Данная работа раскрывает основные характеристики технологии Wiki ее специфику, дает базовые правила форматирования текста, показывает достоинства и недостатки Wiki-среды и определяет сферы ее применения. Тем самым работа позволяет понять принципы Wikiи показывает, что они вполне просты, доступны и эффективны.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 110 КБ |
Секция информатики
«Университетские школы»
студенче ской научно-практической конференции
«Горизонты науки и образования XXI века»
Тема исследовательской работы:
Для чего нужна ВИКИ среда?
Работу выполнила: Сосновцева Оксана Игоревна, ученица 10 класса
Школа МОУ «Сакмарская СОШ»
Научный руководитель :зам. директора по ИТ Лебедева Н.А. МОУ «Сакмарская СОШ»
Учитель: Лебедева Н.А., учитель первой категории
ОГУ 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Гипертекст - альтернативный метод работы с текстом
Информационное общество
Предыстория гипертекста
Первые гипертекстовые проекты
Специфика технологии wiki
Глава 2. Wiki –гипертекстовое открытие нашего времени
Технология Wiki и ее основные характеристики
Движки Wiki
Базовые положения
Правила редактирования
Способы применения
Глава 3. Википедия — многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете
Методика создания статей для Википедии
Поиск в Википедии
Ограничения
Заключение
Литература
Введение
В современном мире все большую ценность приобретает информация. Информация становится одним из важнейших ресурсов, обладание которым дает преимущества как и сферах профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Использование ин формации, то есть ее сбор, обработка и хранение, должна осуществляться наиболее кор ректно и эффективно. Для свободной ориентации в информационных потоках современ ный специалист любою профиля должен уметь использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Важным условием успешной, профессиональной деятельности является владение информационными технологиями. (Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, то есть первичной информации, для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления).
Не так давно широкое распространение получили такие изобретения, как электрон ная почта, чаты, форумы. Интернет-конференции, а их уже называют коммуникационными средствами первого поколения, что свидетельствует о том, что появилось второе. К ново му поколению относят технологии RSS feeds, Wiki и blog. Эти технологии обладают рас ширенной функциональностью, направленной на обеспечение совместной деятельности. Особый интерес, как для образовательных целей, так и для использования в интернет, представляет Wiki. Именно этой технологии и посвящена данная работа.
Технология Wiki была создана для накопления и управления знаниями. Основной ее принцип заключается в том, что она позволяет группам пользователей совместно работать над онлайновыми документами, а также создавать Web-сайт, страницы которого может редактировать любой посетитель. Оригинальная система Wiki была предложена Уордом Каппипгемом и реализована для Web –узла Pattern Languages Community.
Уже сегодня в Интернет представлено достаточно много сайтов, которые используют технологию Wiki. Знаменитая открытая энциклопедия Википедия яв ляется, наверное, самым крупным из них. Так как основная идея Wiki Web заключается в обмене информацией, то основные правила редактирования Wiki -страниц ориентированы на ввод простой текстовой информации.
Технология Wiki может служить современной альтернативой форумам. Причем эта система имеет явные преимущества при обсуждении тем, предполагающих множество подходов и мнений. Каждый из участников может создать отдельную страницу или набор страниц для выражения своих идей. Существенной характеристикой Wiki является воз можность отката системы назад, то есть возврата к прежней версии, в случае внесения туда нежелательных изменений, что важно для обеспечения надежной и корректной работы системы.
Согласно прогнозам Gartner, эта технология получила широкое применение в течение 2-5 лет. Перспективность Wiki подтверждает интерес к ней со стороны корпорации Microsoft, которая предложила свободным разработчикам проект Flex Wiki - систему Web-публикации, позволяющую посетителям редактировать сайт. Бывший администратор сети Интернет, Джой-Лин Блейк, считает, что «было бы весьма неплохо предоставлять специали стам возможность модернизировать узел с помощью таких простых в работе средств. Лю бой, на кого возложена ответственность за обслуживание Web-сайта, или сотрудник, ко торому приходится вручную обновлять НТМL-ссылки. оценит Wiki».
Данная работа раскрывает основные характеристики технологии Wiki ее специфику, дает базовые правила форматирования текста, показывает достоинства и недостатки Wiki -среды и определяет сферы ее применения. Тем самым работа позволяет понять принципы Wiki и показывает, что они вполне просты, доступны и эффективны.
