Данная исследовательская работа содержит материалыо роли казачества в истории нашей малой родины - Амурских земель. Работа поднимает вопросы заселения амурских земель, и влияние на эти процессы казачества
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 191.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное
учреждение Гимназии №8 городского
округа города Райчихинска Амурской области.
Научно-исследовательская работа
по теме:
«Роль казачества в истории становления и развитие Амурских земель»
Работу выполнила: Ученица 10 класса
Токарева Ксения
Научный руководитель:
Токарева Ольга Владимировна
Г. Райчихинск
20011 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………….
I Историография вопроса………………………………………………………………...
II Казачество, как сословие Российского общества
III Амурское казачество в заселении Амурской области. Этапы освоения
IV Влияние культуры казачества
Результаты исследования………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С чего начинается Родина? Для нас – с великой и многоводной реки Амур. Всё тут дорого сердцу русскому: и вековые мохнатые деревья, укрывшие берег реки, и бесчисленные «окна озёр», и покрытые дымкой сопки, убегающие за горизонт, и чёрные полосы вспаханной целины…
Край далёкий - с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, - это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты. (Пётр Комаров)
{ «Амур – река подвигов». Ред. С.М.Маркова, Хабаровск, Кн. изд., 1970 – 976с.}
Прошло уже триста с лишним лет, как здесь впервые ступила нога русского человека. Первый отважный землепроходец, завидев здешние места, никем не занятые и никем ещё не освоенные, сразу же сердцем прикипел к ним. А кто этот отважный землепроходец? – задаюсь я вопросом каждый раз. Не трудно догадаться – Это казак! Русский казак!
Очень точно в своём стихотворении Серебряный кубок (Амурская легенда) Пётр Комаров описывает предысторию появления казаков на Амуре.
<>Давно это было. Июльской порой
Шестьсот сорок третьего года
Казаков сибирских в поход боевой
Якутский послал воевода.
Посадские жены кричали навзрыд,
Людей провожая охочих.
К Амуру, где эта застава стоит,
Казаки поплыли на кочах.
Кого они встретят в чужой стороне,
Каких там дождутся подарков?
А кочи бегут и бегут по волне,
Ведёт их Василий Поярков.
Уже на исходе пожитки с казной,
Но скрыта дорога во мраке.
И голод, и холод, и ветер, и зной
В пути испытали казаки.
Секла их дождями небесная твердь,
Под снегом они ночевали,
И многих застигла короткая смерть
В сугробах на зимнем привале<>
…Казаки клянут окаянные дни
И ждут облегченья походу,
Весной, наконец, увидали они
Большую Амурскую воду.
И сразу забыты мороз и туман,
Ночлег по-звериному – в яме.
Казаки кричат: «Погляди атаман,
Какая река перед нами!»
Вздымается солнце, и пар над рекой
Колеблется в розовых клубах.
Встал в лодке Поярков и машет рукой:
«Подайте серебряный кубок!
Другое ему назначенье дано –
Быть вечной утехой народу.
Но нынче, казаки, я пью не вино,
А эту холодную воду!».
Воды зачерпнув после речи такой,
Он пил её жадно и долго.
«Пусть будет Амур нашей русской рекой,
Как старая матушка – Волга!» <>
На пути к освоению края стояло немало препятствий. И среди них главными были – недальновидность царских сановников, считавших ненужной затеей амурское дело; великодержавные территориальные притязания соседней страны. Но казаки по велению сердца и приказу Царя-Батюшки отправлялись в далёкие и, ни кем ещё не изведанные, Амурские земли!
Тема моей исследовательской работы: «Роль казачества в истории становления и развитие Амурских земель». Эта тема меня особенно заинтересовала, когда я узнала из родословного древа, что в моей крови течёт казачья, мой прадед был атаманом, принимал участие в освоении Амурских земель, образовании казачьих станиц, его родители прибыли из Центральной России поселились в новом Кумарском остроге много лет назад…
Актуальность исследования. История А.о. вопрос достаточно хорошо изученный и изучаемый сегодня, но история казачества и его роль в развитии и становлении Амурских земель тема достаточно проблематичная и мало изученная.
Не так давно мы отпраздновали 150-летии Амурской области. В честь этой даты по всей области проводилось множество мероприятий, конкурсов, для расширения знаний о Родном крае его жителей. Сегодня предпринимаются попытки возрождения казачьей культуры, люди охотно вспоминают казачий быт (песни, творчество), восстанавливаются казачьи полки (войска). Прежде всего, поэтому я решила заняться исследованием данной темы.
Практическая ценность. Результаты исследования могут представлять научно-практическую ценность в процессе современных исследований истории казачества в Амурской области, многие изучают историю Амурской области в общем, либо конкретизируются в области коренного населения и культуры, я же попыталась в своей работе выявить именно роль КАЗАЧЕСТВА в истории становления и развитие Амурских земель.
Целью моей исследовательской работы: Исследовать роль казачества в становление Амурских земель и проследить судьбы Амурского казачества в прошлом и настоящем.
Понятно, что рассказать о местах, где начинается наша Родина, о родной амурской стороне, - не лёгкое дело. Да я и не ставила такую цель. И задачи мои более скромные:
-дать характеристику казачеству, как служилому сословию, игравшему одну из важнейших ролей в освоении русских земель, изучить амурское казачество 17 в. и 19 в.
- выявить причины появления казачества на приамурских землях,
- определить этапы заселения казаками амурских земель (охарактеризовать),
- выявить особенности жизни амурских казаков и влияние этих особенностей на формирование первых поселений (быт, хозяйственная деятельность, культура);
- охарактеризовать судьбу казачества сегодня,
- обозначить на карте (сёла и станицы).
Объект исследования: Амурское казачество в 17-19 веках
Предмет исследования: роль казачества в процессе становления и развития Амурских земель.
Для изучения выбранной мною темы я вывела гипотезу, которую в процессе работы я намерена доказать или опровергнуть.
«Возможность присоединения Амурских земель к России во второй половине 19 века во многом была предопределена влиянием казачества»
Историография вопроса
Повышенное внимание к «амурскому» вопросу» было проявлено уже в 60-е годы XIX века. Наиболее ценная информация о Дальнем Востоке, составе и занятиях переселенцев, бытовом укладе казаков, их духовной жизни содержится в трудах деятелей Российского географического общества – работах М.И Венюкова, С.В. Максимова, Н.М. Пржевальского, Г. Бартоломея, несколько позже Н.Краснова. Однако многие из указанных работ носили характер дорожных повествований и бытописаний, им недоставало целостного, последовательного изложения. В 90-е годы XIX - начале XX столетия произошло качественное изменение в историографии дальневосточного казачества. Тематика исследований стала отличаться большим разнообразием, попытками всестороннего изучения истории и культуры казаков. Особенно это характерно для работ П.Ф. Унтербергера, содержащих сравнительный анализ хозяйственного уклада казаков и крестьян, описание быта, нравственно-психологических особенностей казачьего характера. В это время формируется и «собственно казачья» историография. Сред авторов трудов появились имена организаторов-практиков, участников «амурского дела» из числа казачьих офицеров. Богатый конкретно-исторический материал о военной организации, отношении казаков к службе, участии в боевых действиях, бытовой стороне жизни казачьего населения имеется Ф. Буссе, Н. Эпова, Оверина, Р. Иванова,. Но недостаткам их публикаций является односторонность исследования, непрофессионализм, зачастую отсутствие критического анализа и объективных оценок происходящих событий. В историографии советского времени монографические исследования о казачестве стали редкостью., так как казачеством оказалось против новой советской власти. В 1925 году вышла в свет книга С.В. Бахрушина «Казаки на Амуре», которая долгие годы оставалась единственным исследованием истории дальневосточного казачества.
