В средствах массовой информации постоянно появляются сообщения о неблагоприятной экологической обстановке различных территорий в связи с антропогенным воздействием. Как показывают научные данные, в сельской местности экологическая обстановка более благоприятная чем в крупных городах. Мы живем в селе Варгаши, недалеко от р.п. Варгаши, от завода ППСО. У наших семей есть участки, на которых выращивают овощи и фрукты для наших семей. Для выращивания сельскохозяйственных растений большое значение имеет состав почвы. Важно, чтобы в почве были все необходимые для растений элементы (азот, фосфор, калий, микроэлементы) и не было веществ — загрязнителей. Нас заинтересовал вопрос, а каково состояние почвы на наших участках, и поэтому мы решили проверить почву с наших участков, а также и с других участков на загрязнение.
Актуальностьисследовательской работы обусловлена тем, что проблема загрязненности почвы является общемировой. В настоящее время ученые бьют тревогу, призывая нас к сохранению и защите окружающей среды, а так же ко всяческой помощи ей. Но не каждый знает, в чем состоит проблема его края, поэтому, как альтернативный вариант, мы предлагаем биоиндикацию.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovanie_pochvy.docx | 43.47 КБ |
МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»
Тема проекта:
Исследование почв поселка Варгаши и Варгашинского района с применением метода биотестирования.
Участники проекта:
Щетинкина Анастасия, 8 класс
Дедова Дарья, 8 класс
Руководитель проекта:
Берлюбская Тамара Владимировна,
учитель географии и биологии.
Варгаши 2012
Содержание
Почва – это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Одна из важных особенностей почвы – это естественное плодородие, которой обеспечивает рост растений. Процессы почвообразования протекают медленно, со скоростью от 0,5 до 2 см за 100 естественное плодородие почвы формируется длительное время, а уничтожение плодородия под действием антропогенных факторов происходит всего за 5 – 10 лет. Следовательно почва является медленное возобновляемым ресурсом. Одним из факторов деградации земель является их загрязнение: выбросы промышленных предприятия и автотранспорта в атмосферу, накопление в почвах тяжелых металлов и т.д. (нефтепродукты, агрохимикаты и т.д.)
В средствах массовой информации постоянно появляются сообщения о неблагоприятной экологической обстановке различных территорий в связи с антропогенным воздействием. Как показывают научные данные, в сельской местности экологическая обстановка более благоприятная чем в крупных городах. Мы живем в деревне Варгаши, недалеко от р.п. Варгаши, от завода ППСО. У наших семей есть участки, на которых выращивают овощи и фрукты для наших семей. Для выращивания сельскохозяйственных растений большое значение имеет состав почвы. Важно, чтобы в почве были все
необходимые для растений элементы (азот, фосфор, калий, микроэлементы) и не было веществ — загрязнителей. Нас заинтересовал вопрос, а каково состояние почвы на наших участках, и поэтому мы решили проверить почву с наших участков, а также и с других участков на загрязнение.
Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что проблема загрязненности почвы является общемировой. В настоящее время ученые бьют тревогу, призывая нас к сохранению и защите окружающей среды, а так же ко всяческой помощи ей. Но не каждый знает, в чем состоит проблема его края, поэтому, как альтернативный вариант, мы предлагаем биоиндикацию.
Степень загрязнения почвы можно определить с помощью физико-
химических методов и методов биоиндикации.
Цель работы: определить степень загрязнения почвенной среды на разных участках.
Гипотеза: Окружающая среда вокруг засорена т.к. проходит автотрасса, железная дорога, выбросы промышленных предприятий, мусорные свалки. Все это оседает на почву и загрязняют ее, что пагубно отражается на живых организмах . С помощью растений можно это определить.
Задачи исследования: Сравнить загрязнение почвы различных участков деревни Варгаши и р.п. Варгаши.
Объект исследования – метод биотестирования
Предмет исследования - образцы почвы разных участков.
Методы исследования
Сроки исследования: сентябрь – октябрь 2011 года
2.1. Почва – важная составляющая часть биосферы.
Почва — верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты:
— минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;
— детрит — отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;
— множество живых организмов — от детритофагов до редуцентов, разлагающих детрит до гумуса.
Таким образом, почва — биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами и почвенными организмами.
