Данный материал является исследовательской работой. Исследование проводилось с целью выявления игры на сплочение коллектива и умение детей работать в команде.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.doc | 170 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркута
Автор: Рябыкина Кира,
воспитанница театра-студии
«Веселый ветер»
Руководитель: Жилионис О.Н.,
педагог дополнительного
образования
Введение.
Ученический коллектив - группа детей, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью.
Приходя заниматься в любой кружок многие дети, особенно маленькие, замкнутые, не могут проявить себя, стесняются сделать первый шаг друг другу. Многие очень смелые и сразу активны в новом коллективе детей. Вся работа педагога может строиться интересней, быстрее если он включает в работу коллективные игры.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. В младшем возрасте ребёнок очень любит играть.
Объект исследования: отбор игра направленных на сплочение коллектива.
Предмет исследования: ученический коллектив хореографической студии «Феерия», игры.
Цель исследования: выявить игры на сплочение коллектива и умение работать в команде.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
- сравнение, обобщение, наблюдение, консультация, анализ литературы.
Экспериментальная база исследования: хореографическая студия «Феерия»
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - (02.04.11г. - 14.04.11г.) - выбор и осмысление темы. Изучение литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.
Второй этап - (15.09.11г. - 30.10.11г.) – наблюдение за детьми, подбор игр и их проведение.
Третий этап - (1.12.11г. - 12.12.11г.) - обработка результатов.
I. Теоретическая основа.
Вероятно, в любом ученическом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен, потому что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. И эта проблема, несомненно, по сей день еще является актуальной, так как от степени сплоченности коллектива зависит степень усвоения учебного материала учащимися, эффективность работы преподавателя и формирование личности учащихся, особенно это важно в четвертом классе, что обуславливается возрастными особенностями развития детей на данном этапе.
Коллективная сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Можно выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
Сплоченность определяет успех игры, уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии.
Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём складываются гладко. Наряду со «значимыми» группами часто в детском коллективе встречаются так называемые «отверженные». Эта игра будет более продуктивной, если ведущий незаметно для ребят сделает так, чтобы в качестве водящего выступал чаще «отверженный», а ловили их лидеры или те, кто их отвергает.
Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он – активное существо и ему присуща любознательность.
Игра — это огромное окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений и понятий об окружающем мире.
Каково же значение игры? Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самого себя. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, она подготавливает детей к жизни, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и доставляет ребенку наслаждение.
Что игра дает детям? Игра дает свободу: это не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает порядок. Система правил в игре обязательна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок – очень ценно сейчас в нашем беспокойном мире.
В игре ребенок, особенно маленький, находит новых друзей, учится с ними сотрудничать, а главное он учится действовать в группе таких же детей, т.е. к команде.
У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребёнку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм.
В игре коллектив становится не только игровой, но и деловой, учебный, потому что дети знакомятся с таким понятием как коллективный интерес и коллективная дисциплина.
Игра создает гармонию. Она – прекрасна, в ней – стремление к идеалу, совершенству.
Игра дает увлеченность. В ней нет никакой выгоды. Она увлекает и взрослых и детей, развивает их способности.
Игра помогает дружить. В игре необходимо слушать и слышать партнеров, уважать друг друга, действовать совместно, и это содружество сохраняется после окончания игры, укрепляет дружбу и взаимопонимание.
Игра развивает ум и остроумие. В ней постоянно возникают смешные ситуации, рождаются хохмы и анекдоты.
Игра - это турнир. Ни одна игра не бывает без состязания: каждый стремится к победе, для этого необходимы проявления силы воли, настойчивости и необходимости быстрее других принять решение, дать правильный ответ…
Существует много видов игровой деятельности:
а) спортивные - развивают физическую и интеллектуальную силу ребенка;
б) ролевые - воспроизводят действия других людей, животных и т.п.;
в) художественные - передающие образ, явление природы, настроение;
е) деловые: помогают представить себя в какой-либо профессии.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию занятия. Занятие с элементами игровых ситуаций увлекает детей. Особенно это хорошо делать тогда когда дети только познакомились и встретились на первых занятиях. Для этого существуют игры – знакомства. В таких играх дети знакомятся, узнают друг о друге новое.
II. Практическая часть.
Первый этап - (02.04.11г. - 14.04.11г.) - выбор и осмысление темы. Изучение литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.
Были изучены вопросы: понятие сплочения детского коллектива; почему через игру легче и быстрее сплотить детский коллектив и развивать умение работать в команде.
