Для личности учащегося ученический коллектив – это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью «поместить» в ученике «государство», то самое государство, которому свойственны определенные принципы, социальные нормы, в котором педагоги готовят своих воспитанников. Ученический коллектив как модель общества характеризуется присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций.
Кроме того, ученический коллектив для личности учащегося является социальной микросредой, своеобразной средой обитания: учащийся не может полностью развиваться вне общения со сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в коллективе учебного заведения, внешкольных учреждений.
Среда, в которой вращается ученик, может быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося, он тратит значительные силы, либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности учащегося.
Я очень хочу, чтобы взрослые и дети стали ближе друг к другу, научились понимать, принимать и уважать, тех с кем приходиться общаться изо дня в день. А так как мы в ходе жизни находимся в определённых группах (семья, класс…) хочется, чтобы микроклимат был благоприятным, а группа более сплочённой и дружной. Поэтому мы считаем, что тема нашей работы будет полезна подросткам, классным руководителям, родителям, учителям и вообще всем.
Цель исследования:изучить особенности сплочённости в условиях становления ученической группы.
Задачи:
Изучить и проанализировать исследования психологов по проблеме;
Выбрать методики и провести исследование;
Обработать результаты исследования и сделать выводы.
Объект исследования – ученическая группа.
Предмет исследования– особенности сплочённости в коллективе подростков в условиях становления ученической группы.
Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности.
Методики:
- определение психологического климата в группе;
-определение индекса групповой сплочённости Сишора;
- социометрическая методика, разработанная Дж.Морено,
Экспериментальная база– МОУ СОШ №2 п.Спирово
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_splochyonnosti_v_kollektive_podrostkov.rar | 2.12 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п.Спирово
Научно-исследовательская работа
На тему: «Особенности сплочённости подростков в условиях становления ученической группы».
»
Работу выполнила: ученица 6 класса
Масленникова Олеся Дмитриевна
Руководитель: Масленникова
Татьяна Вячеславовна
п. Спирово
2012
Содержание
Введение
Теоретическая часть.
1. В чём заключается особенность понятия сплочённости.
1.1 Понятие сплоченности
1.2 Факторы сплоченности группы
1.3 Сила сплоченности
1.4 Последствия сплоченности
2. Проблема сплоченности в ученическом коллективе
3. Эмпирическое исследование.
3.1 Особенности подросткового возраста
3.2 Описание выборки и методов исследования
3.3 Анализ и обсуждение полученных результатов
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Для личности учащегося ученический коллектив – это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью «поместить» в ученике «государство», то самое государство, которому свойственны определенные принципы, социальные нормы, в котором педагоги готовят своих воспитанников. Ученический коллектив как модель общества характеризуется присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций.
Кроме того, ученический коллектив для личности учащегося является социальной микросредой, своеобразной средой обитания: учащийся не может полностью развиваться вне общения со сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в коллективе учебного заведения, внешкольных учреждений.
Среда, в которой вращается ученик, может быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося, он тратит значительные силы, либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности учащегося.
Я очень хочу, чтобы взрослые и дети стали ближе друг к другу, научились понимать, принимать и уважать, тех с кем приходиться общаться изо дня в день. А так как мы в ходе жизни находимся в определённых группах (семья, класс…) хочется, чтобы микроклимат был благоприятным, а группа более сплочённой и дружной. Поэтому мы считаем, что тема нашей работы будет полезна подросткам, классным руководителям, родителям, учителям и вообще всем.
Цель исследования: изучить особенности сплочённости в условиях становления ученической группы.
Задачи:
Изучить и проанализировать исследования психологов по проблеме;
Выбрать методики и провести исследование;
Обработать результаты исследования и сделать выводы.
Объект исследования – ученическая группа.
Предмет исследования – особенности сплочённости в коллективе подростков в условиях становления ученической группы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности.
Методики:
- определение психологического климата в группе;
-определение индекса групповой сплочённости Сишора;
- социометрическая методика, разработанная Дж.Морено,
Экспериментальная база – МОУ СОШ №2 п.Спирово
Теоретическая часть.
1. В чём заключается особенность понятия сплочённости
Рассмотрим понятие сплочённости.
1.1 Понятие сплоченности.
Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.
Группы могут быть разными по степени сплоченности, и со временем степень сплоченности может меняться. Несмотря на то, что сплоченность является очень важным фактором, группе необязательно быть сверхсплоченной для того, чтобы выжить. Участники группы могут жить и работать вместе в течение продолжительного периода времени без высокой степени сплоченности.
