Память о прошлом - дорога в будущее.
На первыхт уроках москвоведения мы узнали о том, как строилась Москва. Меня же заинтересовала тема "Как выглядели москвичи в старину, какую одежду носили, из каких тканей". Этот вопрос стал темой моего проекта.
Изучая информацию по книгам, в интернете, посетив музеи я узнала, что история народного костюма - это целый удивительный мир. В своем проекте я постаралась рассказать о мужском и женском костюме московской губернии. Говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Действительно, и в настоящее время, в современную моду вошли длинные сарафаны, рубахи "на выпуск". Как и внаши дни все модные веяния изначачально появлялись в Москве, а уже потом распространялись в глубинке.
В всоей работе я выяснила, что изучив народный костюм, можно узнать историю своего народа.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_vyglyadeli_moskvichi_v_starinu.docx | 145.41 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы СОШ №251
Проект
КАК ВЫГЛЯДИЛИ МОСКВИЧИ В СТАРИНУ
Подготовила: Лосик Оксана Владимировна
ученица 2б класса
Руководитель: Кулькова Наталья Владимировна
Москва 2012
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель проекта: дать общее представление о том, как выглядели москвичи в старину, чем они отличались от нас. Изучив историю одежды московского народа, изготовить наглядное пособие.
Задачи проекта:
2.Собрать материал об особенностях московского народного костюма.
3.Воспитание уважения к своему прошлому. Привлечь внимание к изучению истории возникновения московского народного костюма и вызвать интерес к нему.
4.Изготовить наглядное пособие.
Актуальность: для меня было важно узнать историю народа, его традиции через изучение национального костюма. Это воспитывает уважение к культуре русского народа, привлекает внимание к истории своего народа, воспитывает чувство гордости, любви к Родине.
Национальный костюм всегда отражал характер народа и его устои. Современная мода использует некоторые элементы народного костюма.
Форма защиты проекта:
- Мультимедийная презентация
- Творческая работа (костюм)
- Публичное выступление
Этапы работы над проектом
1 этап. Подготовка: Определение темы и целей проекта.
2 этап. Сбор и обработка информации:
3 этап. Исследование:
4 этап. Подготовка к защите проекта:
5 этап. Презентация проекта:
6 этап. Рефлексия: самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления.
"Чему я научилась?"
-подходить ко всему творчески
- работать с различными источниками информации, используя разные формы работы с научной литературой
-выделять главное для презентации
-грамотно презентовать свою работу, выбрав форму защиты и подготовив речь своего выступления
-не торопиться с вынесением суждения
"Чего я достигла?"
- выделять из текста основные понятия
-выстраивать по порядку основные идеи
-делать выводы и умозаключения
- находить возможные пути дальнейшего изучения.
"Что сделала?"
-серию иллюстраций
- наглядное пособие в виде народного костюма
-презентацию
- участвовала в народных праздниках
- выступила с презентацией проекта в начальной школе, в детском саду №185
"Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?"
-подготовить текст сообщения
-приготовиться к ответам на вопросы
-изготовлять продукт проектной деятельности
Содержание
«Память о прошлом – дорога в будущее»
Жизнь человека во многом зависит от того, где он родился, вырос, учился. Я – москвичка. Быть москвичом – это ответственно. Москва – столица нашего государства. Именно на Москву, ее жителей, события, которые здесь происходят, смотрят наши соотечественники – россияне. Да и не только они. Москва привлекает внимание всего мира. Нельзя полюбить свой город не зная его истории, жизни наших предков, культурных ценностей.
На первых уроках москвоведения в этом году мы начали изучать историю своего города: как строилась Москва. Меня заинтересовала тема: Как одевались москвичи? Что они носили, как наряжались. Ответы на эти вопросы я находила в книгах, интернете, в музеях.
Тема моего проекта «Как выглядели москвичи в старину».
Жили-были москвичи…. Какие же они были?
Имели статную фигуру, гордую осанку, плавную походку. У женщин — белое лицо с ярким румянцем, соболиные брови, коса-краса. У мужчин - окладистая борода.
Оказывается, раньше москвичи все делали своими руками. В богатых домах слуги пряли пряжу, шили одежду и обувь. Простые люди все изготавливали сами. Неумелых и ленивых легко можно было признать по неприглядной одежде.
