Проект «Как и для чего решать проблему «сменки» в школе» выполнен учениками 7 класса. В ходе реализации проекта учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности. Учащиеся получают возможность на практике применить элементарные знания в области математики (например, такие как расчет периметра и площади прямоугольника)
В ходе проекта собран материал о природе пыли и ее влиянии на организм человека, гигиенических требованиях к обуви школьника. Участниками проекта предложен оригинальный способ решения проблемы сменной обуви в школе путем установки индивидуальных шкафчиков – локеров в гардеробной школы. Учащиеся произвели подсчет необходимых ресурсов для изготовления таких шкафчиков, доказали, что такой способ решения проблемы наиболее экономичен.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_i_dlya_chego_reshat_problemu_smenki_v_shkole.rar | 2.6 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Петровская средняя общеобразовательная школа
Урюпинского муниципального района
Волгоградской области
V районный фестиваль
научно-исследовательских
и проектных работ «Эврика»
Как и для чего, решать проблему «сменки» в школе?
Выполнили:
учащиеся 7 класса
МБОУ Петровской СОШ
Ганбарова Хумар и
Федотова Виктория
Учитель биологии
Галковская Ирина Ивановна
х. Петровский, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................................................................................................3
I. Литературный обзор..................................................................................................................6
1.1. Пыль и ее влияние на организм человека….…………………………………..…..6
1.2. Гигиенические требования к обуви школьника.………………………....………..8
1.3. Опыт учебных заведений в решении проблемы сменной обуви…………....…..10
II. Практическая часть….. ……………......................................................................................11
III. Результаты ………………....................................................................................................13
Выводы.........................................................................................................................................14
Список использованной литературы и ресурсы Интернета..................................................15
Приложение..................................................................................................................................16
Введение
Пыль привычна и воспринимается как само собой разумеющееся в любом помещении. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом, школу грязь с улицы, а вместе с ней и многие проблемы. Известно, что около половины случаев аллергических заболеваний у детей и взрослых связаны с наличием пыли в помещениях. Кроме того, между частичками пыли могут быть различные болезнетворные микроорганизмы или яйца гельминтов. Современный человек большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве дома, детского сада, школы или любого другого учреждения. Помещение становится для нас своеобразной средой обитания. Для здоровья и высокой работоспособности человека в этой среде необходимы благоприятные условия: свет, чистый воздух, тепло и другие. Много времени мы проводим в школе. Большую роль для соблюдения чистоты в учебном заведении играет наличие сменной обуви. Ведь здесь место большого скопления людей. Однако, в школе ученики часто игнорируют требования администрации школы об обязательной смене обуви. Дежурные каждую неделю регистрируют учащихся, нарушающих это требование. Не помогают ни замечания дежурных, ни выговоры администрации школы, ни генеральные уборки. Почему многие ребята, часто не имеют сменной обуви или выходят в этой обуви из помещения на улицу? Как убедить учеников школы в необходимости сменной обуви в школе? Так ли безобидна пыль, как кажется на первый взгляд, где она чаще всего обитает, откуда берется и как с ней бороться? Свой проект мы назвали «Сменная обувь в школе, зачем она нужна?». Проблема аллергии на пыль личностно значима для нас. Кроме того, всегда приятно, когда в помещении, где ты находишься чисто и уютно.
Проблема проекта: отсутствие сменной обуви мешает соблюдению санитарно-гигиенических норм в школе.
Цель проекта:
убедить учащихся школы в необходимости сменной обуви для улучшения санитарно-гигиенического состояния школы.
