Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ПАСПОРТ
проектнно- исследовательской работы
«Компьютерная зависимость»
Учитель Гудкова М.И.
Сасово - 2011
1. Паспорт проектной работы
Руководитель проекта - Гудкова Марина Ивановна
Учебные предметы, в рамках которого осуществляется проект- информатика, биология
Возраст участников проекта - 14-15 лет
Количество проектных групп - 3 группы
Тип проекта - среднесрочный, межпредметный
Заказчик проекта - родители
Цель проекта - изучение сведений о компьютерной зависимости, причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости и профилактика компьютерной зависимости у учащихся.
Задачи проекта
1.Ознакомиться с литературой по данной теме.
2.Получить целостное представление о компьютерной зависимости.
3.Составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости.
4.Провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости
Вопросы проекта
1.Анализ литературных данных о компьютерной зависимости.
2. Разработка анкеты о компьютерной зависимости.
3. Проведение анкетирования среди учащихся.
4.Систематизация сведений, полученных на основе анкетирования.
Необходимое оборудование - персональный компьюте
Предполагаемый продукт - доклад
Этапы работы над проектом
Этап | Продолжитель ность | Место работы учащихся | Содержание | Выход этапа |
1 этап
Целеполагание
| 14-17 ноября | Кабинет информатики | Постановка и корректирование целей и задач проекта | Формулирование целей и задач проекта |
2 этап
Планирование
| 15-18 ноября | Кабинет информатики | Определение этапов выполнения проекта | Составление проектных групп их числа учащихся 10 «Б» класса |
3 этап
Выбор методов анкетирования
| 18-25 ноября | Кабинет информатики, дома | Определение методов анкетирования и групп учащихся | Составление анкеты, анкетирование учащихся с последующей обработкой полученных результатов |
4 этап
Выполнение
| 21ноября — 12 декабря | Дома, кабинет информатики | Работа с источниками литературы | Составление черновиков |
5 этап
Представление проекта
| 19 – 22 декабря | Кабинет информатики | Выступление с докладом | Доклад по проблеме, оформление паспорта проекта |
3.Критерии оценивания проекта
|
Самооценка |
Оценка |
1) Выбор темы (актуальность, новизна,важность,представляет интерес для широкого круга зрителей, известные и неизвестные факты): |
|
|
a) Логичность изложения материала. | 5 | 5 |
b) Раскрытие темы. | 5 | 5 |
c) Наличие вывода (если необходимо). | 4 | 4 |
d) Информативность (количество известной и неизвестной информации). | 4 | 4 |
e) Объем переработанного материала. | 5 | 5 |
2) Оформление: |
|
|
a) Читаемость текста. | 5 | 5 |
b) Выбор подходящей цветовой гаммы. | 5 | 5 |
3) Подбор иллюстраций: |
|
|
a) Свои рисунки (стандартные рисунки). | 5 | 5 |
b) Сканированные фотографии. |
|
|
4)Оригинальность предложенных решений. | 4 | 4 |
5)Артистизм и выразительность выступления. | 5 | 5 |
6)Ответы на вопросы. | 4 | 4 |
План выполнения работ
№п/п | Вид деятельности | Ответственные | Сроки выполнения |
1 | Формирование групп. | Малахова Аня | 14 ноября |
2 | Выбор темы, определение проблем. | Варлахина Ольга | 14 ноября |
3 | Распределение заданий. | Аверина Ольга | 14 ноября |
4 | Работа с источниками информации. | Хрипунов Сергей | 15-19 ноября |
5 | Сдача черновиков литературы. | Хрипунов Сергей | 21- 23 ноября |
6 | Оформление черновика отчета. | Пичугин Антон | 25-28 ноября |
7 | Набор текста черновика отчета на ПК. | Пичугин Антон | 29-30 ноября |
10 | Сдача отчетов групп. | Члены групп | 28 ноября |
11 | Подготовка и оформление проекта. | Девина Настя | 12-14 декабря |
13 | Оценка результатов деятельности. | Данилина Аня | 19-20 декабря |
14 | Оформление проектной папки. | Ванина Вика | 14-16 декабря |
5. Состав проектных групп:
Группа 1
1. Данилина Аня
2. Девина Настя
Группа 2
1. Хрипунов Сергей
2. Пичугин Антон
Группа 3
1. Малахова Аня
2. Варлахина Ольга
Группа 4
1. Аверина Ольга
2. Ванина Вика
Администратор проекта - Малахова Аня
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kompyuternaya_zavisimost.odt | 44.96 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Проектнно- исследовательская работа
«Компьютерная зависимость»
Учитель Гудкова М.И.
