Цель моей работы – найти и разобрать связь между шахматами и математикой, воспользоваться этой связью при решении математических задач.
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 95.09 КБ |
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 57 г. АСТРАХАНИ»
Исследовательская работа
По теме: Закономерности и связи в шахматах и математике
Астрахань
2012г.
I. Введение | |
II. Связь между шахматами и математикой | |
1. Симметрия в шахматах |
|
2. Система координат | |
3. Чётность, нечётность | |
4. Геометрия шахматной доски | |
5. Решение задач | |
III.Заключение | |
10. Список литературы | |
C ранних лет я занимаюсь шахматами. Имею медали и дипломы за призовые места в шахматных турнирах. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным. Также я заметил, что и в науке математике не обойтись без логики и точного расчета. А взаимосвязаны ли игра и наука, шахматы и математика? Если связаны, то как? И есть ли в игре что-то от науки, а в науке от игры? На эти вопросы я и попытаюсь ответить в своей работе.
Таким образом, целью работы будет являться выявление закономерностей и связей между шахматами и математикой.
На основании изложенного выше, выдвину гипотезу: предположим, что между математикой и шахматами есть взаимосвязь.
Исходя из цели и гипотезы, необходимо определить задачи работы:
1. Составить вопросы и провести опрос среди школьников класса
1. Изучить научную литературу по данному вопросу.
2. Найти связь между шахматами и математикой.
3. Разобрать на примерах, в чем заключается эта связь.
4. Сделать вывод
. Цель моей работы – найти и разобрать связь между шахматами и математикой, воспользоваться этой связью при решении математических задач.
2. Анкетирование
Для более эффективной работы я решил узнать у сверстников, играют ли они в шахматы и как относятся к математике, для чего разработал вопросы анкеты и провёл опрос среди своих одноклассников.
Анкета-опрос
а. только слышал об этой игре;
б. знаю ходы некоторых фигур;
в. уверенно играю с друзьями;
г. участвую в шахматных турнирах
2. Любишь ли ты математику?
(да, не очень, нет)
3. Как ты думаешь, связана ли игра в шахматы с наукой математикой?
(да, нет, затрудняюсь ответить)
В опросе принимало участие 22 человека. Вот какие интересные и противоречивые результаты я получил:
1 вопрос 2 вопрос
3 вопрос
2.Связь между шахматами и математикой
Когда персидский шах впервые познакомился с шахматами, он был восхищен их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его подданным, шах позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку. Властелин пообещал выполнить любую просьбу мудреца, и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски мудрец попросил положить одно зерно, на второе – два, и т. д., на каждое последующее вдвое больше зерен, чем на предыдущее. Шах приказал быстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду. Однако на следующий день придворные математики сообщили своему повелителю, что не в состоянии исполнить желание хитроумного мудреца. Оказалось, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся не только в амбарах всего царства, но и во всех амбарах мира.
Это число записывается двадцатью цифрами и является фантастически большим. Подсчет показывает, что амбар для хранения необходимого зерна с площадью основания 80 кв. м. должен простираться от Земли до Солнца
В первую очередь попробуем найти эту связь. Для этого мы рассмотрим шахматную доску.
8
7
6
5
4
3
2
1
а b c d e f g h
Рис.1
3. Симметрия в шахматах.
На шахматной доске можно провести прямую, разделяющую левый и правый фланги доски (граница между вертикалями «d» и «e») или нижнюю и верхнею части (граница между четвертой и пятой горизонталями). Если, скажем, белый конь стоит на с2, а черный на с7, то мы говорим, что эти кони расположены симметрично. В данном случае мы можем говорить о таком математическом явлении, как осевая симметрия, где осями будут являться прямые, разделяющие фланги и горизонтали. Осями являются и большие диагонали.
Симметрия, как общий принцип гармонии в молекулах, кристаллах, живой природе имеет глубокий смысл. Изучение ее проявлений, закономерностей играет важную роль в математике, физике, химии, биологии.
Разнообразные мотивы симметрии встречаются на шахматной доске. С одной стороны, речь может идти о симметрии естественной, т. е. возникающей в процессе шахматной партии, а с другой стороны, - используемой в шахматных задачах и этюдах.
а b c d e f g h
8
7 6 5 4
3 2 1
рис.6
Симметрией обладает и исходное расположение шахматных фигур.
Известна такая забавная история. Некто явился в шахматный клуб и объявил, что нашел верный способ не проигрывать черными. «Каким образом?» - спросили его. «Очень просто, - ответил гость, - повторяя ходы противника!» Сыграть с наивным изобретателем вызвался С.Ллойд, который и объявил ему мат в 4 хода. Неясно, как Ллойд это сделал. Я могу поставить мат за 6 ходов при полной симметрии фигур.
