исследовательская работа учащихся 4 - го класса
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 28.35 КБ |
koleus.ppt | 2.04 МБ |
Исследовательская работа
«Влияние факторов внешней среды на рост и развитие колеуса»
Сандаковой Марины Николаевны, Каракулькиной Юлии Дмитриевны
МБОУ «Тат. Челнинская ООШ», 4 класс
Научный руководитель:
Сандакова Татьяна Васильевна,
Учитель начальных классов, I категория
Тат. Челны, 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Впервые мы увидели колеус в нашем кабинете, когда 1 сентября переступили его порог. Он поразил нас своей красотой, и нам захотелось узнать о нем как можно больше.
Одно из самых древнейших царств на Земле – это царство растений. Еще с первобытных времен человек использовал растения для своих нужд. Любое место с помощью растений можно превратить в приятный для глаз райский уголок. А еще они очищают и увлажняют воздух. Вот почему растения играют огромную роль в жизни людей, но их жизнь зависит от человека. Особенно это касается комнатных растений. От условий, которые им предоставляет хозяин, зависит их самочувствие и красота.
Как школьники относятся к растениям?
Чтобы узнать, как школьники относятся к растениям, мы провели в нашей школе опрос: «Любишь ли ты растения?», «Зачем выращивают комнатные растения?», «Знаешь ли ты колеус?». Из 25 опрошенных – 15 учащихся любят комнатные растения, у 20 учащихся комнатные растения есть дома. Колеус знают 10 учеников, у 7 – растут дома.
На вопрос «Зачем выращивают комнатные растения?» 18 учащихся ответили, что для красоты; 13 – для очищения воздуха, а 5 учащихся – это их хобби. Были и другие ответы: для кислорода, для влажности.
Мы сделали вывод, что дети любят растения и понимают, что какую пользу они приносят.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Т.к. колеус – житель теплых стран, нам захотелось исследовать это растение.
Целью нашего проекта является исследовать влияние факторов внешней среды на рост и развитие колеуса.
Объект. Растение колеус.
Задачи исследования:
- «Влияние музыки и шума на колеус»;
- «Запах цветка»;
- «Регулирование потери воды растением».
ПОЧЕМУ У КОЛЕУСА ТАКИЕ КРАСИВЫЕ ЛИСТЬЯ
Выросло как – то в лесу одно очень некрасивое растение: цветки маленькие, листья скрученные. Растения называлось Колеус. Все прохожие смеялись и говорили: «Какое ужасное растение!». Колеус всё слышал и очень огорчался.
Однажды в этом лесу случился большой пожар. Все деревья сгорели, все цветы. Только один Колеус остался. У него сильно обгорели листья, но растение не погибло.
Мимо проходил добрый человек. Он увидел Колеус, пожалел и взял к себе домой. Посадил в горшок, поставил на окно и стал за ним ухаживать.
Вскоре растение поправилось. А на листьях – на месте ожогов – появились красивые красные пятна. Люди проходили мимо и восхищались: «Какой красивый цветок!».
С тех пор листья у Колеуса стали яркие и красивые. А цветки остались прежними – маленькими и невзрачными, но это уже не портило внешний вид растения.
ДЕРЕВЦО, УНИЧТОЖАЮЩЕЕ МОЛЬ
Листья у этого растения – правильные овальные, стебли – высокие четырехгранные, будто выструганные палочки, и сочные, почти прозрачные. Цветет оно, выкидывая метелку с мелкими цветками. У каждого цветка заметна выпяченная нижняя губа, похожая на лодочку. Это колеус.
Колеус происходит с острова Ява, встречается в лесах Ост – Индии. Деревцо, уничтожающее моль, родственно колеусу, хотя и не имеет ни красивых цветков, ни красивых листьев, но почему – то с давних пор прижилось в наших комнатах. Видимо, потому, что оно чрезвычайно неприхотливо. Его и называют большей частью крапивкой. Они очень похожи на листья крапивы, но только при прикосновении не «обжигают» рук. Растертые, они издают запах, напоминающий запах мяты.
С давних пор за крапивкой установилась репутация растения, изгоняющего моль из комнаты, где оно растет. Утверждают, что моль не выносит запаха листьев крапивки, что даже мухи «не любят» это растение, отчего в некоторых местах и называют его: мухогон.
Размножается черенками и семенами.
НАШИ ОПЫТЫ
Чтобы лучше узнать особенности жизни растения, мы проводили опыты.
Опыт № 1.
Чтобы лучше узнать, как свет влияет на жизнь колеуса, мы взяли два стеблевых черенка и поставили их в воду. Первые корешки появились на 7 день, и через несколько дней мы посадили черенки в землю. Один горшок мы поставили на подоконник, а второй – на открытую полку шкафа. Через месяц растение, которое стояло на полке, погибло из-за недостатка света.
Делаем вывод: колеус светолюбивое растение и его нужно ставить в самое светлое место.
Опыт № 2.
Чтобы выяснить, как вода влияет на рост колеуса, мы с руководителем выбрали два колеуса и поливали их водой: один обильно, а второй умеренно. Цветок, который поливали обильно, через 2 недели погиб, потому что его корни сгнили.
Делаем вывод: зимой колеус нужно поливать умеренно.
Опыт № 3.
Чтобы проверить, как удобренная почва и неудобренная влияют на развитие колеуса, мы взяли два растения. Первое мы посадили в землю, купленную в магазине (универсальный почвогрунт), второе посадили в землю с дачного участка. Новые листики у колеусов в удобренной земле появились через 9 дней, а в неудобренной земле появились на 10-й день. Боковые отростки в удобренной земле появились на 17-й день, а в неудобренной – на 19-й день.
