Исследовательская работа выполнена в рамках изучения элективного курса "Мой выбор" Ученицами 10 класса Ветровой Элиной, Соколовой Ксенией, Шалимовой Татьяной, Шабалиной Мариной под руководством Паначёвой Ирины Евгеньевны.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 297 КБ |
prezentaciya.pdf | 1.04 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СОШ
Исследовательская работа
Выполнили: учащиеся 10 класса Ветрова Э. Соколова К. Шалимова Т. Шабалина М.
Руководитель: Паначёва И. Е.
д.Уйско-Чебаркульская
Содержание.
Общие сведения о понятии «конфликт»
Разрешение конфликтной ситуации.
"Анатомия" школьного конфликта:
Классификация школьных конфликтов.
Причины возникновения и развития школьных конфликтов.
Что думают сами подростки об отношениях без конфликтов в школе,
Роль семьи в школьных конфликтах.
Роль семьи в школьных конфликтах.
Информационный бюллетень «Причины возникновения и развития школьных конфликтов».
Правила разрешения конфликтов.
Информационный буклет «Природа конфликта».
«Умение общаться с людьми - это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете"
Дж. Рокфеллер
«Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать»
Б.Тейлор
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.
История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более жестокие конфликты. Сегодня конфликты — повседневная реальность. Возможно, 21 век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет последним веком в истории цивилизации.
Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его социальных отношениях. Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Развитие представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликт ную ситуацию, способности идти на компромисс. Выявить типичные причины (и поводы) конфликтов учащихся старших классов, с учителями, сверстниками и получить представление об основных факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения.
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе, в походе обидно легко разрушаются человеческие связи. Проливается кровь. Мы знаем, что веками большинство конфликтов разрешалось по принципу «или - или». Или ты побежденный, или - победитель. Или ты празднуешь, или страдаешь. Или ты выигрываешь, или проигрываешь. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и кончая межгосударственными взаимоотношениями.
Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. В своей работе мы попытаемся обозначить понятие конфликта, его структуру, а также пути разрешения конфликта и защиты от него.
Существуют разные точки зрения на конфликты.
Вот одна из них: «... конфликты существовали, и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни... Картина общества без многочисленных конфликтов кажется чем-то чудовищным, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы...»
А вот другая: «Для любой группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальному общению и совместному труду... И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял че ловеческого достоинства обеих сторон...»
Природа возникновения школьных конфликтов
Мы предполагаем, что большинство школьных конфликтов происходит из-за разногласий в оценке школьного труда. Возможно, существует зависимость уровня конфликтности от пола.
Анализ информационных источников по проблеме.
Метод сбора социологической информации – опрос.
Вид опроса – анкетирование.
Выработка ряда правил и рекомендаций для предупреждения конфликтов, развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». Наиболее общий подход к определению конфликта состоит в определении его через социальное противоречие. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.
Приходилось ли вам когда-нибудь яростно хлопать дверью, выходя из комнаты? Или быть глубоко задетым чьим-то грубым замечанием? Были ли у вас ссоры с матерью? Если вы ответили хотя бы на один из этих вопросов утвердительно, тогда вы знакомы с тем, что называется «конфликт». Конфликт может возникнуть по поводу изгороди или границы, из-за того, кому мыть посуду. Конфликт может послужить стимулом к переменам, толчком к прогрессу.
А есть ли способ избежать конфликта? Нет. Конфликты сопровождают нас от рождения до самого последнего дня. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должна быть проигравшая и выигравшая сторона. Выиграть могут обе. И тогда тот потенциал, та энергия, генератором и аккумулятором которой является каждый конфликт, из разрушающей превратится в творческую. Оказывается, противника можно представить партнером по разрешению конфликта, и тогда недоразумение уладить куда проще.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, поэтому можно сказать, что конфликт- это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников. Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации (ситуация скрытого или явного противоборства сторон) и участников конфликта.
Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего, надо знать, что такое конфликт.
Любой коллектив состоит из людей, которые в значительной степени отличаются друг от друга. В результате этих отличий часто появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций. Большинство людей настороженно относятся к слову «конфликт». Они стараются любыми способами избежать конфликтных ситуаций. И это понятно, потому что в сознании людей конфликт связан с ухудшением взаимоотношений, потерей взаимопонимания и доверия, снижением работоспособности. Однако с точки зрения психологической науки конфликты - это естественные закономерные процессы в жизнедеятельности людей и организаций, неизбежное условие их развития. Следовательно, конфликт - не трагедия, он имеет право на существование. Бесконфликтная жизнь – иллюзия. В любом учебном учреждении, организации, на предприятии новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым. Конфликт не стоит считать дефектом общения: он во многих случаях страховка против застоя.
Структура конфликта включает субъекты конфликта, предмет конф ликта, конфликтные отношения, конфликтные ситуации, противоречия и причины конфликта.
Субъектами являются участники взаимодействия, ко торые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социаль ной организацией.
Предмет конфликта - конкретные материальные и духовные ресурсы, неудовлетворённые потребности, желания, интересы субъектов взаимодействия, т.е. то, из-за чего возник конфликт.
Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.
Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.
Конфликтные противоречия - основные пункты разногласий субъек тов конфликта, их противоположных интересов, устремлений, потреб ностей.
Причины конфликта - те условия, которые привели к обо стрению противоречий, возникновению конфликта.
Поскольку существуют конкретные причины конфликтов, каждую из них можно выявить и таким образом предупредить столкновение, ссору. Дело в том, что конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. Для этого нужен инициатор конфликта. Любой человек в той или иной си туации может вступить в конфликт. Но люди конфликтны в разной сте пени. Бывают ситуативно и перманентно конфликтные личности. Пер вых вынуждает к конфликту сложившаяся ситуация. У вторых - конфликтность черта характера, проявляющаяся постоянно. К таким конф ликтным личностям наиболее часто относятся люди с завышенной или заниженной самооценкой. Конфликтный человек часто переносит собст венные недостатки на других, испытывая чувство неполноценности по какой-либо причине, начинает ненавидеть тех, кто успешнее его.
Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели — то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. В таком столкновении направленных друг против друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:
При этом те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, могут сами так не считать. Им эти действия могут казаться вполне нормальными, или случайными, или просто необдуманными. Конфликтное взаимодействие, таким образом, есть борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой. В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывает существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она, в свою очередь, начинает планировать и предпринимать ответные действия. Поведение одного участника конфликта вызывает соответствующие изменения в поведении другого. Таким образом, конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей.
Чтобы понять динамику конфликта нужно рассмотреть, во-первых, его энергетику, и, во-вторых, процесс его развития.
Энергетика: Всякий конфликт существует лишь постольку, поскольку люди затрачивают энергию на поддержку его существования, отдают ему время, душевные силы, здоровье, а иногда и всю жизнь. И чем больше они это делают, тем выше энергетика конфликта, его накал. Прекратить любой конфликт очень просто: надо лишь перестать им заниматься. Но это невозможно, когда в зоне разногласий находятся жизненно важные для человека ценности. Однако есть конфликты, на которые люди расходовали гораздо больше, явно гораздо больше энергии, чем того заслуживала суть дела. Такие конфликты вспыхивают и пылают страстями, хотя их вполне можно было и не начинать.
Процесс развития конфликта: В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же.
Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая вклю чает следующие стадии:
1 стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешённость, появление напряжённости в отношениях.
2 стадия - обострение противоречия, устойчивый негативный психо логический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация.
3 стадия - конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъек тами, отсутствие взаимопонимания.
4 стация - разрешение конфликта.
5 стадия - постконфликтная ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.
Схематически конфликт можно представить следующим образом:
Несогласие - Недовольство - Противодействие - Унижение.
Основные модели управления развитием конфликта.
Анализ конкретных ситуаций позволяет выбрать ту или иную модель поведения, которая будет наиболее эффективна и поможет достигнуть желаемых результатов.
Можно предложить следующую схему разрешения конфликта:
Временный разрыв – Согласие – Понимание – Умение слушать – Анализ своих действий – Третейский суд - Компромисс – Юмор – Нежность.
Основной путь воздействия на конфликтующих - убеждение. Долг арбитра убедить противоборствующие стороны, что конфликт вредит всем его участникам и коллективу в целом. После чего раск рыть подлинный объект конфликта и указать путь его разрешения на принципиальной основе. Одновременно ведётся индивидуальная работа с обоими противоборствующими лицами или группировками. В сложных случаях перед началом работы по примирению сторон полезно предва рительно проанализировать ситуацию, так как, непродуманное решение могут усугу бить случившееся, резко осложнить выход из конфликта. Разрешить конфликт легче всего дружелюбным, сочувственным, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам. В тех случаях, когда убеждение не помогает, используются прямые и косвенные спо собы выхода из конфликта.
Прямой путь ликвидации конфликта: поочерёдно пригласив к се бе обе конфликтующие стороны, арбитр с целью выявления подлинного объекта конфликта предлагает каждому изложить суть и причины столк новения. При этом он просит приводить только факты, не допус кая их эмоциональной окраски. Уточнив факты, выявив объект конфлик та и сделав выводы, арбитр вызывает противостоящие стороны и пред лагает им своё решение. Если это не даст результата, взаимные пре тензии могут быть высказаны участниками конфликта друг другу на соб рании. В этом случае решение принимается после выступления участ ников собрания и председательствующий, подводя итог, высказывает требование всего коллектива. Если собрание не помогло, необходи мо использовать административные меры.
Косвенные пути ликвидации конфликта:
1. Объективизация конфликта.
2. Погашение эмоционального возбуждения.
3. Авансирование похвалой.
4. Воспроизведение сказанного соперником.
5. Опора на духовность и интеллект конфликтующих.
О конфликтах "вообще" написано много психологической литературы. Разобрана "анатомия конфликта", разработаны методы погашения конфликта. Литературы о конфликтах много, но, к сожалению, больше о производственных. О школьных конфликтах говорится меньше. Нет специально разработанного психологического анализа школьных конфликтов, как между педагогом и учащимися, так и в среде учащихся. Все отдано на откуп педагогике, и считается, что это вовсе не психологические ситуации, а ситуации педагогические, с которыми неизбежно сталкивается любой педагога своей воспитательной работе.
В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов «лидируют» мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18.9% юношей и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц.
Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы. Отправив детей в школу, некоторые родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов. Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появляются новые проблемы, одна из которых — школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у учащихся 1, 5 и 10 классов они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.
Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. Первую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе.
Период №1:
Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция, из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться
от нескольких месяцев до 1.5 года.
Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.
Период №2:
Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.
Период №3:
В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее забо тами и проблемами.
Период № 4:
Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы..
Сколько длится адаптация? По мнению специалистов, подавляющее большинство детей — примерно 60—65%, легко привыкают к новым условиям и заводят друзей. Адаптация у них длится не более двух месяцев. Около 30% детей адаптируются несколько сложнее. Это объясняется тем, что они либо не приучены к режиму и пребыванию в коллективе, либо имеют проблемы с усвоением школьной программы. Поэтому на привыкание уходит до полугода. И, наконец, 5—6% школьников принято называть «трудными», поскольку они конфликтны, не подчиняются требованиям педагогов, не усваивают программу, конфликтуют со сверстниками.
Основные факторы риска дезадаптации закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:
1. Благополучные, но гиперопекаемые дети. «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию, поэтому порой не учитывает желания других. Но если дома и родители, бабушки-дедушки ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и просто не знает, как себя вести.
2. Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.
3. Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.
В любом из этих случаев ребенок рискует быть не принятым в коллективе, не вписаться в общество сверстников. Конфликтов бояться не надо, они — неотъемлемая часть всей нашей жизни. Важно лишь помочь человеку сориентироваться и действовать сообразно ситуации. В своей работе мы остановимся на анализе возникновения школьных конфликтов на старшей ступени обучения.
Во вторую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками. Чаще всего мотивационные конфликты возникают по причине учеников из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем мы чаше всего говорят в учительской? Конечно же, об учениках: «Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!» Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться.
Третью группу конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.
Итак, мы убедились, что школьная жизнь насыщена педагогическими конфликтами. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, часто конфликтуют группа мальчиков и девочек и т.д. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.
В конфликте необходимо выделять субъекты конфликта (участников), вторым элементом является объект, вызывающий данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждом конкретном случае крайне не просто. Чтобы люди могли вступить в конфликт, они обязательно должны действовать. Для того, чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение целей. Такие действия называют инцидентом. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.
Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации. Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.
Цель нашей работы — выявить типичные причины (и поводы) конфликтов учащихся старших классов, с учителями и получить представление об основных факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения.
Для выявления типичных причин конфликтов учащихся с учителями представим эмпирический материал, который был получен в результате социологического обследования 19 учащихся Уйско-Чебаркульской общеобразовательной школы. Представим в отдельных исследованиях распределение ответов школьников по полу. Пол, как правило, используется социологами в качестве основного дифференцирующего фактора поведения.
Для исследования взяты мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками.
Конфликтность отношений между педагогами и учащимися старших классов — весьма распространенное явление. Можно успокаивать себя мыслью, что конфликты с хорошими учителями стимулируют поисковую активность школьников, а с плохими — конфликты приводят к развитию отрицательного отношения к учителю, школе, учению.
Неприемлемость конфликта в педагогической сфере обусловлена тем, что субъекты конфликта — учитель и ученик — заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно. Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания».
Присутствие при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в «болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому за возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог — он профессионал и человек, умудренный жизненным опытом.
Как развиваются конфликты? Какие причины ведут к возникновению конфликтов типа: "ученик-учитель" и " учитель-класс"?
Причин здесь очень много. При этом нужно учитывать и степень воспитанности ученика на момент конфликта, и его интеллектуальный уровень, и характер взаимоотношений в группе, и степень сформированности и организованности группы, и общественное мнение, и климат, сложившийся в школе, и единство действий педагогов, и стиль руководства педагога, и многое другое.
1. Отсутствие единства требований у педагогов. Один требует одно, другой - другое, третий - вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему это нужно выполнять у одного педагога и не обязательно - у другого. Почему это у одного нужно на уроке всегда вставать при появлении преподавателя, у другого - необязательно, у одного надо отвечать, обязательно идти к доске, у другого можно с места причем, даже развалясь за партой. Ясное дело, конфликтных возможностей будет больше у более строгого педагога, если он оказывается в меньшинстве в своих требованиях. Он становится в глазах учащихся "врединой", "придирой", которому больше всех надо. Не создав систему единых самых элементарных требований, мы поневоле ввергаем школу в конфликтные ситуации. Конфликты в данном случае неизбежны.
2. Слишком большое количество требований. Они буквально обрушиваются на школьника, он не успевает их выполнять, в результате - нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Другой отрицательной стороной большого количества требований является то, что в них запутывается сам педагог, применяя их эпизодически. Это нервирует ребенка. Что это такое: сегодня нельзя, а вчера было можно. Вчера не требовали, а сегодня требуют
3. Несоблюдение предъявляемых требований к учащимся самим педагогом. Требует не опаздывать на урок - сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства педагогом класса. Классный руководитель хочет, чтобы класс был лучше, терзает его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу.