Реализация цели определила постановку и решение задач:
План нашей работы
Выбрать тему и назвать проект не составило большого труда, толчком послужило дежурство нашего класса по школе в осенний период. Санитано - гигиеническиое состояние школы к концу учебного дня оставляло желать лучшего, несмотря на героические усилия уборщиц и дежурных. Многие ребята проникали в школу без сменки, или уже в сменной обуви выходили на переменах на улицу, что не способствовало чистоте помещений. Необходимо было решать проблему. Используя поисковую систему Яндекс, мы нашли хороший материал о природе пыли и ее видах, влиянии пыли на организм человека. Далее узнали, как решается проблема чистоты помещения в других учебных заведениях. С помощью учителя биологии составили опросник и провели анкетирование среди учащихся школы и родителей, подсчитали результаты и проанализировали их. В процессе интервьюирования учеников пришли к выводу о необходимости в гардеробе школы стеллажей или индивидуальных шкафчиков для хранения обуви. Этот момент заставил нас внести некоторые изменения в план выполнения проекта, а так же название проекта стало новым. Первоначально тема звучала так: «Сменная обувь в школе – зачем она нужна?». Эта тема не отражала появившихся новых идей. Обсудив, мы решили назвать свой проект «Как и для чего, решать проблему сменки в школе». Мы подсчитали стоимость материалов и изготовления шкафов для сменной обуви и выяснили, что их изготовление гораздо дешевле покупки готовых шкафчиков для сменки. С результатами проекта решили ознакомить Совет школы. Возможно, наши доводы будут убедительны, и наш проект получит практическое применение.
I. Обзор литературы
Мы начали свою работу с того, что изучили природу пыли пользуясь, поисковой системой Яндекс. Оказалось, что в окружающем нас атмосферном воздухе постоянно находится то или иное количество механически взвешенных плотных частиц, образующих в совокупности воздушную пыль. От этой пыли не свободна атмосфера даже на больших высотах и самый «чистый» воздух вне населенных мест. Количество пыли, ее характер и степень влияния на организм человека значительно колеблются и зависят главным образом от места и источника образования пыли и от ее состава. В сухое время года, особенно при ветре, в неблагоустроенных населенных местах пыль может переноситься на большие расстояния, подниматься целыми тучами, затемняя солнечный свет, проникая в глаза и рот. В этих условиях при нахождении вне закрытых помещений, на улицах населенного пункта дыхание делается затруднительным. При безветрии значительное количество пыли оседает, однако в воздухе постоянно находится так называемая «солнечная» пыль, видимая только при проходящем свете прямого солнечного луча. Такого рода пыль хорошо видна, например, в комнатах при попадании в них солнечного луча через окно или, еще лучше, через небольшое отверстие при закрытых ставнях.
Постоянными источниками воздушной пыли являются: выветривание горных пород и почвы, лесные и торфяные пожары (дымовая пыль), песок, частицы материала, употребляемого для мощения улиц и площадей. Как уличная пыль, так и пыль закрытых помещений содержит большое количество органических веществ (обрывки волос, тканей, частиц навоза и др.) и микроорганизмы. К пыли также относится копоть и зола, выделяемые при сжигании топлива (каменный уголь, сланцы, торф, мазут) в топках котельных, электростанций, теплоэлектростанций (ТЭЦ) и в домовых топках.
Пыль является постоянной составной частью атмосферного воздуха. Попадая в дыхательные пути человека, пыль вместе со слизью выбрасывается при кашле из верхнего отдела дыхательных путей; при продолжительном дыхании запыленным воздухом частицы пыли могут оставаться в легких. Продолжительное осаждение пыли в дыхательных путях влечет за собой хронический бронхит и другие заболевания органов дыхания. Вместе с пылью, как в атмосферном воздухе, так и в воздухе закрытых помещений (жилые дома и общественные здания) находятся различного рода микроорганизмы. Чем больше в воздухе пыли, тем больше в нем микроорганизмов. В воздухе микроорганизмы находятся на пылинках; свободных; взвешенных в воздухе бактерий сравнительно очень мало. Количество микроорганизмов в воздухе так же, как и количество пыли, изменчиво и зависит от ряда условий и состояния воздушной внешней среды. В летнее засушливое время года микроорганизмов значительно больше, чем зимой. В воздухе центральных улиц больших населенных мест микроорганизмов больше, чем на окраинах. Воздух в промышленных центрах и в больших населенных пунктах содержит значительно больше пыли, чем воздух в сельских местностях и на курортах. Над морем по мере удаления от берега количество пыли резко уменьшается. По мере подъема на высоту количество микроорганизмов также резко уменьшается; например, на высоте 4—5 км в 1 м3 воздуха насчитываются единичные микроорганизмы, тогда как у поверхности земли в этом же объеме находятся десятки тысяч микробов. Горный воздух, как и воздух над поверхностью моря, почти свободен от микроорганизмов (как и от пыли).
