Работа по изучению истории Нижегородского ополчения и роли К.Минина и Д.Пожарского в борьбе с интервентами.
Вложение | Размер |
---|---|
nizhegorodskiy_podvig.doc | 74.5 КБ |
МОУ Большеустинская ООШ
Нижегородский
подвиг
Работу выполнила:
Никитина Ирина –
учащаяся 9 класса
Руководитель:
Протасова Роза Михайловна –
учитель истории
Нижегородская область,
Шарангский район,
село Большеустинское,
ул. Советская, 12
Тел.: 25-5-29
План
Введение
I. Великие России имена
1. Россия в XVII веке.
2. II ополчение
3. Минин и Пожарский – освободители земли русской.
II. Нижегородский подвиг.
1. Внутренне положение в России.
а) Кузьма Минин – сын балахнинского соледобытчика;
б) царствование Василия Шуйского;
в) гражданская война в России;
г) «тушинский вор»;
д) открытая иностранная интервенция;
е) «семибоярщина».
2. Народные ополчения.
а) первое ополчение;
б) формирование второго ополчения;
в) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский;
г) освобождение Москвы.
3. Земский Собор.
а) избрание царем Михаила Романова;
б) вознаграждение за заслуги царем;
в) завершение земного пути Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
III. Непрерывная связь времен
Заключение.
Мне всегда была интересна история родного края и судьбы людей, родившихся и прославивших не только свой край, но и Отечество.
Я выбрала данную тему, потому что считаю единение России одним из важнейших условий ее жизни и процветания. История преподносит нам уроки, из которых мы обязаны сделать выводы. Наше будущее закладывается в настоящем. Каким будет мое поколение, насколько оно «питает» уроки прошлого – от этого зависит судьба нашей Родины. Память о славе предков – наша духовная опора. Мы гордимся их именами.
Хвала и честь героям старины!
Вам в третий раз исполнилось столетье,
Защитники родной своей страны,
В годину смут, тревог и лихолетья.
Поток врагов был грозен и велик,
Родимый край был мрачен и пустынен,
Но спас его из Нижнего мясник.
Хвала тебе, великодушный Минин!
С тобою князь Пожарский. В вихре сечь
Им спасена московская держава.
От Минина приняв народный меч,
Он дал Руси спасенье. Слава! Слава!
Хвала и честь! Пускай переживет
Века веков могучая та сила,
С какой в кремле приветствовал народ
Венчанного на царство Михаила.
XVII век Россия встречала Смутой, кровью, голодом.
Россия распадалась, рвались вековые связи между городами, города обособлялись, люди покидали обжитые места, пытаясь укрыться от Смуты, но везде царили хаос и запустение. Смертельная опасность грозила всему государству.
Но сыскались подвижники, для которых освобождение Отечества от поляков и шведов, от предателей и грабителей Земли русской, от врагов православия стало долгом и священным обетом перед Господом и людьми. Имена их начертаны в анналах истории России воедино - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
История второго ополчения в эпоху русской Смуты начала 17 века представляется явлением совершенно исключительным как в русской, так и мировой истории. Достаточно вспомнить обстоятельства его образования, чтобы согласиться с этим. Ополчение собиралось на восьмой год Смуты в стране, дотла разоренной и обессиленной гражданской распрей, в тот момент, когда, уже невозможно было найти никакой объединяющей идеи. И именно тогда, когда среди национальной элиты не осталось ни одного авторитетного лица, когда не только отдельные личности, но целые слои общества показали свою неспособность овладеть ситуацией, начинается движение снизу - города и земства пересылаются и договариваются между собой; не бояре, дворяне или казаки, а простые посадские люди берутся за спасение своего Отечества.
«Черная кость», нижегородский купец Кузьма Минин оказывается в центре событий. Именно он вслед за патриархом Гермогеном, высказывает простую и понятную каждому русскому идею о спасении веры и православных святынь. И вокруг этой идеи начинают кристаллизоваться все патриотические силы. В разрозненной стране он находит деньги, оружие, провиант и таким образом подводит под все предприятие прочный экономический фундамент.