1. 2 Факторы сплоченности группы
Сплоченность группы формирует множество факторов. Рассмотрим основные из них.
Факторы формирования группы. Условия, которые ведут к образованию группы, способствуют сплочению. Когда люди в процессе общения находят общие цели и интересы, можно с уверенностью говорить, что основа для сплочения заложена.
Сложность вступления в группу. В некоторые группы не так просто вступить. Система тщательного отбора и специальные требования для вступления создают высокие входные барьеры. Чем сложнее вступить в группу, тем желанней становится цель проникновения в нее. Поэтому сам факт вступления в группу будет означать для человека определенное достижение. Чувство принадлежности к элитарной группе и участие в ней пробуждают чувство духовной сплоченности в группе.
Соответствие статуса участников и положения в служебной иерархии. Если существуют определенные требования для вступления в группу, ее члены начинают работать с одинаковой стартовой позиции и их мнения, служебное и финансовое положение обычно схожи. По мере того как члены группы начинают взаимодействовать, их положение в служебной иерархии может меняться. Соответствие статуса участников группы приносит плоды, если все члены группы согласны со служебной иерархией внутри группы и если каждый участник осуществляет свою деятельность в соответствии со своим положением в компании. Несоответствие статусов может привести к возмущению всех ее членов и к разрушению группы.
Справедливое распределение вознаграждения. Сплоченность достигается тогда, когда вознаграждения распределяются справедливо или поровну. Сплоченность утрачивается, когда кто-то из членов группы чувствует несправедливость в отношении своего вознаграждения.
Успех группы. Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу. К примеру, чувство сплоченности присуще войсковым соединениям, спортивным командам, участникам конкурсов.
Постоянство участия. Стабильность участия помогает поддерживать сплоченность на одном уровне. Новые участники несколько подрывают это чувство, так как они могут не быть восприняты группой должным образом и возникнет борьба за служебные места.
Замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности. Возможность для членов группы вместе проводить время зависит от целого ряда обстоятельств, и в первую очередь от характера выполняемой работы, взаимосвязи решаемых ими задач и даже от расположения их рабочего места (в одной комнате или разных).
Внешняя угроза. Если на пути реализации групповых интересов встает внешняя угроза, сплоченность внутри группы резко возрастает. Различия во мнениях и подходах к решению проблем не являются уже определяющим фактором, так как члены группы объединяются для решения самой главной проблемы — противостояния внешней угрозе. Сторона, от которой исходит угроза, чувствует сильное сопротивление, столкнувшись с объединенной группой.
Размеры группы. Малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие. У больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы.
Состав группы. Недавние исследования показали, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин. Предполагаемое объяснение этого явления состоит в том, что женщины обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве друг с другом.
1.3 Сила сплоченности
Сила сплоченности зависит от следующих факторов:
1. Взаимодействие и взаимозависимость.
Взаимозависимость и взаимодействия являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между индивидами уменьшает их напряжение или приводит к взаимному удовлетворению.
2. Фиксация и преследование общих целей.
Если взять трудовой коллектив, то основная цель каждого - получение прибыли (заработная плата), следовательно, их общая цель, складывается из индивидуальных целей каждого - выполнить работу. Коллектив будет более сплочен, если результат каждого будет зависеть от качественной работы коллег.
Сплоченным коллектив становится еще и по мере вовлечения индивида в группу. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет его собственные потребности.
3. Групповые нормы.
Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы:
- Преследование общих целей, каких не важно, стремление к осуществлению целей способствуют развитию факторов принуждения, которые становятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообразии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные индивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости).
- Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведении соблюдения норм.
- Общие представления, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия.
Именно под влиянием таких представлений поведения человека, принадлежащего определенной группе, приобретает единообразие.
- Подражание другим членам. В этой мере, в какой данная группа привлекательна для данного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности к группе и потребности (подражание сильнее, если группа привлекательна для индивида).
- Страх перед санкциями имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями.
1. 4 Последствия сплоченности
Сплоченность группы воздействует на ее членов, изменяя схему их взаимодействия, степень оказания влияния на окружающих, их восприятие и производительность.
Усиление взаимодействия. Взаимодействие и сотрудничество между в сплоченных группах значительно усиливается. Члены сплоченной группы вместе разделяют все радости и невзгоды. Одинаковые интересы, общие цели и задачи объединяют людей, обеспечивая высокую степень их взаимодействия.
