Работа рассказывает об истории создания главного храма Череповца Воскресенского собора, о его прошлом и настоящем.
Вложение | Размер |
---|---|
saveliy_2.docx | 33.47 КБ |
Конкурс проектов обучающихся
«Россия, Русь!
Храни себя, храни….»
Исследовательский проект
«Воскресенский собор в жизни горожан.
Выполнил:
ученик 5-б класса МБОУ «СОШ № 27»
Павлов Савелий
Руководитель: Козина Н.А.
Череповец
2012
Содержание работы
II. Воскресенский собор как центр духовного развития горожан.
1) Что такое храм.
2)Значение храма для христианина.
3) История Воскресенского собора.
4) Значение храма для череповчан в прошлом.
5)Значение храма для череповчан в настоящем.
III. Заключение.
ЭТАПЫ проектной деятельности.
Выбор и формулировка темы проекта;
Формулировка целей, задач, гипотезы;
Выбор методов исследования;
Разработка плана и направлений работы;
Подбор и изучение литературы по теме;
Обсуждение с руководителем возможных результатов работы.
2.Организационно-исследовательский этап.
Обработка информации;
Проведение опроса и анализ результатов;
Подготовка выводов, сравнение с поставленными целями и задачами;
Оформление результатов работы;
Создание презентации.
В жизни современного человека много стрессов, неприятностей. Постоянно нужно решать много проблем, торопиться. За этими проблемами, мне кажется, человек не видит главного: любви, добра, справедливости, красоты. Я думаю, что от душевной неразвитости, равнодушия, пренебрежительного отношения к своей и чужой жизни многие наши беды. Взрослые возмущаются молодежью, но и сами не всегда служат примером. Безнравственное поведение, на мой взгляд, самая большая наша беда.
Цель моего исследования:
- выяснить роль главного храма моего родного города Череповца в духовном и нравственном развитии горожан в прошлом и настоящем.
Задачи исследования:
1.познакомится с историей Воскресенского собора.
2. выяснить какую роль он играл в прошлом.
3. узнать как относятся к Воскресенскому собору мои современники.
4.Выяснить как храм воспитывает людей, какие мысли и чувства им внушает.
5.Провести опрос по моей теме.
6.Познакомиться со статьей Конституции Р.Ф. и об охране памятников старины.
7.Сделать выводы о возможности решения проблемы воспитания нравственности через уважительное отношение к культурному и духовному наследию нашего города.
8.Познакомить со своим проектом одноклассников, родителей нашего класса, передать материалы в школьный музей, участвовать в подготовке и проведении экскурсии «Воскресенский монастырь и собор в истории нашего города».
Гипотеза проектного исследования:
Я думаю, что православный храм способствует воспитанию в человеке качеств добра, справедливости, честности, трудолюбия. Внутреннее убранство и внешний вид храма являют собой красоту, которая воспитывает уважение к нашим традициям и культуре .В наше время у каждого должна быть своя дорога к храму. Именно она поможет людям обрести себя.
Методы исследования:
Храмом называется особое, посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для общественного Богослужения... Здание это имеет особого рода устройство и отличается от часовни тем, что на престоле его находится антиминс, освященный архиереем. Храм также называют церковью. Церковь - общее, народное собрание; место для проведения народного собрания. Храм, служащий для совершения Богослужений духовенством нескольких церквей, называется собором. Соборами именуются обычно и главные храмы в городе или в монастыре, а также храмы, имеющие особенное значение.
Храм место для молитв и покаяний, душевного совершенствования. Человек, находясь в храме, вспоминает о священном писании, заповедях божьих, размышляет над тем, всегда ли он следует им. Стремясь быть настоящим христианином, человек, посещающий храм анализирует свое поведение, учится отличать добро от зла, проявлять требовательность к себе и милосердие к другим. Значит, храм является духовной и нравственной опорой для человека. Кроме этого убранство и внешний вид храма учат понимать и восторгаться красотой. А, на мой взгляд, тот, кто это умеет делать, никогда не совершит плохих поступков, а если и совершит, то осознает их и покается. Я, думаю, что храм играет очень большое значение в жизни и верующих и тех, кто не верит в Бога. Он воспитывает не только службой и молитвой, но и красотой и величием.
