Проект посвящен одному из самых трудных разделов математики – составлению математических задач .
Вложение | Размер |
---|---|
проект математика и космос | 87 КБ |
matematika_i_kosmos.ppt | 2.29 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского района Московской области
Возможно ль алгеброй гармонию проверить?
Информационно-исследовательский проект
Математика и космос.
Выполнил: Саченок Даниил 6-б класс
Руководитель: Лазарян Елена Сергеевна
учитель математики
Тучково 2012
Введение
Математика интересна тогда,
когда даёт пищу нашей
изобретательности и
способности к рассуждениям.
Д. Пойа
Проект посвящен одному из самых трудных разделов математики – составлению математических задач (на уроках мало уделяется времени на эту работу). Первый полет человека в космос является не только научным достижением, но и предметом особой гордости российских граждан за Родину. Мы должны помнить и хранить память об этом подвиге, знать о ключевой роли России в освоении космоса.
В учебнике математики нет ни одной задачи о космосе (проблема!), это можно исправить. Многие ученики любят математику, увлеченно работают на уроках. Но есть и те, кто считает математику трудным предметом. Предлагаемый мною проект актуален по следующим причинам:
Цель проекта: - повысить интерес, как к математике, так и к космосу;
- составить сборник математических задач.
Задачи:
Ожидаемый результат:
- работа над проектом повысит интерес, как к математике, так и к космосу; - сборник математических задач, составленный в результате, будет использоваться на уроках математики.
Реализация проекта:
1. Из различных источников была собрана информация о космосе;
2. На основе информации были составлены задачи;
Основное содержание.
1) Теоретическая часть: интересные факты.
От Земли до Солнца приблизительно 150000000км (1 а.е).
От Юпитера до Солнца 6,2 а.е.
Исследования, информация.
Выяснить чему равна 1 а.е. и вычислить расстояние от Юпитера до Солнца в км.
Практическая часть (задача 1)
От Земли до Солнца приблизительно 150000000км (1 а.е). От Юпитера до Солнца 6,2 а.е. Какое расстояние от Юпитера до Солнца в км?
2) Теоретическая часть: интересные факты.
Комета Галлея сближалась с Солнцем и была видна с Земли 30 раз начиная с 240 г. до н.э. по 1986 год.
Исследования, информация.
Каков период обращения кометы вокруг Солнца и в каком году состоится следующее сближение ( например 32-е).
Практическая часть (задача 2)
Комета Галлея сближалась с Солнцем и была видна с Земли 30 раз начиная с 240 г. до н.э. по 1986 год. Найти период обращения кометы вокруг Солнца,
в каком году состоится 32 сближение кометы с Солнцем?
3) Теоретическая часть: интересные факты.
Марсоходу нужно пробурить 48 см грунта. Скорость бурения 5 см/мин. Через 4 мин 30 с бур ломается, через 1 час 30 мин бурение возобновляется со
скоростью 4 см/мин.
Исследования, информация.
Сколько по времени продолжалось бурение грунта .
Практическая часть (задача 3)
Марсоходу нужно пробурить 48 см грунта. Скорость бурения 5 см/мин. Через 4 мин 30 с бур ломается, через 1 час 30 мин бурение возобновляется со
скоростью 4 см/мин. Сколько времени продолжалось бурение грунта ?
4) Теоретическая часть: интересные факты.
На слёт астрономов приехали 308 человек. Все начали разглядывать звёздное небо. На небе было около 292 звёзд.
Исследования, информация.
Возможно ли , что два астронавта будут изучать одну и ту же звезду.
Практическая часть (задача 4)
На слёт астрономов приехали 308 человек. Все начали разглядывать звёздное небо. На небе было около 292 звёзд. Смогут ли хотя бы два астронавта изучать одну и ту же звезду?
5) Теоретическая часть: интересные факты.
Для запуска ракеты-носителя требуются разные виды топлива . Известно, что топлива В в 2 раза больше А и в сумме они дают 48 тонн топлива.
Исследования, информация.
Сколько было взято топлива В.
