Школьные ранцы, напичканные учебниками первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника. Работа о влиянии веса школьного портфеля на здоровье школьников
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._skolko_vesit_zdorove_shkolnika..doc | 126.5 КБ |
kalashnikov_i..ppt | 1.06 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волчихинская средняя школа №1»
Исследовательская работа
Тема: « Сколько весит здоровье школьника»
Выполнил: Калашников Иван
ученик 7А класса
Руководитель:
Губа Оксана Николаевна
Волчиха 2012 г.
Содержание
I. Введение ……………………………………………………………………..
Цели и задачи работы…….……………………………………………………………..
Актуальность……………………………………………………………………….
Объекты исследования ………………………………………………………...
Субъект (предмет) исследования ……………………………………………..
II. Основная часть ...............................................................................................
Значение осанки в жизни человека.
Влияние школьного портфеля на осанку школьника.
Гигиенические требования к ранцам ученическим и учебным изданиям.
Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 7-х классов.
Рекомендации.
III. Заключение
IV. Источники
V. Приложения
Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы “ Человек ”, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
.Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования.
Анализ; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.
В. Берестов
Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни.
Школьные ранцы, напичканные учебниками первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.
Актуальность.
Американский педагог Банкрофт в своей книге «Осанка школьника» (1867)писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты...».
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей.
Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Уменьшение двигательной активности, ухудшения питания, дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что в ряде школ растёт число детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
Возраст от 8 до 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.
А школьные ранцы не стали легче.
Значит, эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день.
Таким образом, моя работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.
Значение осанки в жизни человека
Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.
Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.
Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы.
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей.
Специалисты из Института возрастной физиологии РАО утверждают, что ношение школьниками тяжестей может вызвать не только нарушения осанки, но даже вызвать остановку роста.
Именно поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры к тому, что бы сохранить здоровье позвоночника, а помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.
Считается, что ученик не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.
На все есть свои нормы.
Гигиенические требования к ранцам ученическим и учебным изданиям
Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.
Вес ранца без учебников для учащихся 7 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены посередине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.
Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила . Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.
В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:
300 гр. – для 1-4 классов
400 гр. – для 5-6 классов
500 гр. – для 7-9 классов
600 гр. – для 10-11 классов
Вес изданий для 7-х классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.
Размеры портфелей для обучающихся должны отвечать следующим требованиям:
- длина (высота) - 300-360 мм*
- высота передней стенки - 220-260 мм*
- ширина - 60-100 мм*
- длина плечевого ремня, не менее - 600-700 мм*
- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее - 35-40 мм*
*допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм. •
Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами».
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Наш эксперимент
Изучение соответствия санитарно-гигиеническим нормам портфелей учащихся 7-х классов.
Мною было проведено исследование в 7-А классе, насколько вес портфелей учеников соответствует гигиеническим нормам.
В эксперименте участвовало 10 человек.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 0,5 кг);
– самый легкий портфель;
– самый тяжелый ранец;
– самый тяжелый ранец с принадлежностями;
– самый легкий ранец с принадлежностями;
– самый тяжелый учебник;
– самый “тяжелый” учебный день
– самый “ легкий” учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в школе есть, но в нашем классе нет случаев нарушения осанки.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Результаты исследований
Ф. И. ученика | Вес тела | Диагноз | Правильн. Вес ранца, кг | Реальн. Вес ранца, кг | |||||
пн | вт | ср | чт | пт | суб | ||||
Долматов Анатолий | здоров | 3,5 | 3,8 | 5 | 3,6 | 4 | 3,8 | 3,5 | |
Калашников Иван | здоров | 3,5 | 3,3 | 4,3 | 3,5 | 3,8 | 3,6 | 3.3 | |
Агеева Елена | здорова | 3,5 | 3 | 3,5 | 3 | 4 | 3,7 | 3.2 | |
Кузьменко Егор | здоров | 3,5 | 3,4 | 4,3 | 3,6 | 3,8 | 3,6 | 3.2 | |
Проскурин Кирилл | здоров | 3,5 | 3,5 | 4,5 | 3,7 | 4.2 | 3,9 | 3,8 | |
Рахтын Максим | здоров | 3,5 | 2,7 | 4,4 | 3,3 | 3,6 | 3,4 | 2.5 | |
Симоненко Карина | здорова | 3,5 | 2,3 | 4 | 3 | 3,8 | 3,5 | 3 | |
Хорошевский Вова | здоров | 3,5 | 3 | 4,6 | 3,9 | 4,2 | 3,9 | 3.9 | |
Шевич Иван | здоров | 3,5 | 3,2 | 4,5 | 3,8 | 4,1 | 3,9 | 3.2 | |
Ширяев Костя | здоров | 3,5 | 2,8 | 4 | 3,5 | 4 | 3,8 | 3.5 |
Мы увидели, что вес правильного ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице.
