Разработка серии дидактических игр направленных на развитие изобразительных умений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_seriya_did._igr..doc | 58 КБ |
Министерство образования Омской области
БОУ Омской области среднего профессионального образования «Омский педагогический колледж № 1»
Разработка серии дидактических игр направленных на развитие изобразительных умений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Практическая работа
Выполнила:
Абдраисова А. К.
Специальность 050719
Коррекционная педагогика
Руководитель:
Прокопчук Екатерина
Владимировна
Омск -2012
Введение
Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с интеллектуальной недостаточностью - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющий диффузный, т.е. «разлитой», характер.
Морфологические изменения, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обуславливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической и познавательной деятельности.
У детей с интеллектуальными нарушениями страдает мелкая моторика, многие дети не умеют держать правильно кисть, наносить краску, управлять своей рукой. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки изобразительной задаче. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображения, если не владеют изобразительными умениями.
Известно значение игры в жизни ребенка: «... в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, осмысливаются по-новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Эта взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры.
Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию - обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме:
• накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
• развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
• совершенствовать восприятие, внимание, память.
Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Подавляющее большинство учащихся специальной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует.
Занятия изобразительной деятельностью строятся в соответствии с действующей программой. Эти занятия служат важным средством коррекции недостатков психофизиологического развития умственно отсталых детей. В целях ослабления этих недостатков необходимо:
• воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;
• учить указывать на называемый воспитателем признак;
• учить называть предметы и их изображения;
• формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликации);
• развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.
Рекомендации по проведению развивающих игр:
1.Работа педагога с детьми не может осуществляться без установления с ними эмоционального контакта.
2. Необходимо стимулировать у детей с интеллектуальными нарушениями интерес к развивающим играм, так как сам он не появляется.
3. На одном занятии не следует проводить одну и ту же игру много раз подряд. Необходимо чередовать разные по форме задания.
4. Во время выполнения развивающих игр можно давать некоторые оценки относительно успешных действий ребёнка. Это нужно делать ненавязчиво, чтобы оценки не затрагивали личностных особенностей детей. Опасность заключается в том, что у детей не будет развиваться самоконтроль, а самоанализ заменится стремлением угадать реакцию окружающих.
5. Педагогу необходимо обращать внимание на колебание интереса детей, их утомляемость, использовать смену статических и подвижных игр. Смена деятельности избавит детей от усталости и скуки.
6. Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на дисциплине, то есть не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами», «не вскакивать с места», «не шуметь».
7. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Детям нравится находить сходство между сюжетами игр и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении. В описаниях игр приводятся примеры оживления разных игровых ситуаций. Педагог может использовать их по своему усмотрению.
Разработанная серия дидактических игр направленная на развитие изобразительных умений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
1. Дидактическая игра «Пловец»
Обучающая задача: Развивать изобразительное умение проводить волнистую линию концом кисти и правильно держать кисть.
Методика проведения: Учитель раздает детям листы с изображением пловца и спасательного круга, сообщая о том, что пловец не может доплыть до спасательного круга без помощи, так как волны слишком сильные. Учитель предлагает детям нарисовать для пловца попутных волн и, чтоб волны действительно помогли пловцу добраться до спасательного круга, рисовать их необходимо концом кисти, правильно держа кисть. У кого пловец быстрее доплывет до спасательного круга, тот и выиграл.
Игровые действия: Ребенок помогает пловцу добраться до спасательного круга, рисуя волнистые линии концом кисти. Правильно держа кисть.
Правила игры: Играя в игру необходимо правильно держать кисть и проводить волнистые линии концом кисти
2. Дидактическая игра «Лесная тропа»
Обучающая задача: Развивать изобразительные умения примакивать кистью и правильно держать кисть.
Методика проведения: Учитель раздает листы с изображением следов животных и проводит беседу о том, какие животные могли оставить эти следы. Затем предлагает продолжить следы до конца тропы, чтобы выяснить, кто же все-таки оставил следы. Показывает способ примакивания и как нужно правильно держать кисть. В конце каждой тропы учитель демонстрирует животное оставившее следы.
Игровые действия: Ребенок продолжает следы оставленные на лесной тропе, чтобы выяснить какому животному они принадлежат. При этом, правильно держа кисть и выполняя примакивания.
Правила игры: Необходимо правильно, не отрывая руки, выполнять примакивания, следуя показу, а так же правильно держать кисть.
3. Дидактическая игра «Стрелок».
Обучающая задача: Развивать изобразительные умения проводить прямые линии концом кисти и правильно держать кисть.
Методика проведения: Учитель раздает детям листы с изображением стрелка и мишени, предлагая проверить себя на меткость. Объясняя, что для того, чтобы попасть в мишень необходимо провести прямую линию концом кисти, не отрывая руки и при этом правильно держа кисть. Тот, кто сделает наибольшее количество попаданий, соблюдая все правила - победил!
Игровые действия: Ребенок проводит прямые линии, концом кисти соединяя стрелка и мишень, выполняя тем самым выстрел. По окончанию игры учитель объявляет самого меткого стрелка.
Правила игры: Линии проводятся, не отрывая руки, концом кисти. При этом, правильно держа кисть.
