Все дальше и дальше от нас война. Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто воевал, кто трудился в тылу, приближая Победу в священной войне. Потому долгом сегодняшних школьников является рассказать о детях, живших тогда в страшных сороковых - роковых.
Казалось бы все изучено. Мы знаем поименно тех, кто ушел на фронт и тех, кто не вернулся. А что мы знаем о детях войны? О школьниках?.....
Новизна нашей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы думаем, что результаты работы будут интересны всем нашим сверстникам и тем, кто жил в военное тяжелое время.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolavgodyivovizmenennoe_1.doc | 102 КБ |
С годами стираются лица,
А память души - никогда,
Ваш образ живая страница,
И символ тепла и добра"
Т. Рыбина
Введение
Все дальше и дальше от нас война. Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто воевал, кто трудился в тылу, приближая Победу в священной войне. Потому долгом сегодняшних школьников является рассказать о детях, живших тогда в страшных сороковых - роковых.
Казалось бы все изучено. Мы знаем поименно тех, кто ушел на фронт и тех, кто не вернулся. А что мы знаем о детях войны? О школьниках?.....
Сегодня мы обеспечены всем необходимым, мы учимся в теплых и светлых классах. А как учились дети в военное время? Какие предметы изучали? Чем они занимались после уроков? В какие игры играли?
Актуальность исследования: Все меньше остается свидетелей той страшной трагедии под названием «Великая Отечественная война». В октябре 2010 года не стало последнего участника Великой Отечественной войны, жителя села Великопетровка.
На сегодняшний день нет никаких сведений об истории нашей школы в годы ВОВ.
Новизна нашей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы думаем, что результаты работы будут интересны всем нашим сверстникам и тем, кто жил в военное тяжелое время.
Цель: организовать исследовательскую работу по изучению истории школьного образования в с. Великопетровка в военное время.
Задачи:
Методы исследования:
Этапы исследования:
ГЛАВА I Немного из истории школьного образования в селе Великопетровка
На возвышенности, возле красивого соснового бора, в окружении березовых колков и зеленых луговна берегу когда-то многоводной реки Кисени в 1971 году возникло село Великопетровка- казачья станица. Строительство станицы Великопетровка началось с переселением сюда казаков и башкир.
В 1961 в селе была построена церковь Петра и Павла, а при ней открыта женская гимназия и мужская школа ,которая просуществовала до революции. С 1918 по март 1920года преподавал в великопетровской гимназии, а затем и в школе 11 ступени Чернавский Николай Михайлович.
После 1919 года была создана семилетняя школа(Н.С.Ш) Магнитогорского округа, Агаповского района.
С 1960 года по 1961 год школа была преобразована в восьмилетнюю, а1966годувсреднюю школу. (КНИГА ВЕРХОТУРОВА ИЮН)
Сегодня в Муниципальном общеобразовательном учреждении учится 175 детей. Школа имеет один филиал начальная школа - детсад д. Горна. По итогам 2010 года школе присвоено звание «Лучшая школа года». Мы гордимся, что учимся в замечательной школе с прекрасным педагогическим коллективом. И, думаем, что изучив историю нашей школы, мы будем ею гордится еще больше!
ГЛАВА II Школьное образование в селе Великопетровка в годы Великой Отечественной войны.
Великопетровцы горячо откликнулись на призыв Родины. 190 великопетровцев ушло на фронт. Всего на поле брани погибло 126 петровчан.С фронтавернулись 64 человека. О подвигах наших земляков можно рассказывать бесконечно. Мужчин осталось в тылу всего 6 человек.
Опустела и притихла Великопетровка. Провожали на фронт односельчан. Плакали женщины, обнимали в последний раз своих отцов в раз посерьезневшие дети. Школа стала работать в ином режиме. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности общественного и государственного строя, в том числе и системы народного образования. В эти годы школы всей страны, в частности Южного Урала и села Великопетровка подверглись тяжелым испытаниям, которые успешно преодолели.
