Зиннатуллин Радмир, ученик 3 б класса представил свою работу «Никто не забыт, ничто не забыто» на Республиканской научно-практической конференции "Ломоносовские чтения". Цель его работы изучить жизнь героя и доказать-
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Для реализации поставленной цели Радмир посетил дом героя Дмитрия Бурденко, погибшего в Южной Осетии. Большую помощь в его работе оказали воспоминания одноклассников, и педагогов, беседа с мамой погибшего.
Данная работа нашла отклик не только среди сверстников, но и более старшего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.91 МБ |
Оглавление
Введение
Глава 1. История грузино-югоосетинского конфликта
Глава 2. Из жизни Дмитрия Бурденко
2.1 День рождения героя. Детство и школьные годы
2.2 Призывной возраст героя
2.3 Время службы в Южной Осетии
Глава 3. Гибель Дмитрия Бурденко
3.1. История гибели героя
Глава 4. Памяти героя посвящается
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Прошло ещё немного времени с момента грузино-осетинского конфликта. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. Что мы знаем об этой истории и что послужило причиной возникновения конфликта?
Замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын обнародовал количество погибших в результате боевых действий в зоне грузино-югоосетинского конфликта.
Согласно последним оценкам, количество погибших составляет 74 человека. 171 человек был ранен, а пропавшими без вести числятся 19 военнослужащих.
Грузино-осетинский конфликт отозвалася глубокой болью в сердцах нашего народа, он отнял жизни ещё юных солдат, опустошил души оставшихся в живых, осиротил матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.
Дмитрий Бурденко – наш земляк, уроженец города Стерлитамака, геройски погиб, принимая участие в боевых действиях в Южной Осетии. Услышав, на классном часе о Дмитрии Бурденко, он был учеником нашей учительницы, Ольги Илдусовны, мне захотелось, как можно больше узнать об истории жизни героя, о его гибели и посмертном награждении орденом.
Моя работа посвящена памяти героя – Дмитрию Бурденко.
Объектом научного исследования стало изучение истории Южноосетинского конфликта, жизни и смерти Дмитрия Бурденко. С целью получения материалов, адекватно отражающих и определяющих место и роль темы в жизни общества в целом, в системе воспитательной работы в школе, я поставил перед собой цель: изучить жизнь героя и доказать - «никто не забыт, ничто не забыто». В связи с этим, потребовалось решение некоторых задач:
найти ответы на вопрос о причине возникновения грузино-осетинского конфликта.
собрать материал о Дмитрии Бурденко;
раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов;
на основе анализа воспоминаний родителей учителей и одноклассников, составить историю жизни героя;
на примере жизни героя, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.
При работе над исследованием и изучением данной проблемы, большую ценность оказали встречи с родителями Дмитрия, одноклассниками и классным руководителем.
Их воспоминания восстановили его детство и школьные годы. Понять его короткую жизнь помогли фотографии, письма. В работе использовали метод общественного опроса, изучение газетного материала, интернета, архивные документы, посещение дома, где родился и жил Дмитрий Бурденко. Результаты исследования и изучения жизни героя были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей город
Глава 1. История грузино-югоосетинского конфликта
История грузино-югоосетинского конфликта берет начало еще в восьмидесятые годы, когда в Тбилиси рвавшиеся к власти националисты под предводительством Звиада Гамсахурдия кинули клич «Грузия — для грузин». Притеснения и преследования по национальному признаку, а также многочисленные провокации стали тогда обычным делом.
Неоднократно раздавались призывы лишить Южную Осетию автономного статуса, а 11 декабря 1990 года в Тбилиси приняли соответствующий закон. В Цхинвали не подчинились, а утром 6 января в город вошел 6-тысячный отряд грузинских войск. Под предлогом «наведения порядка» они начали в буквальном смысле слова терроризировать местных жителей, проводя повальные аресты, стреляя в гражданских, устраивая поджоги и погромы. Вспыхнул вооруженный конфликт. В конечном итоге осетинам удалось выбить противника из Цхинвали, однако город постоянно подвергался обстрелам, а окрестные села — систематическим карательным рейдам. Погибли или пропали без вести сотни человек, тысячи — вынуждены были покинуть свои дома. 19 января 1992 года в Южной Осетии прошел референдум о создании независимого государства. «За» проголосовало 99%. Грузия ответила вводом в республику тяжелой техники. На Цхинвали обрушился огонь артиллерии и установок «Град». К лету ситуация достигла максимального накала, и 24 июня 1992 года Президенты России и Грузии Ельцин и Шеварднадзе подписали Дагомысское соглашение об урегулировании конфликта. Через три недели в Южную Осетию вошли миротворцы. Трехсторонний контингент состоял из российских, грузинских и собственно осетинских военных, причем именно россияне стали в глазах местного населения залогом сохранения пусть хрупкого, но спокойствия. Десять с лишним лет конфликт удавалось сдерживать, но после тбилисской «революции роз» и прихода к власти Саакашвили обстановка вновь накалилась. Новые хозяева Грузии вспомнили старые методы — провокации, причем направлены они были уже не только против осетин, но и против российских миротворцев, ставших теперь в Тбилиси «врагами номер один». Несмотря на неоднократные протесты Москвы, провокации эти приняли систематический характер. При этом вот уже три года Тбилиси пытается добиться полного вывода российских военных из Южной Осетии, называя их действия не иначе, как «интервенцией». Попутно, в нарушение всех договоров, Грузия наращивала свое военное присутствие. Все воззвания к разуму и призывы не дестабилизировать ситуацию в регионе на Саакашвили не подействовали.
