Проектная работа ученика 2 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_mylnyh_puzyrey.docx | 498.58 КБ |
volshebstvo_mylnyh_puzyrey.pptx | 1.55 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема:
«Волшебство мыльных пузырей»
Учащийся: Морозов Захар, 2 класс МБОУ №2 Г.Бугульма
Руководители: Дубровина Елена Васильевна , учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Черникова Ирина Сергеевна, педагог-психолог
высшей квалификационной категории
2012
План работы: стр.
Введение…………………………………………………………………………….........3
Основная часть…………………………………………………………………………..4
§ 1. История происхождения мыльных пузырей…………………………….……..4
§ 2.Рецепты производства раствора для мыльных пузырей…...…………………5
§ 3.Описание опытов по надуванию мыльных пузырей……………………….….6
§ 4.Описание праздника в нашем классе «Волшебство мыльных пузырей»…..8
Заключение………………………………………………………………………..……...9
Список литературы…………………………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………………..….11
ВВЕДЕНИЕ
Соломинку простую сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я, потом слегка подую в соломинку –
И вот, сияя гладкой пленкой, растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий, раскрашенный пузырь.
Самуил Маршак
Актуальность темы:
Летом в деревне бабушка купила мне тубу с раствором для мыльных пузырей. Мы с другом с удовольствием выдували пузыри. Мы делали это и на бегу, и с высоты, и дули в разных направлениях и с разной силой. Было весело, но недолго. Раствор быстро кончился. Мы изготовили новый раствор. Но такие пузыри, как были, у нас не получились. Мне стало очень интересно – что же нужно добавить в раствор, чтобы пузыри были яркими, крупными и крепкими. Вернувшись из деревни, я решил изучить историю возникновения мыльных пузырей и секрет раствора.
Цель моего исследования: научиться получать крупные, крепкие мыльные пузыри.
Задачи:
Гипотеза: при применении «секретного» вещества в составе раствора мыльные пузыри получатся крупными и крепкими.
Методы исследования: анализ литературы, опрос, наблюдение, проведение опытов, сравнение и обобщение результатов.
Практическая направленность. Моя работа может быть использована при проведении праздников, на уроках окружающего мира, для расширения умственного кругозора детей и взрослых, которые желают узнать секреты мыльных пузырей.
Основная часть.
§ 1. История происхождения мыльных пузырей.
Для того, чтобы узнать, как и когда появились мыльные пузыри в первую очередь я пошёл в школьную библиотеку. Вместе с библиотекарем я целых 2 часа пытался найти хоть какую-нибудь информацию о мыльных пузырях. Мы просмотрели все тома детской энциклопедии «Все обо всем», «Хочу все знать», пролистали двухлетнюю подшивку журналов «Юный эрудит», «Юный техник», изучили другие детские энциклопедии. И абсолютно никакой информации. Правда, попутно я узнал, из чего делают мыло, для чего нужны моющие средства, когда изобрели первый порошок. Время, конечно, даром не прошло. Но о мыльных пузырях я пока ничего не нашел. Тогда мы засели за компьютер и стали искать информацию в сети Интернет. И нашли…
Мыльный пузырь — тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью.
Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри. Значит, пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Видимо, у них были свои секреты производства мыла.
На картинах фламандских художников 18 века часто встречались изображения детей, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку. В 18 и 19 веках дети выдували мыльные пузыри, используя мыльную воду, оставшуюся после стирки.
Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
Так, например, 9 августа 1996 года, Алан Маккей (Новая Зеландия) пустил мыльный пузырь длиной 32 метра. Его имя было занесено в «Книгу рекордов Гиннеса». Сэм Хит (Sam Heath) выдул самый огромный в мире мыльный пузырь, скорее целую мыльную тучу, которая парила в воздухе в парке Лондона. Однажды Сэм выдул мыльный пузырь, внутри которого находилось 50 человек (рис.1)
Мыльные пузыри обычно недолговечны, существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Но, тем не менее, выдувание мыльных пузырей – любимое детское развлечение. И не только детское. Пока я проводил исследование, убедился, что и взрослые тоже очень увлекаются выдуванием (и ведут себя как дети) (рис.2).
Вывод: Выдувание мыльных пузырей – одно из любимых детских развлечений. Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
§ 2.Рецепты производства раствора для мыльных пузырей.
Сэм Хит использовал секретную формулу, над которой он химичил двадцать лет. “Все зависит от правильного мыльного раствора”, – рассказывал мастер. – “Если у вас нет правильного состава, вы можете дуть сколько угодно, но у вас ничего не получится». Как же мне приготовить правильный раствор? Я понял, что основу всех рецептов составляют вода и моющее вещество. Это может быть жидкость для мытья посуды, мыло, стиральный порошок, гель для душа, шампунь. Мама подсказала, что воду лучше брать теплую. И я начал экспериментировать.
