Исследовательская работа Титовой Марины, ученицы 8 класса МБОУ "Янтиковская СОШ" Янтиковского района Чувашской Республики, посвящена Году Российской истории. Основным событием этого года, безусловно, будет празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Обьектом исследования стал исторический фольклор времен Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_otechestvennoy_voyny_1812_goda_v_russkom_folklore.rar | 781.68 КБ |
Всероссийский конкурс
«Недаром помнит вся Россия»
ТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Титова Марина Владимировна, МБОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики, 8 класс
Научный руководитель: Терентьева Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики
I. ВВЕДЕНИЕ
Наступивший 2012 год назван Годом российской истории. Согласно тексту указа, подписанного 9 января Президентом России Дмитрием Медведевым, Год истории будет проведен "в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе".
На 2012 год выпадает несколько важных исторических юбилеев — 200-летие победы в Отечественной войне, 1150 лет со дня создания российского государства, 400 лет изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского (26 октября 1612) и другие.
Основным событием этого года, безусловно, станет празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Она оставила глубокий след в сознании русского народа, в его культуре.
Актуальность темы. Необходимость исследования фольклорных произведений, рассказывающих о важнейших моментах Отечественной войны 1812 года, о людях, внесших вклад в дело победы, вызвана прежде всего ее важнейшим научно-познавательным значением. Исторические песни, пословицы и поговорки, сказки и другие устные рассказы помогают пролить свет на события двухсотлетней давности. Они, став своеобразными памятниками словесного искусства, являются важным источником и для изучения эстетических воззрений их создателей. В современных условиях, когда в обществе значительно возросла тяга к истокам культуры, обращение к исторической памяти предков приобретает особую значимость.
Тема работы: Тема Отечественной войны 1812 года в русском фольклоре.
Цель исследования: изучение специфики раскрытия темы Отечественной войны 1812 года на примере произведений устного народного творчества.
Задачи:
Объект исследования: русский исторический фольклор.
Предмет исследования: Отечественная война 1812 года.
Методы исследования:
Гипотеза: мы считаем, что Отечественная война 1812 года оставила неизгладимый след в развитии устного народного творчества; исторический фольклор данной тематики представлен многими жанрами, заслуживает пристального внимания и изучения, так как он включает в себя произведения, раскрывающие сущность русского народа, его чаяния, самобытность, привлекает внимание общества к российской истории.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях духовной жизни русского народа, при подготовке к урокам литературы и истории, при проведении внеклассных мероприятий.
В исследовании использованы опубликованные материалы по русскому фольклору: героические сказки, исторические песни, народные пьесы, пословицы и поговорки. К числу наиболее значимых публикаций относятся сборники, изданные В.П.Аникиным, А.М.Листопадовым и другими исследователями русского исторического фольклора. Неоценимую помощь оказал сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа». В работе также использованы исторические песни, собранные П.В.Киреевским, материалы Интернета.
Исследование исторического фольклора русского народа требует привлечения широкого круга научной литературы. Можно назвать десятки исследовательских работ по данной проблеме, однако среди них нет такого материала, где была бы дана полная картина жанрового многообразия произведений устного народного творчества, их специфика, в центре которого – события Отечественной войны 1812 года. Мы постараемся представить это в своей работе.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В период Отечественной войны 1812 года, когда над страной нависла угроза подчинения чужеземным завоевателям, в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».[4]
Слова А. Н. Толстого* очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это
народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. В этой работе речь пойдет об историческом фольклоре, а если конкретнее – о произведениях устного народного творчества на тему Отечественной войны 1812 года. В качестве материала для исследования нами были использованы: (См. Диаграмма 1.)
Оценку событиям Отечественной войны сохранили и сказки. Особенно много сказок было создано на Дону, существуют целые сборники «Донские казачьи сказки». Мы познакомились со сборником Евгения Александрова, который был размещен в сети Интернет. Почему же именно казачьи? Потому, что вклад казаков в победу над Наполеоном трудно переоценить, они представляли основу нашей армии. По признанию М.И. Кутузова**, их подвиги «были главнейшей причиною к истреблению неприятеля». [1]
О геройстве и смелости казачьего атамана М.И. Платова*** ходили легенды, народ сделал его главным героем своих сказок о войне 1812 года. В сборнике Е.Александрова мы нашли пять сказок и проанализировали их по следующим критериям. (См. Таблица 1)
2.Историческая песня
С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.
Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
Особенность этих песен в том, что они довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передаётся сила народа, лучшие особенности
национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкости способствовали напевность, яркость и образность языка.
* Алексе́й Никола́евич Толсто́й (1882 - 1945) — русский советский писатель и общественный деятель, граф. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений
**Михаи́л Илларио́нович Голени́щев-Куту́зов (светле́йший князь Голени́щев-Куту́зов-Смоле́нский, 1745—1813) — прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1812), светлейший князь (с 1812). Герой Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия.
*** Матве́й Ива́нович Пла́тов (1753—1818) — русский военный, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак.Участвовал во всех войнах России конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска Донского.
Нами было исследовано 30 песен об Отечественной войне 1812 года. Проанализировав их, мы сделали следующие выводы. (См. Таблица 2, 1.4)
3. Легенда
О войне 1812 года сложено немало легенд. В фольклоре легенда — вошедший в традицию устный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные. Мы изучили топонимичные легенды, сохранившиеся в Себежском**** крае. Особенно нам запомнились такие легенды, как: «Лукая» и «Головы». Кроме того что они рассказывают интересные истории происхождения того или иного названия, они воспитывают чувство патриотизма, гордости за наш народ.(См. 1.1 )
4.Анекдот
Анекдот — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. В России XVIII—XIX вв. (и в большинстве языков мира до сих пор) слово «анекдот» имело несколько иное значение — это могла быть просто занимательная история о каком-нибудь известном человеке, необязательно с задачей его высмеять. Известны исторические анекдоты о Кутузове, где народ отмечает такие черты характера своего любимца, как образованность, сметливость, хитрость, умение вести дипломатические разговоры. (См. 1.2 )
5.Пословица
За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения другому, сохраняя глубину мысли и художественную силу.
Народные изречения тесно связаны с историей. В них запечатлены военно-исторические события, многолетний военный опыт. В сборнике пословиц В. Даля приведены десятки пословиц об Отечественной войне 1812 года. Они отличаются меткостью, лаконизмом, отточенностью. Мысль выражена в них предельно сжато, они легко запоминаются. Язык пословиц отличается остротой, юмором. (См. 1.3)
**** Город Себеж находится на юго-западной границе России в Псковской области на расстоянии 20-30 километров от Белоруссии и Литвы.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проведенной работы следует вывод: исторический фольклор – это идеальное выражение русской души и истинное отражение судьбы народа, то есть своеобразный синтез исторического и поэтического материала. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, произведения устного народного творчества явились проводником от наших предков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего народа, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков.
Использованная литература
1. Быкадоров И. Казаки в Отечественной войне 1812 года [Текст] /И. Быкадоров. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 256с. – (Военная история казачества).
2. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616.
3. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др.- М.: Сов.энциклопедия, 1987. – 752 с.
4. «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985. – с. 3.
5. http://sokrnarmira.ru/index/0-3569 (Е. Александров)
6.http://www.museum.ru/1812/Memorial/Songs/songs.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диаграмма 1.
Таблица 1.
№ | Название произведения | Главный герой | Характеристика героя | Идея сказки |
1. | Донской герой вихрь-атаман Платов | Платов Матвей Иванович | Ловкость, хваткость, смекалистость, «военная премудрость», бесстрашие, находчивость, готовность в любую минуту вступить в бой с врагом, хитрость, верность долгу, неподкупность, честность, преданность, умение поддерживать твердость духа в казаках, забота о солдате. | Не отступать перед трудностями, быть такими же ловкими, как атаман Платов. |
2. | Платов Матвей Иванович | Русский казак всегда готов выступить на защиту своей Родины. | ||
3. | Как вихрь-атаман Платов военной хитрости казаков учил | Смелые и храбрые казаки непобедимы, так как их ведет в бой сам атаман Платов. | ||
4. | Платов и английский король | Верно служить своей Родине быть преданными своему государству. | ||
5. | Котелок Степана Разина | Уметь претерпевать все невзгоды трудности военного времени. |
Таблица 2.