Практическая часть (задача 5)
Для запуска ракеты-носителя требуются разные виды топлива . Известно, что топлива В в 2 раза больше А и в сумме они дают 48 тонн топлива. Сколько взяли тонн топлива В.
6) Теоретическая часть: интересные факты.
Космонавта Рому могут запустить в космос на корабле «Союз» или «Союз 2»; на топливе А ,В или С; с космонавтами Витей, Петей или Юрой.
Исследования, информация.
Сколько вариантов запуска Ромы в космос существует.
Практическая часть (задача 6)
Космонавта Рому могут запустить в космос на корабле «Союз» или «Союз 2»; на топливе А ,В или С; с космонавтами Витей, Петей или Юрой.
Составьте граф и подсчитайте варианты?
7) Теоретическая часть: интересные факты.
У Белого карлика только формируется сила притяжения. Сначала его притяжение было равно 9000 км/с, затем оно усилилось на 10%, а потом ослабло на 20%.
Исследования, информация.
Какой стала сила притяжения после своего формирования.
Практическая часть (задача 7)
У Белого карлика только формируется сила притяжения. Сначала его притяжение было равно 9000 км/с, затем оно усилилось на 10%, а потом ослабло на 20%. Какой стала сила притяжения Белого карлика?
8) Теоретическая часть: интересные факты.
Автомобилю, движущемуся со скоростью 80 км в час, было бы необходимо около 48 миллионов лет, чтобы доехать до ближайшей к нам звезды (после Солнца) - Проксимы Центавра.
Исследования, информация.
Выяснить, как 48 миллионов лет перевести в часы.
Практическая часть (задача 8)
Найти расстояние от Земли до ближайшей к нам звезды (после Солнца) - Проксимы Центавра, если автомобилю, движущемуся со скоростью 80 км в час, было бы необходимо около 48 миллионов лет, чтобы доехать до нее.
9) Теоретическая часть: интересные факты.
Первый искусственный спутник весил 83,6 кг, второй искусственный спутник- 508, 3 кг.
Исследования, информация.
Во сколько раз масса второго больше массы первого. В ответе получается бесконечная дробь. Появляется необходимость дополнения к вопросу.
Практическая часть (задача 9)
1 искусственный спутник весил 83,6 кг, 2 искусственный спутник- 508, 3 кг. Во сколько раз второй спутник весит больше, чем первый? Ответ округлите до десятых.
10) Теоретическая часть: интересные факты.
10 августа 1921 года Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Оно помогло обрести крылья многим известным асам, испытателям и космонавтам. За это время в ней было обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов. Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г.
Исследования, информация.
Выяснить дату образования Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени И.С.Полбина
Практическая часть (задача 10)
В каком году наша страна будет праздновать 100летний юбилей Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени И.С.Полбина? Известным выпускником третьей военной школы летчиков, такое имя носило Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина, был В.П.Чкалов. Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г. Сколько лет город Оренбург носил имя В.П.Чкалова?
11) Теоретическая часть: интересные факты.
Вес предмета на Земле в 100 кг, на Марсе бы составил всего 38 кг.
Исследования, информация.
Выяснить вес каждого ученика класса.
Практическая часть (задача 11)
Вес предмета на Земле в 100 кг, на Марсе бы составил всего 38 кг. Сколько кг весит весь наш класс, если мы будем находиться на Марсе?
12) Теоретическая часть: интересные факты.
За последние 500 лет масса Земли увеличилась на миллиард тонн за счет космического вещества.
Исследования, информация.
Выяснить, сколько весит наша планета Земля.
Практическая часть (задача 12)
Сколько весила Земля 500 лет назад, если за эти годы ее масса увеличилась на миллиард тонн?
13) Теоретическая часть: интересные факты.
Свет Солнца имеет возраст 30 тысяч лет. Именно столько времени требуется частицам света, чтобы пробиться из центра Солнца к его поверхности. А до Земли они достигают всего за 8 минут.
Исследования, информация.
Выяснить расстояние от Земли до Солнца.
Практическая часть (задача 13)
До Земли свет Солнца достигает всего за 8 минут. С какой скоростью движутся солнечные лучи?