Глава 1. Гипертекст - альтернативный метод работы с текстом
Информационное общество
В истории и развития цивилизации произошло несколько информацион ных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изме нений в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований стало приобрете ние обществом нового качества, формирование так называемого информационного обще ства. Процесс компьютеризации в информационном обществе позволяет использовать на дежные источники информации, освобождает от рутинной работы и обуславливает широ кую автоматизацию процесса обработки информации в производственной и социальной сферах.
Большинство приложений, обрабатывающих символьные данные, работают с текстами, по большому счету, точно так же, как это осуществлялось до появления компьюте ров. Фактически меняются лишь техника записи, форма представления и технологии, но сам объект - текстовые документы - остается неизменным. Таким образом, получается, что новейшие системы работы с документами никак не соответствуют огромному потен циалу компьютера. Эти системы не используют и малой доли возможностей, как в том случае, если бы документ был представлен в форме, читаемой машиной. То есть, функции компьютера в этом смысле сводятся к удобной пишущей машинке и падежному архиву.
Чтобы понять, почему и действительности компьютеры используются так неэффек тивно, необходимо обратиться к самим основам и начать с изучения состояния теории информации, где, по мнению Леонида Черняка, сложилось существенное отставание от жизни. Он полагает, что «называя современное общество информационным, мы лукавим. Наше общество – это, скорее, общество неупорядоченных данных».
Рассмотрение проблем, связанных с нынешним состоянием теории информации, проблем связи «данные - информация - знание» заслуживает внимания. Частичное реше ние этих проблем уже существенно изменило облик компьютинга.
Подтверждением этого могут служить следующие два примера. Появление языка разметки данных ХМL, ставшего наследником более мощного языка SGML, вызвало со временный бум сервис-ориентированных корпоративных систем. Посредством этого язы ка стало возможным включать элементы разметки в текст. Текст с разметкой существенно отличается от обычного текста, разметка выделяет в документе определенную информа цию. Такой текст содержит в себе ссылки на внешние ресурсы, и имеет не линейную, а разветвленную структуру. Представление данных значительно изменяется, элементы, ко торые стали включать в текст, позволяют их интерпретировать.
Второй пример-язык разметки НТМL. Именно с него началось масштабное исполь зование гипертекста. ХМL, и НТМL, вероятно, лишь положили начало будущей гипертек стовой революции. Web-страницами возможности гипертекста далеко не ограничены, и вскоре гипертекстовые подходы наверняка потеснят традиционные методы работы с тек стами. Уверенность в этом основывается на заметной «гуманитаризации» компьютерных систем. Одно из наиболее интересных гипертекстовых начинаний носит название Wiki или Wiki Wiki, что в переводе с гавайского означает «быстрый».
Предыстория гипертекста
Оценить wiki вне связи с прошлым невозможно. Стоит напомнить, что сам термин «гипертекст» был предложен Тедом Нельсоном в 1965 году. Нельсон определил его следующим образом: «Гипертекст — это непоследовательный способ записи, текст ветвится, и это позволяет читателю осуществлять выбор и перемещаться по нему с помощью интерактивного экрана».
Термин «гипертекст» имеет документированное авторство, однако предвосхищавшие его гипертекстовые идеи обнаруживаются задолго до современности. Они не могли быть реализованы из-за ограниченных возможностей бумажных и иных носителей информации. С Ванневара Буша начинается техническая история гипертекста. Идея гипертекста, еще не названная так, была изложена Бушем в беллетризованной форме в уникальной по своей значимости статье As We May Think («Как мы можем думать»), которая опубликована в журнале Atlantic Monthly в 1945 году. Признавая ее значение, спустя двадцать лет Тед Нельсон в полном объеме поместил эту статью в книгу Literary Machine. Свою актуальность эта работа Буша не потеряла и поныне, поскольку это не техническая разработка, а скорее философское футурологическое эссе.
Представление о том, каким должен быть интеллектуальный помощник, облегчающий работу с текстами, Буш облек в вид гипотетической машины, названной им Memex (memory extender — «расширяющий возможности памяти»). Совсем не важно, что Memex построен на наивных электромеханических и фотографических принципах. «Запасной мозг« очень похож на Memex, хотя, конечно, он будет построен с использованием совершенно иных технологий. В 2002 году в журнале New Scientist появилось сообщение, что руководит этой работой компьютерный ветеран Гордон Белл — кому, как не ему помнить прошлое. Судя по всему, это будет в полном смысле гипертекстовая система, близкая к тому, о чем мечтал Ванневар Буш.