В целом историографии 20-80 годов XX столетия казачество исследуется как часть сельского населения Дальнего Востока, в контексте демографических, социально-политических и экономических проблем. Контуры материальной культуры казачества через призму социально-экономического развития можно проследить по работам А.М.Брянского, И. Бояра.
С 90-х годов XX века, в процессе движения за возрождение казачества, произошёл крутой поворот в изучении его истории: создаётся теоретическая база, вводится в научный оборот новая информация на основе открывшихся для свободного пользования архивных источников. Вышли в свет монографии А.А. Гордеева, Н.Ю. Селищева, а так же посвящённые истории отдельных казачьих войск монографические исследования И.Я. Куценко, О.В. Матвеева.
Расширилась проблематика исследований, появились первые аналитические работы по казачьей культуре. Но в целом следует отметить, что большинство авторов анализируют исторический процесс, а культура в лучшем случае рассматривается лишь в отдельных разделах и главах, а то и вообще фрагментарно.
Для меня это стало проблемой, так как один из вопросов моего исследования – это культурологический аспект.
Духовные традиции дальневосточного казачества отражены в памятных книжках, словарях-справочниках, песенниках, литературном наследии казачьих поэтов Л.П. Волкова, А.Б.Карпова, воспоминания казаков.
Исследования историографов, изучающих казачий вопрос опираются на большой фактический материал, содержащийся в архивных документах, представляющий собой фундамент объективного исторического знания. Анализу подвергнуты нормативные документы, исходившие из центральных органов управления казачьими войсками – приказы, циркуляры, доклады комиссий, переписка, - которые стали законодательной основой переселенческой политики, материально производства, бытового устройства, организации образования и здравоохранения.
Обширный фактический материал содержится в делопроизводстве Амурского и Уссурийского казачьих войск: приказах, отчётах, обзорах, журнальных постановлениях, протоколах съездов и кругов, картах, схемах, и др.
Реальную картину казачьей жизни позволяют выявить приговоры станичных сходов, списки казаков и их семей, переселенческие ведомости, жалобы, прошения, письма рядовых казаков.
При исследовании культуры досуга использовались сценарии войсковых праздников и народных гуляний, описания обрядов и традиций, тексты казачьих песен, положения и уставы различных общественных организаций.
Культура. Дальневосточного казачества (вторая половина XIX – начало XX в.в.)
А.И.Коваленко. Благовещенск: ООО «Издательская компания «РИО», 2002, 160 с.
II. Казачество, как сословие Российского общества
Понятие казачества
Казак — член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства крепостных крестьян, холопов и городской бедноты (на Руси XIV-XVII вв.). (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)
Казак — др.-русск. козакъ "работник, батрак"; (Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера)
Казак — в Русском государстве 15 17 вв.: вольный человек из бежавших на окраины государства крепостных крестьян, холопов и городской бедноты. (Малый академический словарь)
Казак — представитель тяглого или податного сословия, уклонявшийся от тяжелых государственных повинностей и искавший более легкой жизни либо в вольных поселениях по окраинам Московского государства, либо в разбойничестве.
Казак — уроженец какой-нибудь войсковой области, льготный землевладелец, обязанный государству военной службой (в конном строю) на особых условиях.
Амурские казаки– военное сословие в Приамурье. Было образовано на основании Высочайшего Указа из частей забайкальских казаков 8 декабря 1858 г. по инициативе губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Столицей Войска стал город Благовещенск. Отличительный (символический) цвет для казачьей одежды – желтый. Войсковой праздник 17 марта. (Википедия)
История казачества, как сословия драматична. Находясь на службе у государства, казачество во все времена было опорой правящих политических кругов. Поэтому его история и культура формировались под влиянием существующего в обществе мировоззрения и господствующей идеологии. После гражданской войны память об этом военном сословии, игравшем важную роль в жизни дореволюционной России, целенаправленно стиралась в сознании народа.
Это в полной мере относится к казачеству Дальнего Востока. Преданная забвению история его культуры нуждается в восстановлении и по возможности, в объективном освещении. С этой целью автором был поднят большой пласт архивного материала, проанализированы имеющаяся литература, воспоминания современников.
Военное сословие, названное «казачеством», сформировалось в XIV-XVII веках из самых свободолюбивых представителей русского народа, и в 1916 году составляло 4,5 млн. человек. Причём около половины из 300 тысяч казаков, участвовавших в Первой мировой войне, погибли на фронтах или эмигрировали впоследствии, не приняв Октябрьскую революцию... А потом ещё были коллективизация и борьба с врагами народа, стоившая жизни многим, Великая Отечественная, на которой насмерть бились казачьи кавалерийские соединения...{ http://www.gazetakoroleva.ru/ }
Общая характеристика казачества, как служилого сословия
Откуда появилось слово «казак»? (приложение__) Слово «казак» - не русское. Оно взято из киргизского языка: киргизы с древнейших времён называют себя казаками. Полагают, что слово это пришло от татар, у которых казаками назвались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В эти отряды набирались лучшие наездники, которыми всегда были киргизы, т.е. казаки, потому и отряды назывались у них казаками.
Когда появились первые казаки на Руси? Во времена монголо-татарского ига. Монголо-татары покорили всю Русь. Они сожгли города, принудили князей платить им ежегодную дань, поселились в степях, прилегающих к Каспийскому и Чёрному морям.
С этого времени и начались страдания русского народа, жившего по соседству с татарами, которые часто грабили русские населения, а защищать их было некому. Особенно часто подвергались грабежам владения Рязанского княжества. И вот из числа жителей этого княжества стали выделяться люди, которые обязывались следить за кочующими татарами и предупреждать своих поселян об опасности. Для этого они разъезжали по границе и при появлении скопищ татар поджигали заранее приготовленные вехи. По этим сигналам жители убегали и угоняли свой скот в лес, благодаря чему в руки татар попадали только те, кто не успевал скрыться.