№ п/п | Особенности исторических песен о войне 1812 года | Примеры |
1. | В отличие от песен о предшествующих войнах в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. Это показывает, что Отечественная война 1812 года сыграла большую роль в формировании национального сознания русского народа. | «Воссияло, воссияло красное солнце», «Как бы нам вора поймать?», «Казаки на фронте Отечественной войны 1812 года», «Француз в Смоленске», «Поход за Вислу» |
2. | В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях. | «Ой, да ты кормилец наш, Славный Тихий Дон», «О разорении Москвы французами», «Как на горочке стояла Москва», «Разорена путь - дорожка от Можайска до Москвы », «Казаки проклинают французскую сторону», «Дон после войны» |
3. | В тяжелые дни потерь и отступления народ твердо верил в будущую победу. | «О разорении Москвы французами», «Воссияло, воссияло красное солнце», «Разорена путь- дорожка от Можайска до Москвы », «Казаки собираются в поход за границу» |
4. | Через всю поэзию Отечественной войны более отчетливо проходит мысль о том, что Россию спас от нашествия наполеоновских полчищ народ. | «Платов на француза», «Как на горочке стояла Москва» |
5. | В изображении же представителей господствующих классов подчеркивается их растерянность и трусость. | «Француз», «Под Парижем», «Под славным было городом Парижем», «Русские войска разбивают французов» |
6. | Любимыми народными героями Отечественной войны 1812 года были Кутузов и Платов. | «Платов на француза», «Француз», «Платов и Кутузов», «Ан, вот хвалится француз», «Кутузов и Платов», «Русские войска разбивают французов», «Кутузов призывает солдат победить французов» |
1.1
Жанвиль
Так называется небольшая деревушка, что притаилась неподалеку от границы Себежского и Рассонского района Беларуси. Неправда ли, интересное и совершенно необычное наименование для русской деревни? Кто и почему назвал ее так? Существует несколько предположений. Я слышал два из них, и оба связаны с Отечественной войной 1812 года. ... В один из летних дней произошло крупное сражение между русскими и наполеоновскими войсками. В бою погиб один из французских генералов. Звали его Жан Виль. Похоронили его здесь же, на поле боя, потому с тех пор и называли так это место. Правда, эта версия под большим сомнением. До территории Себежского района французские войска не дошли, потому здесь не было крупных сражений. Доходили только фуражиры, и вряд ли такими отрядами командовали генералы.А вот вторая история куда более романтичная. В одной из стычек с русскими был ранен молодой французский солдат по имени Жан Виль. Он упал с коня и потерял сознание. Сколько пролежал Жан в беспамятстве, одному Богу известно, только наткнулась на его тело молодая крестьянка. Увидев, что он жив, она спрятала француза в укромном месте, чтобы не узнали односельчане, которым уже немало вреда принесли вражеские фуражиры. Не один день тайком ухаживала она за ним и поставила на ноги. И хотя молодые люди не понимали языка друг друга, их сердца быстро соединились. Тайные встречи не были продолжительными, вскоре о них уже узнали все в деревне. На сходе решили обвенчать молодых, а место для жительства они выбрали сами. Так на карте Псковщины появилось столь красивое и поэтичное название - Жанвиль.
Под каретой
На территории Осынского сельсовета есть небольшое Зуевское озеро. Примечательно оно тем, что далеко в него вдается коса, которая перепахана в нескольких местах. Есть на этой косе место, которое до сегодняшнего дня называют «под каретой».
... Было это в 1812 году. Французские войска рвались по дороге Полоцк - Опочка к Петербургу. Под местечком Клястицы развернулось тяжелое сражение. В исходе битвы сомневались многие помещики, потому кое-кто из них старался быстрее покинуть свое имение. Налегке всегда лучше бежать. Только этим можно объяснить решение одного из помещиков спрятать имеющееся серебро где нибудь поблизости, в укромном месте. Вот тут-то и вспомнили о косе на Зуевском озере.
Нагрузив карету серебром, ее столкнули с косы в озеро, а чтобы французы не попали по случайности на косу, ее перекопали в нескольких местах. С тех пор и называется это место «под каретой».
