В настоящее время особенно важно, чтобы молодое поколение знало историю своей страны и тех, кто творил эту историю. Я убежден, что без прошлого нет настоящего и будущего. Как верно подметил Н.Г. Чернышевский: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии. Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно». Сходную мысль высказал выдающийся русский ученый В.О. Ключевский: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться».
Одним из величайших образов славного российского прошлого является Михаил Васильевич Ломоносов. Совсем недавно мы отмечали 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова, выдающейся личности, вписавшей в историю Отечества особые страницы своим научным подвигом и целеустремлённой деятельностью. Данная работа выполнена с целью раскрыть феномен М.В. Ломоносова – педагога. Проведенный анализ дает представление о педагогических взглядах М.В. Ломоносова, которые были обращены к будущему.
Презентация работы состоялась на научно-практической конференции старшеклассников ГОУ школы №294 «В науку первые шаги», посв.300-летию Михаила Васильевича Ломоносова.
Руководитель работы - учитель математики Герасимова Татьяна Николаевна.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_levchenko.doc | 111.5 КБ |
levchenko.ppt | 1.45 МБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 294
Центрального района Санкт-Петербурга
КОНКУРС
проектно-исследовательских работ учащихся
Центрального района
Форум школьных проектов
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА.
Вид работы: информационно-аналитическая.
Предполагаемая секция: «Думать при всяком деянии о цели оного».
Выполнил:
Левченко Валерий Константинович учащийся 11-а класса
ГБОУ СОШ № 294 Центрального р-на
Руководитель:
Герасимова Татьяна Николаевна учитель математики
ГБОУ СОШ № 294 Центрального р-на
Санкт-Петербург
2012
Глава 1. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова.
Глава 2. Воспитательная и образовательная концепция М.В. Ломоносова.
Взгляды М.В. Ломоносова на воспитание.
Особенности Ломоносовской методики и ее актуальность для наших дней.
Цель нашего исследования раскрыть феномен М.В. Ломоносова – педагога, чьи педагогические взгляды были обращены к будущему.
Проблема. В чем заключается самобытность М.В. Ломоносова как педагога? Какие идеи по воспитанию и образованию молодежи были им разработаны?
Обращаясь к исследованию проблемы, мы ставили перед собой три задачи:
Актуальность. В настоящее время особенно важно, чтобы молодое поколение знало историю своей страны и тех, кто творил эту историю. Я убежден, что без прошлого нет настоящего и будущего. Как верно подметил Н.Г. Чернышевский: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии. Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно». Сходную мысль высказал выдающийся русский ученый В.О. Ключевский: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться».
Одним из величайших образов славного российского прошлого является Михаил Васильевич Ломоносов. В этом году весь мир отмечает 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова, выдающейся личности, вписавшей в историю Отечества особые страницы своим научным подвигом и целеустремлённой деятельностью. Его деятельность служит примером самоотверженного труда и верного служения на благо России. Выдающийся деятель нашей отечественной культуры В. Г. Белинский сказал о М. В. Ломоносове: «…не должны ли такие люди составлять предмет живейшего любопытства, глубокого благоговения для всех народов вообще и для своего в особенности?».
Многие пытались разгадать тайну «феномена Ломоносова» - непостижимой многогранности его интересов, великости открытий и свершений, гениальности предвидений, подтвердившихся через века. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Одним из важных показателей развития любого общества является система образования и воспитания в целом. Я живу в педагогической семье. Мой отчим – учитель истории и обществознания, мама – учитель математики, в настоящий момент работает над кандидатской диссертацией, в которой рассматриваются исторические этапы становления педагогики в России. Сам я планирую после окончания школы поступать в РГПУ им. А.И. Герцена на факультет социальных наук. Поэтому дома часто обсуждаются различные педагогические идеи прошлого и настоящего, рассматривается их влияние на развитие образования и школы в целом. В ходе этих дискуссий я узнал, что Михаил Васильевич Ломоносов проявил себя не только в литературе, языкознании, истории, географии, металлургии, физике, химии, а также в педагогике. Разработанная им оригинальная педагогическая теория с опорой на национальные традиции отличалась заботой о человеке, что особенно актуально и в наши дни. Он не противопоставил воспитательный опыт наций и народностей, входивший в состав Российской Империи, а предлагал использовать прогрессивное в нем. Как верно подметил А.С. Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и
Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Анализ литературы, в том числе исторических источников, позволил определить и охарактеризовать этапы в педагогической деятельности М.В. Ломоносова.