Вес ранца без учебных принадлежностей
Вес рюкзака без учебников | Вывод | ||
1 | Долматов Анатолий | 900 | Слишком тяжелый |
2 | Калашников Иван | 850 | Тяжелый |
3 | Агеева Елена | 600 | Норма |
4 | Кузьменко Егор | 612 | Норма |
5 | Проскурин Кирилл | 900 | Слишком тяжелый |
6 | Рахтын Максим | 660 | Норма |
7 | Симоненко Карина | 530 | Норма |
8 | Хорошевский Вова | 720 | Тяжелый |
9 | Шевич Иван | 670 | Норма |
10 | Ширяев Костя | 594 | норма |
– самые тяжёлые ранцы – 2 человек
-тяжёлые ранцы – 2 человека
– норма – 6 человек
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:
«Литература» – 380 г;
«Алгебра» – 372 г;
«Русский язык» – 358 г;
« География» – 480 г;
«Английский язык» – 566 г;
«Немецкий язык» - 408 г;
«История» – 418 г.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 500 г для учеников школы. Нашелся и «нарушитель» – учебник английского языка массой 566 г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает: во вторник и четверг.
Самым “легким” учебным днем для всех классов оказалась суббота.
Рекомендации ученикам:
– Не носите лишнего в ранцах.
– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям:
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика 7 кл –500 – 700 грамм.
– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации работникам школ:
– Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
- При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
- Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над этой темой, я узнал для себя много нового и интересного. Что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я понял, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. А также выяснил, что при помощи физических игр и упражнений для формирования правильной осанки можно контролировать свою осанку.
Надеюсь, что ребята и их родители воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к моим советам.
Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советую с целью предупреждения заболеваний позвоночника посетить врача-ортопеда и обратить внимание на следующие моменты: при покупке портфеля смотреть на его вес; не носить в школу лишних школьных принадлежностей. Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю. Я хотел бы, чтобы «Памяткой по выбору школьного ранца» с удовольствием пользовались ребята и их родители.
Приложение №1
ПОСОБИЕ ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНОГО РАНЦА
Ранец - это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Ортопедическая спинка позволяет распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.
1. Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.
2. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом.
3. Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 1300 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 35 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.
4. Следите, чтобы в ранце не было лишних вещей, не нужных в этот день в школе.
5. Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей.
6. Если ранец выбран или используется не правильно, то это может серьезно навредить позвоночнику и осанке школьника.
7. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка.
8. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний - ниже бёдер.
9. Следите, чтобы ребёнок носил ранец на спине на обоих плечах, а не на одном.
Хорошо, если часть учебного материала, в котором нет каждодневной необходимости, хранится в классе (пластилин, краски, альбом и пр.).
ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!
Ортопедическая спинка с мягкими "подушечками" сделана из дышащего материала.
Светоотражающие полосы и замки: ребенка легко заметить на дороге.
