Творческая работа посвящена выдающейся женщине, летчице, Герою Советского Союза - Марине Расковой.
В работе отражена её судьба, достойная быть воспетой за совершенные подвиги. Марина Раскова установила мировой рекорд дальности беспосадочного перелета еще в 1938 году. Именно она в начале Великой Отечественной войны сумела доказать возможность и необходимость создания женских авиационных частей. Женские авиационные полки - детище Марины Расковой - с честью пронесли свои боевые знамена до полной победы над врагами. А создавались они в нашем городе. Данная творческая работа стала победителем областного конкурса "Возраждение", посвященная победе в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_pticy_v_siney_vyshine.doc | 269.5 КБ |
Птицы в синей вышине.
Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания
и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Н. В. Гоголь
Женская скульптура застыла на гранитном постаменте. Она застыла навеки, чтобы постоянно напоминать людям о страхе войны, о погибших героях, которые положили главы ради мира. Молчит скульптура, окруженная кленами и тополями. Молчит в память о тех, кто не возвратился с войны.
Говорят, у войны не женское лицо. Неправда. У войны много лиц, среди которых есть женские. Нам сегодня трудно представить, что такое война. Мы и наши родители никогда не слышали разрывов бомб, гул вражеских самолетов, наши сердца никогда не сжимались от ужаса потерь близких на полях войны. Над нами мирное небо... А какова цена? И не уйти нам от этого вопроса. Каждый год, 9 Мая, мы задаём его себе и преклоняем колени перед теми, кто подарил нам беззаботное детство. С каждым годом становится всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны. Они уходят. И так дорого нам каждое слово, сказанное ими. И так хочется всё запомнить и передать нашим детям, чтобы тоже запомнили, чтобы и они могли поведать будущим поколениям о героях своего народа.
«У войны не женское лицо». Казалось бы, спору здесь нет: война противна самой женской сути – война несет смерть, а женщина дает жизнь, оберегает ее, и предназначением женщины изначально было продолжение рода человеческого, сохранение домашнего очага, воспитание детей, умиротворение мужчин. Однако в годину суровых военных испытаний женщины России не раз сами брали в руки оружие и становились в ряды защитников Отечества. Особенно ярко это проявилось во время Великой Отечественной войны – самой тяжелой в истории страны и всего человечества. В ней нашу победу «приближали как могли» от 600 тысяч до 1млн. женщин в погонах, из них 80 тысяч были офицерами. Почти 100 тысяч патриоток сражались в партизанских отрядах, боролись в подполье. Маршал Советского Союза А. Еременко отмечал: «Едва ли найдется военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их отцы, братья и мужья».
Свыше 300 тысяч женщин служили в войсках ПВО, что составляло почти четвертую часть личного состава этих войск Стойко и мужественно отражали они налеты фашистской авиации на Москву, Ленинград, Сталинград, огнем своих орудий преграждали путь фашистским танкам, прикрывали боевые порядки и тылы войск, при этом нередко сами гибли под вражескими бомбами.
Каждый раз, когда иду по аллее Летного городка, невольно замедляю шаги возле скульптуры, в память великой летчице Марине Расковой.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор". Эти слова вдохновенной песни, ставшие в свое время чуть ли не гимном, имеют самое прямое отношение к Марине Расковой. Она действительно - героиня воздушного океана, достойная быть воспетой за совершенные подвиги.
Памятник стоит на территории дома офицеров Летного гарнизона, открытого еще в декабре 1935 года при Энгельсской авиационной школе летчиков. Воздвигнут он в 1973 году на деньги военнослужащих дивизии Дальней Авиации. Памятник изготовлен группой архитекторов Саратовской художественной мастерской. В октябре 1941г. в нем размещались женские авиационные полки под командованием Героя Советского Союза, почетного гражданина нашего города Марины Расковой.
Памятная доска на здании Дома офицеров
Небо всегда манило человека. Мечта родила легенду: мы знаем волнующий миф о Дедале и Икаре – отце и сыне, которые смогли подняться в небо с помощью крыльев, сделанных из птичьих перьев, скрепленных воском. Упоённый высотой, Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и он упал в море.
Так гласит легенда.
Высота всегда остаётся уделом сильных, смелых и мужественных романтиков.
Дорога в небо начинается на земле. И эта дорога не легка. Пока еще летчики на земле есть. Пока они ещё идут к своим машинам… Но пройдет минута- другая, и экипажи поднимутся в небо, чтобы там, на громадной высоте, выполнить поставленную задачу.