Война принесла большие разрушения учебно-материальной базе школы, многочисленные трудности и лишения, но развитие школы продолжалось. В годы Великой Отечественной войны (1942-1943 учебный год) в школе обучалось 219 ребятишек. Отсев учеников , т.е второгодников ежегодно составлял свыше сорока учеников. (КНИГА ВЕРХОТУРОВА ИЮН)
Кроме того, нужно иметь в виду, что в годы войны постоянно шло движение: прибывали эвакуированные учителя, уходили на фронт те, кто уже работал в нашей школе. Обновился коллектив педагогов школы, прибыли эвакуированные учителя. Эвакуированные учителя вместе со своими семьями жили на квартирах. Надо было заготавливать топливо, многие из них это делали впервые. Кроме того, когда они уезжали сюда, приходилось брать только самое необходимые. И в продовольственном отношении им было труднее, чем местным жителям, которые имели огороды и кое-какие запасы
Из воспоминаний Юлаевой Татьяны Васильевны: «Приезжих было много. Приезжали в основном с Украины и даже евреи были. Жили они в доме, где раньше поп со своей семьей жил. Много было чужих-то, но жили дружно, помогали друг дружке».
Из воспоминаний Сорокиной Зои Николаевны: «Ой, много кто приезжал. Учителя без конца менялись. Все тогда молоденькие приезжали. Веселые девчата. У меня и фотография есть. А как только освобождали их территорию, они сразу и уезжали к себе домой.»
Из воспоминаний Сорокиной Нины Николаевны: «Потом приезжие были. Петровских в основном тут никого нет, а из приезжих были хорошие учителя. Ой… Букина вроде была классная руководительница у нас. Как её звали?... Я уж чё-то забыла- Да, были. Много здесь было. Да отовсюду наверно были. Ну, я вот помню. Я маленькая была. Ну они на квартирах жили . Трудно было. Чё говорить. Даже вспоминать не хочется».
СПИСОК ПРИЕЗЖИХ УЧИТЕЛЕЙ:
СПИСОК УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЕ ПОСТОЯННО:
Игуменьшев Михаил Сергеевич - директор школы с 1930-1941год. В 1944 году Михаил Сергеевич погиб под Сталинградом. В школьном музее сохранились письма Михаила Сергеевича с фронта домой: «Дорогие ребята, вот вам мой наказ:
1. Во всем слушайтесь маму, (бабушку).
2. Помогайте Маме , Бабушке в работе
3. Вове и Люсе начать обучение грамоте - должны сами писать мне письма на фронт. А я тоже обязуюсь учиться военному делу на отлично чтобы на фронте быть умелым бойцом за Родину.»
Все информанты вспоминали Михаила Сергеевича как самого доброго, умного и порядочного учителя.
Из воспоминаний Рбеевой Марии Андреевны: « Уж больно директор хороший был, добрый такой, никогда не кричал, вежливый»
Из воспоминаний Головиной Веры Николаевны: «Я помню директора школы, Игуменьшев, кажется, какой он был добрый, сроду никогда не кричал, вежливый очень. А ушел на войну и погиб, жалко его».
Из воспоминаний Юлаевой Татьяны Васильевны: «Директор у нас был хороший, Михаил Сергеевич, любили все его. И жена у него учителем работала. А когда победу объявили, так она от самого дома и до сельсовета шла кричала- плакала значит, война закончилась, а мужа нет. Хорошо они жили, любил он ее».
Школьных зданий было два, начальная школа находилась в доме, где сейчас живут Легостаевы, а семилетка - в здании больницы. Здания обогревались печным отоплением. Вечером топили технички, а утром учителя сами. В школе было очень холодно, замерзали чернила. Вечером печки топили технички. Рано утром печи еще раз топили учителя. Старшие школьники заготовляли дрова на зиму Во всех кабинетах стояли парты деревянные , за которыми сидели на лавках по два человека. Так же была доска и мел, чернила. В каждом классе было свыше 30 человек. Писали чернилами, тетради и учебники выдавали бесплатно.. Обстановка в классе была дружная и спокойная. Ученики 4-7 классов приезжали и из других деревень: деревня Горная, Татищево, п. Шевелит, Ольховка и даже из д. Солнце.