Лямки не уже 3 - 5 см с мягкими "подушечками" (чтобы не повредить плечи). Должны регулироваться по длине, чтобы ранец можно было надеть и на летнюю, и на зимнюю одежду.
Жесткая форма ранца (внутри алюминиевая рама). Так тетрадки и учебники не помнутся, равномерно распределятся внутри ранца, и его не будет перекашивать в разные стороны.
Приложение №2
Физические игры и упражнения для формирования правильной осанки.
1. «Любопытный» Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
2. Игра- состязание «Испугавшиеся лошади» Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.
3. «Великан» Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
4. «Жираф»
Эта игра хорошо укрепляет мышцы спины и шеи. Приготовьте книжку с картинками про жирафа. Расскажите малышу об этом животном, отдельно заметив, что у жирафа самая длинная шея на Земле. Возьмите несколько яблок или груш (выбирайте фрукты, которые любит ваш ребенок), разрежьте их на дольки и развесьте на такой высоте, чтобы кроха мог дотянуться до них, только сильно вытянув шею. Попросите малыша губами достать до фруктов, не используя руки и не вставая на цыпочки.
Упражнения для мышц шеи
1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.
3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
Упражнения для плечевого пояса
1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.
2. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).
3. Круговые движения плечами.
Упражнения для ног
1. Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в стойке с сомкнутыми носками.
2. Глубоки пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.
3. Приседание, касаясь руками пяток.
Упражнения для исправления нарушенной осанки
При случаях нарушений осанки школьников необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, лыжные прогулки, игры с мячом, ежедневная гигиеническая гимнастика, в которую включаются специальные упражнения, физкультминутка в школе и дома во время приготовления уроков.
Комплекс упражнений для исправления нарушенной осанки и плоскостопия.
Упражнения при плоской спине
1. Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.
2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове.
3.Мост из положения лежа.
Упражнения при увеличенном поясничном изгибе
1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.
2. Сев на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.
3. Поочередное поднимание ног из упора сидя.
Приложение №3
Профилактические меры:
- проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;
- занятия в спортивных кружках и секциях;
- правильный подбор мебели в школе и дома;
- правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;
- ношение тяжестей в обеих руках попеременно;
- постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;
- закаливание организма;
- выполнение профилактических упражнений.
Слайд 1
Исследовательская работа Тема: « Сколько весит здоровье школьника?» Выполнил: Калашников Иван ученик 7А класса Руководитель: Губа Оксана Николаевна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волчихинская средняя школа №1 »Слайд 2
Цель выяснить, как тяжелый ранец влияет на осанку ученика , обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной. Объект, предмет и база исследования. Объект исследования: человек. Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья. Методы исследования. Анализ; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Слайд 3
Я предположил: · На осанку, а значит, и здоровье сильно влияют наши портфели · Портфели наших одноклассников «правильные», т. е. не вредят их здоровью. Чтобы проверить наши предположения мы поставили задачи: 1. Узнать какое влияние оказывают портфели на осанку школьника. 2. Выяснить какие портфели не вредят осанке человека. 3. Исследовать, так ли безвредны портфели одноклассников. 4. Предложить свои способы решения проблемы.
Слайд 4
Школьные ранцы, напичканные учебниками первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.
Слайд 5
Актуальность. Народная мудрость гласит «Здоровый нищий богаче больного короля». По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Уменьшение двигательной активности, ухудшения питания, дефицит массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках привели к тому, что в ряде школ растёт число детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Слайд 6
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Возраст от 8 до 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни. Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.А школьные ранцы не стали легче. Значит, эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день.
Слайд 7
Гигиенические требования к ранцам ученическим и учебным изданиям Вес ранца без учебников для учащихся 7 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.
Слайд 8
Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила . Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг. вес каждого издания не должен быть более: 300 гр. – для 1-4 классов 400 гр. – для 5-6 классов 500 гр. – для 7-9 классов 600 гр. – для 10-11 классов
Слайд 9
Мой эксперимент Мною было проведено исследование в 7-А классе, насколько вес портфелей учеников соответствует гигиеническим нормам. В эксперименте участвовало 10 человек.
