о великом полководце М.И.Кутузове достаточно много исследований, его вклад в войну 1812 г. огромен, но до сих пор в исторической науке идут споры о том, кто является родоначальником рода Кутузовых, откуда его исторические корни. на основе работ российских и немецких историков и геральдистов, а так же исторических источников, автор приходит к выводу, что предок рода Кутузовых - Гавриил.
Вложение | Размер |
---|---|
neizvestnye_stranicy_biografii_m.i.kutuzova.doc | 86.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 45.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа №3»
Конкурс: «Недаром помнит вся Россия»
Неизвестные страницы биографии М.И.Кутузова
Выполнил: ученик 7 класса А Коломенков Андрей Евгеньевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ М.И.КУТУЗОВА
2.ОПИСАНИЕ ГЕРБА М.И.КУТУЗОВА
3.ПРЕДКИ М.И.КУТУЗОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В 2012 году мы будем отмечать 200-летие начала Отечественной войны 1812-го года. С этой знаменательной датой связано имя М.И.Кутузова.
Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов известен как в нашей стране, так и за ее пределами. Полководец, дипломат, губернатор, замечательный патриот земли русской, он навсегда останется в памяти народа.
Мы достаточно много знаем о самом полководце и о его предках, но практически нет сведений о родоначальнике этого великого семейства - Кутузовых. По версиям некоторых ученых[1] их истоки уходят в далекую Германию. Герб рода Кутузовых также, прямо или косвенно, указывает на немецкое происхождение потомков М.И. Кутузова. Это позволило нам выдвинуть гипотезу: род Кутузовых имеет немецкие корни.
Объект исследования – генеалогические корни рода Кутузовых.
Предмет исследования – исторические источники, герб рода Кутузовых.
Цель исследования – изучение и анализ литературы, позволяющей найти сведения о предках М.И.Кутузова.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Методы исследования: сбор информации (изучение монографий, научных работ), обобщение изученного материала.
Методологическую основу проведенного исследования составляют монографические исследования, журнальные статьи, российские и немецкие исторические источники, последние из которых были переведены на русский язык, Интернет-ресурсы.
Основными структурными элементами нашей работы являются: введение, где обосновывается тема выбранного исследования; основная часть, где дана краткая историческая справка о жизни М.И. Кутузова, описание его герба, исследование исторических корней предков фельдмаршала; заключение, где сделаны выводы по теме исследования.
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ М.И.КУТУЗОВА
Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в дворянской семье. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем. Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе, которую окончил в 1759 г. в числе лучших, был оставлен при школе преподавателем. В 1761 г. произведен в первый офицерский чин (прапорщика) и по собственной просьбе направлен командиром роты в Астраханский пехотный полк. По причине отличного знания языков (немецкого, французского, а впоследствии польского, шведского и турецкого) в 1762 г. был назначен адъютантом к ревельскому генерал-губернатору. В 1764 - 1765 гг. служил в Польше в войсках Н.Репнина.
С 1770 г., в период решающих событий русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., Кутузов был направлен в 1-ю. Дунайскую армию П.Румянцева. В должностях строевого и штабного офицера он принял участие в ряде сражений. За сражение 1770-года произведен в майоры. В должности начальника штаба корпуса отличился в бою при Попешти (1771г.), пожалован чином подполковника.
В 1772 г. Кутузов был отправлен во 2-ю, Крымскую армию В. Долгорукова. В 1774 г. в бою с крымчаками близ Алушты он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Михаил Илларионович был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и отправлен Екатериной II для лечения за границу.
В 1776 г., по возвращении в Россию, Кутузов был послан императрицей в Крым помогать Суворову, обеспечивавшему там порядок. Завоевал его доверие выполнением ответственных заданий; по представлению Суворова получил чин полковника (1777 г.), а затем и бригадира (1782 г.). В 1784 г. по поручению Г.Потемкина вел переговоры с Крым-Гиреем, убедил его в необходимости отречься от престола и признать права России на земли от Буга до Кубани; за это пожалован чином генерал-майора. Со следующего года Михаил Илларионович командовал им же сформированным Бугским егерским корпусом.
