В данной работе проанализированы структурно-содержательные особенности Интернет-блога Президента РФ.
Вложение | Размер |
---|---|
strukturno-soderzhatelnye_osobennosti_internet-bloga_prezidenta_rf.doc | 302 КБ |
IX –я Всероссийская дистанционная ученическая конференция
Центр дистанционного образования «Эйдос»
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-БЛОГА ПРЕЗИДЕНТА РФ
Информатика, исследование
Васильева Дарья, 10 А класс,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области
Научный руководитель: Маляева Ирина Геннадьевна,
учитель информатики,
ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол,
Web-адрес, по которому размещена работа: http://nsportal.ru/node/211422/edit
Глава I. Структурно-содержательные особенности Интернет-блога Президента РФ
Сегодня Интернет становится популярным средством политтехнологий. Государственные структуры активно используют данный канал для реализации государственной информационной политики. Создаются сайты и порталы государственных органов власти, политических партий и глав государства. В системе этих сайтов действуют принципы, которые характеризуются особенностью – оказание воздействия на аудиторию. Подобные феномены становятся широким полем для исследований. Поэтому изучение данной темы является весьма актуальным.
Основополагающей для создания работы стала группу исследований, посвященных Интернету, как новому средству современных политтехнологий (В.Л. Волохонский, В.Е. Иванов, И.А. Семенов, А.А. Чеснаков)[1]
Так, в работе В.Е. Иванова рассматривается такой феномен, как «электронное правительство». Эта проблема затрагивает принципы реализации государственной информационной политике, в частности принцип «обратной связи». «Электронное правительство» стремится создать общенациональные стандарты взаимодействия и обмена информацией между государством и аудиторией. Важную роль при характеристике Интернет-технологий играет статья Семенова И.А., в которой описывается уникальности Интернета как коммуникативного средства. Логичным дополнением к этой работе служит публикация Чеснакова А.А.. Этот автор более подробно останавливается на характеристике Интернета как нового, обширного канала политической коммуникации.
В статье В.Л. Волохонского кроме анализа виртуальных аналогов реальных объектов (электронный документооборот, электронные аналоги средств массовой информации), содержится информация о появлении такого феномена как блог.
Обзор литературы свидетельствует о малой изученности данной темы. В настоящее время остаются неисследованным значительное количество теоретических и практических аспектов реализации государственной политики в Интернет-СМИ.
Новизна исследования заключается в описании особенностей организации и функционирования, государственных сайтов и порталов. Была сделана попытка описать структурно-содержательные особенности данных сайтов. Для этого исследовались: компоненты (функции, дизайн) разных государственных Интернет-СМИ. Кроме того, в работе характеризуются структурно-содержательные особенности Интернет-блога Президента РФ.
Эмпирическую базу работы составили материалы государственных Интернет-СМИ: портала Федерального собрания РФ (www.council.gov.ru), портала Президента РФ (www.kremlin.ru), сайта Государственной Думы РФ (www.duma.gov.ru), сайта Правительства РФ (www.government.ru/content/), Интернет-портала Самарской Губернской Думы (www.samgd.ru) за период с 20.09.2008 по 10.11.2009 г., блога Президента РФ (blog.kremlin.ru) за период с 30.11.2008 по 16.11.2009 г. Также материалы с сайтов министерств РФ. Министерства внутренних дел РФ (www.mvd.ru), Министерства иностранных дел РФ (www.mid.ru), Министерства здравоохранения и социального развития РФ (www.minzdravsoc.ru), Министерства юстиции РФ (www.minjust.ru), Министерства науки и образования РФ (www.mon.gov.ru), сайт Высшего арбитражного суда РФ (www.arbitr.ru) за период с 27.09.2008 по 27.11.2009 г., Министерства обороны РФ (www.mil.ru), Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (www.medlan.samara.ru), Министерства по чрезвычайным ситуациям (www.mchs.gov.ru), Федеральной службы безопасности РФ (www.fsb.ru), сайта Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (www.fapmc.ru), Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (www.rosohrancult.ru/) за период с 15.10.2009 по 25.11.2009 г., сайта «Первого канала» (www.1tv.ru) за период с 29.10.09 по 19.11.09 г.. Материалы с сайтов политических партий «Единая Россия» (www.edinros.ru) за, «Справедливая Россия» (www.spravedlivo.ru), ЛДПР (www.ldpr.ru) за период с 29.10.2009 по 02.12.2009, личного сайта спикера Совета Федерации С.М.Миронова (www.mironov.ru), Б.В.Грызлова (www.gryzlov.ru) за период с 05.11.2009 по 02.12.2009.