Сначала таких добровольцев было немного, но с течением времени количество их постепенно увеличивалось. Когда же в 1480 г. Великий князь Иван III прогнал татар и перестал платить им дань, из-за чего татары начали особенно часто совершать набеги, тогда и количество добровольцев, несших пограничную службу, стало увеличиваться. Они собирались в небольшие отряды, избирали себе начальника, называвшегося атаманом, и не только вступали в битву с наступавшими татарами, но и сами нападали на их поселения и угоняли их скот. За свою службу они освобождались от разных повинностей и стали зваться казаками.
Интересный факт: в 17 лет будущий казак-«малолеток» получал от деда шапку и выбирал себе жеребёнка.
Содержание казачьих войск очень дёшево обходилось государству. Главным отличием казачьей службы было то, что снаряжался казак и вооружался за собственный счёт. Обходилось это казачьей семье более чем в 300 рублей.
АТАМАН. Символ атаманской власти – булава атаманская (короткий жезл, в древности он использовался как оружие).
Указатель местонахождения атамана: бунчук – конский хвост на высоком древке.
КАЗАК. Курень – воинское подразделение вольного казачества и сооружение для жилья (типа казармы, хаты).
Рада – совет – высший совещательный орган у казаков.
«Порядок общей пользы» - первый документ, регламентирующий жизнь казаков.
Серьга в ухе казака: имела не только символическое значение, но и означала роль его и место в роду. Так, серьга в левом ухе указывала на то, что он единственный сын у матери, в правом – что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир мог принять решение, кого следует беречь в бою. Этот древний обычай поддерживается всеми казаками.
Особенности казачества. С детства прививали товарищескую верность, гордость за принадлежность к казачьему сословию, дисциплинированность, доблесть и честь, патриотизм в духе христианской веры. Таким образом культивировалась, взращивалась особая психология природного воина. Уже на сороковой день после рождения отец по обычаю надевал сыну саблю, подстригал волосы в кружок и сажал на коня, а возвращая матери, говорил: «Вот тебе казак».
С 3-5 лет мальчиков приучали ездить верхом. Стрелять учили с семи. А шашкой рубить – с десяти. Сначала пускали тонкой струёй воду и «ставили руку», чтобы клинок шёл под правильным углом и резал воду. Передавали особые хранившиеся в роду секреты.
III Амурское казачество в заселении Амурской области.
Этапы освоения
1. появление казачества, экспедиции
2. Создание 1-х поселений
3. Обратный путь казачества (по Нерчинскому договору)
4. «Застой» (с 18 до середины 19 века ничего не происходило)
5. 19 век – возвращение казаков в Амурские земли
6. Упразднение АКВ
1. появление казачества, экспедиции
В XVII в. русские землепроходцы раздвинули границы России до берегов Тихого океана. Одних манили богатства неведомых земель, другие шли за волей и лучшей долей. Казаки, купцы, промышленники, служилые люди и беглые крестьяне основывали остроги, закрепляя влияние России в присоединенных землях. Главным богатством Сибири тогда была пушнина, а вот плодородных земель не хватало. Поэтому так важно было освоить юг Дальнего Востока.
По мере продвижения русских землепроходцев на восток - "встреч солнца" - открытые новые земли включались в состав Рус ского государства, создавались административные управления новых территорий - воеводства. Воеводам вменялось в обязанность состав лять описания новых земель, собирать ясак (налоги) с местного на селения, расширять границы земель российского владения.
В 1638 г. было создано Якутское воеводство, включавшее все территории к востоку от озера Байкал, но без обозначенных границ на востоке. Якутские воеводы формировали экспедиционные отряды и направляли их на освоение новых территорий на северо-востоке Азии, к побережью Охотского моря и в Приамурье. В конце 30-х гг. XVII в. в Якутском воеводстве от местных эвенков-охотников были получены некоторые сведения о большой реке Шилькар (Шилка), находящейся за горными хребтами южнее бассейна реки Лены, и о живших там земледельческих племенах дауров.
В 1639 г. в бассейне реки Шилки побывали енисейские казаки отряда Максима Перфильева. Хотя они до Амура не сумели дойти, но получили много достоверной информации о местности и населении - даурах. Эти сведения они передали якутским воеводам. А якутские воеводы в 1641 г. направили отряд Еналея Бахтеярова на реку Витим, приток Лены, для поисков рудных земель, а также пашенного насе ления и для сбора ясака в пользу царской казны.
Одновременно в Якутске получили сведения об устье большой реки, впадающей в море далее на востоке. И туда был направлен отряд Ивана Москвитина. Отряд вышел к Охотскому морю и при устье реки Ульи поставил зимовье. Перезимовав, летом 1639 г. на кочах - больших лодках, построенных казаками, вдоль охотского побережья отряд Ивана Москвитина вышел к устью реки Амур. От местного населения казаки узнали название реки - "Амур", что на нивхском языке означало "большая вода". В 1641 г. отряд Москвитина вернулся в Якутск, представив воеводам подробное описание прой денного пути и чертежи тех мест.
Сведения о даурах и о реке Амур были получены и от отряда Бахтеярова, и от промысловиков, добравшихся до реки Шилки. Так, известно, что один из промысловиков, Семен Аверкиев, промышляя в верховьях притоков Амура, попал в плен к даурам, побывал в их селениях на реке Шилькаре (Шилке). После освобождения из плена Аверкиев вернулся в Якутск и рассказал об увиденном, о населении тех мест и о реке Шилке.
Для якутских воевод Даурия стала представляться как богатая земля с хлебными угодьями и серебряными рудами.
В 1643 г. на разведывание богатых даурских земель и реки Шилькар, где, по сведениям охотников, есть залежи серебряных руд, направ лена экспедиция, во главе которой поставлен письменный голова (помощник воеводы) Василий Данилович Пояр ков. В экспедицию включены служилые люди, два толмача (перевод чика), знающие даурский язык, охочие люди, охотники-проводни ки, знавшие путь к реке по речным долинам. Экспедиция на лодках с запасом продовольствия, боеприпасов, товаров для обменной тор говли двинулась по реке Лене до ее притока Алдана. Затем вверх по Алдану добрались до притока Алдана Учура, далее по притоку Учура Гонаму вышли к отрогам Станового хребта. Там соорудили зимовье и остались до весны. Часть отряда во главе с Поярковым по снегу выш ла через водораздел к реке Брянте, притоку реки Зеи. По Брянте прошли до Зеи и затем по Зее вышли к реке Умлекан, притоку Зеи, там встретили даурские селения и остались на зимовку. А весной к ним присоединилась остальная часть отряда с грузом, и они на лод ках двинулись вниз по Зее к Амуру, который в среднем течении ме стное население называло "Шилькаром".
По Амуру сплавились в ус тье реки, там снова зазимовали и уже летом 1645 г. по Охотскому морю вдоль берега добрались до зимовья Ивана Москвитина на реке Улье. Там снова зазимовали и только летом 1646 г. вернулись в Якутск. Это была первая ознакомительная экспедиция на Амур, кото рая собрала достоверные сведения об этой реке и местном населе нии. Результаты экспедиции изложены в "отписках" и в "чертеже" пройденного пути. Амур был открыт. Поход был трудным и с боль шими потерями: из 132 служилых и промысловых людей вернулись только 33 человека.