4. Дидактическая игра «Зоопарк»
Обучающая задача: Развивать изобразительные умения равномерно закрашивать контур предмета, проводить прямые линии всей кистью.
Методика проведения: Учитель раздает листы с изображением животных, сообщая о том, что сегодня в гости к нам приехал зоопарк. Но пока он ехал, краски поистерлись. И поэтому учитель предлагает нарисовать зоопарк, самыми яркими красками. Для этого нужно выбрать самые сочные цвета и равномерно закрасить предлагаемое животное. После того как рисунок подсохнет, нужно нарисовать траву и вольер, в котором будут жить животные. Вольер необходимо рисовать, проводя прямые линии всей кистью. Затем все рисунки собираются в общий зоопарк.
Игровые действия: Дети рисуют зоопарк, соблюдая установленные правила.
Правила игры: Закрашивая животное необходимо равномерно наносить слои краски, не выходя за контур. Рисуя вольер необходимо проводить прямые линии всей кистью.
5. Дидактическая игра «С 8 марта!».
Обучающая задача: Развивать изобразительные умения проводить прямые линии концом кисти, равномерно закрашивать контур предмета.
Методика проведения: Учитель спрашивает о празднике, который отмечают 8 марта. Что это за праздник, кого и как нужно поздравлять в этот праздничный день. Затем предлагает сделать подарки любимым мамам, бабушкам, учителям. Для этого необходимо разбиться на 2 мастерские. Чья мастерская аккуратнее, быстрее и соблюдая все правила, приготовит праздничные букеты, та и получит звание «Мастера года». Педагог раздает листы бумаги с вырезанными и приклеенными цветами, предлагая детям дорисовать праздничный букет. Для этого необходимо провести прямые линии концом кисти, нарисовать листья и равномерно закрасить.
Игровые действия: Детям необходимо закончить праздничный букет. Дорисовать цветам стебли и листья, закрасить контур.
Правила игры: Рисуя стебли цветов, необходимо проводить прямые линии концом кисти. Закрашивая листья – равномерно наносить слои краски, не выходя за контур.
6. Дидактическая игра «Путешественники»
Обучающая задача: Развивать изобразительные умения проводить прямые, волнистые линии концом кисти и всей кистью; проводить геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг).
Методика проведения: Учитель предлагает поиграть в настольную игру. Ребенок кидает кубик и делает первый ход, соответственно выпавшему действию (проводит прямую или волнистую линию, концом или всей кистью). Переходя на следующий уровень игры, вновь кидает кубик и выполняет выпавшее действие.
Например: проводит геометрические фигуры. Выигрывает тот, кто приходит первым к финишу и выполняет все действия соответственно правилам игры.
Правила игры: Проводить линии соответственно выпавшему действию. То есть если выпало действие провести прямую линию концом кисти, то нужно проводить именно концом кисти и.т.д.
Кидать кубик, соблюдая очередность.
Игровые действия: Дети по очереди кидают кубик и выполняют действия соответственно выпавшему ходу.
7. Дидактическая игра «Ребята, помогите зверятам!».
Обучающая задача: закрепление двигательных навыков прекращения движений в нужной точке.
Оборудование: набор цветных карандашей; контурный рисунок, выполненный на листе большого формата (2 альбомных листа бумаги, склеенных по короткой стороне). На рисунке изображены 3 (или больше) домика, в которых живут котенок, лисенок и зайчонок. Хозяева домиков находятся каждый в своем домике или рядом с ним. Зверята выделены цветом.
Методика проведения: «Дети! Посмотрите на эту картинку. Вы обратили внимание, какие грустные зверята? Смотрите, как невесело смотрит из окошка зайчонок, лисенок, а вот котенок стоит у забора и как будто кого-то ждет? Что-то случилось у наших зверят?
- Мне кажется, я знаю - что!
- Зверята строили свои домики, и каждый старался, чтобы его домик был самым красивым, а домики получились непривлекательными. Похожие друг на друга и бесцветные. Как вы думаете, можно зверятам как-нибудь помочь?
- Конечно, можно! Домики нужно раскрасить, тогда они будут нарядные, красивые и все разные. Кто поможет зайчонку?
- Молодцы! Однако нужно очень постараться, чтобы зверята остались довольны вашей работой. Какого цвета будет домик у лисенка, у котенка, у зайчонка'? Выбирайте карандаши.
А теперь самое трудное, потому что красиво получится только в том случае, если вы аккуратно закрасите домик. Штрихи нужно довести до линии, и нельзя переводить за нее. Л для этого возьмите карандаш правильно». (Воспитатель показывает, как держать карандаш, где при этом находятся 1-й, 2-й и 3-й пальцы; помогает изменить позу пальцев детям, у которых 3-точечный захват сформирован неправильно. В течение всей работы воспитатель внимательно следит за этим).
Правила игры: заштриховывать точнее, аккуратнее.
Заключение
Основная цель обучения рисованию в школе — научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные.
Отчего синичка развеселилась
Басня "Две подруги"
Смекалка против Змея-Горыныча
Флейта и Ветер
Есть ли лёд на других планетах?