Цель данной работы – проанализировать структурно-содержательные особенности Интернет-блога Президента РФ.
Цель и задачи работы определили структуру исследования. Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, даётся обзор литературы, описывается теоретическая и эмпирическая база исследования, ставятся цель и задачи.
В главе «Структурно-содержательные особенности Интернет-блога Президента РФ» описывается цель появления данного жанра сетевой литературы. Здесь рассматривается структура и тематика блога Президента РФ (blog.kremlin.ru), анализируются принципы эффективного воздействия на аудиторию, используемые автором блога. Здесь характеризуются принципы построения сообщений в видеоблоге, отмечается способ подачи материалов.
В заключении подводится итог проделанной работе, а также анализируются тенденции создания исследований на данную тему.
Список литературы содержит источники, которые составляют адреса государственных Интернет порталов и сайтов, справочная и научно-критическая литература. Количество источников отражает современное состояние изученности темы.
«Эффективность государственной информационной политики может оцениваться по различным критериям. Однако, безусловно, важнейший из них – постоянное присутствие в информационном пространстве главы государства и высокая степень персональной ответственности за свою деятельность»[2] - считает А.Н.Соловьев. Действительно, постоянное информационное присутствие лидера страны на политической арене способствует налаживанию прочных контактов власти с аудиторией, а также систематическому освещению деятельности государственных структур в СМИ. Данные процессы позволят органам власти и управления опережать события и направлять их развитие в нужное русло с целью воздействия на население.
Своеобразным средством реализации государственной информационной политики является блог Президента РФ (blog.kremlin.ru), который представляет собой «сетевой журнал» или «дневник событий». Его основным содержанием стали регулярные записи о деятельности главы государства. В материалах блога представлен широкий спектр мультимедийных возможностей (анимация; звук; картинка; презентации, соединяющие в себе текст, графику, видео и звуковой ряд).
«Целью блогов является создание среды для коммуникации между отдельными лицами, общественными группами. Сегодня выделяют несколько групп блогов».[3] Например, личный (аналог еженедельника, дневника), общественный (поддержание внутренней и внешней форм общения), тематический (содержит записи, посвященные одной теме). В.Л. Волохонский кроме коммуникативной функции этих сетевых ресурсов называет функцию самопрезентации (публикация прозы, стихов, фотографий с целью получения комментариев от посетителей), рекреативную функцию, функцию сплочения социальных целей (организация взаимодействия различных социальных групп)[4].
«Блоги появились в 1992 году, а к 2003 году уже были объявлены отдельным жанром сетевой литературы».[5] Сегодня персональные Интернет-дневники приобретают влияние в сфере политики. В данных Интернет-ресурсах публикуются новости, обсуждаются политические события и поставляют оставлять комментарии на актуальные темы. (Ср.: «Видеоблог Андрея Исаева о консервативной модернизации»,[6] «Видеоблог Надежды Герасимовой об обеспечении безопасности и жизнедеятельности»,[7] «Политрук»[8]). Блоги отличаются от традиционных СМИ более демократичной формой предоставления информации. Они привлекают внимание политических лидеров тем, что изначально личностно ориентированы. В них будет исчерпывающе представлена любая точка зрения без купюр и искажений. Блоги способствуют продвижению определённой позиции в общественно-политической среде.
