Шахматы.
Для науки – слишком игра,
для игры – слишком наука
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_nauki-slishkom_igra_dlya_igry_-_slishkom_nauka.doc | 642 КБ |
"Странно мне видеть падишаха,
Не умеющего играть в шахматы.
Как он сможет управлять своим царством?"
/Ардашир Папакан – основатель династии Сасанидов, III век, Персия/
Бесспорно, самой увлекательной из интеллектуальных игр можно назвать шахматы
Современные Декоративные Электронные
Каждый человек имеет представление о том, что это за игра. Многие умеют более или менее сносно играть в шахматы. Но далеко не каждый знает о том, с чего началась история современных шахмат. Слово «шахматы» произошло от персидского «шах мат», что значит — «властитель умер». Однозначного ответа на вопрос о том, когда именно появились шахматы, нет, хотя официальной датой рождения шахмат считается 570 год до нашей эры. Эта дата выбрана, поскольку именно 570 годом до н.э. датируется первое письменное упоминание о шахматах. Люди, занимающиеся историей шахмат, говорят о том, что выбранная дата неверна, и шахматы были изобретены гораздо раньше. Большинство из них склоняется к следующей версии.
Шахматы были изобретены в 1000 году до н.э. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик, который прославился так же тем, что изобрел возведение числа в степень. Свое творение он предоставил на суд всемогущего индийского раджи.
Шахматы настолько впечатлили правителя, что он решил щедро вознаградить изобретателя. Тогда раджа спросил: «Чем наградить тебя за сие творение?». В ответ математик сказал следующее: «Положите на первую клетку доски одно хлебное зернышко, на вторую клетку — два, на третью — четыре, на четвертую — восемь, и так далее до последней клетки». Начальные цифры правителю показались настолько ничтожными, что он не мешкая, согласился. Раджа даже не надеялся так легко отделать. Однако, на деле выяснилось, что на последней клетке шахматной доски должно располагаться столько хлебных зерен, сколько нет не только в Индии, но и во всем мире.
Так звучит одна из самых древних и красивых историй, повествующих о зарождении великой игры, шахматы.
Игра в Индии называлась тогда чатуранга, что значит на санскрите - четыре рода, войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. В чатуранге было всего 4 фигуры - доска 9х9. Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска того времени.
Шахматы из Индии распространились по всей восточной и центральной Азии, а в конце V или начале VI века проникли в Иран.
Здесь эта игра, где "победу разумом одерживают", как говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой популярностью.
В VII столетии с шахматами познакомились завоеватели иранской монархии - арабы.
Новую для них игру они называли шатрандж
. В ту эпоху правила шахматной игры во многом отличались от нынешних. Арабы развили и несколько усовершенствовали игру. Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что арабы интересовались не только практической игрой, но и шахматной композицией.
В то время только ходы, ладьи и коня были в такими же, как сейчас.
Ферзь был тогда не сильнейшей, а наоборот, слабейшей фигурой - он передвигался лишь на одно поле по диагонали, а слон совершал своеобразный прыжок по диагонали через одно поле. Пешки в начальном положении можно было продвигать только на одно поле. Современной рокировки не существовало. Легко понять, что при таких правилах ходов столкновение сил начиналось значительно позже, чем в современных, "дальнобойных" шахматах, и вообще темп игры в шатрандже отличался большой медлительностью. Целью маневров было, как и сейчас, поставить неприятельского короля в безвыходное положение, дать ему "мат" или, если случалось, "пат", что также считалось тогда победой. Однако, принимая во внимание слабость ферзя и слонов, а следовательно, и относительно большую силу короля, мат (также и пат) был в практической игре большой редкостью (такие окончания партий вызывали удивление). Нормально победа в практической партии достигалась лишением неприятельского короля всех фигур его лагеря ("одинокий король"); борьба шла "на уничтожение".
Культура шахматной игры, достигшая довольно значительного развития у арабов, заметно снизилась при переходе шатранджа в Европу. Период с Х по XV столетие был периодом упадка шахматного искусства. Атмосфера средневековья не благоприятствовала свободному развитию искусств. Шахматы становились подчас игрой азарта; в них играли на деньги, так же, как в кости, триктрак и тому подобные игры. Поэтому снижался моральный уровень шахмат. В конце XIII века католическая церковь даже отнесла их к числу запретных, "недостойных христианина, греховных забав", но это гонение продолжалось сравнительно недолго и было отменено в середине XIV века. Наибольшее препятствие для развития, шатранджа, однако, было заложено в нем самом - в его правилах, в его медлительном характере. Естественным было поэтому стремление укоротить процесс игры, сделать ее более стремительной. Это и привело постепенно к выработке современных правил, которые сложились в основном в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), хотя полное их единообразие установилось лишь около 100 лет назад.
В связи с реформой правил игры для шахмат наступил период нового расцвета. Решающее значение здесь приобрели растущая популярность шахмат среди народа и изобретение книгопечатания. С этого периода начинается история шахмат нового времени. Дошедшие до нас партии XVII века свидетельствуют о том, что игра того времени была ещё очень наивной и характеризовалась стремительными комбинационными атаками на неприятельского короля, связанными с жертвами фигур и, особенно, пешек.
Лучшим шахматистом-практиком XVIII века был француз Филидор (1726-1795).
