Эссе знакомит с понятием византизма, содержит размышления автора о переработке в российских условиях таких устоев Византии как самодержавие и православный вариант христианства.
Вложение | Размер |
---|---|
sheveleva_mariya.docx | 14.92 КБ |
Городской конкурс эссе
«Истоки российской государственности»
Тема: Роль Византии в русской истории.
Выполнила: ученица 10 класса
МБОУ «СОШ № 27»
Шевелева Мария Александровна
Учитель: Козина Н.А.
Прочитав предложенные темы, я обратила внимание на тему «Роль Византии в русской истории». Мне стало интересно, какое влияние оказало принятие устоев Византии на развитие Русского государства. Какие цивилизационные ценности были восприняты Русью. Как этот вопрос освещался в исторической науке.
Воспользовавшись литературой, я выяснила, что термин «византизм»—концепция особого типа отношений между Церковью и государством, где Церковь и государство не противостоят друг другу, а напротив взаимодополняют, помогают друг другу в ходе достижения согласия и сотрудничества, был введён во второй половине XIX веке, русским философом Константином Николаевичем Леонтьевым, но обращение к византизму происходило и ранее.
Что же является отличительными признаками византизма? Одним из таких признаков является самодержавная власть. Самодержавие – это когда вся власть сосредоточена в руках правителя. В византийском государстве была централизованная монархия, управляемая императором и самодержцем ромеев. Император в Византии, казалось бы, всевластен, и в тоже время, трудно представить себе более непрочную монархию, чем византийское самодержавие. Половина византийских императоров были свергнуты с престола, и каждый новый правитель овладевал троном в результате насильственного переворота. Россия, переняв такой способ правления, дополнила его «сельским поземельным миром», и самодержавие стало использоваться для обозначения неограниченной внутренней власти. Но, после введения термина «суверенное государство», понятие «самодержавие» окончательно сузилось для обозначения внутренней неограниченности власти императора, опиравшейся на теорию о её божественном происхождении. В России самодержавие принимает характер безграничной власти монарха, освященного божественным символом власти. Вплоть до революции 1905-1907 годов вера в защитника слабых и обездоленных, хранителя устоев государственности и православия царя батюшку была неколебима. Таким образом, византийский вариант самодержавия претерпел существенные изменения в России.
Другим отличительным признаком византизма, и на мой взгляд самым важным, является православие. Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь. Но и в этом аспекте русское государство развивалось более обособленно от Византии, чем принято считать: «Византийское наследие было оставлено и полузабыто». Кроме того, необходимо учитывать, что носителем восточного христианства на Руси выступило меньшинство, и в результате мы получили «своеобразный сплав», в котором местное язычество сплавляется с мотивами другой философии и христианства. Именно этот «сплав» удалил Русь от Византии. И все-таки, возникшее на отечественной почве явление под названием «русский византинизм» явило собой пример исключительно творчески активного преломления в русской душе христианской культуры Византии, самодержавного характера власти императоров ромеев, которая, в свою очередь, пыталась переосмыслить античное наследие в рамках новой религии.
Из всего я делаю вывод, что Русь переняла некоторые черты византийской жизни, преобразовала их и получила совершенно новое, непохожее на устои Византии и всего мира.
Что такое музыка?
Самый богатый воробей на свете
Развешиваем детские рисунки дома
Повезло! Стихи о счастливой семье
Сказка "Колосок"