Вторым предтечей современного гипертекста был Даг Энгельбарт. В основном, он известен как изобретатель манипулятора, который сам назвал «мышью». Однако этот непременный атрибут любого (за редким исключением) компьютеризированного рабочего места был побочным эффектом его основной работы. В начале 60-х годов Энгельбарт разрабатывал систему H-LAM/T (Human using Language, Artifacts and Methodology, in which he is Trained), в которой человек мог бы использовать язык, искусственно созданные предметы и методологию для развития своих способностей. В H-LAM/T явно просматриваются предпосылки к гипертекстовым системам. В 1968 году замыслы Энгельбарта воплотились в системе On Line System (NLS), которая разрабатывалась в Стэнфордском исследовательском институте. Предполагалось, что в память компьютера удастся поместить все виды разнообразных описаний, планов, схем, программ и других документов. Работа с ними должна была осуществляться через посредство специальных консолей, прообразов нынешних экранных терминалов, снабженных различными интерактивными средствами, в том числе и мышью; Энгельбарт видел в них еще и средство для общения.
В последующем на долю Дага Энгельбарта выпали серьезные испытания, но это не помешало ему до глубокой старости сохранить верность избранному пути. Сейчас, возглавляя свой собственный, частный институт, он работает над «открытой системой гипердокументов» (Open Hyperdocument System), представляющую собой структуру, построенную на основе стандартов и открытых кодов и предназначенную для коллективной работы и управления знаниями. В качестве хранилища в ней используется «динамический репозиторий знаний» (Dynamic Knowledge Repository), а процессором служит инструмент, названный «гиперскопом» (hyperscope). По замыслу гиперскоп должен позволять просматривать разнородные документы и устанавливать между ними связи.
Первые гипертекстовые проекты
В 1967 году Энди Вандам из университета Броун вместе с Тедом Нельсоном создали систему Hypertext Editing System (HES), которая была использована при подготовке документации в рамках космической программы «Аполлон». Позже Вандам разработал еще одну систему, File Retrieval and Editing System (FRESS), которая заимствовала интерактивные подходы из NLS. Любопытно, что в этой системе впервые была реализована функция отката undo, без которой не мыслится ни один современный текстовый редактор.
В 1972 году исследователи из университета Карнеги-Меллон приступили к разработке системы ZOG (это имя собственное, не акроним). В 1983 году она была установлена на борту авианосца Carl Vinson. Система ZOG работала на 28 рабочих станциях PERQ и служила вспомогательным средством для экипажа. Ее использовали в процессе управления выполнением боевых задач, она позволяла в режиме реального времени выводить на экраны электронные руководства. В последующем основные разработчики ZOG Доналд Маккракен и Роберт Акцин, создав компанию Knowledge Systems, стали развивать коммерческую версию ZOG, которую назвали Knowledge Management System (KMS). Она была реализована с использованием распределенной базы данных на лучших, из существовавших в то время рабочих станциях Sun и Apollo, поскольку только они имели экраны с высоким разрешением. Новинкой KMS стала привычная теперь структура данных «фрейм».
В 1985 году также в университете Броун Нормой Мейерович была разработана система Intermedia, ставшая одним из первых коммерческих гипертекстовых продуктов. Она позволяла устанавливать связи между различными базами данных таким образом, что одну и ту же вещь можно было увидеть с разных точек зрения. Созданная затем компания Electronic Book Technologies выпускала продукт, называвшийся DynatText. В том же году в Великобритании был выпущен продукт GUIDE, который позволял вставлять в текст ссылки и создавать иерархическую структуру, открывать дополнительные окна со вспомогательной информацией, вводить адресные ссылки.
Возможно, наиболее значительным из ранних гипертекстовых продуктов был HyperCard, предложенный для компьютеров Macintosh Биллом Аткинсоном. Он позволял организовать данные в виде стека карт, по которому пользователь мог осуществлять навигацию. И здесь хочется еще раз подчеркнуть преемственность изобретений и открытий. Одним из пользователей HyperCard был Роберт Каллио, исследователь из CERN, соавтор WWW.
В конце 80-х годов в академическом сообществе возник заметный интерес к гипертекстовым системам. В США и Европе было проведено несколько конференций, но крупных решений еще не существовало. Реальным прорывом стало изобретение WWW в 1989 году.
