Общаясь с ребятами в классе и школе, я заметила, что портфели у нас самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Некоторые ребята не знают, как называется их портфель. Я решила провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики нашей школы в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 411.5 КБ |
МОУ-СОШ с. Карпенка Краснокутского района Саратовской области
Исследовательская работа
«Правда о школьном портфеле»
Выполнила: ученица 5 класса Лопасова Настя
с. Карпенка
2012г
Введение.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный ранец.
Общаясь с ребятами в классе и школе, я заметила, что портфели у нас самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Некоторые ребята не знают, как называется их портфель. Я решила провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики нашей школы в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали.
Поэтому предметом нашего исследования стал школьный портфель.
Цель исследования: Выяснить, соответствует ли выбор портфеля и его вес возрасту учащихся и дать рекомендации по приобретению портфелей на следующий учебный год.
Задачи исследования:
Гипотеза
Я считаю, что портфели, выбранные учениками нашей школы и их вес не соответствуют возрасту и вредят здоровью ребят.
Методы исследования:
Основная часть
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец лучше портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5 – 6кг, что в 2,5 – 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
1 – 4-х классов – 300г;
5 – 6-х классов – 400г;
7 – 8-х классов – 500г;
10 – 11-х классов – 600г;
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный мешок»» - наёмные немецкие солдаты московских царей в ΧΥІІ веке. Лет через 150–200 слово перешло на ученическую сумку, так же носимую на спине.
В «Иллюстрированном толковом словаре русского языка» В.И. Даля ранец – жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором (ученический ранец, солдатский ранец)
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова рюкзак – заплечный вещевой мешок с карманами (туристский рюкзак).
Готовя ребенка к школе, родители задают себе вопрос: что лучше приобрести - ранец или портфель?.. Ответ на этот вопрос прост: все зависит от возраста ученика; младшему школьнику и ученику среднего школьного возраста лучше купить ранец, а ученику старших классов можно купить и портфель. И вот почему... Несколько учебников, несколько тетрадей, дневник, альбом для рисования, пенал, коробка с карандашами и прочие школьные принадлежности, необходимые для одного дня занятий, весят 4-5кг. Дети довольно часто стремятся взять в школу свои любимые игрушки - показать друзьям, поиграть на перемене (а иной раз и на уроке). Все лишнее, конечно же, следует оставить дома. В школу ребенок ходит за знаниями, и ничто не должно отвлекать его от учебного процесса. Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Каким должен быть школьный ранец? Желательно, чтобы он был красивым, удобным и вместительным.
Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10- 20% веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.
Анкетирование учащихся.
Чтобы выяснить, какой портфель приобрели школьники в этом учебном году, я провела анкетирование среди разных групп учащихся. В опросе приняли участие: ученики 2-4 классов – 14 человек, учеников 5-8 классов – 20 человек, учеников старших классов - 11 человек. Всего 45 человек.
На вопрос анкеты: «Какой портфель вы купили на данный учебный год?» получили следующие ответы:
Классы | Всего | Рюкзаки | Ранцы | Сумки |
2-4 | 14 чел. | 2 | 10 | 2 |
5-8 | 20 чел. | 8 | 4 | 8 |
9-11 | 11 чел. | 5 | 0 | 6 |
Всего учащихся | 45 чел. | 15 | 14 | 16 |
Диаграмма 1.
Вывод: Отсюда видно, что ученики младших классов предпочитают ранцы. Ученики средних классов почти в одинаковом количестве купили, рюкзаки и сумки. Ученики старших классов предпочитают сумки.
Практическая работа.
Чтобы узнать, сколько весит школьный портфель, мы провели практическую работу. Взвешивая школьные портфели, мы выяснил следующее:
Взвешивание портфелей
Вес портфелей кг | Младшие классы | Средние классы | Старшие классы |
1 кг | 1 | 2 | |
2 кг | 2 | 4 | 1 |
3 кг | 3 | 2 | 2 |
4 кг | 5 | 5 | 5 |
5 кг | 3 | 4 | 3 |
6 кг | 3 | ||
Всего | 14 чел. | 20 чел. | 11 чел. |
Диаграмма 4
Из таблицы и диаграммы видно, что вес портфелей учащихся от 1 до 6 килограммов. При взвешивании выяснили, что в один и тот же день в каждом классе нашлись 2 -3 ученика, чей портфель оказался намного тяжелее других. Для учащихся начальной школы, даже если они приобрели ранцы, эти портфели очень тяжелы, так как их портфель должен весить 2кг. Так как ученики средних классов купили кроме рюкзаков ещё и сумки, такие портфели весом 4–6кг влияют на искривление позвоночника.
При опросе учащихся выяснили, что они носят в портфеле лишние предметы. У учащихся начальной школы в портфеле лежат краски, фломастеры, пластилин, которые можно оставлять в классе в шкафу. Забыли сдать библиотечные книги. Носят каждый день все учебники. У учащихся средних классов – библиотечные книги, сотовые телефоны. У одного ученика мы увидели деревянную заготовку для занятий в кружке «Лабиринты мастерства». Старшеклассники же кроме сотовых телефонов ничего лишнего с собой в школу не берут.
Выводы.
Гипотеза, которую я выдвинула, подтвердилась, хотя и не полностью, так как вес портфелей учащихся начальных классов превышает норму (2-4кг), которую рекомендуют врачи. Учащиеся средних и старших классов, которые купили сумки убедились, что носить их неудобно. Они режут плечо, способствуют искривлению позвоночника, когда сумка весит 4 – 6 кг.
В ходе исследования я убедилась, что при выборе портфеля не все учащиеся средних и старших классов задумывались над тем, что он будет отрицательно влиять на их здоровье. Прежде всего, им хотелось купить вместительный портфель. Или тот, который понравился. Только часть ребят подумала о том, что их портфель должен быть удобным. А вот родители и ученики младших классов более ответственно подошли к выбору портфеля и приобрели ранцы и рюкзаки.
Чтобы ещё и вес портфелей соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и почаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.
Я считаю, что цель, которые я поставила перед началом работы, достигнуты и задачи выполнены. Эта работа может быть использована как рекомендации родителям и ученикам при выборе портфеля на следующий учебный год. С данной работой я планирую выступить на общешкольном родительском собрании, на классных часах перед учениками 2-8 классов.
Рекомендации ученикам.
1. Не носите лишнего в ранцах.
2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям.
1. Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300гр.
2. У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка
3. Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
4. Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Список литературы.
1.Даль ВИ. Иллюстрированная энциклопедия русского языка. М.-«Русский язык», 1990г.
2. Даль ВИ. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.; «Эксмо», 2007г.
3. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М - «Русский язык», 1990г.;
4. «Правда о школьном портфеле». Статья с рисунками в Интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Как зима кончилась
Как нарисовать черёмуху
Мороз и заяц
Ласточка. Корейская народная сказка