Сасово - 2011
Оглавление
Введение …………………………………………………….....................………………………. 3
Часть I. Информация о компьютерной зависимости.
Часть II. Изучение влияния компьютера на учащихся 8-9-хклассов .…....……........…………7
Заключение …………………………………………………………………………………………9
Источники информации ……………………………………………………….....................…..10
Введение
Цель исследования данной работы––изучение сведений о компьютерной зависимости, причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости. А также проект направлен на профилактику компьютерной зависимости у учащихся и на формирование понимания назначения и основных функций компьютера.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с литературой по данной теме;
- получить целостное представление о компьютерной зависимости;
- составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости;
- провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости.
Данный проект способствует развитию у учащихся умений работать с информацией - находить, управлять, анализировать, оценивать и создавать информацию в различных формах и разными способами.
Проект рассчитан на учащихся 8-9 классов по информатике. Время работы над проектом 6 часов.
Тема «Компьютерная зависимость» в литературе широко освещается. Много информации можно найти и на сайтах.
На сайтах www.newizv.ru и biofizteh.ru можно найти сведения о том, как начинается и развивается компьютерная зависимость. На сайте www.myarh.ru имеются полезные советы о том, как победить компьютерную зависимость. Сайт www.myarh.ru содержит информацию о симптомах психологической зависимости от компьютера. А на сайтах medecinform.net и flogiston.ru описаны психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека, отклонения в эмоциональной сфере игровых аддиктов. На сайте www.gradusnik.ru —информация о компьютерной зависимости у учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. На сайте www.erudition.ru говорится о стадиях развития компьютерной зависимости, а на сайте www.portalus.ru - о чрезмерной увлечённости интернетом. Сайт narod.ru дает информацию о формировании зависимости от компьютера.
Тема «Компьютерная зависимость» актуальная. С развитием компьютерных технологий и расширением игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким факторам: увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-серверов в сети Интернет, 96% учащихся в основной и старшей школе имеют персональные компьютеры и практически все из них из них работают в Интернете.
При работе над данной темой были применены следующие методы исследования:
Группой учащихся были составлены вопросы теста для определения компьютерной зависимости и проведено анкетирование среди учащихся 8-9-х классов школы. Проанализировав полученные результаты, сделал диаграммы, в которых наглядно отражается компьютерная зависимость учащихся; сравнивается влияние компьютера на мальчиков и девочек.
Ценность полученных результатов заключается в том, что получена общая картина о состоянии влияния компьютеров на учащихся 8-9-х классов нашей школы.
Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость, т.е. стремление много времени проводить за компьютером? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру, недавно проведенные в США исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты.
Под игровой компьютерной аддикцией понимают психологическую зависимость человека от компьютерных игр. Игровым компьютерным аддиктом называют человека, страдающего игровой компьютерной аддикцией.
Под длительным и регулярным нахождением в виртуальной реальности понимают такое поведение человека, когда игровая деятельность занимает более 60 часов в месяц и носит регулярный, систематический характер (перерыв без объективных причин не более 3-х дней).
Под виртуальным миром конкретной игры понимают виртуальную реальность, создаваемую этой игрой, в совокупности с ее отражением в психике играющего и отношением играющего к виртуальной реальности.
Виртуальная реальность - это некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек.
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.
Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировку, а также дети преуспевающих бизнесменов. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны.
Кроме того, зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности. Тяга к компьютерным играм – с их путешествиями в невероятные миры приводит ко все большему погружению в виртуальность. Тут-то человека и подстерегает Интернет-зависимость.
На первой стадии это более-менее легкообратимое расстройство. Идет увлечение «новой игрушкой» в ущерб занятиям, домашним делам. Постепенно человек отдаляется от родственников и друзей, оставляя приоритет за «всемирной паутиной». Как правило, пользователь скрывает от родных (или сотрудников в офисе), сколько времени он проводит на сайтах.