Поход Пояркова в Приамурье открыл для России эти территории. Но это был лишь ознакомительный, разведывательный поход. К тому же отряд Пояркова прошел по Амуру лишь начи ная от впадения в него реки Зеи. Заслуга открытия всего течения Амура от его истоков (от слияния рек Шилки и Аргуни) до его устья принадлежит Ерофею Хабарову.
Ерофей Павлович Хабаров (в документах XVII в. "Ярофей") - сольвычегодский крестьянин, ушедший в поисках лучшей доли на далекую реку Лену. Там, вблизи устья реки Киренги (притока Лены) основал подворье, освоил пахотные земли, основал соляную варни цу, построил мельницу, стал состоятельным предпринимателем. Но якутские воеводы стали взыскивать с него непомерные налоги. И снова он решил уйти — подальше от воевод, в богатые даурские земли. Собрал отряд единомышленников, закупил на свои средства необходимые боеприпасы и оружие и, получив согласие нового якут ского воеводы, выступил из Илимска в поход. От Илимска вышли на Лену, по Лене сплавились на лодках до притока Лены Олекмы, за тем по Олекме вышли к ее притоку Тунгиру, поднявшись далее по Тунгиру на водораздел с бассейном притоков Амура. Перезимовав здесь, перетащили волоком лодки в верховья реки Урки, притока Амура, и по ней сплавились на Амур. Три года отряд Хабарова осваивал территории Даурии. Местные жители были приведены в под данство Русского государства, с них собрали ясак пушниной. На бе регах Амура было основано несколько острогов-городов - Албазинский, Кумарский, Ачанский и др. Местному населению было объявлено, что отныне это земли российского владения. Экспедиция Хабарова со брала уникальные обширные сведения о новых землях, о населении бассейна Амура, составила чертежи-карты этих территорий. В 1652 г. прибывший из Москвы с небольшим отрядом дворянин Д. Зиновьев от имени центральной власти подтвердил распространение власти Российского государства на даурские земли. Экспедиция Хабарова утвердила права России на Приамурье. Отряд Хабарова закрепил об щее название - Амур - за всем течением реки. До этого верхнее течение Амура местное население называло "Шилькар" (Шилка), средний Амур - "Шунгари" (по названию притока Амура — Сунга ри), и только устье реки нивхи называли Амуром (или "Омуром", "Мамуром").
В 1654 г. на реке Шилке был основан Нерчинский острог, уч реждено Нерчинское воеводство, и все приамурские территории стали его составной частью. В 1682 г. создано Албазинское воеводство, объе динявшее все русское Приамурье как часть России.
Воеводы по указаниям из Москвы (Си бирского приказа) вменяли всем органи заторам отрядов землепроходцев в обя занность сбор сведений о новых землях и составление чертежей. Та кие материалы накапливались в сибирском городе Тобольске, вы полнявшем роль административного центра Сибири. В середине 60-х гг. XVII в. тобольский воевода П.И. Годунов получил задание составить чертеж всех Сибирских земель. Для этого собрали сведущих людей в Тобольск, в том числе и Е.П. Хабарова, и в 1667 г. это задание выпол нили. Составили "Чертеж всей России", где было представлено все Приамурье до острова Сахалина. Эту карту доставили в Москву. И когда в Китай было направлено большое посольство Н. Спафария, оно уже располагало необходимым картографическим материалом. Но и сам Спафарий получил задание уточнять расстояние между городами, наносить на карты все новые данные. Сделав остановку в Нерчинске, Спафарий дополнительно собрал материалы о Приаму рье и в 1675 г., после завершения путешествия в Китай, составил описание Амура под названием "Сказание о великой реке Амур", до полнив его чертежами с детальной схемой реки с притоками и описа нием всех примечательных мест.
В 1701 г. на основании сведений землепроходцев выдающийся сибирский картограф Семен Ульянович Ремезов составил фундаментальный атлас карт "Чертежная книга Сибири" с подробной харак теристикой и амурского бассейна. Таким образом, отважные русские землепроходцы и картографы внесли огромный вклад в картографи ческое описание Северо-Восточной Азии. Русские издания карт рас пространялись за рубеж, стали достоянием мировой географической науки.
(География Амурской области: учебное пособие. Под ред. Н.Г. Павлюк, 2005 г.)
2. Создание поселений
Первые казачьи поселения стали возникать уже в XVI веке при Иване Грозном, когда было снаряжено 2 посольства для поиска пути в Китай через Среднюю Азию и Монголию. После основания Тобольска его воевода посылал казаков на Дальний Восток. Тогда то Русские казаки и крестьяне заселяли Забайкалье и Приамурский край, построили вдоль Амура несколько острогов (огороженных поселений), крупнейшими из которых были Албазин на левом берегу Амура и Нерчинск на реке Шилка. (http://vikipedija.ru/)
Ачанский острог. Стены, две сторожевые, одна проезжая башня. Внутри несколько изб для жилья. Вокруг глубокий ров, за ним земляной вал. Под стенами городка поставлено ещё несколько изб. Городок на мысе Джары.
Албазино. Как коврижка на столе, возвышается это над окрестными лугами. Не случайно основал тут первое русское поселение Ерофей Павлович Хабаров: и земли привольные, и окрестности далеко просматриваются, что в то время было немаловажно. Первый острог был обнесён деревянным бревенчатым тыном. Когда Хабарова отозвали с Амура, казаки оставили острог; от времени он обветшал, разрушился. Восстановил его Никифор Черниговский. С 1665 по 1674 г.г. – был он выборным воеводой Албазина, вершил власть. Албазин рос: сюда перебирались крестьяне из Сибири, казаки и промышленные люди. Было основано кузнечное и кожевенное производство. После набегов маньчжур, известной всем «обороны Албазина» и Нерчинского мирного договора почти два столетия пустовали эти земли…
Кумарский острог. Основан на реке Кумары в 1654 году русскими казаками.
3. Обратный путь казачества (по Нерчинскому договору). Заключение Нерчинского договора
В конце XVII в. обстоятельства российской истории сложились так, что для контроля Амурскими землями требовались большие финансовые средства, военные силы, а находящаяся тогда у власти регентша царевна Софья не была заинтересована в этих землях, а больше решала вопросы укрепления собственной власти. Именно поэтому в 1689 году был подписан Нерчинский договор. По условиям Нерчинского договора, подписанного русским послом Ф.А. Головиным и представителями Цинской империи (Маньчжурс кая династия в Китае) в 1689 г., левобережное Приамурье от слия ния рек Шилки и Аргуни до Станового хребта переходило к Пекинс кому Китаю. Русское население Приамурья вынуждено было поки нуть эти обжитые места, селения и остроги были разрушены. На многие годы Приамурье оказалось в запустении, его исследование на полто ра столетия приостановилось. В таком положении Приамурье остава лось до середины XIX в.
