В данной работе рассматривается творчество малоизвестной поэтессы, живущей в родном для меня селе Кутузовка, Степанцовой Г. П.
Вложение | Размер |
---|---|
zhivet_v_sele_kutuzovka_slavnyy_i_dobryy_chelovek_stepancova_galina_pavlovna.doc | 90 КБ |
Летопись сибирских деревень
Секция «Культура и искусство моей малой Родины»
Художественный мир поэтессы Степанцовой
Выполнила: Панько Александра Николаевна, ученица 8 класса МОУ « Кутузовская СОШ» Шербакульского муниципального района Омской области.
Руководитель: Вейкум Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Кутузовская СОШ» Шербакульского муниципального района Омской области.
с. Кутузовка
2011 г.
Глава 1. Художественный мир поэтессы Степанцовой
Глава 2. Анализ поэтического произведения..
Приложение-------------------------------------------------------------------------------------- 16
Выбранная мною тема называется « Художественный мир поэтессы Степанцовой Г.П.». В данной работе я рассматриваю творчество мало известной поэтессы – Степанцовой Галины Павловны
Живет в моём родном селе Кутузовка Шербакульского района Омской области славный и добрый человек - Степанцова Галина Павловна, для которой родная деревенька «средь белых берез, среди стройных осинок» всех краше и милее на земле, у которой любимая профессия-воспитатель Детского сада.
С творчеством Галины Павловны я познакомилась еще в Детском саду: она читала нам свои детские стихотворения, а мы, ребята 5 -6 лет, с удовольствием их заучивали наизусть и просили прочесть ещё и ещё. Затем в 2006 году в нашей школе Галина Павловна стала вести кружок «Юный поэт», где учила школьников писать стихи. Именно тогда у меня появился вопрос « Как у поэтессы получаются такие красивые стихотворения? О чём она пишет». В 2009 году я начала изучать творчество своей землячки, выступила с работой на научно – практической конференции. И продолжая знакомиться с произведениями поэтессы, открываю всё новые и новые грани её таланта.
Цели исследования:
1.популяризировать имя поэтессы;
2.привлечь интерес к творчеству поэтессы;
3.донести до читателей художественный мир поэтессы.
Объект исследования - творчество Степанцовой Галины Павловны.
Предмет исследования – стихотворения Степанцовой Галины Павловны.
Методы исследования: анализ лирического произведения, беседа.
Постижение своеобразного художественного мира поэта немыслимо без живого эмоционального отклика на его произведения. Галину Павловну хорошо знают в Кутузовке. Знают её не только любители поэзии, но и простые люди, школьники и дети дошкольного возраста.
Кто же она такая, Галина Степанцова?
Галина Павловна родилась в 1957 году в своей родной деревне Кутузовке. В 1974 году окончила местную среднюю школу. В этом же году решила поступать в педагогическое училище №2. В 1976 году получила профессию воспитателя и начала трудовую деятельность в Детском саду «Колосок», в котором проработала уже 33 года. На работе ее ценят, дети – очень любят. Имеет много разных грамот, звание «Ветеран труда». Пишет стихи, выпустила 2 сборника. В 2009 году стала лауреатом конкурса «Социальная звезда». Является депутатом поселкового совета, принимает активное участие в жизни родного села.
Писать стихотворения Галина Павловна начала уже в зрелом возрасте. В статье «Как я пишу стихи» она говорит: «В юности я даже не предполагала, что когда–нибудь буду писать стихи. Первое своё стихотворение написала в тридцать один год в 1988 году. Это было стихотворное поздравление моему отцу в честь его шестидесятилетия. Потом были небольшие стихи для утренников в Детском саду. По просьбе работников Дома культуры писала стихотворные сценарии для различных мероприятий, частушки. Более осознанно стала относиться к стихотворному творчеству только в 2003 году, когда по инициативе работников районной библиотеки к 100-летию Шербакуля был выпущен сборник стихов «Радость возвращения домой», куда вошли тогда ещё немногочисленные мои стихи». В этот сборник вошли не только стихи Галины Павловны, но и произведения других поэтов района.
В 2004 году вышел авторский сборник её стихов - «Лирика». В 2008 году – книга для детей «Детские забавы». В них стихи, написанные в разное время,- от почти детских (по мироощущениям, яркости красок, ритму, часто напоминающему считалки) до взрослых. В стихах поэтессы - её жизнь. Можно сказать, что стихи - своеобразный лирический дневник автора. Галина Павловна говорит в них о том, что есть в жизни каждого: дом, любовь, семья, Родина, дети.
В произведениях поэтессы какая-то подкупающая просветленность души, которая граничит с восприятием мира детьми. Мы слышим, как «дождь по крышам барабанит», «петушок…по утрам кричит», как разговаривают лягушки, слышим, как «осень стучится в окошко». Под чутким пером автора оживает и «плачущая сосулька», и «дождевая тучка», и «солнечный лучик».
Лирика Галины Павловны отличаются простотой. Поэтесса может бесхитростно рассказать сказку, поведать «от чего бывает гром?»:
Тучки в небе повстречались,
Тучки в небе разыгрались.
Ну, друг друга догонять,
Никому их не унять.
Вот столкнулись тучки лбом,
От удара в небе гром.
Рассказать о моднице - осени:
Модница- осень сундук открывает,
Цветные наряды свои примеряет,
Желтый надела наряд не спеша.
Как хороша! Замирает душа.
В её поэзии мягкий лиризм, за которым истинная, а не показная любовь к детям. Ведь Галина Павловна- победитель районного конкурса «Воспитатель года 2001», участник областного конкурса воспитателей. Поэтому понятно, почему так много поэтесса пишет для детей - дошколят. Очень многие из стихотворений напоминают считалку:
Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко!
Кто рассыпал тут зерно?
Петушок волнуется:
Где же мои курицы?
Стихи понятны, необычны, легко запоминаются - этим они привлекательны для читателя.
Однако у поэтессы много и серьезных произведений. Хорошо зная деревенский быт, природу родного края, Галина Павловна умеет рассказать о своей любви к тому, что дорого:
Я по лугу брожу,
В траве утопая.
Холодит босы ноги
Прохладой роса.
Я всем телом своим
Ароматы вдыхаю.
От волшебной красы
Замирает душа.
Малая родина заняла постоянное место в сердце нашей землячки. В сибирских пейзажах автор ищет и находит добрые краски, свет и тепло, свою литературную тропинку к читателю:
Галина Степанцова – поэтесса тишины, природы, человеческих чувств, голос её негромок, но может передать и шорох трав, шелест листвы и радость разодетой в белый сарафан берёзы.
Автор признаётся в своей любви не только природе родного края, не только к людям, которые живут по соседству (недаром стихотворение «Село мое родное» было напечатано на развороте книги о Кутузовке), но и к России в целом:
Пусть кто-то едет за моря
В погоне за судьбой.
Других судить не вправе я,
Но мне тот мир чужой.
Такая мне судьба дана,
И я ей дорожу.
Россия - Родина моя,
Я её люблю.
Восприятие автором и малой родины, и России очень близки к есенинскому, ведь Сергей Есенин – один из любимых её поэтов. Галина Павловна видит в России самое доброе, светлое, чистое – то, чем проникнута душа русской женщины. И образ России, её пейзажи поэты передают в одинаковой цветовой гамме. Пейзажи в стихах Есенина наполнены голубизной: «летний вечер голубой», «синяя вьюга» А вот как пишет Степанцова: «синий вечер», «синяя сирень». Сочетание синего и малинового цветов придаёт особую выразительность стихам Есенина:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
У Степанцовой часто встречается сочетание различных оттенков синего с белым:
За что люблю свой край родной?
За белую берёзку.
За луг, усыпанный росой,
За утреннюю зорьку.
Люблю ромашек хоровод,
Рябину под окошком.
Весны лазурный небосвод
И разговор гармошки.
Для поэтессы природа - это вечная красота и гармония мира. Нежно, заботливо природа врачует души людей, снимая напряжение душевных перегрузок:
Пролетели годы, птицей улетая,
Но к берёзке также тропкой я иду,
Прикоснусь к берёзке, душу согревая,
Как с подругой снова с ней заговорю.
При этом опоэтизировано всё: небо, цветы, берёза, клён…
Цветообозначения зависят от времени года. Так осень окрашена в золотые тона: «жёлто-багряные дни», «листья жёлтые», «жёлтый наряд», листва шуршит, «жёлтым золотом путь устилая». Зима в изображении поэтессы - «белая волшебница», «снежная королева».
Одушевление природы – одна из черт поэтического мира Степанцовой. В её стихах обилие метафор, олицетворений, сравнений: «хоровод ромашек», «деревья, как невесты», «всё блещет серебром», «вьюга крыши рвёт», «старый клён стонет».
В поэтическом мире автора чувствуется связь природы и фольклорных традиций, ведь русские поэты самую большую привязанность испытывали к соснам, дубам, берёзе. В центре многих произведений Степанцовой - берёза:
О берёзке русской слов немало сказано,
И немало ласковых ей дано имён.
Я душой и сердцем с той берёзкой связана.
В том краю берёзовом милый отчий дом.
Реже встречается клён, рябина, сирень.
Галина Павловна – сибирячка. Видимо, с этим связан и характер её стихов: с одной стороны – красота родных просторов, изменчивость времен года, а с другой стороны – задушевность, искренность интонаций.
Прочитав её произведения, понимаешь, в каком чудесном краю живёшь!
Наблюдая за процессами, происходящими в современном мире, за войнами, которые вспыхивают то в одном уголке планеты, то в другом, она обращается к нам, современникам, с твердой уверенностью, «...что разум проснется…»:
Я верю, что разум проснется, иначе
Не станет на свете планеты Земля.
И пусть больше мать никогда не заплачет,
Исчезнет навечно пусть слово «война».
О чём бы не писала Галина Павловна, она всегда естественна. Это её не считанное, а пережитое. Она – мама, бабушка. Отсюда тепло, исходящее от строк, обращённых к близким людям.
Как трогательно звучит стихотворение о спящей дочурке:
«Пусть поспит, ну хотя бы немножко,-
Я лучу говорю, – не буди!»
Занавеской прикрою окошко.
Сладко спи, моя доченька, спи!
Я от бед тебя также прикрою,
От невзгод, от дождя, от пурги,
Заслоню от напастей собою,
Чтоб счастливой всегда была ты.
С возрастом у поэтессы появляется всё больше философских раздумий. Она любит поразмышлять, поднять волнующие темы в своих произведениях о смысле жизни, о счастье, о Боге:
Что для счастья нужно мне?
Немного и немало,
Чтобы мир был на земле
И жила бы мама.
-----------------------------------------
Кто в этом мире безгрешен?
Едва ли найдётся такой.
Себя самолюбием теша,
Признаться не каждый готов.
------------------------------------
Как альбом, листаю
Жизнь свою сначала.
Оценивая, думаю о том,
Что, наверное бы, кое- что переписала,
Забывая, что у жизни нет черновиков.
Её стихи – результат собственных наблюдений, переживаний, воплощенных в настроении лирической героини. Сила поэта в том, что интимный уголок своего внутреннего мира она смогла выразить в словах обыденных, неброских, пронизанных трепетом души и потому покоряющих читательское сердце. Разговаривая сама с собой, она пытается объяснить своё настроение:
В моей душе бывает пусто,
И нет в ней места никому.
Моей душе бывает грустно,
Сама не знаю почему.
Особый дар человека, дарованный Богом, – способность любить:
Можно жить не любя.
Можно жить для себя –
Ни забот, ни тревог, ни печали.
В этой жизни не встретить тебя никогда,
Средь других не заметить случайно.
…..
Но зачем же тогда
Божьей волею ты
В этом мире на свет появился?
Если в сердце твоём ни любви, ни мечты,
Ты как в небе бескрылая птица.
Описывая современную жизнь со всеми её радостями и сложностями, автор обращается к повседневным мелочам (в переполненном автобусе «парнишка кареглазый поднялся, место уступив»), умеет радоваться чуткости и доброте людей:
Как хорошо, что где-то рядом
Тот парень вежливый живёт.
И на него, быть может, глядя,
Мужчина в ком-то оживёт.
Грустит о живом общении через письма, так как им на смену в современной реальности пришли sms и компьютер:
В почтовых ящиках всё реже письма.
Не модно стало их писать.
И отправлять открытки стало лишним.
По интернету проще поздравлять
Но ящик открывая, как и прежде,
Внимательно оглядываю дно.
И вынимаю почту я в надежде,
Что кто-то написал мне вдруг письмо.
Лирическая героиня очень ранима. Она остро чувствует чужую боль. И воспринимает её, как свою собственную:
Нечаянное слово так больно душу ранит.
Обида давит сердце как тиски.
И лишь со временем те раны заживают,
Но остаются навсегда рубцы.
Желание всё увидеть своими глазами, пропустить через своё сердце –главная особенность поэтессы.
Поэзия Степанцовой очень музыкальна: на её стихи были написаны песни шербакульским композитором Поляковым.
Плачет осень на стекле
Каплями тумана.
Потянулись дни в судьбе
Полосой обмана.
Жизнь стремительной звездой
Пронеслась сгорая.
Наши встречи под луной
Пеленой скрывая.
Словно только лишь вчера
С нами это было.
Светлой юности года
Сердце не забыло.
Стихотворение « Плачет осень на стекле» уже при первом чтении производит большое впечатление. В нем описывается жизнь и прошедшая любовь. А сколько печали… Кажется, что всё оно соткано из печали. И уже первая строчка - метафора «плачет осень» - вводит нас в тему.
В стихотворении две композиционные части. В первой части (первые четыре строчки) явно слышится плавный звук л. Эти звуковые повторы передают скольжение капелек воды по поверхности. Это слёзы, это грусть, ведь «в судьбе полоса обмана». Последующие строки - вторая часть. В ней лирическая героиня вспоминает «юности года», которые «сердце не забыло». Режущий звук р передаёт боль утраты, тревогу. Яркие сравнения (жизнь пронеслась как звезда) помогают передать душевное состояние лирической героини. А эпитеты (светлой, стремительной) дают возможность понять, что жизнь проходит очень быстро и годы юности – это годы радости и света. Поэтому цвет у этого стихотворения - серый.
Среди частей речи преобладают существительные (17). Считаю, что это объясняется темой и жанром.
В тексте 2 прилагательных, 2 местоимения и 6 глаголов. Почти все глаголы употреблены в прошедшем времени.
Стихотворение написано хореем. Трагичность восприятия усиливают простые предложения.
Читая стихотворение, понимаешь, что в жизни много потерь. Но ведь за потерями будет приобретение, что-то светлое?!
Галина Павловна пишет: Я не считаю себя поэтом,
Этой выси мне не достать.
Хотя просит душа при этом
Свои чувства в рифму слагать.
Пусть порою несовершенны
Мои простенькие стихи.
Пишу о своём, сокровенном,
Для себя пишу, для души.
Ну а если их кто-то услышит,
Чьё-то сердце тронут они,
Значит не зря даровано свыше
Мне это благо – писать стихи.
Мне близко творчество Степанцовой, потому что оно посвящено природе и людях родного края. При этом автор одинаково искренне и доверительно беседует как с взрослыми, так и детьми.
Темы её стихотворений различны: красота родного края, удивительный мир детства, размышление о счастье и смысле жизни, любовь к своей стране, к родной Кутузовке, к дочери, к любимому человеку, человеческие ценности…
Подкупает меня и умение работать со словом. Я испытываю чувство радости от общения с душой поэтессы.
Стихи Степанцовой Г.П. – богатство шербакульской земли, родник, из которого нам предстоит наполнить свои сердца искренностью, доброжелательностью и любовью.
Моя работа – это лишь небольшой вклад в огромном деле—знакомстве наших земляков с поэзией этого замечательного человека—Галины Павловны Степанцовой.
« Просвещение», 1985 г.
1983 г.
Злая мать и добрая тётя
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Простые новогодние шары из бумаги
Ах эта снежная зима
Одеяльце