Данная работа позволяет установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.42 КБ |
Информационно-поисковый исследовательский проект
«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»
Работу выполнили:
Учащиеся 8-9 класса
Учитель: Сашина Э.Л.
2010 год
Цель:
Установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
Задачи:
- установить влияние образа жизни на состояние здоровья;
- оценить состояние здоровья учащихся;
- выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Методы:
Изучение теоретических основ, выполнение практической работы, анализ, сравнение
Итог работы:
Презентация, выпуск информационного биллютеня и выступление на школьной конференции
Этапы:
Этапы работы
1 этап – Изучение теоретических основ
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создание крепкой и дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.
На сегодняшний день в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Природа обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности. Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, от повседневного поведения, от его привычек, от умения разумно распорядиться возможностями своего здоровья.
Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всех его возможностей, преждевременному старению и приобретению устойчивых заболеваний. К таким привычкам, прежде всего надо отнести курение и употребление алкоголя.
Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах. Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды (большая наполняемость классов, низкий уровень освещенности в помещениях, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов и т.д.).
На сегодняшний момент не просто важно, а актуально знать о здоровом образе жизни, факторах влияющих на его формирование:
- Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- это образ жизни, способствующий профилактике заболеваний и повреждений и обеспечению благополучия.
- Здоровый образ жизни обеспечивает каждому человеку хорошее настроение и самочувствие, желание заниматься умственным и физическим трудом, высокую умственную и физическую работоспособность. У человека, ведущего здоровый образ жизни, всегда хороший аппетит и крепкий освежающий сон.
- Первая составляющая ЗОЖ определяется умением правильно распределять свое время, планировать свой режим дня. Режим- это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Режим школьника подчинен учебе. Он должен в определенное время вставать, идти в школу, выполнять домашние задания, питаться, отдыхать и спать. Ритмичность - один из законов жизни и одна из основ трудовой деятельности. Правильное сочетание умственной и физической работы, чередование нагрузок и отдыха способствуют хорошей успеваемости в школе.
- Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. В последнее время в научной литературе довольно распространенным стало слово гиподинамия. Гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка, выступающая как характерная особенность самого образа жизни. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно – сосудистой системы, причем распространенность этих заболеваний велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
- Планируя свою нагрузку, необходимо помнить об отдыхе. Небольшой отдых должен предшествовать каждому виду работы или занятий.
- Сон- важнейший вид ежедневного отдыха.
- Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и алкоголя.Алкоголь- внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. Особенно пагубно алкоголь действует на неокрепший, несформировавшийся организм подростка. Разрушительное действие алкоголя в этом возрасте происходит ускоренными темпами. Молодой, развивающийся организм в 6-8 раз быстрее, чем взрослый, привыкает к спиртному.
- При деятельности человека в трудных условиях у него может развиться стресс. Так называют состояния напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач. Стресс может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие . В частности, он может увеличить вероятность заболеваний сердечно – сосудистой и других систем. Каждому человеку необходимо научиться вести себя в условиях стресса, овладевать навыками самоконтроля, стремиться к соблюдению привычного режима дня в любых условиях, вырабатывать умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
Психическое состояние и социальные условия жизни – значительные факторы, определяющие здоровье человека. Как ни странно в наш информационный век школьники обладают скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни.
Задача состоит в том, чтобы учащиеся научились проводить анализ своего психического состояния и управлять своими эмоциями.
Для оздоровления общества необходимо формировать понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах определяющих здоровье, факторах риска, фактах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья школьников»
Цель: Научиться оценивать функциональное состояние организма, используя объективные и субъективные показатели здоровья. На основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Ход работы:
Работа проводится в течение недели, и даже если не все учащиеся получат ясную картину своего психического состояния, проделанная работа не оставит их равнодушными.
Практическая работа №2 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья
Ход работы:
Проанализируйте свой образ жизни по анкете №4 (приложение 4) , из предложенных вариантов выберите наиболее характерный для вас. Соответствующие результаты занесите в таблицу:
Факторы образа жизни | Оценка в баллах |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Курение - ; Алкоголь - ; Наркотики - |
Сумма баллов |
Результаты исследования
Практическая работа №1
Полученные результаты анкетирования:
Анкета №1 (приложение1) «Состояние здоровья»
Высокий уровень здоровья – 24 ученика
Средний уровень здоровья – 98 учащихся
Низкий уровень здоровья - 72 ученика
Анкета №2 (приложение 2)«Оценка психосоциальных условий»
Анкета №3 (приложение 3) «Особенности режима дня школьников»
Общая оценка режима дня:
Не соответствует гигиеническим требованиям у 161или 83% школьников из 194 опрошенных:
Вывод: работа выполнялась в течение недели. И даже если не все учащиеся получили в ходе наблюдений ясную картину своего психического состояния, проделанная работа не оставит их равнодушными к проблеме сохранения собственного здоровья.
Практическая работа №2
Полученные результаты анкетирования:
А) Образ жизни, способствующий укреплению здоровья, - 19% учащихся;
Б) Образ жизни, направленный на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствующий его укреплению, - 21%;
В) Образ жизни, направленный на разрушение здоровья, - 60% учащихся.
Вывод: 60% учащихся ведут образ жизни направленный на разрушение здоровья, необходимо усилить пропаганду здорового образа жизни.
Приложение 1
Анкета №1
б) плохое -1
б) удовлетворительное 0
в) подавленное -1
б) плохой -1
б) средняя 0
в) низкая -1
б) поверхностный, с ночным просыпанием -1
б) присутствовали -1
Сумма баллов________________________________
Если сумма баллов равна (+6, +5) высокий уровень здоровья
Если сумма баллов равна (+4, +3) средний уровень здоровья
Если сумма баллов равна (+2 и менее) низкий уровень здоровья
Приложение 2
Анкета №2«Особенностипсихосоциальных условий жизни»
А) были ли ссоры и конфликты с друзьями:
Б) особенности психологического климата в семье:
В) особенности эмоционального состояния:
Сумма баллов________________________________
Оценка психосоциальных условий:
Благоприятная – сумма баллов +2 и выше
Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже
Приложение 3
Анкета №3 «Особенности режима дня»
А) продолжительность сна:
Б) утренняя зарядка:
В) прогулки на свежем воздухе:
Г) время, затрачиваемое в течении дня на просмотр телепередачи и игры на компьютере:
Д) занятия спортом, физическими упражнениями:
Сумма баллов________________________________
Оценка режима дня:
Соответствует гигиеническим требованиям (+4,+3)
Не соответствует (+2 и менее)
Приложение 4
I. Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предло женных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас
1. Особенности питания.
2. Особенности двигательной активности.
• Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).
• Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).
• Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например просмотр телепередач (балл = -1).
3. Закаливание.
• Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и др. (балл = +2).
• Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл = +1).
• Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно (балл = 0).
4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и отдыха.
• Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)
• Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т. д. (балл = +1).
• Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1).
5. Особенности эмоционального состояния.
6. Жизненная позиция.
7.Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них - курение, употребление алко голя и наркотиков - оценивается в —4 балла.
II. Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:
Ёжикина Радость
Солдатская шинель
Военная хитрость
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Снежный всадник