Для современных блогов характерны недлинные записи, поскольку они могут сконцентрировать внимание пользователей и удержать его на интересующей теме. (Ср.: «Мы откроем доступ к практически неограниченному источнику энергии»[9] (01:01 мин.), «В следующем году многие государственные услуги будут доступны через электронные каналы связи»[10] (02:30 мин.), 6 августа 2009 «Об ответственности участников дорожного движения»[11] (05:02мин.).
Также за короткий промежуток времени пользователь получает специализированные новости из различных сфер общественной жизни, подкрепленные фактами. В государственных Интернет-СМИ блоги несколько отличаются от традиционного сетевого дневника. Это связано с дополнительными функциями, которые приобретают такие Интернет-ресурсы в системе государственной информационной политики. «Блоги влияют на общество и политику за счет своей высокой конкурентоспособности. В их среде «естественный отбор» происходит намного быстрее, чем среди традиционных СМИ. Блоггеры работают оперативнее традиционных журналистов».[12]
То же самое касается и других сообщений, многие являются записями с заседаний и собраний. Большинство представляют собой копию оригинального теста, но на сайте возможна публикация комментариев, что делает содержание более полным. Ср.: «Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены и соответствующие законы, которые вступают в силу в следующем году: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов».[17]. В свете борьбы с недостойным поведением российских чиновников, объявленной Президентом, данная запись придаёт действиям главы государства дополнительную значимость. Об этом свидетельствует большое количество откликов – 212 – на мнение Д.А.Медведева, высказанное в блоге. «Одними «посадками» проблему коррупции не решить. Но сажать надо», - заявил Президент РФ 16 ноября 2009 года. Некоторые пользователи поддержали такую позицию («Хочется сказать пару слов в поддержку Ваших (Д.А.Медведев) благих начинаний по поводу контроля чиновничьего аппарата на местах. Всё это конечно нужно делать, но целенаправленно, осуществлять данные контролирующие функции должна абсолютно независимая структура»,[18] другие, наоборот, раскритиковали этот подход («Власть беззуба в борьбе с коррупцией, потому что бороться сама с собой она не будет. Власть олицетворяется чиновниками разных уровней и федерального и регионального»)[19].
Как бы то ни было, блог Президента дает возможность пользователям дискутировать, участвовать в полемике.
В своих сообщениях Д.А. Медведев выражает надежду на развитие технологий в сфере медицины: «Важнейшее направление работы – развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики. Стимулирование производства лекарств и оборудования будет осуществлено в том числе и через механизм государственных закупок. Уже через пять лет доля отечественной продукции на лекарственном рынке должна составить не менее четверти, а к 2020 году – более половины всех препаратов»[20]. Он также отмечает необходимость «правильного» распределения природных ресурсов: «Мы обязаны думать, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям. Одно из наиболее перспективных направлений – это применение биоресурсов для получения энергоносителей. Наши научно-исследовательские и производственные организации будут нацелены на внедрение инновационных технологий»[21]. Заключительным в этой подборке выступает материал «Я благодарю всех за участие в открытых дебатах о новой политической стратегии», в котором глава государства отмечает: всех граждан России объединяет «как минимум одно – понимание того, что перемены необходимы и что только от нас самих зависит, какой будет Россия для наших детей и внуков, какое место займёт в будущем мире»[22].
В сообщении блога от 30 сентября 2010 года «Изменить привычные подходы к расходованию энергии»,[23] Д.А.Медведев сначала обратился к проблеме энергоэффективности, затем отметил необходимость инновационных решений в этой сфере и, наконец, указал тенденции развития энергетической отрасли. «Задача по повышению энергоэффективности и снижению энергоёмкости на 40 процентов была поставлена одним из первых указов, которые были мною подписаны. Россия в состоянии решить эту задачу даже за счёт существующих передовых технических решений. Принципиальное значение имеет разработка необходимой нормативной базы, прежде всего закона о повышении энергоэффективности и энергосбережении. Нам сегодня нужно будет принять решение по поводу того, как мы их будем внедрять, – не забегая вперёд, но в то же время задавая такие стандарты, которые будут обязательны для нашей промышленности. Модернизация науки должна идти в тесной увязке с технологической модернизацией»[24].