В своем развитии и формировании почвы проходят несколько этапов. Молодые почвы являются обычно результатом выветривания материнских горных пород или переноса отложения осадков (например, аллювия). На этих субстратах поселяются микроорганизмы, пионерные растения — лишайники, мхи, травы, мелкие животные. Постепенно внедряются другие виды растений и животных, состав биоценоза усложняется, между минеральным субстратом и живыми организмами возникает целая серия взаимосвязей. В результате формируется зрелая почва, свойства которой зависят от исходной материнской породы и климата.
Процесс развития почвы заканчивается, когда достигается равновесие, соответствие почвы с растительным покровом и климатом, то есть возникает состояние климакса. Таким образом, изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, напоминают сукцессионные изменения экосистем.
Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают различные сложные процессы. Для того чтобы поддерживать почву в хорошем состоянии, необходимо знать природу обменных процессов всех ее составляющих.
Поверхностные слои почвы обычно содержат много остатков растительных и животных организмов, разложение которых приводит к образованию гумуса. Количество гумуса определяет плодородие почвы.
В почве обитает великое множество различных живых организмов — эдафобионтов, формирующих сложную пищевую детритную сеть: бактерии, микрогрибы, водоросли, простейшие, моллюски, членистоногие и их личинки, дождевые черви и многие другие. Все эти организмы играют огромную роль в формировании почвы и изменении ее физико-химических характеристик.
Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества, но после смерти растительных организмов изъятые элементы возвращаются в почву. Почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. Таким образом, в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в почве.
В искусственных агроценозах такой круговорот нарушен, так как человек изымает значительную часть сельскохозяйственной продукции, используя ее для своих нужд. Из-за неучастия этой части продукции в круговороте почва становится бесплодной. Чтобы избежать этого и повысить плодородие почвы в искусственных агроценозах, человек вносит органические и минеральные удобрения.
2.2. Растения индикаторы
Растения-индикаторы, или индикаторные растения — растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определённым условиям окружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.
Полный анализ почвы требует много времени и труда. Однако многие особенности почвы, в том числе и плодородие, можно определить по населяющим ее растениям-индикаторам.
Так, например, о высоком плодородии свидетельствуют следующие растения: малина, крапива, иван-чай, таволга, сныть, чистотел, копытень, кислица, валериана, чина луговая, костер безостый.
Индикаторы умеренного (среднего) плодородия: майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, гравилат речной, овсяница луговая, купальница, вероника длиннолистная.
О низком плодородии свидетельствуют сфагновые (торфяные) мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, брусника, клюква, белоус, ситник нитевидный, душистый колосок.
Безразличны к почвенному плодородию лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная. Малотребовательна к почвенному плодородию сосна обыкновенная.
Кроме общего понятия “плодородие почвы”, можно выяснить обеспеченность почвы определенными элементами.
Например, о высоком содержании азота свидетельствуют растения-нитрофилы – иван-чай, малина, крапива; на лугах и пашне – разрастания пырея, гусиной лапчатки, спорыша (горца птичьего). При хорошем обеспечении азотом растения имеют интенсивно-зеленую окраску.
Наоборот, недостаток азота проявляется бледно-зеленой окраской растений, уменьшением ветвистости и числа листьев.
Высокую обеспеченность кальцием показывают кальциефилы: многие бобовые (например, люцерна серповидная), лиственница сибирская.
При недостатке кальция господствуют кальциефобы – растения кислых почв: белоус, щучка (луговик дернистый), щавелек, сфагнум и др. Эти растения устойчивы к вредному действию ионов железа, марганца, алюминия.
Растения индикаторы кислотности почв.
Кислотность – одно из характерных свойств почвы лесной зоны. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитии ряда видов растений. Это происходит из-за появления в кислых почвах вредных для растений веществ, например, растворимого алюминия или избытка марганца. Они нарушают углеводный и белковый обмен в растениях, задерживают образование генеративных органов и приводят к нарушению семенного размножения, а иногда вызывают гибель растений. Повышенная кислотность почв подавляет жизнедеятельность почвенных бактерий, участвующих в разложении органики и высвобождении питательных веществ, необходимых растениям.
В лабораторных условиях кислотность почв можно определить универсальной индикаторной бумагой, набором Алямовского, рН-метром, а в полевых условиях – при помощи растений-индикаторов. В процессе эволюции сформировались три группы растений: ацидофилы – растения кислых почв, нейтрофилы – обитатели нейтральных почв, базифилы – растут на щелочных почвах. Зная растения каждой группы, в полевых условиях можно приблизительно определить кислотность почвы.
2.3.Загрязнение почв.
В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.
Одним из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.
К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и различные ее соединения.
