Конкурсная работа участника трёх туров Регионального конкурса Челябинского университетского образовательного округа по направлению "Экономика и управление".
Вложение | Размер |
---|---|
abileva_d.doc | 99 КБ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ЧЕЛЯБИНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА
Конкурсная работа
Эффективное управление организацией:
внешние и внутренние условия
Абильева Дарья Валерьевна
Руководитель:
Паначёва Ирина Евгеньевна
д. Уйско-Чебаркульская
Октябрьского муниципального района
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________ стр.2
ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЯ» И «МЕНЕДЖМЕНТА»________________стр.3
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ__________ стр.4
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ________________________стр.7
ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ _______________________________________стр.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________стр.12
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________________________стр. 14
Менеджмент - система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.
Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина. Это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог. Это было убогое, но все же проявление управления. Но по настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЯ» И «МЕНЕДЖМЕНТА»
« Менеджмент» и образованные на его основе понятия - финансовый менеджмент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент и другие - все шире используется в различных публикациях, научных изданиях, учебной литературе, газетных материалах. Что это - дань моде? Или отражение новых условий, ответ на запрос времени? Является ли менеджмент синонимом термина “управление” либо несет особую смысловую нагрузку? Как соотносится это понятие, сравнительно недавно вошедшее в научный оборот, с другими, безусловно, связанными с ним категориями - в первую очередь такими, как бизнес, предпринимательство, руководство, администрирование и координация? Наконец, является ли менеджмент наукой или искусством либо единством первого и второго?». [12]
Любое управление требует терпения. Части нашего рыночного механизма незрелы и ещё очень плохо стыкуются друг с другом, а потому нужно запастись терпением для того, чтобы вновь и вновь прилагать усилия для достижения поставленной цели. Необходимо сохранять выдержку и самообладание. С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл.
Управление — это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.
Менеджмент — совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.
Слово «менеджмент» стало для нас привычным. Это не случайно. Менедж мент является неотделимым атрибутом современного рынка. За несколько лет у нас появилось огромное множество школ и академий менеджмента, книг и посо бий по менеджменту, а менеджером стал называться каждый предприниматель и коммерсант.
Жизнь диктует свои законы. Менеджменту надо серьёзно и настойчиво учиться. Иначе мы обрекаем себя на страдания от недобросовестного, дикого бизнеса, нечестной конкуренции и безнравственной экономики. Необходим новый тип административного менеджера с хорошим профильным образованием, с опытом практического администрирования.
Менеджмент является, прежде всего, процессом управления людьми, которые осуществляют производственно-экономическую деятельность в условиях рынка. А. Файоль на основе обобщения богатого опыта пришёл к выводу: «Управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы...». По словам Виктора Рашникова: "В основе любого дела должна быть четкая система. Плюс стремление к максимализму. Нет ничего хуже неопределённости. Если эта неопределённость в тебе самом, то и у людей появляется недоверие ".
Менеджмент чем-то напоминает азартную игру, в которой всегда есть место риску. И чем больше ставка, тем выше, как правило, его степень. Наибольшего успеха добивается тот, кто может быстро и трезво просчитать или же интуитивно угадать возможные варианты и пойти на оправданный риск. Для того чтобы добиться успеха, надо подумать, как и за счёт чего можно умножить свои усилия. Часто встречаются люди, которые получают постоянный доход, не прилагая никаких новых усилий. Но, к сожалению, относительно мало людей могут направить свой интеллект на приумножение результатов.
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЁ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Организации стары, как мир. Еще в глубокой древности у человечества возникала необходимость в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которым было необходимо управление.
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Старая мудрость о том, что не бывает попутного ветра для корабля, команда которого не знает, куда плывет, образно иллюстрирует это положение. Но целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.
В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.[6]
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.), преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в ней, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в ее деятельности.
Организация сама по себе не имеет и не может иметь целей. Цели имеют отдельные люди, которые пытаются с помощью организации достичь их. Естественно, при этом они должны чем-то поступаться, чем-то жертвовать в пользу организации. Желания и устремления отдельных людей, т.е. их цели, обычно находятся в противоречии с целями других. Именно это противоречие разрешает менеджмент путем установления целевых ориентиров организации. В этом случае организация становится к основой менеджмента.