В четырех посудах я приготовил раствор. Первый раствор – вода + порошок, второй – вода + шампунь, третий – вода + стружки мыла, четвертый – вода + жидкость для мытья посуды.
Растворы готовы. Я взял соломинку и в предвкушении удовольствия макнул её в первый раствор. Набрал побольше воздуха, дунул, и … Ничего не получилось. Порошок для этой цели не пригоден. Раствор с мылом тоже не дал пузырей. Раствор с водой и шампунем показал лучший результат – выдулось несколько пузырей. Но они были мелкие и лопнули практически на соломке. Четвертый раствор, как и второй, дал непрочные мелкие пузыри. Такого эффекта я не ожидал. Видимо есть какой-то секрет. Я приступил к опросу и стал проводить опыты. Я опрашивал своих знакомых, друзей, родственников, учителей.
Опыт №1
Родители посоветовали взбить раствор в пену и взять более толстую соломинку. Эффект тот же, что и в первом опыте.
Опыт №2
Бабушка посоветовала насыпать сахарный песок. Насыпал, размешал. Пузырьки получились такие же маленькие, но цветные. Уже интереснее.
Опыт №3
Опрашивая взрослых, я узнал, что секрет прочности мыльных пузырей – это особое вещество, которое продается в аптеке. Это глицерин.
Опыт с раствором, в состав которого входит глицерин, решили проводить в школе. Мне помогали учительница Елена Васильевна и психолог Ирина Сергеевна.
Мы добавили глицерин в раствор №2 и №4. Пузыри стали выдуваться крупные, но они сразу лопались. Ирина Сергеевна предложила изменить пропорции веществ. Путем проб мы вывели такую формулу: 6 столовых ложек воды, 2 столовые ложки шампуня (а в другом растворе – жидкость для мытья посуды), 1 столовая ложка глицерина. Чем дольше раствор отстаивается, тем лучше он «поспевает». Пузыри с раствором, который отстоялся хотя бы 30-40 минут, получаются крепче и крупнее.
Вывод: Основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Это может быть жидкость для мытья посуды, мыло, стиральный порошок, гель для душа, шампунь. Вода должна быть теплой. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин. Для лучшего результата раствор должен «отстояться» 30-40 минут.
Из воронки на плоскую посуду выдуваем большой мыльный пузырь. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку (рис.4).
Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором.
Опыт 2. Пузыри вокруг предметов.
В тарелку наливаем мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2 – 3 миллиметра вышины; в середину кладем маленькую яркую фигурку и накрываем воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дуем в ее узкую трубочку – образуется мыльный пузырь. Когда этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняем воронку, высвобождая из-под нее пузырь. Фигурка оказывается лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки (рис. 5).
Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором
Возьмем лист алюминиевой фольги. Вырежем шесть лепестков, соберем их вместе и закрепим на подставке. Смочим лепестки в мыльном растворе. Выдуваем пузырь, подносим его к центру цветка. Лепестки, как по волшебству притягиваются к упругой пыльной пленке. И цветок раскрылся. Очень красивое и волшебное зрелище (рис. 6).
Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью.
Из проволоки и нити папа сделал мне кольцо, диаметр которого примерно 5 см. Окунаем это кольцо в мыльный раствор. Делаем быстрый и резкий взмах. От потока воздуха образуется пузырь, он тут же отрывается от кольца. Осторожно подставляем это кольцо под падающий пузырь. Он удобно размещается на кольце-подставке. Простоял 2 минуты (рис. 7). Таким же образом, можно разместить пузырь на любую красивую подставку, если смочить ее мыльным раствором.
Вывод: данный опыт опровергает распространенное убеждение о «неприкосновенности» пузыря и его недолговечности. Для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течении нескольких минут.
Опыт 5. Вода сквозь пузырь.
На проволочной рамке получаем плёнку и льем через нее воду. Удивительно! Вода проходит сквозь пленку, и она не рвется! (рис. 8)
Опыт №6. Рекордный пузырь.
Мы старались получить самый крупный пузырь. Оказалось, что трубка для пузырей годится не всякая. Чем больше отверстие трубки, тем пузыри получаются крупнее. Чтобы выдуть самый крупный пузырь, мы воспользовались рамкой. Мы долго выбирали скорость движения рукой, угол наклона, уровень резкости. Когда моя отмашка уже была как у теннисиста, получился пузырь рекордного размера – около полуметра (рис. 9).