Из воспоминаний Петровой Анны Михайловны: « Где Легостаевы живут, вот этот дом, первый класс мой был. Без стекл, холодно было, кохти дули, руки дули и потом тепло. Сентябрь, в Октябре , наверное, перешли в таю школу, где больница. Там как раз только всё строили. Крыльца не было, просто доски, по доскам ходили. . А свет-то был – лампы висели, но большие лампы, прямо в той школе большие лампы, светло так было. Дровами топили печку во второй школе»
Из воспоминаний Юлаевой Татьяны Васильевны: « Тетради и учебники выдавали бесплатно. А еще были перья разные по названиям: «86», «Рондо», «Комарики». Комарики самые лучшие были, мягкие лучше других».
Из воспоминаний Сибирчиковой Татьяны Дмитриевны: «Сначала где клуб старый. Я иш не застала, это моя свекровь там училась. Вот где эти щас живут – Лигостаевы. Здесь сначала была. Мальчики отдельно учились и девочки отдельно.
-Как в гимназии?
-Нет, просто отдельно. Такой закон наверно был. А мы то уж учились вместе».
Из воспоминаний Сорокиной Нины Николаевны: «Где щас, вот ето, больница. Сначала здесь вот начальная школа, где щас вот Лигостаевы живут, а потом там средние и старшие классы окончила, выпускали. Только семилетка была тогда в Великопетровке. Потом поехала в Полтавскую школу. В Полтавке училась я. У нас только до семи классов и я там училась два года, девять окончила. Приехала домой. А в десятый не пошла. Иш домой надо было, дома».
Занятия начинались с девяти часов утра. Всего было по четыре – пять уроков. Основными предметами были математика (арифметика), русский язык (грамматика), также изучали историю, географию, немецкий язык, ИЗО, пение.
Из воспоминаний Сибирчиковой Татьяны Дмитриевны: «Ну русский язык, так же математика была – это арифметика называли, потом ,значит, история была, география была, немецкий был, изучали немецкий - Монастырев был учитель – Максим Семенович»
Из воспоминаний Петровой Раисы Ильиничны: « Раньше это ботаника называлась, сейчас по другому наверно. Ботаника, история, вот эти устные такие, география, арифметика ни чё у меня была, а вот русский я, ну с трудом на тройку-то вытягивала»
Из воспоминаний Сорокиной Нины Николаевны: «Математика, арифметика, да. Ни какой алгебры мы не знали, ни химии не знали мы. Ну химия у нас наверно там была, в тех классах, в Полтавской школе. Русский язык, немецкий у нас был, да: «гома би тафа-Сорокина выйди к доске»- я запомнила. У меня пятёрки были по-немецкому.
- Какой был любимый предмет? (немецкий наверно?)
- Нафиг он нужен! У меня отец погиб с этими немцами. Учить нас заставляли. Учитель хороший был у нас, мне нравился - Монастырёв. Пожилой такой мужчина, он хорошо преподавал так. А я это, у меня по-русскому, писала я диктант хорошо- любимый. А математику я эту не любила. И потом там химию, особенно алгебру. О! Нет. Я не любила. Я вот литературу вот любила»
Особенно трудно было в 1943, 1944 годах. Было голодно, так как случился неурожай, и поэтому порой приходилось довольствоваться гнилой картошкой, по весне крапивой, клевером. Дети собирали почки с веток елей, и они им казались сладкими как земляника. Из листьев пекли лепёшки, добавляли лебеду. Весной людей поддерживал ещё берёзовый сок, почти под каждой берёзой лежали ребятишки с соломинкой во рту, и пили живительную влагу. На плечи подростков легло много тягот трудового фронта, но не жаловались, понимали, что надо, что больше некому, ведь мужчины на фронте. После школы дети шли на поля зарабатывать трудодни: пололи и поливали капусту, свеклу, пшеницу, картошку, ухаживали за телятами, свиньями.