В начале русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. Кутузов со своим корпусом охранял юго-западные границы России по реке Буг. Принял участие в осаде Очакова (1788 г.). Здесь, во время отражения вылазки турок, был вторично тяжело ранен (пуля попала в щеку и вышла в затылок). Когда он выздоровел, врач сказал: «Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна»[2]. Уже в следующем году, командуя отдельным корпусом, Кутузов успешно сражался под Аккерманом и Каушанами.
В ноябре 1790 г. Кутузов присоединился к войскам Суворова, осаждавшим Измаил. Действуя в составе армии Н.Репнина, вскоре отличился в сражении при Мачине, нанеся противнику решающий удар с фланга. Награжден орденом святого Георгия 2-й степени.
С 1792 г. был чрезвычайным и полномочным послом в Турцию. Там он заслужил большое доверие турецкого двора и смог решить в пользу России ряд важных дипломатических вопросов. В 1794 г. Михаил Илларионович был назначен директором Сухопутного кадетского корпуса.
При восшествии на престол Александра 1 Кутузов получил назначение на пост петербургского генерал-губернатора. Не найдя взаимопонимания с молодым императором, он в 1802 г. ушел в отставку и уехал в деревню.
В 1808 г. Михаил Илларионович был направлен на русско-турецкую войну командиром корпуса Молдавской армии. Удостоен за победы над турками титулами графа и светлейшего князя.
После сдачи французам Смоленска в 1812 г., Александр 1 был вынужден пойти навстречу требованиям общественности и войск и назначить М.И. главнокомандующим армией.
Роль М.И.Кутузова в Отечественной войне велика, но наша цель, не раскрытие хода войны. Поэтому останавливаться на этом вопросе мы не будем.
После Отечественной войны 1812 г., с прибытием царя к войскам М.И.Кутузов постепенно отошел от главных дел в командовании, здоровье его ослабевало, и 16-го апреля в г.Бунцлау (Польша) он скончался в возрасте 67 лет.
2. ОПИСАНИЕ ГЕРБА М.И.КУТУЗОВА
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу принадлежности рода Кутузовых к немецким корням, считаем важным подробное рассмотрение и изучение их родового герба. Графский герб, при внесении его в XI часть «Гербовника», описан так. В лазуревом щите — натурального цвета орел с червлеными глазами и языком, золотым клювом и когтями, держащий серебряный с золотою рукоятью меч и сопровождаемый во главе щита золотою дворянскою короною. Щит увенчан графскою короною и тремя графскими шлемами. Нашлемники: средний — возникающий императорский орел, имеющий на груди червленый с золотою каймою щит, с вензелевым изображением имени императора Николая I. Второй и третий нашлемники представляют по три серебряных страусовых пера. Наметы: средний — черный с золотом; боковые — лазуревые с золотом.
Для выяснения характера эмблем, легших в основу геральдики русских родов Салтыковых, Шеиных и в частности рода Кутузова, следует, прежде всего, кратко представить исторический путь становления символики в западной европейской геральдике.
Первые гербы феодальной Европы (Германия) традиционно датируются серединой XI века и несут изображения пернатых «орел» и четвероногих «лев» хищников[3].
С V века н.э. в декоративном искусстве франков, наследников традиций ранних германцев эпохи Цезаря, появляется композиция «Вóдан и вóроны». В V – XI веках эта эмблема изображалась на рукоятях мечей и щитах сначала у западных, а затем и у северных германцев[4].
Подтверждению этому мы находим в работе немецкого ученого-историка О. Хуппа. В своей работе «Deutsche Ortswappen»[5] он указывает: «… Der schwarze Krähen erscheint zum ersten Mal in den Franc im 5. Jahrhundert unserer Zeitrechnung, am Ende 8. Jahrhundert ist der Krähen als Symbol des Schutzes in Skandinavien erscheint. Und in den 10. - 11. Jahrhunderten erscheint er auf dem Preußenschild» (Приложение 2). Что означает: «… Черный ворон впервые встречается у франков в 5 веке н.э., в конце 8 века ворон появляется как символ дружины в Скандинавии. А в 10-11 вв. черный ворон изображается на щитах у пруссов» (здесь и далее перевод автора).