Главный храм моего родного города Череповца Воскресенский собор. В XIV веке ученики преподобного Сергия Радонежского - Феодосий и Афанасий Железный Посох основали Череповецкий Воскресенский монастырь, который превращается в центр округи. Как рассказывает легенда, монастырь возник на том месте, около которого терпело бедствие, но чудом обрело спасение судно одного московского купца. Он приехал сюда через год и на горе поставил часовню во имя Воскресения. Позже здесь был основан монастырь. Монастырь быстро обрастает селами - Остинское, Никитино, Федосьево, Яконское. Основание и развитие Воскресенского монастыря обусловливались двумя причинами: во-первых, необходимостью укрепления позиций православной церкви в этом районе Руси, во-вторых, монастырь был крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов и поставлял в Москву значительное количество рыбы. Два века монастырь был духовным центром округи. Монахи призревали нуждающихся, были духовными пастырями, помогали людям и делали добро.
В 1610 году Череповецкий Воскресенский монастырь был разграблен и сожжен польско-литовскими отрядами.
Монастырь, с огромным трудом каждый раз восстанавливаемый, еще несколько лет подвергался разорению недобитых отрядов поляков и литовцев.
В 17 веке при монастыре получили развитие ярмарки, которые играли огромную роль и привлекали к себе внимание купцов из дальних мест, что приносили местному монастырю хороший доход. Сфера хозяйственной и административной деятельности монастыря расширялась. Так, в 1626 году монастырь имел 29 деревень и 18 погостов.
Череповецкий Воскресенский монастырь в 1713 году полностью сгорел от удара молнии, так как был полностью деревянный, после чего так и не смог восстановить своей былой мощи. По большей мере это связано с приходом к власти царя Петра I, при котором роль монастырей в России существенно уменьшилась.
В 1732 году началось строительство каменной соборной Воскресенской церкви, но из-за недостаточности монастырских средств, завершилось оно лишь к 1756 году.
В 1758 - 1761 годах была выстроена вторая теплая каменная церковь. Это здание и стало называться Воскресенским собором.
Форма основания храма отличает его от всех прочих зданий и имеет глубокое символическое значение. Самая древняя форма христианских храмов - продолговатый четырехугольник с выпуклой передней частью - напоминает корабль. Такой вид храма внушает верующим, что только Церковь, словно корабль, через море бурной жизни может провести их к тихой пристани в Царствии Небесном, только Церковь, словно Ноев ковчег, может помочь спастись. Восьмиугольная форма храма, делающая его похожим на звезду, показывает верующим, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире благодатным Христовым светом. Круглая форма храма символизирует вечность существования Церкви, а крестообразная показывает, что истинное основание Церкви составляет крест, через который Господь наш Иисус Христос избавил мир от власти смерти.
Здание храма ныне обыкновенно завершается куполом, вид которого напоминает верующим о небе, куда должны стремиться все их желания и мысли. Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест - красота церковная, верным утверждение, бесом же язва. Часто на храме строят не одну, но несколько глав. Пять куполов указываю на Иисуса Христа с четырьмя евангелистами.
К 1851 году храм был расписан местными художниками. Воскресенская церковь была украшена фресками: Восстание Христа из Гроба, Явление Христа Марии Магдалине, Христос и Фома, Гефсиманское борение, Несение Креста, Шествие в Эммаус, Пётр и Иоанн у Гроба, Двенадцатилетний Иисус в Храме, Давид с гуслями, молящийся о Храме Соломон, Иоанн Креститель, Иосиф в Египте, Встреча Божией Матери и Елизаветы. Снаружи стены были выкрашены в голубой цвет. Наличники же и прочие наружные украшения оставались белыми. Иконостас был с сенью перед Царскими вратами. В местном ряду располагались иконы Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Белозерских и других русских преподобных.
Воскресенский собор представляет собой четырехстолпный собор в стиле позднего барокко.