Нерчинский договор и его роль (приложение __)
9 августа 1689 года добрался Головин до Нерчинска. Китайские послы прибыли раньше него. Посольство от Пекина составляло: Амбань-Гонготу-Торги; князь 1ё-й степени Тон-Чуегкан; дядя императора Чин-Гудзай-Эджен; вице-президент министерства иностранных дел Вейте-Люси; начальники войск: Лантань и Лантарги и др. Они приехали в Нерчинск 21 июля.
Головину пришлось столкнуться с неприятным положением: до 10 тысяч китайских войск было сосредоточено под Нерчинском, «чтобы подкрепить свои домогательства оружием», по меткому выражению богдыхана.
Войска албазинского осадного корпуса, квартировавшаго на реке Нонни, оставив в Айгуне 400-500 человек, пришли сюда частью водою на 76 судах с пушками, частью сушею чрез Аргунский острог. С сухопутным отрядом пригнали до 800 лошадей для немедленного сформирования конницы.
У Головина было только три полка: один стрелецкий и два казачьих, да нерчинские казаки, всего не более 2,000 человек.
Под угрозою в пять раз сильнейшего противника пришлось составлять Головину Нерчинский договор.
Переговоры начались в поле в 200 саженях от Нерчинска., между китайскими судами и городом.
По 250 человек китайцев и русских, вооружённых только саблями, назначены были к посольскому шатру. 500 человек русских были выстроены Нерчинском, 500 китайцев у судов на берегу Нерчи. В одно время с китайскими послами подъехали Головин к шатру, одновременно с ними вошёл в шатёр, который был разделён на две половины: русскую и китайскую. Русская половина была убрана коврами. Посреди стол, покрытый тоже ковром. На нём письменные приборы и часы. За стол сели Головин и Нерчинский воевода Власов в креслах и рядом с ними на стул дьяк Семён Корницкий. Китайские послы разместились на низкой скамье, покрытой войлоками. Неподалёку от них на малой скамье сидели иезуиты-переводчики: Перейра и Гербильон.
После приветствия приступили к переговорам. Головин предложил границею реку Амур, китайцы же потребовали оставить за собою Албазин, Нерчинск, Верхнеубинск и Селенгинск, т.е. всё пространство до Байкала. Они говорили, что Лена издревле была границею двух государств. Да кроме того, Забайкалье некогда было во владении монголов, а монголы теперь данники Китая, следовательно вместе с монголами и Забайкалье должно отойти Китаю.
Переговоры продолжались два дня; на другой день китайцы уступили русским земли западнее Нерчинска с тем, чтобы Нерчинск был пограничным городом, а границе быть вниз по реке Шилке. Китайцы стояли на этом твёрдо и начали толковать о прекращении переговоров.
Переговоры сначала велись на латинском языке через иезуитов, но потом, заподозрев иезуитов в «отсебятине», стали переговариваться на монгольском языке.
К концу второго дня (13 августа) китайцы настаивали, чтобы граница была по Шилке, а Головин предложил по Зее. На этом и расстались.
Китайцы велели снять свои шатры, заявляя, что более съезжаться не станут.
Далее личные переговоры прекратились и начинается пересылка переводчиков. Сами же послы не виделись.
14 августа приехали к Головину иезуиты спросить:
-Какая будет уступка?
- Никакой, отвечал Головин.
-Китайцы обычаев политики не знают и имеют склонности к войне, говорили иезуиты.
Головин отвечал иезуитам:
- За старание в пользу мира будет вам милость Московского царя, но войны русские не бояться.
Между тем до Головина доходили слухи, что китайцы сносятся с окрестными ясачными бурятами и те хотят вместе с ними напасть на Нерчинск.
14-го приехали опять иезуиты. Китайцы сделали маленькую уступку: «…быть границе вниз по Шилке до Чёрной реки»
Головин сказал:
- Ниже реки Чёрной построены русские остроги и их уступить нельзя.
- Богдыхан наказал своим послам не оставлять Албазина за русскими. Об этом и помину быть не может, объявляли иезуиты.
Головин тогда отправил переводчика Белободского к китайским послам с картою, чтобы они указали на ней границу, но только не реку Чёрную.
Китайцы отвечали, что, кроме, реки Чёрной, иной границы они поставить не могут.
Белободский , возвратясь, доложил Головину, что китайцы перебираются на суда.
Опять приехали иезуиты с новым предложением:
- «Быть границе по реке Горбице». – Это уже последняя уступка, говорили они тайно.
Между тем в Нерчинске разнеслась весть, что буряты и онкоты ведут переговоры с китайцами, что когда китайцы нападут на Нерчинск, тогда буряты с онкотами отгонят из-под города лошадей и скот. Головин посылал два раза Белободского с предложением границы по Албазину; посылая второй раз, Головин соглашался, чтобы Албазину, как поселению не быть, и чтобы ратных людей обеим сторонам оттуда вывесть. При этом Белободский потребовал, чтобы китайцы не переманивали русских ясачных.
Китайцы, смеясь, отвечали:
«Пусть де Головин велить своими ратным наказать изменников».
Они знали, что у Головина меньше войск, чем у изменников. Вслед затем китайские послы сели на бусы и спустились вниз по Шилке. А вокруг Нерчинска появились тысячи три китайских войск.
Головин послал узнать, что это значит и вышел с полками из города в ожидании боя. Засесть в Нерчинске было нельзя: острог был мал и бревна в нем все погнили. Было признано лучше действовать в поле.
В это время китайские послы прислали с Белободским последние условия: 1)быть границе по реке Горбице, которая впадает в Шилку и по Аргуни вверх до Б.Газимура; 2)Аргунский острог снесть. На Аргуни никаких поселений не иметь; 3)Албазин разорить и с китайской стороны на его место никаких поселений не будет.
Белободский подтвердил при этом Головину, что видел вооружённых бурят и онкотов, стоявших в карауле вместе с китайцами. Между теми русские наблюдали, как буряты и онкоты переправлялись за реку и присоединялись к китайцам. К ним был послан боярский сын Демьян Многогрешный, чтобы уговорить их возвратиться к русским. Они встретили его выстрелами. Демьян вступил с ними в бой и взял трёх пленных. 2000 вооружённых тунгусов и бурят стали в 1 1\2 верстах от города вверх по реке Нерч. Была решительная минута, от неё зависела судьба Забайкалья. Князь Гантимур, преданный русским, вооружил всех своих тунгусов и присоединился к нашим отрядам. Русские делали демонстративное движение, с целью ввести китайцев в заблуждение; на северо-восток от Нерчинска на горе показывалось пешее и конное русское войско, долженствавшее показать китайцам, что к русским войскам прибывает подкрепление. А это были одни и те жен люди и конница Гантимура. Жители трепетали от страха. Головин уступил. Участь Албазина была решена. Это было 17 августа.