Далее в своей работе Отто Хупп представляет описание герба Западной Пруссии, датированного 1542 годом: « Der schwarze Adler reicht bis in die Hohezeit. Um den Hals des Adlers wurde mit der polnische Königkrone gekrönt, über die unter dem Hals hervor rechts erhebt gepanzerte Hand mit der Klinge»(Приложение 3). «Он представляет собой черного, восходящего к орденским временам орла. Шея орла была увенчана польской королевской короной, над которой из-под шеи направо выходила латная рука с мечом».
В работах еще одного немецкого историка Альфреда Зуле[6] мы узнаем, что «Das erste Bild des Adlers auf dem Schild kann man auf die Silbermünzen des deutschen Königs Friedrich Barbarossa sehen (die Ende 12. Jahrhunderts). Seit dem 14. Jahrhundert wurden zuerst Tatzen rot, dann Schnabel und die Zunge des Adlers». Первое изображение орла на щите можно увидеть на серебряных монетах германского короля Фридриха Барбароссы (конец XII века). С XIV века сначала лапы, а затем клюв и язык орла стали красными.
Вот какое описание герба Германии XIX века дает австрийский геральдист Хуго Герхальд Штрёль[7]: «Das Wappen des Deutschen Reiches, der Reichsadler, schwarz mit rotem Schnabel, und roten Fängen, trägt auf der Brust den preussischen Wappenschild, dessen Adler mit dem Schilde von Hohenzollern belegt ist. Um den Hals des Reichsadlers schlingt sich die "Kette des preußischen Hohen Ordens vom Schwarzen Adler". Über dem Kopfe schwebt die deutsche Reichskrone, von der goldene, ornamental gemusterte Bänder abfliegen. Die Bänder fallen aber fort, sobald die Krone ohne den Reichsadler dargestellt wird.» (Приложение 4). Черный, с лапами, клювом и языком красного цвета, одноглавый орел со щитком на груди, содержащим герб Пруссии. Щит увенчан императорской короной, под щитом подвешен на цепи знак прусского Ордена Черного орла.
Рассматривая этимологию понятия «герб», видим, что «герб» (польск. herb< ст.-чеш. (h)erb< нем. Erbe «наследство») – отличительный знак государства, города, знатного рода.
В геральдике Германии, центральное место занимает черный орел, который, по мнению О. Хуппа и А. Зуле имеет глубокие исторические корни и его наличие прослеживается начиная с 5 века. Австрийский геральдист Х. Г. Штрёль подчеркивает в своей работе «Deutsche Wappenrolle»[8], что присутствие таких символов как черный ворон (орел) четко указывают на принадлежность немцев, франков, пруссов, балтов к общим немецким корням.
Следовательно, можно сделать вывод. Так как центральная фигура в фамильном гербе рода Кутузова - черный орел, предки М.И. Кутузова имеют немецкие корни.
3. ПРЕДКИ М.И.КУТУЗОВА
Наличие в гербе рода Кутузовых черного орла свидетельствует о немецких корнях в роде. Встает вопрос, кто является родоначальником?
Для ответа на этот вопрос, следует обратиться к историческим источникам того времени и Гербовику Всероссийской империи.
Упоминание о первых предках М.И.Кутузова мы находит в следующем документе «Дело О дворянстве Кутузовых Новгородской и Псковской губерний. Фонд департамента герольдии Сената». Там записано следующее: «Род наш Кутузовых происходит, как и род Голенищевых-Кутузовых от выехавшего в Россию из Немец в 1263 году Гавриила» (Приложение 6).[9] Эта запись была сделана 7 мая 1800 г. Федором Кутузовым. Вторая запись из документа «Дело О дворянстве Кутузовых Новгородской и Псковской губерний. Письмо дворянина Кутузова» (Приложение 3).
Приводимые документы позволяют уточнить личность Гавриила и время его прибытия в Россию. В документе «Дело о дворянстве Кутузовых Новгородской и Псковской губерний», говорится, что начало рода Кутузовых произошло от выехавшего из Пруссии в Россию во времена великого князя Александра Невского именем Гатуша, принявшего православную веру и во святом крещении Гавриилом названного. Во втором документе сообщается, что Гавриил выехал в Россию в 1263 году. Таким образом, можно назвать основателя рода Кутузовых.