Внутреннее и внешнее убранства храма настраивали на торжественный лад, радость, восхищение. В те время больших и красивых сооружений было немного, от того еще радостней была встреча с храмом. В храме можно было отвлечься от забот повседневности и приблизиться помыслами к Богу.
После 1917 года наш храм не избежал участи всей Русской Церкви. В 1923 году он был захвачен обновленцами. А в 1933 - закрыт. Убранство было разграблено. Главы снесены. Уничтожена и ограда. Чего только не было в этих стенах. Например, в годы войны, в соборе была устроена слесарная мастерская, в которой ремонтировали авиационные двигатели. Для удобства транспортировки моторов в храм были проложены рельсы...
Великая Отечественная война изменила отношение партийного руководства и всего нашего общества в целом к Церкви. Многолетние гонения на веру приутихли. 21 августа 1946 года было получено разрешение на открытие Воскресенской церкви в городе Череповце. Но ситуация в те годы не была такой уж радужной, как может показаться на первый взгляд, например, из 5770 заявлений на открытие церквей было удовлетворено только 414(!). Как бы то ни было, 14 октября 1946 года Череповецкий горисполком передал "здание одноэтажной каменной Воскресенской церкви" верующим в пользование.
Только после 1988 года (Тысячелетия Крещения Руси) были восстановлены башенки, покрыты золотом луковички. Восстановлена ограда. Оригинальный иконостас собора безвозвратно утрачен. Современный иконостас был перенесён из закрытой в 1946 году церкви Воскресения Христова в селе Степановское, неподалёку от Череповца. Совсем недавно около собора появилась колокольня, теперь по праздникам можно слышать колокольный звон.
В настоящее время Воскресенский собор - единственная монастырская постройка, сохранившаяся в Череповце, хотя и не в первозданном виде. Несмотря на все перестройки и утраты, Воскресенский собор не потерял своего значения как самого раннего памятника каменного зодчества Череповца. В основе его композиции остается здание, возведенное в 1752 году, с его системой сводов и арок. На северном и южном фасадах до сих пор существует по одному окну из числа первоначальных с их своеобразным обрамлением, которые дают представление о декоративном решении фасадов XVIII века. Путешественникам в начале XIX века открывалась «великолепная панорама с пятиглавым собором и высоченной колокольней».
И сегодня храм композиционно является центральным местом в нашем городе. К нему ведет самая старая улица Череповца Воскресенский проспект. Если смотреть на храм со стороны проспекта, перед нами предстает уютное пятиглавие стройного собора, сверкающего белизной стен и золотом куполов. Со стороны Шексны он парит над местностью, завершая собою невысокую гору. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Вечернее Богослужение с 17:00. Божественная Литургия с 9:00. В воскресные дни и двунадесятые праздники совершаются две Божественные литургии в 6:30 и 9:00. Все большее число горожан их посещает. При храме действует воскресная школа для ребят. Ее посещают и ученики нашей школы. В 8 классах- 2, в 7 – 2, в 6 – 2, в 5-4 учеников. Ребята нашей школы проявляют интерес к участию в олимпиаде по основам православной культуры, которою организует церковь. Все это помогает возвратиться к нашей истории и нравственности.
Для меня, как и для моих одноклассников, Соборная горка и Воскресенский собор самое красивое место в городе. Я не могу не испытывать восхищение искусством моих предков. Храм пережил столетия, но и сегодня поражает нас своей красотой. Наверное, потому, что строители вложили свою душу и любовь, когда строили храм для себя и для людей. Они понимали, что красота возвышает душу и побуждает творить добро. Я подготовил Анкету, чтобы понять, как сегодня люди относятся к Воскресенскому собору.
Вопросы Анкеты.
1.Назовите свое любимое место в Череповце.
2.Почему оно для вас является любимым?
3.Ходите ли вы в храм? Да
4. Какие чувства вы там испытываете?
5. Можно ли говорить, что храм учит людей добру? Да 6. Считаете ли вы важным сохранять памятники старины? Да
Я опросил своих одноклассников 22 человека. Мои родители попросили ответить на эти вопросы своих друзей - 8 человек. Опрос помог мне получить необходимую для работы информацию быстро и в ходе непосредственного общения с ребятами. Мои родители тоже заинтересовались работой и опросили своих знакомых, а так же помогли мне с созданием презентации.