Усиление влияния и подчинения. Сплоченные группы оказывают колоссальное влияние на своих членов.
Лидер группы, если он уважаем всеми участниками, может использовать авторитарный стиль руководства, особенно если он в состоянии противостоять угрозам извне и организовать эффективную работу Деспотичное лидерство вполне приемлемо, если группе предстоит выполнить важную задачу и имеется некоторая неуверенность ее участников относительно правильности существующего подхода к решению такого рода проблем.
Высокая чувствительность к подчинению может оказаться для некоторых людей проблемой. Когда члены группы не могут выражать свое мнение или испытывают чувство страха, боясь не получить одобрение других участников, то они могут терять самоуважение и свою индивидуальность. Группа может потерять преимущества, связанные с возникновением новых идей, утратить честность и открытость в общении.
В некоторых случаях чрезмерное влияние может быть весьма полезно: боевому офицеру на поле боя требуется мгновенное исполнение его приказов. В таких условиях демократичное поведение может стоить жизни членам группы. Более подходящим временем для выражения собственного мнения и для общения является период планирования операции и подведения ее итогов.
Переоценка возможностей. Переоценка возможностей связана с тем, что в определенные моменты времени сплоченные группы стремятся преувеличить свой вклад в общее дело и преуменьшить вклад других групп. Сплоченный коллектив какого-либо предприятия может быть уверен в том, что они — «лучшие из лучших», в то время как другое предприятие работает более эффективно. Высокая самооценка усиливает в группе чувство собственной значимости и сплоченности.
Другие группы оцениваются ниже по нескольким причинам. Во-первых, за счет более низкой оценки другой группы повышается статус собственной группы. Во-вторых, недооценка другой группы представляет собой способ самообороны, когда группа рассматривает отрицание своих слабостей как путь повышения сплоченности. Акцентирование внимания на сильных сторонах группы может не соответствовать действительности, однако отражает ее дух. В-третьих, недооценка другого и группы усиливает чувство собственной безопасности и правильности поведения.
Удовлетворение. Участники сплоченной группы более удовлетворены своей деятельностью, чем группы с меньшей степенью сплоченности. Источниками удовлетворенности могут выступать дружественная обстановка, поддержка, возможность взаимодействовать, успех, а также защита от внешнего влияния. Поскольку сплоченные группы эффективно действуют против внешних угроз, источником удовлетворения также мох-сет выступать чувство безопасности.
Производительность. Зависимость между производительностью и сплоченностью группы более сложная, чем другие последствия сплоченности, что будет рассмотрено далее. Однако следует отметить, что средняя производительность сплоченных групп имеет тенденцию быть более высокой, чем в группах с меньшей степенью сплоченности.
2. Проблема сплоченности в ученическом коллективе.
Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Большое место в жизни школьного коллектива, кроме того, занимает внеклассная деятельность учащихся, которая осуществляется по классам, а также охватывает учащихся всей школы или нескольких классов .
Для учащегося ученический коллектив является базой накопления социального опыта, как известно, осуществляется, прежде всего, в семье, под воздействием массовых средств коммуникации, во взаимодействии с окружающей действительностью, в общении со сверстниками, педагогами. Однако весь этот опыт в какой-то мере ограничен. Он не может служить прочной базой устойчивого общественного поведения. Для накопления широкого социального опыта учащийся должен не только усвоить, а как бы присвоить многогранный опыт социального поведения, сделать его собственным, с тем, чтобы выработать определенное поведение не только в заранее предусмотренных ситуациях, но и в непредвиденных обстоятельствах.
Будучи связующим звеном между обществом и личностью учащегося, коллектив преобразует влияние окружающей среды. В итоге в коллективе происходит трансформация массового воздействия в целях воспитания личности учащегося. Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим, активизирующим деятельность ученика.
В коллективе в процессе совместной деятельности, совместных переживаний возникает эмоциональное заражение, в результате чего ученик глубже чувствует, ярче переживает происходящие события, испытывает чувство радости от труда, общения, обогащается внутренний мир взаимной информацией и создается так называемое поле интеллектуально-морального напряжения, что самым существенным образом влияет на формирование представлений, взглядов и устремлений учащихся .