Специфика технологии wiki
Итак, wiki — не случайное событие, а результат закономерного эволюционного процесса. Обычно wiki реализуется как компонент Web-сайта, это может быть CGI-скрипт или другая подобная технология на стороне сервера. Существует целый ряд свободно распространяемых реализаций. Эти скрипты манипулируют небольшими документами, называемыми wiki-страницами. Страница, написанная как плоский текст, хранится в файле или в базе данных. Когда браузер запрашивает страницу, скрипт транслирует ее в HTML, и она становится частью возвращаемой Web-страницы. В дополнение к обычному содержанию wiki-страница в своем Web-представлении содержит клавишу Edit this page, которая позволяет изменять эту страницу. При нажатии на нее на экран выводится та же самая страница, но не конвертированная в HTML, а плоский текст на упрощенном языке разметки (некоторые новые варианты предлагают работать в режиме WYSIWYG). Пользователь может изменить станицу, а затем нажать на клавишу Save. Представление страницы будет конвертировано в HTML, и на экране появится обновленная по сравнению с исходным вариантом Web-страница. Таким образом, любой может вносить изменения в общий информационный ресурс, заменяя старые версии страниц новыми. При этом старые версии сохраняются, сохраняется вся история вносимых изменений, что позволяет осуществлять откат на любую глубину.
Весьма важной частью работы с wiki-страницами являются операции с гиперссылками. Они предельно упрощены. Гиперссылки связывают между собой страницы. Разумеется, поддерживающая wiki машина имеет эффективный аппарат поиска.
Глава 2. Wiki –гипертекстовое открытие нашего времени
Технология Wiki и ее основные характеристики
Wiki — это технология построения веб-сайта, позволяющая пользователям самим через веб-интерфейс активно включиться в процесс редактировании его контента — исправления ошибок, добавления новых материалов. Wiki-технология не требует использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML. Термином Wiki называется также ПО, которое разрабатывается для создания таких сайтов.
Информация, представленная в Wiki, имеет нелинейную навигационную структуру. Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы. Первая вики, WikiWikiWeb, была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Первым Wiki-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программного кода. Крупнейший и известнейший Wiki-сайт — Википедия. Сегодня технология Wiki применяется для создания справочников, баз знаний, разработки документации. Современные Wiki-движки позволяют работать не только с текстами, но и с электронными таблицами, календарями, галереями изображений, файлами и т. д. По Wiki-принципу можно строить и картографические сервисы. Появились разработки Wiki-приложений для корпоративной среды (например, Confluence, Jot, Near-Time).
Wiki призвана решить простую и естественную задачу — дать возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента. Участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора — наравне с администрацией и штатными сотрудниками проекта. Для этого необходимо две вещи: во-первых, у пользователя должна быть техническая возможность внесения изменений в страницы сайта, а во-вторых — этот процесс не должен требовать специальных знаний и навыков.
Технология Wiki позволяет аккумулировать знания человечества, представляя их в электронной интероперабельной форме, обеспечить навигацию по этой базе знаний и средства ее актуализации. При этом использовать Wiki могут сообщества различного объема и тематической направленности, создавая базы знаний от глобальных Википедий и электронных энциклопедий крупных корпораций до легко обновляемых справочных систем небольших организаций, предприятий и учебных заведений. Wiki — это достаточно сложная система для сбора и структурирования информации. Ее основными характеристиками являются:
- количество авторов соизмеримо с количеством пользователей Wiki-ресурсов;
- обеспечивается поддержка многопользовательской работы;
имеется возможность многократного редактирования любого текста с помощью самой Wiki-среды (веб-сайта);
- появление изменений сразу же после их внесения;
- каждая статья Wiki имеет собственное уникальное имя;
- язык данной разметки достаточно прост и не требует специальных знаний;
- существует возможность возвратиться к предшествующей версии.
По сравнению с CMS (Content Management Systems) технология Wiki имеет следующие отличия:
- Название статьи одновременно является гиперссылкой для внешних систем.
- Статьи создаются и редактируются практически в любое время любым пользователем.
- Статьи, доступные для редактирования, находятся непосредственно в веб-браузере.
- Каждая статья предоставляет доступ к просмотру и редактированию хронологии/версий страницы, которая поддерживает поиск существующих расхождений.
- Каждая статья предоставляет пользователю доступ к странице обсуждения этой статьи.