Из воспоминаний Петровой Раисы Ильиничны: «Помогали тогда тоже. Заставляли, ходили. Так вот что-нибудь мы помогали и своим матерям. Вот я училась, не столь сколь мама у меня была учётчиком, в войну. И я брала ещё телят группу, а она же вечером, ей надо молоко принять, сдать всё. Она всё доярок, вот значит и у ей была свиноферма. Ну, вобщем учётчиком она была. А вот за этими телятами-то у меня сестрёнка 1933 года фактически ходила. Ну и так помогали. А летом нас заставляли и полоть и вот это нынче-то полят ето, как сказать, ну, пшеницу, например, хлеб, а мы ходили ашот, такая трава была. Мы всё время ходили, водили нас, пололи. Один раз, люди-то наелись в поле колосьев и стали умирать, помню как их в склад стаскивали всех и складывали, много че та их там было.»
Из воспоминаний Сибирчиковой Татьяны Дмитриевны : «Одеть – то нечего было. Картошку собирали. Колоски собирали. Зато жили дружно. Никто не завидовал ни чем, жили. Хорошо»
Из воспоминаний Дрюк Полины Серафимовны: «Трудно было, семья была большая, мама одна. После уроков шли трудодни зарабатывать, а за это продукты давали. А весной мерзлую картошку в огороде искали и ели, есть очень хотелось.
Из воспоминаний Юлаевой Татьяны Васильевны: «Сильно голодали, очень сильно. Собирали мерзлую картошку, терли ее и мама пекла лепешки, брали в школу с собой. А еще собирали весной колоски просяные, ели. Просо садили ,где Шевелит стоял. Тогда с этих колосков много народу умирало, семьями умирали. А куда деваться- все равно ели.
И все равно жили хорошо, весело, дружно. А сейчас что?»
Как и по всей стране Великопетровские школьники помогали фронту приближать Победу: вязали перчатки, носки, варежки, вышивали платочки и отправляли на фронт, часто вкладывая туда письма.
Из воспоминаний Голубевой Анна Евгеньевна: «Рукоделием занимались. Вот материал брали, ниточки выдергивали , дорожку делали- мирежку. Вышивали простым крестиком . Письма я не писала. Я платочки вышивала, варежки вязала, сама отсылала.»
Из воспоминаний Юлаевой Татьяны Васильевны: «Мама моя в пухарке работала. Наберет пуха, домой принесет. Она уж больно красивые перчатки вязала, а мы с бабушкой носки и варежки. Я даже в школе недоучилась, меня отпустили месяца на два или три раньше, чтобы я вязала. Письма писала и в варежки ложила. Получила две благодарности – одну от командира, другую от солдата. Все хранила, хранила, да куда-то затолкали.»
Много ребят ушло со школьной скамьи на войну и не вернулось. Сначала их,15- 17 летних забирали в трудотряды, а затем отправляли на фронт. К сожалению не все вернулись:
Из воспоминаний Петровой Раисы Ильиничны: А вот к младшему брату мама ездила. В Миасс его взяли с 1926 года он. Им ещё по 17 лет было. Она ездила в Миасс. Встречалась с ним там как раз на десантника. Учили вот там всякие.»
Из воспоминаний Юлаевой Татьяны Васильевны: « Много ушло тогда молодых 17 летних парней. Их ведь куда- в трудоотряд забирали в Миасс, они там лес валили,а потом сразу в армию. А они чего –необученные, вот их как котят и перебили, не вернулись они, много не вернулось. Кто-то ездил к сыну, рассказывали- не узнала его- одни кости, скелет. И девчат забирали, правда на два месяца.»
Несмотря на тяжелое время и каторжный труд, школьники находили время поиграть, заниматься в кружках, участвовать в самодеятельности.
Из воспоминаний Головиной Веры Николаевны: «Участвовали в самодеятельности,а как же. Пели на сцене:
- Чистим, листья, вычищаем
- Мы политику понимаем
Упа-ра-ра
Кто на работу не выходит
Того с колхоза прогоняем
- Пионеры, где же ваша пасха?
Наша пасха- поповская сказка
Вот где наша сказка.
- Ты война, война, война, война
Чего наделала она
Ты убила милого, белого, любимого.
Из воспоминаний Петровой Анны Михайловны : «Были кружки. Пение было, я помню. Танцы были у нас. Вот на больших переменах, в коридоре в игры играли.
-В какие?
-Я уже не помню какие, но игры у нас всегда были. Я вот на пение ходила. Вот у нас ещё была учительница, молодая она умерла, не скажу от чего. Она, как это не пианино? На скрипке хорошо играл. Вот мы ходили. А ещё один учитель был. Тоже всё не помню вот уже, он нам в конце дня, он был у нас классным руководителем. Он читал нам очень интересную книгу. И вот я запомнила книгу, собачка там была, « Лабзак» называется. Мы так вот сидели тихо, слушали. Вот это я хорошо помню. Читал, он прям четко, ясно, выразительно.»
Из воспоминаний Сорокиной Зои Николаевны: «Всякие игры, песни разучивали, все было. Хорошо было, вообще отлично. Как перемена все по калидорам, кто че играет, и песни поют, и все. Весело было. Вот в той школе где сейчас больница, длинный калидор. Хорошо было, прям отлично»
Из воспоминаний Поповой Татьяны Васильевны: «Выступали. В клуб ходили и там выступали, в клубе. За ето нам тоже давали, денежку. Мы радёханьке. Денег дадут чё-нибудь купим в магазине, конфеточку или чо.
Подруги, вот вечером сойдёмся. И балалайка была у нас. Кто в балалайку играл, а кто в гармошку. Один парень в армию не ходил, его что-то не брали, он в гармошку играл. Вечером соберёмся все и кто в гармошку, кто плясать – кадриль. - Песни пели всякие. Я щас - то и не придумаю. Хорошие пели, много, с подругами. Весело жили, не то, что сейчас. Хоть и голод и война, а весело и дружно»»
Весть о Победе все услышали из радио, которое висело на столбе, возле сельского совета.
Из воспоминаний Головиной Веры Николаевны: «Кто плачет, кто кричит, кто танцует. Все целуются, поздравляют друг друга. Рады были, а как же Победа!»
ГЛАВА III Заключение.
Жизнь школы в годы войны – это своеобразный слепок жизни страны.
Каждый, на своем месте добросовестно выполняя свой долг, вносил лепту в общее дело, верил, что в будущем не будет войн. Выстраданное не оправдалось, люди все еще пытаются решать свои проблемы далеко немирным путем. История войны – это история отдельного человека. В судьбе каждого отразилась судьба страны. Точно также судьба страны отразилась и в судьбе великопетровской средней школы – небольшого детского царства, в котором им пришлось быстро повзрослеть
На сегодняшний день нами проработаны первый и второй этапы. Мы имеем: режим работы школы, список педагогического коллектива, обустройство школьных кабинетов, предметы, форма одежды школьников, участие школьников в культурной и общественной жизни школы, страны, села. Работа, проделанная нами, большая, но мы не будем останавливаться на достигнутом. Впереди изучение городского архива и судьба выпускников в годы войны. Мы планируем обратиться в военкомат и изучить списки ребят, которые ушли на фронт в семнадцать- восемнадцать лет. Есть информация, что некоторые из учащихся школы подделывали документы, прибавляли себе года специально, чтобы взяли на фронт- эту информацию нам тоже предстоит проверить.
Слушая информантов о том, насколько трудно и голодно им жилось, как тяжело им было учиться, нас поражает предложение, сказанное всеми информантами без исключения:
« И все таки, как хорошо мы жили! Дружно, весело!» Наверное, все таки детство берет свое, и как бы тяжело не было дети все равно останутся детьми.
Список информантов
Источники:
Несчастный Андрей
Кто самый сильный?
Цветение вишни в лунную ночь
Император Акбар и Бирбал
Именинный пирог