14) Теоретическая часть: интересные факты.
Максимальна скорость корабля «Восток», на котором был совершен12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос, 28 260 км/ч.
Исследования, информация.
Выяснить длительность первого полета Гагарина.
Практическая часть (задача 14)
Максимальна скорость корабля «Восток», на котором был совершен12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос, 28 260 км/ч. Найти расстояние, которое преодолел корабль.
15) Теоретическая часть: интересные факты.
Площадь солнечной поверхности размером всего лишь со спичечный коробок светит с такой же энергией, как и 3 миллиона свечей.
Исследования, информация.
Выяснить площадь поверхности солнца.
Практическая часть (задача 15)
Площадь солнечной поверхности размером всего лишь со спичечный коробок светит с такой же энергией, как и 3 миллиона свечей. Сколько нужно взять свечей, чтобы они светили также как Солнце?
Заключение.
В ходе работы над проектом «Математика и космос» был создан сборник математических задач, которым можно будет пользоваться на уроках. Работа над проектом вызвала у меня большой интерес к данному виду деятельности: я с увлечением составлял задачи, используя на практике полученные мною теоретические данные, дополнительную информацию, и знания полученные на уроках в математической школе. Познавательный материал повысил интерес к такой теме как «Космос». Результатом работы над проектом является и создание ключевых компетенций: учебно-познавательной (умение поставить цель, планировать свою деятельность, рефлексия); информационной (умение получать знания и работать с различными источниками информации). Проект имеет образовательное и воспитательное значение. Все поставленные цели и задачи достигнуты.
Литература
1.Амбарцумян В.А. Загадки вселенной изд: Педагогика, 1987г.
2. Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии / Под ред. В. Г. Сурдина. Изд. 5-е, переработанное и полностью обновлённое — М.: Эдиториал УРСС, 2002.
3. Степанян Н.Н. Наблюдаем Солнце. изд: Наука,1992г.
4.Интернет-ресурсы: - сайт Федерального Космического Агентства «Роскосмос».
5.Журнал «Российский космос» №2 2011 г
6. Журнал «Небосвод» №3 2011 г
Приложение.
Сборник математических задач на тему «Математика и космос»
1.От Земли до Солнца приблизительно 150000000км (1 а.е). От Юпитера до Солнца 6,2 а.е. Какое расстояние от Юпитера до Солнца в км?
2.Комета Галлея сближалась с Солнцем и была видна с Земли 30 раз начиная с 240 г. до н.э. по 1986 год. Найти период обращения кометы вокруг Солнца,
в каком году состоится 32 сближение кометы с Солнцем?
3.Марсоходу нужно пробурить 48 см грунта. Скорость бурения 5 см/мин. Через 4 мин 30 с бур ломается, через 1 час 30 мин бурение возобновляется со
скоростью 4 см/мин. Сколько времени продолжалось бурение грунта ?
4.На слёт астрономов приехали 308 человек. Все начали разглядывать звёздное небо. На небе было около 292 звёзд. Смогут ли хотя бы два астронавта изучать одну и ту же звезду?
5.Для запуска ракеты-носителя требуются разные виды топлива . Известно, что топлива В в 2 раза больше А и в сумме они дают 48 тонн топлива. Сколько взяли тонн топлива В.
6.Космонавта Рому могут запустить в космос на корабле «Союз» или «Союз 2»; на топливе А ,В или С; с космонавтами Витей, Петей или Юрой.
Составьте граф и подсчитайте варианты?
7.У Белого карлика только формируется сила притяжения. Сначала его притяжение было равно 9000 км/с, затем оно усилилось на 10%, а потом ослабло на 20%. Какой стала сила притяжения Белого карлика?
8.Найти расстояние от Земли до ближайшей к нам звезды (после Солнца) - Проксимы Центавра, если автомобилю, движущемуся со скоростью 80 км в час, было бы необходимо около 48 миллионов лет, чтобы доехать до нее.