Видя упорство китайцев, измену тунгусов, боясь за участь всей Даурской земли, желая сохранить серебряную руду, соляное озеро и пашни по Аргуни за Россию, Головин вынужден был: 1)принять Горбицу за границу; 2) разорить Албазин, чтобы там не было ни русского, ни китайского поселения. Вот сущность условий, которые решился принять Головин.
Китайцы согласились. И послы положили:
Таковы были статьи Нерчинского договора. Три дня составляли их.
21 августа они были представлены русскому послу; 23 августа Головин выразил согласие.
Наконец, 27 августа 1689 года договор был подписан.
Размен трактатов был на лугу близ Нерчинска в посольской палатке. Послы передали друг другу трактаты, подписанные и запечатанные. Русские получили экземпляр трактата на маньчжурском языке, китайцы – на русском. Два перевода его на латинский язык были подписаны обеими сторонами. Один латинский перевод договора взяли русские, другой китайцы…
При звуке труб и музыки послы обнялись и поцеловались. Головин угощал китайцев винами и фруктами. Курьеры с извещением о заключении мира скакали в Албазин и Аргунский острог…
{А.П. Васильев «Забайкальские казаки. Исторический очерк»
г.Чита, Типография Войскового Хозяйственного Правления Забайк. Каз. Войска, 1916 г.}
4. «Тёмный период в истории Амурских земель» (с 18 до середины 19 века – отсутствие какого-либо развития в истории Приамурья и господство здесь Китая)
5. 19 век – возвращение казаков в Амурские земли
XIX век. Граф Н. Н. Муравьев-Амурский понимал важность переселения на Амур именно казаков и видел возможности для этих процессов. Он лично определил места основания казачьих станиц, руководствуясь при этом не столько удобством для поселения, сколько тем, чтобы расстояние между ними было около 25 верст. Во время первых четырех сплавов на амурских берегах обосновались 4,2 тыс. казаков и членов их семей.
Айгуньский м.д.
29 декабря 1858 г. Александр II подписал указ об образовании Амурского казачьего войска. По распоряжению императора от 1 июня 1860 г. казаки обязаны были поддерживать сообщение по Амуру, охранять границу протяженностью 2486 км, отправлять военную службу в Амурской области и вне её, заготавливать топливо для казённых пароходов, стройматериалы для войсковых помещений, нести внутренние повинности. Кроме того, им приходилось строить штабные помещения, ротные дворы, расчищать дороги и нести полицейскую службу в Благовещенске. Т. к. большинство первых амурских казаков были из Забайкалья, все уставы были такими же, как и в Забайкальском казачьем войске.
За основу нового устава в 1879 г. был взят устав Донского казачьего войска. Александр II утвердил тогда и новое «Положение об Амурском казачьем войске». Должность наказного атамана АКВ совмещалась с должностью военного губернатора Амурской области.
В 19 веке кроме Албазинского, Ачанского и Кумарского острогов стали появляться и другие казачьи поселения.
Станичный округ – административно-территориальная единица казачьего войска в дореволюционной России. В Амурской области вдоль левого берега Амура существовало 7 Станичных округов: Игнашинский, Албазинский, Черняевский, Екатерининский, Поярковский, Иннокентьевский.
Марково. Основанное в 1865 году астраханскими казаками, Марково прошло общий для многих амурских деревень путь, то бишь вдосталь хлебнуло всякого лиха. Позже начались волны коллективного строительства после пожарища в деревне. Славилось село хлебом…
Игнашино. Основано в 1857 и названо по имени стоявшей здесь в XVII крестьянской слободы.
Иннокентьевка. Основано в 1881 году, названо в честь Иннокентия Вениаминова.
Поярково. Основано в 1859 году как казачья станица. Назван по имени землепроходца В.Д. Пояркова.
Черняево. Основано в 1859 году. Названо в память первого командира амурской казачьей бригады Г.Ф. Чернева.
Амурское казачье войско – военно-хозяйственная организация населения Амурской области для охраны русско-китайской границы в 1858-1918 г.г. Создавалось из казаков Забайкальского казачьего войска, переселяемых на Амур и Уссури. В 1857-62 в Приамурье переселено 9772 человек, основано 55 казачьих поселений (станиц, хуторов, посёлков). В эти же годы в казаки приписано несколько сот крестьян, около 2 тысяч штрафных солдат.
Через 10 лет в составе АКВ было до 20 тысяч человек, оно подразделялось на две части: Амурскую и Уссурийскую. В 1889 последняя была выделена в отдельное войско. АКВ осталось в пределах Амурской области, занимаемая левобережную полосу вдоль Амура шириной до 60 км, протяжённостью около 1800 км, общей площадью около 6,5 млн. га (т.н. отвод Духовского, где было запрещено селиться крестьянам). В 90-е годы XIX в. В пределы Амурской области было вселено около 900 семей из Донского и Оренбургского казачьих войск. К 1917 в составе АКВ было около 50 тысяч человек обоего пола.
По положению об АКВ от 1 июня 1860 казак с 19-летнего возраста в течении 30 лет состоял на военной службе, содержал в исправном состоянии оружие, обмундирование, для конных – лошадь, являлся на учения и воинские сборы, выполнял обязанности гарнизонной службы, осуществлял охрану границ, конвоировал арестованных и т.д. На казаков возлагались заготовка дров для казенных параходов, поддержание в проезжем состоянии дорог, охрана почты и т.д. Их отвлекали зачастую для карательных функций. Во время войн казаки участвовали в военных действиях. В годы русско-японской войны конный полк АКВ сражался в Маньчжурии. Во время 1 мировой войны на фронт было отправлено два конных полка, 6 сотен для охраной службы и батарея.
Основным оружием казаков до 1870 г. были драгунские однозарядные ружья калибра 16,51 мм, а с 1880 г. затворные винтовки системы Бердана. С 1896 г. на вооружение поступили магазинные трехлинейки Мосина калибра 7,62 мм. На дом казакам выдавалось старое оружие, а новейшее хранилось на складах. В 1897 г. Амурское и Уссурийское казачьи войска пополнились речными флотилиями.
Пароходы и баржи вскоре были усилены канонерскими лодками производства Сормовского завода. Но всё же главным родом войск у казаков оставалась кавалерия, применявшая для ближнего боя пики и шашки. Будущего казака готовили с детства. Его воспитывал весь уклад жизни казачьих семей, наставления старших, а в казачьих школах изучались гимнастика, фехтование и оказание первой помощи.
ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА
Трудности освоения края привели к плачевному состоянию Амурского казачьего войска в 70-х г. XIX века. Генерал-губернатор Восточной Сибири П.А. Фредерикс считал положение АКВ неблагоприятным и в 1879 году принял ряд мер по его улучшению. Прежде всего, списали долги казаков в размере 276 тыс. рублей. Из казачьего сословия были исключены и с семьями выдворены из станиц 900 «порочных» нижних чинов. Не осевшим казакам предлагалось сделать это или выйти из казачьего сословия. Отменялась тяжкая, в связи с бездорожьем, повинность по заготовке стройматериалов.