В то же время, премьер-министр России Владимир Путин заявил, что агрессия Грузии вызовет ответные действия со стороны России. "Тбилиси предпринимает очень агрессивные действия в отношении Южной Осетии. Россия требует возмездия", - заявил российский премьер.
Россия не допустит безнаказанной гибели своих соотечественников в Южной Осетии, заявил президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на экстренном заседании Совета безопасности РФ, созванном в связи с резким обострением ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. Глава государства отметил, что виновные понесут заслуженное наказание. Д.Медведев подчеркнул, что, "в соответствии с конституцией и федеральным законодательством, как президент Российской Федерации" он обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились. Д.Медведев указал, что логика предпринимаемых российской стороной шагов будет продиктована именно этими обстоятельствами.
Со стороны России были предприняты очень точные, с точки зрения геополитических интересов и с точки зрения населения Южной Осетии, меры. Россия открыто заявила и продемонстрировала всему миру нетерпимость ко лжи и насилию режима Саакашвили и готовность четко и своевременно выполнять взятые на себя обязательства. Справедливость, правда, чувство долга, уважение международных норм и процедур — основа наших действий в поддержке и защите осетинского народа. С юридической точки зрения наши действия являются абсолютно обоснованными и легитимными. Более того, они являются необходимыми. В соответствии с действующими международными соглашениями, в том числе с соглашением 1999 года, Россия выполняет не только функции миротворческого характера, но и обязана в случае нарушения одной из сторон соглашения о прекращении огня взять под защиту другую сторону. Что Россия и сделала, в полном соответствии с этими соглашениями, в данном случае применительно к Южной Осетии.
По данным ФОМ (всероссийский опрос 10-11 августа), 78% россиян уверены в правильности действий российского руководства. 13% опрошенных считают ввод Россией своих войск неправильным.
КТО ВИНОВАТ В ОСЕТИНСКОЙ ТРАГЕДИИ?
Ответ на этот вопрос для нас однозначен. Действия режима Саакашвили в полной мере подпадают под определение «геноцид». Погибли тысячи мирных людей, вся вина которых была в том, что они — осетины. Когда совершается умышленное убийство одного человека — это особо тяжкое преступление, когда совершаются серийные убийства — речь идет о маньяках и террористах. Когда совершается преднамеренное уничтожение народов — это преступление против мира и безопасности, против человечества. Ответ на вопрос о виновности режима Саакашвили в геноциде очевиден. Виновные в этом бесчеловечном акте насилия, приведшем к гуманитарной катастрофе, должны понести самое суровое наказание.
По данным ФОМ (всероссийский опрос 10-11 августа), 76% россиян уверены в виновности грузинской стороны. Лишь 8% считают, что обе стороны виноваты в равной мере.
План урегулирования грузино-югоосетинского конфликта был согласован 12 августа 2008 года на встрече президентов России и Франции в Москве. Заложенные в нем шесть принципов включают отказ от использования силы, прекращение военных действий, свободный доступ к гуманитарной помощи, возврат грузинских формирований к местам постоянной дислокации, вывод российских частей на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы будут принимать дополнительные меры безопасности. Шестой принцип - начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности. Документ подписали лидеры Абхазии и Южной Осетии, а позже - президент Грузии.
26 августа 2008 Президент России Дмитрий Медведев объявил о подписании указов «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признает и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязуется установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
16 ноября 2006 года прошли выборы президента и референдум о независимости РЮО. Большинством голосов на должность президента вновь избрали Эдуарда Кокойты. Также большинство голосовавших на референдуме подтвердили курс на независимость, впервые определенный народом на всенародном референдуме 1992 года.
В настоящее время политический статус Южной Осетии остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана мировым сообществом, а официальный Тбилиси считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.