Гардероб наших предков был удивительно ограничен.
Одежда шилась: праздничная или повседневная. По одежде можно было узнать про человека практически все, из какого роду, сочетался ли браком, имеется ли ребенок и кто он, мальчик э или девочка.
Праздничная и повседневная одежда в московской губернии также отличалась друг от друга, как и сейчас. Она отличалась, прежде всего, тканями, расцветками.
Называли в древности русские одежду – “одёжа”. Предки считали, что одежда - это оберег. Оберегает от непогоды, укрывает от “сглаза”, от злых сил. И главной одёжей была рубаха. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Рубахи обязательно были длинные. Выделялись красивым цветом, богатой вышивкой. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рукава длинные до запястий. Рубахи носили все: девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные. Свою рубаху никому не отдавали, считали, что с ней отдаешь и свое счастье.
Из чего же состоял мужской костюм?
Мужской костюм москвичей состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Мужские рубахи не заправляли в порты, а носили на выпуск и подпоясывали.
Пояс являлся оберегом. По поверью, "красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого глаза, наговора ". Украшали пояса геометрическим орнаментом. Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, ключи, так как карманов в старинной «одеже» не было.
Мужчины также носили широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги. Порты завязывались на шнурке вокруг талии.
В холодное время надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны . Зимой москвичи носили овчинные полушубки, а знатные бояре шубы из соболя, бобра. Шубы носили мехом наружу.
Головной убор того времени- колпак, это была высокая , обшитая по краю мехом шапка. Кто был богаче, носил столбунец – высокая меховая шапка, похожая на трубу. Ноги обували в сапоги, в зимнее время носили валенки. Крестьяне обували лапти.
Как и в наши дни, все модные веяния изначально появлялись в Москве, а уже потом распространялись в глубинке. Поэтому женская одежда отличалась большей красочностью, самобытностью. Женщинам всегда хотелось быть привлекательными. Московские модницы предпочитали наряжаться в атлас, парчу или тафту.
Какой же была женская одежда?
Представление о московском женском костюме обычно связано с сарафаном (платья без рукавов). Его охотно носили горожанки, даже женщины богатых сословий.
Косоклинный сарафан, украшенный цветной полоской и оловянными пуговицами, - основа девичьего костюма – Московской губернии средины XIXв.
Позже сарафан поменялся. Он уже прямой, сборчатый (Саян). «Саян" — прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам.
Различали повседневные, украшенные узкой полоской галуна и красной тесьмой, и праздничные, убранные не только по грудкам, лямкам и спинке, но и по кайме подола.
Поверх сарафана надевали передник (замужние женщины). Передник обычно делали из полотна, украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шёлковыми узорными лентами.
Также на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.
Ее носили купчихи, бояре. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата.
Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам.
Девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити.
У девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. Вокруг головы повязывали ленту. Такой убор назывался венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб - поднизь - пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым и большим, праздничным.
Замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники. Волосы полностью закрывали, заплетали в две косы или завязаны узлом.
Какую обувь носили? В Москве женщины носили кожаную обувь -сапоги. Причем в сапогах ходили все: и женщины, и девушки, и дети.
Московский народный костюм украшался тесьмой и жемчугом. Характерной отделкой русского костюма была оторочка цветной тканью.
Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей,
чем выше шапка, тем знатнее род.
Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха.
Вывод. В ходе работы над проектом я узнала, какими были москвичи в старину. Во время моей работы я выяснила, что изучив национальный костюм, можно узнать об истории народа. Народный костюм- это не просто одежда, которая защищает от холода или жары, а целый удивительный мир.
Прошли десятилетия, а память о прошлом живет, и будет жить. Материал, из которого шили одежду много лет назад, используется и в наше время. И сейчас идя по улицам Москвы можно увидеть девушек в сарафанах, парней в рубахах поверх штанов. Говорят, что новое это хорошо забытое старое. Так давайте же, будем вспоминать старое и жить по-новому.
Литература.
- М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
- Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
- Из интернета: Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907. Русский костюм XIII—XIХ вв.
Сказка про Серого Зайку
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
У меня в портфеле
Щелкунчик
Военная хитрость