При прочих равных условиях конкурентное преимущество органи зации возникает:
• при разработке организацией ноу-хау в области технологий, организации производства и управления, мотивации труда, организационной культуры, и т.д.;
• при грамотной и оперативной работе с поставщиками, кли ентами (покупателями), дистрибьюторами и государственны ми структурами;
• при реализации комплексной системы в трудовых отно шениях организации.
И, пожалуй, уместны здесь будут слова Демокрита: «Глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство — обучение плаванию». Поэтому чтобы достичь успеха, необходимо хорошо «плавать» т.е уметь анализировать и использовать в своих целях условия внутренней и внешней среды организации.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заклю чает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функциониро вания организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен циала на должном уровне. Организация находится в состоянии по стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. [6]
Любая организация (фирма, промышленное производство, компания и т.д.) имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции.
Внутренняя среда определяется: структурой организации (например, «снабжение—производ ство—финансы—отдел кадров — сбыт продукции»); системой ее управления; производственными технологическими процессами; уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.
К внешней среде организации относятся: поставщики; конкуренты; покупатели (клиенты); партнеры по бизнесу; государство и его структуры; культура, мораль, традиции; профсоюзы; экономические факторы; политические факторы; международное окружение.
Анализ макроокружения дает информацию о том, каким образом макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя той организации. Хотя степень влияния состояния макроокруже ния на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом орга низаций.
Анализ непосредственного окружения дает возможность изучения непосредственного окружения организации направленного на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.
Анализ внутренней среды дает представление о том, что внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
В современном менеджменте особую роль играет ситуационный подход, когда анализируется конкретная организация, имеющая определенную структуру, мотивация работников данной организации, взаимодействие этой организации с внешней средой. В рамках такого анализа рассматриваются технические, экономические, социальные, политические, экологические аспекты, что обусловливает интеграционный характер знаний. Анализ внешних и внутренних условий, учёт полученных данных при управлении организацией делает управление эффективным. А эффективное управление, в свою очередь, приводит организацию к вершине успеха.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успеха организации включают в себя: способность к выживанию, результативность и эффективность, практическую реализация принятых решений. Выживание, возможность существовать как можно дольше – первейшая задача большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно.
Результативность управления – это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных показателей объекта управления, в нашем случае – организации. Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
Эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность выражается в количественных показателях. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.
Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций; какие методы получения продукции будут использованы в организации; какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности. Задачи повышения эффективности управления связаны с принципиальными изменениями в системе руководства предприятиями. Это требует новых знаний в организации производства и умений управлять им в условиях рыночной экономики.
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии: разработка продукции; организация производства; управление персоналом. И в тоже время эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать: личные качества; зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, наличие опыта их решения); организационные условия; условия окружающей среды.
Эффективность менеджмента представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях. Методы оценки эффективности является одним из главных инструментов анализа продуктивности ведения бизнеса. Повышение эффективности системы менеджмента организации предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев эффективности менеджмета
Основными показателями эффективности являются:
1. Доля затрат на управление в сумме общих затрат на производство и реализацию.
2. Экономическая эффективность управления как отношение прибыли предприятия к затратам на управление.
3. Отношение численности аппарата управления к численности производственного персонала.
4. Финансовое положение предприятия.
ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В нашем экономическом пространстве, бизнес - это схватка, это поединок, и рискнувший вступить в него, если уж не герой, то, безусловно, человек, заслуживающий уважения. Это человек одаренный, имеющий талант к бизнесу как к наивысшему виду деятельности, заботящийся и о своей стране, помогающий своим сотрудникам и своим соотечественникам и делающий это от чистого сердца. Предприимчивость тоже Божий дар. Она свойственна далеко не всем людям.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача
менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Разграничивая понятия - знание, умение, деловые и личные качества, можно примерно так определить разницу между ними. Знания служат для того, чтобы знать, что делать; умения и навыки дают возможность знать, как сделать; деловые и личные качества обеспечивают знание обстановки, правильную оценку, уверенность в принятии решений и энергичные действия по реализации принятых решений.
