Эпиграф:« Люди исчезают.., но привязанность к ним остается вечной, и тем сильнее, чем отдаленнее от нас действующие лица. Не доказывает ли это родственной связи человеческого рода, передаваемой из поколения в поколение?..»
Н. Бестужев.
2010 год – год 185-летия восстания декабристов на Сенатской площади. Кто они были, люди, стоявшие на Сенатской площади в 10 часов утра, вошедшие в историю нашей страны Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного устройства России. Попытка оказалась неудачной, восстание было разгромлено. Царизм жестоко расправился с восставшими: пять человек казнены через повешение, остальные отправлены на каторгу, в ссылку, разжалованы в солдаты. Отбыв тяжёлую каторгу, декабристы попали на вечное поселение в различные места Сибири, в том числе и территории нашей Бурятии. Ссылка и деятельность декабристов в Бурятии составляют неотъемлемую часть истории края.
Цель моей работы – исследование жизни и деятельности поселенного в Бурятии Михаила Александровича Бестужева в плане историко-биографического изучения его жизненного пути и общественной деятельности.
Кто он был – блестящий офицер, талантливый разносторонний человек, человек, который находясь на последней грани нужды и человеческих страданий, не переставал мечтать о величии своей Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
bestuzhev_mihail_aleksandrovich.doc | 219.5 КБ |
ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Республиканская, краеведческая НПК,
посвященная 185 – летию движения декабристов
Номинация - «Наследие декабристов»
Доклад
"Словом и примером служили делу,
которому посвятили жизнь" ...
Михаил Александрович Бестужев
Подготовила: Бастуева Арюна
11 класс
Адрес: с. Новоселенгинск ул. Горького 71
Руководитель: Дугаржапова Валентина Доржиевна
с. Новоселенгинск -2010
Оглавление:
Что не ветер шумит во сыром бору,
Муравьев идет на кровавый пир …
С ним черниговцы идут грудью стать,
Сложить головы за Россию-мать.
И не бурей пал долу крепкий дуб,
А изменник-червь подточил его .
Закатилось воля-солнышко,
Смертна ночь легла в поле браное
Как на поле том браный конь стоит,
На земле перед ним витязь млад лежит.
Конь мой конь скачи в святой Киев-град:
Там товарищ там мой милый брат…
Отнеси ты к ним мой последний вздох,
И скажи «Цепей я нести не мог ,
пережить нельзя мысли горестной
Что не мог купить кровью вольности!».
1830 г. М. Бестужев
« Люди исчезают.., но привязанность к ним остается вечной, и тем сильнее, чем отдаленнее от нас действующие лица. Не доказывает ли это родственной связи человеческого рода, передаваемой из поколения в поколение?..»
Н. Бестужев.
2010 год – год 185-летия восстания декабристов на Сенатской площади. Кто они были, люди, стоявшие на Сенатской площади в 10 часов утра, вошедшие в историю нашей страны Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного устройства России. Попытка оказалась неудачной, восстание было разгромлено. Царизм жестоко расправился с восставшими: пять человек казнены через повешение, остальные отправлены на каторгу, в ссылку, разжалованы в солдаты. Отбыв тяжёлую каторгу, декабристы попали на вечное поселение в различные места Сибири, в том числе и территории нашей Бурятии. Ссылка и деятельность декабристов в Бурятии составляют неотъемлемую часть истории края. Я считаю важным знать эти страницы истории России, связанные тесно с историей моей республики, моего района. Цель моей работы – исследование жизни и деятельности поселенного в Бурятии Михаила Александровича Бестужева в плане историко-биографического изучения его жизненного пути и общественной деятельности.
Кто он был – блестящий офицер, талантливый разносторонний человек, человек, который находясь на последней грани нужды и человеческих страданий, не переставал мечтать о величии своей Родины.
Бестужев Михаил Александрович (22.9.1800 - 22.6.1871) с 12 лет учился в Морском кадетском корпусе. Плавал в Белом, Северном, Балтийском морях.
В 1817 году ходил во французский порт Кале на линкоре «Не тронь меня», на котором после Отечественной войны вернулись солдаты и офицеры корпуса М.Воронцова.