1) с2-с4 с7-с5
2) е2-е3 е7-е6
3) Кg1-е2 Кg8-е7
4) Кb1-с3 Кb8с6
5) Кс3-е4 Кс6-е5
6) Ке4-d6х
4. Система координат
Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу – и обозначить их числами.
В ХIVв. Французский математик Н. Оресм ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.
Это нововведение оказалось чрезвычайно продуктивным. На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Основная заслуга в создании метода координат принадлежит французскому математику Р. Декарту.
Декартовая система координат на плоскости задается взаимно перпендикулярными координатными прямыми с общим началом в точке О и одинаковым масштабом. Точка О называется началом координат. Горизонтальная прямая называется осью абсцисс или осью х, вертикальная – осью ординат или осью у. Координатную плоскость обозначают хОу.
рис.7
рис. 8
На рисунках мы видим билеты в цирк и театр. На каждом из них дано описание того, где находится место владельца данного билета: номер ряда и номер места в этом ряду.
Описание того, где расположен тот или иной объект (предмет, место), называют его координатами. Так на билете в цирк номер ряда и номер места в ряду - координаты этого места.
А причем здесь шахматы? На шахматной доске тоже есть координаты. При профессиональной игре обычно ведут записи (обозначение фигур и координаты этих фигур).
На рисунке 3 мы видим, некий алгоритм определения координат чёрного короля.
(Кр. c2) 2
с
Рис.
Система координат используется не только в шахматах, но и в других играх, например морской бой и другие.
5.Четность и нечетность.
Число – одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения. Со временем люди научились не только называть числа, но и обозначать их цифрами (условные знаки для обозначения чисел).
Цифры 0, 2, 4, 6, 8 называются четными, а цифры 1, 3, 5, 7, 9 нечетными. Из признака делимости на 2 следует, что натуральные числа, которые делятся на 2, называются четными, остальные – нечетными.
На шахматной доске так же есть чётность и нечётность. Тут они связаны с номером хода. При каждом ходе король меняет четность хода. Например, первый ход – нечётный, второй – чётный и т.д. (рис.11)
Чётность, нечётность на шахматной доске ещё раз подтверждают прямое отношение шахмат к математике.
6.Геометрия шахматной доски
Можно сказать, что ничего удивительного и интересного здесь нет. Можно подумать, что при виде шахматной доски мы сразу вспоминаем геометрию (из – за геометрической формы доски). Это, безусловно, так, но геометрическая форма ещё не всё. Дело в том, что при игре в шахматы, как и в любой другой науке, есть свои определённые правила. И существует такое правило, как правило, квадрата. Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. При этой композиции неопытные шахматисты рассуждают так: пешка идет сюда, король туда, пешка сюда, король туда и т.д. и при этом они часто путаются и, в конце концов, просчитываются. Однако исход игры легко оценить при помощи «правила квадрата». Достаточно выяснить, может ли король при своем ходе попасть в квадрат пешки, - в данном случае изображенном на рисунке.
8
7
6
5
4
3
2
1
а b c d e f g h
Итак, в нашей композиции черные при ходе делают ничью (попадают в квадрат), а при ходе противника проигрывают.
7.Решение задач
7.1. Задачи на четность, нечётность
Вы, наверное, заметили, что, делая каждый ход, конь меняет цвет клетки, на которой он стоит. Следовательно: каждый нечетный ход конь будет вставать на чёрную клетку. Исходя из этого и зная то, что конь должен вернуться на клетку А8, белого цвета, мы можем сказать, что он вернется через четное число ходов.
Как и в предыдущем задании при каждом ходе конь меняет цвет клетки, на которой он стоит. Следовательно, на доске 63 хода (нечетное число), а8 – белая клетка, при 63 ходе конь будет на чёрной клетке.
7.2. Задача на разделение шахматной доски
Из шахматной доски 8*8 вырезали две противоположные угловые клетки. Докажите, что остаток доски нельзя разделить на доминошки (прямоугольники1*2). Решение:
Так выглядит доминошка: . На шахматной доске, при удалении двух угловых клеток (а это либо две белых, либо две чёрных клетки), у нас получится 30 чёрных (белых) и 32 белых (чёрных) (рис 5). А это значит, что мы не сможем разделить оставшуюся часть доски на доминошки (так как неравное количество чёрных и белых клеток).
рис. 12
9. Заключение
В самом начале своей работы я поставил себе цель найти связь между шахматами и математикой, и считаю, что выполнил поставленную задачу. На примерах я подробно разобрал эту связь.
Вывод: математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают ребятам развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять.
В дальнейшем, я разберу то, что осталось для меня загадкой, и я обязательно буду продолжать играть в шахматы, чтобы знать математику на пять.
Список литературы:
Сказка на ночь про Снеговика
Золотая хохлома
Сказки пластилинового ослика
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Под парусами