- четкостью формулировок обсуждаемых проблем;
- наличием предложений по возможным путям решения проблемного вопроса общественно-политической жизни;
- указанием на те действия, которые предпринимаются органами власти в целях достижения положительного результата.
Следуя данной схеме, становится возможным формирование положительного образа государства в сознании аудитории. Обозначение трудностей, перечисление действий, необходимых для их преодоления, демонстрируют единство целей государственной власти на всех уровнях. «Формирование единого информационного пространства, создание положительного имиджа органов государственной власти и повышение доверия общества к власти, установление конструктивного диалога между государством и гражданским обществом необходимы для решения социально-значимых проблем, защиты интересов общества, личности, государства».[28] Тематически записи президентского блога разделены на сообщения дипломатические (о зарубежных поездках), культурно-философские (о гуманистических ценностях) и сообщения «для всех и для каждого» об актуальных вопросах современности. Такое разделение связано со стремлением достичь двух целей: сформировать положительный образ главы государства, как гаранта незыблемости политического устройства, и гармонизовать отношения власти и общества.
Видеоблог Президента играет важную роль в реализации государственной информационной политики. Это часть блогосферы, которой глава государства пользуется уже более двух месяцев. Информация, представленная в видеоблоге Д.Медведева, носит общедоступный характер. Записи из категории «для всех и для каждого» затрагивают не только сферу политики, но и экономики, социальной жизни и т.п. Например, сообщение от 6 августа 2010 года «Об ответственности участников дорожного движения (из совещания о безопасности на дорогах)»[33]. «Нам необходимо повысить требования к качеству подготовки водителей, - считает Президент РФ. – В автошколах сегодня практически нет никакой ответственности за поведение их выпускников на дорогах. Нет ни современной материально-технической базы, ни квалифицированных инструкторов. Не удивительно, что более трети ДТП совершаются водителями, которые только-только получили права»[34]. Это сообщение, как и другие материалы данного сетевого ресурса, сопровождалось видеоматериалом с заседания. Подобное решение не является случайным. Ведь графический текст способен оказать меньшее воздействие, чем видео и звук. А, ознакомившись с видеоматериалом, аудитория способна более адекватно воспринимать последующие действия государственных чиновников.
Появление в средствах массовой информации сообщения о том, что с первого сентября 2009 года в школах будет введен предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», вызвало оживленные дискуссии. В частности, Д.Медведев 22 июля 2009 года опубликовал сообщение «Основы религии в школе».[35] Здесь Президент в соответствии с принципом публичности реализации государственной информационной политики развеивает разнообразные слухи, появившиеся в связи с названным событием. «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Во-первых, это могут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма. Те, кто не имеет определённых религиозных убеждений, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. Выбор учеников и их родителей, должен быть абсолютно добровольным. Любое принуждение по этому вопросу носит незаконный характер. Преподавать эти предметы будут светские педагоги».[36] Президент отмечает, что цель подобного нововведения – воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом и уважением относятся к взглядам своих сограждан.
В своем блоге Президент РФ активно пропагандирует общечеловеческие ценности, взывает к гуманистическому идеалу аудитории. «Никто, кроме нас самих, наши проблемы не решит. Не воспитает в детях уважение к закону, уважение к правам человека, к ценности человеческой жизни, к нравственным нормам, которые берут начало в наших национальных традициях и в нашей религии. Никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст её новым поколениям».[37] Президент полагает, что молодому поколению необходимо обладать не только историческими знаниями, но и гражданским чувством.