А когда ополчение уже формируется и возникает нужда в военном вожде, на кого обращается взор земских людей? На князя Пожарского!- представителя небогатого рода, никогда не игравшего в русской истории значительной роли. Почему же такое предпочтение? Может быть, Пожарский был отмечен какими-нибудь личными достоинствами? Да, отмечен - правда, всего одним, но немаловажным - он был честный служака, никогда не кривил душой и всегда был верен долгу. Пожарский, подобно Минину, не гнушаясь каждодневной черновой работы, стал служить земскому ополчению так же верно и честно, как прежде служил Годунову, Дмитрию, Шуйскому. Несмотря на полученную им диктаторскую власть, в его поступках нет никакой личной интриги, никакого выпячивания своего «я», никакого стремления закрепить исключительное положение. Эта скромность, быть может, есть самая поразительная черта в вождях второго ополчения.
Минин и Пожарский собрали ратных людей, освободили от поляков столицу, созвали Земский собор, положивший конец Смуте и, сделав свое дело, отступили в сторону, отдав власть другим.
Конечно, они получили награды, но не слишком большие. Им даровали чины и звания, но не очень высокие. Они скромно стушевались в толпе знатных бояр и князей, явившихся вокруг нового царя. Точно так же повело себя и выдвинувшее их сословие - сыграв свою роль, они тихо сошли со сцены. Но у последующих поколений их имена стали символом скромного самоотверженного патриотизма, такого патриотизма, который в России всегда умели ценить и отличать.
Кузьма Минин родился между 1562 и 1568 годом в семье балахнинского соледобытчика. Отец Мины перебрался в Балахну из-за Волги, где крестьянствовал. Земли Мины лежали на луговой стороне Волги, близ устья впадающей в нее реки Узолы. Он считался человеком состоятельным - имел три деревни с 14 десятинами пахотной земли и 7 десятинами строевого леса. Кроме того, хороший доход давал Мине Анкудинову соляной промысел и он был совладельцем рассольной трубы «Каменка», а также он занимался и торговлей.
С детства Козьма был приобщен к работе. Часто бывал на соляном промысле, ездил с отцом на торг к Троице-Сергиеву монастырю, заготавливал с взрослыми работниками лес для солеварниц, гонял скот, косил, копал. В Никольской церкви, где и был, по преданию, крещен ранее, учился грамоте. Рос Кузьма в многодетной семье. У него было два старших брата - Федор и Иван, а также два младших - Сергей и Бессон.
Когда Мина Акундинов переехал с семьей в Нижний Новгород, Кузьме было двенадцать лет. Поселились они на посаде Благовещенской слободы у старинного мужского монастыря. Дом Кузьмы стоял на «горе, на всполье» - это место теперь называется Гребешком.
Все свое хозяйство Мина передал своему сыну Кузьме, перед тем как уйти в Печёрский монастырь.
Кузьма Минин торговал расчетливо и честно. Вскоре он женился. Его супруга, Татьяна Семеновна, происходила из нижегородской посадской семьи. Родился сын Нефед. Кузьма Минин жил зажиточно, был известен и уважаем в Нижнем Новгороде.
Шло время. Торговое дело Минина процветало. Москва бурлила событиями, а Нижний Новгород жил размеренно, твердо следовал старине.
В 1606 году воцарился Шуйский, погубив Лжедмитрия. Однако он не принес успокоения России. Прокатилась волна восстания Ивана Болотникова. Бунтовал Арзамас, Алатырь, Муром, малые и большие селения. Нижний Новгород оставался верным Шуйскому. Город был осажден восставшими, но хорошо укрепленный город взять было не просто, повстанцы отступили.
В 1608 году на Русь пришла новая беда - объявился Лжедмитрий 2 и стал лагерем под Тушино. Осенью 1608 года князь Дмитрий Пожарский назначается царем ратным воеводой. Тушинские «литовские люди» были разгромлены, но победа тридцатилетнего воеводы осталась незамеченной в Москве.
Поздней осенью 1608года «тушинцы» подошли к Нижнему Новгороду и, уже была захвачена Балахна. Нижегородские воеводы Алябьев и Репнин повели служилых дворян, стрельцов, казаков и иных людей на Балахну и разгромили тушинцев. Но основные их силы уже 5 декабря подступали к Нижнему. Собравшаяся нижегородская рать учинила разгром посланному войску. Василий Шуйский был доволен нижегородцами.
Кузьма Минин ходил с воеводой Алябьевым против тушинцев, видел разоренные деревни и села, оскверненные храмы, запустелые города. Думы тяжелые одолевали Минина: чем прогневала Русь Бога, что столько бед обрушилось на нее, и чем помочь Отечеству в столь тяжелую годину? А тут еще новая беда: Шуйского насильно постригли в монахи, к власти пришло семь бояр во главе с Федором Ивановичем Мстиславским. Московские бояре во всем предались полякам, присягнув Мстиславу, сыну короля Сигизмунда, который уже двинул свое войско на Москву.
