Исследовательска работа "Настроение в школе". Анализ настроени одноклассников и рекомендации по сохранению положительных тенденций в настроении.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 197.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
Исследовательский проект
«Настроение в школе»
Выполнили: учащиеся 3 класса
МОУ СОШ №3
Мурзина Яна
Романчук Елизавета
Консультант: Козбан Е.В.
педагог дополнительного
образования
ЗАТО г. Межгорье, РБ
2012 г.
Оглавление
2. Анализ настроения одноклассников
3. Рекомендации для улучшения настроения
Однажды я шла с мамой домой из школы хмурая. Мама меня спрашивала о делах школьных, а я ей не отвечала. Я не хотела уходить из школы, расставаться с друзьями. Мама сказала что, быть хмурой нехорошо. Человек должен быть всегда в хорошем настроении.
Мне стало интересно - почему?
Почему у человека бывает разное настроение? Какие причины влияют на настроение? С каким настроением школьники приходят в школу? А уходят? Почему? Можно ли сделать так, чтобы настроение всегда было хорошим? Вот на эти вопросы мы постарались ответить, работая над проектом.
Объект наблюдения - учащиеся 3 «З» класса. Предмет наблюдения – настроение в классе.
Цель: анализ настроения одноклассников.
Задачи:
При работе над проектом мы постарались развить умения:
Под настроением (в широком смысле слова) понимается жизненный тонус человека, его отношение к жизни вообще и к своей, в частности. В более строгом (научном) смысле настроение – это устойчивое продолжительное сложное душевное состояние, выступающее в виде психического фона жизнедеятельности человека, представляющего собой сплав из его побуждений, эмоций, чувств, воли, ума и мышечного тонуса.
Настроение тесно связано с конкретными видами человеческой деятельности. Поэтому можно считать, что жизненный тонус человека складывается из тех настроений, которые проявляются у него на работе, дома, в гостях и т.д. В свою очередь, настроение может существенно влиять на состояние человека, исполняющего конкретную деятельность (на его потребности, эмоции, чувства, волю, мышление и творческую интуицию), причем как в положительную, так и в отрицательную стороны.
Как складывается настроение у человека в конкретной деятельности? Первопричиной настроения (так же как и эмоций) являются потребности и возможности их удовлетворения. От удовлетворения или неудовлетворения человеком своих потребностей зависит качество его настроения. Так, человек, который занимается любимым делом и достигает в нем определенных успехов, чаще всего уверен в себе, испытывает творческий подъем, ощущает бодрость, легко преодолевает трудности, радуется своим достижениям, нормально развивается, хорошо себя чувствует. Иначе говоря, у него всегда приподнятое настроение.
Однако в повседневной жизни так получается не всегда. Иногда бывает и так: человек занимается любимым делом и испытывает радость от творческого процесса, но его работа не находит должной оценки и поддержки у других людей. Вследствие подобной ситуации человек сильно страдает и впадает в депрессию. У такого человека настроение чаще всего бывает неустойчивым (переменным).
Кроме того, встречается немало людей, которым приходится заниматься вовсе неинтересным для них делом. Эти люди вынуждены приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам и несмотря ни на что стараться поддерживать в себе хорошее настроение. Как правило, люди, живущие в противоречии со своими интересами, трудно переносят любые нагрузки и быстро переутомляются, впадают в подавленное состояние (депрессию), хуже развиваются. Все это, естественно, отрицательно сказывается на их настроении и здоровье.
По качеству складывающегося в школе настроения всех учеников можно разделить на три группы.
Самая многочисленная группа – это дети, у которых в школе преобладает позитивное настроение. Им в школе интересно, они уверены в себе и активны. Проявляя определенное волевое усилие, они чаще всего достигают поставленной цели, получают удовлетворение от учебы и, как правило, спокойно относятся к своим успехам. Хорошее настроение у них связано, прежде всего, с интересом к учебной деятельности.
Вторую по численности группу составляют ученики, которые чувствуют себя в школе в основном плохо. Это связано с неуверенностью в своих силах и неудачах в процессе учебы, а также, в некоторых случаях, с переживаниями, что они хуже других. Состояние утомления (и переутомления), которое они испытывают в школе, чаще всего обусловлено постановкой трудных, невыполнимых для них задач. У этих детей нет выраженного интереса к учебной деятельности, хотя они и бывают активны на некоторых уроках. У многих учащихся этой группы переживание неудачи (или по-научному – фрустрация) переходит в депрессивное состояние. В то же время многие из этих школьников стараются приспособиться к системе школьного обучения и оградить себя от ее негативного воздействия. Они либо «отключаются», т.е. впадают в дремотное состояние и перестают реагировать на собственные неудачи, либо имитируют активность. Несмотря на это большинство детей данной группы, сильно утомляется в школе.
Самую малочисленную группу составляют учащиеся, настроение которых в школе носит переменный характер. У них может проявляться от двух до четырех разнополюсных состояний. Так, например, состояние утомления, связанное со значительным волевым напряжением, может перейти у них в позитивное настроение (радости и веселья), а затем – в проявление новой активности; позитивное эмоциональное состояние – смениться недовольством собой и утомлением, состояние торжества – переживанием неудачи, а чувство удовлетворения может перейти в ощущение беспомощности. Интерес к деятельности и активность может сопровождаться эмоциональной напряженностью и вызвать фрустрацию и усталость. Пассивное отношение к учебной деятельности может чередоваться с активностью и эмоциональным возбуждением.
Важно отметить, что в процессе обучения у многих школьников происходит нарастание негативных проявлений в настроении. Это связано с резким повышением информационной нагрузки и накоплением нервной усталости от общей неудовлетворенности в учебе. В результате у них развивается неврастения.
Что же надо делать для поддержания хорошего настроения у детей в школе? Каждый ученик может помочь себе сам.
Мы провели анкетирование в своем классе (приложение1) и получили следующие данные.
Настроение в классе
Вывод: большинство учащихся нашего класса имеют утром и днем хорошее настроение, в школе чувствуют себя комфортно, приходят на занятия отдохнувшими, с желанием учиться.
Вот что надо делать для укрепления положительных тенденций в своем настроении:
Улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Анкета для учащихся 2 – 4 классов.
Класс:___
а) да
б) нет
а) понедельник
б) вторник
в) среда
г) четверг
д) пятница
е) суббота
ж) воскресенье
____________________________________________________________
а) да
б) нет
а) у меня всегда хорошее настроение утром
б) не выспался
в) не хочу идти в школу
г) прочие причины__________________________________________
а) интересно
б) скучно
в) волнуюсь
г) огорчаюсь
д) весело
е) устаю
ж) неинтересно
з) радуюсь
и)недоволен
к) другое____________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Можно от Солнца уйти...
Браво, Феликс!
Будьте как солнце!
Сочные помидорки
Если хочется пить...