Экскурсия для учащихся в школьный музей. В ходе экскурсии дети знакомятся с отделами музея,экспозициями, редкими экспонатами, другими материалами музея.
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey_dlya_1-4_kl..doc | 43.5 КБ |
Экскурсия в школьный краеведческий музей
Мы пришли с вами в школьный краеведческий музей на экскурсию.Здесь мы с вами узнаем много интересного и нового из жизни наших предков, об их быте, культуре, занятиях и многом другом. Об этом нам расскажут экспонаты-предметы быта, документы, альбомы, экспозиции, фотографии, редкие экспонаты и многое другое что находится в нашем музее.
Кто был самым внимательным я узнаю в конце нашей экскурсии.
В нашем музее насчитывается более тысячи экспонатов.
Все экспонаты зарегистрированы в инвентарной книге ( вот она)
В музее экспонаты размещены по отделам:
-отдел быта;
-одел орудия труда
-отдел марийской культуры-(коренных жителей края)
-отдел боевой славы
-отдел «История школы»
-отдел «История пионерской и комсомольской организации»
-отдел трудовой славы
- и др.
Сейчас нами готовится экспозиция «Деревенская изба»
Это отдел быта.
- Найдите здесь: кринку, ухват, кутаз, пестерь, лагушку.
Знаете ли вы как и где использовались эти экспонаты?
-Вот видите, многого вы ещё не знаете. И я вам об этом расскажу.
Ухват, рогач - род железных вил, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Обычно ухват стоит у печи "рогами" вниз. В народе считали, что если ухват поставить рогами вверх, то ведьма не сможет выйти из дома. Ухват выставляли на двор, чтобы предотвратить грозу, тучу, дождь, град. Стучали ухватом в потолок, на свадьбе клали под постель новобрачным. Переворачивали ухват при проводах в армию.
Отгадайте загадку:
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
- Как узнали, что это утюг?
Рассмотрите утюги представленные в нашем музее. Какой из них по вашему мнению самый старый?
Что такое прялка?
Прядение — символ женского труда. Народ поэтизировал этот предмет — орудие женского труда. Работа пряхи, монотонно-утомительная, требовала большого терпения. Прясть женщина начинала с раннего детства и в основном занималась этим в молодые годы. Может быть, поэтому в народной жизни возник обычай посиделок с прядением, куда собиралась молодежь в нарядных одеждах.
-Отгадайте загадки:
Два братца хотят подраться, да руки коротки.
Двое купаются, а третий дивуется.
Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит.
Это коромысло.
-Рассмотрите его. Для чего оно предназначено?
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать.
-А теперь я вам покажу и расскажу о других отделах нашего музея.
Коренными жителями нашего края являлись племена марийцев.
В этом отделе собран материал о культуре и быте марийцев.
Повседневной одеждой женщины были лапти, платье с вышивкой, на голове платок и кокошник. Наши предки много трудились, но умели и отдыхать. В этом им помогали музыкальные инструменты- балалайка, гармонь.
Наш музей небольшой, но каждый год он пополняется экспонатами, благодаря членам кружка " Краевед", взрослым, родителями и учителям.
-Вот следующий отдел.
Он посвящен нашим воинам-землякам, участникам Великой Отечественной войны 1941-45гг.
Из нашего района на борьбу с фашистами ушли 6702 воинов, 3570 из них не вернулись.
Из Большеустинского сельского совета ушли 675 человек, 305 из них не вернулись.
Похоронки пришли в каждый дом, ни одну семью не обошла война.
-Это чемодан. В нем хранятся редкие экспонаты из отдела «Боевая слава», вещи связанные с войной.
Как вы думаете, что там может быть?
- В нашем музее есть копии похоронок ( показать и зачитать)
-А также в нашем музее имеются такие редкие экспонаты как письма с фронта-письмо-открытка, письмо-треугольник. (показать и зачитать)
- Личные вещи участника войны Касьянова Павла Ефремовича- кисет, нож, которые он пронес через всю войну.
Наш долг сохранить светлую память о погибших на войне. Сохранить их личные вещи, их воспоминания о войне.
-А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте написать письмо-треугольник своему дедушке на фронт и отправить его.
-Давайте перейдем в следующий отдел.
Этот отдел об истории нашей школы.
В нем собраны фотодокументы, созданы альбомы, собран материал о наших выпускниках, директорах школы, об истории пионерской организации.
Горн, барабан, флаг, бюст Ленина- все это атрибутика пионерской организации.
-Вы видите форму школьника советского периода -платье, фартук, костюм, галстук, портфель.
Школьная парта, не похожая на современную.
Хочу, что бы и вы в этом деле, очень нужном для всех, приняли активное участие. Мы должны помнить и чтить историю родного края, традиции и обычаи своих предков, знать своё прошлое, а не быть " Иванами, не помнящим своего родства"
Теперь давайте узнаем с какими знаниями вы уйдёте из нашего музея...
- Как пользовались наши предки чугунным утюгом?
- Прядение символ какого труда?
- Для чего нужно коромысло?
- Что такое ухват? И где он используется?
- Какие старинные слова вы сегодня услышали, узнали?
-Спасибо за внимание!
МБОУ Большеустинская ООШ
Экскурсия в школьный музей
(обзорная для учащихся начальной школы)
Экскурсию разработали: Смирнова Дарья- ученица 8 класса
Протасова Р.М.- руководитель школьного музея
Экскурсовод: Смирнова Дарья- ученица 8 класса
2012 год
Серебряное копытце
Заяц, косач, медведь и весна
Свадьба в Малиновке
Отчего синичка развеселилась
Чья проталина?
Комментарии
Экскурсия в школьный музей