По документам Центрального государственного архива Республики Бурятия, Михаил Александрович Бестужев был: гардемарин — с 10.6.1814, мичман — с 1.3.1817, лейтенант — с 22.3.1822, переведен поручиком в лейб-гвардии Московский полк — с 22.3.1825, штабс-капитан — с 3.5.1825 лейб гвардии Московского полка, командовал 3 фузилерною ротою 1824 г. В 1817 на линейном корабле «Не тронь меня» плавал в Кале для возвращения в Россию остававшегося во Франции корпуса М.С. Воронцова. Знакомство с европейской жизнью произвело на него чрезвычайно сильное впечатление. В его голове забродили вольнолюбивые мечты. В 1817—1819 служил в Кронштадте, в 1819—1821 — в Архангельске. Второй раз Бестужев попал за границу через четыре года, когда проездом из Архангельска в Кронштадт остановился в Копенгагене; здесь, как он показывал на суде, “заимствованные во Франции понятия более укрепились”. Рассказы товарищей, также бывавших за границей, “невольно питали полученные им понятия ”. В том же направлении действовали известия о революционных брожениях в Италии, Испании и Германии. В 1824 г. Бестужев был введен в Тайное общество капитаном Торсоном.
Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади. В день восстания, в Петербурге 14 декабря 1825 г. в 10 часов утра он вместе со штабс-капитаном князем Щепиным-Ростовским и другими единомышленниками обходил роты Московского полка, рассказывая солдатам, что Константин Павлович вовсе не отказался от престола, и убеждал солдат не давать присяги императору Николаю. Потом, приказав 3-й роте, которая состояла под его командой, захватить боевые патроны, Бестужев повел ее на Сенатскую площадь вместе с тремя другими ротами, шедшими под командой князя Щепина-Ростовского и Александра Бестужева. вывел на сенатскую площадь Московский полк.
Арестован 14.12.1825 на Сенатской площади, 18.12 доставлен в Петропавловскую крепость («Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина велеть заковать в ручные железа. Бестужева посадить также в Алексеевский равелин») в №14 Алексеевского равелина, раскован — 30.4.1826. Михаил Александрович еще в Петропавловской крепости изобрел тюремную азбуку. В истории политической тюрьмы азбука перестукивания стала важнейшим средством общения.
Осужден по ІІ разряду, но приравнен к І разряду и приговорен к вечной каторге. После приговора вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург — 7.8.1826, отправлены в Сибирь — 28.9.1827 (приметы Михаила: рост 2 аршbyf 5 1/2 вершкjd, «волосы на голове и бровях черные, лицом чист, смугловат, глаза темнокарие, нос посредственный, острый, под шеей на левой стороне маленькие два пятнышка, на правой щеке родимое пятнышко, а на левом боку бородавка»), затем доставлены в Читинский острог — 13.12.1827,.
Вечная каторга, которую отбывал в Чите, и Петровском Заводе, была сокращена до 20 лет, « ...постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры, прения, рассказы о заключении, о допросах, клокочущий неумолчно...»,- вспоминал Михаил.
В Петровский завод в сентябре 1830, срок сокращен до 15 лет — 8.11.1832 и до 13 лет — 14.12.1835. Пока каторжные работы отбывались в Чите, Михаилу жилось очень тяжело. С переводом в 1830 г. в Петровский Завод положение улучшилось, и оставалось много времени для работы над своим образованием. Еще сидя в крепости, Бестужев увлекся изучением языков. В Сибири он хорошо усвоил не только все главные европейские языки, но и такие, как испанский и польский. Для кружка товарищей, систематически изучавших философию и историю, он написал ряд рефератов. Оказавшись в тюремных камерах, они с первого же дня стали учиться всяким ремеслам.
По окончании срока каторги по указу 10.7.1839 обращены на поселение в г. Селенгинск Иркутской губернии. Выехали из Петровского завода — 27.7.1839 и около месяца пробыли в с. Посольское Верхнеудинского уезда Иркутской губернии, дожидаясь разрешения поселиться в Селенгинске, прибыли в Селенгинск — 1.9.1839.
В феврале 1844 мать Бестужевых, продав имение, возбудила ходатайство о разрешении ей вместе с дочерями Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск к сыновьям, выразив готовность подвергнуться всем ограничениям, которые будут для этого поставлены; однако в этом разрешении Николай I 7.9.1844 ей отказал; лишь после смерти П.М. Бестужевой сестрам было разрешено выехать в Селенгинск со всеми ограничениями, предписанными для жен государственных преступников.
Братья Бестужевы были отправлены на поселение в Селенгинск 27 июля 1839 года.
Они приобрели усадьбу, и со свойственным увлечением Михаил Александрович отдался сельскому хозяйству. В Селенгинске декабристы показали себя новаторами ведения сельскохозяйственного производства. В поте лица они добывали себе хлеб. На их огородах росли овощи, в парниках арбузы, дыни и китайские огурцы.
Бестужевы заметно выделялись среди товарищей страстью к постоянной деятельности Человек разносторонних дарований, Михаил Александрович Бестужев слишком разбрасывался и ни на чем определенном не сосредоточил свои таланты. Он много писал в прозе и стихах, но ничего не печатал.
Как и все Бестужевы, он был на все руки мастер, знал множество ремесел и прилагал свои способности к разного рода изобретениям. Ему, между прочим, приписывают устройство очень удобной тележки — “сидейки”, получившей в Сибири большое распространение под именем “бестужевки ”.
В Сибири его знали как ученого, изобретателя, педагога, писателя.
О себе Михаил Александрович писал: «Лишенный возможности быть существенно полезными обществу, мы жили в абстрактном мире …Мы поглощали с ненасытной жадностью все, что мир духовный творил, и мы были умны теоретически! Я предугадал, что с подобной системой занятий можно легко сойти с ума. Я начал умственные занятия перемешивать с занятиями более практическими, материальными: я изучал более шести языков, я был попеременно портной, сапожник, переплетчик, слесарь, кузнец, лудильщик, шорник, и ювелир».
Как видим из этого признания декабриста, он был что называется, «мастером на все руки», он не переставал пополнять свои знания и передавать их другим. Историки и литературоведы отмечают, что на каторге и в ссылке Михаил Бестужев полностью сохранил свой революционный темперамент и демократические убеждения, это был человек большой жизненной активности и стойкости, что он выдержал не мало ударов судьбы, и в самых ужасных условиях сибирской каторги и ссылки продолжал заниматься не только различными полезными жизненными делами, но и литературой. Литературное наследие М. Бестужева невелико по объему и пестро по составу: он переводил западно - европейских классиков, писал повести о морской жизни, занимался фольклором и этнографией. Еще в 20-е годы Х1Х века он выступил как поэт. Писал стихи, о которых отзывался так: «… тут были и замки и ливонские рыцари, и девы, и новгородцы », но стихи юного поэта до нас не дошли.
О том, что Михаил Бестужев сохранил верность декабристским идеалам, свидетельствуют его стихи, написанные в Сибири в 1829 и 1830-х годах (Приложение 4). В стихах:
Еще ко гробу шаг - и может быть, порой,
Под кровом Лар родных, увидя сии строки,
Ты с мыслью обо мне воспомнишь край далекий,
Где брошен жизни сей бушующей волной,
Ты взора не сводил с звезды своей вожатой
И средь пустынь нагих, презревши бури стон,
Любви и истины искал святой закон
И в мир гармонии парил мечтой крылатой. "
(посвящалось М.И. Муравьеву - Апостолу) и «Песня» звучит тема «борьбы с судьбою в Сибири дикой», полночной, «одичалой». Но лейтмотивом звучит в стихах мысль, что страдания узников были не напрасными, они принесут народам счастьем и «луч улыбки».
Ни жестокая расправа, учиненная Николаем І, ни кошмарные условия тюрем, каторжных работ и поселения не сломили и не разоружили декабристских литераторов. А.И. Кюхельбекер, В.Ф.Раевский, А.И. Одоевский, братья Бестужевы – все они продолжали в далекой Сибири активную творческую деятельность. Кроме этого в Сибири Михаил Бестужев писал публицистические статьи, занимался изучением фольклора .Это можно узнать из его статей и других произведений по которым пригоршнями рассыпаны этнографические и фольклорные материалы – о ламах , о тибетской медицине, об амурских сплавах и т.д. Михаил Александрович увлекался ламаизмом об этом он подробно пишет в письме - сестрам. (Приложение)
Наиболее крупным литературным произведением в наследии М.А. Бестужева являются «Записки», которые к сожалению остались не завершенными .
В своей основе Записки содержат рассказы о людях и событиях, которые переживал автор. Написаны «Записки» живо, ярко, интересно и увлекательно. Сибирский узник рассказал о работе каторжников и ссыльных. Он описал жизнь свою и брата Николая в Селенгинске, рассказал о своих сестрах и о тех, кто навещал их в Селенгинске. С кем братья вели переписку.
Воспоминания Михаила Бестужева – лучшая часть мемуарного наследия декабристов.