Тогда по всем русским городам стало подниматься волнение и возмущение. Повсюду говорили, что пора встать за Отечество и православную веру. Общее настроение выразил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, который писал в своих воззваниях: « Встанем крепко, примем оружие Божье и щит веры, подвигнем всю землю к царствующему граду Москве… У нас одна дума: или веру православную нашу очистить или всем до одного помереть». Между Пожарским и Ляпуновым установилась крепкая связь.
Пожарский тайком отправился в захваченную поляками Москву, где начал готовить народное восстание. Оно началось 19 марта 1611 года, не дождавшись ополченцев из других городов. Чтобы остановить мятеж поляки подожгли несколько улиц. За три дня боев большая часть Москвы сгорела. Торчали только стены Белого города с башнями. В бою Пожарский был ранен в голову и ногу и потерял сознание. Его переправили в Троице- Сергиеву обитель на лечение. Поляки подавили восстание, а к Москве стали подходить рати ополченцев из других городов. Однако между вождями ополчения сразу возникли раздоры, не было единства. Это свело на нет все усилия Ляпунова, а 25 июля казаки недовольные строгостями убили его.
Москва оставалась в руках врагов.
А Нижний Новгород жил своей размеренной жизнью. Как всегда 1 сентября состоялись выборы земского старосты. В лихую годину избран был человек справедливый, сильный, умный, отзывчивый - прасол Кузьма Минин.
Сообщают, что незадолго до выборов Минину явился во сне чудотворец Сергий Радонежский и «…повелел собирать казну для войска, чтобы идти на очищение Московского государства…». Сделавшись старостой, Минин сразу стал вести с горожанами разговоры о необходимости объединиться, копить средства и силы для освобождения Отечества. Он нашёл среди сограждан немало соратников.
Ударил великий колокол Спаса в Спасо-Преображенском соборе, народ стал стекаться в кремль к собору. Минин горячо убеждал горожан не оставаться в стороне от тягот России. «…Буде нам похотеть помочь Московскому государству,- говорил он,- ино не пожалети животов своих; ино не пожалеть и дворы свои продавать, и жён и дети закладывать; и бити челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцы тронутые его словами, тут же всенародно решили начать сбор средств на ополчение.
Первым внес свою долю Минин, по словам летописца, «мало что себе в дому своем оставив…». Его примеру последовали другие. Минину поручили ведать сбором добровольных пожертвований не только с горожан, но и со всего уезда, монастырей. Когда оказалось, что многие не спешат расставаться со своим имуществом, то горожане дали своему старосте полномочия облагать жителей любыми податями. Минин велел брать по пятой части от всего имущества. Большую помощь оказали ему купцы и предприниматели. Одни Строгановы прислали на нужды ополчения 5000 рублей - по тем временам огромную сумму. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей, обещая им «корм и казну на подмогу давати». Подумали и о воеводе. Перебрав множество имён, горожане остановили свой выбор на герое московского восстания князе Пожарском.
Поначалу князь ответил отказом. Однако нижегородцы не захотели отступать и послали к Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия. Князь не смог отказать, но поставил условия, чтобы они «выбрали у себя из посадских людей кому быть с ним у такого велика дела и казну собирати». Мало того, он указал на того человека, с которым он готов взяться за столь тяжкий и великий труд. Дмитрий Михайлович назвал земского старосту Кузьму Минина. С тех пор у ополчения стало два вождя, и в народном восприятии имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое.
Нижний Новгород все больше приобретал вид военного лагеря, стал центром патриотических сил всей России. Со всей округи, из других уездов и городов прибывали в Нижний служилые дворяне, стрельцы, казаки годные для ратного дела люди. Нескончаемым потоком тянулись в город возы с продовольствием и одеждой. На Ковалихе бронники ковали оружие и доспехи, на Зелейном дворе изготавливали порох, на нижнем посаде шили одежду и обувь. Кузьма Минин с немалым трудом закупал для кузниц древесный уголь, кричное железо, медь и олово. На помощь нижегородцам бронникам пришли кузнецы из Ярославля, Костромы, Казани. Из Нижнего во все концы Земли Русской полетели призывные послания, подписанные князем Пожарским. Нижегородцы звали всех «быть с ними в одном совете…». В феврале 1612 года был образован «Совет всея земли», который принял решение идти на Москву из Нижнего вверх по Волге до Ярославля.