Следует отметить, что сообщения данной категории строятся по единообразной схеме «пирамиды». В начале автор отмечает событие, к которому текст приурочен. Затем следует его характеристика и переход к более масштабным темам. По этой структуре строится, например, запись от 7 мая 2011 года «О Великой Отечественной войне, исторической истине и о нашей памяти»[38]. Здесь Медведев делится собственными соображениями о празднике Великой Победы. «И мои деды: Афанасий Федорович Медведев и Вениамин Сергеевич Шапошников, тоже воевали. К счастью, так получилось, что оба они вернулись с фронта. И с каждым из них мы говорили о Великой Отечественной войне. Я как ребёнком впервые попал в музей блокады Ленинграда. Я был потрясён колоссальным, беспримерным мужеством жителей нашего города. Этот момент никогда не сотрётся у меня из памяти».[39] Президент призывает молодое поколение ценить историю, не просто интересоваться ею, а изучать ради собственного будущего и ради будущего страны.
В той же тематической категории находится сообщение от 16 ноября 2009 года «Измениться должны мы сами»,[40] в котором Президент отмечает, что «реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современное образование и культура (культура в самом широком смысле этого слова) – без этого всего мы не добьёмся успехов».[41] В этих и других записях автор преследуют цель найти общий духовный стержень с гражданским обществом, гармонизировать интересы власти и народа. Президент говорит о необходимости модернизации внутренней и внешней жизни страны, призывает население начать «свою» модернизацию, связанную с изменением личного отношения ко всему происходящему вокруг.
Отдельную тематическую группу на президентском блоге представляют собой записи о заграничных поездках Д.А.Медведева. Эти сообщения очень своеобразны. С одной стороны, они содержат официальную информацию о внешней политике Российской Федерации, с другой – подаются в неформальном стиле, не привычном для официальных отчётов. Президент рассказывает о целях визита в чужую страну, например, во время прогулки по памятным местам столицы иностранного государства. Так формируется представление о главе государства, как человеке, интересующемся культурой других народов. По такому принципу построено сообщение от 29 июня 2009 года «Итоги поездки по странам Африки (Египет, Нигерия, Намибия, Ангола)»[42] в котором отмечаются особенности взаимоотношений России со странами Африки. «Визит на Африканский континент начался в Египте, где мы начали с вопросов экономического сотрудничества и закончили вопросами ближневосточного урегулирования, арабо-израильского конфликта. Мне довелось также выступить в Лиге арабских государств, что было впервые. Следующая остановка – Ангола, где мы обсуждали инвестиционные проекты. Мне, как любому человеку, который никогда не бывал на этой земле, очень интересно просто пройти собственными ногами, посмотреть, как здесь выглядит жизнь».[43] В сообщении от 30 ноября 2008 года «Впечатления от поездки по странам Латинской Америки (Перу, Бразилия, Венесуэла, Куба)»[44] Президент сообщил читателям блога о ряде договоренностей, которые удалось достичь в ходе визита. «Поездка была весьма полезной, не говоря уже о том, что мы смогли восстановить или даже воссоздать, организовать новые отношения с теми государствами, с которыми таких отношений у нас не было. Это важно в ситуации, когда есть проблемы, связанные с безопасностью в мире».[45]
Особое место в блоге Президента занимают комментарии. Они предоставляют возможность пользователям выражать собственную точку зрения на актуальные вопросы современности. Таким образом, любой посетитель блога получает возможность влиять на деятельность государственных органов власти, предлагая собственные пути решения общественно-значимых проблем, а также давая оценку деятельности главы государства.
В свою очередь, Президент не имеет возможности отвечать на каждое сообщение. Хотя 7 октября 2009 года в записи «Год назад появился мой видеоблог» Д.Медведев выразил признательность пользователям за их комментарии. «Для меня блог – необходимый срез общения. Срез общения, для того чтобы получить важную информацию, для того чтобы лучше понять настроение, для того чтобы понять логику поведения самых разных людей, которые дискутируют по самым разным вопросам. В большинстве – это люди, которые обладают, своим мнением, умеют воспринимать другую точку зрения и спорят в то же время. У них масса интересных идей»[46].