Этот период непосредственно связан с преподавательской работой М.В. Ломоносова. 8 января 1742 г. была подписана резолюция Академической канцелярии о назначении Ломоносова адъюнктом физического класса. (Официальное извещение было послано в Академическое собрание только 11 мая 1742 г.). С 1 сентября 1742 г. Ломоносов читает лекции ученикам Академической гимназии и всем интересующимся. В программе лекций говорилось: «Михайло Ломоносов, адъюнкт Академии, руководство к географии физической, чрез господина Крафта сочиненное, публично толковать будет, а приватно охотникам наставление давать намерен в химии и истории натуральной о минералах; також обучать в стихотворстве и штиле российского языка после полудни с 3 до 4 часов». На тот период времени в России не существовало учебников на русском языке. Это заставило М.В. Ломоносова немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. «Первые основания горной науки, или Горная книжица» (1742 г.)
25 июля 1745 г. Ломоносов стал первым русским, избранным на должность профессора химии. М.В.Ломоносов отмечал, что он искренне стремится к распространению в государстве «высоких наук», «чтобы в сынах российских к оным и ревность равномерно умножилась». В этот период времени Ломоносов усиленно занимается разработкой учебных пособий, которые широко использовались и в гимназиях, и в университетах. 28 апреля 1746 г. он подготовил представление в академическое собрание «о привлечении семинаристов в Академию и об увеличении числа учеников гимназии». Но инициатива М.В. Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ и широком распространении научных знаний на русском языке не нашла должной поддержки у членов академического собрания. Предложение М.В. Ломоносова об отборе способных молодых россиян для обучения в Академии получило реальное осуществление лишь в 1748 г., когда Святейший Синод разрешил выбрать для университета по 10 человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий. 20 июня 1746 г. в аудитории Физического кабинета Академии наук состоялась первая в России публичная научно-популярная лекция. Тот факт, что сам президент Академии поддержал идею этого мероприятия, обусловил большое количество слушателей. 24 июня «Санктпетербургские ведомости» поместили отчет о ломоносовской лекции: «Сего июня 20 дня, по определению Академии наук президента… той же Академии профессор Ломоносов начал о физике экспериментальной на русском языке публичные лекции читать». Очевидно, ломоносовская лекция понравилась, и 5 августа «Санктпетербургские ведомости» напечатали объявление о новых его лекциях, которые предполагалось проводить по пятницам, с трех до пяти часов дня. Впрочем, никаких упоминаний о продолжении чтения лекций Ломоносовым не сохранилось. М.В.Ломоносов стремился к тому, чтобы был составлен новый регламент Академического университета. « В университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры, лиценцияты и докторы». Однако Регламент университета не был утвержден. 7 декабря 1748 г. Ломоносов предложил всех студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке».
Его можно охарактеризовать как период работы над программой высшего и среднего образования. Он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе и университет, были открыты для детей простого народа. На протяжении всей первой половины 1754 г. Ломоносов, параллельно с напряженными трудами в Академии, ведет с И. И. Шуваловым беседы и споры относительно нового великого начинания, обессмертившего имя ученого в истории русского просветительства – идея создания Московского университета. В проект создания университета М.В. Ломоносов внес те демократические предложения, которые он отстаивал для академического университета. Ломоносов прекрасно видел, что университет и гимназия при Академии наук в Петербурге выполняют свою основную задачу - готовят национальную научную смену - из рук вон плохо, «производят студентов коснительно». Создание учебного заведения, находящегося вне юрисдикции Академической канцелярии, было если не окончательным выходом из положения, то прекрасным началом, открывавшим отрадную перспективу для «приращения наук» в отечестве. В 1755 г., при составлении проекта Московских гимназий, Ломоносов, ни слова не говоря о подушном окладе, прибег к достаточно расплывчатому термину «разночинцы» в той части проекта, где шла речь о сословиях, имеющих право на образование, что открывало путь к знаниям детям городской бедноты, которая платила подушную подать. Вместе с тем детям крестьян там отказывалось в приеме. Все это было утверждено императрицей. Прекрасно понимая, что его предложения натолкнутся на стену сословных предрассудков, Ломоносов объяснял: «Против этого не должны быть предубеждены обучающиеся в Гимназии юные дворяне, ибо науки являются путем к дворянству, и все идущие по этому пути должны смотреть на себя как на вступающих в дворянство. А затем все принятые и не принадлежащие к дворянству должны в отношении обращения с ними, как и в смысле одежды, быть на том же положении, какое подобает принадлежащим к дворянству. На военной службе числятся и дворяне и недворяне, так нечего стыдиться этого и при обучении наукам». Поэтому Московский университет, созданный в 1755 г., воплотил идеи великого русского ученого о развитии русского образования. Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров.
