 79% | 84% | 38% |
(–)динамика | 6% | 21% | 16% | 62% |
Диаграмма 7
Приложение 6
ФОТОГРАФИИ !!!!!!!
Спортивные секции.
- физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.
Хореографические кружки.
- физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
- психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;
- дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.
Художественные кружки.
- физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п.
Музыкальные школы, кружки.
- физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.
Вокальные студии.
- физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.
Театральные студии.
- физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
Кружки прикладного творчества.
- физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.
"Научные" кружки. – кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:
- журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
- психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;
- компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Приложение 7
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка
Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание.
Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, "драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...". Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.
Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: "Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!" Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.
Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.
Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его "недруги". Конфликт "переселится" вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?
Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.
С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам.
Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.
Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.
У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.
- Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.
- Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.
- Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас - денег.
- Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей - организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.
Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.
- Ясно дайте понять ребенку, что кружок - это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Достаточно один раз в самом начале однозначно и категорично объяснить это ребенку. Но ни в коем случае не используйте это как шантаж при малейшем непослушании.
Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет - напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.
Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?
Рисуем акварельное мороженое
Солдатская шинель
Весёлые польки для детей
Как нарисовать ветку ели?
Если хочется пить...