Личность Гаврилы Олексича не вызывает сомнения у исследователей. Это подтверждается историческими источниками. Автор «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», написанной в 80-х гг. XIII в. и вошедшей во многие летописи, так сообщает об участии Гаврилы Олексича в битве на Неве в 1240 г.: «Зде же явишася в полку Олександрове 6 мужь храбрых, иже мужьствоваша с ним крепко. Един - именем Гаврило Олексичь. Съи наеха на шнек и, видев королевича мча под руку, възеха по доске, по ней же въсхожаху, и до самого корабля. И втекоша пред ним в корабль, и пакы обратившеся, свергоша его с доски с конем в Неву. Божиею милостию изыде оттоле неврежден, и пакы наеха, и бися с самем воеводою посреде полку их…Си вся слышахом от господина своего Олександра и от инех, иже в то время обретошася в той сечи».[10]
Подтверждение нашей версии, можно найти и в книге Н.Гумилева «От Руси до России»: «В 1240 г. шведский флот вошел в устье Невы, подошел к месту впадения в нее речки Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород. В Новгороде, как и во всех славянских городах, не столько готовились к защите, сколько спорили между собой о том, с кем лучше связать свою судьбу — с суздальским князем Ярославом или со шведским королем. Пока новгородцы спорили, сторонники Владимиро Суздальской Руси призвали на помощь молодого князя Александра Ярославича, известного благодарным потомкам под именем Александра Невского. Тогда ему шел лишь двадцать второй год, но это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное, настоящий патриот своей Родины. Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой».[11]
Других сведений о Гавриле Алексиче древние источники не сохранили. В росписи, поданной в Разрядный приказ в 1687 г. сказано что Гаврила «убит в 1241 г., не старым».[12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решая поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам.
Герб – это отличительный знак государства, города, знатного рода. Герб – это отображение исторического пути рода. В его символике нет ни чего случайного.
В геральдике Германии центральное место занимает черный орел, который, по мнению О. Хуппа и А. Зуле имеет глубокие исторические корни и его наличие прослеживается, начиная с 5 века. Австрийский геральдист Х. Штрёль подчеркивает, что присутствие таких символов как черный ворон (орел) четко указывают на принадлежность немцев, франков, пруссов, балтов к общим немецким корням.
Основным элементом родового герба Кутузовых является черный орел.
Поэтому, можно сделать вывод: так как центральная фигура в фамильном гербе рода Кутузова - черный орел, предки М.И. Кутузова могут иметь немецкие корни.
Наша гипотеза подтверждается и российскими историческими источниками. Упоминание о первых предках М.И.Кутузова мы находит в следующих документах: «Дело О дворянстве Кутузовых Новгородской и Псковской губерний» и «Письмо дворянина Кутузова», где говорится о Гаврииле, который выехал в Россию из Пруссии в период княжения Александра Невского и погиб на берегах Невы в борьбе со шведами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Кулаков В.И. Геральдика пруссов и генеологические корни родов, возводимых в России к выходцам «из прус». М.,1989; Бочков В.Н. «Легенды» о выезде дворянских родов // Археографический ежегодник. М., 1971; Hupp O. Deutsche Ortswappen. Heft 1, Neue Reihe, Bremen, 1993; Ströhl H.G. Deutsche Wappenrolle. Verlag: Wienkunst. Wien, 2000; Suhle A. Deutsche Münz – und Geldgeschichte von den Anfängen bis zum 15. Jahrhundert. Berlin, 1974.
[2] М.И.Кутузов //http://chrono.ru
[3] Кулаков В.И. Геральдика пруссов и генеологические корни родов, возводимых в России к выходцам «из прус». М.,1989. С. 50.
[4] Кулаков В.И. Птица-хищник и птица-жертва в символах и эмблемах IX-XI вв.//СА. 1988. №3. С. 116.
[5] Hupp O. Deutsche Ortswappen. Heft 1, Neue Reihe, Bremen. 1993. S.28.
[6] Suhle A. Deutsche Münz – und Geldgeschichte von den Anfängen bis zum 15. Jahrhundert. Berlin. 1974. S.83.
[7] Ströhl H.G. Deutsche Wappenrolle. Verlag: Wienkunst. Wien, 2000. S.1.
[8] Ströhl H.G. Deutsche Wappenrolle. Verlag: Wienkunst. Wien, 2000. S.34.
