Это учебно-исследовательская работа, в которой раскрывается связь между моралью русских пословиц и христианской нравственностью, заключенной в десяти заповедях.
Вложение | Размер |
---|---|
poslovicy.doc | 77.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 37
Дзержинского района города Волгограда
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНОСКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ
Выполнила: Фурманова Ксения,
ученица 8 класса МОУ СОШ №37
Руководитель: Мелихова Ю.А.
педагог доп. образования
МОУ Центра «Истоки»
Волгоград 2012
Оглавление
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Происхождение русских пословиц………………………..4
Глава 2. Пословицы как словесные «иллюстрации»
христианских заповедей………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………….12
Введение
Пословицы ярко и образно украшает русскую речь. Уникальность пословиц, на наш взгляд, состоит в том, что в столь краткой форме в них отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского человека.
Пословица воспитывает, учит добродетелям, высмеивает человеческие пороки. Пословица тесно переплетается с действительностью.
Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости.
Цель нашей работы доказать, что многие русские пословицы являются иносказательным отражением православных заповедей.
Задачи:
Объект нашего исследования – русская культура.
Предмет - русские пословицы.
Актуальность нашей работы связана с тем, что современный язык всё больше и больше утрачивает свою глубину и богатство, загрязняясь нецензурной лексикой. Тогда как пословицы служили нашим предкам прекрасным средством лаконичного выражения мысли, эмоций и отношения к положительным или отрицательным реалиям жизни. Мы считаем, что пословицы должны стать снова популярными и войти в лексикон современного человека.
Глава 1. Происхождение русских пословиц
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью.
Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.) и др. Начиная с XVII в. создавались рукописи — сборники пословиц.
Часть пословиц, укоренившихся на Руси, рождена устным народным творчеством; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел»), Библии и других религиозных источников [см. 2].
Многие пословицы происходят из произведений русских писателей — «Горя от ума» Грибоедова, басен Крылова.
Итак, мы можем сделать вывод, что пословицы, как правило, берут своё начало из христианских источников и, следовательно, имеют воспитательное назначение и духовно-нравственное содержание.
Глава 2. Пословицы как словесные «иллюстрации»
христианских заповедей
Мы предполагаем, что некоторые русские пословицы и православные заповеди имеют общую мораль. Для этого мы раскрыли смысл десяти заповедей, данных через пророка Моисея и записанных в Ветхом Завете, а затем, анализируя смысл пословиц, отнесли их к той или иной заповеди.
1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»[1].
Эта заповедь предполагает веру в единого Бога, Творца всего мира[2].
Этой заповеди соответствуют, на наш взгляд, следующие пословицы:
2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
Эта заповедь предполагает то, что человек не должен ни от чего зависеть: ни от своих вредных привычек, ни от людей, несущих дурной пример, ни от чужого мнения, то есть обладать внутренней свободой. Иллюстрируют эту заповедь, по нашему мнению, такие пословицы, как:
3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта заповедь предполагает то, что человек не должен произносить имя Господа просто так, для красного словца. Пренебрежение к имени Божьему показывается не только словами, но и делами. Кроме того, эта заповедь учит бережному и внимательному отношению к всем своим словам. На наш взгляд, эта заповедь хорошо выражается в следующих пословицах:
2. Ради красного словца не пожалеешь отца.
3. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
4. Что написано пером, того не вырубишь топором.
5. Не много слов, да много дела.
6. За собой слова не удержав, за людьми не удерживают.
7. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
8. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.
9. Дела словом не заменишь.
10. Думай дважды, говори раз.
4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить Богу добрыми делами и молитвой. Интерпретацией этой заповеди, на наш взгляд, являются такие пословицы, как:
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3. Что потопаешь, то и полопаешь.
4. Без дела жить- только небо коптить.
5. Без труда и отдых не сладок.
6. Терпение и труд все перетрут.
7. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.
8. Богу молись, а сам трудись!
9. Труд человека кормит, а лень портит.
10. Не хлебом живы, молитвою.
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословицах.
1. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
2. Ближе матери друга нет.
3. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
4. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.
5. Живы родители — почитай, померли — поминай!
6. Поперёк батьке в пекло не суйся!
7. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
8. Мать — святыня, с ней не спорят.
9. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
10. Нет родителей - нет покровителей.
6-я заповедь: «Не убивай».
Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – дар Божий, и только Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Эта заповедь также имеет свое отражение в народном фольклоре – в пословицах:
1. На убийце кровь. Кровь пути кажет.
2. Сгубить легко, да душе каково?
3. И муху убить, так руки умыть.
4. Удавился, так сатане обручился
5. Кто с мечом к нам пришёл, от меча и погибнет.
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».
Эта заповедь предполагает чистоту, верность и любовь между людьми, состоящими в законном браке. Эта заповедь была укоренена в русской культуре, свидетельством чего, как мы думаем, можно считать целый ряд существующих пословиц:
1. Выбирай жену на целый век.
2. Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.
3. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
4. Где любовь да совет, там и горя нет.
5. У кого нет жены, у того нет близкого.
6. С милым мужем и зимой не стужа.
7. Сварливая жена - в доме пожар.
8. Не мил и свет, коли милого нет.
9. Любящих и Бог любит.
10. Любовь не знает мести, а дружба — лести.
8-я заповедь: «Не кради».
Этот заповедь подразумевает как явные, так и тайные грехи. Она порицает воровство и грабёж, требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт кого-то, также является грехом. Доказательством того, что воровство порицалось в русской культуре, служат многие пословицы:
1. Без спроса взял, да не сказал - так украл.
2. Не украл, так взял, а вором стал.
3. Воровство - последнее ремесло.
4. Вор ворует, а мир горюет.
5. Украсть - в беду попасть.
6. Купленный сухарь краденого пирога дороже.
7. Украдено мудрено, да будет найдено.
8. Украдешь песчинку - заплатишь полтинку.
9. Вора помиловать - доброго погубить.
10. Сколько вору ни воровать, кнута не миновать.
9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Заповедь упрекает клевету, рассчитанную на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление. Она запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, а также осуждает всякую ложь. Иносказательную иллюстрацию этой заповеди мы снова находим в русских пословицах:
1. Раз солгал, а на век лгуном стал.
2. Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.
3. Кто не врет, тот спокойно живет.
4. Лжецу и в правде не верят.
5. Меньше врется - спокойней живется.
6. Лжец - всегда неверный друг, обожжет тебя вокруг.
7. Неправдой не проживешь.
8. Лихо будет тому, кто неправду делает кому.
9. Где нет правды, там и добра нет.
10. Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.
10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего». Заповедь порицает зависть в душе человека.
В речи «проповедником» этой заповеди служат такие пословицы, как:
1. Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
2. Злой плачет от зависти, а добрый от радости
3. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.
4. На чужую кучу нечего глаза пучить.
5. Не коси глаз на чужой квас.
6. Сытый волк смирнее завистливого человека.
7. На чужой каравай рот не разевай.
8. Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти чирикать разучился.
9. Завистнику и курица соседа гусыней кажется.
10. Завистливый злее волка голодного.
Итак, мы можем сделать вывод, что многие пословицы являются словесной иллюстрацией и иносказательным выражением в обыденной лексике человека христианских заповедей, а значит, они, как посредники между вероучением Церкви и повседневной жизнью человека, обогащают последнюю нравственными ценностями и идеалами.
Заключение
Изучив происхождение пословиц, а также сравнив их мораль с заповедями, мы пришли к выводу, что культура русского народа неразрывно связана с Православием. Христианские традиции и постулаты прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в меткие выражения – пословицы.
Мы считаем, что оскудение русского языка происходит по причине исчезновения из него высказываний, выражающих народную мудрость, ведь пословицы — это бесценное культурное достояние нашего народа.
Иными словами, исчезновение из употребления пословиц делает наш родной язык намного беднее, невыразительнее и однообразнее, а вместе с тем, приводит к утрате живого и непосредственного влияния христианской нравственности на современное общество.
Было бы хорошо, если человек, проявляя достоинство, то есть уважение к себе и другим, вместо нецензурных слов, ввел бы в свой повседневный лексикон пословицы!
Литература
[1] Заповеди даются по Православному Катехизису [см. 1]
[2] Объяснение заповедей мы приводим в своем изложении, основываясь на изложение Катехизиса [см. 1]
Машенька - ветреные косы
Сочинение
3 загадки Солнечной системы
Заяц, косач, медведь и весна
Рисуем акварельное мороженое