Весной 1758 г. Ломоносов составил «Проект регламента Академической гимназии». По мысли Ломоносова, обучение в трех гимназических классах: низшем, среднем и высшем, - не должно было зависеть от календаря. Ученики переводились в следующий класс только после того, как усваивали «в совершенстве» программу своего класса. Иными словами, Ломоносов как бы «планировал» второгодников. Он исходил из реального положения дел: часто гимназистам одного учебного года было недостаточно для овладения программным материалом. Причину этого Ломоносов справедливо видел не в какой-то особой «непонятности» русских учеников (на чем настаивали гимназические преподаватели), а в цеховой замкнутости начальной академической школы, в приемных ограничениях. Вот почему в проекте регламента Ломоносов не устанавливает никакого возрастного ценза для поступающих. Дело в том, что очень немногие в ту пору (особенно дворяне) отдавали своих детей в Академическую гимназию. При Ломоносове в гимназии были представлены самые разные возрастные группы: дети четырех-пяти и шести-семи лет, подростки и юноши шестнадцати-восемнадцати лет, взрослые двадцати четырех - двадцати шести и даже двадцати девяти лет! Ломоносов составляет «табель по школам и классам», т.е. расписание нижнего, среднего и верхнего классов. «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы...» писал он в 1760 г. И. И. Шувалову. Что касается собственно учебной программы гимназии, то необходимо иметь в виду, что с момента ее основания преподавание в ней велось «с немецкого». Ломоносов решительно вводит в программу гимназического обучения курсы («классы», «школы») русского языка, красноречия и русской истории. Требует преподавать арифметику, геометрию, географию на русском языке. Исключение делалось для «первых оснований философии», которые следовало преподавать на латинском языке. Вообще изучению языков (и прежде всего латинского) Ломоносов в своем проекте уделяет серьезное внимание. Кроме латыни, гимназисты должны были изучить начала греческого языка и сверх того, факультативно - немецкий и французский. Наряду с языками им предстояло усвоить «первые основания нужнейших наук», в число которых входили арифметика, геометрия, география, тригонометрия (эта дисциплина, как и русские «классы», впервые вводилась в программу Ломоносовым). Все эти учебные циклы - русский, латинский и «первых оснований наук» - должны были чередоваться на каждом году обучения ежедневно: «В классах должен соблюдаться следующий порядок: утром с 7 до 9 часов должно вестись преподавание во всех латинских классах, с 9 до 11 - в русских, а с 2 до 4 пополудни - в классах первых оснований наук».
Особенность ломоносовской программы – ориентация на общественные интересы и оказала положительное влияние на развитие народного просвещения в XVIII — нач. XIX вв.
Ломоносов выступал за демократизацию образования. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Являясь сторонником бессословной системы образования вплоть до университета, подчеркивал необходимость создания материальных условий для получения образования всеми сословиями. Он отмечал, что «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний». В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо выделить тех, кому требуется «жалованье». Добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что давало им возможность больше времени уделять учению. М.В. Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».
Природные склонности детей М.В. Ломоносов считал основой их развития. Подразделял природные дарования человека на душевные и телесные. В своей педагогической практике «неспособных» выявлял в начале учения. Так, если кто-то из учеников «из-за длительной болезни или по недостатку способностей долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявлял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы». Если были ученики, которые учились на свой счет и оказались способными, то «следует применить все надлежащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках». Предметом особой заботы Ломоносова было моральное воспитание гимназистов, чему посвящены 7 и 8 главы «Проекта регламента московских гимназий» - «Об узаконениях для гимназистов» и «Об обязанностях учителей». «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить». Наряду с выполнением религиозно-нравственных заветов, принятых в христианском государстве, Ломоносов требует от учеников прежде всего подчинить себя главной цели, ради которой они поступили в гимназию: «… чтобы к наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности не внимать и не дать в уме так усилиться, чтобы рачение к учению урон или малое ослабление потерпело». Молодежь
предостерегал о сложностях человеческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров». Призывал совершать добрые поступки, чтобы через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить». Был противником безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бед ность и смертоносные болезни». Предостерегал от ошибок в воспитании, так как они приводят «на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и вовсе невозможно». Предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.