Совершенствование деятельности сайтов органов государственной власти способно привести к расширению информационного поля государства. Однако сегодня, несмотря на чёткую Концепцию государственной информационной политики, органы власти при её реализации всё ещё сталкиваются с рядом проблем. Речь идёт о необходимости разработки и постоянного совершенствования законов, нормативных и правовых актов, позволяющих эффективно регулировать взаимоотношения субъектов политической и общественной жизни при реализации их информационных прав и обязанностей. В современной России отсутствует эффективная система независимого, общественного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации. Интернет-пространство является слабо защищенным с точки зрения внешнего вмешательства, что предполагает усиленное внимание к обеспечению безопасности официальной информации, циркулирующей в электронных сетях.
Одной из проблем является также социально-психологическая безопасность пользователей, посещающих сайты государственных органов власти. Несмотря на государственное регулирование информационной среды сохраняется необходимость преодоления негативного информационного воздействия. Интернет-ресурсы обладают огромным воспитательным потенциалом, который должен быть использован для оздоровления общества, сохранения культурных ценностей, укрепления духовно-нравственных, идеалов. Сегодня ничтожно мало сайтов посвящены воспитанию культуры, сайтов, пропагандирующих гуманистические принципы, традиции. Вместе с тем, это одно из важнейших направлений государственной информационной политики. Подобную задачу можно успешно решить при условии качественного информационно-аналитического обеспечения аудитории.
В целом дальнейшее исследование проблем реализации государственной политики имеет широкие перспективы. Так, практически неописанной остаётся специфика взаимодействия государственных и негосударственных сайтов в сфере осуществления ГИП. Весьма перспективным представляется изучение функций социального управления с помощью Интернета. Это связано с реализацией принципа обратной связи между органами власти и аудиторией. Вызывают закономерный интерес исследователя и вопросы организации и функционирования системы «электронного правительства», которое способно создать общенациональные стандарты взаимодействия и обмена информацией между государством и аудиторией.
Источники:
Справочная литература:
Научно-критическая литература:
Центр дистанционного образования «Эйдос», 2012 www.eidos.ru; e-mail: projects@eidos.ru
[1]Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов// Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. М. – СПб., 2006.www.volokhonsky.ru/internet/; Иванов В.Е. Об особенностях реализации функции социального управления в Интернете// Интернет и российское общество. М., 2002; Семенов И.А. Воля к идентичности: сопротивление и информационные технологии// Интернет и российское общество. М., 2002; Чеснаков А.А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. М., 1999. №4.
[2] См.: Беспалов П.В.. Информационная политика. М., 2003. С. 220.
[3] http://volokhonsky.ru/internet/sokolov.pdf
[4] Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов// Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. М. – СПб., 2006.www.volokhonsky.ru/internet/
[5] http://7bloggers.ru/kogda-zhe-poyavilsya-pervyj-blog/
[6] http://www.edinros.ru/text.shtml?11/1256
[7] http://www.edinros.ru/text.shtml?10/1932
[8] http://directory.mblog.ru/?c=20
[9] http://blog.kremlin.ru/post/41
[10] http://blog.kremlin.ru/post/43
[11] http://blog.kremlin.ru/post/29
[12] www.gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/1318
[17] URL.: blog.kremlin.ru/post/48/transcript
[18] blog.kremlin.ru/post/48?page=4
[32] news.kremlin.ru/news/5413
[35] blog.kremlin.ru/post/26
[40] blog.kremlin.ru/post/44
[42] blog.kremlin.ru/post/22
[44] blog.kremlin.ru/post/4
Растрёпанный воробей
В Китае испытали "автобус будущего"
Мост из бумаги для Киры и Вики
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Нечаянная победа. Айзек Азимов