Достал ли помещик свое серебро или нет, определить теперь трудно. Но старожилы утверждают, что лет двадцать тому назад искатели кладов достали шестами верх кареты, которая погребена в толще озерного ила.
Лукая
О том, что когда-то на этом месте была деревня, напоминают старые ветвистые яблони да почерневшие стволы полувысохших вишен заброшенных садов. Густым бурьяном поросли фундаменты белых домов. Бродя между них, невольно восхищаешься умением наших предков выбирать места для жительства. Отсюда открывается чудесный вид на окрестные леса, неподалеку сверкают чаши озер. Высоко в небе звенит жаворонок. И горько становится оттого, что нет уже этой деревушки. Ее уничтожили во время одной из карательных экспедиций гитлеровцы. Ярким пламенем полыхнули соломенные крыши крестьянских изб, треск автоматных очередей заглушил разноголосый крик детишек и женщин. За несколько часов была стерта с лица земли деревня, существовавшая многие десятилетия.
За что же обрушили на нас свою ярость варвары в черных мундирах? За что?
Они боялись этих безоружных крестьян. И не только их, но и самого названия деревни. Быть может, кто-то из предателей рассказал им предание о деревне Лукая.
... О войне с французами крестьяне знали не понаслышке. Поговаривали, что движет свои войска Наполеон в самое сердце России - в Москву, что взяты Полоцк и Витебск, что французские солдаты появились в некоторых соседских деревнях, но до них еще не добрались.
- Бог милует, - говорил деревенский староста мужикам.
Но однажды утром он был разбужен резким стуком в дверь. Выскочил он в сени в одном исподнем, распахнул двери и замер: двор был заполнен солдатами в незнакомых шинелях.
- Батюшки мои! - прошептал староста. - Никак французы.
На ломаном русском языке офицер объяснил, что требу ется им.
- Сейчас, сейчас, - лепетал староста, а сам лихорадочно думал, как бы избавиться от непрошенных гостей. Отказаться, все возьмут силой. Отдать последнее, а жить как, чем кормить детишек, если почти в каждой избе еле сводят концы с концами.
- Надо собрать народ, - решил он.
Молча сходились к его двору мужики, зная, что добра в этом деле не будет.
- Придется выручать, господа, - кратко пояснил суть дела староста. - Каждый несет все, что у него есть, а я дополнительно ставлю бочонок медовухи.
Сказал и лукаво подмигнул мужикам. Повторять дважды не пришлось, народ в деревне жил смекалистый.
Быстро наполнялись французские повозки продуктами, а еще быстрее веселели французы под действием крепкой русской медовухи. Скоро никто из них не стоял на ногах.
- Ну, что же, - сказал староста, снимая со стены вожжи, - с Богом, ребята.
Когда французы пришли в себя, никто не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, слишком крепко связали их крестьянские руки.
С тех пор и стала называться деревня Лукавой, а в более поздние времена Лукая.
... Я стою в заброшенном саду и думаю, что больше не скрипнет колодезный журавль, не прокричит ранним утром беспокойный петух. Но и через десятилетия люди будут рассказывать о простых русских людях, перехитривших захватчиков.
Головы
Если отправиться из деревни Нища в Ашнарово, то, пройдя каких-то полтора километра, слева, на взгорке, в трехстах метрах от поселка, можно увидеть поляну, которую издавна называют Головы. И родилось это название не случайно.
... Бой разгорелся между русской кавалерией и фуражирами из армии маршала Удино, пытавшейся сбить с дороги Полоцк - Опочка войска корпуса Витгенштейна и прорваться к Петербургу.
В поисках продовольствия французы заходили далеко в сторону от дороги. Так, один из отрядов почти добрался до Нищи, но неожиданно был атакован русскими.
Бой был тяжелый. Десятки наполеоновских солдат пали от острых сабель русских кавалеристов, немало погибло и наших воинов. Местные крестьяне похоронили их на поле брани, установили деревянный памятник, а само место схватки назвали Головы. Видно, потому, что в этом бою пали с плеч головы многих бойцов.