Делаем вывод: в удобренной почве растение развивается лучше и быстрее.
Опыт № 4.
Из предыдущих опытов видно, что стеблевыми черенками колеус размножается хорошо. А может ли черенок сам укорениться в земле? Для того чтобы проверить это, мы посадили черенок колеуса без корней в землю и накрыли бутылочкой без крышки, чтобы поступал воздух. Через 13 дней мы убрали бутылочку и увидели, что растение укоренилось и развивается хорошо.
Чтобы проверить, можно ли вырастить колеус семенами, мы с руководителем Татьяной Васильевной взяли смесь семян колеуса Блюме агрофирмы «Седек» и посадили в землю. Всходы появились через 13 дней. Их было 7 штук.
Делаем вывод: колеусы хорошо размножаются не только стеблевыми черенками, (причем их необязательно проращивать в воде), но и семенами.
НАШИ НАБЛЮДЕНИЯ
Дата | Как растет колеус | Температура воздуха | Примечание |
3.10. | Поставили в воду 3 стеблевых черенка колеуса. | + 21 | 3 черенка по 6 листьев. 1-й – длина 8 см, листья желто-зеленые; 2-й – длина 7 см, листья - красно-зеленые; 3-й – длина 10 см, листья красно-зеленые. |
10.10. | Появились первые корешки, равные 5 мм. | + 23 | Первые корешки появились на 7-й день: на 1-м – 6 шт., на 2-м – 5 шт. |
13.10. | Два первых черенка посадили в землю, на 3-м появились первые корешки и начали распускаться бутончики цветка. Поставили 2-й на полку, 1-й на подоконник. | + 22 | На 3-м – 6 корешков. У 1-го и 2-го черенков появились корешки, равные 2 см. 1 опыт – будем наблюдать, как освещение влияет на развитие растений. |
16.10 | 3-й черенок посадили в землю. 1-й и 2-й черенки прижились. | + 24 | Длина корней 3-го черенка равна 4 см. Распустилось 6 сине-белых цветков. |
18.10 | Несколько цветочков у 3-го черенка отцвели и отпали. Поливаем каждый день и опрыскиваем водой. | + 26 | |
21.10 | На 2-м черенке завял нижний лист и отпал. 3-е растение прижилось. | + 26 | |
23.10 | У 1-го появились маленькие листики. | + 26 | У 1-го листики появились на 9 день. |
24.10 | У 2-го – листики стали бледнее | + 26 | 2-й опыт – будем наблюдать, какая почва лучше для растений. |
25.10 | На 3-м растении распустились оставшиеся бутончики. У 2-го – на нижнем листе появились пятна более бледного цвета. | + 26 | |
27.10 | У 1-го растения – 8 листьев. У 2-го растения – 5 листьев. У 3-го – появились новые листики. | + 26 | У 3-го растения новые листики появились через 7 дней. |
30.10 | У 1-го и 3-го растений появились боковые побеги. | + 25 | Произвели прищипку. |
03.11 | 2-е растение стало засыхать. 1-е и 3-е развиваются нормально. | + 25 | |
05.11 | 2-е растение погибло. | + 25 | 2-е растение, которое стояло на полке шкафа, погибло из-за недостатка света. |
07.11 | Высота 1-го растения 10 см. Высота 3-го растения 8 см. | + 26 | Растения стали пышнее, т. к. произвели прищипку. |
11.11 | 1-е растение – размер листа 4 *2 см. | + 25 | 3-й опыт - будем наблюдать, как полив влияет на развитие растений. Начинаем поливать 2-й обильно, 1-й – умеренно. |
15.11 | У 1-го растения появились новые листики. | + 24 | |
20.11 | У 2-го растения почти все цветочки отцвели. Поставили в воду еще два черенка колеуса –3-й и 4-й. | + 25 | Продолжаем обильный полив 2-го растения. |
24.11 | У растений стало больше боковых побегов. У новых черенков появились корешки. | + 26 | |
27.11 | У 2-го растения подгнили корни, и оно погибло. | + 22 | 2-е растение погибло из-за того, что его слишком обильно поливали. |
30.11 | После опытов осталось одно растение, листья красно-зеленого цвета с волнистыми краями. 3-й черенок посадили в универсальный почвогрунт, а 4-й – в землю с дачного участка. | + 23 | Выжившее растение с листьями красно-зеленого цвета украшает наш кабинет. Продолжаем ухаживать за новыми черенками, и проверяем, как удобренная почва и неудобренная почва влияют на развитие колеуса. |
08.12 | У 3-го растения, которое растет в удобренной почве, появились новые листочки. | + 25 | |
09.12 | У 4-го растения, которое растет в земле с дачного участка, появились новые листики колеуса. | + 23 | В удобренной почве растение развивается лучше. |
14.12 | У 3-го – появились боковые отростки. | + 22 | |
16.12 | У 4-го – появились боковые отростки. | + 26 |
НАШИ ВЫВОДЫ
Исходя из всего вышеперечисленного, мы пришли к таким выводам:
Наша группа предлагает провести в школе конкурсы: какой класс вырастит самый красивый колеус и кто сделает самый красивый горшок для этого цветка.
Надеемся увидеть этот замечательный цветок во всех домах и кабинетах нашей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Военная хитрость
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Браво, Феликс!
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?