Wiki предполагает более широкие права пользователей при редактировании контента, отсутствие иерархии и более свободный доступ к информации. Кроме того, страницы, создаваемые в технологии Wiki, обеспечивают интероперабельность и повторное использование знаний.
Движки Wiki
Движки Wiki — ПО, применяемое для создания Wiki-сайтов. Wiki-движок — набор программ, служащий для преобразования Wiki-разметки в удобочитаемое представление на языке HTML.
MediaWiki — программный механизм для создания веб-сайтов, работающих по технологии Wiki, разработанный специально для Википедии немецким студентом М.Манске. Это один из самых мощных Wiki-движков, написанный специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki написан на PHP и употребляет в своей работе реляционную базу данных (можно использовать MySQL, PostgreSQL); поддерживает программы memcached и Squid.
MediaWiki предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, а также следующие возможности:
- обрабатывать текст как в собственном формате, так и в форматах HTML и TeX (для формул)
- загружать изображения или другие файлы и пр.
Гибкая система расширений позволяет пользователям добавлять собственные возможности и программные интерфейсы. Сейчас продолжают разрабатываться сле-дующие версии MediaWiki. Например, среди новых возможностей, присутствующих в экспериментальной версии MediaWiki, — поддержка PostgreSQL и система утверждения законченных и про-веренных статей. В версии 1.7.0 убрана поддержка Oracle из-за отсутствия движения в разработке этого направления.
Существует много Wiki-движков, имеющих свои особенности и достоинства. Выбор Wiki-движка зависит от того, какой требуется набор функций и возможностей (контроль версий, ограничения доступа, RSS-ленты с информацией об изменении страниц, подписка на изменения конкретных страниц и т. д.), на какой платформе он будет базироваться и как все это будет работать и т. д. Прежде всего, надо определить, что будет использоваться: Wiki на собственном сервере или же Wiki-сервис, предоставляемый внешней организацией. Для созданий онлайн-энциклопедий многие рекомендуют именно MediaWiki. Для формирования баз знаний часто употребляют WackoWiki, Confluence и NPJ. Для персонального использования применяются WikidPad или deskDo. Использовать Wiki-технологии при отсутствии Интернета позволяют TiddlyWiki и deskDo.
Базовые положения
Основополагающий принцип систем Вики заключается в том, что в любой момент любой посетитель может добавить на сайт все что угодно (или почти все - это зависит от решаемых задач) с помощью обычного веб-браузера. Каждая Вики-страница содержит ссылку "редактирование". При нажатии на нее на экран выводится та же самая страница, но не конвертированная в HTML, а представленная в виде плоского текста на упрощенном языке разметки. Пользователь может изменить ее, а затем нажать клавишу "сохранить". Тут же произойдет конвертация в HTML, и на экране появится обновленная по сравнению с исходным вариантом Вики-страница. Таким образом, любой может вносить изменения в общий информационный ресурс, заменяя его новыми версиями. При этом старые версии сохраняются, что в дальнейшем позволяет осуществлять откат на любую глубину.
Все это превращает Вики-сайт в идеальную среду для совместной работы, и при этом не нужно внедрять дорогостоящее клиент-серверное программное обеспечение или выделять системных администраторов. Мало того, при работе с ним абсолютно не требуется знание языка разметки HTML, поскольку используется простой синтаксис.
Правила редактирования
Существует несколько различных реализаций системы Вики. Объединяет их то, что Вики-страницы всегда имеют два представления: для отображения информации в виде HTML и для редактирования при помощи упрощенного языка разметки. Синтаксис и стиль этого языка могут варьироваться в зависимости от конкретной реализации Вики.
Процедуры форматирования Вики не относятся к решениям WYSIWYG, и их нельзя назвать интуитивно понятными. Но в командах редактирования можно разобраться после минимального изучения. Кроме того, они достаточно коротки и позволяют держать от Простейшие Вики-среды допускают элементарное форматирование текста, более сложные обеспечивают работу с таблицами, изображениями, формулами и даже некоторыми интерактивными элементами. Разнообразие средств стимулирует начало работ по стандартизации разметки Вики.
Базовые правила форматирования текста очень просты:
- не создавать абзацев;
- в качестве разделителя использовать пустые строки;
- четыре дефиса или больше в начале строки преобразуются в горизонтальный разделитель.