1.2
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О КУТУЗОВЕ
ДВА УХА
Карьеру Кутузова подпортил артистический талант. Весельчак Миша сделал пародию на главнокомандующего Румянцева. Фельдмаршал, понятное дело, узнал об этом и отослал «сильно умного» Кутузова в строй - во 2-ю Крымскую армию, под командование князя Долгорукого. И с 1772 года Михаил Илларионович — шутник и балагур, резко изменился, вдруг стал сдержанным и осторожным, чем отличался в будущей полководческой деятельности. Существовала и другая версия «ссылки» Кутузова. Якобы он повторял неоднозначные слова Екатерины II о светлейшем князе и ее фаворите Потемкине, что «князь храбр не умом, а сердцем». Когда Кутузов, беседуя с отцом, недоумевал о причинах опалы, родитель популярно пояснил ему, что «человеку не зря даны два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил».
ОДИН ГЛАЗ
Служа в Крыму на передовой, Кутузов себя не щадил. Именно там он «приобрел» свою знаменитую повязку на глаз. В июле 1774-го в сражении у деревни Шума (ныне Верхняя Кутузовка, около Алушты) пуля пробила ему левый висок и вышла у правого глаза, который «искосило», но зрение сохранилось. Глаз он потерял позже... После долгого лечения Кутузов вернулся в строй, командовал Луганским, а потом Мариупольским полками. И летом 1788 года при осаде Очакова он был вторично ранен в голову и снова выжил! Причем — невероятно — пуля прошла почти по старому каналу!
ГАРЕМ
Героя двух войн с турками, знатока Востока, свободно говорившего и немного писавшего по-турецки, Екатерина ІІ направила в Стамбул. От деликатной миссии он отнекивался: дескать, стар (47 лет), хвор (две раны в голову перенес), где Царьград, а где его подагра... Но матушка-императрица решений не меняла. Султан принял Кутузова весьма радушно. А тот умудрился посетить султанский гарем и с глазу на глаз (в случае с Кутузовым это выражение приобретает особый смысл) переговорить с матерью Селима III. Он узнал все о реформах и торговле, «вызволил русских пленных, уразумел, будут ли османы сражаться со старыми своими друзьями французами»...». «Ой, умен, ой, хитер, — говаривал о нем его учитель Суворов. - Никто его не обманет».
Кутузов, подобно Суворову, был одним из замечательных русских людей. Имея обширное образование, он обладал красноречием и способностью господствовать над умами. «Его даже Рибас не обманет», - говорил Суворов про своего любимца - Кутузова.
1.3
1.4
Платов в гостях у француза
Мать Россея, мать Россея,
Мать россейская земля.
Про тебя, мати Россея,
Далеко слава прошла.
Далеко и широко
Про Платова-казака.
Донской Платов-казацёк
Он по Францие гулял.
Много горя принимал.
Много горя, много нужы,
Со францюзом воевал.
К нему в гости заезжал,
Без допросу, без докладу
Во палатушки зашел,
Пуховую шляпу снял,
Честь францюзу отдавал.
Его францюз не узнал,
За купчика поцитал,
За белые руки брал,
3а дубовый стол сажал,
Рюмку водки наливал:
«Выпей рюмку, выпей две,
Скажи правду всю мине
Про Платова-казака;
Уж я всех знаю купцов,
Уж я всех знаю бояр,
Одного тольки не знаю
Плута тольки казака;
Кто бы его указал
Тому (б) много казны дал».
«На что золото терять,
Можно так его узнать.
Он точнешенько такой,
Ровно братец мне родной,
Тольки волос не такой».
У францюза дочь Орина
С купцом речи говорила:
«Ты купчина, ты купчина,
Ты купеческой сынок,
Укажи-ко свой патрет!»
Скоро Платов догадался,
Из палатушек пошел,
На калинов мост дошел,
Переводы гнулися:
Он по лисенке пошел,
Всю лисенку раскатил,
На широкий двор зашел,
На добра коня садился,
Как соколик улетел,
Он путем-дорогой ехал,
Он все письмиця писал,
За ся письмиця бросал:
«Ты ворона, ты ворона,
Ты францюзский же король,
Не умела ты, ворона,
Сокола в когтях держать,
Не умела ты, ворона,
Сизо перье ошшипать».
