Эту работу можно использовать после изучения раздела "словообразование и орфография". Она позволяет систематизировать то, что узнали учащиеся по этому разделу на уроках русского языка; углубить знания учащихся через дополнительные сведения о слове как единице языка, о всех типах значимых частей в слове, о словообразовательных величинах, способах словообразования, об изменениях структуре слов и характере основ, о словообразовательных семьях и т. д.; показать богадство русского словообразования, обусловливающего богадства русского языка в целом; продолжить формирование умений и навыков учащихся в разборе слова по составу и словообразовательном разборе на другом, нежели в учебнике, материале; способствовать тому, чтобы учащиеся лучше овладели русским языком как средством общения, а также расширению их лингвистического, филологического и общего кругозора.
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_1.pptx | 302.3 КБ |
Слайд 1
Творческая работа по русскому языку на тему: «Как делаются русские слова». Работу выполнила: Ученица 9«Б» класса Голова Екатерина Работу проверила: Деманова Н.Б. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Павлово 2012гСлайд 2
План: Слово как основная единица языка. Направления развития лексики языка. Словообразование как часть языка и как наука. Структурные типы слов русского языка. Типы значимых частей слов (морфем). Способы образования русских слов. Особенности строения(структуры) производных слов как результат действия способа словообразования. Словообразовательные связи слов. Исторические изменения в структуре слов и характере основ. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Значение изучения словообразования.
Слайд 3
1. Слово как основная единица языка. Слово – одна из основных единиц языка. Из слов строятся словосочетания, а также предложения – единицы, при которых люди общаются друг с другом. Простые предложения объединяются, образуя сложные предложения; простые и сложные различным образом комбинируются – так появляются сложные предложения с разными видами связи, иногда очень большой степени усложнённости.
Слайд 4
Объединения предложений (разных по структуре, как простых, так и сложных) создают текст в форме монолога или диалога. Даже из самого большого и самого сложного текста можно вычленить отдельные слова в той или иной форме и рассмотреть их. 1. Слово как основная единица языка.
Слайд 5
2. Направления развития лексики языка. В науке о языке слово рассматривается, изучается с разных сторон. В лексикологии изучается лексическое значение слова; группы слов, исходя из их значения, связей с другими словами, принадлежности к тому или иному стилю, происхождения и пр.
Слайд 6
2. Направления развития лексики языка. Пополнение лексики идёт двумя путями – заимствованием и образованием слов из средств самого языка. Однако заимствованных слов не так уж и много в русском языке: всего около 10%.
Слайд 7
3. Словообразование как часть языка и как наука. В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц . В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка . Новые слова в языке образуются по определенным правилам, моделям, схемам – по определенным образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который и называется словообразованием.
Слайд 8
4. Структурные типы слов русского языка. В последние десятилетия структуру слов языка относят к морфемике как разделу словообразования. Слова в русском языке разнообразны по своему строению. Есть слова, состоящие из окончания и основы(их большинство), а также слова, представляющие собой только основу, или, говорят чистую основу. К первым относятся все изменяемые слова – склоняемые и спрягаемые, ко вторым – все абсолютно неизменяемые и имеющие лишь одну форму изменения – степени сравнения
Слайд 9
5. Типы значимых частей слов (морфем). Значимые части слова по-другому называются морфемами. Морфема – это минимальная значимая часть слова, имеющая линейный характер.
Слайд 10
5. Типы значимых частей слов (морфем). В этом определении подчёркнуты все основные признаки морфемы: Существует только в слове; Выделяется при линейном, т.е последовательном членении слова; Имеет значение; Из всех значимых единиц языка является наименьшей – минимальной.
Слайд 11
5. Типы значимых частей слов (морфем). Основы всех типов обязательно имеют корень. Корень – основная часть слова и общая часть всех родственных слов. Без него нет и не может быть слов в русском языке. В корне в неразвёрнутом виде, в виде намёка содержится обозначение предмета, лица, явления, признака, действия; в нём заключено ядро лексического значения слова.
Слайд 12
5. Типы значимых частей слов (морфем). Например, в словах спать, сшить, обложка корень в неразвёрнутом виде содержит значение действия, в слове трусить – значение лица, цветочный – предмета и т.п. Корень в русских словах делится на два разряда – свободные и связанные . Свободные – это те, что непосредственно сочетаются с окончанием и вместе с ним существуют в языке как отдельные самостоятельные слова. Связные – это те, что непосредственно с окончанием не может сочетаться и соответственно не существует с ним как отдельное слово.