В атмосферном воздухе находятся почти исключительно безвредные для человека сапрофиты. Наличие в воздухе патогенных микробов возможно только как исключительное явление. Если случайно и попадают патогенные бактерии, то они сравнительно быстро погибают под влиянием солнечной радиации, высушивания и т. д. Кроме того, при очень большом рассеивании микроорганизмов в атмосферном воздухе и при быстрой смене воздушных масс передача инфекционных заболеваний через наружный воздух маловероятна. В воздухе же закрытых помещений (жилище, школа, лечебные учреждения и т. п.) могут находиться патогенные микробы — возбудители туберкулеза, гриппа, дифтерии, коклюша и др. Вместе с вдыхаемым воздухом, пылью и мельчайшими капельками мокроты, (брызги слюны) микробы могут попасть в дыхательные пути человека. Вполне возможна передача через воздух закрытых помещений «летучих инфекций» (скарлатина, корь, свинка и др.). В воздухе больничных палат были обнаружены гноеродные кокки, рожистый стрептококк, возбудители эпидемического менингита и др.
Многочисленными наблюдениями и экспериментальным путем установлено, что мельчайшие капельки, разбрызгиваемые человеком, могут распространяться на расстоянии 1,5—2 м от больного и удерживаться в воздухе во взвешенном состоянии до 5-—6 часов. Однако в большинстве случаев уже спустя 30—60 минут капельки, разбрызгиваемые больными в окружающую среду, опускаются на пол или прилипают к окружающим больного предметам. При нарушении санитарно-гигиенических правил уборки помещения бактерии могут вместе с пылью вновь подняться в воздух. Особенно велика опасность заражения через воздух указанным путем острыми детскими инфекциями и туберкулезом. Эти данные необходимо учитывать при организации профилактических мероприятий, при уходе за больными, при размещении кроватей в больничных палатах, парт в школах и т. д. В загрязненном воздухе у человека рефлекторно устанавливается поверхностное дыхание, при котором легкие плохо «вентилируются».
На содержание пыли в атмосферном воздухе оказывает значительное влияние влажность воздуха и количество атмосферных осадков. Дождевые капли захватывают пылинки, вследствие чего атмосферный воздух становится чище и прозрачнее.
Пыль атмосферного воздуха, поглощая лучи солнечного спектра, влияет на уменьшение интенсивности солнечного света и способствует образованию туманов. Где много пыли, там много туманов и сравнительно мало солнечных дней. Пыль способствует порче зеленых насаждений. Доказано, что хвойная растительность быстро гибнет в крупных промышленных центрах и населенных местах главным образом вследствие запыленности и загазованности воздуха (зола, сернистый газ и др.). Тонкий слой пыли и сажи, покрывая наружную поверхность стекол в окнах зданий, способствует ухудшению условий естественного освещения внутри жилых помещений[2].
Опорно – двигательная система школьников очень уязвима, так как находится в стадии роста и формирования. Исходя из этого, ученые предъявляют высокие требования к обуви детей школьного возраста.
9. Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный ре
жим внутриобувного пространства. Повышение температуры способствует расслаблению мышц
и, как следствие этого, снижению свода стопы и ее деформации в виде плоскостопия.
10. Использование стелек рекомендуется только при выраженных деформациях стопы по
показаниям ортопеда. Стельки должны быть строго индивидуальны и соответствовать релье-
фу подошвенной части стопы[1].