Вывод: размер пузыря зависит от размера отверстия трубки. Чем больше отверстие трубки, тем пузыри получаются крупнее.
Вывод:
Проведя эти опыты, я убедился, что мыльные пузыри при правильном надувании, могут радовать глаз в течение нескольких минут. Мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором. Сквозь мыльную пленку можно лить воду и она не лопнет. А также с помощью мыльных пузырей можно создавать необыкновенной красоты предметы.
Для того, чтобы опыт получился, нужно потрудиться. В любом опыте сначала ничего не получается, потом получаются мелкие пузырьки. И только тогда, когда поймешь, с какой силой дуть, с какой резкостью взмахнуть рукой, когда вообще замереть, чтобы «не спугнуть» пузырь – вот тогда начинает получаться то, что задумано.
§ 4.Описание праздника в нашем классе «Волшебство мыльных пузырей».
Опыты проводить мне очень понравилось. После школы я продолжил делать это дома. Вечером узнал, что мыльный раствор очень плохо отмывается с мебели и пола. Надо очень много раз намочить и вытереть. Родители отнеслись с пониманием к моим опытам в домашних условиях и помогли мне навести порядок в комнате.
Продемонстрировать свои умения в полной мере я смог на празднике в классе «Волшебство мыльных пузырей». Сначала дети читали стихи о мыльных пузырях. Потом я рассказал об истории их возникновения. Потом пришла пора практической работы. Я стоял перед классом, показывал свои опыты. Одноклассники удивлялись и хотели сами попробовать это сделать. В конце праздника устроили конкурс на самый крупный мыльный пузырь. Победил, конечно, человек, который уже имеет опыт в этом деле. Это я.
Вывод: выдувание мыльных пузырей – очень увлекательное занятие. Это умение может пригодиться для украшения любого праздника, тематического занятия, шоу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Закончив свою работу, я понял насколько был мало ознакомлен с таким удивительным явлением, как мыльный пузырь.
До сих пор неизвестно, когда и где точно появились мыльные пузыри. Секреты мыльных пузырей интересовали людей на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в современное время. В «Книгу рекордов Гиннеса» занесена запись о выдувании самого большого мыльного пузыря – 32 метра. Все зависит от правильного мыльного раствора, если у вас нет правильного состава, вы можете дуть сколько угодно, но у вас ничего не получится. Основу всех рецептов для раствора мыльных пузырей составляют теплая вода и моющее вещество. Самое главное вещество, которое придает пузырям прочность, секрет мыльного пузыря – это глицерин. Для лучшего результата раствор должен «отстояться» 30-40 минут. Для выдувания пузырей лучше использовать различные трубочки и рамки. Чем больше отверстие трубки или рамки, тем крупнее получается пузырь. Сквозь мыльную пленку, натянутую на рамке, можно лить воду и пленка не лопнет. Умение выдувать мыльные пузыри может пригодиться для украшения любого праздника, тематического занятия, шоу.
Мое предположение о том, что при применении секретного вещества ГЛИЦЕРИН пузыри получатся крепкими и крупными, подтвердилось.
Я понял, что это красивое явление можно изучать с разных сторон. Пока мне не хватает знаний. Думаю, что обязательно вернусь к исследованию, когда буду изучать физику и химию. Нужны эксперименты, опыты, исследования, чтобы наука не была сложной и скучной.
По-моему, свойства мыльных пузырей (приобретать всегда форму шара из любой другой формы, увеличение размера под действием напора воздуха, плавный полет, эластичные стенки пузыря и др.) ученые смогут применить для создания каких-либо приборов.
В целом, исследование мыльных пузырей оказалось интересным, красивым и полезным занятием.
ЛИТЕРАТУРА
«РОСМЭН-пресс», 2010. – С.149
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис.1 | |||
Рис. 2 | |||
Рис.3 | |||
Рис. 4 | |||
Рис.5 | |||
Рис. 6 | |||
Рис.7 | |||
Рис.8 | |||
Рис. 9 |
Слайд 1
Морозов Захар ученик 2В класса лицей №2, г.Бугульма Волшебство мыльных пузырейСлайд 2
Цель исследования: научиться получать крупные, крепкие, яркие мыльные пузыри п рименение «секретного» вещества улучшит раствор Гипотеза исследования:
Слайд 3
?
Слайд 6
Захар Морозов Сэм Хит
Слайд 10
Вывод: Моё предположение, что при применении «секретного» вещества глицерин в растворе мыльные пузыри получатся крепкими и крупными, подтвердилось.
Нора Аргунова. Щенята
"Морская болезнь" у космонавтов
Почему Уран и Нептун разного цвета
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Денис-изобретатель (отрывок)