4. Преподаватель или классный руководитель не замечают и игнорируют моральные и деловые качества ученика. Видя это, ученик начинает просто-напросто "бузить", выражая свое недовольство или же, пытаясь хотя бы этим обратить внимание педагога.
5. Расхождение оценки ученика классом и учителем. В глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, в глазах класса - благородным разбойником, честным и правдивым.
6. Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами также является причиной конфликта.
7. Неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, почувствовать то, что думает ученик, и прочувствовать состояние ученика.
Следует помнить, что перечисленные причины не обязательно всегда ведут к конфликтной ситуации. Все зависит от степени сформированности коллектива класса и школы. Чем ниже по уровню развития коллектив, тем больше возможность к конфликту.
Для исследования мы воспользовались анкетами, предложенными профессором Новосибирского государственного педагогического университета Л.Г.Борисовой.
Таблица 1
Распределение ответов учащихся 9-11-х классов на вопрос «Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?», %
Опрошено 19 человек
12 причин конфликтов с учителями | Юноши | Девушки |
1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося | ||
Пропуски занятий, опоздания | 20,8 | 10,4 |
Мое поведение в школе | 26 | 10,4 |
Моя успеваемость | 31,2 | 10,4 |
2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности | ||
Несправедливо ставят оценки | 41,6 | 26 |
Скучные уроки | 20,8 | 15,6 |
Мне не нравятся некоторые предметы | 20,8 | 15,6 |
Непонятно объясняют материал | 15,6 | 10,4 |
Несовременные взгляды учителей | 10,4 | 26 |
3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным «Я»), защита круга друзей | ||
Мой характер | 20,8 | 10,4 |
Курение и тому подобное | 20,8 | 5,2 |
Мой внешний вид: прическа, одежда и др. | 5,2 | 20,8 |
Несправедливость к моим друзьям | 15,6 | 10,4 |
Конфликтов практически не бывает | 20,8 | 46,8 |
Не комментируя подробно представленные в таблице 1 данные, сразу сделаем выводы. Дадим оценку двум тенденциям:
1. Практически по всем причинам и поводам конфликтов мальчики лидируют; они, может быть, этого и следовало ожидать, доставляют учителям больше беспокойства, чем девочки. О том, что «Конфликтов практически не бывает», сообщили всего 20,8% мальчиков, среди девочек — неконфликтующих оказалось больше (46,8%). Мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов чаще.
2. Больших количественных различий между мальчиками и девочками в представленном наборе конфликтов не наблюдается. Основные различия касаются первой группы причин: у мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе, пропусков занятий и опозданий, а также из-за курения. Девочки опередили своих сверстников только в одном случае — «Мой внешний вид: прическа, одежда».
Взаимосвязь успеваемость и конфликтов рассмотрим на презентации эмпирического материала — по успеваемости учащихся (см. табл. 2).
Таблица 2
Ответы учащихся о конфликтах с учителями в зависимости от успеваемости, %
Причины конфликтов | Хорошо и отлично | Хорошо и удовлетворительно | Удовлетворительно и плохо |
1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося | |||
Пропуски занятий, опоздания | 10,4 | 15,6 | 36,4 |
Мое поведение в школе | 10,4 | 15,6 | 20,8 |
Моя успеваемость | 5,2 | 10,4 | 31,2 |
2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности | |||
Несправедливо ставят оценки | 10,4 | 15,6 | 36,4 |
Скучные уроки | 10,4 | 15,6 | 20,8 |
Мне не нравятся некоторые предметы | 15,6 | 10,4 | 20,8 |
Непонятно объясняют материал | 10,4 | 15,6 | 15,6 |
Несовременные взгляды учителей | 10,4 | 10,4 | 15,6 |
3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным «Я»), защита круга друзей | |||
Мой характер | 15,6 | 10,4 | 20,8 |
Курение и тому подобное | 5,4 | 5,4 | 15,6 |
Мой внешний вид: прическа, одежда и др. | 10,8 | 10,8 | 15,6 |
Несправедливость к моим друзьям | 10,8 | 10,8 | 20,8 |
Конфликтов практически не бывает | 52,0 | 41,6 | 26 |
Рассмотрим представленные в таблице цифры по каждой строке — они почти везде убывают или возрастают. Это означает, что успеваемость заметно влияет на характер конфликтов в школе. По крайней мере, связь между этими явлениями существует. Разберемся в этом подробнее.