Еще более массовый и опасный характер носит загрязнение почв свинцом. Известно, что при выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается его до 25 кг. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад.
Вблизи крупных центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.
Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них.
Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широко использующее удобрения и различные химические вещества для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности, примерно такое же, что и в процессе промышленного производства. При этом с каждым годом производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве возрастает. Неумелое и бесконтрольное использование их приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.
Особую опасность представляют стойкие органические соединения, применяемые в качестве ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Но самое главное — они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, а в конечном итоге попадают с пищей в организм человека.
3.Материалы и методы изучения почвы.
Мы использовали две методики:
Методы не предназначены для оценки способности почвы поддерживать непрерывный рост растений. Сущность метода заключается в выращивании в контролируемых условиях проращенных семян. Период испытания зависит от вида растения и длительности его роста. Для проведения работы были отобраны пробы в разных участках деревни и поселка.
Проба №1 - огород в деревне Варгаши
Проба№2 – завод ППСО
Проба №3 – берег озера
Проба №4 – железная дорога
Проба №5 – гусеводческий комплекс «Махалов»
4.Результаты и их обсуждение.
Пробы почвы заливали водой в соотношении 50г почвы – 100 г воды. Для получения водной вытяжки пробы настаивали пробы 7 суток при комнатной температуре, постоянно перемешивали. Через 7 суток надосадочную жидкость слили. Качество водной вытяжки определяли методом биотестирования. Контроль – проба № 1. Проращивание семян проводили в чашках Петри. Проращивали проростки в закрытых чашках Петри, на дно каждой чашки клали фильтровальную бумагу, помещали 20 семян редиса и добавляли водную вытяжку до полного увлажнения. Через 6 суток эксперимент прекратили, посчитали количество проросших семян. Критерием опасного загрязнения почвы являлось снижение всхожести семян на 50% в сравнении с контролем.
Номер пробы | Количество семян | |||||
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | |
№1 | - | - | 2 | 19 | 19 | 19 |
№2 | - | - | - | 15 | 15 | 16 |
№3 | - | - | - | 5 | 9 | 11 |
№4 | - | - | - | 7 | 8 | 12 |
№5 | - | - | - | 6 | 6 | 11 |
При проращивании семян редиса в надосадочной жидкости были получены результаты по всхожести семян. На всех исследуемых образцах почвы семена взошли более чем на 50%. Вполне возможно, что водная вытяжка из проб не полностью характеризует качество и экологическую безопасность почвы, так как не все вещества, находящиеся в почве, могут перейти в воду. Нами было замечено, что только водная вытяжка пробы №5 заметно ингибирует прорастание семян редиса.
Пробы почвы помещали в чашки Петри, увлажняли и высаживали в них по 15 семян редиса. Через 8 суток подсчитывали количество проросших семян. Критерием опасного загрязнения почвы является снижение всхожести семян на 50% в сравнении с контролем. В результате работы были получены следующие данные:
День | Проба 1 | Проба 2 | Проба 3 | Проба 4 | Проба 5 |
1 | - | - | - | - | - |
2 | - | - | - | - | - |
3 | - | - | - | - | - |
4 | 2 | 5 | 1 | - | 1 |
5 | 3 | 5 | 5 | - | 1 |
6 | 14 | 8 | 5 | 3 | 3 |
7 | 14 | 11 | 9 | 7 | 7 |
8 | 14 | 11 | 9 | 7 | 7 |
Во всех отобранных нами пробах наблюдается негативное воздействие веществ, содержащихся в почве на проростки редиса. Проба № 1 является контрольной.
В пробе № 2 заметно снижение количества пророщенных семян и к концу эксперимента поникание проростков.
В пробе №3 заметно уменьшение числа проросших семян, заметное уменьшение длины их проростков.
В пробе № 4 наблюдается только заметное снижение числа проросших семян.
В пробе № 5 наблюдается и заметное снижение количества проросших семян и уменьшение длины проростков.
Наиболее сильное влияние на проростки оказывает загрязнение почвы гусеводческого комплекса «Махалов».
5. Выводы.
6.Заключение
В своей работе мы рассмотрели, что такое почва, источники загрязнения почвы, познакомились с растения индикаторами почвы. Нам удалось узнать много нового, поработать в лабораторных условиях, провести эксперименты. В дальнейшем мы планируем продолжить исследования почвы и ее свойств.
7.Список используемой литературы.
Аэродинамика и воздушный шарик
Сорняки
Иван Васильевич меняет профессию
Воздух - музыкант
На берегу Байкала