Он был известен и как теоретик, применивший и обосновавший ряд общих принципов построения и ведения партии. Особенное значение Филидор придавал движению пешек. "Пешки - душа шахмат",-говорил он. Свою теорию Филидор изложил в 1749 году в нашумевшем и выдержавшем впоследствии целый ряд изданий "Исследовании шахматной игры". Игра "по системе Филидора" придавала партии медлительный и осторожный характер. Фигуры играли подчиненную роль, и действия их были скованными, так как основным принципом являлось планомерное пешечное наступление. Против такого одностороннего направления в игре выступил во второй половине XVIII века ряд теоретиков. Но лишь в начале следующего столетия началось постепенное возвращение к фигурной, комбинационной игре. Сильнейшими шахматистами в тридцатых и сороковых годах XIX века считались Лабурдоннэ и затем Стаунтон.
Иначе происходило в этот период развитие шахмат в России. На протяжении ряда столетий (с XIII по XVII в.) они подвергались гонению со стороны церкви. Был период, когда шахматную игру запрещала в законодательном порядке государственная власть. Это отрицательно влияло на развитие шахмат в России. Все же притягательная сила шахмат была столь велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотря на всяческие запреты. Свидетельством значительного распространения шахмат является русский народный эпос-былины, старинные песни, пословицы, где часто, встречаются упоминания о шахматной игре. Конечно, всякие запреты не мешали играть в шахматы царям, боярам и духовенству, хотя как раз в отношении духовных лиц запреты были особенно строги. Во второй половине XVII века гонения постепенно потеряли свою остроту. Но характерно, что ещё в 1731 году некий митрополит доносил на другого, что тот велел снять на своем московском подворье колокола, чтобы звон их не мешал ему всю ночь играть в шахматы.
О значительном распространении шахмат говорят и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпоху в Московию по дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только в вопросе о широком распространении шахмат, но и отмечают с изумлением искусство, с которым русские играют в шахматы.
Охватывая период до конца XVIII века в целом, следует отметить, что ряд исторических условий влиял замедляющим образом на развитие шахмат в России. Гонения церкви, отсутствие вплоть до XIX века рукописных и печатных работ по шахматам и другие причины обусловили более поздний выход русских мастеров на международную арену.
Подобное положение сохранялось до конца XVIII и начала XIX века, когда в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги. Основоположник отечественной шахматной школы — Михаил Чигорин всячески способствовал развитию этой игры: проводил в разных городах выездные лекции, турниры, устраивал состязания по переписке.В 1920 году в нашей стране состоялась первая «Всероссийская шахматная олимпиада».Со всемирных олимпиад наши шахматисты традиционно привозят первые призы.
Самые известные наши шахматисты — чемпионы мира разных лет — Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Владимир Крамник. Чемпионы мира из других стран — Вильгельм Стейниц, Эммануил Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Макс Эйве, Роберт Фишер.
Анатолий Карпов (1975-1985, ФИДЕ 1993-1999)
Роберт Фишер (1972-1975)
Борис Спасский (1969-1972)
Борис Спасский (1969-1972)
Анатолий Карпов (1975-1985, ФИДЕ 1993-1999)
Роберт Фишер (1972-1975
Гарри Каспаров (ФИДЕ 1985-1993, ПША 1993-1998,
неофициальный 1998—2000)
Александр Халифман (ФИДЕ 1999-2000)
Вишванатан Ананд (ФИДЕ 2000-2001)
Владимир Крамник
(неофициальный чемпион с 2000 по наст, время)
Руслан Пономарев ФИДЕ 2001 год
В прошлом столетии некоторые правители, вроде Лао-Цзы, считали, что невежественным народом управлять легче. Поэтому шахматы, как путь к мудрости, нередко запрещались.
А вот в Японии свои шахматы.
Они называются сёги. Фигуры противников в сёги не различаются по цвету. Против кого играет фигурка — определяется направлением ее острия. При этом количество вариантов ходов гораздо больше, чем в классических шахматах. «Съеденная» фигурка не выбывает из игры, а переходит в стан противника.
«Богиней покровительницей», или «музой» шахмат считается Каисса, героиня одноимённой поэмы английского писателя-востоковеда Уильяма Джонса (1763 год), в которой рассказывается, что бог войны Марс пленился красотой Каиссы и мог добиться её взаимности лишь благодаря изобретению шахмат.Во время игры нимф появляется очаровательная Каисса. В нее влюбляется бог войны Марс. Но его ухаживания не имеют успеха.Тогда одна из нимф предлагает Марсу изобрести новую игру:
«Ты только этим сердце ей смягчишь и даже страсть Каиссы возбудишь!»
Марс обращается за помощью к Эвфрону, богу Спорта…
''И Спорт помог. Из тверди смастерил
Небесную доску, клетки начертил.
Из матерьяла разного солдат
Он изготовил: сам им черт не брат.
Законы для сраженья предписал.
Каиссой, под конец, игру назвал.
И Альбиона сын ей тоже рад,
Лишь окрестив иначе: Шах и Мат.''
Игра понравилась Каиссе, и она уже другими глазами смотрела на Марса:
''Кто ум смутил мой? Видела врага
В прекрасном боге. Слишком я строга!''
На протяжении почти 80 лет поэма оставалась малоизвестной, но в середине 19 века приобрела популярность. Русский перевод поэмы, впервые был опубликован в журнале «Шахматы в СССР» в 1977 году переводчиком гроссмейстером Михаилом Цейтлиным.
На сегодняшний день шахматы считаются спортом в 124 странах мира.
Свадьба в Малиновке
Извержение вулкана
Именинный пирог
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Ах эта снежная зима