1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося. Вокруг успеваемости разворачивается наибольшее количество конфликтных ситуаций. По уровню успеваемости оценивается успешность выполнения юношами и девушками их социальной роли — ученика. Отметка в школьном аттестате может повлиять на дальнейшую судьбу молодого человека. Наши исследования, показали, что подавляющее число конфликтов старшеклассников с педагогами так или иначе связано с успеваемостью.
Обращает на себя внимание не только то, что на главную причину конфликтности отношений «Моя успеваемость» указали многие закоренелые троечники (31,2%), но и то, что в их среде в 6 раз больше конфликтующих подростков, чем в кругу вполне благополучных школьников (5,2%).
В качестве причины конфликтов с учителями 26% юношей и 10,4% девушек назвали «Мое поведение в школе». Преодоление некорректного, а нередко и вызывающего поведения учащихся, их несобранности, современной «раскованности», переходящей в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и к взрослым, — одна из труднейших задач учителя.
Низкая успеваемость сопровождается плохим поведением, потому что слабоуспевающие ученики часто пытаются утвердить себя в среде товарищей противодействием учителю, грубостью, демонстративным пренебрежением к соблюдению школьной дисциплины.
В этом «содержательном» комплексе конфликтов трудно понять, что с чем связано, что — причина, а что — следствие. «Плохое поведение — пропуски занятий — низкая успеваемость» — это звенья одной цепи.
2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности. Наиболее распространенная причина конфликтов школьников с учителями — несправедливо выставленные, по мнению учащихся, оценки (в среднем на эту причину указали 62,4% старшеклассников. И это не удивительно. Если из-за плохой успеваемости педагоги предъявляют претензии чаще всего к слабым учащимся, и их критика хоть и неприятна, но принимается как обоснованная, то по поводу несправедливости в оценках негодуют не только слабые (36,4%), но и сильные ученики (10,4%).
Все школьники чувствительны к несправедливости в оценке их учебной деятельности, а выпускники — в особенности. Оценка при окончании школы имеет большое значение. Заниженные оценки в аттестате предопределяют успехи в периоде жизненного самоопределения; средний балл влияет на поступление в вуз, получение престижной или высокооплачиваемой работы. Оценка успеваемости по предмету невольно распространяется на общие способности и качества учащегося, влияет на самоуважение.
Обращают на себя внимание такие «претензии» к учителям, как «Непонятно объясняют материал» (на это указали 10,4% сильных и 15,6% слабых учащихся) и «Скучные уроки» (на это указали 10,4% сильных и 20,8% слабых учащихся). Что за этим стоит? Скорее всего, недостаточно высокая методическая обеспеченность уроков, монотонность и монологичность преподавания.
Претензии к педагогам со стороны старшеклассников не ограничиваются упреками в несправедливости оценок, в неумении интересно подать и доступно объяснить учебный материал. Есть еще одна — «вечная тема» — «несовременные взгляды учителей». Естественно, в социологическом исследовании такую тему нельзя обойти. На причину конфликтности отношений указали почти в одних и тех же пропорциях все три категории учащихся. Несмотря на то, что эта причина конфликта встречается не часто (всего в 10-15 % случаев), к ней следует отнестись внимательно.
3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности, как причина школьных конфликтов. Одна из главных причин непонимания и возникновения конфликтных отношений между учителями и учащимися заключается в том, что отношение ученика к учителю гораздо более личностное, эмоциональное, между тем как у учителей преобладает «деятельностный» подход к ученикам (оценка по результатам деятельности), то есть функциональное отношение.