Скоро францюз догадался,
На се волосьё рвал.
Русская армия готовится вступить в Париж
Под славным было городом Парижем,
Собиралося российское славное войско.
Они лагери занимали в чистом поле,
Шанцы и батареи там порыли,
Пушечки и мортирушки там становили.
Константин-то наш по армии разъезживает,
Он пехоту и кавалерию рассчитывает
«Надевайте вы солдатушки платье бело,
Поутру вам милые будет дело!
Когда Бог нам поможет Парижа взяти,
Отпущу я вас, любезные, в него погуляти!»
Сражение двух армий
Не две тучушки, не две грозные вместе выходилися —
Две армеюшки превеликие вместе сыезжалися,
Французская армеюшка с российскою;
Как французская российскую очень призобидела.
Ни ясмен сокол по крутым горам – соколик вылетывал,
Александра-царь по армеюшке конем резво бегает,
Он журит-бранит российского повелителя:
«Мы начто, прочто сами худо сделали,
Для чего же мы покинули сзади полки донские?»
Не успел бы наш Александра-царь слово молвити,
Со правой руки, со сторонушки бегут полки донские,
Наперед у них выбегает Платов-генералушка,
Обнажомши вострую сабельку, ее наголо держал.
Приложили вострые пики ко черным гривам,
Закричали-загичали, сами на удар пошли.
Тут французская армеюшка очень потревожилась,
Бонапартские знаменушки назад воротилися.
Как во ту пору Александра-царь очень много радовался,
Называет он донских казаков всех кавалерами,
А урядников называет всех офицерами.
Офицерушков называет маиорушками,
Маиорушков называет полковничками.
А полковничков называет генералушками.
Казаки собираются в поход за границу
То не пыль в поле, братцы, курится,
А сизый орел летит.
Он летит, летит прямо крылатый
Со восточной стороны.
Со восточной родной со сторонки,
С Волги весточку несет.
Он с походом нас, братцы, поздравил
И такой приказ отдал:
Чтобы были все мои казаки
Во исправности своей,
Чтобы были у вас, казаченьки,
Шашки острые в ножнах,
Пики грозные в крепких рученьках
И нагайки в сапогах.
Долгомерные ваши карабины
Чисты, смазаны, в чехлах.
У лихих коней сидельцы бранные
И подковы на ногах.
Мы пойдем, пойдем скоро, ребята,
За границу воевать.
За немецкою, братцы, границей
Царь велел нам побывать.
Мы побудем, врага разобьем,
Бонапарта в плен возьмем!
Русские войска разбивают французов
Восхвалялись злы французы
Всю Россеюшку пройти и Москву разорить,
Расплакались-растужились наши сенаторы.
Вы не плачьте, не тужите, нам Платов пособит.
Идет силушка россейска со четыре страны,
А генерал казачей Платов – со правого фланку.
Во левой он ручке держит шелков поводочек,
А во правой он ручке держит подзорную трубу.
Выглядывал Платов, высматривал французскую силу,
Нашей силушки, братцы, довольно – французской-то больше.
Наказывал Платов, приказывал своим канонирам:
«Канониры и славны бомбардеры, слушайте приказу:
Пушки, ружья заряжайте, а огня не вскрывайте».
Запалил же злой французик из пушек картечью,
А генерал казачей Платов – из казачьих ружьев.
И увидал же злой французик огонек россейский.
Увидавши франец огонечек, начал утекати,
А генерал казачей Платов начал догоняти.
Бежит речушка наша Береза – перевозу нету,
Солдаты бравы молодые на конечке водою.
Мы на конечке прямо переедем, француза догоним.
Мы французика догнали и знамя отобрали.
Русские преследуют французов
Ой как задумал француз, злодей-варвар
Да всю Рассею пройти до конца.
Ох не прошедши он нашу земельку,
Баталию со царем, а он солучил.
Ой солучимши со царем баталию,
Да сам на остров, шельмец, убежал.
Ой казаченьки за ним в погонь гнались,
Да и пехота за ним следом шла.
Ой что не двадцать два денечка
Да по колено белым снежком шли,
Ой где бы достать дров полено,
Да со великих, со больших трудов?
