Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер. Мы изучаем информатику со 2 класса. На уроках этого предмета мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, алгоритмах. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает.
Исходя из актуальности данной проблемы, мы выбрали для исследования тему «Алгоритмы в нашей жизни» и определили цели и задачи работы.
Целью нашего исследования является закрепление знаний об алгоритмах и выделение групп алгоритмов, встречающихся в нашей жизни.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
· уточнить понятие «алгоритм»;
В своей работе мы применяли следующие методы исследования: изучение литературы и информации в интернете, наблюдение.
Наша работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_2011_algoritmy.zip | 2.42 МБ |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Что такое алгоритм?…………………………………………………………….4
II. Алгоритмы в нашей жизни……………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………….15
Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер. Мы изучаем информатику со 2 класса. На уроках этого предмета мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, алгоритмах. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает.
Целью нашего исследования является закрепление знаний об алгоритмах и выделение групп алгоритмов, встречающихся в нашей жизни.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
В своей работе мы применяли следующие методы исследования: изучение литературы, наблюдение.
I. Что такое алгоритм?
1.Понятие алгоритма
Любой человек ежедневно встречается с множеством задач от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Эти правила человек может изучить заранее или сформулировать сам в процессе решения задачи. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.
Решение многих задач человек может передавать техническим устройствам - автоматам, роботам, компьютерам. Разрабатываются специальные языки для четкого и строгого описания различных правил. Это одна из задач информатики.
Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы кого-нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Например, так:
Достать ключ.
Вставить ключ в замочную скважину.
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
Вынуть ключ.
А если представить, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться. Вот как может выглядеть объяснение:
Выйти из дома.
Повернуть направо.
Пройти 2 квартала до автобусной остановки.
Сесть в автобус № 25, идущий к центру города.
Проехать 3 остановки.
Выйти из автобуса.
На первый взгляд, между этими алгоритмами нет ничего общего. Однако если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме второе и третье действия:
Достать ключ.
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
Вставить ключ в замочную скважину.
Вынуть ключ.
Конечно, можно выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. А что произойдет, если поменять местами четвертое и пятое действия во втором алгоритме? Он станет невыполнимым! Итак, мы убедились, что для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, т. е. в каком порядке выполняются.
Мы можем теперь сказать, что алгоритмы - это строго определенная последовательность действий.
Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нём обозначено начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала к его концу
2. История возникновения понятия «алгоритм»
Слово алгоритм происходит от algorithmi – латинской формы написания имени выдающегося математика IX века Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий «Аль-Хорезми» означает «из Хорезма» (области в нынешнем Узбекистане).
Около 825 года аль-Хорезми написал сочинение, в котором впервые дал описание придуманной в Индии десятичной системы счисления. Аль-Хорезми сформулировал правила вычислений в новой системе и, вероятно, впервые использовал цифру 0.
Сегодня ни у кого нет сомнений, что слово «алгоритм» попало в европейские языки именно благодаря этому сочинению.
Сначала слово «алгоритм» означало искусство счёта с помощью арабских цифр. Постепенно значение слова изменялось. К началу 20 века для математиков слово «алгоритм» уже обозначало любой математический процесс, выполняемый по строго определённым правилам. К концу 20 века «алгоритм»появилось в информатике. Это связано с распространением компьютеров. Слово «алгоритм» в наши дни известно каждому. Оно встречается в разговорной речи, в газетах, в выступлениях по телевидению.
II. Алгоритмы в нашей жизни
1. Группы алгоритмов
В своей практической деятельности мы постоянно встречаемся с задачами, для решения которых требуется многократно повторять одни и те же действия.
На уроках информатики мы рассматривали много алгоритмов из жизни, учебных предметов, сказок и т.д. Нас заинтересовало то, а можно ли алгоритмы каким-то образом разделить на группы. Мы выделили следующие группы.
1) Алгоритмы в кулинарных рецептах
Любой кулинарный рецепт – это алгоритм. Имя алгоритма – это название производимого продукта.
Алгоритм «Варенье из черной смородины»
начало
ягоды черной смородины положить в кастрюлю
добавить сахар
уварить до готовности
конец
Алгоритм приготовления борща
начало
включить плиту
налить воду в кастрюлю
поставить кастрюлю на плиту
положить в воду мясо
мясо варить до готовности
почистить картошку
нашинковать картошку
почистить лук
порезать лук
почистить морковь
почистить свёклу
натереть свёклу на тёрке
натереть морковь на тёрке
поставить сковороду на плиту
включить плиту
налить масло на сковороду
обжарить лук, свёклу, морковь
нашинковать капусту
картошку, капусту, обжаренные овощи положить в кастрюлю
варить до готовности
добавить соль и специи
отключить печь
конец
Алгоритм «Приготовление яичницы»
начало
включить печку
подождать, пока печка нагреется
поставить сковородку на печку
налить масло
разбить яйцо на сковородку
посолить
ждать, пока пожарится яйцо
выключить печь
конец
У каждой хозяйки много кулинарных рецептов.
2) Алгоритмы из окружающего мира
3) Алгоритмы из школьной жизни
4) Учебные алгоритмы
2. Учебные алгоритмы на уроках русского языка
Для успешного овладения знаниями нам необходимы учебные алгоритмы. Такие алгоритмы мы составляем на уроках русского языка и математики. Приведём примеры алгоритмов, применяемых на уроках русского языка.
Алгоритм «Звукобуквенный разбор слова»
начало
конец
Алгоритм правильного написания окончания существительного единственного числа
Чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного, надо:
начало
Склонение существительных в единственном числе
Падеж | 1 скл | 2 скл | 3 скл | ||
И.п. | Стена′ | Земля | Стол Село | Конь Поле | Степь |
Р.п. | Стены′ | Земли′ | Стола Села | Коня Поля | Степи′ |
Д.п. | Стене′ | Земле | Столу Селу | Коню Полю | Степи′ |
В.п. | Стену | Землю | Стол Село | Коня Поле | Степь |
Т.п. | Стеной Стеною | Землёй Землёю | Столом Селом | Конём Полем | Степью |
П.п. | О стене | Земле | Столе Селе | Коне Поле | Степи′ |
или
подобрать опорное слово.
ОПОРНЫЕ СЛОВА
1 скл | 2 скл | 3 скл | ||
Стена′ | Земля | Стол | Конь | Степь |
конец
Алгоритм определения склонения имени существительного
начало
1 | 2 | 3 |
м.р. и ж.р. -а, -я | м.р. с нулевым окончанием, -ой,-ей с.р. -о,-е | ж.р. с нулевым окончанием |
конец
Алгоритм определения падежа имени существительного
начало
конец
Заключение
Выполняя эту работу мы закрепили знания об алгоритмах и выделили некоторые группы алгоритмов, встречающиеся в нашей жизни.
Это не все алгоритмы, которые мы смогли увидеть и разделить на группы. В будущем мы хотим продолжить это исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни.
Литература
Сказка "Узнай-зеркала"
Сказки пластилинового ослика
Мать-и-мачеха
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Плавает ли канцелярская скрепка?