Результаты опроса.
№п/п | одноклассники | взрослые |
1 | 9 назвали своим любимым местом Соборную горку и Воскресенский собор | 7 |
2 | Красиво все | Красивый храм, главная церковь города, намоленное место. |
3 | все | 6 |
4 | Восхищение красивым местом, хочется быть лучше, подумать о грехах, покаяться, поставить свечку. | Умиротворение, покой |
5 | Да-22 | Да-6 |
6 | Да-22 | Да-8 |
Главное, что нравиться моим одноклассникам - Соборная горка и собор красивы. Взрослые приходят в храм для обретения душевного равновесия. Среди моих одноклассников есть верующие, но и неверующие посещают храм, место, где хочется быть лучше. Все считают, что в храме учат добру, общение с ним необходимо. Согласны с тем, что памятники нашей православной культуры необходимо сохранять.
5.Что делается для сохранения культурного наследия.
Наше государство стремится способствовать сохранению памятников истории и православной культуры. В Конституции РФ статья 44 говорит об обязанностях граждан нашего государства охранять памятники старины. Существует закон РФ «Об охране памятников старины и культуры». Там прописана ответственность за его нарушение. Многое делает для реставрации и восстановления, сохранности памятников РПЦ. Наконец, есть меценаты, которые на свои средства восстанавливают эти памятники. Например, наш земляк И. Сикорский восстановил часовню Филиппа Ирапского на Советском проспекте. На пожертвования горожан построен храм в Заречье. Все больше людей понимает, что наша история и наша православная вера и культура помогут возродиться нашему народу, осознать свое единство и силу.
В ходе работы над проектом я пришел к следующим выводам:
1. Для человека и в прошлом, и в настоящем является важным общение с храмом как произведением искусства, местом, где можно подумать о душе. Горожане считают Соборную горку и Воскресенский собор главной достопримечательностью города. Я думаю, что общение с красотой делает человека лучше, добрее, чище.
2. Государство через принятие законов заботится о сохранении нашего культурного наследия. Я горд, что череповчане все больше обращаются к нашим истокам и традициям, которые учат нас милосердию, трудолюбию, желанию окружать себя красотой и добром.
3. Я понял, что основой нашей жизни являются достижения наших предков, которыми нужно дорожить. Считаю, что без памятников прошлого у нас не может быть благополучного настоящего.
Я убедился в том, что Воскресенский собор и в прошлом, и в настоящем помогает обрести душевное равновесие, побуждает к добрым делам и поступкам.
Свою работу я передам в школьный музей. Представлю ее на родительском общешкольном собрании. Подготовлю экскурсию для музея с показом своей презентации. А еще я хочу нарисовать Воскресенский собор и поместить свой рисунок на выставке в кабинете истории.
Использованная литература и источники.
1.Хрусталев М.Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII - XX веков // Череповец-2. Вологда, 1999. С. 2.Шалашов Е.В. Очерки по истории Череповецкого Воскресенского собора. 1780-1961 годы. Череповец, 2007.
3.Хрусталев М. Ю., Булатова Е. Ф. Воскресенский собор г. Череповца. История и современность. Череповец, 2008.
4.История Череповца. Очерки с древних времен до наших дней. Череповец. 2006. 5.Сизоненко Т.В. и др. История Череповца до 1948 года. Череповец 1999.
6.Череповец – Краеведческий альманах. Вологда, «Русь»,1996.
7.«Устюжна. Череповец. Вытегра» Издательство «Искусство» Ленинградское отделение 1981 г.
8.Риммер Э., Бородулин М. «Речное путешествие в уездный город Череповец.» Московский журнал № 8 1993 г.
9.Баранов С.Ю., Глебова А.А., Рязанов Ю.В. «Культура Вологодского края» Издательство «Истоки» Москва, 2004
Словарь работы
Антиминс
Швейня
Заповеди детства и юности
Прекрасная химия
Тупое - острое
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт