Проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”
Рыбченко Карина Сергеевна
Калачева Екатерина Александровна
10б класс, МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова
МР Альшеевский район
Руководитель ДенисенкоА.А
Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? На эти вопросы мы пытались ответить в своей работе.
Организация объединенных наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год, год 50-летия обеих организаций, Международным годом Толерантности.
Актуальность исследования:Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, либо в поликонфессиональном, либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.
Цель исследования: исследование проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”.
Объект исследования: принцип толерантности в общении между обществом и ‘’иными детьми’.
Гипотеза: толерантность в общении между обществом и “иными детьми” находится в кризисе и нуждается в развитии.
Методы исследования:
Этапы научного исследования:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_obshchestvo_nauchka.pptx | 1.21 МБ |
nauchka_obshchestvo1.docx | 526.49 КБ |
Слайд 1
Научно-исследовательская работа по теме: «Проблемы толерантности в общении между обществом и “ иными детьми ” » Выполнили: ученицы 10б МБОУ башкирского лицея им. М. Бурангулова Рыбченко Карина и Калачева Екатерина Руководитель: Денисенко А.А.Слайд 2
Введение «Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю» Антуан Сент – Экзюпери
Слайд 3
Цель исследования : исследование проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми ”. Объект исследования : принцип толерантности в общении между обществом и ‘’иными детьми’. Гипотеза : толерантность в общении между обществом и “иными детьми” находится в кризисе и нуждается в развитии. Методы исследования : Теоретические – анализ литературы. Эмпирические – беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся. Математические – обработка информации.
Слайд 4
Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества
Слайд 5
tolerancia (испанский) – cпособность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul ’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Слайд 6
Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.
Слайд 7
Инвалиды, психически больные и толерантность Рекомендации обратиться к специалисту такого рода как психиатр воспринимается как жестокое оскорбление.
Слайд 8
Основные группы заболеваний ребенка-инвалида: Основные группы заболеваний ребенка-инвалида: Нервно-психические заболевания; Заболевания внутренних органов; Поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях; Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов; Поражение и заболевания органов слуха; Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации; Эндокринные заболевания.
Слайд 9
социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов; при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться; выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей; трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида; отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями); сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.); отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики. отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.
Слайд 10
Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Слайд 11
Социальная защита детей-инвалидов Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе
Слайд 12
Межконфессиональная толерантность в обществе Нетерпимое отношение людей друг к другу на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности сегодня характерно для многих стран мира, поэтому становится актуальной проблема формирования гуманизма и толерантности в обществе
Слайд 13
Современное положение и практика Во многих странах мира существуют законы в рамках конституций этих стран явно запрещающие государству принимать участие в определённых актах религиозной нетерпимости или предпочтения в пределах границ данного государства. Тем не менее, в некоторых других странах может существовать религиозная предпочтительность, вызванная, например, признанием одной или более религий государственными.
Слайд 14
Религиозная нетерпимость — это нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым.
Слайд 15
Социальный опрос Опрашиваемые: учащиеся классов МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова
Слайд 16
В 10Б классе участвовало 17 человек.
Слайд 19
Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, при том есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
Слайд 20
В 10В классе участвовало 16 человек
Слайд 23
Вывод : никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом почти половина, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
Слайд 24
В 9б классе участвовало 19 человек
Слайд 27
Вывод : никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
Слайд 28
В опросе 11а и 11б классов участвовало 36 человек
Слайд 31
Вывод: некоторые из участников относятся плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
Слайд 32
Толерантность как проблема воспитания Толерантность – это фактор, стабилизирующий личность изнутри, а также и извне, как фактор, направляющий отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой, который сегодня очень важен.
Слайд 33
Философ Ю.А.Шрейдер : « Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».
Слайд 34
Исходные принципы толерантности : 1) отказ от насилия ; 2) добровольность выбора; 3) умение принудить себя, не принуждая других; 4) подчинение законам, традициям и обычаям; 5) принятие Другого.
Слайд 35
Выводы по исследовательской работе Нетерпимость, действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Современный мир нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации. Поэтому необходимо решение следующих задач: 1.Развитие нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности; 2 . Разработка действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения 3.Совершенствование и развитие методологических основ политики в области становления гражданского общества . 4 . Разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе; 5.Разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе; 6 . Разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях. И все это нужно осуществлять уже с раннего возраста, ведь все правила жизни для того или иного человека, берут начало еще с самых малых лет.
Министерство образования Республики Башкортостан
Башкирский институт развития образования
Башкирское отделение Общероссийской организации
Малой академии наук «Интеллект будущего»
Секция: Обществознание
Научно-исследовательская работа по теме:
Проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”
Рыбченко Карина Сергеевна
Калачева Екатерина Александровна
10 класс, МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова
МР Альшеевский район
Руководитель
Денисенко Альвина Альфредовна
с.Раевский 2011-2012 учебный год
Оглавление
Введение
«Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».
Антуан Сент – Экзюпери.
Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? На эти вопросы мы пытались ответить в своей работе.
Организация объединенных наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год, год 50-летия обеих организаций, Международным годом Толерантности.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, либо в поликонфессиональном, либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.
Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Слишком много конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно.
Естественно, данная проблема волнует правительства, общественность, конечно и нас. В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.
Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?
Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма, конфликтах на Ближнем Востоке, событиях в Южной Осетии, недавних событиях в Греции, акциях протеста во всем мире. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.
В связи с особой актуальностью проблемы в России по заказу Министерства Образования была разработана федеральная целевая программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг.
В нашей исследовательской работе под термином “иные дети” мы будем рассматривать именно: детей-инвалидов и детей социально-отделенных на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности.
Цель исследования: исследование проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”.
Объект исследования: принцип толерантности в общении между обществом и ‘’иными детьми’.
Гипотеза: толерантность в общении между обществом и “иными детьми” находится в кризисе и нуждается в развитии.
Методы исследования:
Этапы научного исследования:
Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества
Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности между обществом и “иными детьми” необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».
Для русского языка слово “толерантность” - относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин в общественном сознании не имеет. В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения этого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих и проявлений.
Для того чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:
tolerancia (испанский) – cпособность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.) толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».
В « Социологическом энциклопедическом словаре» (Москва, ИНФРА М-НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».
В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.
Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.
Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.
Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям.
В исследованиях следующим образом определяются эти уровни: активное осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер; осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер; безразличное отношение к «чуждому», «иному»; неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям; действенное уважение к «чуждому», «иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нём представленным.
Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый – с разной степенью развитой толерантностью.
Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в каком – среднюю, в каком высокую.
Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.
Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми.
Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Именно поэтому в практике реального политического процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось особое внимание.
Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера, П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия философов и практиков либерализма.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.
Непременным условием для эффективного осуществления этих и других программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным направлениям, тенденции изменений и другие параметры.
Инвалиды, психически больные и толерантность
В наш век стрессов и страстей, распространенность психических заболеваний велика и продолжает расти. Причем это касается главным образом психических расстройств, занимающих промежуточное положение между психической нормой и выраженными нарушениями психики. Так называемая «пограничная» или «малая» психиатрия, в смысле уровня психических расстройств, стала необозримой сферой познания и применения.
Естественнонаучное объяснение психических болезней (на западе – психоанализ) в нашей стране присутствует в очень ограниченном количестве. Люди боятся, а подчас просто не хотят взглянуть внутрь себя, в глубины своего подсознания. Боязнь душевных недугов имеет глубокие корни в психике человека. В нашем обществе они разрослись огромной кроной, когда к естественному страху заболеть добавились опасения получить « диагноз». Результат всех этих страхов - мягко скажем, нелюбовь психиатрии и полнейшая запутанность в терминологии.
Основное предубеждение заключается в том, что психиатры лечат только «сумасшедших». Быть их пациентом позорно и допустимо в самом крайнем случае. Рекомендации обратиться к специалисту такого рода воспринимается как жестокое оскорбление. Душевнобольной и «дурак» в этом понимании практически синонимы. Чтобы обидеть человека, его называют сумасшедшим, ненормальным, или просто психом. О какой толерантности можно говорить?
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.
В нашей же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги, врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.
Выделяют четыре степени:
1. Степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;
2. Степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3. Степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;
4. Степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).
Основные группы заболеваний ребенка-инвалида:
По этому внушительному списку можно догадаться, что очень многие заболевания вызывают инвалидность. Эти болезни оставляют «огромный след» в поведении ребенка, в его восприятии, в отношениях с окружающими и родителями, в ощущениях, создают определенные барьеры для ребенка и его семьи.
Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие основные проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):
В этом списке (опубликованном выше) лишь малая часть проблем детей-инвалидов, в повседневной жизни их во много раз больше. К сожалению, решить их не так уж просто.
Итак, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Социальная защита детей-инвалидов
Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с не резко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах-интернатах находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них – дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи, психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию.
Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений.
Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.
В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5 % -- с нарушениями умственного и психического развития; 20 % -- с соматической патологией; 9,6 % -- с нарушением зрения; 14,1 % -- с нарушением слуха. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.
В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов, в Москве создавались рабочие места для подростков-инвалидов и т.д.
Межконфессиональная толерантность в обществе
Нетерпимое отношение людей друг к другу на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности сегодня характерно для многих стран мира, поэтому становится актуальной проблема формирования гуманизма и толерантности в обществе. Актуальна она и для России, страны многоконфессиональной и многонациональной. Только в Государственном реестре Минюста на 1 января 2003 года были зарегистрированы 21448 религиозных организаций, представляющих более 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, большое число религиозных организаций и групп действуют без регистрации, без статуса юридического лица. Сейчас практически в каждой области, крае, республике проживают люди как минимум 50-60 национальностей, последователи 20-30 конфессий или религиозных направлений. Естественно, что в России, особенно на современном этапе её развития, с резкими социальными и духовными изменениями в жизни общества, остро необходимо формирование толерантного сознания. Важно отметить, что члены общества живут и действуют на границах нескольких культур, поэтому им всем необходима межкультурная компетентность. Госпожа Нирмала Шривастава в своей книге «Метосовременная эпоха» пишет: «Все религии с древнейших времён говорили, что мужчина или женщина с помощью религии должны очищать свой ум через праведную жизнь. Цель всех религий состояла в том, чтобы установить баланс в каждой из дорог, по которым пойдут искатели, чтобы подготовить их к восхождению…
Межкультурная компетентность, открытость по отношению к идеям и социокультурным ценностям других народов – непременное условие становления и развития гражданской зрелости населения. С нашей точки зрения, толерантность – важная форма поведения члена общества, выражающая его гражданскую позицию. Человек, обладающий толерантным сознанием устойчив психически и эмоционально, у него низкий уровень тревожности, развитое чувство эмпатии, этнические предрассудки отсутствуют, он отличается широтой мышления, исходит из того, что все люди равны, у него активная жизненная позиция, он дисциплинирован и ответственен.
Развитие толерантности связано с воспитанием чувств, способности к сопереживанию, сочувствию. Конечно, оно происходит с помощью формирования поведенческих моделей толерантного сознания. И одним из путей их формирования является духовное совершенствование личности.
Как было отмечено, личность, обладающая толерантным сознанием, характеризуется низким уровнем тревожности, развитым чувством эмпатии. Постигая эмоциональные состояния другого человека, он переживает и сочувствует ему. Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, даёт человеку правильные социальные ориентиры.
Религиозная нетерпимость — это нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым. Она проявляется как на культурном уровне, так и в качестве части догмы некоторых религиозных групп.
Простое утверждение от лица религии, что её собственная система верования и практики является правильной, а любые противоречащие ей верования являются неправильными, не представляет собой религиозную нетерпимость. В истории было много случаев, когда основные религии терпимо относились к другим практикам. Религиозная нетерпимость — это когда группа (общество, религиозная группа) отказывается терпимо относиться к практикам, личностям или верованиям на религиозной основе.
Религиозная нетерпимость может быть как исключительно религиозной, так и служить прикрытием для скрытых политических или социальных мотивов.
Во многих странах мира существуют законы в рамках конституций этих стран явно запрещающие государству принимать участие в определённых актах религиозной нетерпимости или предпочтения в пределах границ данного государства. Например, первая поправка к конституции Соединённых Штатов, 4-я статья основного закона Германии. Следует отметить, что такие конституционные положения не обязательно гарантируют, что религиозная нетерпимость будет отсутствовать во всех элементах государства во все времена, и практика может широко отличаться от страны к стране.
Тем не менее, в некоторых других странах может существовать религиозная предпочтительность, вызванная, например, признанием одной или более религий государственными. В Финляндии, например, государственными религиями являются Евангелическая лютеранская церковь Финляндии (англ.) и Финляндская православная церковь, хотя право свободного вероисповедания защищено 11-ой статьёй конституции Финляндии (англ.).