Большинство преподавателей оценивает школьника не как целостную личность, а, в первую очередь, как субъекта учебной деятельности. Школьник оценивается, как правило, по следующим чертам: отношение к учебе, общественной работе, дисциплинированность, честность, коллективизм, работоспособность, скромность, культура поведения.
Среди причин конфликтов с учителями есть и такие, которые старшеклассники относят на свой счет. «Мой характер» — на эту причину конфликта самокритично указали в среднем 15% юношей и девушек, в том числе 15,6% — сильных учащихся и 20,8% закоренелых троечников.
Если оставить в стороне индивидуальные особенности, то в целом о характере школьников этого возраста следует сказать, что он еще неустойчив, он еще только обретает свою законченную форму.
Не последнее место в наших исследованиях заняла и такая причина конфликтов учащихся с педагогами, как «Курение и тому подобное». Курение, употребление алкоголя и т.п. — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Статус школьника считается «невзрослым». Не исключено, что первые шаги, приобщающие ребенка к употреблению зелья, связаны со стремлением казаться старше, взрослее, значительнее. Не углубляясь в причины распространения курения и употребления прочих отравляющих детский организм веществ, представим следующую закономерность, которая следует из анализа массовой социолого-статистической информации.
Исследования показывают: чем меньше реализовали себя подростки в школе, то есть, чем хуже их успеваемость, тем более (в 7 раза) они склонны к курению, употреблению спиртных напитков (в 4 раза) и наркотиков (в 1 раза) (см. табл. 3).
Таблица 3
Ответы “Да” на вопросы о вредных привычках в зависимости от уровня успеваемости старшеклассников, %
Ответы “Да” | Хорошо и отлично | Хорошо и удовлетворительно | Удовлетворительно и плохо |
Ты куришь? | 5,2 | 26 | 36,4 |
Употребляешь ли спиртное? | 10,8 | 15,6 | 26 |
Пробовал ли наркотики? | 0 | 0 | 5,2 |
Чем менее успешен юноша в роли ученика, тем больше он стремится повысить свой статус среди сверстников в неформальном общении с ними, а это проявляется в псевдовзрослом поведении — курении, употреблении вина и т.п.
Сравнительно небольшое количество подростков (в нашем исследовании — это 10,8% юношей и 26% девушек) одной из причин конфликтов с учителями назвали достаточно «безобидную» разновидность — «Мой внешний вид (прическа, одежда и другое)». Заметим, что и в этом случае чаще и больше конфликтуют слабые учащиеся (15,6%), чем сильные (10,8%).
«Несправедливость к моим друзьям» как причину конфликта отметили около 36,4% старшеклассников, в том числе среди отличников и хорошистов —10,8%, а среди троечников «борцов за справедливость» оказалось гораздо больше — 20,8%. Это не случайно, ибо учащимся старших классов свойственно рассуждение о школьной жизни через призму «мы». Школьник постоянно соотносит свое мнение об учителе с мнением всего класса, и личный конфликт на этом фоне выглядит как отражение общего конфликта класса.
Понятно, что учителям приходится применять различные меры воздействия к нарушителям дисциплины, но только эти меры должны носить воспитывающий характер, а на деле они подчас унижают человеческое достоинство, вызывая протест и ответную агрессию.
Таблица 5
«Как ты оцениваешь свои взаимоотношения?»
