Цель работы: определение национального состава своей школы и Курганской области и изучение этнокультурного образования обучающихся.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования и систематизировать имеющуюся информацию об этническом составе Курганской области.
2. Раскрыть сущность понятия этнос, этнография, этнокультура.
3. Исследовать статистические материалы и на их основе построить графики и диаграммы, характеризующие этнический состав Курганской области, Варгашинского района и своей школы.
4. Дать характеристику языковому составу учащихся МОУ «Варгашинская СОШ №1».
5. Провести социологический опрос обучающихся МОУ «Варгашинская СОШ №1» по выявлению уровня этнокультуры школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
etnografiya_moey_shkoly.zip | 625.54 КБ |
МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследование этнографии моей школы.
Выполнили учащиеся
6 Б класса: Дедова Д.
Воинкова А.
Руководитель : Берлюбская Т.В.,
учитель географии
р.п. Варгаши
2010 г.
Цель работы: определение национального состава своей школы и Курганской области и изучение этнокультурного образования обучающихся.
Задачи:
Методы исследования:
План работы:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОГРАФИИ
ЭТНОГРАФИЯ (от греч . ethnos - племя, народ и ...графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э. Тайлор, Л. Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Э. Дюркгейма, З. Фрейда, Л. Лени-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Радклифф-Брауна, К. Леви-Строса и др.
ЭТНОС – исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов.
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА (субэтническая группа) , обособленная часть народности или нации, сохранявшая некоторые особенности языка, культуры и быта (напр., нормандцы во Франции).
ЭТНОГЕОГРАФИЯ (этническая география) , раздел этнографии, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов.
ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ – самая крупная единица классификации народов по признаку их языкового родства, объединяющая схожие по происхождению и лингвистическому строю языки. В настоящее время выделяют около десятка крупных языковых семей. Наибольшая по численности – индоевропейская, объединяет около половины человечества; вторая по численности – сино–тибетская. Крупными языковыми семьями являются также алтайская, финно-угорская, семито-хамитская.
ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ – распределение населения отдельных районов, стран, континентов и мира в целом по различным языковым семьям. Данные для характеристики языкового состава могут быть получены из материалов переписей населения.
.
Работа выполнена на основе статистических материалов данных всероссийской переписи населения 2002 года по Курганской области, Варгашинского района. В моей работе приведены и проанализированы данные за 2002г (по Курганской области и Варгашинскому району, рассмотрены современные данные за 2010 год в МОУ «Варгашинская СОШ №1».
Курганская область - одна из многонациональных областей России. Будучи на перекрестке важных транспортных путей (на юге граничит с Казахстаном), она с первых лет своего существования служила пристанищем для представителей разных национальностей. На территории Курганской области проживают представители 25 национальностей. Из 1019000 человек русские составляю большинство 932 613 , что составляет 91,47 %, 20 899 – татары, 15 353 – башкиры, 14 804 – казахи, 11 243 – украинцы, на остальные национальности приходится менее 1%.
русские | 91,47% |
татары | 2,05% |
башкиры | 1,50% |
казахи | 1,45% |
украинцы | 1,10% |
белорусы | 0,41% |
немцы | 0,27% |
удмурты | 0,22% |
армяне | 0,21% |
чуваши | 0,19% |
азербайджанцы | 0,17% |
мордва | 0,11% |
молдоване | 0,10% |
чеченцы | 0,10% |
цыгане | 0,08% |
грузины | 0,05% |
поляки | 0,04% |
марийцы | 0,04% |
евреи | 0,03% |
узбеки | 0,03% |
ингуши | 0,03% |
коми-пермяки | 0,03% |
таджики | 0,02% |
курды | 0,02% |
лезгинцы | 0,02% |
корейцы | 0,02% |
русские | 95% |
азербайджанцы | 0,02% |
армяне | 0,4% |
башкиры | 0,11% |
беларусы | 0,01% |
белорусы | 0,21% |
болгары | 0,008% |
гагаузы | 0,02% |
греки | 0,004% |
грузины | 0,02% |
евреи | 0,004% |
езиды | 0,04% |
ингуши | 0,02% |
казахи | 0,99% |
киргизы | 0,02% |
коми (с родным языком коми-пермяцким) | 0,004% |
коми-пермяки | 0,02% |
корейцы | 0,03% |
лезгины | 0,01% |
литовцы | 0,01% |
манси | 0,004% |
мари | 0,004% |
марийцы | 0,01% |
молдаване | 0,07% |
мордвины | 0,03% |
мордовцы | 0,02% |
немцы | 0,3% |
поляки | 0,05% |
таджики | 0,02% |
татары | 0,34% |
удмурты | 0,07% |
узбеки | 0,02% |
украинцы | 0,88% |
ханты | 0,004% |
цыгане | 0,02% |
чеченцы | 0,18% |
чуваши | 0,14% |
другие национальности | 0,004% |
Из 678 учащихся русские составляют основное большинство – 647 человек, что составляет 95,4%, 3 человека – украинцы, по 2 человека – азербайджанцы, армяне, казахи, 1 человек – таджик, 4,5% (31 человек) – метисы 13 национальностей. (данные таблицы, диаграмма)
русские | 95,4% |
метисы | 4,5 |
украинцы | 0,44 |
таджики | 0,14 |
армяне | 0,3 |
азербайджанцы | 0,3 |
казахи | 0,3 |
Индоевропейская семья:
Славянская группа: русские, украинцы, белорусы.
Балтийская группа: литовцы
Германская группа: немцы
Романская группа: молдоване
Иранская группа: таджики
Армянская группа: армяне
Северокавказская семья:
Нахско-адыгейская группа: чеченцы
Уральско-юкагирская семья:
Финно-угорская семья: мордва
Алтайская семья:
Тюркская группа: татары, башкиры, казахи, узбеки, азербайджанцы.
Русские – другие национальности – 29 человек (93,5%)
Украинцы-азербайджанцы – 2 человека (6,5%)
Первая группа является самой многочисленной.
На вопрос: Назовите народы, проживающие на территории Курганской области учащиеся предложили 18 национальностей. Практически все назвали: русские, украинцы, армяне, казахи, азербайджанцы, татары, башкиры. Около половины учащихся назвали болгар, немцев, цыган, чеченцев, белорусов, узбеков. Единичные случаи – молдаване, греки, евреи, корейцы и др. мною было замечено, что в зависимости от возраста у учащихся меняется кругозор об национальном составе Курганской области.
На вопрос : Какие вы знаете традиции (обычаи), этих народов большинство учащихся предложили следующие праздники:
Единичные случаи: свой национальный праздник (но не указали какой).
Анализ третьего вопроса( Что бы вы хотели перенять или переняли у этих народов ) показал, что наиболее значимые для учащихся стали следующие варианты ответов:
Отвечая на вопрос :Какие чувства вы испытываете к людям других национальностей, учащиеся ответили следующее:
Анализ вопроса : До какой степени вы готовы с ними общаться, показал, что учащиеся готовы общаться с людьми других национальностей не только в учебное время, но и за его пределами.
Выводы:
Шум и человек
Одна беседа. Лев Кассиль
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Ребята и утята
Рождественские подарки от Метелицы