В некоторых странах существуют законы о богохульстве, которые иногда могут являться способом оправдать религиозную нетерпимость. В то время как в некоторых странах существуют законы, запрещающие любые формы богохульства (как в Германии, где в 2006 Манфред ван Х. (англ.) был осуждён за богохульство в отношении ислама).
ООН защищает право на свободу вероисповедания в 18-ой статье Всеобщей декларации прав человека, а во 2-ой статье запрещает дискриминацию на религиозной почве. В 18-ой статье также разрешается право поменять религию. Эта декларация юридически не обязательна к исполнению, но в 1998 г. США приняли Международный акт религиозной свободы (англ.), создав Международную комиссию религиозной свободы (англ.) и приказав правительству США принимать меры против любой страны, уличённой в нарушении религиозных свобод описанных во Всеобщей декларации прав человека.
В годовом отчёте о международном положении относительно религиозных свобод за 2000 год Государственный департамент США упомянул Китай, Мьянму, Иран, Ирак и Судан как страны, в которых преследуют людей за их религиозные взгляды и практику. В отчёте, который охватывает период с июля 1999 по июнь 2000, описывается политика США в отношении стран, в которых происходит нарушение права на свободу вероисповедания с точки зрения Государственного департамента США. Адвокационная группа «Фридом Хаус» в 2000 году предоставила отчёт «Религиозная свобода в Мире», в которой классифицировала страны взяв как критерий степень религиозной свободы в них. Страны, получившие 7 баллов, означающие наименьший уровень религиозной терпимости к другим религиям в этих странах, были Туркменистан, Иран, Саудовская Аравия, Судан, Мьянма и Северная Корея. Китай получил 6 баллов, хотя Тибет был отдельно включён в категорию 7. Страны, получившие 1 балл, означающий наивысший уровень религиозной терпимости, были Эстония, Финляндия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия и США.
Во Франции за разжигание религиозной ненависти могут осудить на срок до 18 месяцев тюремного заключения. Попытки лейбористской партии Тони Блэра принять аналогичный закон в Великобритании, были брошены в апреле 2006 после того, как этот закон критиковали как нарушающий свободу слова. В штате Виктория в Австралии в соответствие с Законом о расовой и религиозной терпимости (англ.) нарушением закона является поведение, которое разжигает вражду, неуважение, отвращение или резкое осмеивание других людей или групп на почве религиозных верований.
В период с 2001 по 2010 год Всемирные сообщества ООН и ЮНЕСКО предлагают усилия всего человечества направить только в русло мира и ненасилия, основные принципы которых необходимо заложить в пирамиду поведения каждого государства, всего общества и отдельной личности.
Основой этой пирамиды поведения должен выступать «универсальный» менталитет общества, в котором соцкультурная толерантность, с её структурной компонентой-межконфессиональной толерантностью занимают доминирующее положение. Идеи толерантности в целом и религиозной толерантности в частности, являются не только условием и фактором развития демократического общества, но требуют также от этого общества разработки механизмов своей материализации. Механизмы материализации религиозной толерантности закладываются государственно-церковными отношениями и межконфессиональной культурой общества.
В основе своей, современное общество пришло к порогу социальной нетерпимости, с одной стороны, а демократическая основа развития диктует необходимость межконфессиональной толерантности в обществе, с другой стороны, что в свою очередь требует четко очертить границы, как порог терпимости.
Чрезвычайно сложным является соотношение двух ветвей одной проблемы: правовое требование свободы совести, из которого напрямую вытекает веротерпимость или межконфессиональная толерантность общества, и законное требование со стороны государственных и религиозных организаций ограничения толерантности. Возникает очень деликатный, но ключевой вопрос: в отношении, каких религиозных организаций или общин, или культов требуется по условиям национальной и религиозной безопасности ограничения в толерантности?
Этот вопрос настолько серьёзный, что диктует необходимость срочного и обязательного концептуального решения на уровне принятия закона о религиозной безопасности, а также разработки самостоятельной концепции религиозной безопасности. Последняя напрямую связана с доктринами экономической, политической и личной безопасности.
В этой связи, возможно, выделить несколько уровней рассмотрения поставленной проблемы, поскольку реализация принципов религиозной безопасности, так и в сфере государственно-церковных и межконфессиональных отношений.
Поскольку вопросы свободы совести заявлены в качестве приоритетного направления внешней политики США, Россия просто обязана законодательно определить границы религиозной толерантности с учётом сохранности интересов государства, общества и личности. Однако, законодательных актов недостаточно для формирования в обществе менталитета с явно выраженной толерантностью и понимании его границ. Ясно, что в российском обществе, которое много лет находилось перед фактором неизвестности дальнейшего развития, нестабильности во всех сферах жизнедеятельности, доминировали настроения тревоги и нетерпимости, породившие многочисленные факты насилия и экстремизма. Кроме того, нельзя забывать, что на полтора десятилетия был прерван процесс воспитания в обществе толерантной личности.
Социальный опрос
Опрашиваемые: учащиеся 9х, 10х, 11х классов МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова
В 10Б классе участвовало 17 человек.
Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, при том есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
В 10В классе участвовало 16 человек
Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом почти половина, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
В 9б классе участвовало 19 человек
Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
В опросе 11а и 11б классов участвовало 36 человек
Вывод: некоторые из участников относятся плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.
Толерантность как проблема воспитания
Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».
Толерантность как фактор, стабилизирующий личность.
Толерантность – это фактор, стабилизирующий личность изнутри, а также и извне, как фактор, направляющий отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой, который сегодня очень важен. Однако в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что ещё более важно. Поэтому, занимаясь проблемой воспитания толерантности в обществе, необходимо не выпускать из вида оба аспекта толерантности и, что важно, работать с ними параллельно.
Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придётся «тащить траву из земли», а когда придёт весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разног уровня.
Исходные принципы толерантности:
1)отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
2)добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто ещё не «просвещён»;
3)умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определённый момент дисциплинирует людей, при этом формируя определённые нравы;
4)подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение закона, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;
5)принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.
Важность поиска путей воспитания толерантности
Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней – психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп.
Одним из принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», - сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» - возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Возможно, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для психологов и весьма важной для развития толерантности.
Выводы по исследовательской работе
В нашей работе, изучив достаточно обширный список литературы, проведя социологический опрос среди, проанализировав эти исследования, мы пришли к следующим выводам:
Нетерпимость, действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.
Современный мир нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации.
Поэтому необходимо решение следующих задач:
1.Развитие нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности;
2. Разработка действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодействия со средствами массовой информации и их поддержка для переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;
— использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов;
3.Совершенствование и развитие методологических основ политики в области становления гражданского общества.
4. Разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;
5.Разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
6. Разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:
а) разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;
б) разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
в) разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма;
г) реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.
И все это нужно осуществлять уже с раннего возраста, ведь все правила жизни для того или иного человека, берут начало еще с самых малых лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крестьянинова, Е.Н. Концепция «Культура-цивилизация» /К.Леонтьева // Cб. Философия культуры-97. Тез. докл. На российской научной конф. «Человек в культуре – культура в человеке», посвященной 60-летию В.А.Конева, Самара: «Самарский университет», 1997. С. 164;
2. Цветкова, И.В Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. На Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151.
3. Шрейдер, Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990. С.7-25. С.8.
4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов.- М.: 2000. С.7.
5. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. С.24.
6. Цветкова, И.В Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. На Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.156.
7. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М Прохорова и др. М., 1980. С.1348.
8. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. М., 1985. С.357.
9. Лефевр, В.А. От психофизики к моделированию души // Вопр. Философии. 1990. №7. С.25-31.
10. Луковицкая, Е.Г. Неопределённость и толерантность к неопределенности-психологическое определение / Новгород, 1996.- С.16.
11. Шевченко, В. Г. Толерантность общества и безопасность личности / В.Г.Шевченко.–М.: ООО ПКЦ Альтекс, 2008.
12. Интернетные ресурсы:
13. http: //rl-online.ru/info/authors/91.html
14. http: //www.rol.ru/news/misk/news/03/02/11_037.htm
15. http: //dl.biblion.realin.ru/text/11_Bogoslovskij_Sbornik._g.Tobolsk,_2002g/dlya-…
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Самый главный и трудный вопрос
Акварельные гвоздики
Мороз и заяц
Астрономы получили первое изображение черной дыры