Особенно велика роль ученического коллектива в формировании гражданского самосознания в глазах сверстников и взрослых. В своей деятельности он ищет благоприятную среду для самоутверждения себя как личности. В коллективе учащихся он или находит общественное признание своих имеющихся или воображаемых достоинств, или осуждение товарищами своих действий, учится отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию. Поэтому коллектив учащихся является той средой, в которой может произойти самоутверждение личности учащегося, а в силу этого – могущественным средством его индивидуального развития.
Ученический коллектив имеет признаки любого коллектива. Однако ему присущи специфические особенности, в качестве которых можно выделить следующие.
1. Деятельность ученического коллектива направлена на самих себя, на воспитание каждой личности и всех учащихся, подготовку их к труду и общественной работе, тогда как деятельность других коллективов направлена на объекты, лежащие за их пределами (производство, спорт, оборона страны и т. д.).
2. В ученическом коллективе объектом и субъектом обучения и воспитания являются учащиеся, а центральной фигурой этого процесса выступает педагог, так как деятельность учащихся не сводится к самообучению и самовоспитанию. Процесс обучения и воспитания невозможен без взаимодействия «учащийся — педагог».
3. Особенность ученического коллектива состоит и в том, что основной вид деятельности школьников — учение, которое организует и сплачивает их единством цели, формами и методами обучения и воспитания.
4. Ученический коллектив характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов, взаимопонимание и относительную психологическую совместимость.
Указанные благоприятные особенности ученического коллектива реализуются не сами по себе, а в результате разнообразной совместной деятельности. И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы.
Школьный (или классный) ученический коллектив является не просто организованной формой объединения учащихся, направленного на совместную учебу и внеклассную работу, но он одновременно является и важнейшим средством воспитания коллективизма.
Все виды деятельности учащихся должны носить коллективный характер. Игровая, трудовая, учебная и другие виды деятельности должны быть организованы так, чтобы всегда и во всем формировать коллективистические принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умения, когда это необходимо, свое личное подчинять коллективу .
Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность учащихся, способствуют формированию коллектива, сближают между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого.
Сплоченность группы – это процесс развития внутригрупповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой сплоченности. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов.
На втором уровне (что соответствует второму слою) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности.
На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.
Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики, но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентации членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентации, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы .
При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т.е. переход от установления единства ценностных ориентации к установлению еще более высокого уровня единства – единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности. «Если каждый из вышеназванных феноменов сплоченности является показателем интегрированное лишь отдельных пластов и слоев внутригрупповой активности, то общность цели, будучи детерминантой всех их вместе взятых, может служить референтом действительного единства группы как целого».
Можно считать, конечно, что совпадение целей групповой деятельности есть в то же самое время и высший уровень ценностного единства группы, поскольку сами цели совместной деятельности есть также определенная ценность. Таким образом, в практике исследования сплоченность должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и как своего рода «деятельностное воплощение» этого совпадения.
Возникнув благодаря внешним обстоятельствам, малая группа «переживает» длительный процесс своего становления в качестве психологической общности. Важнейшим содержанием этого процесса является развитие групповой сплоченности. В ходе этого развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы .
Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных и учебных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
Таким образом, межличностные отношения зависят от межличностного общения во время совместной деятельности. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов. Сплоченность группы происходит по мере развития внутригрупповых связей в процессе совместной групповой деятельности, когда существуют коллективные эмоциональные переживания, сближающие между собой учащихся.
3. Эмпирическое исследование сплочённости подростков в условиях становления ученической группы
3. 1 Особенности подросткового возраста.
Выборка исследования – учащиеся 6 и 8 классов,
Возраст 12-15 лет относится к переходному (переломному) периоду в жизни подростка. Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде
Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Педагогу приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.
Психология установила, что движущими силами психического развития в этом возрасте является
Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.
2.1 Описание выборки и методов исследования
Цель исследования: проанализировать групповую сплочённость двух коллективов.
Для того, чтобы выявить сплочённость в условиях становления ученической группы, мы провели эмпирическое исследование в школе№2 п.Спирово. Это общеобразовательная базовая школа.
8 класс имеет постоянный состав учащихся с первого класса. 6 класс был сформирован из учащихся двух 4-х классов и поэтому находится на стадии становления ученической группы.
Мы предположили, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности.
Следовательно, в 8 классе должен быть более высокий уровень сплочённости.
Для реализации цели решались конкретные задачи:
- изучить методы определения групповой сплоченности;
- экспериментально исследовать особенности групповой сплочённости двух коллективов;
-провести сравнительный анализ;
Объект исследования: коллективы двух классов.