В 1847 г. женился на дочери есаула Селеваного – Марии Николаевне. Дела и женитьба прочно привязали его к Сибири, и он долго не пользовался амнистией.
Много и плодотворно работал Михаил Александрович Бестужев в области краеведения Бурятии. В своем дневнике автор говорит о том, что увлекался фольклором бурят и составил краткий словарь для бесед с бурятами на поселении. Из литературного наследия М. Бестужева наиболее ценны его работы по Буддизму, которые ждут своего открывателя.
Вместе, с братом Николаем разделил муки каторги и поселения в Сибири, прожив там 30 лет. Михаил Бестужев покинул Селенгинск в 1867г. Дом с мезонином, два флигеля, баню – обсерваторию, кузницу, мастерские разыграл в лотерею, но фактически раздарил сележанам.
Жители Селенгинска устроили в честь него молебен церкви, прощальный обед. Поклонившись могилам брата Николая, жены Марии, сына Коли и Константина Торсона, того, кто принял его в общество.
Михаил Бестужев сел в тарантас с 3- летним сыном Сашей, 7 летнею дочерью Машей уехал. «Уезжая Михаил Александрович сильно плакал,- вспоминала бурятка – служанка Жигмит Анаева.- Это были боги, а не люди!»
После амнистии декабристам (1856) и смерти жены уехал в 1867 г. в. Москву. Но можно добавить, что в Сибири остался глубокий след жизни и деятельности Михаила Александровича Бестужева.
Он умер в Москве в 1871 г. от холеры.
Похоронен на Ваганьковском кладбище. Никто из его 4 детей не пришел роковой для них черты 13 лет – жена, страдавшая чахоткой, родила их слабыми здоровьем.
Приложения
Приложение 1.
Портрет М.А. Бестужева
Приложение 2
М. А. Бестужев. Акварель Н. Бестужева. 1837-1839 гг.
Приложение 3
АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАВЕЛИН
Приложение 4
Восстание на Сенатской площади
Приложение 5
Приложение 6
Панов Н.А., Бестужев Н.А. (в камере Н.А. Панова в Петровской тюрьме, 1831-1839) |
Бестужев Николай, Киреев И.В., Бестужев Михаил (1831, в камере)
Приложение 7
Письмо Михаила Бестужева - сестрам. Селенгинск. 27 января 1842 г.
« Первое еще письмо пишу к вам, милые мои сестры, в этом году который дай Бог , чтоб принес вам какое – нибудь утешения в скорбной нашей жизни и был к вам милоствее его прошедших собратий. Какого то вы проводили праздники? Что же до меня касается, то я провел их, если не совсем весело, то , по крайней мере , шумно-рассеенно; в сфере для меня совершенно новой, в кругу людей, с которыми судьба меня свела впервые. Вот почему я не мог писать вам прежде и вот почему брат к вам до сих пор не отвечает на ваши письма . Но на днях я и его ожидаю Уже прошло двадцать семь дней нашего нового года, а китайский и монгольский новый год начнется .Это только через два дня. Самый из их годовых праздников и называется Саган-Сара, т.е. Белый месяц: празднество начинается рождением Луны. Тогда весь бурятский мир пьет веселится и набожные едут в кумирни молиться Великому Бурхану (Богу) . Прошедший год я ездил из любопытства в их главную кумирню на Белый месяц и был чрезвычайно доволен своею поездкою, так много любопытного я там насмотрелся. Эта Кумирня стоит на берегу Гусиного озера, которое от нас в верстах в 35. Называется Гусиным потому,, что летом бесчисленное множество гусей прилетают на берега этого озера, линяют и выводят детей; длиною на верст около 40. На оконечностях его и на середине стоят кумирни, из коих одни есть главные , где присутствует Хамбо -Лама, т. е. их митрополит, который мой большой приятель и нынче заезжал звать в гости к себе на Белый месяц - но я не знаю, поеду ли ? Наружный вид их кумирен имеет большое сходство с нашими церквами. Штиль чисто индийский, и как штиль древнее византийского, по которому в старину строили наши церкви, тоже много заимствовал из Индии, то и неудивительно это сходство. Вокруг главного здания кумирни выстроены отдельные часовни. В одной хранитель Ганжур, т. е. их учение веры с подробным исполнением всех обрядов касательно их вероисповедания; он состоит из 212 книг infolio В другой часовенке хранится Данжур, т. е. краткое толкование их вероисповедания и состоит из 106 книг infolio. В третьей погребаются Хамбо - Ламы; в четвертой - колесница, в виде кареты с 4 зелеными лошадьми, в которой их вто ростепенный бог с большим торжеством катается во круг кумирни; около середины лета при входе в главную кумирню стоят по обе стороны дверей чучела каких-то страшных фантастических зверей, а при входе в храм — осьмиугольный вертящийся барабан, украшенный лосутками разноцветных материй и обвешанный бубенчиками и колокольчиками. Каждый правоверный, проходя в храм, должен его повернуть, а набожные — несколь ко раз. Этот барабан называется «Умани -батмехум», т. е. «господи помилуй».