9.Первый искусственный спутник весил 83,6 кг, 2 искусственный спутник- 508, 3 кг. Во сколько раз второй спутник весит больше, чем первый? Ответ округлите до десятых.
10.В каком году наша страна будет праздновать 100 летний юбилей Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени И.С.Полбина? Известным выпускником третьей военной школы летчиков, такое имя носило Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина, был В.П.Чкалов. Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г. Сколько лет город Оренбург носил имя В.П.Чкалова?
11.Вес предмета на Земле в 100 кг, на Марсе бы составил всего 38 кг. Сколько кг весит весь наш класс, если мы будем находиться на Марсе?
12.Сколько весила Земля 500 лет назад, если за эти годы ее масса увеличилась на миллиард тонн?
13.До Земли свет Солнца достигает всего за 8 минут. С какой скоростью движутся солнечные лучи?
14.Максимальна скорость корабля «Восток», на котором был совершен12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос, 28 260 км/ч. Найти расстояние, которое преодолел корабль.
15.Площадь солнечной поверхности размером всего лишь со спичечный коробок светит с такой же энергией, как и 3 миллиона свечей. Сколько нужно взять свечей, чтобы они светили также как Солнце?
Ответы к задачам
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1» Рузского района Московской области Возможно ль алгеброй гармонию проверить? Информационно-исследовательский проект Математика и космос. Выполнил: Саченок Даниил 6-б класс Руководитель: Лазарян Елена Сергеевна учитель математикиСлайд 2
Математика интересна тогда, когда даёт пищу нашей изобретательности и способности к рассуждениям. Д. Пойа
Слайд 3
Цель проекта : - повысить интерес, как к математике, так и к космосу; - составить сборник математических задач.
Слайд 4
Задачи : - приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой информации; о способах обработки результатов и их презентации; - создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей; - воспитание гордости за наших соотечественников, за нашу Родину.
Слайд 5
Ожидаемый результат: - работа над проектом повысит интерес, как к математике, так и к космосу; - сборник математических задач, составленный в результате, будет использоваться на уроках математики.
Слайд 6
Теоретическая часть: интересные факты. От Земли до Солнца приблизительно 150000000км. От Юпитера до Солнца 6,2 а.е. Исследования, информация. Выяснить чему равна 1 а.е. и вычислить расстояние от Юпитера до Солнца в км.
Слайд 7
Практическая часть (задача 1) От Земли до Солнца приблизительно 150000000км. От Юпитера до Солнца 6,2 а.е. Какое расстояние от Юпитера до Солнца в км? Решение: 150000000=1а.е. 150000000 · 6,2=930000000км Ответ: 930000000км от Юпитера до Солнца.
Слайд 8
Теоретическая часть: интересные факты. Комета Галлея сближалась с Солнцем и была видна с Земли 30 раз начиная с 240 г. до н.э. по 1986 год. Исследования, информация. Каков период обращения кометы вокруг Солнца и в каком году состоится следующее сближение ( например 32-е).
Слайд 9
Практическая часть (задача 2) Комета Галлея сближалась с Солнцем и была видна с Земли 30 раз начиная с 240 г. до н.э. по 1986 год. Найти период обращения кометы вокруг Солнца, в каком году состоится 32 сближение кометы с Солнцем? Решение 240+1986 = 2226 (л) 2226:30 = 74,2 (г) проходит с каждого появления кометы. (74,2≈74) 1986+(74 · 2)=2134(г) Ответ: 32 сближение кометы Галлея состоится в 2134году.
Слайд 10
Теоретическая часть: интересные факты. Марсоходу нужно пробурить 48 см грунта. Скорость бурения 5 см/мин. Через 4 мин 30 с бур ломается, через 1 час 30 мин бурение возобновляется со скоростью 4 см/мин. Исследования, информация. Сколько по времени продолжалось бурение грунта .