На исходе зимы, в Великий пост, Нижний Новгород провожал ратников.
«И грянули колокола. И ударили со стен пушки. Качнулись хоругви перед Спасо-Преображенским собором и поплыли над многолюдьем в голову войска… И уже миновали Ивановские ворота дворяне и стрельцы, а ее задние ряды ещё не двинулись…». Ополчение перебралось из Нижнего в Ярославль. Сюда со всех концов государства устремились защитники Отечества. Войску требовалось много, а чтобы победить надо было собрать средства для продолжения войны. Оружие, боевые припасы, кони и продовольствие- это должно поступать непрерывно и во всё возрастающих количествах. Наладить такое снабжение мог только очень предприимчивый, расторопный и волевой человек. Минин прекрасно справлялся с этой работой, не останавливался и перед жесткими мерами, если это было необходимо. Так, например, когда богатые ярославские купцы Никитников, Лыткин и Светешников отказались вносить установленную сумму денег, Минин приказал взять их под стражу и всё имущество изъять в пользу ополчения. Купцы поспешили внести установленную сумму. Для разрешения текущих дел Минин создал при ополчении Разрядный, Поместный, Монастырский и другие приказы. Минин даже сумел наладить работу Денежного двора, где из серебра чеканили монету для выплаты жалованья ратным людям.
Летом 1612 года пришла пора решительных действий. Засевший в Кремле польский гарнизон сильно нуждался в съестных припасах. На помощь ему из Польши шел большой и подкрепление под командованием гетмана Ходкевича. В войске Ходкевича насчитывалось двенадцать тысяч человек. Если бы им удалось соединиться с осажденными, победить поляков было бы очень трудно. Пожарский решил выступить навстречу Ходкевичу. Он имел под своим началом около десяти тысяч служилых ратных людей. Под стенами же столицы осталось только две тысячи защитников под началом князя Трубецкого и успех зависел от взаимодействия Пожарского и Трубецкого.
Пожарский расположился у Арбатских ворот и оказался как бы между двух огней: в лоб ему наступал Ходкевич, а с тыла угрожали поляки, что находились в Кремле. Но другой позиции выбрать было невозможно - князю оставалось или победить, или положить всю рать на поле боя.
Два дня шла упорная кровопролитная сеча. Нисколько не сомневался Ходкевич, что справится с ополчением. И надо сказать, что чаша весов склонялась на сторону Ходкевича, это был искусный полководец. Однако тщеславие подвело его. Он не учёл многого, в том числе и высокого патриотического духа россиян.
В критический момент Минин выпросил у Пожарского три конные дворянские сотни и, преодолев Москву-реку через Крымский брод, внезапно ударил на противника с тылу. Внезапное появление русских нагнало на врагов страху. Ополченцы не давали врагу опомниться, разили саблями и давили лошадьми. На помощь Минину стали поспешно переправляться другие полки. Поляки в беспорядке отступали за Серпуховские ворота, весь обоз с провиантом оказался в руках казаков. На другой день, 25 августа, было видно, что сечи полякам не продолжить и они отступили от Москвы.
«…Кузьма на махался саблей до ломоты в плече. Преодолев вал, он остановил взмокшего, искровянившего удила коня. Никакой успех не искупит невозвратных утрат, никаким чудом нельзя было воскресить павших на поле боя ополченцев, среди которых большее число нижегородцев. Минин вложил саблю в ножны и с трудом разжал занемевшие на рукояти пальцы…».
После победы силы двух ополчений объединились. Отныне все грамоты писались от имени трёх руководителей: князя Трубецкого, князя Пожарского и «выборного человека» Кузьмы Минина. 22 октября 1612 года осаждавшие захватили Китай-город, а через три дня истощённый голодом гарнизон Кремля сдался. «…В Кремле царило запустение: загаженные дома, оскверненные храмы, на улицах валялись не захороненные трупы. В сенях домов, где располагались жолнеры, ратники натыкались на большие чаны с засолённой человечиной. Оторопь брала бывалых воинов от увиденного…».
С 27 октября началось очищение улиц и храмов Москвы, а в воскресенье 1 ноября был триумфальный крестный ход с богослужением в честь освобождения престольной. Славили освободителей, но чаще всего звучали имена Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.