Методы исследования: анализ литературы, социометрия, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Методики исследования:
- определение психологического климата в группе;
-определение индекса групповой сплочённости Сишора;
- социометрическая методика, разработанная Дж.Морено,
База исследования: МОУСОШ№2 п.Спирово
Исследование проводилось в три этапа:
- cоциометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных.
- вторая фаза исследования - социометрический опрос. Во время опроса каждому члену коллектива предлагалось выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулировались в вопросах анкеты. При инструктировании членов коллектива исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого.
Третья фаза - особая обработка полученной информации, ее преобразование либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.
Методика№1:Определение психологического климата в группе (Приложение 1)
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается же психологический климат за счет "психологической атмосферы – также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. (Приложение 1). Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Следует иметь в виду, что оценки означают:
+3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – качество проявляется в большинстве случаев;
+1 – качество проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 –достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);
- 2 – качество проявляется в большинстве случаев;
- 3 – качество проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Вывод: в 6 и 8 классе преобладает благоприятный психологический климат, но в коллективе 6 класса присутствует больше отрицательных определений, но в целом эмоциональный уровень благоприятный. Если посмотреть в среднем значении, то уровень в 6 классе – 14,1, а в 8 классе 14,4.
Методика №2. Определение индекса групповой сплочённости Сишора
(Приложение2)
Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. (Приложение2).
Уровни групповой сплоченности
15,1 баллов и выше - высокая;
11,6 - 15 балла - выше средней;
7- 11,5 - средняя;
4 - 6,9 - ниже средней;
4 и ниже - низкая.
Вывод: сплочённость коллектива 6 класса имеет показатель – 14,6 выше среднего, а в 8 классе – 15,2. Что говорит о том . что в 8 классе показатель сплочённости более высокий .
Методика№3. Социометрическая методика. Методика разработана Дж. Морено ( Приложение 3)
Цель:
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для повышения сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.
Порядок исследования.
Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Респонденты должны записать в опросный лист фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, и указать свою фамилию. Возможны три основных способа выбора:
а) число выборов ограничивается 3-5;
б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решении, сколько пожелает);
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия. С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.
Пример обследования группы с помощью первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию. (Приложение3)
По данным опросных листов составляется социометрическая таблица, в которую вносятся результаты. Подсчитывается число выборов для каждого участника группы, равное полученному итогу в каждом столбце матрицы. За каждый первый выбор (первое место) присваивается 3 балла, за каждый второй выбор (второе место) присваивается 2 балл. За каждый последующий выбор - 1 балл. Полученные баллы суммируются в итоговой строке: число баллов.
Определяется индекс групповой сплоченности: (Приложение4)
С=Nв/[N(N-1)],
где С - групповая сплоченность; N - число взаимных выборов в группе; N - число участников группы; N - 1 - общее возможное число взаимных выборов в группе.
6 класс.
С=143/[30х29]=0,2.
8 класс
С = 57/[13х12] = 0,4.
Показатель хорошей групповой сплоченности: 0,6-0,7.
Приходим к выводу, что в коллективе, 8 класса сплочённость выше. Но для того, чтобы повысить сплочённость надо выявить причины разногласий в коллективе. Возможно, она делится на некоторое количество микрогрупп.
Но уже по количеству баллов можно увидеть, кто из ребят набрал наибольшее количество баллов. С большим отрывом в коллективе 6 класса лидируют 2, 9, 13, а в коллективе 8 класса, лидирует 6.
Распределение баллов в 6 классе
Распределение баллов в 8 классе
Человек с наивысшим социометрическим статусом - это неформальный лидер коллектива, "предпочитаемые"- уважаемые члены коллектива, с которыми предпочитают общаться не только по учебным вопросам, но и вне занятий. Хочется отметить положительный факт, что в этих группах изолированных участников нет. Но есть «непринятые» с которыми меньше всего хотят общаться, но не отвергают совсем.