Слайд 11
Практическая часть (задача 3) Марсоходу нужно пробурить 48 см грунта. Скорость бурения 5 см/мин. Через 4 мин 30 с бур ломается, через 1 час 30 мин бурение возобновляется со скоростью 4 см/мин. Сколько времени продолжалось бурение грунта ? Решение: 4 мин 30 с= 4,5мин. 5 · 4,5 = 22,5(см) пробурил марсоход за 4,5 мин. (48 – 22,5):4 ≈ 6,4 мин продолжалось бурение после поломки. 4,5мин + 6,4мин + 90мин = 100,9 мин≈101 мин≈ 1ч 41 мин Ответ: бурение продолжалось 1 час 41 мин.
Слайд 12
Теоретическая часть: интересные факты. На слёт астрономов приехали 308 человек. Все начали разглядывать звёздное небо. На небе было около 292 звёзд. Исследования, информация. Возможно ли , что два астронавта будут изучать одну и ту же звезду.
Слайд 13
Практическая часть (задача 4) На слёт астрономов приехали 308 человек. Все начали разглядывать звёздное небо. На небе было около 292 звёзд. Смогут ли хотя бы два астронавта изучать одну и ту же звезду? Решение: Пусть 292 звезды будут клетками, а астрономы кроликами. 292 на 308 нацело не делится, значит будут клетки с двумя кроликами. Ответ: смогут.
Слайд 14
Теоретическая часть: интересные факты. Для запуска ракеты-носителя требуются разные виды топлива . Известно, что топлива В в 2 раза больше А и в сумме они дают 48 тонн топлива. Исследования, информация. Сколько было взято топлива В.
Слайд 15
Практическая часть (задача 5) Для запуска ракеты-носителя требуются разные виды топлива . Известно, что топлива В в 2 раза больше А и в сумме они дают 48 тонн топлива. Сколько взяли тонн топлива В. Решение: Пусть Х т – топлива А 2Х т – топлива В х+2х = 48, 3х = 48, х = 16. 16т топлива А. 16 · 2 = 32 (т) топлива В. Ответ: 32т топлива В взяли.
Слайд 16
Теоретическая часть: интересные факты. У Белого карлика только формируется сила притяжения. Сначала его притяжение было равно 9000 км/с, затем оно усилилось на 10%, а потом ослабло на 20%. Исследования, информация. Какой стала сила притяжения после своего формирования.
Слайд 17
Практическая часть (задача 6) У Белого карлика только формируется сила притяжения. Сначала его притяжение было равно 9000 км/с, затем оно усилилось на 10%, а потом ослабло на 20%. Какой стала сила притяжения Белого карлика? Решение: 9000 км/с → 100% Х км/с → 110% Х = 9000 · 110:100 = 9900 км/с после усиления на 10%. 9900 км/с → 100% Х км/с → 80% Х = 9900 · 80:100 = 7920 км/с Ответ: притяжение Белого карлика стало 7920 км/с.
Слайд 18
Теоретическая часть: интересные факты. Космонавта Рому могут запустить в космос на корабле «Союз» или «Союз 2»; на топливе А ,В или С; с космонавтами Витей, Петей или Юрой. Исследования, информация. Сколько вариантов запуска Ромы в космос существует. Практическая часть (задача 7) Космонавта Рому могут запустить в космос на корабле «Союз» или «Союз 2»; на топливе А ,В или С; с космонавтами Витей, Петей или Юрой. Составьте граф и подсчитайте варианты? Решение:
Слайд 19
Рома Союз Союз 2 А В С А В С В П Ю Ю П В Ю П В В П Ю В П Ю В П Ю
Слайд 20
1 · 2 · 3 · 3 = 18 вариантов Ответ: 18 вариантов.
Слайд 21
Заключение В ходе работы над проектом «Математика и космос» был создан сборник математических задач, которым можно будет пользоваться на уроках. Результатом работы над проектом является и создание ключевых компетенций: учебно-познавательной (умение поставить цель, планировать свою деятельность, рефлексия); информационной (умение получать знания и работать с различными источниками информации). Проект имеет образовательное и воспитательное значение.
Слайд 22
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Отчего синичка развеселилась
Заколдованная буква
В Китае испытали "автобус будущего"
Нарисуем попугая цветными карандашами
Денис-изобретатель (отрывок)