Работа посвящена анализу одной из проблем романа: какую роль в личностном самоопределении Виктора Служкина сыграла школа.
Какаой эта современная школа предстала его незашоренному взгляду
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 132.5 КБ |
aleksey_ivanov.ppt | 648 КБ |
Обучение правописанию направлено прежде всего на выработку автоматизма. При формальном заучивании правил правописания и решительном преобладании упражнений типа списывания, работа эта не способствует интенсификации умственного развития. Вместе с тем овладение письменной грамотностью в большей мере зависит от развития мышления учащихся, от их общего культурного уровня и, будучи усвоенной, грамотность отражает уровень умственного развития. Наибольшую сложность с точки зрения задач умственного развития представляет работа с непроверяемыми написаниями. Осмысленное восприятие орфограмм здесь затруднено, в результате чего создаются предпосылки для выдвижения на первый план приемов механической тренировки. Основными условиями такого повышения является разнообразие упражнений, равномерное использование различных видов памяти (зрительной, слуховой, двигательной и др.), органическая связь тренировочной работы с речевыми и логическими упражнениями, использование элементов занимательности, ограничения произвольного запоминания и расширение возможностей для запоминания непроизвольного.
Основные линии словарной работы
1. Обогащение словаря.
Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Обогащение словарного запаса заключается как в количественном пополнении запаса слов, так и в качественном его совершенствовании, которое происходит благодаря усвоению производственных значений известных слов и замене в речевом обиходе учащихся просторечных и диалектных слов словами литературного языка.
Существенное влияние на обогащение словарного запаса учащихся оказывает развитие у них внимания к незнакомым словам в тексте, потребности выяснять лексические значения этих слов и умения пользоваться толковым словарем. Обычно вызывают затруднения учащихся следующие группы слов: специальные слова, слова с переносным значением, слова с качественным значением, слова на морально-этическую тему.
2. Уточнение словаря.
Уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений и т. д.
Уточнение словаря - это самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:
1) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставление близких по значению слов и противопоставление антонимов, сравнение значений и употребление паронимов и т. п.
2) усвоение иносказательных значений слов, в том числе во фразеологических единицах;
3) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
По иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
3. Активизация словаря.
Активизация словаря - это включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.
Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать (т. е. перенести из пассивного словаря в активный) как можно большее количество слов, научить использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужное слово.
Формы активизации словаря:
1. Составление словосочетания с нужным словом.
2. Составление предложений с заданными словами.
3. Пересказ с использованием важной лексики оригинала.
4. Рассказ по наблюдениям с использованием опорных слов,
4. Устранение нелитературных слов.
Устранение нелитературных слов - это перевод диалектных, просторечных, жанровых слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды, из активного словаря в пассивный. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектика, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся. Здесь также подразумевается исправление ошибочных ударений, произношений.
Виды словарной работы
СЛОВАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Основная цель упражнений - развитие умения точного выражения в слове тех предметов и явлений, которые непосредственно восприняты или воспринимались раньше детьми, совершенствуя при этом приемы мышления: они способствуют установлению правильной взаимосвязи между словом и обозначаемым им предметом или явлением. Тематика упражнений зависит от материала, который имеется в букваре или книге для чтения, а в дальнейшем и в учебнике русского языка.
Виды словарных упражнений
I. Упражнения типа грамматического разбора.
1. Запись слов по алфавиту (1 класс).
Учащиеся осваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Так, записав на доске в разбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту, подчеркивая непроверяемые орфограммы. Постепенно задание усложняется.
2. Выборочный ответ (1 класс).
Предлагая учащимся задание, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
3. Группировка и запись слов по орфографическим признакам (2 класс).
Учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
4. Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами (2 класс).
Здесь имеются в виду слова типа территория-коридор и т. п. Учитель предлагает написать 2-3 пары, сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.
5.Дописывание орфографических таблиц (2 класс).
а о
а а-а о о-о
абзац карандаш солома огород
II. Упражнения лексические, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями.
1.Подбор однокоренных слов - других частей речи (3-4 классы).
При изучении частей речи полезно предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других. Учитель предлагает записать слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова - другие части речи.
2. Подбор и запись синонимов и антонимов(3-4 классы).
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких по значению или противоположных. Особенно большие возможности для такой работы имеются при изучении частей речи в 3-4 классах.
3.Подбор и запись слов с иноязычными элементами (3-4 классы).
Познакомив учащихся с некоторыми иноязычными элементами слов, учитель предлагает задание на подбор и запись других слов с этими элементами. В 3-4 классах после соответствующей беседы и разбора примеров учитель предлагает детям подобрать и записать слова с элементами авто-, колл-, - грамм.
4. Замена описательных оборотов словами-синонимами (3-4 классы).
Учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Примерный перечень таких слов сначала дается вразбивку.
III. Упражнения в конструировании словосочетаний и предложений.
1. Составление словосочетаний с данными словами.
Такая работа активизирует слова, углубляет их понимание. Способствует закреплению непроверяемых написаний, тренировке употребления данных слов в устной и письменной речи.
2. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся, усвоению синтаксического строя речи.
IV. Упражнения по развитию речи.
1. Сочинение по опорным словам (2 класс).
Учитель дает детям тему и группу словарных слов, которые подобраны по заданной теме. Необходимо составить небольшой текст, используя данные слова.
2. Письменный пересказ текста с использованием данных слов (3-4 классы).
Учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями.
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Словарный диктант состоит из отдельно взятых слов и предложений. Учитель диктует слова, словосочетания и предложения по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных. При проведении словарных диктантов, записи изучаемых слов с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений для «проверки», объяснения правописания необходимо использовать этимологическую справку, различные словари.
Виды словарных диктантов.
1. Выборочный диктант.
2. Картинный диктант.
3. Комментируемый диктант.
4. Диктант с использованием загадок.
5. Вариативный диктант.
6. Диктант по памяти.
ВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛОВАРИКОВ
Еще одним видом словарной работы является ведение индивидуальных словариков, в которых отражается словарный запас ребенка, его самостоятельность, ответственность в обогащении своего словарного запаса. Учитель учит детей видеть слова с непроверяемыми написаниями в рассказах, стихотворениях, научных статьях, находить им объяснение, записывать в свои индивидуальные словарики. Эта работа воспитывает в детях внимание к слову, языковое чутье, внимание к орфографическому и лексическому образу слова, обогащает словарь, уточняет и активизирует его, т. е. осуществляет все направления словарной работы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ОРФОГРАММ.
Часто запоминаемая орфограмма сводится к образу буквы. Задача учителя подсказать детям какую-нибудь ассоциацию, образ, с которым можно связать написание трудного слова. Также к словарным словам можно придумать четверостишие.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Очевидно, что проведение словарной работы на уроках русского языка невозможно без обращения к специальным книгам - словарям. Вся работа с ними на уроках должна быть подчинена одному желанию - пристрастить малыша к чтению такого рода книг.
Основная работа со словарем на уроке может проводиться в двух направлениях:
1. Учитель может дать такие задания: списать слова, обозначить ударение, пользуясь словарем, и прочитать слова, как этого требует знак ударения. Учитель может учить детей искать ответы на вопросы о семантике слова в толковом словаре при помощи следующих упражнений:
3) найти отгадку в словаре. Указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка.
2. Программные разделы по русскому языку могут осваиваться по материалам словарей. Словарь выступает в роли дополнительного учебника русского языка на любом уроке. Практически каждая конкретная тема программы по русскому языку может быть освоена на материале обоих словарей. Например, изучается правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, учитель может предложить выписать из словаря слова, начинающиеся этими сочетаниями. Изучается род имен существительных - пусть дети используют словарь для поиска примеров существительных мужского, среднего и женского рода.
Слайд 1
«Школьные» главы в нравстенных поисках героя романа А.Иванова «Географ глобус пропил» Выполнила работу Бадертдинова Алёна, 11А класс Г. Пермь, 2010г.Слайд 2
Алексей Иванов Главный герой- Виктор Сергеевич Служкин – интеллигент, противостоящий толпе
Слайд 3
Саша Рунева Будкин Кира Валерьевна Ветка ЖенаНадя Скудость и узость среды
Слайд 4
Ученики 9 «Б» отцы 9 «В» зондеркоманда 9 «А» красная профессура
Слайд 5
Школа-реальный социальный институт оказывается концентратом человеческих характеров и страстей. Служкину дорога естественность его воспитанников.
Слайд 6
учитель воспитывает не поведением и нотациями, не инструкциями и установками – учитель воспитывает собой .
Слайд 7
Поход с учителем в природу – главное Событие романа.
Слайд 8
Маша и Служкин
Слайд 9
Победная кульминация-самостоятельный проход «отцов» через опаснейший Долгановский порог
Слайд 10
Служкин – сложная смесь противоречивых качеств и поступков. « Я правильно поступаю».
Слайд 11
Реальный поход в природу оказывается одновременно походом в историю, миф, легенду.
Слайд 12
«три опоры, три просвета, три вневременных смысла» Дети Природа История и география
Слайд 13
Вывод Таким образом школьные главы помогают понять систему нравственных ценностей героя
Слайд 14
Лев Данилкин «глобус пропит не зря».
Рисуем крокусы акварелью
Ёжикина Радость
Нора Аргунова. Щенята
Хризантема и Луковица
Астрономический календарь. Июнь, 2019