Второй этап - (15.09.11г. - 30.10.11г.) - на данном этапе было проведено наблюдение за коллективом детей с цель установления отношений между ними, беседа с педагогом. Подбор игр и их проведение. На данном этапе игры проводились в двух группах одинаково возраста. В первой группе игры проводились три раза в неделю, во второй всего один. Возраст детей 6-8 лет.
Третий этап – (1.11.11г. – 12.11.11г.) – обработка материала.
Игровые упражнения.
Участники становятся в круг лицом к друг другу. Каждый участник должен поприветствовать остальных, делая шаг вперед в круг и встает на место. Все остальные участники повторяю тоже самое приветствие. И так далее пока все участники не поприветствуют друг друга и не повторят за каждым.
Все участники становятся в круг лицом в центр. По одному они должны поприветствовать других участников, так как им нравится: пожать руку, обнять, сказать словами «Привет», «Здравствуй»; похлопать по плечу и т.д. По результатам игры можно определить кто как к кому относится.
Участники становятся в круг лицом к друг другу взявшись за руки. Один из игроков жмет руку соседу, тот должен передать рукопожатие дальше по цепочке, и так до тех пор, пока рукопожатие не вернется первому игроку. Главное, чтобы рукопожатие было невидимым.
Участники становятся в круг. Необходимо передать апельсин подбородком, так чтобы он не упал. Кто роняет апельсин – выбывает.
5. «А Я ЕДУ, АЯ ТОЖЕ, А Я ЗАЯЦ…»
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий.
Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами "а я еду".
Следующий игрок - со словами "а я тоже".
Третий участник говорит "а я заяц" и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу.
Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
6. «ЗДРАВСТВУЙ ЛОКОТЬ»
Участники игры должны здороваться и при этом называть своё имя, соприкоснувшись локтями.
Необходимо отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
Попросите участников встать в круг. Предложите всем рассчитаться на «один, два, три, четыре» и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
Каждый «номер четвертый» держит сложенные крест - накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
Теперь нужно объяснить участникам игры, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большем числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Эта забавная и весёлая игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между её участниками.
7. «ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ»
Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами.
Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.
Участники делятся на две команды. Каждой команде дается теннисный мячик. По сигналу водящего каждая команда должна удержать мяч, при этом каждый игрок команды может использовать только один палец. Кто дольше удержит мячик тот и победил.
Все участники – это одна команда, которая терпит бедствие в океане. Корабль тонет. Участники оказываются на двух плотах (два коврика) на разном расстоянии друг от друга. Их задача подплыть к друг другу и соединиться в один большой плот.
3. «КАК И У МЕНЯ…»
Инструкция: "Возьмите лист бумаги и подпишите сначала на нем заголовок: "Человек, у которого такие же, как и у меня…", а затем в столбик следующее:
1. Рост
2. Цвет глаз
3. Цвет волос
4. Знак зодиака
5. Любимое блюдо
6. Любимый напиток
7. Любимое животное
8. Черта характера - черта гордости
9. Черта характера - предмет стеснения
10. Способ реагирования на опасность
11. Способ знакомства с противоположным полом
Теперь ваша задача в течение пяти минут, гуляя по всему пространству, найти людей, у которых есть то, что мы только что перечислили, и попросить их поставить Вам напротив одинаковой с ними позиции свою роспись. Росписи необходимо получить по всем позициям. По одной и той же позиции можно получить несколько росписей".
4. «УЗЕЛКИ»
Цель: повысить тонус группы и сплотить участников. Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
5. «ИЗ СПИЧКИ - ИМЕНА»
Инструкция: "Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течении 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя". Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы. Если они не успевают за 10 минут, задается вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т.д.
6. "АТОМЫ - МАЛЕКУЛЫ"
Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
7. "ГУСЕНИЦА"
Группа становится в линию. Каждый из группы протягивает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширине плеч и протягивают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку игрока, стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.
8. "КРАСНЫЕ КЕГЛИ НЕ БРАТЬ"
Разноцветные кегли ставят на площадке. Двум участникам завязывают глаза, раскручивают и отправляют за кегли. Задача игроков – набрать как можно больше кеглей. Красные кегли – штрафное очко. Остальные ребята могут подсказывать, не называя имени игрока.
9. "НАЙДИ ПАРУ"
Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару (царю найти Гороха, Ивану – царевичу – лягушку). Нельзя спрашивать прямо: «Что написано у меня на спине?».