Чтобы создать новую страницу, достаточно при редактировании текущей ввести новое Вики-имя в виде нескольких слов, записанных с прописной буквы; в дальнейшем оно будет использоваться в качестве имени для новой страницы. Если до этого страницы с таким именем не существовало, то после сохранения будет сгенерирована ссылка, оканчивающаяся знаком вопроса. Щелчок на ней открывает окно редактирования новой страницы. Тем самым ссылки между страницами прописываются с помощью Вики-имен. Поскольку названия страниц являются гиперссылками между документами, то нужно, чтобы они ясно указывали на содержимое страницы. Например, для данной статьи в системе Вики можно было бы дать имя "ТехнологияВики".
Способы применения
Философия систем Вики переживает бурное развитие и имеет хорошие шансы для использования во внутрикорпоративных целях. Данная технология, возникшая как средство совместной работы, была подхвачена Интернет-сообществом и формировалась в рамках концепции свободного редактирования (open editing), близкой по своей философии к программированию с открытым кодом (open source). Она воспринималась как средство демократизации доступа к веб-сайтам, которое позволяет всем и каждому редактировать любую страницу и таким образом аккумулировать интеллект и знание некоторого социума. Сегодня технология Wiki применяется для создания справочников, баз знаний, разработки документации т.д.
Глава 3. Википедия — многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете
Википедия — многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете. Эта «общественная» энциклопедия является ярким примером стремительного роста и накопления знаний в распределенной среде Интернет. Она создается коллективным трудом добровольных авторов, использующих технологию Wiki.
До Википедии в Интернете было придумано много способов группового общения: чат, веб-форум, блог. Эти технологии разрешают обмениваться сведениями и каким-то образом их упорядочивать, но ни одна из них не позволяет создать полноценный, динамически обновляемый сайт. Сейчас в Википедии существует 253 языковых раздела.
Методика создания статей для Википедии
Страницы Wiki-сайта представляют собой статьи, содержимое которых — это обычный текст, где можно использовать теги HTML или особую Wiki-разметку, более удобную для текстовых документов, чем HTML. Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель Wiki-сайта может отредактировать и сохранить измененный вариант текста любой существующей страницы или создать новую. Процедура публикации текста в Википедии сведена к двум кнопкам — «Редактировать» и «Сохранить».
Правила создания статей Википедии, направленные на создание качественных текстов, достаточно просты, но необходимо выполнять несколько условий:
1. Запрещено включение текстов и изображений, защищенных авторскими правами.
2. При написании какой-либо статьи следует стремиться к нейтральному изложению и отражать все известные точки зрения.
3. Необходимо указывать источники сведений для подтверждения достоверности информации.
Есть два рода статей, не соответствующих политике нейтральности: статьи, явно конфликтующие с требованиями нейтральности и статьи, описывающие не все мнения или недостаточно подробные. В первом случае статья должна быть помечена как пристрастная ({{POV}}). Ненейтральная часть информации такой статьи подлежит исправлению или удалению. Во втором случае статью следует лишь считать незавершенной, какими бы беспристрастными и подробными ни были уже имеющиеся в ней сведения.
Определенная часть статей в Википедии представляет собой созданные автоматически «заготовки». В Википедии существует три вида ссылок — на существующие статьи, на еще ненаписанные статьи и на внешние веб-ресурсы. Для того чтобы создать гиперссылку на статью, достаточно просто при внесении Wiki-разметки заключить название статьи, на которую требуется сослаться, в двойные квадратные скобки — [[Название статьи]]. Если статьи, на которую указывает ссылка, не существует, то ссылка таки создастся, но ее текст будет красного цвета, а не обычного синего. Активизировав эту ссылку, можно перейти к шаблону статьи и написать ее, фактически откорректировав шаблон.
Когда любой автор отмечает в тексте термин или выражение как ссылку на несуществующую статью, в Википедии автоматически генерируется новая статья-шаблон, содержащая текст: «Статья еще не написана, можете ее написать». Авторы, заходящие по этой ссылке, расширяют содержание «пустышки».
Почти любую страницу Wiki-сайта можно отредактировать. Для того чтобы внести правки в статью, необходимо:
- щелкнуть по кнопке «Править» или по ссылке «Править» (для раздела статьи), после чего откроется форма с текстом статьи (раздела);
-внести желаемые правки в текст статьи;
- с целью контроля просмотреть перечень внесенных правок (кнопка «Внесенные правки»);
- убедиться в корректности правок, просмотрев предварительно текст статьи (кнопка «Предварительный просмотр»);
- заполнить поле «Кратко опишите суть вашей правки» и нажать кнопку «Записать страницу».