Слайд 13
5. Типы значимых частей слов (морфем). Все морфемы, кроме корня, называются короче термином аффиксы . Аффиксы в слове выполняют по сравнению с корнем вспомогательную роль. При помощи их на ядро лексического значения наслаиваются оттенки лексических значений и тем самым создаётся всё лексическое значение слова, выражаемое основой. Значит, от аффиксов зависит то, в каком направлении развернётся значение, выраженное в корне.
Слайд 14
5. Типы значимых частей слов (морфем). Окончание, или флексия. Окончание – оканчивает слово или значения, образующий формы слов и поэтому служащий для связи слов в словосочетании и предложении. Например: девочк а – окончание –а находится в самом конце слова, многозначный – выражает 3 грамматических значения: им.подл., ж.р., ед.ч., образует форму им.под., ж.р., ед.ч., заменяемый, служит для связи слов – увидеть девочк у , рассказать девочк е , дружить с девочк ой , девочк а одета и др.
Слайд 15
5. Типы значимых частей слов (морфем). Приставка, или префикс. Приставка – аффикс, находящийся перед корнем и вносящий в слово какое-то дополнительное значение. Например: по беждать - по- приставка, т.к. находится непосредственно перед корнем и выражает значение начала действия, образует слово; с делать - с- приставка, т.к. находится непосредственно перед корнем, вносит значение результата действия, образует слово.
Слайд 16
5. Типы значимых частей слов (морфем). Суффикс. Суффикс – аффикс, находящийся за корнем и выражающий в слове какое-то дополнительное значение. Например: облож к а -к- – суффикс, т.к. находится после корня непосредственно и выражает значение предмета, при помощи которого совершают действие обложить ; мечта тель – -тель- суффикс, т.к. находится после корня через другой суффикс -а- и выражает значение лица, выполняющего действие мечтать .
Слайд 17
5. Типы значимых частей слов (морфем). Постфикс. Постфикс – аффикс, находящийся в самом конце слова, после окончания. Это -ся в глаголах, -то, -либо, -нибудь в местоимениях и наречиях. В школе их называют суффиксами. Однако необычность расположения и поведения этих суффиксов даёт основание и для их особого названия. Например: исстрадать ся , измазать ся , набегал ся , где- то , какой- нибудь , кто- либо .
Слайд 18
6. Способы образования русских слов. Способ словообразования – это путь образования слов в языке. В русском языке 4 больших способа словообразования – один морфологический и три неморфологических . Кроме того, морфологический способ представлен целым рядом разновидностей, которые также называются способами; морфологический способ – общий, разновидности его – частные способы.
Слайд 19
6. Способы образования русских слов. I . Морфологический способ словообразования. При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.). а) суффиксальный ; б) префиксальный ; в) постфиксальный ; г) комбинированные (или смешанные); д) сложение (чистое сложение и сложение в сочетании с суффиксацией); е) универбация .
Слайд 20
6. Способы образования русских слов. II . Неморфологические способы словообразования. а) аббревиация (и усечение); б) субстантивация прилагательных и причастий ; в) сращение .
Слайд 21
6. Способы образования русских слов. Суффиксация – это морфологический способ словообразования, при котором в качестве словообразовательного форманта используется словообразовательный суффикс. а) суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым (пасечник ← пасек-(а) + -ник, рассвет- (о) + -о ); б) суффикс обычно выполняет классифицирующую функцию: переводит слово в другую часть речи и влияет на его формообразование – -тель – суффикс существительных мужского рода I склонения; -от- – суффикс существительных женского рода II склонения и т. д.; в) суффикс в большинстве случаев присоединяется не к целому слову, а к его основе: горд-(ый) + -ец → гордец. Присоединение суффикса к целому слову возможно, если слово = чистой основе (вчера → вчерашний); в качестве производящей базы используется глагольный инфинитив (расти + -тельн(ый) → растительный; женить + -б(а) → женитьба; блюсти + -тель → блюститель); г) при суффиксации возможны: чередование звуков (сапог → сапожок, пчела → пчелиный); усечение производящей основы (кенгур(у) → кенгурёнок, пальт(о) → пальтишко); наложение морфем (Минск + -ск(ий) → минский, лилов-(ый) + -оват(ый) → лиловатый); вставка звуков (кофе + -н(ый) → кофейный, домино + -ник → доминошник, пе(ть) + -уч(ий) → певучий). Особенности суффиксации: Назад >>
Слайд 22
6. Способы образования русских слов. Префиксальным называется морфологический способ образования, при котором в качестве основного словообразовательного средства используется префикс. а) префиксы лексически более самостоятельны, чем суффиксы, так как в роли приставок часто использовались предлоги; б) приставки обычно не меняют значение слова коренным образом: они лишь добавляют какой-то оттенок значения. в) в качестве производящей базы при префиксации всегда используется целое слово (кричать → закричать, красивый → некрасивый), поэтому приставки (в отличие от суффиксов) никогда не переводят слово в другую часть речи; г) морфонологические явления при префиксации незначительны (история → предыстория, раздать, но разобрать); д) префиксальный способ образования особенно продуктивен в сфере глаголов и прилагательных, реже используется у имен существительных. Особенности префиксации: Назад >>
Слайд 23
6. Способы образования русских слов. Постфиксальным называется морфологический способ образования, при котором основным словообразовательным средством является постфикс. а) производящей базой при постфиксации всегда является целое слово; б) приставки обычно не меняют значение слова коренным образом: они лишь добавляют какой-то оттенок значения. б) мотивированное и мотивирующее слова при постфиксации всегда относятся к одной и той же части речи; в) постфиксация активно используется при образовании глаголов, местоимений и местоименных наречий. Особенности постфиксации : Назад >>
Слайд 24
6. Способы образования русских слов. Комбинированные (или смешанные) способы образования Объединяют все случаи образования производных слов с участием словообразовательных средств, состоящих из двух (иногда трех) дистантных (прерывных) элементов. на-...-ыва(ть): играть → на-игр-ыва(ть); вз-...-ну(ть): дремать → вз-дрем-ну(ть); вы-...-ся: спать → вы-спать-ся; без-...-иц(а): вкус → без-вкус-иц(а); -и-...-ся: колос → колос-и(ть)-ся; при-...-и-...-ся: лун(а) → при-лун-и(ть)ся. Назад >>
Слайд 25
6. Способы образования русских слов. Сложение. Сложение в сочетании с аффиксацией. Это способ образования сложных слов путем объединения нескольких словарных единиц Грузооборот, горнолыжник, галантерейно-парфюмерный, глинисто-песчаный, воскоподобный. Назад >>
Слайд 26
6. Способы образования русских слов. Универбация (семантическая конденсация). Это способ образования новых слов на базе устойчивых словосочетаний. Суть его заключается в устранении диалектического противоречия между формой и содержанием: двучленностью наименования и единством его значения. В качестве производящей базы обычно используется не все словосочетание, а лишь основа одного слова. Как правило, выбирается компонент, в котором содержится основная информация — тушен(ое) мясо → тушенка, грузов(ой) автомобиль → грузовик, мотор(ная) лодка → моторка. Назад >>
Слайд 27
6. Способы образования русских слов. Аббревиация – это способ образования сокращенных и сложносокращенных слов путем объединения усеченных частей основ нескольких слов. В качестве словообразовательного форманта при аббревиации используется произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ входящих в мотивирующее словосочетание слов. При этом последнее слово может и не сокращаться вовсе. Инициальные звуковые (МОК – международный олимпийский комитет); Инициальные буквенные ( эвм – электронно-вычислительная машина); Слоговые (филфак – филологический факультет, линкор – линейный корабль); Выщербленные – (бионика – биологическая электроника); Смешанного типа (педвуз – слоговой + звуковой). Назад >>
Слайд 28
6. Способы образования русских слов. Субстантивация (конверсия – от лат. conversio – обращение). Это регулярный переход прилагательных и причастий в имена существительные, в результате которого образуются новые лексемы. Словообразовательным формантом при субстантивации является система флексий мотивированного слова, представляющая собой часть системы флексий мотивирующего слова. Сравните: столовая комната, мороженое мясо (парадигма прилагательных столовая и мороженое состоит минимум из 24 словоформ) – столовая, мороженое (в парадигме имен существительных столовая и мороженое объединяются лишь 12 словоформ) Назад >>
Слайд 29
6. Способы образования русских слов. Сращение – это способ словопроизводства, относящийся к области лексико-синтаксического словообразования. Представляет собой типизированную разновидность лексикализации словосочетаний, для осуществления которой достаточно одного временного среза Слова, образованные способом сращения, полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникают. В синхронном словообразовании способ сращения продуктивен при образовании только одной части речи – имени прилагательного. Назад >>
Слайд 30
7. Особенности строения(структуры) производных слов как результат действия способа словообразования. Структура слова – то же самое, что словообразовательная структура производного слова. Все производные слова современного русского языка, являющиеся объектом словообразовательного анализа, независимо от их морфемного состава, морфемной структуры, включают два основных элемента – словообразовательную базу и словообразующее средство, фрагмент.
Слайд 31
8. Словообразовательные связи слов. Слова в языке не живут изолированно, они объединяются в словообразовательные семьи – пары, цепочки, параллели, гнёзда. Вновь образованное слово сразу же входит в ту или иную семью. Семейные связи играют в языке положительную роль: облегчают усвоение лексики говорящими – слова, связанные с уже имеющимися в языке, легче запоминаются. Одни слова имеют небольшие связи, другие – очень богатые. Есть семьи, которые представляют собой лишь одну словообразовательную пару.
Слайд 32
8. Словообразовательные связи слов. Цепочки в русском языке могут быть разными по наполняемости, по длине, но больше всего трехчленных. Если слово имеет несколько словообразовательных суффиксов, то это – признак того, что слово образовалось в результате нескольких ступней, следующих друг за другом. Так создается словообразовательная цепочка, в которой пары слов соединяются непосредственными отношениями, остальные – опосредованными.
Слайд 33
8. Словообразовательные связи слов. Объединение словообразовательных пар с одним и тем же исходным словом представляет собой серию словообразовательных параллелей. Объединение словообразовательных пар, цепочек, параллелей и образует полную словообразовательную семью – гнездо. Кол-во членов в гнездах разное. В современном русском языке словообразовательные связи отличаются разнообразием, а словообразовательная система в целом – большим богатством.
Слайд 34
8. Словообразовательные связи слов.
Слайд 35
9. Исторические изменения в структуре слов и характере основ. Слово исторически изменчиво (меняется его фонемный состав, значение, морфемный облик). Современная морфемная и словообразовательная структуры могут не совпадать с историческим соответствием, о чем свидетельствуют морфемный и словообразовательный анализы слов. Основные причины таких явлений – это следующие процессы: опрощение – языковой процесс, в результате которого слово с производной основой становится непроизводным. При опрощении происходит превращение слова со сложной структурой в одноморфемное. В русском языке разные части речи и разные морфемные структуры подвержены опрощению .
Слайд 36
9. Исторические изменения в структуре слов и характере основ. 2. переразложение – процесс, в результате которого происходит перемещение границ между морфами. Переразложение может происходить, если слово исторически было производным и остается производным, но в его составе теперь выделяются другие морфы. 3. усложнение основы – это усложнение производящей основы, в результате чего нечленимые, непроизводные слова становятся членимыми, производными. Данный процесс противоположен опрощению .
Слайд 37
10. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
Слайд 38
10. Морфемный и словообразовательный разбор слов. План морфемного разбора Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. Указать основу слова. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Слайд 39
10. Морфемный и словообразовательный разбор слов. План словообразовательного разбора Поставить слово в начальную форму. Указать основу слова и определить, является ли оно производным. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово). Указать основу в производящем слове. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). Указать способ образования слова.
Слайд 40
11. Значение изучения словообразования. Словообразование тесно связано со всеми областями языка – с морфологией, синтаксисом, лексикой, фонетикой. Поэтому значение его способствует овладению языком в целом.
Слайд 41
11. Значение изучения словообразования. Занятия по словообразованию в конечном счёте учат бережному отношению к слову, без чего невозможна истинная культура человеческого общения.
Кто чем богат, тот тем и делится!
Смекалка против Змея-Горыныча
Ветер и Солнце
Солдатская шинель
Волшебная фортепианная музыка