На второй стадии симптомы нарастают как снежный ком. Если человека насильственно отлучить от сети, он будет испытывать чувство, похожее на муки наркомана, которому не дали очередную дозу. У пользователя нарушается внимание, снижается работоспособность, появляется бессонница. К психическим расстройствам добавляются головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.
Третья стадия – социальная дезадаптация. Пользователь, уже не получая удовольствия от общения через Интернет, все же постоянно «висит» на сайтах. Состояние депрессии приводит к серьезным конфликтам на работе и в семье. Сильные, волевые личности еще могут попытаться переключить свое внимание на что-то иное, например, влюбиться, найти другую работу. Более слабым ничего не остается, кроме как обратиться за помощью к специалистам. В США, к слову сказать, Интернет-зависимость считается официальным диагнозом и лечится психологами и психиатрами. В России же подобные программы помощи Интернет-зависимым людям еще только разрабатываются
1.4. Симптомы психологической зависимости от компьютера
Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
Упражнения для снятия нагрузки при работе с компьютером
Если долго сидите у монитора, время от времени проверяйте свое зрение. Для профилактики неплохо бы делать упражнения для глаз - посмотрите на кончик носа, потом на палец выставленной вперед руки. Попробуйте минуты 2-3 поморгать - крепко зажмуривая, а потом раскрывая глаза. Потрите закрытые глаза ладошками.
Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую
девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.
— Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения социальных контактов, — говорят психологи. — А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате — отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, очень высок.
Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди, отмечают специалисты. Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером. Известен случай, когда самым сильным желанием зависимого подростка было, чтобы не стало его родителей.
— Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами, — утверждают психологи. — И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывает в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана — от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя миру до ухода в себя.
К сожалению, отмечают психологи, общественность не уделяет этой проблеме должного внимания. Поэтому, и называет компьютерную зависимость бомбой замедленного действия.
Установлено, что каждый пятый-шестой зависимый от компьютера ребенок перерастает эту проблему самостоятельно и без последствий.
А теперь несколько советов для профилактики компьютерной зависимости.
1) Чётко выделите количество времени для провождения у монитора.
2) В перерывах между играми выполняйте несложные упражнения—прогнитесь, потянитесь, походите по комнате или попрыгайте.
3) «Стрелялки» и «бродилки» старайтесь заменять играми, которые развивают логическое мышление.
4) Соблюдайте режим дня, прогуляйтесь на улице, пообщайтесь с друзьями.
5) Если долго сидите у компьютера, время от времени проверяйте своё зрение, делайте упражнения для глаз (см. выше).
Часть II. Изучение влияния компьютера на учащихся 8-9-х классов нашей школы
С увеличением числа увлекающихся играми людей растет число людей, зависимых от компьютера. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети. По социологическим данным установлено, что 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 10-12 лет имеют «игровой опыт» 4-6 лет. Группой учащихся были составлены вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости и проведено анкетирование среди учащихся 8-9-х классов школы.
Вопросы: | Да | Нет | |
1. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером? | |||
2. У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером? | |||
3. Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?
| |||
4. Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером? | |||
5. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу? | |||
6. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером? | |||
7. Влияет ли отрицательно на успеваемость увлечение компьютером? | |||
8. Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером? | |||
9. Увлекаетесь ли вы компьютерными играми? | |||
10. С какого возраста вы увлекаетесь компьютерными играми? |
По результатам анкетирования учащихся 8-9-х классов нашей школы получены следующие сведения. Обследовано 62 учащихся 8-9-х классов, из них – 34 девочки и 28 мальчиков. В среднем, 28% девочек и 43% мальчиков проводят много времени (более 5 часов в день) за компьютером.
Компьютерная зависимость учащихся 8-9-х классов
Увлечение компьютерными играми (по возрастам)
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть.
По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Исследуя компьютерную зависимость учащихся нашей школы, мы пришли к следующему выводу:
Источники информации
Есть ли лёд на других планетах?
О путнике
Новогодние гирлянды
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Простые летающие модели из бумаги