Несладко жилось казакам и в 90-е гг. Их семьи, в среднем по 6 человек, не имели достаточных средств. Поэтому им трудно было налаживать своё личное хозяйство и быт. Лошади и другой скот часто содержались под открытым небом, потому что двор казака обычно представлял собой изгородь из жердей или плетня с домом внутри усадьбы. Далеко не у всех было даже постельное бельё. Многие болели цингой, ревматизмом, лихорадкой и туберкулезом.
К 1914 г. на территории отвода Духовского жило 20% населения Амурской области, а в границах современной ее территории - 31 тыс. человек в 67 селениях. Немногим более 5 тыс. были годны к строевой службе, около половины считались малоимущими и до четверти зажиточными. Земельные наделы казаков были в среднем втрое больше, чем у крестьян. Кроме доходов от хлебопашества и скотоводства, многие казаки имели средства от перепродажи контрабандных спиртных напитков.
Упразднение АКВ. Вся организация казачьего населения имела целью закрепить сословную обособленность казаков. Среди них велась шовинистическая пропаганда, насаждался культ служения царю, преданности православной вере.
Обилие повинностей мешало казакам вести хозяйство, использование их для полицейских функций вызывало протест. Уже в начале XX века среди казаков проявляются революционные настроения. В 1905-1906 состоялся I съезд, высказавшийся за преобразование политического строя. В 1917 на II съезде АКВ были приняты решения в революционно-демократическом духе. Избранный исполнительный комитет войска возглавил большевик С.Ф. Шадрин. Атаманов войска стал эсер И.М. Гамов. Ему удалось повернуть казачье правление против власти Советов, и в январе 1918 на IV войсковом съезде (круге) были приняты решения против перехода власти к Советам.
6 марта контрреволюционные элементы подняли мятеж против власти Советов, поставив Гамова военным диктатором. 12-13 марта мятеж был подавлен, трудовые казаки отмежевались от атамана-мятежника, и на V войсковом съезде было решено упразднить АКВ. Делегаты съезда объединились с открывшимся 1 апреля V съездом трудящихся, провозгласившим образование Амурской трудовой социалистической республики. Представитель казаков большевик С.Ф. Шадрин был избран товарищем (зам.) председателем облисполкома.
……………………………………………………………………………………….….
IV Влияние культуры казачества
Определив место будущего поселения, казаки отправлялись в верховья реки за строительным лесом. Брали только спелую лиственницу, и преимущественно ту, что росла на марях, ибо знали – в сыром месте древесина крепче. Много дней хлысты ещё мокли в реке, пока их сбивали в плоты и потом спускали по течению. Строились артелью или семьями, где мужиков побольше. Гвоздями при кладке сруба не пользовались, да их и не сыскать было в округе. Тщательно обтёсанные бревна клали в «лапу». Держался сруб на шкантах. Строили надёжно. Внутренняя планировка разнообразием не отличалась. Дощатые сени, холодная кладовка для припасов. Единственная просторная комната с крашенными стенами: она и гостиная, и спальня, и кухня. Справа громадная русская печь, в которой пекли хлеб, томили щи, готовили напиток из чая, сметаны и собранной загодя в лесу ягоды, называемый «сливаном». Из мебели – деревянный, грубо сколоченный стол, несколько табуретов и скамейка. В передней – залавок для утвари. В красном углу, у окна, закопченная иконка на деревянной подставке. Единственная широкая кровать – для хозяев. Остальные домочадцы – и малые, и престарелые – укладывались на печи или на выскобленном полу, куда предварительно настилали шкуры косули или изюбра.
Быт переселенцев был неприхотлив до чрезвычайности. Утварь большей частью делали саамы – из березы, осины, лиственницы. Полотняное бельё гладили рубилем – предшественником нынешнего утюга. Тарелок, мисок не знали, щи хлебали из общего чугуна, опуская поочерёдно в него самодельные ложки. Ценилась соль, за ней нередко ездили в дальние станицы и даже за Амур. Не знали сахара, печенья, сладостей. И в крепких, зажиточных семьях не ведали о существовании простыней, одеял, наволочек. Засаленные подушки летом стирали, расстилая во дворе для просушки куриное перо. Дома освещали лучиной. Керосин, считался роскошью. Зимою, случалось, за керосином отправлялись санным путём в Хабаровск. Дорога занимала две недели. Шли по замёрзшему Амуру, ночуя тут же, в дровнях. Возили в город добытое в тайге мясо, шкуры. На вырученные деньги, кроме керосина, запасались солью, нитками, мануфактурой. Но не всякую зиму отваживались мужики на далёкое, небезопасное путешествие.
Казаки сеяли лён и коноплю. Из них ткали холсты на рубахи, платье, исподнее. Зимнюю одежду шили из козьих шкур – дохи, куртки, шапки – треухи, меховые штаны, рукавицы, тёплую обувь. Овощи и картошку возделывали на огородах возле дома и запасали впрок, на всю долгую зиму. Пшеницу, овес сеяли далеко в поле, на распаханных релках. Нравы на Амуре были вольными. Бога почитали здесь не очень. Молитву творили более для порядка. Модным считалось «умыкнуть» невесту из другого села. Загодя договориться, а потом тёмной ночью приехать на лошади в условленное место за «сударушкой». Невестины родители поначалу гневались, но скоро дело улаживалось за четвертью сладкой медовухи. Справляли шумные свадьбы, жили годами невенчанные – всякое случалось. Духовенство на Амуре не в великой чести было.
Грамоту мало кто знал. Книга считалась редкостью. Жили отрезанными от всего мира. (Книга «Стоят на Амуре русские сёла» Редактор Э.А. Кандала Хабаровск: Кн. изд-во, 1986.-256 с.)
Влияние культуры казачества на становление культуры амурской
Казачество сыграло неоспоримую роль в становлении российской государственности. На протяжении двух веков среди учёных-обществоведов, то затухая, то разгораясь с новой силой, идёт дискуссия по поводу социального статуса казачества. Исследуя социогенез и эволюцию этого уникального социального явления, можно проследить, как в ходе становления оно обретало важные культурные, этнические, сословные и социально-классовые черты.
Под воздействием политического интереса процесс складывания казачьей культуры происходил ускоренными темпами, не представлял собой естественного социогенеза, что затрудняет выявление закономерностей становления.
Казачество, будучи значимым явлением русской истории, постоянно привлекало к себе внимание исследователей. Однако необходимо иметь в виду, что исторические изыскания всегда несут на себе след эпохи и служат задачам современности. Поэтому их содержание и особенно выводы могут иметь субъективный характер, отражать мировоззрение и философские подходы авторов, и любую работу можно рассматривать как авторскую версию событий. С этих позиций следует подходить и к анализу научно-исследовательской литературы по проблемам казачества.
Процесс утверждения казаков на Дальнем Востоке происходил в непосредственном контакте с аборигенным населением. На Верхнем Амуре и его притоках проживали кочевые орочены, по островам Амура, в районе Кумарского и Черняевского станичных округов, на зиму селились манегры, летом кочевавшие по зейской тайге, по притокам Среднего Амура проживали тунгусы.