Ой мы раскладали огонечек
Да во чистом поле на белом снежку.
Ой у нас-то вышла новая мода —
Да из соломы строить новый дом.
Ой не от дождичку была б защита,
Да лишь бы белым снежком не мело.
Ой мы попросим царя Константинушку
Да в Париж-город пойти погулять,
Ой дойдемша до города Парижа,
Да быстра речушка бежит,
Ой тая речка нас не задержит,
Да словно посуху, а мы ее пройдем.
Ой проходили мы речку Березу,
Да стены каменны крепкие стоят.
Да те стены нас не задержут,
Да по кирпичику, а мы их разберем.
По кирпичику, а мы их разберем,
Ой да разберем,
Ой а мы в Париж гулять пойдем.
Кутузов призывает солдат победить французов
Как заплакала Россиюшка от француза.
Ты не плачь, не плачь, Россиюшка, Бог тебе поможет!
Собирался сударь Платов да со полками,
С военными полками да с казаками.
Из казаков выбирали да исаулы,
Исаулы были крепкие караулы,
На часах долго стояли да приустали,
Белые ручушки, резвы ножечки задрожали.
Тут спроговори(л) – спромолвил да князь Кутузов:
«Ай вы вставайте ж, мои деточки, утром пораняе,
Вы умывайтесь, мои деточки, побеляе,
Вы идите, мои деточки, в чистое поле,
Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,
Вы своего свинцю-пороху не жалейте,
Вы своего же французика побеждайте!»
Не осточная звезда в поли воссияла —
У Кутузова в руках сабля воссияла.
Наполеон пишет Александру
Наполеон-король пишет нашему царю белому:
«Я прошу тебя, православный царь, не прогневаться,
Распиши мне квартирушки на семьсот тысяч
В своем стольном городе, в кременной Москве,
Господам нашим генералушкам по своим по купцам,
А мне, Наполеону-королю, свои царские палаты!»
Тут наш православный царь крепко призадумался,
Повесил свою буйную голову на белые груди,
Утупил свои очи ясные во сыру землю;
Перед ним – то стоит граф Кутузов,
Он речи говорит, что в трубу трубит:
«Что вы, православный царь, крепко призадумались?
Мы его, собаку, встретим середи поля,
Середи поля, середи Можайского,
Мы поставили ему столы – пушки медные,
Как скатерть постелим ему – гренадерушков
Закусочку ему положим – ядра чугунные,
Пойлице ему нальем – зелен порох».
Ан, вот хвалится француз
Ай, вот хвалится француз, выхваляетца,
Сам на Тихай Дон убираетца,
Вот собрал себе он армеюшку
Да по разным, по земелюшкам.
Нагружал свои галерушки
Дорогими все товарами,
Как и теми-то товарами,
Ой, свинцом-порохом.
Вот и пишет царю Александре
Грознаю газетушку:
«Я прошу тебе, Александра,
Прошу не прогневатца, —
Изготовь ты мне фатерушки
Во самой-то кременной Москве,
Самому-то мне, Наполеону,
Свои царские палатушки!»
Вот на стулу сидит царь Александра,
Очень крепко призадумался.
Созывал он сенаторушков
Да и стал им жалитца:
«Ох, перепугался жа я, сенаторушки,
Не знаю, как быть теперь!»
Вот и, пишет, пишет с Дону атаманушка
Матвей Платов наш Иванович:
«У мене-то есть на Тихом Дону
Други вернаи — казаченьки;
Ох-и, позову я моих казаков лихих
На француза-неприятеля:
Ох-и, вы орлы мои сизокрылаи,
Соколы мои залетнаи!
Ой, ну, седлайтя, седлайтя донских коней.
Вы седлайтя, не замешкайтя, —
Ой, да мы стреним врага середи путя,
Да и вдарим жа вдарим лавою:
Вот приготовим ему сладки кушанья —
Да и бомбачки сы ядрами,
Ох-и, на закусочку мы пошлем ему
Пушки меднаи сы лафетами,
Ой, а фатерушки приготовим ему
В чистом поле середи путя!»
Стеклянный Человечек
Этот древний-древний-древний мир!
Горка
Что такое музыка?
По морям вокруг Земли