Глава 2. Из жизни Дмитрия Бурденко
2.1 День рождения героя. Детство и школьные годы
В 1986 году 8 сентября, в городе Мурманске в семье Бурденко Владимира Дмитриевича и Риты Лазаревны, родился мальчик Дима. Он был первым ребёнком в семье, вторым родился ещё один малыш, ему дали имя Лазарь.В Мурманске ходил в детский сад №33 «Лопарёнок». Был очень общительным, активным, отзывчивым мальчиком. Больше всего любил кататься на лыжах. На планерном поле, где обычно проходили соревнования, пытался угнаться за взрослыми. В 1990 году семья Бурденко переселяется в деревню Орловка Фёдоровского района. Братья попадают под опеку бабушки Ольги Гавриловны и дедушки Лазаря Ивановича. В 1993 году Дима идёт в первый класс и проявляет хорошие способности. Растёт Дмитрий здоровым, физически развитым и крепким мальчиком. Самым любимым занятием было игра на гитаре. Отец его научил играть, когда Дима был совсем маленьким. С раннего детства он любил бегать, прыгать, был очень шустрым мальчиком и увлечённым. Целыми днями мог возиться с техникой. Однажды даже собрал велосипед из старого лома. Позднее, отдаст предпочтение мотоциклу, на котором с друзьями будут кататься по всей деревне. А ещё Дмитрий очень любил своих домашних животных. Его любимцем был кролик, которого он купил на свои накопленные деньги. Очень переживал, когда отравился его любимый козёл Василёк.
После окончания второго класса Дима вместе с родителями уезжает в г. Стерлитамак, где они и будут жить в своей квартире. С 3 класса учится у моей нынешней учительнице Ольге Илдусовне.
«Светлый,голубоглазый, скромный, ответственный мальчик по имени Дима», таким он запомнился нашей учительнице.
«Учился в школе хорошо, за что получал только благодарности, и на собраниях нас хвалили», - вспоминает мама Димы. Он любил читать художественную литературу, до сих пор дома сохранились книги, прочитанные им. В школе отдал предпочтение театральному кружку. Участвовал в различных конкурсах и соревнованиях. Неоднократно был награждён грамотами и дипломами. Он очень ответственно относился к своему поручению, на него всегда можно было положиться и быть уверенным, что не подведёт.
В 2003 году Дмитрий окончил 9 классов и, получив аттестат о среднем образовании, поступил в химико-технологический техникум по специальности Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования. Здесь он трудился по настоящему, ведь перед ним была цель поступить в институт. Закончил техникум на хорошо и отлично 26 июня 2006 года.
По словам друзей, педагогов, Дмитрий всегда отличался добротой, жизнелюбием, общительностью. Его любили и уважали. Дмитрий был прекрасным организатором, к учебе всегда относился ответственно. Был участником всех мероприятий, проходивших в школе и техникуме. На все он находил время, и все у него получалось: и учеба, и общественная работа. Преподаватели его уважали и любили за трудолюбие, отзывчивость, самостоятельность, ответственность, любознательность. Дмитрий был хорошим другом, умным студентом, помощником в семье, надеждой и опорой своих родителей.
2.2 Призывной возраст героя. Дмитрий – оператор-наводчик
В декабре 2006 года Дмитрий Бурденко был призван в ряды Вооруженных Сил РФ. После прохождения подготовки в учебной части в городе Елань Приволжско-Уральского военного округа был направлен для прохождения дальнейшей службы в Северо-Кавказский военный округ в город Владикавказ, посёлок Спутник.
4 февраля 2007 года Дмитрий Бурденко принимает присягу.
2.3 Время службы в Южной Осетии
Дмитрий Бурденко находился в составе второй танковой роты вблизи от посёлка Тарское. Вот, что пишет Дмитрий своей маме в письме: «Живём в палатках, т.е. в полевых условиях. Моемся в палатках, туалет на улице. А как здесь красиво! Вокруг кавказские горы, такие высокие, что на макушках снег лежит. А по утрам роса и горы солнечным светом освещаются. У палаточного лагеря стоит парк боевых машин(танки, БМП,бензовозы и т.д.) Танки в полной боевой готовности, полностью забитые снарядами, пулями и т.п. Вот скоро опять начнутся стрельбы и так через каждую неделю…»
Глава 3. Гибель Дмитрия Бурденко
3.1 История гибели героя
Наводчик Дмитрий Бурденко пал в бою 12 августа под Цхинвали. Он был в танке со своими товарищами - командиром танка Михаилом Молчановым из Челябинска и механиком-водителем Максимом Пасько из Москвы.