Такие барабаны, но только меньших размеров вы увидите на всех кладбищах, вертящие, подобно мельницам от ветру; их увидите, вер тящие, в юрте лам, над огнем их очага - посредством течения воздуха; вы увидите их даже у каждого убушея, т. е. набожного человека, который, если есть сво бодная минутка, повертывает его, как волчок, рукою.
Для чего, спросите, вы должны вертеть этот волчок? А вот для чего. В древние времена пред входом в кумир ню ставили подобный барабан и на всех его сторонах писались молитвы, которые должно было все прочитать, прежде ежели войдет в храм — для удобности он по вертывался. Набожные люди прочитывали молитвы по нескольку раз, впоследствии первоначальная мысль утратилась — осталось только наружное действие, и те перь набожность мерится числом оборотов барабана. Но надо вам сказать, что внутри этого барабана лежат молитвы и целая стопа бумаги, на которой написано «Уммани - батмехум», т. е. «господи помилуй»» — и пред полагается, что всякий, кто поверяет его - значит, он прочитал все молитвы и повторил столько раз «господи помилуй», сколько заключает их в себе вертящийся барабан. Покойный барон Шиллинг фон Капштадт приобрел от одной кумирни предорогие издания Ганжура с таким условием, чтоб он им напечатал 10 стоп бумаги «Уммани- батмехум» и чтоб на каждом листе печатном было не менее 20 000. Представляю вам са мим вычислить на досуге, сколько раз каждый право верный при повороте барабана произносит «господи помилуй».
Когда войдете в храм, то внутренность его вы едва можете рассмотреть от множества разноцветных лоскут ков, висящих под потолком. Направо и налево висят и стоят у стены огромные барабаны около сажени в по перечнике: бубны, бубенчики, трещотки и огромные ро га. Все это принадлежности их священной музыки, но какова она, вы можете сами представить. Во всю дли ну кумирни стоят низкие скамьи, на коих сотни 3 или 4 лам сидят, поджав ноги. В самом углублении — вроде католического алтаря, где помещены их бурханы. Перед каждым бурханом стоит маленькая чашечка с во дою и другие с пшеном и свечки из алоевого дерева. Перед этим алтарем на самом высоком месте заседает Хамба-лама, направо и налево пониже ширетуй и дзарджей — его помощники, и так по старшинству прочие ламы на низких диванах. Все они одеты в красные или желтые шелковые или суконные халаты особенно го покроя и сверху накинуты пурпурные мантии, которыми они живописно драпируются при молении - кро ме того, у них по их чинам и шапки особенные - но прочие ламы имеют обыкновенную шапку лам, цветом желтую, и должны в кумирне сидеть с обнаженною головою, несмотря на 30-градусный мороз, и сидеть почти весь день с раннего утра и до позднего вечера. Служба прекращается только на весьма короткое время. Это я говорю про службу в Белый месяц. Что вам сказать о их службе? В первый раз, как я присутствовал при их богослужении - признаюсь - оно сделало на меня чрезвычайное впечатление своею страшностию. Вообразите огромный храм, разделенный во всю длину двумя рядами пилястр с резными капителями, перепу танных по потолку, как паутиною, разными арабеска ми, между которыми повешены различной формы балдахины и лоскуты разноцветной материи, по стенам уродливые изображения их богов, их священные инстру менты; в глубине алтарь с их бурханами, слабо освещенными небольшими лампадами, и в этом полумраке 300 человек лам, сидящих неподвижно, так что я сна чала принял их за идолов.
Уже вечерело, когда я пришел. Скоро вошел Хамбо- лама, сопровождаемый дву мя дьяконами: красивыми, рослыми и одаренными звучным голосом. При всеобщем хоре Хамба очень живописно совершил трижды коленопреклонение при входе, на середине храма и пред алтарем, потом сел на свое возвышенное место, и служба началась. Началась тем, что с потолка спустили один балдахин, под которым было блюдо со священным пшеном и раздали всем ламам; потом опустили другое блюдо со священною водою и также раздали всем в их медные чашечки. Потом один из дьяконов встал и начал гимны, за ним все. Вся их служба состоит в этом.