10. "ПАРАВОЗИК"
Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки – только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача – достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.
11. “ПОДЪЕМНЫЙ КРАН”
Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем.
Роли могут быть следующими:
тренер победившей команды;
полковник, выигравший битву;
балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;
пловец, поднявшийся на гребень волны;
облако, летящее по небу в жаркий день;
бревно на субботнике;
прыгун, зависший над планкой;
цветок лотоса на поверхности озера и т. д.
12. "ЗАЯЧЬИ УШКИ – ИГРА НА СКРИПКЕ"
Все игроки сидят в кругу. Один игрок стоит в кругу, выбирает любого другого игрока, подходит к нему и кладет руки на голову, двигает ими в разные стороны и имитирует движения ушек зайца. Второй игрок, к которому он подошел, реагирует на это и сразу же начинает имитировать движения игры на скрипке. Это является сигналом для перового игрока, и он начинает менять имитацию движения ушек на имитацию игры на скрипке и т.д. Эту имитацию движений нужно проводить по - возможности в разные отрезки времени. Как только какой - либо игрок сбивается и имитирует точно такое же движение, как и его партнер, от он должен перейти к другому игроку. Если этот игрок сидел, то он занимает место в кругу, а тот, который стоял, занимает его место.
13. «ТЕАТР ТЕНЕЙ»
Сперва заготавливаются карточки, числом равные количеству играющих. На карточках пишутся роли. Допустим, действие вашего "спектакля" происходит в "замке", тогда список ролей может быть следующим: Король, Королева, Принцесса, Рыцарь, Слуга, Странник, Придворный. Карточки перемешиваются и раздаются так, чтобы никто не видел, какую роль получили остальные играющие. А затем начинается общение, в процессе которого каждый играет доставшуюся ему роль и одновременно пытается узнать, кого же играют другие. Можно высказывать свои догадки вслух, тогда, если угадал, то из игры выбывает "разоблаченный", если ошибся - выходишь сам, открывая свою карточку. Игра продолжается до тех пор, пока окончательно не выяснится, кто есть кто. А затем можно поиграть в "таверну". Там собрались Купец, Вор, Матрос, Волшебник, Разбойник, Сыщик...
14. “СКАЛА”
Вся команда выстраивается на бревне или скамейке. Ведущий говорит: “Представьте, что вы находитесь на краю пропасти, на скале. Ваша задача состоит в том, чтобы переправить всю команду на противоположный конец, начиная с первого человека. Переходя по очереди, вы должны организовывать ту же линию и в том же порядке. Во время выполнения задания нельзя становится на пол, опираться на рядом стоящие предметы, разговаривать. Если это происходит, то группа возвращается на исходную позицию и начинает задание снова”.
15. «СПИНА К СПИНЕ».
Разделите всех подростков по парам и попросите их сесть на пол спинами друг к другу и сцепить руки. Попросите всех встать. Немного времени и сотрудничества - и это не будет слишком сложно. Затем соедините пары и сформируйте четверки. Попросите четверки подростков сесть на пол и сцепить руки. Когда они опять попытаются встать, это будет уже труднее. Соединяйте группы до того момента, когда встать будет ухе невозможно.
16. «СОРОКОНОЖКА БЕЖИТ».
Эта игра может быть использована как в помещении, так и на улице. Вам необходимы только скамеечки. Посадите на каждую скамейку столько подростков, сколько уместится, причем они должны сидеть в позе всадника. После сигнала все игроки должны встать, обхватить руками скамейку, поддерживая ее между ногами. Затем они начинают бежать, подобно сороконожке. Финишная линия должна располагаться на расстоянии около сорока - пятидесяти метров от старта. Очень смешно наблюдать за этим.
17. "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ"
Материалы: плакат с нарисованным полем 6 на 6 клеток, маркеры, 2 листа бумаги с аналогичными полями, ручки. Исходное положение: группа разбивается на две части, на стене висит плакат с игровым полем, группы договариваются о том, кто из них крестик, а кто нолик (возможен розыгрыш знаков)
Задание: задача каждой группы – набрать 3 балла. Один балл присваивается группе в том случае, если по вертикали или по горизонтали она поставят 5 своих знаков, не обязательно подряд.
Условия:
В течение 3 минут группы продумывают тактику игры.
По одному представителю каждой команды выходят к плакату с полем и начинают игру.
В это время группа не может подсказывать своим представителем.
Группы ходят по очереди.
Максимальное число баллов, которое могут набрать группы – по 3 балла, но только в том случае, если они не будут мешать друг другу, а будут ставить свои знаки каждая на своей стороне поля.
18. «ТРИ ГОРЯЧИХ СТУЛА»
Перед группой устанавливаются три стула: справа – стул похвалы, слева – стул порицаний, в середине – стул вопросов. Всем игрокам по очереди предлагается посидеть на стульях (не больше десяти минут). Того, кто сядет на правый стул, все обязаны хвалить, то есть говорить о том. Что в нем действительно нравится – в его внешности, в манере поведения, поступках. Тому, кто сядет на средний стул, все будут задавать всевозможные вопросы (корректные!) – о его характере, интересах, предпочтениях. Участника, который пожелает сесть на левый стул (это добровольно), все критикуют, находят и называют его недостатки. Естественно, это надо делать осторожно, думая о том, как критика может помочь стать лучше.
19. «СОЛНЫШКО»
Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии
20. «КВАДРАТ»
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
— Квадрат пошел влево — квадрат идет влево.
— Квадрат садится — квадрат с криками и воплями пытается сесть.
— Квадрат прыгает — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
21. «СКВОЗЬ КОЛЬЦО»
Участники встают в круг, взявшись правой рукой за талию впереди стоящего. Левая рука свободна. Круг замкнут. Необходимо пропустить обруч сквозь всех участников используя только свободную левую руку. Задание усложняется. Обе руки ставятся на талию впереди стоящего участника. И опять передают обруч, но уже без рук. Можно предавать сначала вперед, потом назад.
22. «МНОГОНОЖКА»
Участники делятся на две команды. Выстраиваются в колонну по одному. Каждый берет за лодыжку впереди стоящего участника. По сигналу все начинают идти вперед к финишу как сороконожка. Кто быстрее доберется до финиша.
23. «ОПАСНОСТЬ»
Все участники двигаются в свободном порядке по залу. Как только звучит слово «Опасность» (Например: тигр) все участники сбегаются в центр зала и прижимаются к друг другу. И в это время им надо придумать слова, движения, где они будут стоять, чтобы избавиться от опасности.
Слова опасности: наводнение, пожар, землетрясение и т.д.
24. «ЛЮДИ К ЛЮДЯМ»
Участники игры делятся на пары. Один человек водящий. Водящий называет части тела, которыми должны дотронутся участники, например: лоб ко лбу; спина к спине; локоть к голове; нога к ноге; живот к животу и т.д. как только звучит фраза «люди к людям» все участники должны поменяться в парах. Водящих в это время тоже ищет себе пару. Кто остался без партнера, тот водит. Главное условие, чтобы пары не повторялись. Кто не сможет уже найти пару выбывает.
25. «ЗАЯЦЫ И ОХОТНИК»
Все участники – зайцы, один – охотник. Когда охотник спит, зайцы гуляю, прыгаю и бегают. Как только охотник просыпается, все зайцы бегут в свои норки (круги, начерченные на полу, их на один больше чем зайцев) и передвигаются по кружкам, так чтобы не задерживаться на нем более 5 секунд. Кто задерживается или не нашел норки становится добычей охотника, и так до тех пор пока все зайцы не будут пойманы. Затем все начинается заново.
Участники стоят в парах, берутся за руки и встают друг за другом. Один участник водящий. Водящий проход под руками пар и выбирает одного их участников, берет его за руку и встает новой парой в конце колонны. Тот, кто остался без пары идет вперед и делает тоже самое.
Известная игра. Участники становятся в свободном варианте. Один водящий. Все дружно произносят слова «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Все участники замирают в позе какой-нибудь морской фигуре. Водящий должен отгадать фигуру.
Вывод по практической части:
1группа:
Во второй группе все эти качества у детей немного снижены, поскольку они не узнали друг друга достаточно хорошо, некоторые проявляли слабую активность в командных играх.
Выводы:
Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством развития. Для каждого возраста детей свои игры.
Используя игры для детей в работе дает возможность педагогу быстрее узнать новых воспитанников творческого объединения, а детям быстрее подружиться и работать как один сплоченный коллектив. Игра дает ребенку уверенность в себе, помогает найти новых друзей, помогает работать в команде.
Через игру сознание ребенка готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности. В игре развиваются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это понадобится ребенку в жизни.
Список литературы:
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Одна беседа. Лев Кассиль
Никто меня не любит
По морям вокруг Земли