Работа посвящена лубочным картинкам, созданным во время и после войны 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo1.pptx | 2.19 МБ |
konkurs_nedarom_pomnit_vsya_rossiya_avtosohranennyy.docx | 28.39 КБ |
Слайд 1
Сергеева Анастасия, 7 класс, руководитель Келеш С.А. Муниципальное образование Тосненский район Ленинградская область МКОУ « Машинская СОШ» E-mail : swetlana.kelesh@yandex.ru Народное творчество и война 1812 годаСлайд 2
Войну 1812 года по праву называют Отечественной и народной. Она оставила в истории России неизгладимый след. Эта война показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе.
Слайд 3
Эта война стала суровым испытанием для русского народа, всенародным бедствием. Все российские сословия, вне зависимости от государственного ранга и имущественного положения, встали на защиту своего Отечества.
Слайд 4
Основным источником информации о войне для большинства россиян 1812 года были слухи. Более или менее достоверную информацию предоставляли печатные материалы. При штабе Кутузова уже в первые месяцы войны была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии.
Слайд 5
Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана. Мужество русского народа, в том числе простых крестьян, бегство некогда непобедимой наполеоновской армии, примеры самоотверженности – вот темы знаменитых «летучих листов». (И.А.Иванов)
Слайд 6
Первый сатирический листок, работы неизвестного автора , « Руской ратник Иван Гвоздила и руской милицейской мужик Долбила», был напечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ростопчина . Надпись имела несомненное сходство с его посланиями, известными как « ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старался поднять волну патриотизма в народе: «У бусурмана ношки тоненки душа коротенка …»
Слайд 7
Каждая война в России имела свой изобразительный «лейтмотив», который объяснял простому народу с кем и для чего воюет Россия. Во время Отечественной войны 1812 года доминировали карикатурные изображения Наполеона и его армии, тем самым проводилась идея справедливой войны против врага, который по моральным качествам и силе ниже русских. Угощение Наполеона в России ( Теребенёв ) (Венецианов)
Слайд 8
С войны 1812 года изображения сознательно используются государством как средство информирования населения о законах, о событиях в стране, а также как средство пропаганды своих идей. Ростопчинские объявления
Слайд 9
Москва находилась в эпицентре военных действий и была не в состоянии на тот момент дать иные художественные решения. Что не смогла древняя столица, блестяще выполнил Петербург. Именно здесь возник своего рода триумвират единомышленников, связанных личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года. Речь идет об А.Г.Венецианове, И.И.Теребенёве и И.А.Иванове. Именно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. Триумфальное прибытие в Париж Наполеона (Венецианов)
Слайд 10
Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. ( И.Теребенёв )
Слайд 11
Стоили сатирические листки весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж ( И.Теребенёв )
Слайд 12
Теребенёвские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения. ( И.Теребенёв )
Слайд 13
Большинство из этих карикатур вышли уже тогда, когда в России не было ни одного вооруженного француза. Эти карикатуры уже не имели значения художественной сатиры, так как они осмеивали Наполеона не в дни его могущества и славы, а тогда, когда он растерял свою армию и был заключен под стражу. ( И.Теребенёв )
Слайд 14
Очевидно, что художники видели в своих карикатурах средство для постоянного возбуждения русского общества против коварного врага, который не раз менял свое отношение к России. Они хотели наглядно показать примеры русской храбрости и возбудить у зрителей желание действовать таким же образом в случае надобности. Наполеонова пляска ( И.Теребенёв ) Пастух и волк ( И.Теребенёв )
Слайд 15
Война 1812 года, начатая Наполеоном против России, всколыхнула народ. Простые русские люди не щадили жизни своей ради защиты Отечества. В песнях о событиях войны выразились чувства народа, думы солдат русской армии. Победителем Наполеона народ считал фельдмаршала М.И.Кутузова. Его, а не царя Александра I признали вдохновителем побед русской армии. Французские гвардейцы под командой бабушки Спиридоновны ( Теребенёв )
Слайд 16
То, что в лубке представлялось фарсом, народная песня отображала как высокую трагедию. В песенном творчестве народа никогда не затушевывалась тяжесть испытаний, выпавших на долю России. И в то же время в большинстве песен звучит бодрая уверенность в неминуемой победе народа над грозным злодеем. Зимние Наполеоновы квартиры (А.Г.Венецианов)
Слайд 17
Тут спроговорил-спромолвил да князь Кутузов: «Ай вы вставайте ж, мои деточки, утром пораняе , Вы умывайтесь, мои деточки, побеляе , Вы идите, мои деточки, в чистое поле, Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте, Вы своего свинцю-пороху не жалейте, Вы своего же французика побеждайте!» Не осточная звезда в поли воссияла- У Кутузова в руках сабля воссияла.
Слайд 18
Ахти горе великое, Печаль-тоска несносная! Поднималась туча грозная Что на матушку Москву. Наступила сила французская. Она жжет ее и палит, Весь народ пленит.
Слайд 19
Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея народа как активной исторической силы, идея национальной свободы, национальное самосознание в широком смысле слова-все эти последствия Отечественной войны оказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русского общества.
Слайд 20
«Двенадцатый год-это народная эпопея, память о которой перейдет в века и не умрет, покуда будет жить русский народ». М.Е.Салтыков-Щедрин
«Недаром помнит вся Россия»
Положение о Всероссийском конкурсе
«Новая Россия начинается с 1812 года».
А. И. Герцен
В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1628-р, юбилей победы в Отечественной войне 1812 года будет отмечаться на высоком государственном уровне.
Настоящее Положение регламентирует порядок организации и условия проведения конкурса , посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года в 2012 году.
По итогам конкурса экспертная группа определит победителей в следующих номинациях:
Методическая разработка урока (внеклассного занятия)
Статья
Классный час (внеклассное мероприятие)
Презентация, учебный видеофильм, буклет
Рисунок, коллаж, кроссворд
Творческая работа учащихся 1-4 классов
Творческая работа учащихся 5-8 классов
Творческая работа учащихся 9-11 классов и учреждений начального и среднего профессионального образования
1. Общие положения
1.1. Конкурс педагогических работников и учащихся образовательных учреждений (далее – Конкурс) проводится совместно образовательным Порталом Социальная сеть работников образования nsportal (http://nsportal.ru/) и группой «ИКТ в предметной области «История и обществознание» (http://nsportal.ru/ikt-v-predmetnoi-oblasti-istoriya-i-obshchestvoznanie).
1.2. В конкурсе могут принять участие педагогические работники и учащиеся всех типов и видов образовательных учреждений России и других государств.
1.3. Участие в конкурсе индивидуальное.
1.4. К конкурсу допускаются работы, неопубликованные на других сайтах.
1.4. Участники конкурса могут представить:
1.5. Технические требования к представленным на конкурс материалам:
Максимальный размер файла 3 МБ (для документов Word - 1 Мб), доступные расширения файла: jpg jpeg gif png txt doc docx xls pdf ppt pps odt ods odp rar zip gz arj pptx pptm ppsx kar mid midi notebook iwb php3 php.
Для учебных видеофильмов: максимальный размер файла: 100 Мб, длительность не более 15 мин., доступные расширения: mov avi mp4 mpa mpe mpg mpeg qt wmv
2. Цели и задачи Конкурса
Целью Конкурса является привлечение педагогов и учащихся к изучению исторического и культурного наследия России
Задачами Конкурса являются:
2.1.активизация творческой активности педагогов и учащихся, познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны
2.2.формирование навыков учащихся в области исследовательской деятельности
2.3.создание электронного банка данных методических разработок и творческих работ учащихся
2.4.активизация общения и обмена опытом и знаниями среди учителей, распространение передового педагогического опыта
2.5.стимулирование заинтересованности педагогов в повышении своего профессионализма
3. Организация и проведение Конкурса
3.1. Для оценивания работ Конкурса создается конкурсная комиссия.
3.2. Победители и лауреаты Конкурса награждаются дипломами в каждой номинации.
3.3. Участники, не победившие в конкурсе, могут получить диплом участника конкурса.
3.4. Победителям конкурса будет предоставлена возможность опубликовать свой опыт работы в сборнике «Материалы Всероссийского конкурса «Недаром помнит вся Россия», посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года». Лучшая работа в номинации «Рисунок» или «Коллаж» украсит обложку сборника.
4. Порядок и сроки проведения Конкурса
4.1. Устанавливаются следующие этапы проведения конкурса:
4.1.1. Первый этап – 1 марта – 15 мая 2012 года:
- участники Конкурса регистрируются на сайте http://nsportal.ru/node/161973 .
- список участников Конкурса публикуется на сайте http://nsportal.ru/node/161973
4.1.2. Второй этап – 16 – 20 мая 2012 года:
- конкурсная комиссия организует и проводит экспертизу представленных на Конкурс материалов;
- списки победителей Конкурса размещаются на сайте http://nsportal.ru/node/161973 - 20 мая 2012 года.
4.2. Заказ диплома лауреата конкурса – 20 мая 2012 года.
5. Общие требования к материалам, представленным на Конкурс.
Материалы на Конкурс принимаются в электронном виде и размещаются на сайте.
Методическая разработка урока (внеклассного занятия):
Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 12, поля – слева 2, справа – 2; снизу, сверху – 1. Выравнивание по ширине.
На титульном листе конкурсной работы указывается название конкурса, наименование работы, фамилия, имя, отчество, учреждение, которое представляет автор.
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1)
Статья
Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 12, поля – слева 2, справа – 2; снизу, сверху – 1. Выравнивание по ширине.
На титульном листе конкурсной работы указывается название конкурса, наименование работы, фамилия, имя, отчество, учреждение, которое представляет автор .
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1)
Классный час (внеклассное мероприятие)
Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 12, поля – слева 2, справа – 2; снизу, сверху – 1. Выравнивание по ширине.
На титульном листе конкурсной работы указывается название конкурса, наименование работы, фамилия, имя, отчество, учреждение, которое представляет автор .
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1)
Презентация, учебный видеофильм, буклет
Презентация
Требования к оформлению: PowerPoint, шрифт для заголовков не менее 24, для основного текста – не менее 20.
На титульном слайде конкурсной работы указывается название конкурса, наименование работы, фамилия, имя, отчество, учреждение, которое представляет автор. На последнем слайде - использованные источники.
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1)
Видеофильм
Требования к оформлению: максимальный размер файла: 100 Мб, длительность не более 15 мин., доступные расширения: mov avi mp4 mpa mpe mpg mpeg qt wmv
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1)
Буклет
Требования к оформлению: Publisher, шрифт для заголовков не менее 24, для основного текста – не менее 20, указывается название конкурса, наименование работы, фамилия, имя, отчество, учреждение, которое представляет автор, использованные источники.
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1)
Рисунок, коллаж, кроссворд
Рисунок
Требования к работам:
Рисунки выполняются в графических редакторах Paint, Adobe PhotoShop.
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1).
Коллаж
Созданные с помощью программы Adobe Photoshop, хорошо просматриваемая палитра слоев
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1).
Кроссворд
Требования к оформлению: 3-5 слайдов, рисунки выполняются в графических редакторах Paint, Adobe Photoshop. Презентации в форме кроссворда выполняются в редакторе офисного пакета Microsoft Office в формате ppt. Работа должна обязательно включать:
чистую сетку с кроссвордом;
задания по вертикали и по горизонтали;
сетку кроссворда с заполненными ответами.
В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение 1)
Исследовательская работа учащегося
Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 12, поля – слева 2, справа – 2; снизу, сверху – 1. Выравнивание по ширине.
На титульном листе конкурсной работы указывается название конкурса, наименование работы, фамилия, имя, отчество, учреждение, которое представляет автор
.В архиве с материалом обязательно размещается Пояснительная записка (приложение1)
6. Критерии оценивания
Приложение 1
Пояснительная записка (для педагога)
Автор материала (ФИО) | |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | |
Образовательное учреждение | |
Название материала | |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | |
Цели, Задачи материала | |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники |
Пояснительная записка (для учащихся)
Автор материала (ФИ) | Сергеева Анастасия |
Класс | 7 |
Учитель (ФИО) | Келеш Светлана Анатольевна |
Образовательное учреждение | МКОУ «Машинская СОШ» Муиципальное образование Тосненский район Ленинградской области |
Название материала | Народное творчество и война 1812 года |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | Презентация |
Цели, Задачи материала | Открыть новые страницы в истории народного творчества в войне 1812 года |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | 1)Энциклопедия кругосвет/Лубок русский изобразительный |
Одеяльце
Иван Васильевич меняет профессию
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Под парусами
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши