В данной работе пойдет рассказ о градообразующем предприятии города Уссурийска- УЛРЗ.
Вложение | Размер |
---|---|
usuriysk-gorod_zheleznodorozhnikov..doc | 194 КБ |
Уссурийск - город железнодорожников
Не суждено Москвою стать.
Ты – городок провинциальный.
И все же буду повторять:
В моей ты жизни – самый главный.
Надежда Рузанова.
Город Уссурийск, второй по величине город Приморья. Это очень древний город.
Так, где и когда взял своё начало город Уссурийск?
В 698г. Предки народов Дальнего Востока создали первое средневековое государство Бонхай. Это было могущественное государство, в состав которого вошла южная часть Приморья. На территории современного Уссурийска располагался центр бохайского округа Шуайбинь, славившегося даже за пределами Бохая своими лошадьми. К этому времени и относятся первые исторические памятники славного города Уссурийск.
Самые известные средневековые памятники – каменные изваяния черепах, которые олицетворяли долговечность.
К началу 13века край был заброшен и оказался в запустении. В нем сохранялись только небольшие группы охотников и рыболовов. Так продолжалось вплоть до 17 века. В этот период Приморье заключило договорные отношения с Китаем и Приамурьем. Однако в 1860 году Приморье было включено в состав российского государства, для исследования и заселения. В Южно-Уссурийский край, так тогда называли Приморье, прибыли экспедиции топографов и ученых, в том числе Р.Маак. Для охраны границ сюда были переселены казаки, образовавшие казачье уссурийское войско. Сначала правительство не оказывало никакой помощи переселенцам. Главной дорогой для передвижения оставался Амур. Трудно представить насколько тяжело было людям, проходившим через Россию, Сибирь к этому пока ещё дикому краю.
Однако, в 1866г. Выходцы из Астраханской и Воронежской губерний основали в Приморье новое село Никольское. Русский путешественник Н.М. Пржевальский в 1867 году насчитал в этом селении 52 двора и 313 жителей. В1868 году на село напали бандиты и сожгли. При этом погиб житель села Илюшенков, в память о котором одна из сопок. Но жители не опустили руки, и к 80-годам Никольское выросло, в нем было несколько улиц, гарнизон, третий и четвертый батальоны первой Восточносибирской бригады.
Решающий перелом в жизни Никольского связан с началом строительства в 1891г. Транссибирской железнодорожной магистрали.
Новая жизнь
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали послужило поворотным моментом превращения села Никольского в город Никольск-Уссурийск.
Первым начинал эту стройку века генерал-губернатор Муравьев-Амурский. На Уссурийском участке дороги появились: станция, железнодорожные мастерские, депо.
Около станции проживало большое количество людей, что послужило толчком к строительству школы и церкви. Никольское становится торгово-промышленным комплексом.
8апреля 1898 году Комитет министров переименовал село Никольское в город Никольск-Уссурийск.
Так началась новая история развития города. Открылись новые предприятия:
В 1896 году строятся Уссурийские железнодорожные мастерские. К 1913 году они становятся крупнейшим предприятием города, где трудятся около 600 человек. Железнодорожники представляют к этому времени самый крупный и сплоченный коллектив.
Эти мастерские и люди, работающие в них, заслуживают особого внимания.
Становление мастерских
Первым руководителем паровозоремонтных мастерских был назначен Ильчев.
В 1930 году железнодорожные мастерские были преобразованы в Никольск-Уссурийский паровозоремонтный завод.
С 1931 года начальником локомотивного депо станции Уссурийск становится Зеленский Александр Павлович (10.03 1912- 11.08.1987г.).
В1941 году награжден орденом Ленина. В 1943 году назначен начальником Ворошилов-Уссурийского паровозо– вагоно ремонтного завода с присвоением воинского звания инженер – подполковник тяги.
В 1932 году на заводе было 10 цехов: паровозосборный, котельный, вагонный, механический, колесный, кузнечный, литейный, инструментальный, силовой, ремонтно-механический. Они становятся основной ремонтной базой мощных локомотивов. На этот период завод оснащен старой техникой, не имеет мостового крана и кран-балки. Поэтому для подъёма тяжелейших деталей использовались поворотные стрелковые краны ручного привода. В мастерских и цехах отсутствовали вентиляция и хорошее освещение, стоял холод и загазованность.
Все это привело руководство к решению провести реконструкцию паровозоремонтного завода. Но к концу 30-х годов мастерские не давали хороших результатов. За год из их стен выходило 7-8 паровозов. Лишь к середине 40-х годов, после завершения реконструкций, завод стал ремонтировать до 80 паровозов и 118 пассажирских вагонов.
Рабочие и служащие завода активно участвовали в социалистических соревнованиях
В 1932 году из 1291 работника, ударников 1115 человек. Заводчане в эти годы проявили настоящий героизм.
Годы ВОВ
На рассвете 22 июня 1941 года войска фашистской Германии перешли границу СССР.
Долгий путь к победе прошел советский народ.
Более 500 работников ЛРЗ ушло на фронт добровольцами. Пенсионеры не оставили свои рабочие места, а несколько человек вернулись в свои цеха.
В конце 1941 начале 1942 года на заводе развернулось движение «двухсотников» и «трехсотников». Передовики производства выполняли по две – три норма, за себя и своих товарищей, ушедших на фронт. В первых рядах стояли: Шайко И., Терещенко С., столяр Надточий, токарь Кириенко и многие другие.
Была введена карточная система выдачи пайков. Люди голодали, болели и не выходили на работу. Мужчины один за другим призывались на фронт. Вместо них к станкам становились женщины и дети. А ведь Уссурийские паровозоремонтные мастерские были единственным действующим центром для всей железной дороги СССР. Кроме того здесь восстанавливались самоходные дрезины, военная техника для Тихоокеанского флота, выпускались 122мм снаряды и бронированные танковые корпуса.
Руководство не могло, не имело права допустить снижения плана. Поэтому было принято решение об организации отдела рабочего снабжения. В его состав входили: подсобное хозяйство, магазины, столовая.
Рабочие овладевали смежными профессиями, служащие уходили из контор к станкам. Все бригады, которые выполняли и перевыполняли план, получали почетное звание «Фронтовые бригады». К 1944 году их насчитывалось 17.
М.И. Калинин говорил: «Наши железнодорожники проделали гигантскую работу. На тысячи километров с запада на восток они перекинули горы оборудования, материалов, зерна и миллионы спасавшихся от фашистских варваров людей. Страна этого не забудет и высоко ценит работников железнодорожного транспорта за проделанную работу».
Послевоенное время.
В сентябре 1945 года завод прекратил выпуск оборонной продукции. Рабочие принялись к переоборудованию цехов.
ПВРЗ достойно принял эстафету 4 пятилетки, которая началась в 1946 году. Началась реконструкция кольцезаливочного помещения, кузнечного и литейного цехов. С1946 года на завод поступало электрооборудование. И начался новый путь в жизни завода.
В 1957 году завод после реконструкции перешел на ремонт магистральных паровозов, получил название Уссурийский паровозоремонтный завод.
С 1972 года перешел на ремонт тепловозов.
В 1974 году получает название Локомотиворемонтный завод
ЛРЗ сегодня.
В разное время завод ремонтировал тепловозы серий 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 3ТЭ10М, 4ТЭ10С, 2ТЭ10У М62, ТЭП70, 2М62, ТЭМ7, ТЭМ2. В конце 1990-х годов завод предпринимал попытку ремонта электровозов серии ВЛ80С, но к массовому ремонту приступить не смог из-за запрета МПС. В 2009 году был освоен ремонт тепловозов ТЭП70, первым отремонтированным тепловозом стал ТЭП70-0474. Северной железной дороги. В 2010 году на предприятии началась модернизация тепловозов ТГ16.
Для нужд железных дорог завод ремонтирует колёсные пары, дизели, тяговые электродвигатели и тяговые генераторы.
В экспериментальных цехах производит выпуск звеносборочных и -разборочных линий (для рельсосварочных поездов), закладные болты для железобетонных шпал, метизы холодной штамповки. Вся эта продукция потребляется железными дорогами.
В настоящее время завод осуществляет ремонт тепловозов почти для всех железных дорог России, железных дорог государств Казахстан. Кроме того на заводе осуществляется капитальный ремонт тепловозов для промышленных предприятий, угольных разрезов. В будущем возможно заключение договоров на ремонт тепловозов серии М62 для железных дорог Монголии.
Возглавляет завод сегодня – Панченко Н.П.
Все что вы сегодня прочитали и даже больше об истории завода можно узнать в Музее трудовой славы коллектива Уссурийского локомотиворемонтного завода. Организован он был на основании решения партийной организации и приказа начальника завода товарища Ведерникова В.П. № 17 55 от 26 ноября 1926 года.
Первым директором стал инженер-технолог Зеленский А.П.
Тимохов Николай Петрович – заведующий ныне действующего музея народной истории Уссурийского Локомотиворемонтного Завода.
На заводе работает с 2000года. Пришел в рабочий слаженный коллектив Николай Петрович из школы №32, где был директором.
Одеяльце
Большое - маленькое
Сказка "Узнай-зеркала"
Четыре художника. Осень
Аэродинамика и воздушный шарик