Слайд 10
План эксперимента 1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. 2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников 7-а кл. 3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами. 4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками. 5. Подвести итоги по позициям: – самый правильный ранец (до 0,5 кг); – самый легкий портфель; – самый тяжелый ранец; – самый тяжелый учебник; – самый “тяжелый” учебный день – самый “ легкий” учебный день. 6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям
Слайд 11
Результаты исследований Ф. И. ученика Диагноз Правел. Вес ранца, кг. поне втор сред четв пятн суб Долматов Анатолий здоров 3,% 3,8 5 3,6 4 3,8 3,5 Калашников Иван здоров 3,5 3,7 4,3 3,5 3,8 3,6 3,3 Агеева Елена здорова 3,5 3,6 3,5 3,7 4 3,7 3,2 Кузьменко Егор здоров 3,5 3,4 4,3 3,6 3,8 3,6 3,2 Проскурин Кирилл здоров 3,5 3,5 4,5 3,7 4,2 3,9 3,8 Рахтын Максим здоров 3,5 2,7 4,4 3,3 3,6 3,4 2,5 Симоненко Карина здорова 3,5 3,6 4 3 3,8 3,5 3 Хорошевский Вова здоров 3,5 3,9 4,6 3,9 4,12 3,9 3,2 Шевич Иван здоров 3,5 3,2 4,5 3,8 4,1 3,9 3,2 Ширяев Костя здоров 3,5 2,8 4 3,5 4 3,8 3,5
Слайд 12
Мы увидели, что вес правильного ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Слайд 13
Результаты исследований Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице. Вес рюкзака без учебников Вывод Долматов Толя 900 слишком тяжёлый Калашников Ваня 850 тяжёлый Агеева Елена 600 норма Кузьменко Егор 612 норма Проскурин Кирилл 900 слишком тяжёлый Рахтын Максим 660 норма Симоненко Карина 530 норма Хорошевский Вова 720 тяжёлый Шевич Ваня 670 норма Ширяев Костя 594 норма – слишком тяжёлые ранцы – 2 человек -тяжёлые ранцы – 2 человека – норма – 6 человек
Слайд 14
Соответствие веса портфеля без учебных принадлежностей норме
Слайд 15
Результаты исследований А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литература» – 380 г; «Алгебра» – 372 г; «Русский язык» – 358 г; « География» – 480 г; «Английский язык» – 566 г; «Немецкий язык» - 408 г; «История» – 418 г. Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 500 г для учеников школы. Нашелся и «нарушитель» – учебник английского языка массой 566 г.
Слайд 16
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает: во вторник и четверг. Самым “легким” учебным днем для учащихся нашего класса оказалась суббота.
Слайд 17
Вывод: Наши предположения о влиянии портфеля на осанку оказались верными, а вот, что у наших одноклассников « правильные» портфели, в этом мы ошиблись. Проведя все расчеты, сделав выводы, оказалось, что у большинства учащихся нашего класса портфели вредят здоровью.
Слайд 18
Рекомендации ученикам: – Не носите лишнего в ранцах. – Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.
Слайд 19
Рекомендации родителям: - Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика 7 кл –500 – 700 грамм. – У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка. – Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы. – Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Слайд 20
Рекомендации работникам школ: Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями: - При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов. - Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Слайд 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работая над этой темой, я узнал для себя много нового и интересного. Что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы я понял, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советую с целью предупреждения заболеваний позвоночника посетить врача-ортопеда и обратить внимание на следующие моменты: при покупке портфеля смотреть на его вес; не носить в школу лишних школьных принадлежностей . Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма!
Слайд 22
Спасибо за внимание !
Мост из бумаги для Киры и Вики
Весенняя гроза
Военная хитрость
За еду птицы готовы собирать мусор
Вода может клеить?