Следующим важным делом была организация центральной власти. В первые же дни после очищения Москвы земский совет повел речь о созыве Земского собора и избрании на нем царя. На Собор приглашались представители белого и черного духовенства, дворяне и дети боярские, служилый люд-пушкари, стрельцы, казаки, посадские и уездные жители, крестьяне. Этот исторический собор собрался в начале 1613 года и после долгих обсуждений 21 февраля 1613 года избрал на царствие шестнадцатилетнего Михаила Романова.
Деяния Минина и Пожарского не были забыты царём. Пожарский получил чин боярина, а Минин стал думным дворянином; государь пожаловал ему во владение большую вотчину - село Богородское в Нижегородском уезде с окрестными деревнями. С 1613 года Кузьма Минин был вынужден жить при царском дворе, участвовал в заседаниях Боярской Думы. Царь нуждался в надёжных и умудренных советчиках и помощниках. Жену Татьяну Семёновну с сыном Нефедом поселил в Богородском.
В мае 1615 года, отъезжая на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, царь Михаил Фёдорович оставил за себя в Москве пятерых доверенных и близких ему людей, в том числе и думного дворянина Кузьму Минина. В декабре 1615 года Минину вместе с боярином Ромодановским и дьяком Поздеевым пришлось ехать в Казань, чтобы расследовать причины волнений черемисских (марийских) крестьян и смягчить положение землепашцев. С успехом исполнив свою миссию, Минин на обратном пути из Казани заболел и вскоре скончался, немного не доехав до Нижнего Новгорода. Это произошло предположительно 21 мая 1616 года.
Тело его погребли в Нижнем Новгороде в Спасо-Преображенском соборе. Этот храм в 1929 году был разрушен. Ныне прах Минина находится в Михайло-Архангельском соборе в нижегородском кремле. А сабля нашего славного земляка до сих пор находится в Оружейной палате, напоминая нам о грозных событиях далёкого 17 века, когда судьба России зависела от каждого защитника.
Жена его Татьяна Семёновна, закончила свой земной путь в монастыре, а сын Нефед служил при царском дворе и дослужился до чина стряпчего. Умер он на исходе 1632 года. Прямая линия рода Кузьмы Минина пресеклась.
Князю Дмитрию Пожарскому довелось ещё участвовать во многих битвах. Будучи больным, он был вынужден прекратить свою ратную службу и перейти на службу чиновничью. Умер боярин и воевода Дмитрий Пожарский 20 апреля 1642 года. Захоронен в Спасо-Ефримиевом монастыре в Суздале.
Подвиг нижегородцев не может быть забыт.
Бегут годы, шагают десятилетия, медленно текут столетия и каждое из них выдвигает новых героев. Но есть страницы истории, которые не зачеркнуть, не забыть нельзя, как нельзя забыть и людей, жизнью своей возвеличивших родную землю и оставшиеся в веках. К ним относятся и незабвенные спасители Отечества - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Не может быть сомнения, что потомки их живут по сей день.
И хотя минули столетия, всё же остается незримая связь между прошлым и настоящим, между Мининым и его сподвижниками и нами. Эта связь – великое чувство родства поколений, связь, которая называется кровной.
Теперь нас возвращает к великому подвигу Нижегородского ополчения день 4 ноября. Именно по настоянию нижегородцев День народного единства возведен в статус государственного праздника с 2005 года. Этот общенациональный праздник – свидетельство того, что не было и нет для россиян выше и благороднее цели, чем единение и самопожертвование во имя спасения родной земли. Ратными подвигами, неустанным трудом великих граждан нашего Отечества, какими мы по праву считаем вождей народного ополчения Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, создавалась и крепла нация, строилась могучая держава.
Столь славная страница истории стала символом гражданского самосознания, явившего миру исключительный пример бескорыстного служения, беззаветной преданности и любви к Родине.
В этот день мы не только отдаем дань соотечественникам, сохранившим для нас – потомков – саму российскую государственность, но и утверждаем приверженность той духовной опоре, которая является неиссякаемым источником истинных нравственных ценностей.
Я горжусь своими соотечественниками и их великими делами, и уверена в том, что мое поколение испытывает такое же чувство уважения и гордости за них.
Литература
Упрямый зяблик
Рождественский венок
Ах эта снежная зима
Красочные картины Джастина Геффри
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"