Чтобы квалифицированно управлять производством, менеджеру необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления. Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы на производстве. Общий объем комплекса теоретических и практических знаний и соответствие знаний в различных областях науки и техники, экономики, организации производства и управления, требующихся для осуществления квалифицированного руководства, зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер. Чем крупнее подразделение, тем большим общим комплексом знаний он должен обладать. Объем необходимых менеджеру знаний в различных областях науки зависит от того, каким участком производства он управляет. Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление производством заключается, прежде всего, в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений. Любой самый талантливый и работоспособный менеджер не сможет добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами.
Менеджеру надо иметь способности предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию производства.
Оперативное руководство производством заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение различных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению нормального ритма и хода производства. Большое значение имеет умение менеджера подбирать своих ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохранив за собой оперативный контроль за работой своих звеньев.
Важным для менеджеров является знание и понимание ими людей,
умение правильно оценивать способности и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, поддерживать их инициативу и использовать ее в практической работе. Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой производство не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к деятельности, воспитанием, хорошим отношением к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и руководителя.
В свою очередь, организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, его характером, способностью к выполнению управленческой работы и "внешними данными". Так как очень трудно установить все черты характера, которые важны для менеджера, можно попробовать назвать основные. К таким, вероятно, можно отнести самостоятельность мышления, инициативу, целеустремленность. Эти черты характера в определенной степени определяются возрастом менеджера, что доказывают результаты многочисленных психологических исследований за рубежом.
Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего проявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он может использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.
Под "внешними данными" руководителя понимаются такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти личные качества менеджера помогут ему завоевать авторитет, как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия, а наличие авторитета является первым и наиболее важным условием для успешного руководства предприятием. Работа менеджера требует очень много различных знаний и умений, но обладать знаниями и уметь их применять на практике - вот, на мой взгляд, главная задача менеджера.[4,5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Менеджмент по своей природе является сложным и динамическим процессом. И лишь поэтому, изучение эволюции методов управления предполагает не только упорядочивание в хронологическом порядке давно свершившихся событий, но и понимание влияния социальных общественных сил на деятельность организаций в управленческом процесс. Изучение истории – это обучение стратегическому мышлению, умение взглянуть на происходящее со стороны, улучшить концептуальные навыки, рассмотреть за отдельно стоящими деревьями лесную чащу.
Современный менеджмент переживает настоящую революцию. Традиционные подходы к управлению привлекают внимание, прежде всего к контролю над людьми, достижению стабильности и эффективности производства. Новый подход к менеджменту предполагает использование энтузиазма и творческих способностей людей, поиск общих взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации, поощрение командного труда, сотрудничества и партнерства, адаптацию организаций к внезапным изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности.
Саму науку менеджмент можно назвать наукой об эффективности, эффективности всего: инвестиций, производства, инноваций и т.д. [11] Да и сама работа менеджера состоит в том, чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался - бизнесом или работал на предприятие, - от него требуется правильное выполнение задач, то есть ожидают проявления эффективности. Тем не менее, руководящие должности и должности менеджеров подчас занимают работники, не обладающие высокой эффективностью, хотя среди них немало тех, кто имеет высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Эти люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями. Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как работника не наблюдается. Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь значительных успехов в работе. Они не осознают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда. И, наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные работники, не имеющие особых талантов. Аналогично людям организации могут приносить прибыль, но не быть эффективными и наоборот организация может разориться, но это не значит, что ее деятельность была не эффективной.
Так что понятие эффективность менеджмент не столь простое понятие как это может показаться на первый взгляд.
Так в чём же заключаются секреты успеха? Какими же качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным менеджером? Прежде всего, это
Играет ли роль удача в достижении успеха, существует ли она вообще? Безусловно, да! Но она приходит только к тому, кто горит желанием начать новое дело, кто собран и восприимчив, подготовлен всей своей жизнью к открытию нового, доселе неизвестного, стремится и днём, и ночью к претворению своей идеи в жизнь, кто внимательно изучает потребности людей и готов их удовлетворить. В таком случае удача сама ищет своего героя.
ЛИТЕРАТУРА
Снежная сказка
Серебряное копытце
Сочинение
Как нарисовать лимон акварелью
Как Дед Мороз сделал себе помощников