Статусные группы в 6 классе
Статусная группа | Количество полученных выборов | Члены статусной группы |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым | № 1,2 |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым | №№ 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 20. |
«Принятые» | Все остальные | №№ 3, 4, 6, 8, 19, 25, 23. |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым | №№14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 30. |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым | В данном коллективе «отвергнутых» нет |
Статусные группы в 8 классе
Статусная группа | Количество полученных выборов | Члены статусной группы |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым | №3, 6 |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым | №№ 4, 10 |
«Принятые» | Все остальные | №№ 2, 5, 7, 8. |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым | № 1, 9, 11, 12, 13 |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым | «Отвергнутых» нет |
Построим социограмму. (Приложение 5)
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков. Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо он дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
По социограмме можно увидеть взаимные выборы в группе. А также микрогруппы:
В 6 классе можно отметить 3 микрогруппы ( 9, 11, 14); (21,25,7); (7,12,5) все микрогруппы состоят из девочек, возможно их связывают общие интересы, причём (7) присутствует в 2-ух микрогруппах , в 8 классе тоже 3 микрогруппы (10,5,4); (8,9,3); (7,10,5), но в этих группах происходит смешение девочек и мальчиков, здесь уже могут возникнуть личностные симпатии и общение.
Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для оп ределения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими.
Вывод: уровень групповой сплоченности выше в 8 классе, в том классе, где школьники учились вместе с 1-го класса и где учебный коллектив был сформирован давно.
Заключение
Итак, подводя итог, перечислим факторы, от которых зависит развитие сплоченности в группе. Это групповое взаимодействие, групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы.
Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия. Второе последствие - это то, что сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.
И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с успешным процессом обучения. Члены более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся посещаемости занятий и активности на коллективных тренингах, чем члены менее сплоченной группы. При этом следует помнить, что групповые нормы могут способствовать как повышению, так и понижению качества знаний.
Рассмотрев представленный материал, мы приходим к выводу, что групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:
1.Характер межличностных эмоциональных взаимоотношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы, эмоциональные переживания);
2.Характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы;
3.Характер отношений между членами группы в процессе совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество).
Сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и стрессовых ситуациях.
Предпосылками групповой сплоченности является:
1.Срабатываемость, которая основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс, и результат совместной работы;
2.Совместимость, которая возникает как итог достаточно продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом. Совместимость формируется на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.
Уровень групповой сплоченности выше в 8 классе, где школьники учились вместе с 1-го класса и где учебный коллектив был сформирован давно.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
2.Андреева Г. М., Донцов А. И. (Ред.) Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
3.Андреева Г. М., Яноушек Я. (Ред.) Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
4.Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
5.Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
6.Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.
7. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 6.
8.Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности // учебное пособие для вузов. – М.:Аспект Пресс,2001. – 301с.
9.Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. (Ред.) Введение в практическую социальную психологию. М., 1997.
10.Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика. М„ 1988.
11.Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
12.Кричевский Р. Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопр. психологии. 1973. № 3.
13.Кричевский. Р. Л. Исследования малых групп в американской социальной психологии // Проблемы зарубежной социальной психологии. М., 1976.
14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
15. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
16. Левин К. Теория поля в социальных науках. М., 2000.
17. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975.
18. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. –М,. 2001.
19.Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / переизд. – М.: Академический проект, 2000
20. Петровский А. В. (Ред.) Психологическая теория коллектива. М., 1979.
21. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
22.Уэйнберг Р. — Глава 10 Групповая сплоченность // Основы психологии спорта и физической культуры. - 2001.Глава 10 Групповая сплоченность. C. 97-107
.
Приложение1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Бланк тестируемого______________________
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности |
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
Члены коллектива с ува-жением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соедине-ние по принципу "один за всех, все за одного" | В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей |
Приложение2. Определение индекса групповой сплочённости Сишора
Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
Участвую в большинстве видов деятельности (4).
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
Живу и существую отдельно от нее (1).
Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
Да, очень хотел бы перейти (1).
Скорее перешел бы, чем остался (2).
Не вижу никакой разницы (3).
Скорее всего остался бы в своей группе (4).
Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
Не знаю, трудно сказать (1).
Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
Хуже, чем в большинстве классов (1).
Не знаю, трудно сказать (1).
Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
Не знаю. (1)
Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
Не знаю (1).
Приложение 3.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________
Группа (класс, отдел) _________________________________________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели продолжить совместно учиться
(работать) в новом коллективе?
А)___________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________ С)___________________________________________________________________________
2. Кого бы из группы вы пригласили на свой день рождения?
А)___________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________ С)__________________________________________________________________________
3. С кем из своей группы вы пошли бы в многодневный туристический поход?
А)___________________________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________
С)___________________________________________________________________________
Нечаянная победа. Айзек Азимов
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Пейзаж
Бабочка
Снеговик