Между казаками и аборигенным населением (кроме маньчжур) установились добрососедские отношения, хотя их влияние на казачью культуру было незначительным. Элементы хозяйственной культуры коренного населения можно видеть лишь в предметах и способах охоты и рыболовства, зимнем снаряжении, некоторых суевериях казаков. Такая взаимная непроникаемость хозяйствования и быта в большой степени обусловлена разнородностью культур.
По роду деятельности основные субъекты войскового сословия являлись земледельцами и скотоводами, одновременно занимались охотой и рыболовством, выполняли повинности по обеспечению связи, сопровождению почти и казённых служащих. При многофункциональной деятельности материальное благополучие казачьих хозяйств в значительной степени определялось количественным составом семей. В среднем они состояли из 6-9 человек. Наличие патриархальное семьи связано с тем, что земледельческий труд, особенно не целинных землях, требовал большого количества работников, в то время как 11% взрослого казачьего населения в мирное время постоянно отвлекалось на военную службу.
Казаки заключали браки, как правило, в зрелом возрасте, что было связано с прохождением воинской службы. Если супружеские отношения оформлял казак, находящийся на действительной службе, необходимо было получить разрешение войскового атамана.
Праздничные встречи и проводы казаков, совместные тризны по погибшим воинам, прославление их славных подвигов – всё это скрепляло казачий святой союз. Предательство считалось страшнейшим грехом и позором.
Каждое воинское братство казаков представляло по сути рыцарский орден. Вступая в него, казак давал обет нестяжания и самопожертвования.
Всю свою ратную жизнь казак понимал как служение Богу и ближним. Во время церковных служб в момент чтения Евангелия казак брался за рукоять и обнажал шашку до половины. Это было символом его готовности встать в любой момент на защиту христианства. Твёрдая вера казака в то, что убитый за правое дело попадает в рай и что «смерть за други своя» освобождает от всех грехов, делали его бесстрашным в любом бою.
Свободное время проводили в «беседах», на «посиделках». Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья: после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения и военно-спортивных состязаний.
Из источников следует, что одежда у казаков приобретала функциональное значение. Следует отметить, что элементы одежды, отличавшие служилых людей, присутствовали и в повседневном летнем мужском костюме. Казаки южноамурских станиц носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие с лампасами или чёрные миткалевые брюки и высокие сапоги. Но чаще всего в быту казаки носили костюм городского типа, практически не включавший элементов традиционной казачьей одежды. Главным требованием, предъявляемым к одежде, было удобство в быту.
Постельным бельём в станичном быту не пользовались. Только в зажиточных домах шились наволочки и простыни. Поскольку женщины-казачки часто заменяли мужей в ведении хозяйства, у них не было времени для занятий самотканым производством.
Важной частью культуры жизнеобеспечения является система питания. Определяющую роль в ней весь жизненный уклад казачества: род занятий, структура хозяйства, генетические корни, традиции, религия. Характеристикой системы питания является простота казачьей кухни, скромность и архаичность пищи пахаря, рыболова, охотника.
Результаты исследования………………………………………………………………….
Результаты исследования:
Развернувшаяся во второй половине XVII в. борьба за приамурские земли, между русскими и маньчжурами, закончилась в 1689 г. Нерчинским договором. По нему значительная территория от Забайкалья до устья Амура, освоенная русскими людьми была признана ничейной. В результате, XVII в. явился лишь первоначальным этапом присоединения Приамурья к России. Окончательно эти земли вошли в состав Российского государства в XIX в.
- Казачество оказалось главным сословием в истории освоения и развития Дальнего Востока, определившим во многом дальнейшую судьбу Амурских земель.
- Казачество явилось наиболее удобным для Правительства России сословием, способным выполнить функции освоения, заселения, защиты новых Амурских земель. К тому же, содержание казачества не требовало больших затрат, зато результат был довольно-таки не плохой.
- Выделились этапы заселения и освоения: 17 век, середина 19 и начало 20. Каждый этап характеризуется своими особенностями: 17 век – основные экспедиция на Дальний Восток, первые сплавы, первые казачьи поселения; середина 19 века - образование Амурского казачьего войска (АКВ). новый устав(в 1879 г.), начало 20 века - преодоление препятствий правительственного характера (нехватка средств для жилья, долги, трудности в налаживании хозяйства и быта).
- Культура казачества формирует культуру исконно Амурскую. Казачьей культуре придавало своеобразие пограничное положение областей их заселения, значительно больший, по сравнению с Европейской Россией, запас свободных земель, обусловивший экстенсивный характер хозяйства и устойчивое сохранение патриархальных черт в быту и поведении.
- Казачество оставило в истории Амурской области не только культуру, но и свои имена на карте (приложение__): Аносово, Буссе, Валуево, Волково, Грибское, Гродеково, Духовское, Игнатьево, Иннокентьевка, Корфово, Лазаревка, Муравьевка, Мухино, Новостепановка, Поярково, Ерофей Павлович, Путятино, Серышево, Сковородино, Сычевка, Толбузино, Шимановск, и т.д.
- В конце 20 – начале 21 века активно проходит возрождение казачества, активный процесс восстановления, вводятся новые законы о статусах российского казачества как о государственной службе. (приложение__)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
XVII век - это время великих географических откры тий в Сибири и на северо-востоке Азии. Отважные русские земле проходцы прошли эти малонасе ленные пространства, открывая миру неведомые земли, реки, озе ра, горные хребты, таежные дебри, составляя их описания и черте жи, заполняя "белые пятна" на географических картах. В течение не скольких десятилетий были заложены многочисленные поселки, остроги-города, осваивались па хотные земли. Так, на далекой реке Амур был основана Амурская область.
Для решения своей цели («Исследовать роль казачества в становление Амурских земель») я выводила гипотезу:
«Возможность присоединения Амурских земель к России во второй половине 19 века во многом была предопределена влиянием казачества»,
которую в процессе работы я доказала.
Когда я решила выявить, как влияет казачество на современное общество – для меня это представило большую трудность. Сегодня нет положения казачества, как служилого сословия, вернули казакам только титул, форму,..
Да, казак – это особая философия и образ мысли, со своими традициями.
О первых казаках-переселенцах едва ли не лучше всех написал П. Ф. Унтербергер, первый Наказной Атаман Уссурийского казачьего войска:
"Казак, не щадя здоровья и жизни, - так как многие из них сошли преждевременно в могилу, с честью и славой вынес на своих плечах колонизацию и тем оправдал надежды, возложенные на него графом Муравьевым-Амурским".
Однажды видевшему Амур не забыть никогда торжественности его просторов, лесистых мысов, крутых каменных его берегов, заливов проток, тихих пойменных озер… не даром люди широкой души, сильные духом – казаки, шли именно в эти земли…
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как зима кончилась
Браво, Феликс!
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Ребята и утята