Целью моей исследовательской работы является анализ реформ, какую пользу принесли эти реформы России, и как она отразилась на личности самого П.А Столыпина.
Сколько историков и исследователей, столько и мнений, и это я увидела, пересмотрев достаточно много книг по этой теме. Например, о Столыпине писал профессор А.Д. Билимович и на русском, и на английском языке, писал и профессор А.В.Зеньковский. Можно прочитать много сознательной клеветы в адрес Правительства России и в особенности в адрес Петра Аркадьевича как в русской, так и в иностранной печати.
В своей исследовательской работе я уделяю особенное внимание следующим моментам:
- Столыпин – кто он;
- Реформы П.А Столыпина;
- Итоги реформы.
Основные задачи работы:
- Ознакомиться с делами, идеями и замыслами Столыпина;
- Познакомиться с биографией великого деятеля истории;
- Рассмотреть реформы и понять почему они не были притворены в жизнь;
- На основе полученных результатов сделать выводы.
Пётр Аркадьевич Столыпин был человеком сложной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех – быть может, и для себя тоже – вдруг оказался у её вершин.
Современники, удивлённые этим взлётом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он “приказчик”, исполняющий чужие приказания.
Но настоящего Столыпина мы до сих пор не знаем. Его имя оказалось прочно связанным с одной из немногих реализованных реформ, автором которой, строго говоря, он не был, хотя она входила в систему задуманных им преобразований. Сначала её беспощадно унижали, в ней не разобравшись, а с недавнего времени стали восхвалять.
Его действительно не понимали ни при жизни, ни после смерти. Не понимали ни его сподвижники, ни враги. И притом не был он слишком сложным, недоступным для понимания человеком и политиком. Дело же было в том, что его действия, всегда определённые и целенаправленные, ударяли по очень многим людям, из разных классов и групп, и вызывали всплеск отрицательных эмоций. В такой обстановке трудно было рассчитывать на объективную оценку.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 84.5 КБ |
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
«Столыпин: личность и государственный деятель»
Автор: Захарова Ксения Вадимовна 10 класс
Руководитель: Клышникова Любовь Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
2012 год
Содержание.
Введение
Заключение
Целью моей исследовательской работы является анализ реформ, какую пользу принесли эти реформы России, и как она отразилась на личности самого П.А Столыпина.
Сколько историков и исследователей, столько и мнений, и это я увидела, пересмотрев достаточно много книг по этой теме. Например, о Столыпине писал профессор А.Д. Билимович и на русском, и на английском языке, писал и профессор А.В.Зеньковский. Можно прочитать много сознательной клеветы в адрес Правительства России и в особенности в адрес Петра Аркадьевича как в русской, так и в иностранной печати.
В своей исследовательской работе я уделяю особенное внимание следующим моментам:
- Столыпин – кто он;
- Реформы П.А Столыпина;
- Итоги реформы.
Основные задачи работы:
- Ознакомиться с делами, идеями и замыслами Столыпина;
- Познакомиться с биографией великого деятеля истории;
- Рассмотреть реформы и понять почему они не были притворены в жизнь;
- На основе полученных результатов сделать выводы.
Пётр Аркадьевич Столыпин был человеком сложной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех – быть может, и для себя тоже – вдруг оказался у её вершин.
Современники, удивлённые этим взлётом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он “приказчик”, исполняющий чужие приказания.
Но настоящего Столыпина мы до сих пор не знаем. Его имя оказалось прочно связанным с одной из немногих реализованных реформ, автором которой, строго говоря, он не был, хотя она входила в систему задуманных им преобразований. Сначала её беспощадно унижали, в ней не разобравшись, а с недавнего времени стали восхвалять.
Его действительно не понимали ни при жизни, ни после смерти. Не понимали ни его сподвижники, ни враги. И притом не был он слишком сложным, недоступным для понимания человеком и политиком. Дело же было в том, что его действия, всегда определённые и целенаправленные, ударяли по очень многим людям, из разных классов и групп, и вызывали всплеск отрицательных эмоций. В такой обстановке трудно было рассчитывать на объективную оценку.
1. Биография П. А. Столыпина.
Пётр Арка́дьевич Столы́пин (2 (14) апреля 1862, Дрезден) – (5(18) сентября 1911, Киев) - политический деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра. Вошёл в историю как блестящий оратор, человек, подавивший революцию 1905-1907 годов, реформатор. В 1906 году император предложил Столыпину пост министра внутренних дел. Вскоре вместе с Государственной думой I созыва было распущено и правительство. Столыпин был назначен новым премьер-министром. На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа. Главным содержанием, которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства, и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905-1907 годов. Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявился ораторский талант Столыпина. Его фразы «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» стали крылатыми. Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина было совершено и планировалось 11 покушений. Во время последнего, совершённого Богровым в Киеве, Столыпин был ранен. От полученных ран через несколько дней умер. Согласно фразе из завещания «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют» похоронен в Киеве в Киево-Печерской лавре.
2. Реформы П.А. Столыпина
Земельная реформа.
Одна из ключевых проблем российской истории начала ХХ века - неэффективность крестьянского хозяйства. Решение этого вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, чтобы гражданские и политические права не оставались пустым звуком. Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Указом от 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, он мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда.
Простое изменение правового статуса крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный надел был разделен на множество полос, между которыми пролегали значительные расстояния. Это заметно затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб или хутор.
Одно из принципиальных направлений аграрной реформы - переселенческая политика. Правительство было вынуждено решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавала в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.
Я считаю, что Земельная реформа П.А. Столыпина была одной из самых важных реформ в истории нашей страны. Благодаря этим преобразованиям России удалось наконец-то выйти на новый экономический уровень. В наше время население зауральской половины России стремительно убывает, многие переезжают в центральную часть страны из-за отсутствия возможностей экономического и хозяйственного роста. Государство, судя по сообщениям СМИ, пытается наладить и улучшить жизнь граждан, проживающих в восточной части России, но по постоянно убывающему числу людей на этой территории страны мы можем судить, что это не совсем получается, если получается вообще.
Реформирование судопроизводства.
Законопроект «О преобразовании местного суда» должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. Возрождение мирового суда обозначало отказ от «обломков» сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянство. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений. Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета.
Столыпин не мог не признавать, что действующие законы Российской империи далеки от совершенства, что они нуждаются в базовых изменениях. Однако Петр Аркадьевич твердо заявлял: несовершенство действующего закона вовсе не означает, что им можно пренебрегать. «Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремневое ружье; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось оружие. На это честный часовой ответит: «Покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым», убедительно говорил Столыпин.
Думаю, что реформирование судопроизводства облегчило жизнь простого крестьянства и рабочих, ведь решения суда стали более обдуманными и более справедливыми. Так же чиновники теперь несли заслуженное наказание за нарушение прав человека, что до этого было крайне редким явлением. Петр Аркадьевич открыто говорил, что законы не совершенны, но ими нельзя пренебрегать. Я считаю, что это и есть правильная позиция постепенного преобразования страны.
К сожалению, в наше время права граждан в России часто нарушаются и никто не несет за это соответствующей ответственности. Из-за высокого уровня коррупции и сильного социально-классового расслоения сохранять и защищать права граждан становится еще труднее, чем обычно. Опять же, правительство пытается бороться с коррупцией, но, как сказал Черномырдин Виктор Степанович: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»...
Социальная политика.
Правительство Петра Аркадиевича предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре 1906 года были утверждены положения Совета министров, устанавливающие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.
В 1908 году в Государственную думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий. При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.
Я считаю, что целью социальной политики Столыпина было формирование партнерства между работником и работодателем. Ведь и тот и другой заняты в общем деле, но говорят «на разных языках».
В Российской Федерации, являющейся «правовым государством» разрешены профсоюзы и стачки, но, как мы можем видеть, особого результата они не приносят, в редких случаях добросовестный работодатель обращает внимание на митинги и забастовки своих рабочих. Ведь проще же уволить «нерадивых» работников и взять на работу новых, чем выполнять требования первых в ущерб своему капиталу.
Образование, наука и культура.
Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.
Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в вместе с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа. В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное «Положение об охране древностей»; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.
Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. Так право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны становилось более реальным.
Благодаря попытке приобщения культуры и образования основной части населения Российской империи (крестьянам и рабочим) уровень образованности в стране был поднят и это действительно радует. За множество лет существования Российской империи только Столыпин решился всерьез заняться образованием и культурой среди крестьян и рабочих.
В наши дни нововведения в образование и культуру страны воспринимается населением неоднозначно. Многие, конечно, принимают все «в штыки», но есть и те, кого реформы образования (в частности ЕГЭ) вполне устраивают. Сравнивать времена «столыпинской» реформы образования и современной «фурсенской» сложно, но если в случае со Столыпиным уровень грамотности в стране рос, то с Фурсенко Андреем Александровичем этот уровень неумолимо падает.
Военная реформа.
Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи
Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.
При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 года не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.
Из-за втягивания России в мировую войну реформа Столыпина не была до конца осуществлена, и это привело к печальным последствиям.
Современные реформы армии могут плачевно сказаться на дальнейшем будущем Российской Федерации. Сокращение численности войск, уничтожение оружия и военной техники может привести к тому, что при военном конфликте нашу страну попросту будет некому и нечем оборонять.
3. Итоги реформ.
Однако, страна в период столыпинских реформ переживала революционный кризис. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ, были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию недемократическим путем и вопреки ему. Струве писал: «Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, в то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую «надстройку» и лишь слегка украшает ее фасад».
Конечно же, Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты «раскалывались» о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость - Столыпину вряд ли удалось сделать хоть какой-то вклад в развитие страны.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.
Сразу же после окончания революции 1905-1907 годов события приняли совсем не тот оборот, на который рассчитывал Столыпин. Революция разоблачила царский строй, оттолкнула от него почти все классы. И только класс помещиков в своем огромном большинстве оставался на стороне правящего режима, только на него этот режим мог с уверенностью опереться. Соответственно возросла зависимость правительства от настроений помещиков. А последние быстро опомнились от страха и решили, что жизнь вошла в прежнюю колею и ничего не нужно в ней менять. Как пишет Солженицын, правым кругам и внешним сферам Столыпин был нужен для борьбы с революцией, а когда революция отошла, «политика Столыпина стала им всем нетерпима и невозможна».
И еще одна причина провала реформ - реформаторы, убежденные в правильности своих проектов, не считали настоятельно необходимым убедить в этом народ, крестьянство, которые, по их мнению, по своей «некультурности» не сознавало собственной пользы. Столыпинская программа была «революцией сверху», которую не поддерживали ни один крупный общественный класс, ни одна партия или общественная организация.
Последующий период показал, насколько неслучайной была неспособность Столыпина использовать силу государства в деле преобразования России - за оставшиеся до краха империи годы не было ни одного другого предложения, исходящего от правящих кругов, существенно изменить законодательство России.
Крах реформ, невозможность срастить тоталитаризм и авторитаризм с самостоятельностью, крах курса на крестьянина - фермера стал уроком для большевиков, которые предпочли опереться на колхозы.
Заключение.
Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года был отвергнут. И теми, кто революции не хотел. И теми, кто к ней стремился.
Что же мы можем почерпнуть из опыта наших предшественников?
Во-первых, понимание того, что история повторяется. Разве не те же процессы идут в нашей Думе, что и на рубеже предыдущих веков - отторжение закона о частной собственности на землю, открытые националистические высказывания, неприятие прогрессивных законов и начинаний и т.д.? А действия «реформаторского» правительства - те же полуреформы, а на самом деле - их отсутствие, то же нежелание говорить с народом, то же пренебрежение социальной политикой.
Во-вторых, понимание того, что исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно- исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой - то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.
Может, все-таки попробуем учиться на чужих, а не на своих ошибках?
«Библиографический список»
Ах эта снежная зима
Два плуга
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Одеяльце
Горячо - холодно