1.3. Опыт решения проблемы сменной обуви в учебных заведениях
В поисках информации о том, как решаются вопросы сменки в других школах, мы побывали на сайтах многих школ, расположенных в разных точках нашей родины. Оказывается, проблема существует не только у нас. Например, в школе №601 города Санкт – Петербурга отсутствие сменной обуви считается грубым нарушением дисциплины (приложение 1) и может закончиться даже постановкой на внутришкольный учет или же административным выговором с занесением копии приказа о выговоре в личное дело учащихся[4].В этом же учебном заведении родители, приходя в школу, должны переобуваться в сменную обувь или одевать бахилы. В школах Краснодарского края так же предлагается надеть на уличную обувь бахилы. Здесь же дается информация о том, что упаковка бахил (50 штук) стоит 99 рублей в краснодарских аптеках. На форумах некоторых школ встретился материал о том, что ходить в бахилах по влажному только что вымытому полу очень скользко. Кроме этого бахилы быстро рвутся, а в уличной обуви очень жарко. В некоторых школах России нарушителей правил привлекают к работам по уборке школы, записывают в дневники школьников замечания и даже звонят родителям с просьбой принести сменку ребенку в школу. Из зарубежных фильмов о наших сверстниках можно вспомнить, что у них в школах есть индивидуальные шкафчики для учащихся. В них ребята могут оставлять свои личные вещи. Что же касается сменной обуви, оказывается, в США вообще нет такого понятия. Вот какие строки встретились нам: «Такого понятия в Штатах просто не существует. Когда нашим детям в школе велели принести сменную обувь, мы некоторое время вообще не могли понять, о чем идет речь. В США ты можешь зайти в школу в уличной обуви в любое время и в любую погоду, даже если на улице грязь по колено пополам со снегом.»[5].
II. Практическая часть
Изучив материалы о природе пыли, ее влиянии на организм человека, составив представление о том, как решают проблемы чистоты помещения в других школах, мы можем проанализировать и сравнить различные точки зрения, ответить на интересующие вопросы, возникшие в начале выполнения проекта. Нам необходимо выяснить мнение ребят нашей школы. Для этого разработан опросник (приложение2) и проведено анкетирование учащихся всех возрастных категорий школы. Мы выбрали учеников 3, 7, 9 и 11 классов. В опросе участвовали 60 учащихся. Большая часть учащихся младшего возраста (94%) считают необходимой смену обуви. Свой ответ они объясняют сохранением чистого воздуха в классе, чтобы не было грязи, меньше было работы уборщицам. Многие ученики всех возрастных категорий отметили, что в уличной обуви жарко, потеют ноги, так как в классах тепло. Более половины старшеклассников (53%) считают не нужной смену обуви. Их аргументы: лишняя трата времени; неудобно, слишком много вещей носить в школу(учебники, спортивная и сменная обувь, спортивный костюм); опоздания при смене обуви. Тем не менее, все ребята знают, что грязная обувь источник пыли и различных микроорганизмов, которые они вдыхают сами в течение дня в школе, но очевидно, эти знания не так глубоки, или ребята относятся несерьезно к своему здоровью. Для того чтобы обратить внимание ребят на проблему сменной обуви, убедить их в ее необходимости, мы выпустили интересную стенгазету, разработали буклеты с разнообразной информацией о вреде пыли, гигиенических требованиях к сменной обуви школьников, провели ряд бесед в разных классах по данному материалу.
Сменную обувь имеют все ученики 3 класса. Чем старше группа опрошенных, тем меньше процент наличия у них сменной обуви, так у 51% учащихся 7 класса и у 60% 11 класса на момент опроса отсутствует сменная обувь.
В школе не все ученики переобуваются в сменную обувь. На родительских собраниях на вопросы анкеты так же ответили родители учащихся данных классов.