Распределение ответов в зависимости от успеваемости, %
Оценка | Хорошо и отлично | Хорошо и удовлетворительно | Удовлетворительно и плохо |
С учителями | |||
Хорошие | 89,6 | 79,2 | 36,4 |
Не совсем хорошие | 10,8 | 20,8 | 41,6 |
Плохие | 5,2 | 10,8 | 10,8 |
С классным руководителем | |||
Хорошие | 74 | 36,4 | 47,2 |
Не совсем хорошие | 20,8 | 10,8 | 20,8 |
Плохие | 5,2 | 5,2 | 10,8 |
В своей семье | |||
Хорошие | 84,1 | 79,2 | 20,8 |
Не совсем хорошие | 10,8 | 10,8 | 47,2 |
Плохие | 5,2 | 5,2 | 10,8 |
С одноклассниками | |||
Хорошие | 78 | 78 | 72,8 |
Не совсем хорошие | 10,8 | 10,8 | 20,8 |
Плохие | 5,2 | 5,2 | 5,2 |
Со сверстниками вне школы | |||
Хорошие | 89,6 | 79,2 | 94,8 |
Не совсем хорошие | 10,8 | 5,3 | 10,8 |
Плохие | 5,2 | 10,8 | 5,2 |
Степень комфортности отношений с ближайшим социальным окружением прямо пропорциональна успеваемости юношей и девушек, а степень конфликтности больше с теми субъектами, от кого зависит оценка академической успешности (от педагогов) и кто проявляет наибольшую заинтересованность в этой успешности (родители и одноклассники).
В профессиональной работе учителя проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что развитие ребенка происходит через преодоление объективных (не нами и ими созданных) противоречий. Педагогический конфликт не должен вносить дополнительных, субъективно обусловленных трудностей в процесс развития личности. Способность не только безболезненно разрешать, но и предупреждать возникновение конфликтов — одна из величайших профессиональных и человеческих способностей педагога.
Любой школьный конфликт представляет собой многогранник, «составными частями» которого являются учителя, сверстники, сам ребенок. Какую же позицию должна избрать семья? Активно поддерживать одну из сторон или не вмешиваться, надеясь, что конфликт разрешится сам собой?
Позиция невмешательства — наиболее неэффективная. Ведь ребенок не всегда может справиться с конфликтной ситуацией сам в силу отсутствия жизненного опыта. Поэтому совет взрослых ему необходим. Существует несколько моделей поведения родителей в ситуации школьного конфликта. Некоторые считают, что необходимо поддержать авторитет педагогов, и становятся на их сторону. Но в таком случае ребенок неизбежно почувствует себя в одиночестве. «Взрослые объединились против меня!» — подумает он и озлобится. Если же почувствует поддержку родителей, то будет больше доверять им. А это самое главное.
Родители должны быть адвокатами своих детей, а ни в коем случае не прокурорами. Это не значит, что они должны оправдывать каждый их поступок, хвалить за неправильное поведение, ругать педагогов. Но в любом случае ребенок должен знать, что от него не отвернутся. Стремясь уйти от конфликтов, некоторые просто переводят детей в другой класс или школу. Но перевод — не лучшая мера. Необходимо разобраться, чем вызван конфликт, и выработать новую тактику поведения. Иначе одна и та же ситуация может повторяться бесконечно.
Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся. Еще ни один человек, не обладавший уважением учащихся, не смог ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт.
Конфликт нельзя ликвидировать с помощью волшебной палочки. Тем более конфликт детский, так как он основан в основном на эмоциях, которые в детском возрасте у детей очень сильны: они вытесняют голос рассудка. Эмоции дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. Конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник - достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. Иногда при этом будет внешнее согласие при внутреннем: "Ничего, переживет и не только это еще переживет". Понимание, что другой страдает, в данном случае может вызвать не чувство сострадания к нему, а чувство удовлетворения.
Если же школьные конфликты становятся нормой, то лечить надо не психологией, а режимом и дисциплиной. "Школа без дисциплины, что мельница без воды" - отмечал великий чешский педагог Я.А.Коменский. На первых порах надо привести массу, пораженную "демократией", в норму. Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде.
Прежде всего, надо начинать с себя. Здесь возможна профилактика, в том числе и психологическая: надо учиться слушать другого, видеть себя глазами другого, уметь чувствовать за другого, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.
Четыре художника. Осень
Девочка-Снегурочка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Зимняя сказка
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)