Дьякон начинает потом все подхватывают, но размер и такт беспрестанно переменяется, а иногда сопровождается их музыкою. Иногда дьякон один и уж очень долго мычит какое-то соло без слов, и я никак не мог добиться толку, для чего он это делает. По временам Хамба -лама или дзарджей читают книги, а на каждый стих вся честная компания лам так страстно отвечают каким-то гортан ным рычанием. Это, право, страшно. В продолжение службы все ламы бросают вверх священное пшено и кропят по воздуху священную воду в жертву бурхану. Это ночное служение заключилось всеобщим хором богу и о ниспослании его благодеяния на все твари, и когда дошло до того, где испрашивается благоденствие царю — то поднялась такая адская музыка, что я не вольно затрепетал — сперва она начинается тихо, громче и громче, голоса даже усиливаются — потом вы слышите раскаты грома, потом звякание метели, треск, вой огромных рогов — и все это в аккомпанемент с завыванием 300 голосов нечеловеческих, а как будто голодных гиен или шакалов! — И все это на полу, и все это посре ди неподвижно сидящих, как истуканы, лам, которых признаки жизни только можно видеть по густому пару, который клубится из их рта, когда они так страшно за вывают. Посреди этой сцены Хамба -лама встал и вели чественно отправился из кумирни, и вдруг все, как бе шеные, вскочили со своих мест и бросились, давя друг друга в дверях. Так кончилось в этот день служение, но извините — не кончаюсь. Едва ламы разошлись по своим кельям, которые выстроены вокруг кумирни,— как вдруг снова повестка: собираться в кумирню как можно скорее. Было уже за полночь: что такое? зачем? А вот что... злой дух в виде крылатого дракона, прогуливаясь по безводному пространству, прельстился ясным месяцем, которое, как серебряное яблочко, спокойно катилось по тверди небесной, и вздумал его скушать. Уж край ясного месяца был обгрызай, Когда ламы, без сомнения, и я с ними, собрались в кумирню. Дело состояло в том, чтоб отогнать голодного дракона, вследствие чего поднялась такая тревога... что - хоть святых БОЙ понеси. Но, несмотря на их проделки, дра кон продолжал, как удав, кусать лакомый кусочек, и уже половина серебряного яблочка исчезла в пасти дракона, как вдруг, вероятно, испугавшись усиливающихся криков и стукотни, он начал выплевывать свою жертву. Чрез полчаса ненаглядный голубчик по-прежнему катался чист, цел и ясен по синеве неба. Вы догадались, что это было просто затмение Луны, но они <...;> изъясняют это так, как я описал выше, и во всех местах <[...> обязанность каждого жителя при таковом казусе — бежать на улицу и стуком в тазы и сковороды и криком стараться отогнать мнимого дра кона.
Но полно об этом — я заболтался и теперь только заметил, что исписал три листа вздору и могу надоесть …»
Приложение 8
Что не ветр шумит во сыром бору –
Муравьев идет на кровавый пир...
С ним черниговцы идут грудью стать,
Сложить голову за Россию-мать.
И не бурей пал дблу крепкий дуб,
А изменник червь подточил его.
Закатилася воля-солнышко,
Смертна ночь легла в поле бранное.
Как на поле том бранный конь стоит,
На земле пред ним витязь млад лежит.
"Конь! мой конь! скачи в святой Киев-град;
Там товарищи, там мой милый брат...
Отнеси ты к ним мой последний вздох
И скажи: "Цепей я нести не мог,
Пережить нельзя мысли горестной,
Что не мог купить кровью вольности!"".
Между 1829 и 1835
М. И. МУРАВЬЁВУ-АПОСТОЛУ
Еще ко гробу шаг - и, может быть, порой,
Под кровом лар родных, увидя сии строки,
Ты с мыслью обо мне воспомнишь край далекий,
Где, брошен жизни сей бушующей волной,
Ты взора не сводил с звезды своей вожатой
И средь пустынь нагих, презревши бури стон,
Любви и истины искал святой закон
И в мир гармонии парил мечтой крылатой.
<1829>
Литература
Ералаш
Император Акбар и Бирбал
Рисуем "Осенний дождь"
Что такое музыка?
Почта