Поиск в Википедии
Сегодня существует много национальных Википедий и проектов. Осуществить поиск в этом множестве информационных ресурсов вручную достаточно трудоемко. Qwika — это поисковая машина, ориентированная на обработку Wiki-сайтов. Ее задача — охватить все крупные Википедии на всех достаточно распространенных языках, перевести их и обеспечить быстрый поиск. На сегодняшний день система индексирует следующие ресурсы:
- Англоязычная Википедия и все области имен в ее составе (Чат, Изображение, Пользователь и т. д.).
- Англоязычные Википедии (машинный перевод популярных Википедий на других языках).
- Википедии на других языках.
- Туристический проект WikiTravel.
- Кешированные версии всех страниц на языке как оригинала, так и машинного перевода
Ограничения
Остановимся на недостатках, иногда возникающих при долгой работе со многими реализациями системWiki .
Во-первых, это дублирование информации: в базе знаний, растущей в рамках проекта, рано или поздно оказываются внутренние пересечения - один, два, три абзаца повторяются на разных страницах, ссылки на ресурсы могут дублироваться в разных разделах. Поэтому если абзац достаточно вырос, то его можно вынести в отдельную страницу, а в остальных местах просто ставить вместо него Wiki-ссылки, чтобы потом уже править только в одном месте.
Эта проблема обуславливает второе большое неудобство: невозможность структурирования. Иными словами, бывает, чтоWiki подобна живому организму, без какой-либо иерархии. По ней можно ходить бесконечно, переходя от одной ссылки к другой, что похоже на блуждание по лесу без компаса. Если ты прочел что-то интересное, но не запомнил, где это находится, - готовься потратить уйму времени на поиск.
И наконец, в системах рассматриваемого класса неудобно общаться. Это надо принять во внимание сразу. В Wiki нет идентификации пользователя в рамках тела документа, то есть любую правку, любую запись, которая является мнением или замечанием, надо подписывать. Это неудобно. Внедрение систем комментирования частично данную проблему решает.
В итоге получается, что обсуждаемая технология прекрасно подходит для коллективного накопления знаний в какой-то области, правда, лишая этот процесс любых индивидуальных фрагментов, - они просто теряют автора, становясь результатом работы коллектива. Без сомнения, эти проблемы должны насторожить конечных пользователей различных реализаций Wiki и подтолкнуть их к работе над созданием общих правил в целях предотвращения дублирования и хаоса в системе.
Заключение
Данная работа посвящена новейшей гипертекстовой среде Wiki. Здесь представлены предпосылки ее создания и этапы формирования. В результате становится ясно, что Wiki стала закономерным этапом развития гипертекстовых проектов и сейчас представляет наиболее высокую ступень в их эволюции. К характерным чертам среды относится, прежде всего, принцип Open eding, который и обуславливает все остальные особенности, та кие как: множество авторов одного ресурса: возможность редактирования имеют все пользователи; имеется возможность править текст многократно, причем используя сред ства самой среды: изменения проявляются непосредственно после их внесения: информа ция разделена на поименованные страницы; используется специальный упрощенный язык разметки; происходит автоматическое сохранение ранних версий, к которым можно осуществить откат.
Доступ любого пользователя к созданию и редактированию страниц Wiki -сайтов обеспечивает создание наиболее объективных информационных ресурсов, которые много гранно отражают рассматриваемые проблемы. Само создание и редактирование осущест вляется оперативно, благодаря наличию многих авторов.
С приходом Wiki как в корпоративную, так и в образовательную среду значительно упростился процесс работы с совместно обрабатываемыми документами. Механизм поиска стал эффек тивнее, поскольку Wiki позволяет быстро отыскивать специалиста по интересующему во просу. Технология Wiki постоянно совершенствуется и имеет огромный потенциал для ее дальнейшего применения.
Литература:
Учебники и учебные пособия
1.Информатика: Учебник. - 3-е иерераб. Изд. / под ред. проф. II. В. Макаровой. - М.: Фи нансы и статистика. 2001.
2. Йордан Э. Управление сложными Интернет-проектами. - М.: ЛОРИ. 2002.
Интернет – источники
Сказка "12 месяцев". История и современность
Девочка-Снегурочка
Притча о гвоздях
Весёлые польки для детей
Северное сияние