Считал, что леность всего вреднее учащимся, и она должна преодолеваться «послушанием, воздержанием, бдением и терпением». Разработал некоторые рекомендации для гимназистов:
- ученики не должны спорить с учителями;
- быть дружными между собой;
- быть учтивыми с другими, а не гордыми и пустыми;
- остерегаться «пустых слов, подлых и соромских»;
- не хвастаться и не лгать;
- не обижать другого;
- помогать друг другу в учении, избегать подсказок;
- соблюдать чистоту и порядок;
- в церкви, на молитве и за едой быть тихим и внимательным.
Рекомендовал «удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку». Ломоносов предлагал сочетать познание норм поведения с выработкой у детей положительных привычек.
Особенности Ломоносовской методики и ее актуальность для наших дней.
В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий», он выступил сторонником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей восприятия:
1. проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений)
2.сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке.
Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практической
значимости знаний. Для гимназистов верхнего класса Ломоносов рекомендовал раз в полгода публичные упражнения перед всей академией. Они должны «произносить речи, составленные ими самими под наблюдением ректора на русском и на латинском языках, в стихах и в прозе». Возможными были «упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения и понятия». Предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых они могли оказывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены, на которых, «чтобы знать в успехах каждого разность, тогда никто друг другу помогать не должен. Система учета знаний: «Что кто исполнил или пропустил и прочее, назначивать в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов знаменующих: В. И. — все исполнил, Н. У.— не знал уроку, Н. Ч. У.— не знал части уроку, 3. У. Н. Т.— знал урок нетвердо, Н. 3.— не подал задачи, X. 3.— худа задача, Б. — болен, X.— не был в школе. В. И. С.— все исполнил с избытком, Ш. — шабаш». Учебные планы должны быть составлены так, чтобы избежать перегрузки учащихся. Школьные предметы разделял на обыкновенные или обязательные и дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учеников.
По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета педагогических условий: обучения на родном языке, последовательности изучения наук, их постепенного усложнения, светскости образования, единства и преемственности планов средней и высшей школы. Был сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и студентами.
Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.
Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения способствует воспитанию «нравов». В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив основы педагогической этики. Он считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся».
Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельности учителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школы должен стоять только педагог. Инспектор и ректор обязаны помогать учителям, «осматривать прилежание учеников и учителей», следить за осуществлением учебного процесса, постоянно посе щать классы, общежитие. Руководителям школ следовало уважительно обращаться к учителям, не допускать к ним грубого отношения.
Проведенный анализ дает представление о педагогических взглядах М.В. Ломоносова, которые были обращены к будущему. Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейшее развитие отечественной педагогики. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны. Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.
В занятиях наукой видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль, что русские не способны к наукам. Овладение основами наук рассматривал как тяжелый, но имеющий большое социальное значение труд, способствующий развитию положительных качеств личности.
Ломоносов считал, что для глубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком. Опубликованная в 1757 г. «Российская грамматика» стала на тот момент лучшим учебником для русской школы. Благодаря его усилиям в гимназии появились классы «российской школы». На этих занятиях изучались русский язык и русская история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались на русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов рекомендовал обучать детей народным русским способом: «Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать гражданскую».: «Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российском первом классе дотоле обучаться, пока писать и читать искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук показывать арифметику». Требовал, чтобы уже в первом русском классе дети могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы они учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого класса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие классы, к другим наукам. Богатство русского языка позволяет выражать самые разнообразные явления и процессы. «И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем».
Ломоносов ввел в научное употребление такие понятия, как воспитание, гимназия, занятия, знания, класс, лекции, обучать, познание, учение, урок. Часть терминов заимствовал из уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор.
Самобытность М.В. Ломоносова как педагога состоит в том, что он боролся со старыми представлениями в образовании, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи. Разработал педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке с опорой на национальные традиции. Он не противопоставил воспитательный опыт наций и народностей, входивший в состав Российской Империи, а предлагал использовать все прогрессивное в нем. Отличительные принципы его учения о воспитании и образовании молодежи – народность, демократизм, гуманизм, которые особенно актуальны в наше время.
Весенние чудеса
Волшебные звуки ноктюрна
Упрямый зяблик
Что есть на свете красота?
Астрономический календарь. Май, 2019