Родина высоко оценила боевое мастерство и героические подвиги советских авиаторов. Более 200 тысяч авиаторов получили ордена и медали. Две тысячи четыреста двадцать боевых летчиков удостоены звания Героя Советского Союза, 65 летчиков получили это звание дважды
Наша героиня родилась 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Из книги Марины Расковой «Записки штурмана» я узнала, что Марина увлекалась биологией, химией, училась в музыкальной школе. Марине Расковой пророчили будущее оперной певицы. Она смеялась над игрушечными самолетами брата и ломала их. Окончив среднюю школу, девушка пошла работать на Бутырский химический за вод. Вышла замуж за инженера заводской лаборатории. Родила дочь Таню. Потом устроилась чертежницей в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им. Жуковского. После аэроисследований побережья Крыма всем стало ясно: Раскова состоялась как штурман. Но ей хотелось научиться летать самой. Марина поступила в Центральный аэроклуб в Тушине и вскоре стала летчицей. Расковой не сиделось на месте. Она участвовала в женском групповом перелете Ленинград- Москва, воздушных гонках Москва—Севастополь—Москва, была штатным консультантом НКВД, получила орден Ленина и звание Героя Советского Союза.
Утром 24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома Москвы вылетел самолет «Родина». В составе экипажа — лучшие из лучших: командир — Валентина Гризодубова, 2-й пилот — Полина Осипенко, штурман — Марина Раскова. За их плечами уже были рекорды и ордена Ленина. Маршрут: Москва—Дальний Восток. Через 50 км полета облака закрыли землю. Пришлось быстро переключаться на радиокомпас, и полет продолжался вслепую. Когда наступила ночь, Раскова сориентировалась по звездам. Отклонение было небольшое. Впереди Красноярск — хороший ориентир — ведь город должен освещаться огнями. Но его, как и звезды, снова скрыла облачность. Небо продолжало преподносить сюрпризы. Кабина самолета стала покрываться льдом. Гризодубова подняла машину выше 5000 м, и обледенение прекратилось. Но вдруг самолет начало сильно трясти. Нужно подыматься еще. Высота 6500 м, 7000 м, но звезд все равно не видать. Марина Раскова на высоте 7500 м и температуре —34 открыла люк в потолке, увидела мелькающие в облаках звезды и определила широту и долготу. Облака расступились над Охотским морем — Дальний Восток. Задание партии выполнено. Теперь — к ближайшему аэродрому в Комсомольск-на-Амуре. Когда внизу показались озера реки Амгунь, вспыхнула красная лампочка — горючее на исходе, а до Комсомольска-на-Амуре не дотянуть. Моторы начали глохнуть. Гризодубова приказывает Расковой покинуть борт самолета. Кабина штурмана занимает весь нос машины, а при аварийной посадке на брюхо ее просто может расплющить. Раскова прыгает с парашютом. А Гризодубова садит самолет на марь — таежное болото, — не разбив при этом ни стеклышка. Марина Раскова нашла подруг только через 10 дней тяжелых скитаний.
Так был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности беспосадочного полета (как по прямой — 5908 км, так и по ломаной — 6450 км за 26 часов и 29 минут без посадки).
Марина Раскова приземлилась на пихту, перерезала стропы парашюта и спустилась по дереву на землю. Над головой пролетел ее самолет. Моторы не работали — слышна была только сирена, предупреждающая, что надо выпускать шасси. Потом все стихло. Вдруг донеслись звуки выстрелов. Подруги дали знать, где они. Раскова засекла по компасу направление. Но эхо отнесло звуки в другую сторону, и девушка пошла не туда. 10 дней она ходила одна по тайге... Револьвер, коробка непромокаемых спичек, две плитки шоколада и семь мятных конфет — все, что было в кармане у Марины. В первый день девушка рассчитывала быстро найти самолет и съела полплитки шоколада. На второй решила быть осторожнее и съела четверть. А под конец дошла до нормы — один квадратик и одна мятная конфета в день. Идти было очень тяжело. Сучья бурелома цеплялись за меховой костюм, приходилось переползать через поваленные деревья. На 5-е сутки Раскова вышла к большой мари. Неосторожно шагнув с кочки на кочку, Марина провалилась по горло в ледяную воду. Выбралась с трудом. Вся одежда промокла до нитки. Хорошо, что дул легкий ветерок и день был солнечным. Но сушка продолжалась до вечера. Утром 10-го дня Раскова увидела в небе самолеты и Отчетливо услышала выстрелы. Она выстрелила в ответ и, преодолевая сильную слабость, пошла к самолету. Увидев Марину, спасатели и боевые подруги бросились ей навстречу. Хотели взять на руки, но она отказалась и сама дошла до самолета.
После возвращения в Москву Расковой несколько месяцев пришлось соблюдать постельный режим. За это время она написала книгу «Записки штурмана».
В 1941 году Марине Расковой, слушательнице Военной академии имени М. В. Фрунзе, было 29 лет. Проводив в эвакуацию мать и дочку, она осталась в Москве. Во время налетов вражеских самолетов на столицу тушила пожары, помогала раненым, а потом готовилась к занятиям в академии. В сентябре того же, самого тяжелого для страны года на одном из митингов Раскова сказала:
«Дорогие сестры! Неизмерима наша ненависть к врагу. Непоколебима наша воля к победе. Неисчерпаемы наши силы, которые мы целиком отдаем Родине для борьбы с врагом! Советская женщина — это сотни тысяч высококвалифицированных мастеров на гигантских заводах, где рождаются боевые самолеты, танки, пушки, пулеметы. Советская женщина — это сотни тысяч автомобилисток, трактористок и летчиц, готовых в любую минуту сесть на боевые машины и ринуться в бой...»
Марина Раскова рвалась на фронт. В ЦК партии она сумела доказать возможность и необходимость создания женских авиационных частей. И вот принято решение: сформировать женские авиационные части из пилотов ГВФ и летчиц-спортсменок. Формирование женских полков поручили Расковой, и не случайно: она умела видеть, понимать людей. Сама из «племени крылатых», она могла поддержать крылатую мечту в других.
Конец 1941 — начало 1942 года. Это были месяцы напряженного ответственного труда: собрать людей, выучить их, подготовить к непривычной, совершенно новой для них деятельности, воспитать в девушках навыки воинской дисциплины. Три женских полка, созданных в самые сжатые сроки по инициативе и под руководством М.М. Расковой, вылетели на фронт. Раскова была назначена командиром полка пикирующих бомбардировщиков. Вот несколько строк из ее писем к матери, написанных во второй половине 1942 года:
«Наша жизнь прекрасна великой, исторической героикой. Какие подвиги способен совершить наш народ, и какой единой волей в борьбе за свое счастье и свободу спаян наш великий Союз! Многое, что казалось прежде важным, стало теперь ничего не значащим, просто пустяками. На чем спать, как быть одетым, что есть, что пить — все это не играет ровно никакой роли в жизни. Цель одна — как можно больше принести пользы в деле освобождения нашей земли, в деле священной войны с фашизмом не на жизнь, а на смерть...»
«Сегодня у меня вдвойне радостный день: я вылетела самостоятельно на самом современном скоростном пикирующем бомбардировщике, двухмоторном. Самолет изумителен, скорость огромная, вооружен прекрасным оружием. Ни один фриц не уйдет от меня»
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструктора Петлякова Владимира Михайловича (1891-1942), на котором воевали летчицы 125 бомбардировочного полка.
«Марина Раскова поразила меня своей спокойной и нежной русской красотой, — признавался в своём военном дневнике Константин Симонов. — Я не видел её раньше вблизи и не думал, что она такая молодая и что у неё такое прекрасное лицо». Он встретил лётчицу в Камышине вместе с девушками из её бомбардировочного авиаполка незадолго до того, как страна узнала о гибели Марины Расковой. Сложные погодные условия застали её самолёт на пути в Сталинград, куда был переброшен её полк. Она погибла в начале января 1943 года. Ей было всего лишь тридцать.
Их пустили на фронт, потому, что на весы
истории было брошено:
быть или не быть
народу, стране? Так стоял вопрос
Без женщин в 45-м
Быть может, не было б весны,
Без них бы ни солдат, ни полководцев
Никто б не выиграл войны К. Симонов
Марина Раскова похоронена в Москве, на Красной площади, в
Кремлёвской стене.
Женские авиационные полки — детище Марины Михайловны — с честью пронесли свои боевые знамена до полной победы над врагом. Двум из них было присвоено звание гвардейских, весь личный состав полков награжден орденами и медалями, а двадцать восемь человек удостоены звания Героя Союза.
Иногда слышим: «Сколько можно писать о войне? Это невыносимо для человека. Мол, нам сейчас угрожает другое: экологическая катастрофа и атомное оружие. Но, как мы уже говорили, самое сильное оружие против всех войн – это память. Я хочу, чтобы современная цивилизация не убила эту память, без которой мы можем перестать быть людьми.
Это памятник женщине. Это она – женщина, помогла спасти мир. Так поклонимся её терпению, милосердию до самой земли.
Идут с детьми, несут цветы, идут, чтобы отдать дань памяти, тем, кто боролся за независимость Отчизны.
Сейчас я читаю книгу «Птицы в синей тишине», в основе которой воспоминания летчиц, штурманов, техников и вооруженцев женских авиаполков, используются документы и фотографии грозовых лет. Автор –составитель этой книги бывший штурман полка, кавалер ордена Славы Ольга Тимофеевна Голубева-Терес. На территории города есть еще один памятник летчице-герою Валерии Хомяковой. Это первая женщина, сбившая в ночном бою немецкий бомбардировщик. Памятник находится на территории Энгельсского городского кладбища, здесь Валерия похоронена. Учащиеся нашего лицея неоднократно возлагали цветы к могиле героя.
Готовя этот очерк, я заново открыла для себя историю Великой войны. Мой очерк прочитан и обсужден на классном часе. Оказалось, что очень многие учащиеся и даже взрослые не знакомы с этой историей. Даже не задумывались. в честь кого названа улица, на которой находится наш лицей.
А ведь именем Расковой улица названа еще в 1953 году.
Марина Раскова принадлежала к поколению, о котором и в годы войны с уверенностью могли написать: «Наша жизнь прекрасна великой, исторической героикой».
Сразу всплывают слова Роберта Рождественского
Вспомним всех поименно.
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!
Слово «памятник» происходит от слова «память. Наша цель – не только отдать дань памяти погибшим, но и способствовать связи поколений. Никто не должен быть забыт, ничто не забыто…
5 зимних аудиосказок
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Сказка "Колосок"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Рисуем акварельное мороженое