В горящем и разрушенном Цхинвале наши солдаты, выполняя свой воинский долг, хорошо понимали, что являются последней надеждой беззащитных людей. Перед ребятами стоял выбор - сдаться или вести бой до конца. Попав в окружение, они расстреляли все боеприпасы, вели бой до последнего патрона. Так способен поступить только очень мужественный и сильный человек. А ведь Дмитрию Бурденко был только 21 год, он только вступил во взрослую жизнь. И все это вмиг оборвалось. В бою он был только сутки. Танк наших ребят был подбит гранатомётом, последовавший за этим взрыв боекомплекта уничтожил боевую машину. Ребята умерли мгновенно.
Тревожно было за сына маме, Рите Лазаревне, ведь служба в Осетии не предвещала ничего хорошего. И, как гром среди ясного неба пришла телеграмма. «Коротко об обстоятельствах гибели. С прискорбием сообщаем, что выполняя боевое задание. Проявив стойкость и мужество, 12 августа 2008 года погиб ваш сын Бурденко Дмитрий Владимирович. Выражаем глубокое соболезнование. Командир воинской части гв. Майор Прямков. Страшная весть вошла в дом Бурденко. Когда матери Дмитрия принесли похоронку, она просто отказалась верить. Что её Димки на свете больше нет. Рите Лазаревне стало плохо: «Пока не увижу тело сына, он для меня живой»-сказала она. Сгоревших в танке бойцов опознать было невозможно, поэтому, то, что от них осталось отправили в Ростов-на –Дону в 16-й Государственный центр судебно- медицинских и криминальных экспертиз. На экспертизу кроме солдатских останков были представлены образцы крови матери Дмитрия Бурденко.
Весть о гибели Дмитрия быстро облетела наш город. Не было равнодушных людей, и потянулись родные и знакомые к дому Риты Лазаревны выразить свои соболезнования и попрощаться с погибшим.
Невыразимое горе переживали все, кто его знал и слышал о его доброте, трудолюбии, о его мечтах.
Проститься с Дмитрием пришли родственники. Друзья, знакомые, одноклассники, студенты химико-технологического техникума, педагоги, руководители всех городских предприятий. Непрерывно сменяют друг друга посты почётного караула. Соболезнования от имени президента республики, правительства Башкирии выразил военный комиссар Башкортостана, генерал-майор Тимофей Азаров.
«Это горе нельзя передать словами, это непоправимая потеря для матери и всех близких, это потеря и для города и республики, когда гибнет молодежь. Спасибо за достойное воспитание этого молодого человека, который до последнего момента защищал мирных жителей Южной Осетии и вместе с командиром заживо сгорел в танке. Я надеюсь, мы хороним последнего погибшего в Южной Осетии представителя нашей республики», сказал военком. За совершённый подвиг все члены экипажа посмертно награждены. За сына орден мужества получила Рита Лазаревна.
«Пока есть такие ребята, как Дима, мы можем быть уверенными, что наше Отечество под надежной защитой своих сыновей, своей армии. Он не мог поступить иначе», - сказала мать солдата.
А погребение погибшего Дмитрия Бурденко состоялось в селе Орловка Фёдоровского района, среди могил предков на деревенском кладбище.
Заключение
15 августа- день памяти военнослужащих, погибших в Афганской войне и контртеррористических операциях на Северном Кавказе, проводится ежегодно районным союзом ветеранов и участников этих войн. Ветераны и участники войн возложили живые цветы на могилу погибших и минутой молчания почтили их память. В городе Стерлитамак в химико-технологическом техникуме, где учился Дима, повесили мемориальную доску. А в гимназии №4 открыли музей
Данная работа нашла отклик среди моих сверстников. Работая над данной проблемой изучения жизни и смерти героя – земляка, я ставил цель: изучить жизнь и смерть героя – земляка и доказать, что «никто не забыт, ничто не забыто».
Объектом научного исследования было изучение истории грузино-югоосетинского конфликта, жизни и смерти Дмитрия Бурденко. Для реализации поставленной цели и получения материалов, адекватно отражающих и определяющих место и роль темы в жизни общества в целом, мне потребовалось решение некоторых задач. Одной из основных был поиск ответа на вопрос о вводе советских войск в Грузию. Большую помощь оказало изучение литературы в интернете. Огромный вклад внесли в мою работу воспоминания одноклассников, встречи и беседы с родителями Дмитрия; посещение дома Дмитрия, фотографии семейного альбома о многом рассказали. В ходе решения поставленной цели и решения намеченных задач, мне удалось раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов; на основе анализа воспоминаний родителей и одноклассников, составить историю жизни героя .
Список литературы
2. Танки августа, Барабанов М., Лавров А., Целуйко М. - М.: 2009.
3. Альфия Кульмухаметова «Война на Кавказе выстрелила в Стерлитамаке». Газета Стерлитамакский рабочий.
4. http://region15.ru/news/2008/09/18/16-14/
5. http://www.nirsi.ru/86
Лягушка-путешественница
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Эта весёлая планета
Нора Аргунова. Щенята