Большинство родителей учащихся считают, что сменная обувь в школе необходима, так как благодаря сменной обуви в школе будет чище, трудно и вредно для здоровья ходить в уличной обуви. Но, по мнению родителей, дети не переобуваются в сменную обувь, хотя имеют ее. Большая часть родителей старшеклассников (60%) ответила, что у их детей вообще нет сменной обуви. Мы так же выяснили, что школьники имеют довольно туманное представление о санитарно – гигиенических требованиях к сменной обуви детей. При проведении интервью с некоторыми учениками средних и старших классов мы пришли к интересным выводам о том, что многие ребята переобували бы сменную обувь, если бы не нужно было постоянно приносить ее из дома, была возможность оставлять в школе одежду и спортивную обувь для занятий в спортзале. У нас родилась мысль об оснащении школьной гардеробной стеллажами с индивидуальными ячейками для хранения обуви средних и старших классов. На эту мысль натолкнул изученный опыт российских школ и опыт зарубежных школ о хранении личных вещей в индивидуальных шкафчиках. Младшие школьники имеют возможность оставлять обувь в своей классной комнате. Мы рассчитали размеры таких стеллажей, необходимые материалы. В магазине строительных материалов «Славяне» узнали стоимость материалов, и стоимость изготовления таких стеллажей при изготовлении самостоятельно, силами местных мастеров или родителей. Если предположить, что в одном шкафчике длиной 2,5м и шириной 40 см, высотой 125см, поместится обувь 50 учащихся (размер одной ячейки 25х25 см.), необходимо 3 таких шкафчика для обуви. Измерив длину вдоль стен гардеробной школы (она составила метров ),пришли к выводу, что шкафы легко помещаются вдоль стен. Количество необходимых материалов для изготовления 1 шкафчика и ориентировочную стоимость можно видеть в таблице 1 (приложение 4). Далее мы произвели расчет стоимости шкафчиков для сменной обуви учащихся средних и старших классов школы в случае приобретения готовых шкафов. Используя поисковую систему Интернет, мы установили стоимость готовых изделий, предлагаемых для школьного гардероба. Так согласно прайс-листов общества с ограниченной ответственностью Квинта-Т, стоимость одного стеллажа для сменной обуви с размером ячеек 250х250 мм и количеством 8 ячеек составляет 6 632 рубля (приложение3). Исходя из этого, подсчитаем общую стоимость стеллажей для сменной обуви на 150 человек. Получается, что необходимо 18 шкафчиков для 144 человек.
Стоимость 18 стеллажей составит 6632 х 18 =119 376 рублей. Сравнивая стоимость готовых стеллажей с теми, что можно изготовить на заказ, можно увидеть, что готовые шкафчики обойдутся гораздо дороже. Кроме того, мы рассчитывали стоимость шкафчиков с дверками. Их можно замыкать на замок и не бояться за сохранность сменной обуви, в то время как предлагаемые магазином изделия не имеют дверей. Особо хочется обратить внимание на достаточно высокую общую стоимость кодовых замков для замыкания ячеек. При ориентировочной стоимости 150 рублей одного замка, 150 замков обойдется школе в 7 500 рублей. Данных расходов можно избежать, если обратиться с убедительной просьбой к спонсорской помощи родителей учеников.
III. Результаты
В ходе выполнения проекта нами проделана большая работа, но она не закончена и предстоит еще многое сделать для достижения поставленных целей. Мы сами узнали много нового о вредном воздействии пыли на организм человека, познакомили с найденными материалами по данному вопросу учеников нашей школы. Для этого выпустили информационную газету «Как влияет пыль на организм человека», разработали и распространили буклет, который знакомит ребят с гигиеническими требованиями к обуви школьника и в частности к сменной обуви; провели беседы с учениками младших классов. При проведении интервьюирования учащихся, пришли к интересному способу решения проблемы сменки путем изготовления индивидуальных шкафчиков для обуви. Мы узнали о стоимости готовых стеллажей для обуви, и подсчитали стоимость материалов для изготовления эксклюзивных шкафчиков, проконсультировались на предмет стоимости выполнения работы по их изготовлению. В результате выяснили, что покупка данной мебели обойдется школе дороже. Свой проект мы решили представить на заседании управляющего совета школы с целью дальнейшего практического воплощения наших идей. Мы так же решили обратиться за спонсорской помощью по покупке замков для шкафчиков к родителям нашей школы. Считаем необходимым представить свой проект на районном конкурсе проектов, возможно, наши идеи заинтересуют ребят и учителей других школ района. Мы разработали ряд рекомендаций по сохранению чистоты в нашей школе.
1.Необходимо обязательное проветривание классных помещений за 15 – 20 минут до занятий.
2.Обязательное проветривание классных помещений после каждого проведённого урока на больших переменах.
3.Ежедневная влажная уборка учебных кабинетов на больших переменах, включающая протирание мебели, подоконников.
4.Использование при уборке моющих средств без вредных для здоровья химических веществ.
Выполнение проекта пошло нам на пользу. Мы расширили свой кругозор, узнали много полезного, научились работать с информацией из различных источников, проводить мониторинг по интересующим вопросам и обрабатывать полученные статистические данные. Мы познакомились с правилами оформления проектной работы, составления плана работы. При выполнении проекта встретились некоторые трудности. Так нам было сложно строго придерживаться сроков выполнения работы на разных этапах, мы увлекались одной стороной вопроса и отвлекались от задач проекта. В результате трудно было справиться с объемом той информации, которая была найдена. Можно с уверенностью сказать, что выполнение таких проектов дисциплинирует и учит работать целеустремленно.
IV. Выводы
По окончанию работы над проектом мы можем сказать о том, что просветительская работа среди учащихся школы имела положительные результаты. Ребята больше узнали о влиянии пыли на организм человека, о необходимости правильного подбора обуви для школьников, что подтвердили опросы и данные анкетирования проведенные после проделанной работы. Нами представлен убедительный способ решения проблемы сменной обуви в школе. Однако мы предполагаем возможные материальные трудности, которые возможно решить путем поиска спонсоров. Каждому ученику в школе необходим опыт работы над проектом.
Список использованной литературы и ресурсы Интернета
1. Методические рекомендации "Организация медицинской профилактики в общеобразовательных учреждениях" НИИ гигиены и охраны здоровья ГУ Научный центр здоровья детей РАМН от 2006 г.
2. http://www.vamstroim.ru/index.php/gigienavozduha/vozdpil.html
3. http://kvinta-t.ru/price.html Стеллажи для сменной обуви
4. http://www.school601.ru/uchenikam/rules.html
5. http://morakimou.livejournal.com/49681.html Правила жизни в России
Приложение 1
Скриншот с сайта школы №601 г Санкт –Петербург (http://www.school601.ru/uchenikam/rules.html)
Приложение 2
Анкета
1.Как вы думаете, для чего нужна сменная обувь?
А) Чтобы в классе было чисто
Б) Для гигиены ног
2.Какая должна быть сменная обувь?
А) Удобная
Б) Спортивная
В) Модная
Г) Удобная и модная
Д) Не имеет значения
3. Хотели бы, вы ходить в школу без сменной обуви?
А) Да
Б) Нет
4. Что такое сменная обувь?
А) Обувь, которую мы носим в школе
Б) Обувь, которую мы носим для чистоты помещения
5. Носите ли вы сменную обувь?
А) Да
Б) Нет
5.Бывали такие случаи, когда вы приходили в школу без сменной обуви?
А) Да
Б) Нет
В) Несколько раз
Г) 1 раз
6. Замечали ли вы, когда ваши товарищи приходили в школу без сменной обуви?
А) Да
Б) Нет
7.Вам нравится ходить в школу в сменной обуви?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
8. Делали ли вы, когда - нибудь замечания тем людям, которые приходили в школу без сменной обуви?
А) Да
Б) Нет
9. Ругает ли вас учительница, когда вы приходите в школу без сменной обуви?
А) Да
Б) Нет
10. Вам нравится ваша сменная обувь?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
Приложение 3
Фрагмент прайс- листа Магазина Квинта-т ( http://kvinta-t.ru/price.html)
Приложение 4
Может ли обувь быть источником болезни?
Этот древний-древний-древний мир!
Позвольте, я вам помогу
Три орешка для Золушки
Нора Аргунова. Щенята
Что общего у травы и собаки?