[9] Гуляев Ю. Именем Гатуша, прозванием Кутуз, а во Святом крещении Гаврил //Документы русской истории. 1995. - №4. – С.20.
[10] Веселовский С. Б. Род и предки А. С. Пушкина в истории // Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1999. С.39-139.
[11] Гумилев Л.Н. От Руси до России. – М.: Прогресс, 2005. – С.132.
[12] Голенищевы-Кутузовы графы и дворяне //сайт История русских родов
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100».Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр.. - М.: Баласс, 2011).
УМК представлен
Программа рассчитана на 40 часов в год (4 часа в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи уроков чтения в начальной школе.
Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Таким образом, в курсе чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии общие с курсом русского языка.
Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»:
На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Вес книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нем — через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
В данной программе реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, т.е. связь литературы с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями. Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебных книг, а значит, и система уроков чтения в форме эвристической беседы.
В 1-м классе героем книги «Капельки солнца» стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Первоклассники «помогают» ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, т.е. занимают позицию учителя.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и темы этих уроков — индивидуальное дело учителя.
Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Содержание программы.
Разделы | Содержание |
1.Тематическое чтение | «Попрыгать, поиграть...» (11ч) Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях. Наш дом (8ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним. Ребятам о зверятах (10ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы. Маленькие открытия (11ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова. |
2.Техника чтения | Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. |
3.Формирование приёмов понимания прочитанного | Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов. Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок. |
4.Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного | Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир. Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному. |
5.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями | Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах. |
6.Развитие устной и письменной речи. | Развитие устной речи: – обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов); – обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам); – работа над грамматически правильным построением устного высказывания; – показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. |
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
1 класс
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
– овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи | – определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях |
1й класс | ||
чтение целыми словами;
|
|
|
Виды и формы контроля.
Материалы для текущего и тематического контроля используются из авторских методических пособий.
Предметная методика
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
Основные виды учебной деятельности.
Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.
Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания
текста.
Пересказывать текст художественного произведения (подробно).
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.
Творческая деятельность
Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.
Иллюстрировать прочитанное произведение или план.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2011 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2011 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочие тетрадь |
3. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2011 | Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» | Методические рекомендации для учителя. |
4. | Образовательная система «Школа 2100». Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр.. - М.: Баласс, 2011). | Сборник программ | |
5. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2011 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2011 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочая тетрадь |
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | Дата проведения | Тема урока: | Учебная деятельность | |||||||
план | факт | Научится | Получит возможность научиться | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
1. | 3 четверть – 8 часов. 1. Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости. А.Барто «Я выросла». Я.Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку» | • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • читать по ролям литературное произведение; • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; • отличать прозаический текст от поэтического; • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). | • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение; • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) | |||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
2. | 2. В.Драгунский «Друг детства». В. Берестов «Про машину» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
3. | 3.А.Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С.Маршак «Цирк шапито». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
4. | 4. А.Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С.Маршак «Цирк шапито». Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | |||||||||
Урок рефлексии | ||||||||||
5. | 5.Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И.Демьянов «Скакалочка». А.Барто «Малыши среди двора…». Е.Чарушин «Никита-охотник» | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
6. | 6. Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И.Демьянов «Скакалочка». А.Барто «Малыши среди двора…». Е.Чарушин «Никита-охотник» | |||||||||
Урок развития умений и навыков. | ||||||||||
7. | 7. Третий урок вежливости «Как нужно играть» Ю.Мориц «Поиграть. Попрыгать». А.Барто «Игра в слова». И.Токмакова "Плим", «Динь-дон». С.Маршак «Вот маленький» | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
8. | 8.Э.Успенский «Удивительное дело». Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | |||||||||
Урок развития умений и навыков. | ||||||||||
9. | 4 четверть – 32 часа 9. Э.Успенский «Удивительное дело». Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | |||||||||
Урок- повторение | ||||||||||
10. | 10.Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». | |||||||||
Урок рефлексии | ||||||||||
11. | 11.Обобщение по разделу «Попрыгать, поиграть…». Внеклассное чтение. | |||||||||
Урок- обобщение | ||||||||||
12. | 1. Г.Цыферов «Что у нас во дворе?» | • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; | • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение; • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) | |||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
13. | 2.В.Драгунский «Сестра моя Ксения» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
14. | 3.А.Барто.»Две сестры…». Я.Аким «Мой брат Миша». А.Барто «Разлука». Г.Граубин «Окно».А.Барто «Одиночество» | |||||||||
Урок развития умений и навыков. | ||||||||||
15. | 4.Э.Мошковская «Трудный путь». Четвертый урок вежливости. «Правила гигиены». И.Демьянов «Руки-то у Вани…», «Замарашка рук не мыл» | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
16. | 5. Внеклассное чтение. Конкурс на лучшее чтение стихотворения наизусть. | |||||||||
Урок- обобщение | ||||||||||
17. | 6. М.Коршунов «Дом в Черемушках» | |||||||||
Урок развития умений и навыков. | ||||||||||
18. | 7. Б.Заходер «Два и три». М.Зощенко «Глупая история» | |||||||||
Урок развития умений и навыков. | ||||||||||
19. | 8. В.Бирюков «Почему рано встал». О.Григорьев «Обновка». Внеклассное чтение. Обобщение по разделу «Наш дом». | |||||||||
Урок- обобщение | ||||||||||
20. | 1. Б.Заходер «Мохнатая азбука» | • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; | • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
| |||||||
Урок развития умений и навыков. | ||||||||||
21. | 2. М.Пришвин «Медведь». Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши». Саша Черный «Слоник, слоник» | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
22. | 3. М.Пришвин «Медведь». Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши». Саша Черный «Слоник, слоник» | |||||||||
Урок рефлексии | ||||||||||
23 24.. | 4. Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы» Е.Чарушин «Томкины сны». | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
5. С.Михалков «Щенок» | ||||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
25. | 6. Ю.Коваль «Дик и черника». А. Шибаев «Без ужина». | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
26. | 7. М.Коршунов «Рисунок с натуры», «Дом в Черемушках» | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
27. | 8. Д.Хармс «Удивительная кошка». И.Токмакова «Котята» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
28. | 9. Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных» Ю.Мориц «Ворона» | |||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
29. | 10. В.Вересаев «Братишка». Обобщение по разделу. Проверка техники чтения | |||||||||
Урок- обобщение. | ||||||||||
30. | 1. Г.Граубин «Сон», «Шишкопад». Т.Золотухина «Лужи-зеваки». В.Бирюков «Сентябрь». В. Песков «листья падают с кленов». И.Токмакова «Туман», «Осень» | • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; | • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
| |||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
31. | 2. Г.Граубин «Сон», «Шишкопад». Т.Золотухина «Лужи-зеваки». В.Бирюков «Сентябрь». В. Песков «листья падают с кленов». И.Токмакова «Туман», «Осень» | |||||||||
Урок развития умений и навыков (повторение) | ||||||||||
32. | 3. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Е.Благина «Улетают, улетели» | |||||||||
Урок рефлексии | ||||||||||
33. | 4. Т.Золотухина «Метель». И.Токмакова «Медведь». Н.Сладков «Песенки подо льдом». И.Токмакова «Куда в машинах снег везут» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
34. | 5. Т.Золотухина «Метель». И.Токмакова «Медведь». Н.Сладков «Песенки подо льдом». И.Токмакова «Куда в машинах снег везут» | |||||||||
Урок- повторение | ||||||||||
35. | 6. Внеклассное чтение. Н.Сладков «Шапки долой». И.Токмакова «Весна». Н. Сладков «Бегство цветов». В.Лапин «Утро» | |||||||||
Урок рефлексии | ||||||||||
36. | 7. Г.Новицкая «Зонтик». С.Маршак «Дождь». А.Чутковская «Ночью дождь на елку» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
37. | 20.05 | 8. К.Паустовский «Приточная трава» Комплексная проверочная работа | ||||||||
Урок открытия новых знаний | ||||||||||
38. | 9. М.Пришвин «Берестяная трубочка». А.Александров «Лесные шорохи» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
39. | 10. Г.Скребицкий «Лесной голосок» | |||||||||
Урок развития умений и навыков | ||||||||||
40. | 11. Ю.Мориц «Что над чем». С.Козлов, Г.Цыферов из книги «Где живет солнце» | |||||||||
Урок развития умений и навыков |
Под парусами
Снежный всадник
Пока бьют часы
Снег своими руками
Как Дед Мороз сделал себе помощников